7. Uoks M. Vozrozhdennye cennosti / Per. s angl. M.: ID «Gelios», 2001. 192s.
8. Uchitel': krupnym planom: social'no-pedagogicheskie problemy uchitel'skoj dejatel'nosti / Pod red. V. G Vershlovskogo. SPb.: SPbGUPM, 1994 g. 133 s.
9. Uchitel'. SHkola. Obwestvo. Sociologicheskij ocherk 90-h / Kurlov V. F., Tumalev V. V. i dr. / Pod red. Smirnovoj E. JE. SPb.: SPbGUPM, 1995. 224 s.
10. Homeriki O. G.., PotashnikM. M., Lorensov A. V. Razvitie shkoly kak innovacionnyj process. M.: No-vaja shkola, 1994. 64 s.
11. Hutorskoj A. V Pedagogicheskaja innovatika: ucheb.posobie dlja stud. vysshih ucheb. zavedenij. M.: IC «Akademija», 2010. 256 s.
И. А. Макеева
МУЗЕЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
В статье описаны трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты музейной педагогики, охарактеризованы задачи, принципы, особенности деятельности музея детского дома и его возможности в социализации детей-сирот.
Ключевые слова: музейная педагогика, дети-сироты, социализация, музейная деятельность.
I. Makeeva
MUSEUM AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF THE ORPHAN CHILDREN: THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS
The article describes the issues of the orphan children S socialization and examines general aspects of museum pedagogy characterizing the objectives, principles, peculiarities of activities of the museum of a boarding school and its opportunities for socializing the orphan children.
Keywords: museum pedagogy, orphans, socialization, museum activities.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, поскольку всегда были дети, которые в силу разных причин оставались без попечения родителей. В настоящее время, начиная с 90-х гг. ХХ в., проблема сиротства становится еще более острой. Растущие масштабы асоциального поведения взрослых стимулируют развитие аналогичных деструктивных процессов и в детской среде. Изменения ценностных ориентаций, падение нравственного и культурного уровня, психологическая дезадаптация части взрослого населения негативно влияют на процесс социализации детей и подростков. Де-
формации и разлад детско-родительских отношений, неразвитость чувства ответственности за судьбу своего ребенка, комплекс ряда других значимых социальноэкономических факторов привели к беспрецедентному росту социального сиротства в настоящее время [8].
Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества, в ходе которого происходит усвоение индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Значимым итогом этого
процесса является развитие у личности определенной системы качеств, которая определяется понятием «социальная зрелость» и включает в себя интеллектуальную, трудовую, профессиональную, мировоззренческую, политическую, нравственную и другие стороны личностной зрелости [10].
Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье, которая во многом определяет круг социального воздействия на весь комплекс физической, духовной, социальной жизни растущего человека. Выпадение одного из ведущих агентов социализации — семьи, а также наличие негативного опыта семейного воспитания в социально-неблагополучной (асоциальной) семье — оказывает деформирующее влияние на процесс социализации личности ребенка, а затем и взрослого человека.
К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников детских домов исследователи относят трудности социализации, под которыми понимают «комплекс затруднений при овладении той или иной социальной ролью» [10]. Причины возникновения этих трудностей коренятся в несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т. д.), опыта семейной жизни, образцов нравственного, социально одобряемого поведения, гражданской ответственности, позитивных способов формирования социального опыта приводит к тому, что образ социальной роли создается на основе достаточно ограниченной, часто искаженной и противоречивой информации [5; 9].
Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, автономизации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детских домов, сформированно-сти социальных и нравственно-эстетических ценностей.
Психологический анализ особенностей развития личности детей-сирот показал, что наиболее значимыми и базовыми проблемами их личностного роста являются нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоционального состояния и социальной адаптации. Практически для всех воспитанников интернатных учреждений характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность, иждивенческая психология. Следовательно, для большинства воспитанников детских домов первостепенное значение имеет обретение эмоционально-душевного комфорта, чувства защищенности и уверенности в себе [1; 3].
Следует учитывать специфичность условий и режима функционирования самого интернатного учреждения, которое в определенной степени способствует формированию таких качеств воспитанников, как эмоциональная холодность, конформизм, иждивенчество, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многоаспектна и сложна, требует научного осмысления, учета новых реалий, поиска эффективных моделей построения процесса общественного воспитания.
Полноценная социализация детей-сирот возможна только при условии приоритетности личностного развития воспитанников, при условии системных изменений в организации воспитательной деятельности, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности у воспитанников детского дома, при условии создания единого образовательного пространства. Необходимо создать в детском доме комфортную, позитивную, эмоционально насыщенную среду жизнедеятельности, конструктивно организовать взаимодействие различных субъектов социального воспитания (педагогов и воспитанников, воспитанников внутри разновозрастных
групп). Следовательно, необходимо обеспечить условия, способствующие развитию познавательных и творческих интересов детей, взаимодействию как внутри детского дома, так и в социуме; преодолеть ограниченность, замкнутость, статичность среды интернатного учреждения, создать качественно новые возможности для социализации воспитанников.
