14. Pashina, A.H. The problem of recognition of the emotional context of speech sounds, "Vopr. psychology. - 1991. - № 1.
15. Manerov, W.H. The success of the perception of the speaker depending on the individual listener, Vopr. psychology. - 1990. - № 1. 16. Korneva, T.V. On some factors determining the accuracy of the audit assessment of emotional states: Abstracts and summaries of reports and Symposium "Speech, emotions and personality." - Leningrad, 1978.
17. Witt, N.V. Information about the emotional state in the speech intonation, "Vopr. psychology. - 1965. - № 3.
18. Bazhin, E.F. On the possibility of recognition of emotions on the characteristics of speech intonation / E.F. Bazhin, T. Root / Vopr. Sci.
knowledge of other people in the communion. - Krasnodar, 1978. - Kn. 2.
19. Shevchenko, N.B. Features of perception and understanding of the emotional state of a person under the influence of intonation units and their correction in retarded students: Author. Dis. ... Candidate. Sci. Science. - Ekaterinburg, 1999.
20. Vlasova, T.A. On children with developmental disabilities / T.A. Vlasova, M.S. Pevzner. - M.: Education, 1973.
21. Pevzner, M.S. Oligophrenic children (study oligophrenic children during their upbringing and education). - Moscow: APN RSFSR, 1959.
22. Morozov, V.P. Age peculiarities of human perception of emotions in speech and singing / V..P Morozov, E.S. Dmitrieva, Zh. evolution. biochem. and physiology. - 1983. - T.19.
23. Izard, C. Human Emotions. - M. Moscow State Univ, 1980.
24. Agavelyan, D.C. Socio-perceptual characteristics of children with developmental disabilities. - Chelyabinsk, 1999.
25. Agavelyan, D.C. Modern theoretical and applied aspects of psychology and special correctional pedagogy: Monograph / Scient. Ed. D.C. Agavelyana, R.O. Agavelyana. - Novosibirsk: NIPKiPRO, 2004.
26. Namazbaeva, Z.I. Some personality characteristics of pupils of the school. - Alma-Ata, 1985.
27. Kisteneva, E.P. Understanding the emotional states of mentally retarded children: Author. Dis. ... Candidate. Psych. Science. - Moscow, 2000.
28. Boyko, V. The energy of emotions in communication: a look at themselves and others. - Moscow: Filin, 1996.
29. Ave-Lallemant, U. Graphic test "Stars and Waves". - St.: Rech, 2002.
30. Gavrilova, T.P. Analysis of the empathic experience of junior schoolchildren and young adults. - Moscow: Pedagogy, 1981.
Article Submitted 13.12.10
УДК 376. 64
И.А. Макеева, доц. ВГПУ, г. Вологда, E-mail: SRSP_michailova@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА ДЕТСКОГО ДОМА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТEЙ-СИРОТ
В статье описаны трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты музейной педагогики, охарактеризованы задачи, принципы, особенности деятельности музея детского дома, показан социально-воспитательный потенциал музейного комплекса детского дома.
Ключевые слова: социально-воспитательный потенциал, музей, музейная педагогика, дети-сироты, социализация.
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.
Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека и существенно усложняет процесс социализации личности. К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников интернатных учреждений исследователи относят трудности социализации, под которыми понимают «комплекс затруднений при овладении той или иной социальной ролью» [1]. Причины возникновения этих трудностей в несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. Воспитанникам детских домов необходимо овладеть комплексом социальных ролей, позволяющих выпускнику впоследствии адаптироваться в различных сферах жизни личности - гражданской, профессиональной, семейной, духовной и других. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.д.), опыта семейной жизни, образцов нравственного, социально одобряемого поведения, гражданской ответственности, позитивных способов формирования социального опыта приводит к тому, что образ социальной роли создается на основе достаточно ограниченной, часто искаженной и противоречивой информации [2]. Существенные трудности в социализации обусловлены также низким уровнем сформированности социально значимых навыков, что проявляется в неумении планировать свою жизнь, в неточном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях, неадекватной самооценке (часто заниженной). Следствием этого становятся, как правило, заниженные жизненные ориентации и перспективы.
