СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
ОДИНОКОЙ ЛИЧНОСТИ
Шкурко Т. А.
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических коррелятов субъективного / объективного одиночества личности. В качестве факторов одиночества рассмотрены социально-психологические потребности личности - во включении, в контроле и в любви. В рамках социально-психологического подхода к одиночеству оно рассматривается как результат оценки личностью основных характеристик своего общения и основных параметров системы взаимосвязей с другими людьми. На основе более широкой трактовки одиночества как результата оценки личностью всей системы своих взаимосвязей: с самим собой, с другими людьми, с миром, в статье предложена авторская методика по диагностике одиночества.
Ключевые слова: одиночество, социально-психологические потребности, отношения с другими, оценка отношений, неудовлетворенность отношениями, диагностика одиночества.
Актуальность данной работы обусловлена значительным интересом к проблемам одиночества личности, который возрастает в последние десятилетия. В современных социально-экономических, социокультурных условиях на повестку дня выходит вопрос рассогласования количества социальных контактов и их качества: глубины, доверительности, искренности, что приводит к появлению у современного человека переживания одиночества в условиях активного общения с другими людьми.
В психологии нет единого определения одиночества и причин его возникновения. Д. Перлман и Л. Э. Пепло [11], подводя итог полувекового изучения одиночества, начатого в 1938 г. Дж. Зилбургом, выделяют 8 теоретических подходов к анализу одиночества. В рамках психодинамического подхода одиночество личности рассматривается как патология, причины которой следует искать в ранних детско-родительских отношениях (Дж. Зилбург, X. С. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман); феноменологического - как переживание, возникающее в ответ на ожидание отказа в контакте со стороны других людей (К. Роджерс); экзистенциального - как продуктивное, творческое состояние человека, как «встреча» субъекта с самим собой (К. Э. Мустакас и др.); социологического - как нормативное явление, характеризующее современное общество (Ф. И. Слейтер, Д. Рисмен); интеракционистского - как переживание, появляющееся в результате недоста-
точности социального взаимодействия индивида, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности, как результат комбинированного влияния личностного фактора и фактора ситуации (Р. С. Вейс); когнитивного - как реакцию на восприятие того факта, что социальные связи индивида не соизмеряются с определенным внутренним стандартом (Л. Э. Пепло, Д. Перлман); интимного - как результат рассогласования между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта с другими людьми (В. Дж. Дерлега, С. Т. Маргулис); в рамках общесистемного подхода одиночество рассматривается как механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов (Дж. П. Фландерс).
Большинство названных подходов фиксируют социально-психологические причины возникновения одиночества: отсутствие социальных контактов, рассогласование желаемого и достигнутого уровня социального взаимодействия с другими людьми, определенные ожидания по отношению к другому человеку, рассогласование социальных потребностей личности и социальной ситуации, в которой находится личность.
Современные отечественные исследования одиночества рассматривают его как социальный, социально-психологический феномен (Л. И. Старовойтова [17], Г. М. Тихонов [18], С. Г. Трубникова [19], Ж. В. Пузанова [12], С. В. Куртиян [6], Е. Н. Заворотных [4] и др.), по-
казывают важную роль социальных потребностей и их удовлетворения / неудовлетворения в качестве пускового механизма возникновения переживания одиночества (И. М. Слободчиков [16], Е. А. Манакова, Д. В. Труевцев [7] и др.), отмечают как негативные, так и позитивные аспекты его влияния на личность (И. М. Слободчиков [16], Е. В. Неумоева [10] и др.), подчеркивают, что одиночество как субъективное переживание относительно независимо от объема и характера межличностных контактов человека и определяется его личностными особенностями (Е. Н. Заворотных [4]).
В нашем исследовании под одиночеством мы понимали такое внутреннее переживание личности, которое является результатом оценки данной личностью основных характеристик своего общения и основных параметров системы взаимосвязей с другими людьми. Как показано отечественными учеными, отношения одновременно представляют собой и процесс, и результат межличностного общения (Н. А. Абульханова-Славская [1], Л. Я. Гозман [3], В. Н. Мясищев [9] и др.). Разнообразные качественные (например, степень психологической близости с другими людьми) и количественные (например, размер круга общения) характеристики общения напрямую связаны с такими параметрами отношений, как знак, интенсивность, модальность, дифференцирован-ность, взаимность и т. д.
