СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
О.А. Дорожкина, Г.М. Первова, В.Н. Дронова, И.В. Гребенникова
Dorozhkina О.А., Pervova G.M., Dronova V.N., Grebennikova I.V. Social Partnership as a Factor of Improvement of the System of Future Primary School Teachers’ Professional Training. The content of the article reflects the authors’ idea of the concept «social partnership», forms of works contributing to development of external ties of department with educational institutions, and the results obtained. Social partnership is considered by the authors as a factor of improvement of the system of future primary school teachers’ training.
30-летний опыт работы кафедры педагогики и методики начального образования Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина - срок достаточный для подведения итогов труда, анализа качества обучения студентов, определения путей совершенствования и перспектив развития.
Результаты научно-практической деятельности кафедры, вступительных испытаний последних лет подтверждают востребованность профессии учителя начальных классов, компетентность и высокую квалификацию профессорско-преподавательского состава, качество подготовки специалистов.
Между тем, инновационные преобразования, происходящие в системе высшей школы, порождают ситуацию, когда внимание привлечено не только к образовательному процессу и позиционированию специальности, но и к внешним связям учебного подразделения, организации социального партнерства. Это происходит потому, что качество современного высшего образования определяется гибкостью мышления будущих специалистов, умением быстро адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных условиях. И потому на первый план выходит образование, способствующее развитию и совершенствованию человеческих ресурсов, формирующее навыки и потребность в самосовершенствовании. В этой связи социальное партнерство кафедры выступает фактором улучшения профессиональной подготовки учителей начальной школы, гарантом их социальной защищенности, условием развития творческих сил и способностей.
Как показывает анализ теоретических источников понятие социальное партнерство означает конструктивное взаимодействие организаций при решении проблем, обеспе-
чивающее синергетический эффект от сложения разных ресурсов.
Социальное партнерство проявляется в установлении связей между разными организациями, заинтересованными в решении одних и тех же социальных проблем. Оно основано на установлении определенного баланса интересов сторон и интеграции интересов в единое целое. Очевидно, что включение кафедры в социальное партнерство позволяет интегрировать ее инновационную и образовательную деятельность с целью позитивных психолого-педагогических и социально-экономических изменений. Результативность такого взаимодействия зависит от четкости определения целей, формулирования задач, правильности распределения ролей, обязанностей и ответственности всех сторон на основе взаимных интересов. Поэтому совершенствование системы профессионального образования на основе социального партнерства требует разработки и использования различных форм и методов, направленных на удовлетворение потребностей общества и личности.
Деятельность кафедры по развитию внешних связей представлена сотрудничеством с Московским педагогическим госуни-верситетом, Рязанским государственным педагогическим университетом имени С.А. Есенина, Московским городским педагогическим университетом, Мичуринским государственным педагогическим институтом и выражается в совместном участии в научно -практических конференциях, семинарах, обмене опытом.
Так, доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Агаркова, являясь членом Учебно-методической комиссии по специальности «Педагогика и методика начального образования» принимает участие в разработке
стандартов и учебных планов для высшего профессионального образования. Ее аспиранты и соискатели защищают результаты своих исследований в диссертационных советах Рязани, Тамбова, Москвы.
Г.М. Первова - член Ассоциации исследователей и преподавателей детской литературы при Московском педагогическом гос-университете, ведет активную переписку с преподавателями, рецензирует пособия своих коллег.
На региональном уровне кафедра педагогики и методики начального образования осуществляет тесную связь с Управлением образования и науки Тамбовской области, Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования. Результатом сотрудничества выступают совместные научно-практические конференции, сборники педагогических материалов «Перспективы использования вариативных учебно-методических комплектов в современной начальной школе» (2006), «Актуальные проблемы развития системы непрерывного педагогического образования в Тамбовской области» (2006) и др., круглый стол «Инновационные технологии, традиции и стандарты в дошкольном (предшкольном) и начальном образовании» (2007).
Социальное партнерство с институтом проявляется в участии преподавателей кафедры (профессор-консультант, доктор педагогических наук, Н.Г. Агаркова, профессор, доктор педагогических наук Г.М. Первова, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой О.А. Дорожкина, доценты, кандидаты педагогических и филологических наук В.Н. Дронова, О.А. Дриняева, И.К. Носова, О.А. Руделева, И.В. Гребенникова) в чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий, рецензировании учебников, учебно-методических пособий. Преподаватели участвуют в работе экспертных комиссий, жюри профессиональных конкурсов «Воспитатель года», «Учитель года». Сотрудники кафедры - постоянные авторы научно-методического журнала «Образование в регионе», издаваемого в Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования.
На постоянной основе в Институте повышения квалификации работников образо-
вания работает профессор Г.М. Первова. Она выезжает в города и районные центры области для чтения лекций, консультаций, знакомит учителей начальных классов с инновационными технологиями преподавания. В 2007 г. Управление образования и науки Тамбовской области объявило конкурс концепций учебных программ, пособий, электронных средств обучения по предметам регионального компонента Госстандарта образования в рамках реализации целевой программы «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2010 годы». Среди победителей конкурса в номинациях «Общее образование» и «Дополнительное образование» было названо имя профессора Г.М. Первовой - автора учебно-методического комплекса по литературному краеведению в 1-4-х классах. В рамках сотрудничества ею составлена хрестоматия «Тамбовские писатели детям» в 2-х частях и учебнометодические разработки, предназначенные для учителей начальной школы.
