монополий невозможно существование конкуренции, которая является фундаментом улучшения качества производства товаров, оказания услуг, и создания новой продукции.
Использованные источники:
1. Головнина Л.А., Жигунова О.А. Теория экономического анализа - М.: КНОРУС, 2007.
2. Кулинцев И.И.. Экономика и социология труда - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001 - изданное 2-ое, переработанное и дополнительное.
3. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 2-е изд., доп. -М.: ИНФРА-М, 2006.
УДК-02
Казакова С.П., к.филос.н.
доцент
кафедра «Социальной работы и социальных технологий»
Харламова Н.И. студент 3 курса Институт социальных отношений Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского
Россия, г. Калуга СОЦИАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Аннотация: В современном российском обществе возрастает роль социального наставничества. В связи с этим рассматривается наставничество в библиотечной среде как постоянный диалог с читателем, благодаря которому приобретается опыт, необходимый для преодоления трудных жизненных ситуаций. Анализируется успешная практика в Калужской области.
Ключевые слова: наставничество, волонтерство, добровольчество, библиотека, лица с ограниченными возможностями здоровья.
Kazakova S.P.
PhD (philos.), associate Professor of Department «Social Work and social
Technologies»
Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky
Kaluga, Russia Kharlamova T.E., 3-year student Institute of Social Relations Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky
Kaluga, Russia
SOCIAL MENTORING: SPECIFICITY AND DEVELOPMENT
PROSPECTS
Abstract: In modern Russian society, the role of social mentoring is increasing. In this regard, mentoring in the library environment is considered as a
constant dialogue with the reader, thanks to which the experience necessary to overcome difficult life situations is gained. Successful practice in the Kaluga region is analyzed.
Keywords: mentoring, volunteerism, volunteering, library, persons with disabilities.
СОЦИАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В современном мире преобразования, которые происходят в общественной жизни, изменяют социальные, экономические, политические и другие сферы жизни социума. Эти изменения не могут не затронуть формирование и развитие личности человека. Но, несмотря на это, все равно существует некие социальных ценностей, которые можно отнести к незыблемым для всех народов и во все времена. К таким ценностям относится бескорыстный труд.
С каждым годом тема волонтерства (добровольчества) приобретает все большее значение. Причем, распространение волонтерства рассматривается во многих развитых странах мира как важнейший и обязательный элемент социально ориентированного общества.
На сегодняшний день добровольческая тематика охватывает различные сферы деятельности: и спорт, и туризм, социальная и досуговая сфера, поисковая работа и т.д. Активно развивается и такое направление волонтерской деятельности как социальное наставничество. Актуальность наставничества бесспорна. К сожалению, до сих пор большое количество людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи и поддержке. Причем у многих людей помощи со стороны близких не находится, тогда такую помощь им оказывают добровольцы.
В литературе встречаются различные представления о наставнике. С одной стороны, наставник может восприниматься, однозначно, как фигура, старшая по возрасту и более влиятельная, дающая мудрые советы. Взамен наставник ожидает лишь преданность и уважение. С другой стороны, наставник - человек - практик, т.е обладающий большим опытом, чем авторитетом.
Существуют и разные представления о самом процессе наставничества. В одних концепциях наставник предстает больше как учитель, направляя своего ученика в его жизненном пути. В этих концепциях наставник занимает более активную позицию, нежели сам подопечный. Другие концепции представляют себе процесс наставничества как равные отношения наставника и подопечного, таким образом пробуждаются внутренние ресурсы для самостоятельного решения стоящих перед ним жизненных задач.
Особого внимания заслуживает позиция Г. Льюиса, который рассматривает понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, совет и поддержку
другому. Наставник - человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации. Наставник - это не всегда человек старшего возраста, с богатым жизненным опытом. Наставником может стать тот, кто обладает такими качествами личности, которые позволят ему тем или иным образом позитивно влиять на жизнь другого человека.
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны -деятельность наставника, с другой - деятельность подопечного. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Наставничество - это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Общение не должно быть ограничено формальными рамками, диалог не состоится, если между наставником и подопечным большая психологическая дистанция. Откровенность между наставником и подопечным необходима для того, чтобы правильно сформулировать цели совместной работы над выявленными проблемами, предложить возможность решения стоящих перед подопечным задач и т.д.
Конечно, наставничество - трудоемкий, сложный и долгий процесс, поэтому, несомненно важно, какими качествами будет обладать человек, решивший стать наставником. Не каждый человек способен исполнять такую роль - часто достаточно тяжелую, неоплачиваемую, требующую отдачи сил, многочасовую, эмоционально и физически трудную. Основным критерием, по которому можно понять, сможет ли человек быть наставником, является мотивированность его на выполнение социально значимой деятельности. Радует тот факт, что людей, желающих быть наставниками, становятся все больше и больше.
Успешный опыт социального наставничества в России и Калужском регионе.
Впервые агентством стратегических инициатив был организован и проведен первый всероссийский форум, направленный на развитие профессиональной среды наставничества «Наставник - 2018». Данный форум проходил на территории ВДНХ в Москве, который объединил несколько тысяч человек, вовлеченных в практики наставничества: от действующих наставников на предприятиях, крупнейших корпораций, до сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений. Заявки на конкурс принимались по 5 номинациям: наставничество на производстве, наставничество в бизнесе и предпринимательстве, наставничество в социальной сфере, наставничество в образовании и кружковом движении, «Дети учат детей». Кроме того, были объявлены и
237
персональные номинации237.
Итогом участия в данном конкурсе стала победа в номинации «Наставничество без границ» Марии Павловны Коноваловой из Калужской
237 https://asi.ru/nastavniki/forum
области за проект Областной специальной библиотеки для слепых имени Н. Островского. Библиотека вносит ощутимый вклад в реабилитацию и социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, являясь тем самым наставником, проводником в социуме.
Бесспорно, для того, чтобы состоялся контакт с читателем, необходимо неформальное и доверительное общение. Как показывает практика, при выборе книг читатель предпочитает обращаться к одному и тому же библиотекарю. Такое положительное отношение к специалисту возникает не только потому, что он хорошо выполняет свои профессиональные обязанности, ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно беседовать. Поэтому настоящий профессионал - библиотекарь и выступает «проводником» в мире книг, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья, наставником в различных направлениях деятельности, будь то клуб садоводов и огородников, музыкальная и литературно-музыкальная гостиная, клуб цветоводов или школа «компьютерной грамотности».
Библиотека имеет уникальный опыт по созданию площадки для получения государственных услуг. И обычным людям иногда бывает сложно получить госуслуги, для этого и создаются многофункциональные центры. А если говорить о людях с ограниченными возможностями, им это в десятки раз тяжелее.
По сути, сегодня это уже не библиотека, а настоящий реабилитационный и образовательный комплекс. Сюда приходят не только слабовидящие, но и люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с потерей слуха и речи, ветераны и участники боевых действий. Действительно, 40 000 посещений в год - это огромная цифра. И, как признавался один из постоянных читателей библиотеки корреспонденту областной газете «Весть» В. И. Соболев, - «... для меня это отдушина, луч света»238.
Таким образом, коллектив библиотеки и выступает сегодня наставником для своих подопечных, помогая приобрести опыт, необходимый и достаточный для преодоления тех трудных жизненных ситуаций, в которых человек оказался.
Использованные источники:
1. Библиотека как образ жизни, 17 апреля 2014 // http://www.vest-news.ru/article/59171
2. https://asi.ru/nastavniki/forum
238 Библиотека как образ жизни, 17 апреля 2014 // http://www.vest-news.ru/article/59171