СОЦИАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, ПРИЧИНЫ, МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
А.О. Смирнова
Статья посвящена проблеме социального одиночества в современном обществе. Выявляется его сущность, основные типы и виды. Дана классификация причин возникновения феномена одиночества в современном российском обществе. Проанализированы основные теоретические подходы к изучению социального одиночества. Выделены некоторые способы преодоления социального одиночества, учитывая их специфику и распространенность в современном российском обществе.
Ключевые слова: социальное одиночество, интегративная модель одиночества, личность, стресс, коммуникация.
«Одиночество» в современной жизни почти столь же распространенный термин, как «глобализация», «Интернет» или «полит-корректность». Парадоксально само по себе уже то, что несмотря на стремительные темпы развития всех без исключения коммуникационных сетей (телефонизация, мобильная связь, СМИ, Интернет и т. п.), а также постоянное увеличение плотности городского населения, все больше людей чувствуют себя одинокими.
Социальное одиночество является одной из актуальнейших проблем в социальной, духовной и культурной жизни общества (в том числе и российского). Долгое время в России (точнее, в Советском Союзе) проблема социального одиночества не изучалась, поскольку считалось, что одиночество социалистическому обществу не свойственно (согласно официальной доктрине, одиночество было присуще только буржуазному миру и являлось одним из отрицательных последствий капитализма и стиля жизни западного общества). В 1990-е годы массовые опросы населения показали, что проблема одиночества, которая существовала в советском
© Смирнова А.О., 2010
обществе, никуда не делась и в российском. К тому же серьезнейший экономический, политический и духовный кризис, наступивший после распада СССР, усугубил социальное одиночество в нашей стране.
Становление современного российского общества сопровождается процессами взаимного отчуждения людей, что не может не сказываться на увеличении количества одиноких людей. Проблема одиночества, таким образом, оказывается весьма актуальной для современного российского общества.
Теоретические подходы к изучению одиночества
В процессе изучения феномена социального одиночества были выделены следующие подходы в трактовке этого сложного социального и социально-психологического явления.
Экзистенциальная психология и ее представители (И. Ялом, К. Мустакас) считали, что одиночество изначально заложено в природе человека, что это вполне естественное состояние. Каждый человек уникален и неповторим, его нельзя до конца понять другому человеку, и поэтому с самого рождения он «обречен» на одиночество.
Экзистенциальная психология тесно связана с экзистенциальной философией (предшественниками идей экзистенциальной психологии, например, можно назвать таких философов, как Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер).
В экзистенциальной психологии выделяют основной конфликт, который объясняется постоянным противостоянием индивида с условиями его существования в объективном мире. Одиночество, или изоляция, относится к данностям бытия. Экзистенциалисты не считают чувство одиночества патологией, а видят его причины в условиях бытия индивида.
К. Мустакас, например, разделяет понятия «суета одиночества» и «истинное одиночество»1. Первое - это совокупность защитных механизмов, которые позволяют человеку отрешиться от решения существенных жизненных вопросов путем осуществления «активности ради активности». Истинное же одиночество возникает от осознания «реальности одинокого существования». Другой представитель экзистенциального направления, И. Ялом, считает, что такому осознанию способствует столкновение личности с пограничными жизненными ситуациями (смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку2.
Психоаналитический подход (в рамках неофрейдистской парадигмы). Его придерживались такие ученые, как Л. Зилбург,
Х. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман. Как и сторонники других фрейдистских концепций, они считают, что все предпосылки одиночества уходят корнями в детство. Этими учеными проводились исследования, целью которых было показать связь одиночества человека с его отношениями с матерью или отцом в детстве; влияние различных психологических детских травм и т. п. Так, Зилбург различал одиночество и уединенность, считая второе состояние нормальным и преходящим, а первое - непреодолимым, неприятным, постоянным ощущением3. Причинами одиночества он называл особые черты самой личности, такие как нарциссизм, мания величия, враждебность. Все эти черты, по мнению Зилбурга, возникают в детском возрасте, когда ребенок, одновременно ощущая радость быть любимым, испытывает потрясение от того, что он мал и слаб и вынужден ждать удовлетворения своих потребностей от других людей.
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки4.
Гуманистическая социология (или человеко-центрированный подход) (К. Рождерс, Л. Хьелл, Д. Зиглер и др.) говорит о том, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - несоответствие представлений человека о собственном «я»5.
