>
Зикриллаева Н.А.,
старший научный сотрудник Проекта «Социальное партнерство как фактор либерализации экономических отношений и социально-экономического развития»; Тураев А.Т.,
директор Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ННО И ДРУГИХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗИКРИЛЛАЕВА Н.А. ТУРАЕВ А.Т. ИЖТИМОИЙ ШЕРИКЧИЛИК: НОДАВЛАТ НОТИЖОРАТ ВА БОШЦА ФУЦАРОЛИК ЖАМИЯТИ ТАШКИЛОТЛАРИ МАБЛА¥ЛАРИНИНГ ШАКЛЛАНИШИ ИЦТИСОДИЙ ЭРКИНЛИК ВА ИЖТИМОИЙ-ИЦТИСОДИЙ ТАРАЦЦИЁТ ОМИЛИ СИФАТИДА
Мак,олада фукаролик жамияти муассасалари - «учинчи сектор»ни молиялаштириш ман-баларининг тах,лили асосида уларни тизимлаштириш тамойиллари келтирилган х,амда давлат ва нодавлат маблаFларидан фойдаланиш самарадорлигини бах,олаш таклиф килинган. Бунда ижтимоий шерикчиликнинг бюджет-молия ва меъёрий х,укукий мезонлари шаклланишининг долзарб йуналишлари белгиланган.
Таянч иборалар: фандрайзинг, фукаролик муассасалари, жалб килинган маблаFлар, давлат ва нодавлат субсидиялари, ижтимоий буюртма, давлат грантлари, «фоиз тизими», «учин-чи сектор».
ЗИКРИЛЛАЕВА Н.А., ТУРАЕВ А.Т. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ННО И ДРУГИХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье на основе анализа источников финансирования институтов гражданского общества - «третьего сектора», приведены критерии систематизации источников формирования средств бюджета институтов гражданского общества, оценки эффективности использования государственных и негосударственных средств. При этом обозначены приоритетные направления создания благоприятной бюджетно-финансовой и правовой основы для результативного социального партнерства.
Ключевые слова: фандрайзинг, гражданские институты, привлечённые средства, государственная и негосударственная субсидия, социальный заказ, государственные гранты, «процентная система», «третий сектор».
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4
ZIKRILLAEVA N.A., TURAEV A.T. SOCIAL PARTNERSHIP: FORMING OF NNO AND OPTHER CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS FUNDS AS IMPORTANT FACTOR OF THE ECONOMIC RELATIONSHIP LIBERALIZATION
On the basis of analyzing of the civil society institutions, so called "third sector" financing sources there is provided in the article suggestions of systematization criteria. As well there are developed ideas of public and non public funds efficiency estimation. In the article are noted priority directions of financing and legislation acts to be adopted for the social partnership forming.
Keywords: Fundraising, civil institutions, attracted funds, public and not public subsidies, social request, public grants, "system of interest". "third sector".
Стремление Узбекистана к формированию сильного гражданского общества способствует активному развитию важнейшего его компонента - гражданских институтов. Последовательно возрастает их роль в национальной экономике, они становятся полноправными партнерами институтов государства и рынка, производителем социально и общественно значимых благ, выполняющими различные государственные заказы и выступающими в качестве общественных контролеров, тем самым способствующих устойчивому развитию страны.
На первом этапе становления и развития общественных организаций появился узкий круг «избранных» организаций, которые в основном финансировались за счет зарубежных и международных организаций. Наблюдалась ограниченность доступа к государственной поддержке, существовала определенная необоснованность выделения средств и недостаточно соблюдались принципы прозрачности при выделении государственных бюджетных средств.
На современном этапе сокращены иждивенческие настроения внутри «третьего сектора», возросло влияние фактора социальной солидарности в некоммерческом секторе. В результате динамичной государственной поддержки «третий сектор» в Узбекистане не только развивается, но и глубоко проникает во все сферы жизни государства и общества. Деятельность гражданских институтов способствует укреплению социальной стабильности в обществе, повышению качества, уровня жизни населения, применению инновационных технологий и методов в оказании социальных и общественных услуг, сохранению и приумножению культурного, творческого, научного духовного и иного потенциала общества, обеспечению закон-
ных интересов различных слоев населения, либерализации экономических отношений и социально-экономического развития.