Таким образом, в более широком смысле одиночество есть результат оценки личностью всей системы своих взаимосвязей: с конкретными другими, с социальными группами, с самой собой, с миром вообще. С подобным пониманием одиночества согласуются выделенные различными исследователями типы одиночества. Например, космическое (нарушение отношений с миром и природой), культурное (нарушение отношений между поколениями), социальное (нарушение отношений со значимой группой) и межличностное (отсутствие отношений с другим человеком) одиночество (У. А. Садлер [15]); эмоциональное одиночество (отсутствие отношений привязанности к кому-либо) и социальное одиночество (отсутствие дружеских отношений с другими) (Р. С. Вейс [2]).
Большинство авторов признает тот факт, что причины одиночества следует искать именно в системе отношений человека. Но при этом ряд авторов связывают одиночество с полным отсутствием или же недостатком некоторых отношений - отсутствием привязанности, духовных отношений, чувства общности (У. А. Садлер [15], Р. С. Вейс [2], Б. Миюскович [8] и др.). С точки зрения же других, одиночество обусловлено специфическими особенностями существующих отношений личности (Ф. Фромм-Рейхман [по 11], В. Дж. Дерлега [по 11] и др.) - например, поверхностность сложившихся отношений лично-
сти, низкий уровень доверительности, взаимности, включенности в отношения.
В качестве основного фактора переживания личностью состояний одиночества часто называют личностные особенности самого субъекта одиночества [4], в то же время представители психоаналитического подхода к анализу одиночества показывают, что формирование этих свойств и есть результат одиночества, например, по образному выражению Ф. Фромм-Рейхман, следствием «преждевременного отлучения от материнской ласки» [по 11, с. 154].
На наш взгляд, подобное противоречие снимается, как только мы обращаемся к социально-психологическим потребностям личности, которые как опосредуют процесс установления и развития отношений, так и участвуют в субъективной оценке личностью своих отношений с другими людьми, миром, самим собой. В теоретическом плане в отечественной психологии этот вопрос решен еще в 60-х гг. XX в. В. Н. Мясищевым [9]. Он рассматривал потребность как фундаментальное свойство личности, определяющее ее отношение к миру (потребность-свойство), наряду с потребностью-объектом (потребность как объект внешней среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности субъекта) и потребностью-состоянием (состояние психики, отражающее нехватку чего-либо).
В нашем исследовании, целью которого являлось изучение взаимосвязи социально-психологических (межличностных) потребностей личности, интенсивности переживания ею состояния одиночества, отношений личности с другими людьми и их качественной оценкой, приняло участие 70 человек. Общая выборка представляла собой 3 группы испытуемых: 1) люди, которые проживают одни; 2) люди, которые живут с детьми и / или родителями; 3) люди, живущие со своими семьями (мужем / женой и детьми).
Методиками исследования выступили: 1) биографическая анкета; 2) Опросник межличностных отношений В. Шутца, адаптированный А. А. Рукавишниковым [14]; 3) методика А. А. и А. Е. Кроников для диагностики динамики психологической близости со значимыми другими [5]; 4) UCLA Д. Рассела для диагностики интенсивности переживания индивидом состояния одиночества [13].
Подбирая методический инструментарий для достижения поставленной в исследовании цели, нами, наряду с одномерным подходом к измерению одиночества, представленным методикой UCLA Д. Рассела, был использован многомерный подход, концептуализирующий одиночество как многомерное явление. Совместно с В. Ю. Прядкиной, на основе представления об одиночестве как результате оценки личностью всей системы своих взаимосвязей: с другими, с самой собой, с миром вообще, нами был
сконструирован опросник «Одиночество». Опросник содержит 9 шкал:
1) «Недоверие к окружающим»;
2) «Приоритет общения с самим собой»;
3) «Чувство опустошенности»;
4) «Неудовлетворенность отношениями»;
5) «Ненаполненность жизни»;
6) «Страхи»;
7) «Негативное самоотношение»;
8) «Негативная оценка своих отношений с другими людьми»;
9) Итоговая шкала «Интенсивность одиночества».