Социально-психологический подход (А. Боумен, Д. Рисмен) возлагает ответственность за возникновение одиночества на общество, в котором происходят процессы, ведущие к одиночеству. Так, Боу-мен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.
Рисмен в книге «Одинокая толпа» говорит, что одна из главных причин одиночества - ориентация на других6. Люди хотят нравится другим, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, уходят от своего «я», что приводит к «синдрому обеспокоенности» и зависимости личности от внимания к ней. Он использует термин «одинокая толпа», характеризуя современное американское общество.
Когнитивный подход (В. Дерлега, С. Марголиус, Д. Перлман, Л. Пепло). Особый упор в данной концепции делается на несоответствие социального и индивидуального опыта индивида.
Л. Пепло, например, в работе «Одиночество и самооцен-ка»7 пишет, что познание есть фактор, который опосредует связь между недостатком социальности и чувством одиночества.
Познание причин одиночества может влиять на интенсивность переживания и на восприятие самого одиночества. Она полагала, что одиночество возникает в случае осознания человеком разногласий между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. Когнитивные факторы у Пепло - это процессы, происходящие внутри индивида, согласовывающего свою деятельность с реальностью.
Существуют также подходы, в которых одиночество рассматривается как часть (компонент) более общей концепции. Так, Э. Фромм говорит об обществе потребления как о причине одиночества8. К. Хорни разрабатывает психосоциальную доктрину одиночества, куда включает множественные факторы, в том числе и проблемы современной семьи. Э. Тоффлер описывает так называемое «общество третьей волны», неизбежным атрибутом которого является «одиночество в толпе»9.
Особняком стоит так называемая интегративная модель одиночества У. Садлера и Т. Джонсона10, в которой изучаемый феномен определяется через внутренний мир личности, или мир «я», как динамический процесс, обусловленный переживаниями индивида в контексте жизненных отношений и связей человека. Данная модель хорошо раскрыта в статье У.А. Садлера и Т.Б. Джонсона «От одиночества к аномии»11. Данная модель имеет значительные отличия от многих других, и прежде всего - она является междисциплинарной. В нее включены объяснительные схемы когнитивной психологии, экзистенциальной, социальной психологии и гуманистической социологии.
Главное положение этой модели состоит в том, что человек от природы наделен определенными возможностями, и его цель в жизни - как можно лучшая их реализация. Для их реализации он должен тем или иным образом взаимодействовать с окружающим миром (здесь у Садлера и Джонсона возникает понятие «связи», которое является крайне важным для понимания их концепции одиночества). Такие связи бывают разных уровней, на каждом уровне человек испытывает определенные трудности в установлении этих связей. Для того чтобы успешно реализовать свой потенциал, человек должен найти свое место в мире на всех уровнях и установить на каждом из них необходимое ему количество связей. А всего таких уровней у Садлера и Джонсона три: межличностный, социальный и глобальный. Утрата основополагающих связей ведет к переживанию чувства одиночества.
Садлер и Джонсон определяют одиночество как субъективное переживание, которое вызывает комплексное и острое чувство, выражающее определенную форму самосознания, и показывает
раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности12.
Таким образом, получается, что одиночество имеет как бы два аспекта: с одной стороны, это особая форма самовосприятия человека, характеризующая его внутриличностное состояние; с другой стороны - это самовосприятие тесно связано с определенным отношением к окружающему миру, то есть его невозможно отделить от контекста жизненных отношений и связей (отсюда и термин «социальное одиночество»).
Садлер и Джонсон определяют (исходя из значимых для человека видов восприятия себя и окружающего мира) четыре уровня экзистенциальных возможностей человека13:
1) уникальность судьбы индивида, реализация врожденного «я»;
2) традиции и культура личности (принятые в процессе социализации), дающие основные ценности и идеи, с помощью которых осуществляется интерпретация переживаний личности;
3) социальное окружение индивида, формирующее способы отношений с другими людьми, а также сферы, в которых возникает участие индивида в группах и принятие им определенных социальных ролей;
4) восприятие других людей, с которыми человек устанавливает отношения «я-ты» и которые могут со временем развернуться в другую реальность - «мы».
Четыре уровня задают четыре типа одиночества, причем они не исключают друг друга: человек может быть одинок сразу на нескольких уровнях.
