ЗИКРИЛЛАЕВА Нодира Ахмедовна,
член экспертной группы Республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции, кандидат экономических наук
ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УЗБЕКИСТАНА
УДК 338.22
ЗИКРИЛЛАЕВА Н.А. УЗБЕКИСТОНДА КОРРУПЦИЯГА К,АРШИ СИЁСАТНИНГЯНАДА ТАКОМИЛЛАШТИРИЛИШИ
Маколада ижтимоий-иктисодий сох,аларда коррупцион жиноятларнинг содир этилишини ино-батга олган х,олда амалга оширилаётган коррупцияга карши курашиш х,амда коррупциянинг олдини олиш ва бартараф этишга каратилган бошка ислох,отларнинг мазмун-мох,ияти очиб берилган.
Таянч иборалар: коррупция, шаффофлик, одоб-ахлок, давлат хизмати, суд тизим, х,ук,ук,ни мух,офаза килувчи органлар, коррупцион хавф-хатарлар, профилактика, коррупцияга карши курашиш мониторингу тарFибот, коррупцияга карши курашиш органлари.
ЗИКРИЛЛАЕВА Н.А. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УЗБЕКИСТАНА
В статье раскрывается суть проводимых антикоррупционных реформ и других реформ, направленных на предупреждение и противодействие коррупции в различных сферах развития государства и общества, учитывая, что коррупционные правонарушения совершаются во всех социально-экономических сферах.
Ключевые слова: коррупция, прозрачность, этика, государственная служба, судебная система, правоохранительные органы, коррупционные риски, профилактика, антикоррупционный мониторинг, пропаганда, антикоррупционные органы.
ZIKRILLAEVA N.А. FURTHER IMPROVEMENT OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN UZBEKISTAN
The article reveals the essence of the ongoing anti-corruption reforms and other reforms aimed at preventing and combating corruption in various spheres of state and society, given that corruption offences are committed in all socio-economic spheres.
Keywords: corruption, transparency, ethic, public service, court system, the law enforcement agencies, corruption risks, prevention, anti-corruption monitoring, advocacy, anti-corruption bodies.
Противодействие коррупции является приоритетным направлением государственной политики и деятельности государственных органов Республики Узбекистан.
В стране проводится большая работа по созданию законодательно-правовой и институциональной базы по борьбе с коррупцией, обеспечения прозрачности и открытости общества, доступности информации и укреплению международного сотрудничества в данной сфере.
В последние годы все более выдвигаются задачи совместной борьбы с коррупцией, затрагивающей интересы многих государств, в силу её общественной опасности и значительной распространенности. Данные процессы и проблемы совместного противодействия этому социальному злу подчеркивают необходимость консолидации усилий международного сообщества в данной сфере.
Ключевым фактором осуществления международного сотрудничества в данной области является присоединение Республики Узбекистан к Конвенции ООН против коррупции в июле 2008 года.
В соответствии с данным Законом, органами, ответственными за разработку и осуществление конкретных мер по предупреждению коррупции, являются Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Служба национальной безопасности и Министерство юстиции Республики Узбекистан.
Как всем известно, в 2010 году Узбекистан присоединился к Стамбульскому плану действий Сети по борьбе с коррупцией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)1.
Секретариатом Организации экономического сотрудничества и развития отмечено, что за период 2011-2015 гг. Узбекистаном проделана впечатляющая работа. В частности, опыт Узбекистана по осуществлению отдельных направлений антикоррупционных реформ может служить образцом для стран-участников Стамбульского плана действий2.
Генеральной прокуратурой, в качестве национального координатора, обеспечивается плодот-
1 https://www.oecd.org/corruption/acn/ istanbulactionplanZ46822558.pdf; http://www.minjust. uz/ru/press/ourpublications/2012/09/2275/
2https://gazeta.norma.uz/publish/doc/text121318_
antikorrupcionnaya_reforma_predvaritelnye_itogi
ворное участие в Стамбульском плане действий по борьбе с коррупцией ОЭСР и Конвенции ООН против коррупции, доведение до международного сообщества достижений в данной сфере и повышение авторитета страны. Так, делегация Узбекистана представила второй промежуточный отчет о прогрессе при выполнении рекомендаций 3-го раунда Стамбульского плана действий. Ранее в 2016 году представлен первый промежуточный отчет. Проведена презентация мероприятий, проводимых в стране в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
Отмечались достижения по активному продвижению антикоррупционных реформ, в частности широкому освещению антикоррупционной деятельности в стране, внедрению системы профилактики правонарушений, обеспечению открытости государственной службы, созданию благоприятных условий ведения бизнеса, в том числе создание Бизнес-Омбудсмана, доступа населения к информации, работе с обращения физических и юридических лиц и др.
