Научная статья на тему 'Социальное партнерство как фактор формирования качества профессионального образования'

Социальное партнерство как фактор формирования качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КАЧЕСТВО / VOCATIONAL TRAINING / SOCIAL PARTNERSHIP / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьев Игорь Анатольевич

В статье предлагаются пути развития социального партнерства в профессиональном колледже с целью формирования конкурентоспособности выпускников.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьев Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article ways of development of social partnership to professional college for the purpose of formation of competitiveness of graduates are offered.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как фактор формирования качества профессионального образования»

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АРТЕМЬЕВ И.А.

В статье предлагаются пути развития социального партнерства в профессиональном колледже с целью формирования конкурентоспособности выпускников.

In article ways of development of social partnership to professional college for the purpose of formation of competitiveness of graduates are offered.

Словосочетание «качество образования», сформулированное в Российской образовательной системе в начале 90-х годов ХХ века и получившее отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» (в редакциях от 1992 и 1996 гг.), породило в сегодняшнем инновационном веке большое количество различных практик, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме.

В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства. Россияне сегодня стремятся получить более высокий уровень профессионального образования, что должно привести к значительному росту интеллектуального капитала человечества. Важно отметить, что обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения - основа социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

Качество профессионального образования проявляется, в первую очередь, в уровне востребованности выпускников образовательных учреждений профессионального образования на рынке труда.

Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям рынков труда, в том числе обеспечение полномасштабного включения российской высшей школы в 1999 г. в Болонский процесс, нашли отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, в Комплексе межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" осуществляется поддержка вузов, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, создание федеральных университетов и бизнес-школ.

На национальном уровне система обеспечения качества профессионального образования, как отмечено на сайте Министерства образования и науки РФ, предусматривает пересмотр Государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения с целью приведения содержания и технологий образования в соответствие [1]:

а) требованиям современного общества (переход от передачи "готовых знаний" к формированию компетенций);

б) требованиям социально-экономического развития (преодоление рассогласования с потребностями рынка труда по отраслям и в территориальном разрезе);

в) современному уровню развития соответствующей отрасли и науки.

Формирование эффективных механизмов привлечения институтов гражданского общества (профессиональные и научные сообщества, объединения работодателей) к вопросам оценки качества образования от разработки стандартов до контроля за результатами.

Полноценные связи профессионального образования с научно-исследовательской и практи-

ческой деятельностью через развитие эффективных организационных форм (инновационные университеты, базовые кафедры вузов в НИИ, научно-образовательные центры и др.), создание механизмов коммерциализации исследований и разработок (научные парки, центры передачи технологий и пр.).

Совершенствование процедур лицензирования, государственной аккредитации на базе независимой экспертизы, в том числе с привлечением международных организаций и экспертов.

Усиление контроля качества образования в филиалах и негосударственных образовательных учреждениях.

Совершенствование государственной аттестации научно-педагогических кадров.

Разработка стандарта учебно-материальной базы, регламентирующего необходимые и достаточные материально-технические нормы.

Создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях.

Необходимость интеграции в мировое образовательное пространство вызвала начало реформ в образовании, которые смогли бы решить вопросы академической мобильности, повышения конкурентоспособности и востребованности специалистов. Инновационные процессы в образовании коснулись всех его ступеней. Но при всем различии форм и методов реформирования объединяющим фактором является ориентация образовательной системы на выполнение требований работодателей. На стадии школьного образования это выразилось в реализации профильного и предпрофильного подхода к обучению, на стадиях профессионального образования - в участии работодателей в разработке образовательных стандартов, формировании профессионального заказа и целевой подготовке специалистов.

Важно отметить, что создание многоступенчатой образовательной системы, а также интеграция, осуществляемая на базе среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, является неотъемлемой частью современного образовательного процесса, направленного на повышение качества профессионального образования.

Более того, важной составляющей современного образовательного процесса является взаимодействие с социальными партнерами, которое способствует не только интеграции российской и мировой образовательных систем, но и росту конкурентоспособности нашей «школы» на мировом образовательном рынке услуг.

Различают следующие большие социальные группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы, специфический признак которых — непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании. С точки зрения образования каждая из этих групп может являться группой ориентирования социального партнерства. Социальное партнерство по отношению к образованию является: партнерством, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерством внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерством, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Последнее понимание партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно.

Социальное партнерство направлено на привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному взаимодействию и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда. Как отмечает канд. пед. наук Пермяков Е.В.: «в условиях рынка труда социальное партнерство становится важнейшим средством повышения ка-

чества профессионального образования и адаптации молодых специалистов к новым экономическим условиям. Оно помогает избежать крупных социальных потрясений, сгладить остроту современных общественных и экономических противоречий. Это обеспечивается совместными усилиями социальных партнеров по сохранению кадрового потенциала предприятий, созданием рабочих мест, профессиональным внутрифирменным обучением работников, предоставлением социальных гарантий, высвобождаемым работникам, в том числе направлением их на обучение и переподготовку».

В качестве основных функций социального партнерства в процессе модернизации системы и качественного улучшения профессионального образования можно выделить следующие [2]:

- адаптивная (направлена на адаптацию учреждений профессионального образования к современной социально-экономической ситуации);

- ресурсная (обеспечивающая рынок труда кадрами квалифицированных специалистов);

- интегративная (объединяющая усилия работников профессионального образования, предприятий, профсоюзов, фирм, служб занятости и др. в развитии производства, экономики, культуры через образование, создание единого профессионально-образовательного пространства);

- стабилизирующая (направлена на снижение социальной напряженности и безработицы);

- управленческая (направлена на развитие общественных начал в управлении образованием, повышения качества системы профессионального образования за счет привлечения заинтересованных лиц из числа работодателей к оценке качества образования, коррекции содержания, внедрению новых средств обучения.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации за последние годы было реализовано несколько проектов, преследующих цель ускорения процесса формирования социального диалога и социального партнерства в сфере профессионального образования. В их числе - проект "Реформа профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России", осуществляемый при поддержке допоров из различных стран и координируемый Европейским фондом образования; проект Всемирного банка "Реформа системы образования" и проект «Делфи», финансируемый Европейским союзом.

Все вышеперечисленные взаимодействия между социальными партнерами и образовательными рынками услуг [3] обусловили необходимость разработки и реализации проекта, целью которого является создание единого качественно нового образовательного пространства «Школа-НПО-СПО-ВПО», а также подготовки и переподготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов различных отраслей на основе интегрированной системы обучения, инновационных образовательных технологий и методик с ориентацией на потребности работодателей.

Библиографический список:

1. Бурмистрова А.С. Социометрические исследования в среднем профессиональном образовании // Научные исследования в образовании. 2010. № 8. С. 22-25.

2. Бурмистрова А.С. и др. Усиление общественной составляющей в управлении начальным профессиональным образованием [брошюра].- М.: ИРПО, 2004. -60 с.

3. Северина Т.С. Ресурсный центр «Учебный банк» // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 6. С. 12-13.

Ключевые слова: профессиональное образование, социальное партнерство, качество. Keywords: vocational training, social partnership, quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.