В этой связи культура может стать эффективным фактором развития творческого начала человека, средством воспитания социальной активности личности и преодоления негативных жизненных выборов. В настоящее время значительно возрастает роль учреждений культуры, в частности, музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания. Музеи представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, так и социально-педагогическую, культурно-просветительную. Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, социально-педагогическая функция которых как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое Просвещение, в контексте философских концепций которого возникла и развивалась социокультурная направленность музея, являвшегося центром популяризации культуры и возможным средством решения задач эстетического воспитания и образования [6].
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX в. в Германии, его разработка связана с именами таких ученых, как А. Лих-тварк, Г. Фройденталь и др. Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися [12].
Современными исследователями музейная педагогика определяется как «пограничная научная дисциплина, находящаяся
на стыке музееведения и педагогических наук, исследующая образовательные цели применительно к специфическим формам музейной коммуникации» [13, с. 26]. Музейная педагогика стала решать проблему образовательной специфики музея, гуманизации и гуманитаризации школьного обучения.
Музей как фактор позитивной социализации способствует реализации основных функций развития личности в обществе: нормативно-регулятивной, регулирующей жизнедеятельность человека в социуме посредством воздействия на него социокультурных институтов; личностно-преобразовательной, раскрывающей индивидуальные качества человека посредством формирования мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений; ценностно-ориентационной, определяющей систему ценностей человека и образ его жизни; коммуникативно-информационной, стимулирующей взаимодействие человека с другими людьми, группами, социальными институтами, насыщающей его информацией, необходимой для формирования образа жизни; творческой, способствующей активизации творческого потенциала личности; компенсаторной, восполняющей дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека [2; 4].
Теоретический анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую. Н. В. Нагор-ский, рассматривая музей как открытую педагогическую систему, выделяет следующие ее характеристики:
- усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом ее половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и реально проявляемых интересов;
- использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих прояв-
ление инициативы и самодеятельности аудитории и ее преобразование из объекта идейно-эмоционального воздействия в субъект социально-культурного творчества [7,
с. 31].
Музейная работа позволяет решать целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий, которые способствуют повышению эффективности процесса формирования личности:
- воспитательная задача подразумевает включение результатов (предметов) человеческой культуры в процесс формирования нравственных ценностей, эстетической культуры ребенка, уважительного отношения к истории, традициям и их носителям, т. е. людям;
- учебная задача предполагает включение музейной работы в содержание учебного процесса;
- научно-исследовательская задача направлена на формирование навыков исследовательской, поисковой деятельности;
- творческо-досуговая задача направлена на использование музейной работы в качестве одного из направлений в организации культурного досуга детей;
- презентативная задача предполагает использование музейной работы для презентации достижений учащихся, педагогов и самого образовательного учреждения в целях формирования позитивного имиджа;
- эстетическая задача предполагает удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу, что способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательно-воспитательном процессе;
- коммуникативная задача рассматривает музейную работу как педагогическое средство формирования детского коллектива в совместной исследовательской, досуговой деятельности, обеспечения позитивного, толерантного общения между детьми, детьми и взрослыми [11, с. 45-47].
Реализацию данных задач можно рассматривать в контексте деятельности дет-
ского дома, стратегической целью которого является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, формирование социальных навыков и качеств, необходимых для успешной адаптации и дальнейшей социализации в обществе, воспитание духовно и нравственно здоровой, творческой личности, ориентированной на позитивные культурно-нравственные ценности и традиции, способной интегрироваться в систему социальных институтов.
По мнению Ю. Б. Яхно, не являясь музейным учреждением в традиционном смысле, школьный музей вместе с тем обладает рядом признаков как общих для музея, так и специфических для школьного музея [14]. К ним можно отнести следующие: наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества; наличие экспозиции, необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций. Также обязательным условием функционирования музея является наличие актива, способного вести поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, показе материалов. В условиях детского дома имеется возможность привлечения всех воспитанников к музейной деятельности, разумеется, дифференцированно — с учетом возраста, интересов, индивидуально-личностных особенностей. Кроме того, в деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнерства.
Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности музея детского дома от государственного музея заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен школьного музея, по мнению Ю. Б. Яхно, состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.
Следовательно, музей становится средой общения и взаимодействия различных субъектов социального воспитания (ребенок
— ребенок, ребенок — педагог, группа — педагог и др.), задающей определенную социальную направленность, положительные ценностные ориентации, оказывающей помощь детям и подросткам в преодолении трудностей социализации.