Разрыв человека с собственным «я», с самим собой порождает, по Садлеру и Джонсону, космический тип одиночества. В этом случае затрагиваются глубины человеческой психики, и снятие проблемы одиночества уже не может быть осуществлено через простое человеческое общение: дисбаланс оказывается значительно глубже. Простая ликвидация физической изоляции человека не приведет к разрешению проблемы одиночества. Переживания данного типа порождают страх одиночества и стремление его подавить, что приводит человека к обоснованию его веры в то, что изоляция -истинное состояние человеческого существования.
Второй тип одиночества - культурное. Оно характеризуется отчуждением от культуры как системы нормативных значений и ценностей. Культурное одиночество дает о себе знать, когда человек ощущает, что общепринятая культура неприемлема для его внутреннего мира. Чаще всего подобный тип одиночества бытует в обществах, где происходят бурные социальные изменения, где нарушаются сами основы устоявшихся культурных традиций.
Для таких обществ характерен феномен «разрыва поколений». В «спокойных» же обществах данный тип одиночества характерен для выдающихся людей, чьи идеи значительно опережают свое время.
Третий тип одиночества - социальное. К данному типу одиночества можно отнести формы частичной социальной изоляции, такие как лишение членства в группе, неприятие группой. В случае переживания социального одиночества человек чувствует себя исключенным из той или иной группы, покинутым, посторонним, лишним. Социальное одиночество процветает в раздробленных обществах, переживающих периоды перестройки, с неопределенностью социальных границ. К социальному одиночеству также ведут изменения, которые способствуют распаду традиционных групп, развалу иерархии социальных позиций, а также отсутствию четкого распределения ролей в группах.
Последний тип одиночества, по Садлеру и Джонсону, межличностное одиночество. Оно связано с потерей постоянного общения с другим человеком. Неумение общаться, устанавливать доверительные отношения с другими людьми ведут к данному типу одиночества.
В нашей стране отдельные публикации по теме социального одиночества появились лишь в последние десятилетия. В советские годы одиночество не изучалась ни как психологическая, ни как социальная проблема. С начала 1990-х годов ситуация изменилась, однако единой концепции до сих пор не сложилось, все исследования носят разрозненный и несогласованный характер. Основная часть из них основана на трудах зарубежных ученых. Среди авторов: К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин, О.В. Дан-чева, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, И.С. Кон, И.И. Овчаренко, Ж.В. Пузанова, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, А.У. Хараш, Ю.М. Швалб, О.В. Ясицкая и др. Кроме того, следует отметить, что в последние два десятилетия книжные магазины испытывают небывалый наплыв популярной литературы (также псевдопсихологической), в которой даются самые различные объяснения одиночества вкупе с советами по его преодолению.
Социальное одиночество: причины и формы
Социальное одиночество всегда воспринималось по-разному. В любом случае одиночество - это всегда противопоставление общности. Это два диаметрально противоположных способа существования человека: либо он в обществе, либо в одиночестве.
При всем многообразии концепций, описывающих одиночество, в них четко можно проследить две тенденции. Первая из них -
оценка одиночества как резко отрицательного состояния, как патологии человеческих отношений, как вредного и неприемлемого. В описании одиночества используются такие определения, как «вынужденное», «тяжкое», «безысходное», «пугающее». Вторая тенденция - это определение одиночества как естественно присущего человеческой природе, более того - необходимого ей творческого, желанного, активного начала, без которого не может родиться полноценная личность. В случае такого подхода предпочтительным является термин «уединение».
Существуют две точки зрения на причины одиночества. Одна из них говорит, что одиночество - это субъективное переживание человека, не всегда совпадающее с реальной ситуацией, положением его в обществе. Другая же, наоборот, утверждает, что человек не виноват в своем одиночестве (это не есть его субъективное ощущение), а одиноким его делает окружающая среда, общество; одиночество для них - это плод особых социальных условий, заставляющих индивида замыкаться в себе, подавлять свою искренность и быть изолированным от окружающих.
На мой взгляд, может быть предложена следующая концепция причин социального одиночества в современном обществе.
Можно назвать некоторые факторы, являющиеся предпосылками возникновения социального одиночества.