Практически для всех воспитанников детских домов характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Следует учитывать специфичность условий интернатного учреждения, режима его функционирования, которые в определенной степени способствуют формированию таких качеств воспитанников как конформизм, иждивенчество, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что проблема социализации детей-сирот многоаспектна и сложна, и требует научного осмысления, учета новых реалий, системных изменений в организации воспитательной деятельности образовательного учреждения, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности у воспитанников детского дома, поиска эффективных инновационных моделей построения процесса социального воспитания.
На основе проведенных исследований, обобщения практического опыта, нами была выстроена модель музейной деятельности в условиях детского дома, которая базируется на необходимости преобразований в работе образовательного учреждения, создания дополнительных возможностей для воспитания и социализации посредством использования потенциала школьного музея, через формирование целостной системы музейной деятельности, способствующей активизации личностных ресурсов воспитанников детского дома, разработки механизмов продуктивной адресной социальнопедагогической поддержки, моделирования различных сфер жизнедеятельности человека, создания единого социализирующего пространства. Реализация данной модели будет способствовать созданию в детском доме комфортной, позитивной, эмоционально насыщенной среды жизнедеятельности; позволит конструктивно организовать взаимодействие различных субъектов социального воспитания (педагогов и воспитанников, воспитанников внутри разновозрастных групп). Следовательно, будут обеспечены условия, способствующие
развитию познавательных и творческих интересов детей, взаимодействию как внутри детского дома, так и в социуме; преодолению ограниченности, замкнутости, статичности среды интернатного учреждения, созданию качественно новых возможностей для социализации воспитанников.
В настоящее время значительно возрастает роль учреждений культуры, в частности, музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания. Музей в традиционном представлении является учреждением, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. Музеи представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, культурнопросветительную так и социально-педагогическую, которая, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. В этой связи культура становится эффективным фактором развития творческого начала человека, средством воспитания социальной активности личности и преодоления негативных жизненных выборов.
Разрабатывая и обосновывая систему музейнопедагогической деятельности, мы опирались на понимание музейной педагогики, с одной стороны, как отрасли музееведения, разрабатываемой на стыке музееведения, педагогики и психологии, объектом изучения которой являются культурнообразовательные аспекты музейной коммуникации, то есть разнообразных диалоговых процессов, происходящих в музее, целью которых является формирование свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Предметом, которой является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. С другой стороны, как практическую культурно-образовательную деятельность музеев [3].
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейнопедагогическом процессе.
Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре, обращение внимания к культурно-образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направлений музейной работы.
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить ее потенциал в социализации детей и подростков. Разрабатывая модель музейной деятельности в условиях детского дома, мы опирались на научные подходы как современных авторов ( Б. А. Столяров, М.Ю. Юхневич, Ю. Б. Яхно и др.), так и авторов, стоявших у истоков музейной педагогики (А. Лихтварк, Л. В. Розенталь и др) [4].
Анализ теоретических и практических аспектов данной проблемы, обобщение существующего опыта музейной деятельности в образовательных и социальных учреждениях, позволили нам сформулировать утверждение о том, что реализация возможностей музейной педагогики в социализации воспитанников детского дома будет более эффективной, если в основе взаимодействия музея и воспитанника будут доминировать средства, направленные на проявление социальной активности, творчества, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Необходимо создать условия, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. По мнению А. У. Зеленко, детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать,
попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения [5].
Музей как фактор позитивной социализации, способствует реализации основных функций развития личности в обществе: нормативно-регулятивной, регулирующей жизнедеятельность человека в социуме посредством воздействия на него социокультурных институтов; личностнопреобразовательной, раскрывающей индивидуальные качества человека посредством формирования мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений; ценностно-ориентационной, определяющей систему ценностей человека и образ его жизни; коммуникативноинформационной, стимулирующей взаимодействие человека с другими людьми, группами, социальными институтами, насыщающей его информацией, необходимой для формирования образа жизни; творческой, способствующей активизации творческого потенциала личности; компенсаторной, восполняющей дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека [6; 7].