В результате за последние четыре года Узбекистан стабильно улучшал свой результат. В 2012 и 2013 годах, как свидетельствует сайт Transparency International, Узбекистан набирал всего 17 баллов. В 2014 году удалось получить еще один балл, в 2015-м результат улучшился до 19, а в нынешнем — уже до 21 балла.3.
Следует отметить, что цели Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития, требуют от правительств сокращения коррупция и взяточничество во всех ее формах к 2030 году.
В связи с этим, международная неправительственная организация Transparency International представила свой «Глобальный барометр коррупции. Люди и коррупция: голоса граждан во всем мире» по восприятию коррупции, то есть понимания коррупционных рисков во всем мире. Это крупнейший в мире опрос граждан об их непосредственном личном опыте взяточничества в их повседневной жизни, их восприятии проблемы
3 http://ru.sputniknews-uz.com/ society/20170125/4674431/korrupcia-Uzbekistan-reiting-mnenie.html
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 12
коррупции в своих странах и их готовность действовать против коррупции.
Результаты опроса охватывали 119 стран, территорий и регионов по всему миру. В данном отчете представлены также результаты опроса в отношении Узбекистана, только 18% опрошенных жителей страны столкнулись с фактом взяток при получении государственных услуг. В «Глобальном барометре коррупции» Узбекистан занял 51 место вместе с Турцией (18%)1.
Стоит подчеркнуть, что ранее в 2015 году Узбекистан занял самые высокие позиции среди стран Центральной Азии в рейтинге Базель Анти-Мани Лаундеринг Индекс2.
Важным шагом в течение с 2015-2016 года стало утверждение Правительством и дальнейшая реализация Комплексных планов практических действий по осуществлению антикоррупционных мероприятий на 2015 и 2016-2017 гг. Данные документы разработаны по итогам исследований, предложений государственных органов, гражданского общества и научных кругов. Активное содействие оказали эксперты международных организаций, таких как Управления по наркотикам и преступлениям Организации объединенных наций, Европейского союза, Всемирного банка, Организации по безопасности и сотрудничеству Европы и др.
Логическим продолжением стало принятие 5 октября 2016 года Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата». Данным актом предусматривалась разработка проекта закона «О противодействии коррупции».
В начале 2017 года по законодательной инициативе Президента Республики Узбекистан, принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» (04.01.2017г.) и Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации положений Закона Республики
1 People and corruption: citizens' voices from around the world - Global Corruption Barometer// 2017. Transparency International. www.transparency.org
2 Basel Institute on Governance, 18 August 2015, Basel AML Index 2015 Report, https://index2015. baselgovernance.org/sites/default/files/aml-index/Basel_ AML_Index_Report_2015.pdf
Узбекистан «О противодействии коррупции» (02.02.2017 г.).
Утверждена Государственная программа по противодействию коррупции на 2017-2018 годы3. Активное участие приняли представители всех министерств и ведомств, а также институтов гражданского общества, академических кругов, бизнес-сообщества.
Государственная программа предусматривает реализацию более 50 антикоррупционных мер по 5 направлениям. В связи с этим, более чем 60 министерствах и ведомствах республики разработаны и утверждены ведомственные антикоррупционные планы.
Регулярный мониторинг исполнения Комплексных планов и Государственной программы осуществляется Генеральной прокуратурой. Отслеживается реализация ведомственных мер и внедряется система ранней профилактики служебных правонарушений. Для этого утверждена Методика проведения мониторинга эффективности антикоррупционных мероприятий государственных органов. Государственной программой на 20172018 гг. предусматривается её дальнейшее совершенствование.
По результатам антикоррупционного мониторинга, Генеральная прокуратура проводит комплексное изучение причин и условий, которые способствуют совершению должностных преступлений и других нарушений закона, в отраслях и сферах с высокими рисками коррупции.
Другими значимыми актами в жизни страны стала Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, и Государственная программа по реализации Стратегии действий в «Год диалога с народом и интересов человека». Данные акты утверждены Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года4.
