Научная статья на тему 'Социальное конструирование образа старости'

Социальное конструирование образа старости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
287
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное конструирование образа старости»

Т.В. Смирнова

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА СТАРОСТИ

Смирнова Татьяна Вячеславовна - доцент кафедры международных коммуникаций Саратовского государственного технического университета.

Демографические, глубокие экономические и политические изменения, происходящие в последние годы в современной России, способствовали трансформации привычных устоев общества, приведя к хаосу системы ценностей. Насаждение новых, не свойственных российскому менталитету ценностных ориентиров, внедрение культа материального достатка, увеличение престижа молодости обусловили падение авторитета представителей старшего поколения в обществе.

Отношение к старикам, доминирующее в массовом сознании, перекликается с сегодняшней социальной политикой государства, согласно которой пожилые люди выступают лишь как объекты социальной поддержки. По меткому выражению Т.М. Герасимовой, представителям позднего возраста в современном социуме «предписан безличный статус».1. В обществе закрепился унифицированный подход к старости. Не предъявляя к пожилым людям практически никаких социальных требований, общество и семья ждут от них пассивного поведения, простого созерцания угасания собственной жизни, независимо от их культурного и образовательного уровня, полагая, что к старости все без исключения становятся похожими друг на друга. Антигеронтологиче-ские стереотипы, негативный имидж старости способствует отдалению пожилых людей от других членов общества. П. Бергер, Т. Лукман отмечают закономерность: чем выше депривация, отчуждение индивида, тем жестче вы-

1. Герасимова Т.М. Пожилая женщина современной России: Методология и результаты гендерного анализа биографий // Феминистская теория и практика: Восток —Запад. Материалы международной научно-практической конференции / ПЦГИ. СПб., 1996. — С. 173.

страиваются типологические характеристики2. Применительно к пожилым это означает закрепление существующего стереотипного образа старости.

Социально-демографическая группа пожилых людей в современном обществе подвергается наибольшему социальному давлению. Особенность геронто-логических стереотипов и социальных установок заключается в том, что они оказывают влияние не только на общественное мнение, но и на самих пожилых людей, укореняясь в их сознании более неколебимо, чем характеристики людей молодых и среднего возраста. Гораций справедливо отмечал: «Будем держаться всегда сообразно с возрастом каждым».3. Однако слепое следование пожилых людей доминирующим представлениям негативного характера о старости тождественно ситуации искусственного вытеснения индивида из жизни общества, когда он воспринимается и сам считает себя «отработанным ресурсом».

С целью выявления геронтологических стереотипов, определения степени их влияния на мнение представителей различных возрастных групп о старости и пожилых людях автором совместно с Центром социальных исследований «РОСС-ХХ1 век» было проведено исследование методом анкетного опроса в Саратове в декабре 2006 г. При формировании выборочной совокупности применялась методика квотного отбора по признакам пола, возраста, образования и дохода. Объем выборки составил 920 человек.

В ходе нашего исследования были выявлены следующие факты. В массовом сознании доминирующим является мнение об ухудшении в пожилом возрасте умственных способностей, памяти, а также способностей профессионального характера. Среди опрошенных от 16 до 55 лет такого мнения придерживаются 80%. Около трети респондентов считают, что человеческие качества и характер с годами портятся, поэтому пожилые люди чаще всего озабочены и озлоблены. Иными словами, зафиксирована чрезвычайная распространенность негативных социальных стереотипов о старости и старении.

Среди пожилых респондентов распространенность мнений об ухудшении с возрастом жизненных качеств несколько ниже, чем среди представителей других возрастных групп. Тем не менее этот негативный стереотип отмечается и в группе респондентов старше 55 лет. Так, с утверждением, что человеческие качества и характер с годами портятся, согласились 25,3% пожилых людей. На озабоченность и озлобленность своих ровесников указали 22,1% респондентов старше 55 лет. Значительное различие во взгляде на проблему возрастных изменений зафиксировано в группах работающих и неработающих пенсионеров.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — С. 58.

3. Воронцов В.В. Симфонии разума. Афоризмы и изречения отеч. и зарубеж. авторов. Изд. 8-е. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1979. — С. 563.

