Цитируя избранного президента РФ Дмитрия Медведева, можно сказать в заключение: «Главное в инновациях - результат». В ТГУ им. Г. Р. Державина результат налицо: университетский комплекс работает, и работает эффективно.
Поступила в редакцию 11.04.2008 г.
Kulichenko R.M., Sharshov I.A., Makarova L.N. University complex of continuous pedagogical education: structure and directions of activity. The article considers the university complex as a cluster of innovative development of educational and social spheres in a region. The innovative structure of the complex and basic directions of strategic partners’ activity are revealed.
Key words: innovative-educational program,
university complex, cluster, educational and social sphere, region.
СОТРУДНИЧЕСТВО КАФЕДРЫ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ-ПАРТНЕРАМИ КАК ПУТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ1
О.А. Дорожкина, В.Н. Дронова
В статье рассматривается проблема содержания и форм сотрудничества кафедры с учреждения-ми-партнерами. Решение этой проблемы на кафедре педагогики и методики начального образования реализуется в четырех охарактеризованных авторами направлениях (сотрудничество в образовательной сфере, параллельная академическая мобильность, экспорт образовательных услуг, реализация грантовых программ) силами всех членов кафедры в рамках проводимой ими учебно-воспитательной, организационно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами на базе ТГУ им. Г.Р. Державина, а также внешних партнеров (различных типов образовательных учреждений, учреждений повышения квалификации органов управления образования, научноисследовательских и общественных организаций и сообществ).
Ключевые слова: базовые учреждения, грантовые программы, параллельная академическая мобильность, партнерство, сотрудничество, экспорт образовательных услуг.
План развития отечественного образования, определенный в посланиях Президента России Федеральному собранию (20042007 гг.), предполагает значительную в содержательном отношении динамику развития современной России. Программа подъема на новый качественный уровень развития государства в целом сформулирована как единая и комплексная программа долгосрочной стратегии, включающая в себя и российское образование, которое по своей фундаментальности занимало, занимает и должно занимать одно из ведущих мест в мире. Это означает повышение требований к профессиональному образованию, профессиональному в широком смысле этого слова, поскольку утрата этого преимущества, по общему мнению, абсолютно недопустима.
1 Тема поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 20072008 гг.
Именно поэтому основной задачей учреждений высшего профессионального образования является задача повышения уровня конкурентоспособности и конкурентоустой-чивости выпускаемых молодых специалистов, готовых на высоком профессиональном уровне вступить на рынок трудовых отношений. Решение этой задачи невозможно без полноценного партнерства, которое для высшего профессионального образования определяется как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и инструментами рынка труда, органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
В то же время, как отмечено в приведенном выше документе, «...сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим об-
разованием сопровождается снижением уровня преподавания» [1].
Подготовка специалистов в области педагогики и методики начального образования -логичное и важное звено в образовательной системе университета. Это подтверждает интерес и внимание общества к этой профессии, ее особую значимость, определяющуюся высокой миссией учителя, в чьи руки родители отдают самое дорогое - своих детей.
Важность профессии определяется и тем, что именно в младшем школьном возрасте оформляется характер ребенка, складываются основные черты, влияющие в дальнейшем на всю его практическую деятельность, умения общения с людьми. Учитель формирует у маленького гражданина базовые основания личности, выявляет заложенный потенциал, развивает способности, помогает ребенку подняться на максимально высокий уровень, обогащая его природу.
Реализация имеющихся задач требует наличия определенных условий. Одно из них -это качественная профессиональная подготовка учителя. Ее необходимость подтверждает практика и, конечно, ученые исследователи, единодушные во мнении, что достойно выполнить возложенную на учителя миссию может только высокообразованный специалист, имеющий основательную как теоретическую, так и практическую подготовку.
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. определена необходимость расширения пространства социального партнерства, обосновано развитие различных форм взаимодействия его субъектов, и отсюда вытекает глобальная задача - расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов.