В основу Стратегии действий легли важные вопросы в политике, экономике, культуре, гума-
3 Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» №ПП2752 от 02.02.2017// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 5, ст. 62, № 27, ст. 608, № 37, ст. 982
4 Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» № УП-4947 от 7 февраля 2017 г.// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70.
нитарной и социальной сферах развития страны. Они были озвучены Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым, в ходе предвыборной избирательной кампании, на встречах с общественностью, деловыми кругами и государственными органами.
Целью Стратегии действий стало повышение эффективности проводимых реформ, всестороннее и ускоренное развитие государства и общества, модернизация страны и либерализация всех сфер жизни.
По второму направлению Стратегии предусматриваются дополнительные меры по борьбе с религиозным экстремизмом, терроризмом и организованной преступностью, также меры по борьбе с коррупцией. В связи с принятием Закона «О противодействии коррупции» предусматривается внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.
Стратегия действий будет реализовываться в пять этапов. По каждому этапу будет утверждаться отдельная ежегодная Государственная программа, и объявляться наименование года.
Для этого создана Национальная комиссия по реализации Стратегии действий во главе с Президентом Республики Узбекистан. По каждому из пяти направлений Стратегии действий образованы комиссии. Комиссию, образованную по второму направлению возглавляет Генеральный прокурор.
Они контролируют своевременное и качественное выполнение мероприятий, включенных в Государственную программу
В целом за годы независимости в республике реализованы комплексные меры по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью. Это позволило достичь положительных результатов в обеспечении правопорядка и значительно улучшить криминогенную ситуацию в стране.
Так, Законом Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений» (2014 г.) на Генеральную прокуратуру возложены задачи по координации деятельности государственных органов в области предупреждения правонарушений.
Для профилактики правонарушений, в том числе коррупционных, разработаны и приняты государственные, территориальные и ведомственные планы. Данный закон в 2015-2016 годах позволил создать нормативную базу для реали-
зации программных мер по предупреждению коррупции.
По поручению Президента Республики Узбекистан, в 2017 году проведен анализ эффективности системы профилактики правонарушений, применяемых форм и методов работы в данном направлении. Итоги анализа показали, что необходимо продолжить работу и усовершенствовать систему профилактики правонарушений и борьбы с преступностью.
В результате приняты меры по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью. Генеральная прокуратура Республики Узбекистан определена единым координирующим органом четырех комиссий1.
Следует отметить, что в 2015-2016 гг. функции органа, ответственного за разработку и координацию национальной антикоррупционной политики, осуществляла Межведомственная рабочая группа под руководством Генеральной прокуратуры.
В 2017 г. образована Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции под председательством Генерального прокурора2. В ее состав вошли руководители государственных органов, а также представители институтов гражданского общества и научных кругов.
Созданы территориальные межведомственные комиссии, под руководством соответственно прокурора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. Утверждено Положение Республиканской Комиссии и территориальных комиссий.
Решения Комиссии являются обязательными для всех исполнителей Государственной программы и организаций. Функции рабочего органа Комиссии возложены на Генеральную прокуратуру.
1 Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью» №ПП-2833 от 14.03.2017г.// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 12, ст. 184
2 Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» №ПП2752 от 02.02.2017// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 5, ст. 62, № 27, ст. 608, № 37, ст. 982
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 12
При Комиссии создана Экспертная группа, которая осуществляет свод, и анализ состояния исполнения антикоррупционных мер и организационно-практических и правовых механизмов в данной сфере.
Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет анализ проектов нормативно-правовых актов государственных органов. В ходе анализа, выявляет в них положения и нормы, которые создают условия для коррупции, совершения правонарушений, а также вводят избыточные административные и другие ограничения для субъектов предпринимательства.
Юридические службы госорганов организуют и на систематической основе проводят антикоррупционную экспертизу проектов ведомственных нормативно-правовых актов.
Регулярно проводятся опросы общественного мнения, социологические и научные исследования по вопросам коррупции, системные исследования причин и условий возникновения коррупции в отдельных сферах. В частности, проведены исследования такими негосударственными некоммерческими организациями, как Центр исследований общественного мнения «Ижтимоий фикр», Независимым институтом формирования гражданского общества, Торгово-промышленной палатой.
Исследования также проводятся на ведомственном уровне. Они направлены на выявление причин и условий проявления коррупции в различных отраслях и сферах общественной жизни.
Мощным рычагом борьбы с коррупцией, как известно, является правовое воспитание граждан в духе уважительного отношения к закону и нетерпимости ко всяким его нарушениям. В этих целях принят и активно реализуется Комплексный план повышения правовой культуры в обществе. Генеральной прокуратурой разработана программа мероприятий «Коррупция -угроза национальной безопасности».