В соответствии с национальным законодательством, деятельность институтов гражданского общества весьма многообразна, как по направлениям деятельности, так и по организационно-правовым формам. Источники аккумулирования средств и формирования доходов ННО и других институтов гражданского общества также можно систематизировать по следующим признакам:
- по способу привлечения - внешнее финансирование и самофинансирование;
- по форме привлечения - гранты, социальные заказы и субсидии, благотворительные, спонсорские средства, пожертвования, поступления от предпринимательской деятельности;
- по видам привлечения - материальные, финансовые и нематериальные (денежные средства, налоговые и иные льготы, материалы, техника и оборудование, имущество, труд волонтеров);
- по периодичности поступления - регулярные, единовременные;
- по предназначению и использованию -целевые и нецелевые.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4
Приняты отдельные законодательные акты, которые конкретно регламентируют финансирование деятельности ряда институтов гражданского общества, таких как политические партии, торгово-промышленные палаты, общественные фонды, товарищества собственников жилья, профессиональные союзы, органы самоуправления граждан. Ряд Указов и Постановлений Президента Республики Узбекистан, а также Постановлений Правительства страны конкретно определяет источники формирования средств «вертикально структурных» молодёжных, женских ННО, детских и религиозных организаций, а также некоторых других общественных организаций.
В национальной практике применяется «процентная система» формирования источников доходов гражданских институтов, предусматривающая процентные поступления от государственных налогов, а также система поступлений от проведения общегосударственных и общенациональных хашаров (субботников), относящихся к всеобщим пожертвованиям. Так, в целях поддержки деятельности Общественного движения молодёжи Узбекистана «Камолот», предприятиями малого бизнеса (за исключением предприятий торговли) выделяются средства в размере 8 процентов от начисленной суммы единого налогового платежа в бюджет1.
Плательщиками налога являются предприятия малого бизнеса (за исключением предприятий торговли) на основе договора о взаимной поддержке. Здесь необходимо обратить внимание на договор о взаимной поддержке, который показывает уровень социального партнёрства в сфере воспитания гармонично развитого поколения и социальной ответственности бизнеса. Аналогичная практика используется в целях оказания содействия в расширении благотворительной деятельности ассоциации «SOS - Детские деревни Узбекистана», для детей-сирот, укрепления и развития материальной базы «SOS - Детские деревни Узбекистана» и связанных с ними проектов. Так, для «SOS - Дет-
1 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №240 от 30.05.2001 года «Об оказании содействия в организации деятельности общественного движения молодежи Узбекистана «Камолот» // Информационная правовая система «Норма», 2013.
ские деревни Узбекистана» определена ставка единого социального платежа в размере 7 процентов от фонда оплаты труда2. Кроме того, с 1 января 2012 года, за счёт бюджетных средств, принимается порядок оплаты заработной платы и приравненных к ней платежей воспитателям SOS-семей (SOS-мамам и SOS-семейным помощникам), установленный для воспитателей домов «Мехрибонлик»3.
Одним из источников формирования средств Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств (далее - Фонд) являются отчисляемые в республиканский бюджет средства, взимаемые в качестве сборов за регистрацию и перерегистрацию средств массовой информации4. Эти средства направляются на счет Фонда и используются для реализации его уставных задач.
Наличие различных источников формирования бюджета гражданских институтов требует особого менеджмента, планирования деятельности, учета и аудита, способствующих обеспечению экономической устойчивости и повышению эффективности деятельности некоммерческих организаций.
Классификация источников формирования бюджета гражданских институтов в соответствии с национальным законодательством, с учётом многообразности их деятельности, организационно-правовых форм даёт ясную картину финансово-экономической основы деятельности гражданских институтов.
Опираясь на нормы национального законодательства можно условно выделить три группы источников финансово-
2 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 271 от 26.06. 2001 года «О мерах по стимулированию благотворительной деятельности ассоциации «SOS - Детские деревни Узбекистана» // Информационная правовая система «Норма», 2013.