Основные направления деятельности субъектов партнерства в сфере высшего профессионального образования могут быть сформулированы так:
- определение перечня образовательных услуг, востребованных на рынке труда;
- определение требований к качеству подготовки специалистов и участие в итоговой государственной аттестации выпускников;
- определение требований к качеству учебно-программной документации;
- совершенствование организации образовательного процесса;
- развитие материально-технической базы учебных заведений;
- оценка деятельности образовательных учреждений, участие в лицензировании, аттестации и государственной аккредитации учебных заведений;
- формирование и реализация вариативности воспитательных систем;
- развитие профориентации населения;
- трудоустройство выпускников средних специальных учебных заведений.
Как мы считаем, существуют реальные пути достижения названных целей. Наиболее перспективными и реальными можно признать:
- заключение договоров о сотрудничестве между субъектами партнерства;
- формирование механизма партнерства в части профильной структуры подготовки специалистов в области педагогики и методики начального обучения;
- разработка принципиальных положений и рекомендаций по организации взаимодействия субъектов партнерства в оценке качества подготовки специалистов и учебнопрограммной документации.
Реализация проекта предполагает ярко выраженную активность вузов, выявление и преодоление препонов, мешающих интенсивному развитию высшей школы. В числе последних - немобильная, стереотипная система сотрудничества с учреждениями-парт-нерами. Именно поэтому ряд объективных причин заставляет нас посмотреть на проблему подготовки педагогов с несколько «осовремененных» позиций - с позиций принципиального обновления связей вуза с учреждениями-партнерами.
Настоятельная необходимость решения обозначенного круга проблем стала основанием для разработки кафедрой педагогики и методики начального образования ТГУ им. Г.Р. Державина проблемы глубокого взаимодействия с учреждениями-партнерами разных уровней и практической направленности их совместной деятельности. Такая позиция кафедры обусловлена необходимостью формирования объединения, призванного обеспечить содержательную сторону интегративного в организационном и содержательном отношении процесса подготовки
студентов, формирования профессиональной позиции и профессиональной компетенции будущих специалистов для современной системы образования.
Коллектив кафедры педагогики и методики начального образования в течение многих лет непрерывно работает в режиме инновационной деятельности, поскольку здесь работают в основном опытные и хорошо подготовленные преподаватели, используются современные обучающие технологии и самые прогрессивные методики.
Коллективом кафедры ведется разработка и осуществляется внедрение принципиально новой модели подготовки специалистов системы образования. Реализация модели осуществляется на базе условно названного, но реально существующего учебного научно-методического комплекса «Вуз - образовательные учреждения», функционирующего в рамках сотрудничества с учрежде-ниями-партнерами.
Основные составляющие процесса представлены следующими структурами:
- кафедрой педагогики и методики начального образования Института педагогики и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина;
- базовыми дошкольными и школьными образовательными учреждениями;
- управленческими структурами и их подразделениями, регламентирующими деятельность подотчетных образовательных учреждений;
- Институтом повышения квалификации работников образования и др.
Названные учреждения и их подразделения, хотя и не все входят в структуру университета, являются на сегодняшний день непосредственными составляющими комплекса. Кроме того, структурные подразделения и школы также являются экспериментальными площадками кафедры и активно используются в учебном процессе. Преподаватели кафедры активно ведут научно -исследовательскую, практическую и методическую работу на базе образовательных учреждений различных типов (школы, школы-детские сады, гимназии, лицеи, учреждения интернатного типа и т. д.). В условиях созданного комплекса имеет место интеграция учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы. Это позволяет обеспечивать высокий
общенаучный и частнометодический уровень учебных занятий со студентами, результативность с точки зрения формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Кафедра заключила договоры с учебными заведениями, образовательными организациями, в рамках которых проводятся совместные научные исследования, учебно-методические и культурные акции.
Конкретными направлениями совместной деятельности университета с учрежде-ниями-партнерами на сегодняшний день нами признаются:
- сотрудничество в образовательной сфере,
- параллельная академическая мобильность,
экспорт образовательных услуг,
- грантовые программы.