Так, органами прокуратуры и юстиции только за первое полугодие 2017 г. проведены более трех тысяч мероприятий по предотвращению коррупции. Кроме того, подготовлены и переданы в эфир около тысячи теле радиопередач, с широким охватом аудитории телезрителей и радиослушателей по вопросам предупреждения коррупции.
Национальной телерадиокомпанией совместно с Генеральной прокуратурой и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе подготовлены социальные ролики по предупреждению коррупции в системе высшего образования и госслужбы. Ролики демонстрируются регулярно по центральным и местным каналам телевидения.
В рамках данной кампании, подготовлены и распространены тематические плакаты, брошюры, буклеты и другие агитационные материалы.
При осуществлении работы по предупреждению и ранней профилактике коррупции широко используются механизмы социального партнерства.
В этой связи, гражданское общество активно вовлекается в вопросы содействия государственным органам в предупреждении коррупции. Заключаются соглашения (Меморандумы) государственных органов с институтами гражданского общества и принимаются планы по проведению совместных антикоррупционных мероприятий.
В частности, Генеральной прокуратурой совместно с Общественным движением молодежи «Камолот» и Министерством высшего и средне-специального образования с 2015 года регулярно проводятся конкурсы творческих работ. Конкурс проводится по следующим номинациям: «Лучший плакат», «Лучшее сочинение», «Лучший сценарий видеоролика», «Лучший сценарий аудиоролика».
Творческие работы победителей в дальнейшем используются при подготовке агитационных материалов, пропагандирующих нетерпимость к коррупции.
Среди мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, следует отметить, что Комплексами Кабинета Министров проводится системный анализ деятельности подчиненных министерств, ведомств. При этом выявляются наиболее коррумпированные отрасли, ограничивающие возможности обеспечения справедливых условий и равных возможностей для населения в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммунального обслуживания и других сферах социально-экономического развития, а также условий, способствующих возникновению коррупционных правонарушений.
В связи с этим, приняты ведомственные планы и налажена работа антикоррупционных ведом-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 12
ственных комиссий по предупреждению коррупции, основанная на системном анализе своей деятельности, выявлении направлений и сфер, подверженных коррупционным рискам, принятии действенных мер по недопущению коррупционных правонарушений.
Важное значение в борьбе с коррупцией имело принятие Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан «О судах», «О прокуратуре», «Об органах внутренних дел» и ряда других базовых специализированных законов, которые определили систему правовых механизмов, направленных на противодействие коррупции.
За последние годы суды освобождены от несвойственных им функций по исполнению судебных решений и возбуждению уголовных дел. Усилены необходимые правовые и социальные гарантии для независимого судопроизводства, защиты социального статуса работников судебных органов. В национальное законодательство введен институт «habeas corpus»1. Значительно укреплены гарантии соблюдения прав и интересов граждан, защиты их от различных злоупотреблений на досудебной стадии уголовного процесса.
С конца 2016 года активно реализуются дальнейшие реформы в судебной системе. Так, образован Высший судейский совет Республики Узбекистан (21.02.2017г.), который оказывает содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти.
В целях обеспечения полной независимости судебной власти образован Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан.
В единый Верховный суд Республики Узбекистан объединены Верховный и Высший хозяйственный суды Республики Узбекистан. Таким образом, создан единый высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства. Образованы административные суды, которые рассматривают административные споры и дела об административных правонарушениях. Созданы экономические суды. В деятельность
1 Предписание о представлении арестованного в суд, для рассмотрения законности ареста
судов внедрена система электронного судопроизводства.
С 2017 года установлен порядок назначения или избирания судей на первоначальный пятилетний, очередной десятилетний сроки, и последующий бессрочный (пожизненный) период пребывания в должности.
Продолжена реформа правоохранительных органов. Значимым шагом в данном направлении также стало принятие Закона Республики Узбекистан «Об оперативно-розыскной деятельности».
В 2016 г. принят Закон «Об органах внутренних дел», который определяет основные задачи, направления деятельности и принципы работы органов внутренних дел.
В целях эффективной реализации норм указанного закона принят ряд нормативно-правовых актов. Урегулированы вопросы возмещения ущерба, причинённого как сотрудникам внутренних дел, так организациям и гражданам.