Теоретический анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую. Н.В. Нагорский, рассматривая музей как открытую педагогическую систему, выделяет следующие ее характеристики:
- усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом ее половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и реально проявляемых интересов;
- использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих проявление инициативы и самодеятельности аудитории и ее преобразование из объекта идейноэмоционального воздействия в субъект социальнокультурного творчества [8, с. 31].
Музейная работа позволяет решать целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий, которые способствуют повышению эффективности процесса формирования личности:
- воспитательная задача подразумевает включение результатов (предметов) человеческой культуры в процесс формирования нравственных ценностей, эстетической культуры ребенка, уважительного отношения к истории, традициям и их носителям, то есть людям;
- учебная задача предполагает включение музейной работы в содержание учебного процесса;
- научно-исследовательская задача направлена на формирование навыков исследовательской, поисковой деятельности;
- творческо-досуговая задача направлена на использование музейной работы в качестве одного из направлений в организации культурного досуга детей;
- презентативная задача предполагает использование музейной работы для презентации достижений учащихся, педагогов и самого образовательного учреждения в целях формирования позитивного имиджа;
- эстетическая задача предполагает удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу, что способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательно-воспитательном процессе;
- коммуникативная задача рассматривает музейную работу как педагогическое средство формирования детского коллектива в совместной исследовательской, досуговой деятельности, обеспечения позитивного, толерантного общения между детьми, детьми и взрослыми [9, с. 45-47].
Исходным положением реализации инновационного проекта является понимание того, что музей рассматривается не
только как институт социальной памяти, а становится динамичным, интегративным пространством, участвующим в реализации важной задачи - социализации воспитанников детского дома, осуществляя механизм обратной связи между ребенком и обществом, между личным опытом и культурноисторическим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая целостность восприятия реального мира.
В качестве методологической основой деятельности музея детского дома могут выступать как фундаментальные, так и частные педагогические принципы:
- принцип природосообразности, требующий учета индивидуальных, возрастных, половых особенностей, специфических индивидуально-психологических характеристик детей-сирот и соотношения данных факторов с условиями социальной среды, имеющегося негативного жизненного опыта;
- принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание осуществляется в определенных культурноисторических, социально-этнических, региональных условиях, которые нельзя игнорировать;
- принцип активного гуманизма, предполагает признание ценности ребенка как личности, его естественных прав, создание условий для его развития и интеграции в общество; ориентация на всестороннюю поддержку ребенка в различных жизненных ситуациях, включение его в самостоятельное решение проблем, формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности посредством музейной деятельности;
- принцип открытости, предполагает активное взаимодействие со средой и использование ее потенциала в воспитательном процессе для расширения представлений детей об окружающем мире, о жизненных проблемах и путях их решения, создание системы социального партнерства;
- принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей предполагает гуманизацию системы ценностных ориентаций детей-сирот; подготовку детей к необходимости ориентации в проблемных жизненных ситуациях; упрочение норм уважительного отношения к другим людям независимо от их социального положения;
- принцип самореализации детей предполагает формирование активного отношения ребенка к миру и к себе; добровольность включения ребенка в музейную деятельность; наличие четких перспектив, последовательность и поэтапность решения задач;
- принцип включенности детей в реальные социальнозначимые отношения предполагает соответствие уровня социальных отношений, в которые включаются дети возрастным и индивидуальным возможностям; обеспечение возможности выбора вида и содержания музейной деятельности [10].
Инновационная деятельность, проводимая коллективом детского дома, показала, что музей может выступать в роли исследователя, консультанта и, можно сказать, тренера в особом тренинге социальной активности детей и подростков, направленном на выработку гражданской, жизненной позиции. При обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведомые ему функции: социального ориентирования, адаптации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и создавая благоприятную среду для социализации личности.
В настоящее время структуру музейного комплекса Вологодского детского дома имени В.А. Гаврилина составляют музеи: «Боевая слава», «История школы», «В.А. Гаврилин», «Этнография и декоративно-прикладное искусство», «Православная культура».