3 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 351 от 31.12.2011 года «О мерах по дальнейшей поддержке благотворительной деятельности ассоциации «SOS - Детские деревни Узбекистана» // Информационная правовая система «Норма», 2013.
4 Указ Президента Республики Узбекистан №УП-3680 от 16.11.2005 года «Об образовании Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана» // Информационная правовая система «Норма», 2013.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4
экономической деятельности отечественных ННО: государственные средства; привлечённые средства; собственные средства.
ННО и органы государственной власти действуют на основе уважения, равных партнёрских отношений. Такой подход к деятельности негосударственных общественных организаций со стороны центральных органов государственной власти активно практикуется и на местном уровне.
В соответствии с деятельностью и организационно-правовыми формами институтов гражданского общества, на практике выделяются различные виды государственной поддержки их деятельности.
При этом особенности государственной поддержки на данном этапе предполагают обязанность общественных, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества обеспечить доступность к информации об использовании своего имущества и денежных средств. Общественные, негосударственные некоммерческие организации как юридические лица являются собственниками своего имущества, денежных средств и отвечают по своим имущественным обязательствам.
Финансовые органы осуществляют контроль за источниками имущества негосударственной некоммерческой организации, полученных ею денежных средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Необходимо отметить, что национальное законодательство не определяет понятие привлечённых, государственных или собственных средств, а также их состав и структуру. В этой связи для определения понятий можно опираться на императивные методы и научно-практические подходы.
Вместе с тем в условиях социального партнерства как важного фактора либерализации экономических отношений и социально-экономического развития наиболее актуальным становится вопрос финансовой независимости ННО и других гражданских институтов.
Государственная поддержка может обеспечить оплату основных расходов ННО, поэтому им приходится привлекать дополнительное финансирование, чтобы оставаться
конкурентоспособными, т.е. при низких затратах обеспечить высокое качество выполнения своих уставных задач.
За последние годы многие правительства стран СНГ и ЦА все больше интересуются поощрением ННО и органов самоуправления в части принятия ими на себя обязанностей в сфере социального и экономического развития, являющихся ранее полностью приоритетом государства. Они это делают из-за множества причин - бюджетные ограничения являются серьезным мотивом, но также важны и доводы общественной политики, склоняющейся в пользу распространения способов предоставления услуг среди заинтересованных групп граждан. Поскольку государство идет к децентрализации полномочий в пользу местных органов власти и институтов гражданского общества по принципу «От сильного государства - к сильному гражданскому обществу».
Определенное ограничение роли государства в отдельных направлениях может привести к тому, что некоторые услуги, пребывавшие ранее в «государственном портфеле», будут ограничены или прекращены.
Если государство передаст свои обязанности ННО и другим гражданским институтам и не соберет достаточно налоговых поступлений для их обеспечения на сто процентов, как же тогда ННО и другие организации найдут необходимые финансовые средства для выполнения соответствующей работы?
В этой связи актуализируется понимание наличия диверсифицированных источников формирования средств бюджета ННО и других институтов гражданского общества (рис.1).
Привлечённые средства на реализацию социально и общественно значимых проектов
ННО реализуя социально и общественно значимый проект, привлекает средства из различных источников. Привлечёнными средствами считаются те материальные и нематериальные активы, которые гражданские институты привлекают на реализацию конкретных социально и общественно значимых проектов или укрепление своей материально-технической базы.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4
ИСТОЧНИКИ
формирования средств
бюджета институтов гражданского общества
Привлечённые средства
Государственные средства
Собственные средства
Рис 1. Структура формирования средств отечественных ННО
Привлечённые средства могут быть в виде государственной и негосударственной субсидий, социальных заказов и грантов, если они получены путём участия в публичных конкурсах, а также представляют безвозмездные материальные и нематериальные вклады спонсоров.
Привлечёнными средствами также могут быть материальные и нематериальные вклады и гранты зарубежных, международных и национальных доноров, направленные как на реализацию конкретных проектов и программ гражданских институтов, так и на укрепление материально-технической базы.
