Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ И УЛУЧШЕНИЕ ПО ПАРЕТО'

МЕТОДЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ И УЛУЧШЕНИЕ ПО ПАРЕТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / РЫНОК / ЦЕНА / ФИРМА-МОНОПОЛИСТ / ТОВАР / PRICE DISCRIMINATION / MARKET / PRICE / MONOPOLIST FIRM / PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыгроб О. О., Солодова И. Е., Кузьмина О. С.

В статье рассматривается понятие ценовой дискриминации, возможность её применения как элемента ценовой конкуренции. Рассматриваются виды ценовой дискриминации: совершенная дискриминация, ценовая дискриминация второй степени, ценовая дискриминация третьей степени и способы преодоления ценовой дискриминации. Также в статье освещается понятие Парето-эффективности в условиях монополии. В заключение рассмотрены условия достижения Парето-эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадыгроб О. О., Солодова И. Е., Кузьмина О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICE DISCRIMINATION METHODS AND IMPROVEMENT BY PARETO

The article discusses the concept of price discrimination, the possibility of its use as an element of price competition. The types of price discrimination are considered: perfect discrimination, price discrimination of the second degree, price discrimination of the third degree and ways to overcome price discrimination. The article also highlights the concept of Pareto-efficiency in a monopoly. In conclusion, the conditions for achieving Pareto efficiency are considered.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ И УЛУЧШЕНИЕ ПО ПАРЕТО»

УДК 338

Кадыгроб О. О. студент магистратуры 1 курса факультет «Институт экономики и управления»

Солодова И.Е. студент магистратуры 1 курса факультет «Институт экономики и управления»

Кузьмина О. С. студент магистратуры 1 курса факультет «Институт экономики и управления» Уфимский государственный авиационный технический университет научный руководитель: Фахретдинова Г.Р., к.э.н.

доцент Россия, г. Уфа

МЕТОДЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ И УЛУЧШЕНИЕ ПО

ПАРЕТО

Аннотация:

В статье рассматривается понятие ценовой дискриминации, возможность её применения как элемента ценовой конкуренции. Рассматриваются виды ценовой дискриминации: совершенная дискриминация, ценовая дискриминация второй степени, ценовая дискриминация третьей степени и способы преодоления ценовой дискриминации. Также в статье освещается понятие Парето -эффективности в условиях монополии. В заключение рассмотрены условия достижения Парето-эффективности.

Ключевые слова: Ценовая дискриминация, рынок, цена, фирма-монополист, товар.

Kadygrob O. O. graduate student

1 course, faculty "Institute of Economics and Management"

Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa Solodova I.E. graduate student

1 course, faculty "Institute of Economics and Management"

Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa Kuzmina O.S. graduate student

1 course, faculty "Institute of Economics and Management"

Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa

Supervisor: Fakhretdinova G.R.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences PRICE DISCRIMINATION METHODS AND IMPROVEMENT BY

PARETO

Annotation:

The article discusses the concept of price discrimination, the possibility of its use as an element of price competition. The types of price discrimination are considered: perfect discrimination, price discrimination of the second degree, price discrimination of the third degree and ways to overcome price discrimination. The article also highlights the concept of Pareto-efficiency in a monopoly. In conclusion, the conditions for achieving Pareto efficiency are considered.

Keywords: price discrimination, market, price, monopolist firm, product.

Ценовая дискриминация - ситуация на рынке среди фирм-производителей, при которой одни и те же единицы товаров (услуг) имеют отличные друг от друга цены, установленные фирмой-монополистом для одного или же разных покупателей. Иначе говоря, покупателю предложат такую цену, по которой он готов приобрести товар.

Фирма-монополист, обладая особым положением на рынке, может проводить собственную ценовую политику.

Условия для осуществления ценовой дискриминации:

- прямая эластичность спроса на товар (услугу) у разных потребителей должна иметь значительные отличия;

- потребители должны быть легко идентифицируемы;

- при приобретении товара покупатели не должны иметь возможности его перепродать.

На сегодняшний день в экономике существует три вида ценовой дискриминации:

1. Совершенная дискриминация - ценовая дискриминация, при которой фирма-производитель готова предложить покупателю товар по той максимально возможной цене, которую он готов заплатить, то есть по цене спроса.

2. Ценовая дискриминация второй степени предполагает зависимость цены от объёма покупки (нелинейное ценообразование).

3. Ценовая дискриминация третьей степени основана на сегментации рынка, например, авиабилеты первого и туристического класса, спиртные напитки класса «люкс», прочие алкогольные напитки и т.д.

Изначально монополист разделяет потенциальных потребителей своей продукции на n-ное количество сегментов, затем устанавливает для каждого сегмента соответствующие цены [2].

Ценовая дискриминация первого вида наиболее выгодна для производителя по сравнению с дискриминацией второго и третьего вида.

Следует отметить тот факт, что ценовая дискриминация имеет

положительные и отрицательные стороны. Перед экономистами часто встаёт вопрос о том, как же бороться с ценовой дискриминацией, а борьба с дискриминацией означает и борьбу с монополизацией.

Ограничительные меры должны быть разработаны на законодательном уровне. Предприятия, занимающие ведущее положение на рынке производства, злоупотребляют им. Совершенствование законодательства -один из способов регулирования деятельности монополистов. Иногда участники прибегают к применению демпинга в борьбе с конкурентами, то есть, к сбыту товара по специально заниженной цене, ниже рыночной стоимости цен. На сегодняшний день закон запрещает данную практику, поскольку демпинг может причинить серьёзный ущерб экономике страны, став причиной безработицы.