Каждая шкала (за исключением девятой шкалы) включает 4 утверждения. Чем больше показания по каждой из шкал, тем интенсивнее данный показатель представлен в жизни человека. Девятая шкала «Интенсивность одиночества» представляет собой сумму баллов, полученных по всем шкалам опросника, и диагностирует общую интенсивность переживания одиночества. Шкалы 1-8 опросника отражают оценку личностью своих отношений с окружающими (шкалы 1, 4, 8), с самим собой (шкалы 2, 7), с окружающим миром (шкалы 3, 5, 6). Так как опросник «Одиночество» не был опубликован ранее, приводим его здесь полностью.
ОПРОСНИК«ОДИНОЧЕСТВО» (Т. А. Шкурко, В. Ю. Прядкина)
Инструкция: ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на следующие вопросы.
1. Среди окружающих меня людей нет тех, перед кем я мог бы полностью раскрыться.
2. Мне интереснее общаться с самим собой, чем с окружающими.
3. Я чувствую опустошенность.
4. Меня не удовлетворяют мои отношения с окружающими.
5. Мне скучно.
6. Мне страшно.
7. Я ощущаю собственную никчемность.
8. Мое общение с окружающими не дает мне позитивных эмоций.
9. Мне трудно кому-либо доверить свои мысли и чувства.
10. Никто не поймет меня лучше, чем я сам.
11. Я чувствую покинутость.
12. Мне кажется, что окружающие недооценивают меня.
13. Я ощущаю тоску.
14. Меня пугает будущее.
15. Меня многое не устраивает в себе.
16. Мои отношения с окружающими - источник моих разочарований.
17. Мне трудно раскрыться перед человеком.
18. Мне лучше наедине с собой, чем с другими людьми.
19. Я ощущаю неполноценность.
20. Окружающие не понимают меня.
21. В моей жизни мало интересного.
22. Я часто бываю встревожен.
23. Я достаточно часто задумываюсь о бессмысленности своего существования.
24. Зачастую окружающие относятся ко мне враждебно.
25. Мне сложно доверять окружающим.
26. Я предпочитаю общаться с самим собой, нежели с окружающими.
27. Я ощущаю внутреннюю пустоту.
28. Я не испытываю удовлетворения от общения с окружающими.
29. Я часто ощущаю недостаток чего-то в моей жизни.
30. Мне постоянно мешает расслабиться чувство страха.
31. Если бы у меня была такая возможность, я бы многое изменил в себе.
32. Между мною и окружающими как будто «стена», которую нельзя преодолеть.
Ключ: 1 балл присваивается ответу «да», 0 баллов -ответу «нет». Все вопросы прямые. Максимальный балл по шкалам 1-8 - 4 балла; минимальный - 0 баллов.
1. Шкала «Недоверие к окружающим»: вопросы 1, 9, 17, 25.
2. Шкала «Приоритет общения с самим собой»: вопросы 2, 10, 18, 26.
3. Шкала «Чувство опустошенности»: вопросы 3, 11, 19, 27.
4. Шкала «Неудовлетворенность отношениями»: вопросы 4, 12, 20, 28.
5. Шкала «Ненаполненность жизни»: вопросы 5, 13, 21, 29.
6. Шкала «Страхи»: вопросы 6, 14, 22, 30.
7. Шкала «Негативное самоотношение»: вопросы 7, 15, 23, 31.
8. Шкала «Негативная оценка своих отношений с другими людьми»: вопросы 8, 16, 24, 32.
9. Шкала «Интенсивность одиночества»: общий балл подсчитывается через сложение показателей, полученных по шкалам 1-8 опросника. Максимальный балл по итоговой шкале «Интенсивность одиночества» - 32 балла, минимальный - 0 баллов.