В первой из них по сравнению со второй почти в два раза меньше тех, кто считает, что умственные способности и память ухудшаются с возрастом, и в пять раз меньше убежденных в озлобленности пожилых.

Понять природу представленных выводов помогает распределение выбора ответов респондентов на вопрос: «С какими суждениями по поводу пенсионного возраста Вы согласны?» 60,6% опрошенных считают, что пенсионный возраст - это заслуженный отдых; 37,0% - время для любимых дел, творческих планов; 15,9% - начало жизни, отдыха и удовольствий; 19,5% - период «доживания»; 12,4% - отчужденность и невостребованность; 14,4% - потеря достигнутого статуса в обществе.

Наиболее оптимистичное представление о пенсионном возрасте наблюдается у представителей среднего возраста. Они чаще других (на 8-15 процентных пункта) считают, что это время заслуженного отдыха, либо творческих планов и отдыха. В более мрачных тонах воспринимают старость в ранней молодости, когда она видится недосягаемой, далекой и лишенной всякого интереса (что находит выражение в увеличении на 10-17% негативных суждений о пенсионном возрасте среди молодежи). Представляет интерес тот факт, что пессимизм во взгляде на пожилой возраст усиливается, начиная с «десятилетия перед пенсией», причем эта тенденция обостряется при переходе в старшую возрастную группу. Так, 33% респондентов старше 55 лет считают пенсионный возраст периодом «доживания», а 24 % - потерей достигнутого статуса в обществе.

Следует отметить, что отношение к пенсионному возрасту работающих пожилых людей более позитивно, чем их неработающих ровесников. К примеру, среди первых в два раза реже встречается мнение о пенсионном возрасте как о периоде «доживания». В принципе можно утверждать, что пенсионеры, продолжающие трудовую деятельность, противостоят негативным социальным стереотипам. Продолжая работать, они обеспечивают себе соответствующий образ жизни в материальном, коммуникативном и многих других аспектах. Как результат - их взгляд на пенсионный возраст довольно оптимистичен. Им несвойственна склонность отлученных от постоянной трудовой деятельности людей к «обнаружению» у себя такой степени ухудшения умственных и физических способностей, какой в действительности нет.

О влиянии социальных ожиданий и стереотипов на ощущение пожилыми людьми собственных возрастных изменений свидетельствуют данные современных исследований, согласно которым существует выраженное несоответствие между субъективными жалобами представителей старшего поколения на нарушение памяти и реальной способностью к запоминанию. А негативные культурные установки на поздний возраст становятся актуальной причиной

ухудшения памяти в старости..4. Кроме того, следует подчеркнуть, что мнение индивида о собственных возможностях и способностях оказывает значительное влияние на эффективность его деятельности..5. Иными словами, стереотипы изменяют мнение пожилых о своих интеллектуальных и профессиональных способностях, что в свою очередь снижает результативность их труда, инициируя возникновение и развитие профессиональных деструкций.

В рамках обсуждаемого вопроса представляет интерес проблема устойчивости геронтологических стереотипов. На первый взгляд, ее высокая степень не вызывает сомнений. Однако результаты исследования устойчивости представлений о старости позволяют сделать иные выводы. Так, установлено, что вследствие предоставления респондентам положительной информации о старении, их мнение о пожилых людях, их способностях, личностных характеристиках может значительно улучшаться..6.

Значительный вклад в формирование позитивного имиджа старости могут внести средства массовой информации, которые в современном мире являются мощным нормообразующим фактором. С целью выявления и анализа реального положения дел в области геронтологического просвещения населения, определения ракурса постановки и обсуждения проблем пожилых в средствах массовой информации, образа пожилого человека на страницах СМИ мы провели исследование, используя метод контент-анализа текстов газетных публикаций за период 1996-2006 гг...7

Согласно результатам нашего исследования, среди изученных газетных публикаций только 0,3% каким-либо образом связаны с представителями пожилого возраста и обсуждением их проблем. Цифра впечатляет, особенно если учесть, что уже к 2001 г. доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения России составила 20,7%А Несложно подсчитать, что темы, затрагивающие интересы пятой части населения, рассматриваются только в трех статьях из тысячи.

Вопреки ожидаемому, изменение интереса средств массовой информации к сюжетам, где основными действующими лицами являются люди позднего возраста имеет направление, обратное вектору развития процесса постарения

4. Краснова О .В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — С. 40.