На законодательном уровне должно регулироваться не только заключение контрактов, вредящих конкуренции, но и слияние или создание монополистических организаций, а также разделение крупных фирм на отдельные и независимые.

Введение запретов на недобросовестную конкуренцию тоже должно регулироваться законами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются: введение в заблуждение покупателей о свойствах товара, кража авторской идеи, разглашение коммерческой информации без согласия на то владельца.

Введение штрафов и санкций является эффективным методом антимонопольного регулирования.

Следует отметить, что в то же время разработаны законы, запрещающие внедрение актов, ограничивающих самостоятельность предприятий.

Итак, подводя итог, можно сказать, что одной из мер, которая может быть предпринята в целях демонополизации, является разработка законодательства. В законодательном акте могут быть выделены следующие методы:

1) контроль за слиянием и поглощением фирм-монополистов;

2) запрет на недобросовестную конкуренцию;

3) принудительное разделение крупных фирм-монополистов на раздельные самостоятельные организации;

4) введение штрафов и санкций;

5) контроль за заключением контрактов, вредящих конкуренции (момент, когда положение монополиста преимущественно лучше, чем положение других фирм);

6) снятие барьеров международной торговли;

7) открытие внутренних рынков для зарубежных организаций, которые разрешают контроль над рынком отечественных монополистов [1].

Однако, без существования монополий невозможно и существование конкуренции. Это значит, что фирмы-производители стремятся производить собственный уникальный продукт, но продукт нужно в дальнейшем совершенствовать. Но монополист, зная, что у него нет конкурентов, может

этого не делать, так как его фирма - единственная, производящая данный продукт, а потребители, нуждаясь в данном виде продукта, продолжат его приобретать. Так, спрос на продукцию есть, и поэтому улучшать её качество смысла нет. Поэтому конкуренция является основным стимулом предпринимательской деятельности.

В ходе исследования были рассмотрены условия достижения эффективности по Парето в условиях монополии. Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923) разработал теорию, которая гласит, что производство определённых благ ведёт к росту благосостояния одних субъектов и к уменьшению благосостояния - других.

Совершенная конкуренция - основной фундамент эффективного выпуска продукции (товаров и услуг). Например, при производстве дополнительной единицы продукции благосостояние монополиста увеличится, а благосостояние покупателя останется неизменным, либо благосостояние покупателя увеличится, но благосостояние монополиста уменьшится, либо обе стороны останутся в выигрыше. В любом из перечисленных случаев происходит улучшение по Парето.

Условия достижения Парето-оптимальности:

1. Оптимальный обмен. Состояние экономики является эффективным в производстве, если увеличение производства одного продукта (товара) влечёт за собой сокращение производства других;

2. Оптимальное производство. Предельная норма замещения между производством любых двух видов продукции должна быть одинаковой для любых двух фирм, производящих оба вида продукции.

3. Оптимальная структура выпуска продукции. Состояние экономики называют эффективным в структуре выпуска, если увеличить благосостояние хотя бы одного индивидуума и уменьшить благосостояние -других, благодаря изменению структуры выпускаемой продукции.

Эффективность в производстве достигается при увеличении производства одного блага и при параллельном сокращении другого. В пример можно привести п-ую фирму, которая обновила технологию, но Парето-оптимальное состояние при этом не достигнуто, так как при том же уровне использовании ресурсов можно увеличить производство блага А, не уменьшая производства блага В, либо использовать меньше ресурсов и производить прежнее количество блага А [3].

Подводя итог, можно сказать, что теория Парето-улучшения (оптимума) активно применяется в монополистической сфере, особенно в условиях совершенной дискриминации (ценовая дискриминация первого вида). Парето-эффективность достигается путём соблюдения трёх условий: оптимальный обмен, оптимальная структура выпуска, оптимальное производство.

Ценовую дискриминацию должны регулировать законодательные акты, в которых предложены методы, позволяющие создать условия, при которых была бы невозможна монополия. Однако без существования

монополий невозможно существование конкуренции, которая является фундаментом улучшения качества производства товаров, оказания услуг, и создания новой продукции.

Использованные источники:

1. Головнина Л.А., Жигунова О.А. Теория экономического анализа - М.: КНОРУС, 2007.

2. Кулинцев И.И.. Экономика и социология труда - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001 - изданное 2-ое, переработанное и дополнительное.

3. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 2-е изд., доп. -М.: ИНФРА-М, 2006.

УДК-02

Казакова С.П., к.филос.н.

доцент

кафедра «Социальной работы и социальных технологий»

Харламова Н.И. студент 3 курса Институт социальных отношений Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского

Россия, г. Калуга СОЦИАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Аннотация: В современном российском обществе возрастает роль социального наставничества. В связи с этим рассматривается наставничество в библиотечной среде как постоянный диалог с читателем, благодаря которому приобретается опыт, необходимый для преодоления трудных жизненных ситуаций. Анализируется успешная практика в Калужской области.

Ключевые слова: наставничество, волонтерство, добровольчество, библиотека, лица с ограниченными возможностями здоровья.

Kazakova S.P.

PhD (philos.), associate Professor of Department «Social Work and social

Technologies»

Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky

Kaluga, Russia Kharlamova T.E., 3-year student Institute of Social Relations Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky

Kaluga, Russia

SOCIAL MENTORING: SPECIFICITY AND DEVELOPMENT

PROSPECTS

Abstract: In modern Russian society, the role of social mentoring is increasing. In this regard, mentoring in the library environment is considered as a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.