В проведенном нами исследовании полученные данные были подвергнуты математическому анализу с помощью корреляционного анализа Спирмена и критерия Манна-Уитни. Было установлено, что сочетание таких потребностей, как потребность во включении (1е),
потребность в любви (Ae) и потребность в контроле со стороны других людей (Cw) связано с интенсивностью переживания личностью одиночества, диагностированной с помощью UCLA Д. Рассела. Наиболее интенсивно переживают одиночество люди, у которых ма ксимально выражены потребность принадлежать к различным социальным группам; потребность в установлении близких эмоциональных отношений и потребность в зависимости от других людей: в том, чтобы другие люди принимали решения, брали на себя ответственность за события в жизни испытуемых. Этот результат свидетельствует, что остроту переживания человеком одиночества диктует система его социально-психологических потребностей. Чем в большей степени он ориентирован на социальные контакты, на установление близких эмоциональных отношений, чем в большей степени он зависит от других, тем более интенсивно он переживает одиночество.
На основе корреляционного анализа выраженности межличностных потребностей, полученных по методике ОМО В. Шутца, и данных по предложенной нами методике «Одиночество» можно заключить, что личность в состоянии одиночества в первую очередь характеризуется негативной оценкой своих отношений с другими людьми. Этот вывод подтверждают значимые коэффициенты корреляции шкал ОМО - Ie, Ae, Cw - со шкалой «негативная оценка отношений». Кроме того, потребность во включении оказалась связанной с неудовлетворенностью общением с другими и с негативным самоотношением; потребность в любви -с чувством опустошенности и неудовлетворенностью общением с другими, а потребность в зависимости от других - с ощущением неполноты жизни.
При сравнении группы людей, которые рассматривают мать в качестве значимого другого, и группы участников исследования, которые не включили ее в список значимых других, было установлено, что у первых менее выражена потребность в том, чтобы их контролировали другие, для них характерны больший объем интеракций в сфере любви и контроля и меньшая внутренняя конфликтность поведения в сфере любви и включения. Учитывая предыдущие данные, можно заключить, что и переживания одиночества у личности, включающей в круг значимых других свою мать, будут менее интенсивными. Вместе с тем, для людей, которые не включили мать в список значимых других, характерна меньшая внутренняя конфликтность в сфере контроля.
Также мы сравнили две группы людей: тех, которые указали друзей в числе значимых других и тех, которые не сделали этого. Было обнаружено, что для первых характерен больший объем интеракций в сфере любви. Это означает, что для них сфера любви является насыщенной контактами, побуждаемыми выраженностью потребности в любви на уровне
выраженного и требуемого от других поведения (любить и быть любимым).
В результате корреляционного анализа максимальной и минимальной степени психологической близости, которые, как отмечали испытуемые, они переживали со значимыми другими, с результатами ОМО, было установлено, что степень максимальной психологической близости, которой личность достигает со значимыми другими, детерминирована, с одной стороны, объемом интеракций в сферах включения, контроля и любви, а, с другой стороны, противоречивостью межличностного поведения в данных сферах. Показатель максимальной близости оказался связан прямо пропорциональными связями на ур.зн. = 0,05 со всеми вторичными показателями ОМО: Ie+w (объем интеракций в сфере включения), Ce+w (в сфере контроля), Ae+w (в сфере любви), 1е^ (внутренняя конфликтность в сфере включения), Се^ (в сфере контроля), Ае^ (в сфере любви). Этот результат позволяет нам сделать интересный вывод: ощущение психологической близости с другими людьми, которое, очевидно, является некоторым противопоставлением переживанию одиночества, задано: 1) активностью человека во всех сферах: включения, контроля и любви (которая диагностируется параметром «объем интеракций», рассчитываемом как сумма потребностей на уровне Е (давать внимание, контроль, любовь) и W (брать от других)); 2) приоритетом стратегии «давать» над «брать» в отношениях с другими людьми (рассчитываемом как разница между выраженностью той или иной потребности на уровне Е и W).