Сотрудничество в образовательной
сфере, традиционное по формам, но инновационное по содержанию, реализуется при организации производственной практики и учебно-исследовательской работы студентов при выполнении ими курсовых и дипломных работ.
Но не следует думать, что сотрудничество кафедры с учреждениями-партнерами ограничивается только этим.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для информационной и психологической поддержки молодежи, оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в получении дальнейшего образования и освоении той или иной профессии. По данным Центра социально-профессионального самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения РАО, 67 % выпускников школ не имеют представлений ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей профессиональной деятельности. Многие из них уповают на случай, как получится. 27 % считают, что об их трудовой и жизненной карьере позаботятся родители. И только 4 % считают, что в решении этих вопросов им может помочь школа.
В рамках названного направления кафедра осуществляет сотрудничество с учебными учреждениями различных уровней с различными целевыми производственными установками. В частности, в МОУ СОШ №31 г. Тамбова успешно функционируют педагогические классы в плане формирования ориентационной компетентности, которая рассматривается нами как результат оказания подросткам педагогической, психологической, информационной поддержки необходимого уровня ориентировки в ситуации выбора по окончании основной или старшей школы, способность к адекватному поведению в ситуации выбора.
Учителями школы и преподавателями кафедры разработаны программы элективных курсов, обеспечивающих поддержку предметов профильного и базового уровня, а также курсов развивающей, общекультурной направленности.
В перспективе, нам представляется, в условиях создания сетевого сотрудничества с профильными образовательными учреждениями района возможен переход к более гибкой мультипрофильной модели обучения, когда учащиеся практически по всем предметам будут иметь возможность выбора изучения программ по базовому, расширенному или углубленному варианту, обучаясь по индивидуальным учебным планам.
Академическая мобильность деятельности кафедры прежде всего предполагает быструю и эффективную ориентацию изменяющихся социально-экономических условий развития как системы высшего профессионального образования, так и школьного образования.
Практика показывает, что вопрос кадровой обеспеченности учреждений образования Тамбова и Тамбовской области и области с позиций качества и требований времени еще не решен полностью. Одна из причин заключается в том, что подготовка специалистов системы трехъярусного образования (дошкольное, предшкольное, начальное) в регионе никогда не велась. Кроме того, ухудшение физического и психического здоровья детей, необходимость дифференциации обучения в условиях массовых дошкольных и школьных образовательных учреждений обуславливают актуальность и востребованность знаний и уровня компетентности всех специалистов,
занимающимися проблемами детского возраста.
Результаты изучения, анализа и обобщения педагогического опыта, проводимых кафедрой, позволяют говорить о том, что образовательные системы и лежащие в их основе образовательные технологии должны соответствовать не только научно-предметному содержанию учебного предмета, но и природным физиологическим и психологическим, а также социальным особенностям и закономерностям развития детей.
По мнению специалистов, для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимо разработать единую государственную общеобразовательную программу воспитания и обучения, обеспечивающую базис развития личности детей, представляющую вместе с тем возможность использования вариативных образовательных технологий.
На кафедре уточняются концептуальные позиции специализаций и специальностей, в частности, специальности «Предшкольная подготовка детей», разрабатывается содержание профилирующих курсов, ведется планомерная работа по созданию УМК по специальности, связанной с проблемами подготовки педагога предшкольного звена образования.
Экспорт образовательных услуг. Кафедра имеет многолетний опыт в обучении студентов, аспирантов и соискателей. Практически все преподаватели имеют хорошую практику в преподавании как фундаментальных наук, так и их методических основ. Сегодня студенты могут обучиться не только на одном факультете, но и на других факультетах ТГУ им. Г. Р. Державина, а также получить второе высшее образование.
Примечательно, что профессора кафедры руководят аспирантами и соискателями, основным местом работы которых являются учреждения-партнеры: Управление образования, образовательные учреждения Тамбовской области.
Кафедра имеет солидное представительство в российском УМО и Центре детского чтения.