5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989, № 1. — С. 28.

6. Guo X., Erber J., Szuchman L. Age and forgetfulness: Can stereotypes be modified? // Educational Gerontology. — 1999. — N 25. — P. 459.

7. В исследовании были использованы материалы газеты «Аргументы и факты» как печатного издания с высоким тиражом.

8. Демографическое старение населения Российской Федерации // Вопросы статистики. — 2002. — № 1. — С. 57—58.

населения страны. Усиливает парадоксальность ситуации тот факт, что 1999 год, провозглашенный ООН Годом пожилого человека, оказался некой точкой отсчета, начиная с которой до этого откровенно слабый интерес к темам старения и пожилого возраста в российских СМИ практически нивелировался.

Следует выделить еще одну парадоксальную особенность освещения данной тематики в СМИ. Публикации, в которых фигурируют пожилые мужчины, составляют 61%, женщины старшего возраста выступают в качестве основных действующих лиц в 39% материалов. Что касается возрастного состава населения, то численный перевес женщин отмечается уже после 33 лет. Так, в группе старше 65 лет женщины составляют 69%А Такая диспропорция служит косвенным доказательством предвзятости публикаций о пожилых людях, рассчитанных на них самих.

Несмотря на чрезвычайно малое количество публикаций по обозначенной тематике, имеющиеся материалы все же можно дифференцировать по разделам, которые могут быть использованы для систематизации, уточнения и детализации ситуации, сложившейся в печатных изданиях, в сфере освещения вопросов, связанных с пожилыми людьми. В качестве таких разделов могут быть названы: «Известные люди пожилого возраста и интервью с ними», «Ветераны ВОВ», «Пожилые люди - жертвы насилия», «Информация о пенсионном обеспечении», «Геронтологическое просвещение», «Материалы о пожилых анекдотического характера». Реализовать задачи, поставленные в исследовании, позволит проведение анализа по представленным разделам. Так, к разделу «Известные люди» мы отнесли публикации, содержащие интервью с публичными людьми (артистами, писателями, учеными), достигшими пенсионного возраста, рассказы журналистов об их жизни, а также обращение к их мнению при возникновении спорных ситуаций. Контент-анализ таких публикаций выявил их в целом позитивный настрой. Как правило, в них отражается профессиональный путь интервьюированного, освещаются его взгляды на современные события. Иными словами, пожилой человек - герой подобной статьи обычно выступает активным фигурантом, обладателем ценного жизненного опыта, носителем таких качеств как мудрость, знание жизни, профессионализм, умеренный оптимизм.

Следует отметить и наличие некоторых иных особенностей, которые были выявлены при анализе публикаций, относимых нами к обсуждаемому разделу. Обращает на себя внимание привлечение в качестве главных героев таких статей довольно узкого круга лиц. Известных деятелей пенсионного возраста, привлекающих к себе внимание прессы, немного. Так что имеет место повторяемость участников интервью, которая принимает выраженный характер.

9. Демографическое старение населения Российской Федерации // Вопросы статистики. — 2000. — № 1. — С. 57.

К примеру, в 1996 г. у нескольких «избранных» брали интервью 2-3 раза за год.

Представляется важным, что большинство героев таких публикаций не ассоциируются у читателей с пожилым возрастом. Так, среди артистов подавляющее большинство - так называемые «секс-символы» различных временных периодов. Как отмечает Я. Стюарт-Гамильтон, средства массовой информации выбирают в качестве «секс-символов» людей, в том числе потому, что они «выглядят моложе своего возраста»..10. Это в полной мере можно отнести к главным героям обсуждаемых публикаций: основные действующие лица таких газетных материалов в сознании окружающих (в данном случае - читателей) принадлежат к более молодой возрастной группе, чем в действительности. Интересно, что даже с такими «оговорками», частота обращения к «кумирам прошлых лет» стремительно снижалась, начиная с 1999 г. В результате из 52 выпусков газеты в 2004 г., только в двух содержались статьи, в которых рассказывалось о заслугах перед обществом людей, достигших пенсионного возраста.