1. Проблемы семьи. В первую очередь к ним относится изменение роли семьи, отношение к семье в обществе и нуклеаризация семьи. В настоящее время семья утрачивает свои многовековые традиции и свою роль как главной ценности. Создание семьи уже не является обязательным условием проживания вместе двоих людей, все больше предпочитаемой становится личная независимость, отсутствие обязательств. Все это имеет следствием разрушение семьи, которое, в свою очередь, влечет за собой постоянное чувство одиночества. К тому же семья все больше становится нук-леарной - в ней проживают чаще всего только родители и дети. Что касается проживания человека в семье, то в 2007 г. 12,6% респондентов из 1600 опрошенных проживали одни, 32,9% - в семье из двух человек, 28,5% - в семье из трех человек14. Старшее поколение часто живет отдельно, что является причиной возрастания чувства одиночества именно в старшем поколении, что ясно показывают опросы населения. 42,8% респондентов считают, что за период с 2002 по 2007 г. отношения в семье значительно ухуд-шились15. 35,4% респондентов из 33492 опрошенных заявили в 2000 г., что они редко обедают / ужинают с семьей16. В феврале 2007 г. ВЦИОМ провел опрос о том, как изменились ощущения россиян от своей жизни и жизни страны в целом. На возросшее
чувство одиночества в этом опросе указало 7% молодых россиян и 18% людей старше 4017. В опросе по поводу весомых причин для проживания пожилых родителей вместе с семьей детей на втором месте (после необходимости ухода за стариками - 12%), оказался фактор избавления от одиночества, ощущения покинутости (11%)18.
2. Для современного общества традиционная мораль ответственности заменяется на компромиссную практическую мораль, потребительскую, что ведет к индивидуализации общества, которая усиливает чувство одиночества у его представителей.
С утверждением «Я строго соблюдаю принципы нравственности, морали» согласны 46,9% респондентов из 33492 опрошенных в 2000 г. при 35,2% отказов, а с утверждением «я придерживаюсь своих собственных представлений о нравственности и морали» согласны 72,1% респондентов при 3,3% отказов19.
Из 1600 опрошенных в 2001 г. 30,8% респондентов считали, что при принятии жизненно важных решений нужно руководствоваться собственными желаниями и привычками, а 27,9% полагали, что руководствоваться нужно обещаниями, данными другим людям, нормами общепринятого поведения, традициями, обычаями, религиозными убеждениями и требованиями закона20.
3. Обезличенность отношений в больших городах. Термин Рис-мена «одинокая толпа» становится все более актуальным в настоящее время. Несмотря на постоянное увеличение плотности жителей в больших городах, плотность социальных контактов не увеличивается. В итоге, несмотря на то что каждый из жителей скученных городов постоянно окружен большим количеством себе подобных, он не чувствует себя в обществе, что ведет к усилению чувства одиночества.
В 2000 г. из 2054 опрошенных 17,8% респондентов согласились, что испытывают чувство пессимизма и неуверенности в обществе; 24,1% испытывали в обществе чувство страха, тревоги; 41,6% считали, что надеяться человек должен только на себя и свои силы; 10,5% страдали от чувства разобщенности людей21.
4. Проблема личного пространства связана с предыдущей проблемой. Жизнь в большом городе предполагает постоянные физические контакты с огромным количеством людей. Недостаток личного пространства на протяжении всего дня порождает стремление к обособлению, получению этого пространства, что, в свою очередь, ведет к оторванности от окружения и одиночеству.
Помимо этого, можно выделить непосредственные причины возникновения социального одиночества в современном российском обществе.
5. Экономический, политический и духовный кризис, наступивший в 1990-е годы после распада СССР. В опросе ВЦИОМ (апрель 2006 г.) в целом по стране угрозу одиночества выделили как главный источник беспокойства 21% россиян. Этот показатель оказался в числе самых часто называемых, наряду с угрозой социальных конфликтов и войн (28%), болезней (48%) и преступности (53%)22.
6. Замена личной коммуникации суррогатами. Речь идет о том, что с развитием различных высокотехнологичных способов коммуникации (мобильная связь, Интернет) «живая», непосредственная коммуникация между людьми заменяется на различные ее «заменители». И если общение по телефону еще хоть как-то можно приравнять к непосредственному, то, например, общение по «аське» или на форуме является явно неполноценным, в нем если не начисто отсутствует, то очень редуцирована эмоциональная, психологическая составляющая.
