СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АРТЕМЬЕВ И.А.
В статье предлагаются пути развития социального партнерства в профессиональном колледже с целью формирования конкурентоспособности выпускников.
In article ways of development of social partnership to professional college for the purpose of formation of competitiveness of graduates are offered.
Словосочетание «качество образования», сформулированное в Российской образовательной системе в начале 90-х годов ХХ века и получившее отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» (в редакциях от 1992 и 1996 гг.), породило в сегодняшнем инновационном веке большое количество различных практик, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме.
В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства. Россияне сегодня стремятся получить более высокий уровень профессионального образования, что должно привести к значительному росту интеллектуального капитала человечества. Важно отметить, что обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения - основа социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.
Качество профессионального образования проявляется, в первую очередь, в уровне востребованности выпускников образовательных учреждений профессионального образования на рынке труда.
Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям рынков труда, в том числе обеспечение полномасштабного включения российской высшей школы в 1999 г. в Болонский процесс, нашли отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, в Комплексе межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" осуществляется поддержка вузов, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, создание федеральных университетов и бизнес-школ.
На национальном уровне система обеспечения качества профессионального образования, как отмечено на сайте Министерства образования и науки РФ, предусматривает пересмотр Государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения с целью приведения содержания и технологий образования в соответствие [1]:
а) требованиям современного общества (переход от передачи "готовых знаний" к формированию компетенций);
б) требованиям социально-экономического развития (преодоление рассогласования с потребностями рынка труда по отраслям и в территориальном разрезе);
в) современному уровню развития соответствующей отрасли и науки.
Формирование эффективных механизмов привлечения институтов гражданского общества (профессиональные и научные сообщества, объединения работодателей) к вопросам оценки качества образования от разработки стандартов до контроля за результатами.
Полноценные связи профессионального образования с научно-исследовательской и практи-
ческой деятельностью через развитие эффективных организационных форм (инновационные университеты, базовые кафедры вузов в НИИ, научно-образовательные центры и др.), создание механизмов коммерциализации исследований и разработок (научные парки, центры передачи технологий и пр.).
Совершенствование процедур лицензирования, государственной аккредитации на базе независимой экспертизы, в том числе с привлечением международных организаций и экспертов.
Усиление контроля качества образования в филиалах и негосударственных образовательных учреждениях.
Совершенствование государственной аттестации научно-педагогических кадров.
Разработка стандарта учебно-материальной базы, регламентирующего необходимые и достаточные материально-технические нормы.
Создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях.
Необходимость интеграции в мировое образовательное пространство вызвала начало реформ в образовании, которые смогли бы решить вопросы академической мобильности, повышения конкурентоспособности и востребованности специалистов. Инновационные процессы в образовании коснулись всех его ступеней. Но при всем различии форм и методов реформирования объединяющим фактором является ориентация образовательной системы на выполнение требований работодателей. На стадии школьного образования это выразилось в реализации профильного и предпрофильного подхода к обучению, на стадиях профессионального образования - в участии работодателей в разработке образовательных стандартов, формировании профессионального заказа и целевой подготовке специалистов.
Важно отметить, что создание многоступенчатой образовательной системы, а также интеграция, осуществляемая на базе среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, является неотъемлемой частью современного образовательного процесса, направленного на повышение качества профессионального образования.
Более того, важной составляющей современного образовательного процесса является взаимодействие с социальными партнерами, которое способствует не только интеграции российской и мировой образовательных систем, но и росту конкурентоспособности нашей «школы» на мировом образовательном рынке услуг.
Различают следующие большие социальные группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы, специфический признак которых — непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании. С точки зрения образования каждая из этих групп может являться группой ориентирования социального партнерства. Социальное партнерство по отношению к образованию является: партнерством, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерством внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерством, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Последнее понимание партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно.
Социальное партнерство направлено на привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному взаимодействию и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда. Как отмечает канд. пед. наук Пермяков Е.В.: «в условиях рынка труда социальное партнерство становится важнейшим средством повышения ка-
чества профессионального образования и адаптации молодых специалистов к новым экономическим условиям. Оно помогает избежать крупных социальных потрясений, сгладить остроту современных общественных и экономических противоречий. Это обеспечивается совместными усилиями социальных партнеров по сохранению кадрового потенциала предприятий, созданием рабочих мест, профессиональным внутрифирменным обучением работников, предоставлением социальных гарантий, высвобождаемым работникам, в том числе направлением их на обучение и переподготовку».
В качестве основных функций социального партнерства в процессе модернизации системы и качественного улучшения профессионального образования можно выделить следующие [2]:
- адаптивная (направлена на адаптацию учреждений профессионального образования к современной социально-экономической ситуации);
- ресурсная (обеспечивающая рынок труда кадрами квалифицированных специалистов);
- интегративная (объединяющая усилия работников профессионального образования, предприятий, профсоюзов, фирм, служб занятости и др. в развитии производства, экономики, культуры через образование, создание единого профессионально-образовательного пространства);
- стабилизирующая (направлена на снижение социальной напряженности и безработицы);
- управленческая (направлена на развитие общественных начал в управлении образованием, повышения качества системы профессионального образования за счет привлечения заинтересованных лиц из числа работодателей к оценке качества образования, коррекции содержания, внедрению новых средств обучения.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации за последние годы было реализовано несколько проектов, преследующих цель ускорения процесса формирования социального диалога и социального партнерства в сфере профессионального образования. В их числе - проект "Реформа профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России", осуществляемый при поддержке допоров из различных стран и координируемый Европейским фондом образования; проект Всемирного банка "Реформа системы образования" и проект «Делфи», финансируемый Европейским союзом.
Все вышеперечисленные взаимодействия между социальными партнерами и образовательными рынками услуг [3] обусловили необходимость разработки и реализации проекта, целью которого является создание единого качественно нового образовательного пространства «Школа-НПО-СПО-ВПО», а также подготовки и переподготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов различных отраслей на основе интегрированной системы обучения, инновационных образовательных технологий и методик с ориентацией на потребности работодателей.
Библиографический список:
1. Бурмистрова А.С. Социометрические исследования в среднем профессиональном образовании // Научные исследования в образовании. 2010. № 8. С. 22-25.
2. Бурмистрова А.С. и др. Усиление общественной составляющей в управлении начальным профессиональным образованием [брошюра].- М.: ИРПО, 2004. -60 с.
3. Северина Т.С. Ресурсный центр «Учебный банк» // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 6. С. 12-13.
Ключевые слова: профессиональное образование, социальное партнерство, качество. Keywords: vocational training, social partnership, quality.