Трудно прогнозируемыми оказались данные о внимании, уделяемом средствами массовой информации ветеранам Великой Отечественной войны. Вопреки ожиданиям, можно констатировать, что такое внимание попросту отсутствует. Так, из десяти лет, рассматриваемых нами, в течение четырех лет можно было прочесть лишь по одной публикации в год о военных подвигах ныне живущих. В 2002 г. и, что вызывает особенное недоумение, в юбилейном 2000 г. нам не встретилось ни одной статьи по данной тематике. Следует отметить, что ветераны войны большей частью упоминаются в контексте обсуждения пенсионных реформ, либо выступают в качестве получателей подарков к праздникам, что обычно сопровождается подробным рассказом о спонсоре.

Наибольшая стабильность и предсказуемость отмечается в разделе, обозначенном нами как «Информация о пенсионном обеспечении». Материалы, относящиеся к ней, содержат разъяснения по процедуре начисления пенсий, ответы на вопросы читателей. Число таких публикаций в год зависит от изменений, происходящих в пенсионной системе, ее реформирования. Соответственно в годы, приходящиеся на реформы пенсионной системы, потребность в разъяснениях по этому поводу повышается. Статьи носят информационный характер и, как правило, не несут ни эмоциональной, ни публицистической нагрузки.

Особенный интерес представляет анализ публикаций, отнесенных нами к разделам «Пожилые люди - жертвы насилия», «Геронтологическое просвещение» и «Материалы о пожилых анекдотического характера». К первому разде-

10. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. — С. 143.

СПб.: Питер, 2002. — 177

лу относятся публикации, в которых пожилой человек выступает в роли жертвы преступников, а также унижающих его достоинство членов собственной семьи. Раздел «Геронтологическое просвещение» составляют статьи, разносторонне освещающие проблемы старости и старения, показывающие как трудности, так и позитивные стороны позднего периода жизни человека. Задачей таких материалов является подготовка, просвещение, психологические советы и помощь людям, испытывающим растерянность и страх перед приближающейся старостью. Наконец, раздел «Материалы о пожилых анекдотического характера» содержит статьи, в которых представители старшего возраста фигурируют в качестве комических персонажей, их деятельность служит объектом для снисходительных шуток, насмешек, а желание и попытки интегрироваться в современное общество высмеиваются. В качестве примера можно привести название одной из статей: «Гуляй, бабка, - у деда прибавка».11.

По нашим данным, пожилые люди выступают в качестве жертв насилия в публикациях СМИ за рассматриваемый нами период, начиная с 2000 г. И хотя количество таких материалов невелико (1-5 в год), внимание к этой теме имеет место. На первый взгляд, возросший интерес к проблеме насилия в отношении пожилых носит закономерный характер. В настоящее время во многих странах мира отмечается увеличение случаев жестокого обращения с представителями старшего поколения, которое находит выражение, как в физических, так и в моральных (психологических) формах насилия. Наличие и укрепление такой тенденции обычно связывают с общим увеличением численности пожилых людей среди населения.12. Проблема жестокого отношения к пожилым людям поднималась в одном из докладов Генерального секретаря ООН в 2002 г., что подчеркивает актуальность вопроса в современном обществе. Итак, проблема жестокого обращения с пожилыми существует, имеет выраженную тенденцию к обострению, соответственно, требует решения, которое возможно только посредством разработки и реализации специальных общественных и социальных программ. При этом ни одну подобную программу нельзя представить без привлечения средств массовой информации как важного, часто определяющего фактора влияния на общественное мнение.

Однако статьи, относимые нами к разделу «Пожилые люди - жертвы насилия», логичнее вписываются в контекст общего понижения статуса старшего поколения в последние годы, нежели представляются в качестве составляющей компоненты решения проблемы жестокого обращения с пожилыми. Сде-

11. Гуляй, бабка, — у деда прибавка / Аргументы и факты. — 2002. — Выпуск 21.

12. Пучков П.В. Геронтологический эбьюзинг как социокультурный феномен. Интеграционные процессы в современном обществе. — Саратов: «Аквариус». 2003. — С. 186.