Опрос ВЦИОМ, касающийся пожара на Останкинской башне в 2000 г., показал, что от невозможности просмотра каналов центрального телевидения 31,3% респондентов испытывали чувство беспокойства, 22,1% - чувство лишения, 12,7% - раздражение, а 3% указали, что испытывают страх23. При этом 57,6% респондентов утверждали, что в случае, если телевизионное вещание не будет восстановлено три-четыре недели, они потеряют нечто жизненно важное24.
Уже в 2001 г. доступ к Интернету дома имели 2,3% респондентов (из опрошенных 1500 по России), а из имеющих Интернет дома пользовались им один раз в неделю и чаще 40,1% респонден-тов25. В 2007 г. возможность доступа в Интернет со своего мобильного телефона имели уже 26,3% респондентов из опрошенных 2110 по России26. В 2000 г. Интернет как средство общения с другими людьми использовали 53,9% респондентов27. Таким образом, Интернет получает все большее распространение в обществе как наиболее простая и доступная форма коммуникации.
7. Общее ускорение темпа жизни ведет к постоянной нехватке времени, что негативно сказывается на круге общения человека и ведет к его одиночеству. Таким образом, именно технический прогресс и быстрые темпы развития общества и цивилизации ведут к резкому увеличению психологических и социальных проблем, в том числе связанных с чувством и реальным переживанием одиночества значительной частью населения различных стран (в том числе, и России). 55% респондентов из 33492 опрошенных в 2000 г. согласились, что испытывают недостаток времени. 34,2% признались, что у них не хватает времени следить за своим здоровьем.
27,6% респондентов завили, что у них нет времени готовить еду. И 69% согласились, что жизнь «меняется слишком быстро»28.
8. Характерные для современного общества акцентированность на личном успехе, соревновательнось, конкурентность являются причинами постоянной гонки за успехом, карьеризма (в его негативном понимании), трудоголизма и пр., что резко сокращает время и силы на завязывание необходимых социальных контактов. 46,3% россиян согласны пожертвовать пребыванием с семьей ради успеха на работе29.
У 70% россиян из 2054 опрошенных в 2000 г. слово «конкуренция» вызывает положительные эмоции; слово «индивидуализм» вызывает положительные эмоции у 68,5% респондентов, карьера -у 62,7%30.
47,4% респондентов из 33492 опрошенных в 2000 г. считали, что деньги - лучший показатель жизненного успеха. 27,6% заявили, что хотят, чтобы окружающие думали, что они преуспевают в делах31.
Что касается видов социального одиночества, то их обычно делят на три группы:
1) безнадежно одинокие - полностью не удовлетворенные своими отношениями;
2) периодически и временно одинокие - в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны;
3) пассивно и устойчиво одинокие. Несмотря на то что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как относящиеся к первому и второму типам. Эти лица смирились со своим положением, принимают его как неизбежность.
Как разновидность третьей группы иногда выделяют группу равнодушных. Равнодушие в этом контексте представляет собой дефицит устремлений, в особенности в области чувств, связей с другими людьми и в ценностных отношениях. Равнодушный человек, как правило, нарциссически ориентирован, эгоистически самодостаточен, скрывает свое «я» от других. Своей индифферентностью к другим удаляет себя из сообщества, внутренне эмигрируя, удовлетворяется простым существованием, при этом опасается связей, открытости и ответственности.
Существует также классификация по частоте переживания чувства одиночества:
1) временное одиночество - кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворенности общением межличностными отношениями;
2) ситуативное одиночество является следствием стрессовых ситуаций: смерти близкого человека, разрыва личных отношений и т. д.;
3) хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.
Методы преодоления социального одиночества
Социальное одиночество без сомнения является серьезной проблемой современного общества. Соответственно способы преодоления одиночества есть актуальный вопрос. Современное общество предлагает самые различные методы преодоления проблемы социального одиночества. Одна часть из них основана на различных услугах, способствующих завязыванию социальных контактов, другая - на психологии и психотерапии.
Назовем некоторые из них.
Книги из серии «Популярная психология», бесчисленное множество которых заполнило в последнее время прилавки книжных магазинов. Многие из них становятся бестселлерами (например, книги Карнеги). В этих книгах даются советы по преодолению одиночества, способам завязывать знакомства, в том числе и романтические, умению заводить друзей, а также называются различные способы влияния на окружающих. Ценовой диапазон данных изданий колеблется от 100 руб. за брошюры с десятью «полезными советами» до 1000 руб. за серьезные научные издания по социальной психологии и социологии.