В структуре Генеральной прокуратуры и других органов созданы и эффективно функционируют специализированные подразделения по противодействию коррупции, а также подразделения собственной безопасности.
Важным институциональным механизмом по борьбе с коррупцией стало создание при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов. Департамент на системной основе осуществляет комплекс мер, направленный на выявление, пресечение фактов легализации преступных доходов и других коррупционных правонарушений.
Эффективность и результативность принимаемых законов и иных нормативно-правовых актов, прежде всего, зависит от обеспечения своевременного доведения их сути и значения до исполнителей, адресатов правовых норм, а также широких слоев населения и предпринимательских структур.
За годы независимости в стране были реализованы значительные мероприятия, направленные на повышение эффективности работы по распространению законов и иных нормативно-правовых актов, организации опубликования, размещения текстов нормативно-правовых актов в Националь-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 12
ной базе данных законодательства Республики Узбекистан на сайте 1ех^.
Узбекистаном, достигнут прогресс в возмещении ущерба по коррупционным делам. Так, в 2015-2016 годах возмещено около 90% от общей суммы ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.
Внедряются современные коммуникационные технологии и программные продукты для повышения эффективности деятельности органов прокуратуры. Данные меры создали организационно - технические основы для заслушивания в ходе расследования показаний свидетеля или эксперта в режиме видеоконференции.
Положительно повлияли на снижение уровня должностной преступности, принятые Правительством в 2015-2016 годах Комплексные планы по противодействию коррупции, а также целевые мероприятия по профилактике служебных злоупотреблений и взяточничества. Так, по сравнению с 2015 годом в 2016 году почти на одну треть или на двадцать восемь процентов сократилось количество возбужденных коррупционных преступлений в отношении должностных лиц.
В целях эффективной борьбы с коррупцией и другими злоупотреблениями важно обеспечить качественное и всестороннее рассмотрение обращений граждан. Так, в Генеральной прокуратуре в 2015 году образован Центр приема обращений по телефону доверия (1007), который работает круглосуточно.
По итогам рассмотрения поступивших обращений по фактам нарушений законов, работники государственных органов привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной ответственности. По фактам совершения коррупционных правонарушений - возбуждаются уголовные дела.
По инициативе Президента с конца 2016 года активно развивается сеть электронных приемных. Так, создана Народная приемная Президента, Виртуальная приемная Президента, а также Народные приемные Президента в регионах Республики Узбекистан. В аппарате Президента действует Служба по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц.
Такой механизм обратной связи поддержан гражданами и стал внедряться во всех госструктурах страны. Открыты виртуальные приемные
руководителей более 40 государственных органов. Руководители и должностные лица могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной, за нарушение требований и норм законодательства об обращениях физических и юридических лиц.
К концу 2017 года поступило около 1,5 млн. обращений от физических и юридических лиц, из которых более 95% были рассмотрены1.
В начале 2017 г. Центр изучения общественного мнения провел опрос общественного мнения о работе с обращениями граждан органов государственной власти и управления. По мнению двух трети участников опроса, органы в которые они обращались, предприняли конкретные действия, решили имеющейся проблемы и восстановили законные права и интересы граждан.
Обеспечен широкий доступ населения к информации о деятельности государственных органов и принятых ими решений. Осуществляется широкомасштабная работа внедрения системы «электронного правительства» (2015 г.). В настоящее время создан Правительственный портал Республики Узбекистан. Государственными органами оказывается более 600 государственных услуг на Едином портале интерактивных государственных услуг в режиме «одно окно». В течение 2018 - 2020 гг. будут внедрены более 60 видов государственных услуг, оказываемых исключительно через центры «одно окно».
Проводится регулярный мониторинг эффективности работы «телефонов доверия», а также уровня внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти и управления.
Внедрена система обсуждения проектов нормативно-правовых актов и оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность. Эта система размещена на Едином портале интерактивных государственных услуг с 2015 года. В данной системе обсуждено более 1,5 тысячи проектов нормативно-правовых актов2.
По инициативе Генеральной прокуратуры с 2015 года принимаются во всех государственных органах отраслевые меры по профилактике служебных злоупотреблений и взяточничества.
1 https://pm.gov.uz/uz
2 https://regulation.gov.uz/ru
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 12
Так, в течение 2015-2016 гг. проведен анализ существующих коррупционных рисков и вызовов в системе народного образования, здравоохранения, налоговой сферы, землепользовании, осуществлении государственных закупок и другие.