Значительный вклад в экспорт образовательных услуг вносят публикации преподавателей, аспирантов и студентов по наиболее
актуальным проблемам современной методики начального образования.
Грантовые программы. Наш университет и, соответственно, кафедра, является участником российских и международных программ и фондов, при поддержке которых она привлекает лучших специалистов и экспертов в различных областях знаний, реализует международные научно-исследовательские и академические программы и проекты.
Большое внимание уделяется участию студентов и аспирантов в конкурсах на обучение, объявляемых различными международными организациями.
Студенты старших курсов, обучающиеся по специальности «Педагогика и методика начального обучения», принимают участие в волонтерском движении, предполагающем учебно-воспитательную работу с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими сохранный интеллект, но ограниченные физические возможности в рамках гранта по проблеме реабилитации детей дошкольного и младшего
школьного возраста с ограниченными возможностями, выигранного на конкурсной основе Институтом педагогики и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина.
Такой подход к подготовке специалистов, объединяющий науку и практику, является, на наш взгляд, наиболее актуальным и обоснованным в настоящее время. Участие членов кафедры в анализируемом направлении работы не является фрагментарным, а является органической частью их преподавательской деятельности. Это положение подтверждается прежде всего тем, что напрямую соотносится с направлениями планирования деятельности каждого преподавателя ТГУ: учебно-воспитательной работой, организационно-методической, научно-исследова-
тельской.
Конкретное содержание деятельности отражено в таблице 1, причем значительная часть видов работы носит интегративный характер, то есть предусматривающий органическое сочетание названных направлений.
Таблица 1
Сотрудничество кафедры с учреждениями-партнерами
Направления
сотрудничества
Содержание деятельности кафедры по реализации идей сот
учебно-воспитательная
рудничества и партнерства
организационно-методическая
научно-исследовательская
Сотрудничество в образовательной сфере
Организация непрерывной педагогической практики в базовых образовательных
учреждениях различного типа (школы, образовательные учреждения школа - детский сад, гимназии, лицеи, учреждения интернатного типа).
Дронова В.Н.
Создание силами студентов практикантов дневного и заочного отделений картотеки опорных образовательных
учреждений Тамбовской области.
Дронова В. Н.
Рецензирование образовательных программ, составленных учителями, воспитателями образовательных уч-реждений-партнеров (Дронова В.Н., Первова Г.М.)
Подготовительная работа к организации видеотеки по методике преподавания русского языка (раздел «Современный урок русского языка в начальной школе») на основе видеоматериалов, полученных на базе учреждений-партне-ров
('Дронова В.Н.)
Курсовые, дипломные исследования, выполненные под руководством преподавателей кафедры ПиМНО на базе учреждений-партнеров.
Выполнение на базе учреж-дений-партнеров исследований в форме методических проектов студентами 5 курса д/о и з/о (специальность -педагогика и методика начального обучения). Оппонирование и рецензирование диссертаций и авторефератов исследований по специальностям:
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (русский язык);
13.00.01 - теория и история педагогики;
13.00.08 - теория и методика обучения и воспитания (профессиональное обучение и воспитание);
Продолжение таблицы 1
Деятельность проф. Первовой Г.М. в качестве члена Ассоциации (Центра) детского чтения при МПГУ (г. Москва) Деятельность проф. Агарковой Н.Г.в качестве члена УМО
Академическая мобильность Проведение научно-методических семинаров для педагогов образовательных учреждений города и села по проблемам обучения и воспитания детей в группах предшкольной подготовки и учащихся младших классов образовательных учреждений и участие в них (Гребенникова И.В., Дронова В.Н., Первова Г.М.) Проведение научно-практической конференции в форме регионального Круглого стола на базе кафедры ПиМНО с приглашением специалистов учреждений по теме: «Инновационные технологии, традиции и стандарты в дошкольном (предшкольном) и начальном образовании» (Дронова В.Н.) Издание сборников статей с участием представителей учреждений-партнеров: 1. Инновационные технологии, традиции и стандарты в дошкольном (предшкольном) и начальном образовании: Материалы Круглого стола / отв. ред. О.