лать такой вывод нам позволяет временное совпадение обращения к теме насилия над представителями старшего поколения в публикациях и появления статей, в которых пожилые люди представлены смехотворными, нелепыми, комическими персонажами (такие статьи мы отнесли к разделу «Материалы о пожилых анекдотического характера»). В тот же период времени происходит резкое снижение количества публикаций, где пожилые люди представлены в качестве активных, уважаемых членов общества. Тот факт что, начиная с 2000 г., не было опубликовано ни одной статьи, которую можно было бы отнести к разделу «Геронтологическое просвещение» лишь усиливает впечатление, являясь еще одним аргументом для сделанных выше выводов об изменении статуса старости в обществе. Следует отметить, что средства массовой информации крайне неохотно берут на себя функцию геронтологического просвещения населения. Лишь в ответ на объявление ООН 1999 г. «Годом пожилого человека» этой теме было посвящено четыре статьи, тогда как в другие годы публикации аналогичной направленности выходили в печать в среднем с частотой 1 статья в три года.

Представляет интерес анализ частоты встречаемости публикаций, в которых представители позднего возраста выступают в качестве объектов социальной помощи. В целом среди материалов, связанных с проблемами старости и старения, таких публикаций более 40%. При этом за период с 1995 по 1999 г. этот показатель составлял около 24%. В следующее пятилетие, начиная с 2000 г. доля таких материалов в общем количестве составила уже 66%.

Что касается терминологии и тональности выступлений прессы, то представители старшего поколения именуются не иначе как «старики» и «пенсионеры». К примеру, «К старикам приехали дети из фольклорного ансамбля, чтобы привести им немного счастья в дождливый осенний день»1 или «Старость - не радость. А в нашей стране особенно. Может быть, из-за этого на улицах в последнее время стало больше стариков с протянутой рукой.,.»}А. Представляет интерес, что многие пожилые люди из тех, чьи письма опубликованы в прессе, буквально с первых слов позиционируют себя точно таким образом («я пенсионерка», «забота о нас, стариках» и т.д.). Данный факт подтверждает влияние стереотипов на определение своего статуса самими представителями старшей возрастной группы.

Следует подчеркнуть, что постоянная демонстрация ущербности, жертвенности, бедности пожилых может иметь последствия, обратные ожидаемым. Большинство людей склонно верить в то, что каждый в жизни получает по заслугам. Так называемый феномен справедливого мира влияет на восприятие

13. Праздник 291 души / Аргументы и факты. - 2003. - Выпуск 49.

14. Можно ли купить здоровье на пенсию? / Аргументы и факты. - 2002. -Выпуск 42.

окружающими жертв морального и физического насилия, неблагоприятных обстоятельств и прочее, в частности приводит к выводу о том, что бедные, малообеспеченные люди не заслуживают лучшего,.15. Если сделать попытку одним словом выразить отношение современных СМИ к любой теме, так или иначе затрагивающей геронтологическую проблематику, то этим словом станет «игнорирование». По данному признаку старение находится в одном ряду та-буированных тем с вопросами смерти. Это подтверждает факт практически полного отсутствия на страницах печатных изданий даже попыток просвещения населения о том, что в действительности представляет собой старение с точки зрения современных научных знаний.

Вопрос о важности всестороннего освещения тем, соответствующих интересам представителей различных возрастных групп, является не просто вопросом справедливого распределения. Игнорирование служит питательной средой для уже существующих стереотипов, большинство из которых давно не имеет под собой реальной основы, усиливает отчужденность между представителями старшей возрастной группы и другими. Отчуждение, замалчивание, отнесение геронтологической проблематики к разряду тем «напоминание о неприятном» - сегодня данные признаки имеют тенденцию к усилению.

Современным средствам массовой информации вполне по силам, если не решить проблему дискриминационного, унижающего достоинство отношения общества к пожилым людям, то по крайней мере обеспечить перелом в массовом сознании посредством внедрения позитивного образа старости. Реальность такой программы может быть обеспечена: 1) отходом от стереотипных образов старости в печатных изданиях; 2) популяризацией на страницах СМИ современных научных знаний о старости и старении, опровергающих сегодняшнюю негативную модель. Важность геронтологического просвещения, всестороннее, открытое обсуждение проблем, связанных со старением не просто дань уважения, некий реверанс в сторону старшего поколения, но и реальная возможность изменить отношение в обществе к пожилым.

15. Lerner M.J. The belief in a just world: A fundamental delusion. New York: Plenum. — 1980. — P. 375.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.