Установлены характерные правонарушения. Внесены меры прокурорского реагирования по устранению причин появления коррупции. Проведены расширенные заседания ведомства. Разработаны конкретные программные меры по недопущению правонарушений.
Активно проводится политика добропорядочности среди государственных служащих. Совершенствуются правовые основы профилактики служебных злоупотреблений. По инициативе Генеральной прокуратуры в 2016 году, Правительством утверждены Типовые правила этики работников органов государственного управления и исполнительной власти на местах1. Всеми органами разработаны и приняты ведомственные Правила этического поведения работников. Созданы ведомственные комиссии по этике.
С начала 2017 года проводится комплексная работа по разъяснению среди работников государственных органов норм и требований правил этического поведения, обеспечению их неукоснительного соблюдения, совершенствованию механизмов ведомственного контроля по предупреждению правонарушений среди работников. Так, Комиссией разработан и утвержден план мероприятий по разъяснению среди работников государственных органов норм и требований правил этического поведения, в том числе путем проведения тренингов, семинаров, «круглых столов».
В рамках утвержденного плана Генеральной прокуратурой совместно с министерствами юстиции, трудовых отношений и занятости, проведены расширенные семинары с участием руководителей ведомственных комиссий по вопросам этического поведения государственных служащих и ответственные сотрудники кадровых и юридических служб всех министерств и ведомств, а также судебных и правоохранительных органов2.
1 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Типовых правил этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах» от 2 марта 2016 года № 62 //Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 9, ст. 94.
2 www.prokuratura.uz
Особое внимание уделяется повышению квалификации госслужащих. Введены специальные курсы по противодействию коррупции среди госслужащих. Особое внимание уделяется проведению антикоррупционного обучения среди преподавателей и администрации данных учреждений.
Регулярно организуются и проводятся обучающие мероприятия для представителей научных кругов в области международных стандартов и лучших практик по противодействию коррупции. В них принимают участие представители международных организаций и зарубежных экспертов.
В целом эффективность и результативность проведения антикоррупционных реформ во многом зависит от системности и комплексности в реализации мер, предусмотренных в Государственной программе по противодействию коррупции на 2017-2018 гг.
Здесь важное значение играет активное взаимодействие со средствами массовой информации, широкое использование возможностей всемирной информационной сети Интернет в вопросах доведения до населения сути и значения проводимых антикоррупционных реформ.
При этом, особое внимание важно уделять усилению общественного контроля, развитию социального и государственно-частного партнерства, налаживанию прямого взаимодействия с органами самоуправления граждан и иными институтами гражданского общества.
Необходимо дальнейшее развитие межведомственного взаимодействия, широкое внедрение в антикоррупционную деятельность органов государственного управления современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе систем видеонаблюдения, электронного учета и взаимообмена, межведомственных баз данных.
Несомненно, имеет важное значение осуществление комплексных научных и прикладных исследований проблем коррупционных правонарушений, внедрение современных методологий проведения работ по профилактике и предупреждению коррупции не только со стороны юристов, но и экономистов, социологов и других специалистов, учитывая, что коррупционные правонарушения совершаются во всех социально-экономических сферах.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 12
Список литературы:
1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью» №ПП-2833 от 14.03.2017г.// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 12, ст. 184
2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» №ПП-2752 от 02.02.2017// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 5, ст. 62, № 27, ст. 608, № 37, ст. 982
3. People and corruption: citizens' voices from around the world - Global Corruption Barometer// 2017. Transparency International. www.transparency.org
4. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» № УП-4947 от 7 февраля 2017 г.// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70.
5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Типовых правил этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах» от 2 марта 2016 года № 62 //Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 9, ст. 94.
6. www.prokuratura.uz
7. https://pm.gov.uz/uz
8. https://regulation.gov.uz/ru
9. Basel Institute on Governance, 18 August 2015, Basel AML Index 2015 Report, https:// index2015.baselgovernance.org/sites/default/files/aml-index/Basel_AML_Index_Report_2015. pdf
10. http://ru.sputniknews-uz.com/society/20170125/4674431/korrupcia-Uzbekistan-reiting-mnenie.html
11. https://www.oecd.org/corruption/acn/istanbulactionplan/46822558.pdf; http://www.minjust. uz/ru/press/ourpublications/2012/09/2275/
12. https://gazeta.norma.uz/publish/doc/text121318_antikorrupcionnaya_reforma_ predvaritelnye_itogi