При сравнении трех выборок: людей, которые проживают одни (мы их назвали объективно одинокие); людей, которые живут с детьми и/или родителями и людей, живущих со своими семьями (мужем / женой и детьми) было установлено, что для объективно одиноких людей характерна менее выраженная (на ур.зн. = 0,05) по сравнению с третьей группой потребность во включении (как на уровне выраженного, так и на уровне требуемого от других поведения) и в любви, а по сравнению со второй группой - менее выраженная потребность в контроле.
Группа людей, которые не имеют партнера и проживают с детьми и / или родителями, имеют менее выраженную потребность во включении, но более выраженную потребность контролировать других, в отличие от людей, которые имеют и партнера и детей. При сравнении трех групп оказалось, что высокие показатели потребности в контроле над другими людьми характерны для второй группы, а высокие показатели потребности во включении -для третьей. Для первой группы (людей, которые по разным причинам достаточно долго живут одни) характерен в целом более низкий уровень развития практически всех исследованных потребностей.
Также в ходе исследования была обнаружена значимая корреляционная связь суммарной шкалы разработанного нами опросника «Одиночество» с показателем интенсивности переживания одиночества, полученным на основании одномерного опросника иСЬА Д. Рассела, а также высокая корреляция всех шкал опросника «Одиночество» между собой, что свидетельствует о достоверности методики.
Обобщая полученные в нашем исследовании данные, можно заключить, что:
1) центральной характеристикой одиночества как социально-психологического феномена является оценка личностью своих отношений с другими людьми;
2) интенсивность переживания личностью одиночества связана со степенью выраженности таких социально-психологических потребностей, как потребность во включении (стремление принадлежать к различным социальным группам, участвовать в их деятельности), потребность в любви (стремление устанавливать близкие эмоциональные отношения с другими людьми) и потребностью в контроле со стороны других людей (стремление, чтобы другие контролировали, принимали решения и брали на себя ответственность);
3) степень выраженности базовых социально-психологических потребностей личности (в первую очередь, потребности в контроле [20]) и их противоречивость (стремление больше «давать», чем «брать» в отношениях с другими людьми) определяют круг значимых других и максимальную степень психологической близости в отношениях с ними;
4) степень выраженности социально-психологических потребностей связана не только с субъективными показателями одиночества (интенсивностью переживания), но и с формальными признаками одиночества человека (живет один / не один).
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская Н. А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. - М.: Наука, 1981. - 218 с.
2. Вейс Р. С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - С. 114127.
3. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 175 с.
4. Заворотных Е. Н. Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2009.
5. КроникА. А., КроникЕ. А. В главных ролях: Вы, Мы, Ты, Он, Я. Психология значимых отношений. -М.: Мысль, 1989. - 197 с.
6. Куртиян С. В. Одиночество как социальное явление: автореф. дис____канд. соц. наук. - М., 1995.
7. Манакова Е. А., ТруевцевД. В. Типы переживания одиночества в контексте уровня удовлетворенности социальных потребностей личности. - URL: http: // www.psy.su / psyche / psyche_archive / 2010 / &project_id=16 (дата обращения 15.04.2014).
8. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. -С. 53-71.
9. МясищевВ. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. -М.-Воронеж: Модэк, 1995. - 356 с.
10. Неумоева Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: автореф. дис____канд. психол.
наук. - Тюмень, 2005.
11. Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. -С. 152-167.
12. Пузанова Ж. В. Одиночество: опыт социально-философского анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1995.
13. Рассел Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989. - С. 47-60.
14. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений. - Ярославль: Изд - во НПУ «Психодиагностика», 1992. - 47 с.
15. Садлер У А., Джонсон Т. Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - С. 24-45.
16. Слободчиков И. М. Теоретико-экспериментальное исследование феномена одиночества личности: на материале подросткового возраста: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006.
17. Старовойтова Л. И. Одиночество: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1995.
18. Тихонов Г. М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1992.
19. Трубникова С. Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999.
20. Шкурко Т. А. Социально-психологические особенности личности с выраженной потребностью в контроле себя и других людей // Вестник Томского государственного университета. -2011. - № 349. - С. 177-184.