По способу получения привлечённые средства могут быть за счет внешнего финансирования и самофинансирования. При планировании источников формирования доходов и аккумулирования средств «третьего сектора» внешнее и внутреннее финансирование являются важнейшим фактором. Их реальная диверсификация будет способствовать экономической независимости гражданских институтов.
К различным источникам привлечённых средств относятся целевые поступления для осуществления деятельности, предусмотренной в уставе организации. Это могут быть: регулярные поступления от учредителей, вступительные и членские взносы учредителей, поступления от благотворительной деятельности и вклад волонтёров (добровольческий труд), а также доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности.
Под регулярными поступлениями от учредителей (участников) понимаются вступительные и членские взносы в тех некоммерческих организациях, правовые формы которых предусматривают членство (общественное объединение, ассоциация и др.) и регулярные выплаты этих взносов.
Кроме того, к регулярным поступлениям можно отнести средства, перечисляемые учреждениями их собственников. Если это делается регулярно, то это будет регулярное спонсорство.
Анализ привлечения средств, особенно самофинансирования общественных организаций, показывает, что диверсификация источников финансирования требует участия широкого среднего слоя общества. Так как члены среднего слоя имеют материальную и высокоинтеллектуальную собственность, объекты предпринимательства. Их социальная ответственность и активность являются двигателем проведения различных социальных и культурных мероприятий в условиях либерализации и социальной ориентации рыночной экономики.
Средний слой может обеспечивать стабильные поступления вступительных и членских взносов, осуществлять добровольные пожертвования, благотворительную деятельность и спонсорство в целях обеспечения экономической, политической и социальной стабильности в современном обществе.
В национальной практике пока отсутствует учёт и мониторинг по объёмам и динамике поступлений от вступительных, членских взносов или регулярных спонсорских посту-
ИК.ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4
Рис. 2. Источники привлечённых средств гражданских институтов
Структура привлеченных средств гражданских институтов Узбекистана
Благотворительность и труд волонтеров
плений. В целом отсутствует информация о размерах привлечённых средств (рис.2).
Доходы от предпринимательской деятельности гражданских институтов
Некоммерческие организации - это неотъемлемый элемент рыночной экономики и играет существенную роль в социально-экономическом развитии ведущих стран. Они способствуют росту важнейших макроэкономических показателей, повышению уровня и качества жизни населения. По осуществлению деятельности некоммерческие организации активно производят и потребляют товары и услуги, усиливают предпринимательскую деятельность в целом, конкуренцию между разными секторами экономики.
Предпринимательская деятельность для гражданских институтов один из способов выживания в условиях рыночной экономи-
ки. Главная задача при осуществлении предпринимательской деятельности со стороны гражданских институтов, не уклонение от выполнения основной деятельности, направление возможной прибыли на выполнение уставных целей.
Поэтому, как в зарубежном законодательстве, так и в национальной практике с определенными ограничениями разрешается предпринимательская деятельность всем организационно-правовым формам гражданских институтов.
Доходы от предпринимательской деятельности считаются привлечёнными средствами. Они являются жизненно важным аспектом обеспечения экономической самостоятельности гражданских институтов.
Одним из источников предпринимательского дохода может быть наличие обосо-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4
Рис 3. Структура формирования средств гражданских институтов от предпринимательской деятельности
Доходы от
проведения
лекций,
выставок,
спортивных и
иных
образовательных мероприятий
Доходы от
дочерних
предприятий и
хозрасчетных
организаций,
издательской
деятельности
бленного имущества, которое создает возможность финансовой основы реализации уставных целей. Гражданские институты могут получать имущественные доходы от аренды зданий и сооружений, культурно-профессионального и оздоровительного комплекса, оборудования, жилищного фонда, за счет дивидендов от приобретённых акций, депозитных сертификатов, облигаций и других ценных бумаг, продажи лотерейных билетов.
К поступлениям от предпринимательской деятельности, как внутреннего источника доходов, также могут относиться поступления от дочерних предприятий и хозрасчётных организаций. Классификацию доходов от предпринимательской деятельности удобно представить в виде следующей схемы (рис.3).