Производственная практика, являясь первостепенно важным компонентом подготовки современного учителя начальных классов, предоставляет широкую основу для создания и развития внешних связей кафедры, социального партнерства. Успешность ее проведения невозможна без тесной связи с базами, в качестве которых выступают средние общеобразовательные школы, гимназии, дошкольные образовательные учреждения и учреждения социальной сферы, деятельность которых напрямую связана с организацией учебной или воспитательной работы с детьми.
Партнерство с перечисленными учреждениями проявляется:
- в участии учителей опорных школ в конференциях по производственной практике;
- в систематическом проведении преподавателями кафедры (В.Н. Дронова, О.А. Дриняева, О.А. Руделева, Л.И. Запорожченко, И.В. Гребенникова) лекций-консультаций по наиболее сложным проблемам лингвомето-дики, методики преподавания математики;
- в использовании учебников и методических пособий преподавателей кафедры в учебном процессе;
- практикуется рецензирование дипломных работ учителей-заочников учите-
лями и завучами, работающими в начальных классах и имеющими почетные звания и награды;
- в обогащении методической базы школ учебно-наглядными пособиями, изготовленными студентами;
- в проведении циклов внеклассных мероприятий.
В результате сотрудничества составлена подробная картотека опорных школ Тамбовской области, наиболее успешные студенты, проходившие практику, приглашаются на постоянную работу по специальности.
Совместная деятельность была обогащена проведением крупных мероприятий: круглый стол по теме «Инновационные технологии, традиции и стандарты в дошкольном, предшкольном и начальном образовании» (отв. - В.Н. Дронова), Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Научнометодическое обеспечение решения проблем преемственности в образовании и обучении детей (дошкольное, предшкольное, начальное образование).
Найдены новые формы сотрудничества:
- привлечение студентов 3-го курса в качестве организаторов детского досуга в университетский лагерь отдыха «Молодежный»;
- проведение студентами учебных занятий на дому с детьми-инвалидами при условии сохранного интеллекта.
Социальному партнерству кафедры педагогики и методики начального образования способствует связь с общественной организацией Тамбовское региональное отделение «Союз социальных педагогов и социальных работников» института педагогики и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина и муниципальным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Тамбова».
Совместно разработана и реализована в 2006 г. программа «Мы все можем», направленная на организацию социально-педагогической поддержки детям-инвалидам дошкольного возраста, обеспечивающая развитие их интересов, творческих способностей, индивидуальных возможностей и содействие их успешной адаптации в социум.
Осуществление данной программы потребовало решения таких задач, как создание
банка данных о детях-инвалидах дошкольного возраста, проживающих на территории Октябрьского района г. Тамбова; изучение социально-педагогической среды, образовательных и рекреационных потребностей де-тей-инвалидов; разработка содержания, форм и методов образовательно-воспитальной и культурно-досуговой работы с дошкольни-ками-инвалидами; создание групп развития детей-инвалидов дошкольного возраста, пролонгированное социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов дошкольного возраста, контроль за выполнением программы.
На основании комплексной социальнопедагогической диагностики была сформирована группа детей-инвалидов дошкольного возраста. Содержание работы с ними включало в себя подготовку к школе (обучение первоначальному чтению и письму, формирование элементарных математических представлений), экологическое воспитание, развитие художественно-эстетического восприятия, организацию активных занятий, включающих элементы физической культуры, ритмики, подвижных игр, организацию коллективных мероприятий, объединяющих детей-инвалидов и членов их семей. В подготовке детей использовались личностно ориентированные технологии, разработанные на кафедре педагогики
и методики начального образования. В разработке воспитательных программ приняли участие специалисты центра социального обслуживания населения.
Работу с дошкольниками проводили волонтеры - студенты института педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по специальности «Педагогика и методика начального образования». Они вели реабилитационные карты, разрабатывали индивидуальные обучающие программы. По просьбе родителей был создан гибкий график занятий с детьми в центре социального обслуживания населения, где предоставлялась широкая возможность для использования модульного оборудования, было организовано обучение на дому, по необходимости проводились консультационные услуги для родителей.
Для обучения волонтеров был организован постоянно действующий семинар «Социально-педагогическая поддержка детей-инва-лидов». Для проведения занятий привлечены преподаватели вуза, педагогического колледжа, специалисты центра социального обслуживания населения. На занятиях студентов знакомили с особенностями развития де-тей-инвалидов, с основами специальной педагогики и психологии, с нормативно-правовой базой социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и их семей. Особое внимание уделялось обучению технологиям социально-педагогической работы с детьми-инвалидами.
В результате подготовки и реализации программы было разработано и апробировано программно-методическое обеспечение
технологий социально-педагогической работы с детьми-инвалидами дошкольного возраста, которое будет пригодно для использования в других социальных учреждениях региона.
В ходе выполнения программы «Мы все можем!» на практике реализованы принципы социального партнерства некоммерческих организаций социальной направленности с государственными и муниципальными учреждениями социальной сферы по обеспечению законных социальных прав детей-инвалидов и членов их семей. Участие будущих педагогов в данной программе не только способствовало их личностному росту, но и обеспечивало расширение сферы их профессиональной деятельности.