Клубы по интересам представляют собой самого разного вида и назначения конторы, оказывающие услуги по завязыванию контактов между одинокими людьми. Это могут быть интеллектуальные клубы, клубы романтических знакомств, кружки «по интересам», танцевальные студии и т. п. За определенную плату люди получают некоторый набор услуг (помимо основной цели - познакомиться), например уроки танцев, ужин, обучение различным навыкам и т. п.
«Мобильные» знакомства - самые различные серверы, предлагающие виртуальное общение с возможностью дальнейших встреч в реальности. Стоимость варьируется от 10 до 100 руб. за одно сообщение (в зависимости от дополнительных возможностей сервиса).
Сайты знакомств в Интернете - один из самых быстро развивающихся сегментов Всемирной сети. Денег с посетителей они обычно не берут (хотя распространена практика платы за «дополнительные» услуги или же плата за ступеньку рейтинга в общей массе потенциальных партнеров, а следовательно, за большие шансы познакомиться как можно скорее). Однако несмотря на бесплатность сервиса для основной массы посетителей, на таких порталах зарабатывается немало денег путем размещения рекламы.
Интернет-сообщества. Примерно то же самое, что клубы по интересам, но только в виртуальном пространстве. Часто они имеют вполне весомое продолжение в реальности (например, портал поиска попутчиков по дороге на работу dovezu.ru или сайт для поиска соседей для совместной аренды квартиры). Основная цель данных сообществ несколько иная, чем «мы избавим вас от одиночества», однако зачастую именно знакомство (романтическое или дружеское) становится главной целью посетителей сообщества.
Психотренинги и группы взаимопомощи. Это один из профессиональных видов услуг, предлагаемых для решения психологической проблемы одиночества. За определенную плату (зависящую от многих факторов, таких как известность и квалификация тренера и размер группы, место встреч и т. п.) вы получаете квалифицированную психологическую помощь, однако решение проблемы одиночества здесь не гарантируется.
Таким образом, существует значительное количество платных услуг и различных товаров, имеющих своей целью решение проблемы одиночества.
Из всего этого списка видно, что первым и основным средством решения проблемы одиночества для большинства людей в настоящее время являются различные способы знакомств. К ним относятся как реальные клубы и фирмы, организующие различные мероприятия, целью которых является знакомство людей, так и их виртуальные собратья, которые являются куда менее эффективными, но зато гораздо более доступными для широкой аудитории. Большая часть из них являются просто местом для размещения объявлений о желании познакомиться с кратким описанием желаемого партнера, хотя часть из них предоставляет также и услуги по проведению досуговой деятельности или обучению каким-либо навыкам (например, танцам).
Вторая группа способов преодоления социального одиночества - это само- и взаимопомощь с использованием самых различных психологических и социально-психологических методик. Здесь возможны самостоятельные занятия с помощью специальной литературы, которая в изобилии имеется в современных
книжных магазинах, а также занятия со специалистом-психологом или социальным психологом как в группах, так и в индивидуальном порядке. Такой способ помогает индивиду развить собственный навык общения и повысить шансы на успешную социальную жизнь, однако не гарантирует подбор партнера, поскольку основной задачей в этом случае считается решение психологических проблем индивида, что помогает преодолеть социальное одиночество.
Стоит, однако, заметить, что в основном все эти услуги (за исключением, пожалуй, клубов по интересам) направлены на молодую целевую аудиторию, даже потенциально исключая решение данной проблемы для старших поколений, которые, согласно исследованиям, являются как раз основной группой, наиболее подверженной чувству одиночества. Для решения проблемы одиночества в этих группах необходимо вмешательство социальных служб.