При обеспечении самостоятельности гражданских институтов важным является умелое использование ресурсов, как собственных, так и привлечённых, а также государственных.
В частности, многие зарубежные некоммерческие организации имеют доход от выпуска и реализации товаров с принадлежащей им символикой. Данный источник дохода в национальной практике используется достаточно редко.
Необходимо отметить, что многие национальные гражданские институты не ставят перед собой целью извлечение дохода и прибыли. Несмотря на это, гражданские институты должны предусматривать отдельный учёт и отчетность по доходам от предпринимательской деятельности.
Введение отдельного учёта и отчетности является затратным процессом, как с точки зрения затрат рабочего времени, так и процедур сдачи отчётов в налоговые органы. Кроме того, все поступления от предпринимательской деятельности облагаются всеми видами общеустановленных налогов. Следует отметить, что для некоммерческих организаций национальное законодательство не предусматривает упрощённой налоговой системы, установленной для коммерческих организаций.
С точки зрения обеспечения экономической, финансовой стабильности (рентабельности) ННО, планирования их деятельности, включая реализацию социально и общественно значимых программ и проектов, применение налогового законодательства, важнейшую роль играют источники формирования доходов и аккумулирование средств ННО и других институтов гражданского общества, а также их менеджмент.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4
Формирование доходов и аккумулирование средств ННО имеет научную основу и является междисциплинарным предметом. В зарубежной научной литературе она обозначена как фандрайзинг. В переводе с английского означает (fund - средства, финансирование, raise - нахождение, сбор) сбор средств или нахождение финансирования.
Фандрайзинг - часть стретегии развития ННО, подразумевает подготовку проектов для донорских организаций и их реализацию, социальное партнерство с органами государственной власти, бизнес-субъектами.
Сегодня в Узбекистане с ростом общественного сознания последовательно расширились функции, значительно укрепилась материально-техническая, экономическая база отечественных институтов гражданского общества. С учётом накопленного национального опыта, проведён синтез международной практики, определились ориентиры очередного этапа реформ, совершенствуется законодательство, базирующееся на новых экономических возможностях.
Благоприятная нормативно-правовая база на практике привела к организационно-институциональному развитию финансовой поддержки «третьего сектора», способствующей повышению социальной активности представителей ННО и других институтов гражданского общества. При этом Гражданский и Налоговый кодексы Узбекистана требуют от юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы, наличия соответствующих атрибутов, таких как: собственный баланс, расчетный счет и денежный оборот по счетам, адрес, имущество, уставный фонд и другое, что не всегда имеется у гражданских институтов.
Создание благоприятной бюджетно-финансовой и правовой основы для хорошего социального партнерства требует анализа и модификации национального законодательства с точки зрения обеспечения финансовой, материально-технической и экономической стабильности ННО и гражданских институтов.
Литература:
1. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-3680 от 16.11.2005 года «Об образовании Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана» // Информационная правовая система «Норма», 2013.
2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №240 от 30.05.2001 года «Об оказании содействия в организации деятельности общественного движения молодежи Узбекистана «Камолот» // Информационная правовая система «Норма», 2013.
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 271 от 26.06. 2001 года «О мерах по стимулированию благотворительной деятельности ассоциации «SOS - Детские деревни Узбекистана» // Информационная правовая система «Норма», 2013.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 351 от 31.12.2011 года «О мерах по дальнейшей поддержке благотворительной деятельности ассоциации «SOS - Детские деревни Узбекистана» // Информационная правовая система «Норма», 2013.
5. Зикриллаева Н.А. Социально - экономические стимулы развития социального партнёрства // Экономика и финансы, 2013. - 4-сон. - 2-19 б.
6. Зикриллаева Н.А. Экономические механизмы социального партнерства институтов гражданского общества // Экономика и финансы, 2012. - №2. - С.7-12.
7. Тураев А.Т. Ижтимоий шерикчилик амалиётида долзарб вазифалар: ижтимо-ий ах,амиятга молик лойих,аларни мониторинг килиш методологияси // Экономика и финансы, 2013. - №10.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 4