Музей боевой славы знакомит воспитанников с вологжа-нами - ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения
памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений.
Музей истории школы знакомит воспитанников с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию активной жизненной позиции, позитивных моделей социального поведения, профессиональному самоопределению, сохранению преемственности поколений.
Музей В.А. Гаврилина знакомит с историей жизни и творчеством выпускника Ковыринского детского дома (правопреемником которого, является наш детский дом), композитора Валерия Александровича Гаврилина; способствует привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивает творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации (на примере жизни и творчества В.А. Гаврилина).
Музей этнографии и декоративно-прикладного искусства знакомит воспитанников с миром народной культуры, народными обычаями и традициями, ремеслами и народными промыслами Вологодской области, учит уважать человека труда, помогает выбрать ремесло по душе и освоить его на уровне мастера народных промыслов в производственном предприятии «Овен», созданном на базе детского дома.
Музей православной культуры знакомит воспитанников с основами православной культуры, историей духовной жизни Вологодской земли, способствует созданию условий для духовно-нравственного воспитания школьников, формирования системы ценностных ориентиров, основанных на фундаментальных общечеловеческих ценностях.
Музеи детского дома осуществляют свою деятельность по всем основным направлениям: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научноисследовательская деятельность, экскурсионная практика.
Музей детского дома не является музейным учреждением в традиционном представлении, однако он обладает рядом признаков, как общих для музея, так и специфических для школьного музея. К ним можно отнести, во-первых, наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. В фондах музеев детского дома имеется богатое собрание экспонатов, среди которых есть просто уникальные вещи - школьная парта со скамьей, личные вещи учащихся начала ХХ века (чернильница, перьевые ручки, аттестаты и др.), пионерская и комсомольская атрибутика, предметы крестьянского быта XIX века, личные вещи, рукописи В А. Гаврилина, что позволяет детям визуализировать свои представления об истории, почувствовать свою сопричастность к событиям и людям. Общее число единиц хранения на данный момент составляет 2180, из них основного фонда -1695, научно-вспомогательного фонда -485. Во-вторых, наличие экспозиции, необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций. Детский дом располагает необходимой материально-технической базой - все музеи имеют свои помещения, специальное оборудование - стенды, выставочные витрины, стеллажи и т.д. Музей занимает 13 комнат, общая площадь которых составляет 259.9 кв.м.
Также обязательным условием функционирования музея является наличие актива, способного вести поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, показе материалов. В условиях детского дома имеется возможность привлечения всех воспитанников к музейной деятельности, разумеется, дифференцированно - с учетом возраста, интересов, индивидуально-личностных особенностей. В течение пяти лет осуществляется программа по подготовке экскурсоводов из числа воспитанников. Кроме того, в деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнерства. В настоящее время сформировалась достаточно устойчивая система взаимодействия детского дома с образовательными, социально-культурными учреждениями,
осуществляющими музейную деятельность, как на муниципальном, так и на областном уровнях.
Главное отличие социально-воспитательного эффекта в деятельности музея детского дома от государственного музея заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Музеи детского дома не замыкаются в себе, не ограничиваются только традиционными формами музейной деятельности, а становятся жизненным воспитывающим пространством. Так, деятельность музея В.А. Гаврилина стимулирует творческое развитие детей - 55% воспитанников занимаются в музыкальной школе, действует танцевальный коллектив «Талисман»; проходят музыкальные вечера, концерты. На базе музея этнографии и декоративно-прикладного искусства работают мастерские, в которых дети обучаются традиционным ремеслам - кружевоплетению, изготовлению изделий из бересты, лоскутному шитью и др. На данный момент подготовлено 211 специалистов по профессиям: кружевница, изготовитель художественных изделий из бересты, столяр, швея - 46 из них продолжают работать по профессии. Одной из экспозиций данного музея является «Русская изба», в которой проходят различные этнокультурные, воспитательные мероприятия - посиделки, праздники, театрализованные представления.