Выше были рассмотрены способы, которые могут помочь человеку преодолеть состояние одиночества. Однако не следует забывать о том, что немаловажным фактором является настрой личности, ее ориентация на преодоление болезненного состояния, ее заинтересованность в результате и активность позиции. Понятно, что этот настрой у каждого человека индивидуален и зависит от психологических особенностей и личностных убеждений. Однако саму важность этого фактора забывать никак нельзя. Правомерным является также утверждение, что от социального одиночества человек может избавиться и сам, без помощи специально разработанных для этого методик. Однако случаи «самоизлечения» весьма редки, и причина тому - как раз отсутствие сильной мотивации и неспособность справиться с тяжелой психологической ситуацией. Например, К. Рубинстайн и Ф. Шейвер32 считают, что чаще всего реакция на испытываемое чувство одиночества - это «печальная пассивность». Имеется в виду то, что человек, испытывающий чувство одиночества, предпочитает поплакать, поспать, просто ничего не делать, размышлять и фантазировать, смотреть телевизор или напиться и отключиться. Конечно же, все эти действия только усугубляют чувство одиночества. Притом авторы отмечают, что люди, предпочитающие «активное уединение» (занятие любимым делом, поход в кино, театр, на концерт, чтение, занятие музыкой, рукоделие или любая другая ручная работа), скорее всего, легче преодолеют чувство одиночества. Энергичные и активные личности, имеющие четкую установку преодолеть собственную социальную изоляцию, чаще всего стараются изменить свою жизнь: стремятся быть более дружелюбными с людьми, пытаются завязывать новые знакомства, стараются помогать другим людям, находят
новые способы встречаться с другими людьми (вступают в клубы, секции, находят новые увлечения), делают себя более привлекательными для других (например, занимаются спортом, физкультурой, фитнесом). Огромное значение имеет и самонастрой, попытка поразмыслить над ситуацией позитивно, в ключе «что я сам могу сделать, чтобы себе помочь».
Заключение
Таким образом, из предложенного материала можно сделать несколько выводов.
Социальное одиночество изучается в рамках самых разных парадигм и научных направлений - начиная от философских и заканчивая сугубо прикладными исследованиями. В западной социологии существует множество концепций и подходов к изучению одиночества. В нашей стране еще не сложилось какой-нибудь определенной парадигмы, взгляды на природу и генезис социального одиночества во многом заимствованы у Запада.
Социальное одиночество является актуальной темой изучения, о чем говорит огромное количество исследований, направленных на выявление причин, типов, последствий одиночества, а также большое количество различных его трактовок.
Можно выделить несколько предпосылок одиночества в российском обществе, к которым относятся такие, как проблемы в области семьи, замена традиционной морали ответственности на компромиссную практическую мораль, обезличенность отношений в больших городах, проблема личного пространства. Можно выделить непосредственные причины возникновения одиночества в России - это экономический, политический и духовный кризис, наступивший в 1990-е годы после распада СССР; замена личной коммуникации суррогатами таковой, характерная для современного общества; общее ускорение темпа жизни; акцентированность на личном успех, соревновательности, конкурентности.
Возможные методы преодоления социального одиночества существуют в современном обществе. Однако для решения проблемы социального одиночества у старших поколений мало предлагаемых в рамках общества экономически выгодных средств. Здесь необходимо вмешательство социальных служб, государственное финансирование для создания структур, которые бы помогали людям старшего и пожилого возраста преодолеть одиночество. Успешность преодоления социального одиночества во многом зависит также от настроя личности, ее ориентации на преодоление болезненного состояния, ее заинтересованности в результате и активности позиции.
Примечания
7
1 Цит. по: Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 156-157.
2 Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 2004.
3 Перлман Д., Пепло Л. Указ. соч. С. 253.
4 Там же. С. 154-155.
5 Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы. М.: Изд-во Института психотерапии, 2008.
6 Перлман Д., Пепло Л. Указ. соч. С. 157-158. Пепло Л. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. С. 169-192.
8 Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2007.
9 Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.
10 Садлер У., Джонсон Т. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. С. 21-52.
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же.
14 База данных Единого архива социологических данных [Электронный ресурс] // Сайт системы организации фактографической информации по социологической тематике. [М., 2009]. URL: http://sofist.socpol.ru/ (дата обращения: 15.08.2009).
15 Там же.
16 Там же.
17 Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. [М., 2009]. URL: http://wciom.ru/ (дата обращения: 10.08.2009).
18 База данных ФОМ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Фонда «Общественное мнение». [М., 2009]. URL: http://bd.fom.ru/ (дата обращения: 12.08.2009).
19 База данных Единого архива социологических данных [Электронный ресурс].
20 Там же.
21 Там же.
22 Официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг». [М., 2009]. URL: http:// top.rbc.ru/ (дата обращения: 13.08.2009).
23 База данных Единого архива социологических данных [Электронный ресурс].
24 Там же.
25 Там же.
26 Там же.
27 Там же.
28 Там же.
29 Там же.
30 Там же.
31 Там же.
32 Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества. С. 275-301.