А. Дорожкина; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. 108 с. Редакционная коллегия: Дронова В.Н., Дриняева О.А. 2. Научно-методическое обеспечение решения проблем преемственности в образовании детей: Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. О.А. Дорожкина. Тамбов: Изд-во ИП Чернецова А.М., 2007. 115 с. Редакционная коллегия: д.п.н., профессор Дорожкина О.А., Шаршов И.А., д.п.н., профессор Первова Г.М., к.п.н., доцент Запорожченко Л.И., к.ф.н., доцент Руделёва О.А. 3. Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов (филоло-го-методический блок) - сборник готовится к публикации. Ответственный редактор О.А. Дорожкина
экспорт образовательных услуг Проведение консультативной работы с учащимися начальных классов образовательных учреждений-партнеров и их родителями. Дронова В. Н., Гребенникова И.В. Консультирование руководителей, педагогов учреждений-партнеров по вопросам организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками в условиях применения инновационных технологий. Осуществление научного руководства: федеральной экспериментальной площадкой (Первова Г.М.); - научное руководство межотраслевой программой (Первова Г.М.); деятельность в качестве членов Диссертационных советов (Дорожкина О.А., Первова Г.М.)
Заключение договора об установлении партнерских связей с МОУ «Кривополянская СОШ» Бондарского района Тамбовской области (Дорожкина О.А.)
Грантовые и договорные программы Внедрение авторских методических материалов для работы с детьми с ограниченными физическими возможностями (при сохранном интеллекте) при подготовке к обучению грамоте и развитию речи (Гребенникова И.В., Дронова В.Н.) Консультативная работа со студентами-волонтерами в рамках грантовой программы (Гребенникова И.В., Дронова В.Н.) Разработка и реализация программ элективных курсов для 9-11 педагогических классов на базе МОУ СОШ № 31 г. Тамбова: - «Педагогика» (Гребенникова И.В.); - «Культура письменной речи» (Руделева О.А.) Разработка и внедрение в практическую деятельность школ г. Тамбова и области рекомендаций и материалов для учителей начальных классов, работающих с будущими первоклассниками в условиях групп предшколь-ной подготовки (Сост. В.Н. Дронова). Организация и проведение семинаров по проблемам начальной филологической подготовки младших школьников на базе МОУ СОШ № 33 г. Тамбова и МОУ «Ста-росеславинская СОШ» с участием учителей Хобот-Богоявленской и Старокозьмадемьяновской школ Первомайского района Тамбовской области. (О.А. Дриняева) Функционирование на базе образовательных учреждений разных типов научно-исследовательских лабораторий и Центров: (Агаркова Н.Г., Дорожкина О.А., Первова Г.М.)
Таким образом, кафедра педагогики и методики начального образования делает определенные, вполне уверенные шаги по реализации основных концепций развития российского образования.
В частности, коллектив кафедры в последнее время значительно активизировал свою деятельность по развитию интеграции учреждений образования всех уровней, расширению партнерства, связей с работодателями, совершенствованию содержания и внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения.
1. План Президента Путина. Руководство для будущих президентов России / сост. Г.О. Павловский. М., 2007. С. 175.
Поступила в редакцию 14.04.2008 г.
Dorozhkina O.A., Dronova V.N. Department’s cooperation with partner establishments as a way of professional becoming of a future teacher of primary school. In the article the problem of the content and forms of department’s cooperation with partner establishments is considered. At the Department of Pedagogics and Methodology of Primary Education this problem is decided in four ways characterized by the authors (cooperation in the educational sphere, parallel academic mobility, export of educational services, realization of grant programs) by forces of all members of the department within the limits of teaching-educational, organizational-methodical, research and educational work with students conducted on the basis of TSU named after G.R. Derzhavin, and also external partners (various types of educational establishments, establishments of professional skill improvement of education control bodies, research and public organizations and communities).
Key words: basic establishments, grant programs, parallel academic mobility, partnership, cooperation, export of educational services.