Суммируя все вышесказанное, можно отметить, что социально-воспитательная деятельность музея детского дома способствует эффективной социализации детей-сирот, поскольку она индивидуально ориентирована, учитывает интересы, потребности, особенности и сложность социального, медицинского и психолого-педагогического статуса воспитанников; создаются условия для активного включения детей в музейную деятельность, предполагающую их субъектную позицию; формируется качественно новая воспитательная среда, комфортное пространство для общения, деятельности, отдыха, релаксации. Все это в целом, способствует преодолению «закрытости» интернатного учреждения, активизации контактов и взаимодействия воспитанников детского дома со сверстниками, социальными институтами, социумом, что в перспективе, повышает успешность социальной адаптации выпускников.
Bibliography
Обобщение результатов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы показало, что деятельность музея детского дома будет эффективной, при обеспечении определенной совокупности условий.
Во-первых, приобщение детей к музейной деятельности должно начинаться как можно раньше, однако нужно исключить обязательность и принудительность участия детей в музейных мероприятиях; происходить поэтапно и дифференцированно - задачи, формы работы должны соответствовать возрастным критериям, обеспечивать возможность проявления субъектности воспитанников.
Во-вторых, необходимо обеспечить научно-методическое и педагогическое сопровождение музейной деятельности, подготовку и самообразование педагогов, внедрение авторских программ, методических разработок.
В-третьих, необходимо предусмотреть возможные трудности реализации программ музейной деятельности в условиях детского дома, в качестве типичных можно отметить неразвитость мотивационной сферы воспитанников, необходимость дополнительной подготовки педагогов, организация взаимодействия с музейными работниками и другими привлеченными специалистами.
Значимость опыта музейно-педагогической деятельности на данном этапе реализации инновационного проекта заключается: в теоретическом осмыслении и систематизации опыта музейной деятельности в образовательном учреждении для детей-сирот с учетом специфики условий, задач данного учреждения и контингента воспитанников; в создании модели единого музейно-образовательного пространства, что позволило перейти от относительно автономной деятельности отдельных музеев к созданию музейного комплекса, который в перспективе станет центром воспитательной деятельности детского дома; в разработке механизмов активизации личностного потенциала воспитанников, интеграции воспитанников и выпускников в социум средствами дополнительного образования, профессионально-трудовой подготовки; в обосновании регионального содержания образования и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Rozhkov, M.I. Organization of educational process in schools: studies. handbook for schools / M.I. Rozhkov, L.V. Bayborodova. - M.: Humanitarian Publishing Center VLADOS, 2000.
2. Dementieva, I.G. Social adaptation of orphans / Social Research. - 1992. - № 10.
3. Yukhnevich, M.J. I'll take you to the museum: Textbook. benefit museum pedagogy. - M.: M in the culture of the Russian Federation, Russia. ins-
t. Cultural Studies, 2001.
4. Stolyarov, B.A. Museum education. History, Theory, Practice. - M.: Higher School, 2004.
5. Zelenko, A.U. School museum. - MA: Educators, 1927.
6. Arnoldov, A.I. Living world of social pedagogy (in support ofthe relevance of science). - M.: IPSR RW, 1999.
7. Bocharova, V.G. Pedagogy of Social Work: A Manual. - M.: SvR-Argus, 1994.
8. Nagorski, N.V. Museum as a public educational system / Education. - 2005. - № 5.
9. Stepanov, S.V. Problem of local history and museum work in improving the content of the educational process / boundary research laboratory on
the formation of identity in a multicultural environment: Sat. Mater. Ed. V.N. Gurov. - Stavropol: SKIPKRO, 2004. - Vol. 14.
10. Galaguzova, M.A. Social Pedagogy: Lectures: Textbook. manual for high schools. - M.: Humanitarian Publishing Center VLADOS, 2000.
Article Submitted 08.12.10
УДК 371.731
Е.Ю. Кудрявцева, асп. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: ekudris@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье анализируется проблема формирования коммуникативной компетенции (теоретический аспект), как одной из наиболее важных профессионально значимых характеристик будущего специалиста, которая влияет на процесс саморазвития личности, успешность адаптации, социализации, позицию межличностного взаимодействия.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, коммуникативная компетенция.