Методологической основой воспитательной деятельности музея могут послужить как фундаментальные, так и частные педагогические принципы:
- принцип природосообразности, требующий учета индивидуальных, возрастных, половых особенностей, специфических индивидуально-психологических характеристик детей-сирот и соотношения данных факторов с условиями социальной среды, имеющегося негативного жизненного опыта;
- принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание осуществляется в определенных культурно-исторических, социально-этнических, региональных условиях, которые нельзя игнорировать;
- принцип активного гуманизма, предполагающий признание ценности ребенка как личности, его естественных прав, создание условий для его развития и интеграции в общество; ориентация на всестороннюю поддержку ребенка в различных жизненных ситуациях, включение его в самостоятельное решение проблем, формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности посредством музейной деятельности;
- принцип открытости, предполагающий активное взаимодействие со средой и использование ее потенциала в воспитательном процессе для расширения представлений детей об окружающем мире, о жизненных проблемах и путях их решения;
- принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей, подразумевающий гуманизацию системы
ценностных ориентаций детей-сирот; подготовку детей к необходимости ориентации в проблемных жизненных ситуациях; упрочение норм уважительного отношения к другим людям независимо от их социального положения;
- принцип самореализации детей предполагает формирование активного отношения ребенка к миру и к себе, формирование самосознания; добровольность включения ребенка в музейную деятельность; наличие четких перспектив, последовательность и поэтапность решения задач;
- принцип включенности детей в реальные социально-значимые отношения предполагает соответствие уровня социальных отношений, в которые включаются дети, возрастным и индивидуальным возможностям; обеспечение возможности выбора вида и содержания деятельности; стимулирование деятельности детей.
Осуществление деятельности музея детского дома возможно по всем основным направлениям деятельности музея: поисковособирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика.
Участие воспитанников в краеведческой деятельности: поиске и обработке материалов, создании экспозиций музея, проведении экскурсий, воспитательных мероприятиях на базе музея, праздниках с использованием фондов музея, встречах с людьми — чрезвычайно благоприятны для включения механизма развития творческих сил, реализации нравственного потенциала, выявления дополнительных ресурсов личности, формирования разнообразных практических навыков — исследовательских, коммуникативных, организационных, трудовых и др.
Важнейшей категорией классификации музеев является профиль музея, подразумевающий специализацию собрания и деятельности музея, обусловленных его связью с конкретной наукой, техникой, производ-
ством, различными видами искусства и культуры. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, технические и др.
Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея. Учитывая специфику существования музея в условиях детского дома, следует отметить, что они могут соответствовать какому-либо профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.
Основу музейного комплекса детского дома могут составить музеи исторического, военно-патриотического, этнографического, музыкального, художественного или иных подобных профилей.
Деятельность музея исторического профиля может быть посвящена какой-либо историко-краеведческой проблеме региона, либо отдельному событию, также изучению истории учреждения. Музей истории детского дома знакомит воспитанников с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения, гражданской ответственности, профессиональному самоопределению воспитанников; способствует сохранению преемственности поколений.
Музей военно-патриотической направленности (боевой славы) способствует приобщению детей и подростков к событиям Великой Отечественной войны, знакомит с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертво-
вавшим своей жизнью на благо будущих поколений.
Музеи этнографии и декоративно-прикладного искусства вводят воспитанников в мир народной культуры, знакомят с народными обычаями, традициями, ремеслами и промыслами своего региона, учат уважать человека труда, помогают выбрать ремесло по душе и освоить его на уровне мастера народных промыслов (при наличии мастерских), способствуют дальнейшему профессиональному выбору воспитанников.
Музеи музыкального, литературного и иных подобных профилей знакомят с историей жизни и творчеством музыкантов, писателей, художников, которые были воспитанниками детского дома, или родившихся и живших в данной местности; способствуют привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивают творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации (на примере жизни и творчества известных людей).
Формы реализации программ музейной деятельности разнообразны, дифференцированы, комплексны, включают исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты. Условно их можно разделить на теоретические (лекции, беседы, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, викторины и др.) и практические — мастер-классы (мастерские), деятельность которых направлена на приобщение детей к традиционным ремеслам — кружевоплете-нию, ткачеству, изготовлению фольклорных кукол, изделий из бересты и др. Работа на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников; прививает умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы; психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя
круг общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения.
Суммируя все вышесказанное, можно отметить, что исходным положением осуществления музейной деятельности является понимание того, что музей рассматривается не только как институт социальной памяти — «хранилище древностей», коллекция предметов старины, а становится динамичным, интегративным пространством, участвующим в реализации важной задачи — социализации воспитанников детского дома, осуществляя механизм обратной связи между ребенком и обществом, между личным опытом и культурно-историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая целостность восприятия реального мира.
Музей располагает богатым социальновоспитательным потенциалом и позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность воспитанников, создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания детей-сирот.
Деятельность музея детского дома будет эффективной при обеспечении определенной совокупности условий.
Во-первых, приобщение детей к музейной деятельности должно начинаться как можно раньше, однако нужно исключить обязательность и принудительность участия детей в музейных мероприятиях; происходить поэтапно и дифференцированно
— задачи, формы работы должны соответствовать возрастным критериям, обеспечивать возможность проявления субъектности воспитанников.
Во-вторых, необходимо обеспечить научно-методическое и педагогическое сопровождение музейной деятельности, подготовку и самообразование педагогов, вне-
дрение авторских программ, методических разработок.
В-третьих, необходимым условием осуществления музейной деятельности является наличие материально-технической базы (помещений, специального оборудования), что, безусловно, не должно ущемлять интересы и ухудшать условия проживания детей.
В-четвертых, необходимо разработать систему научно-обоснованных критериев и показателей эффективности деятельности музеев и программу мониторинговых мероприятий.
В-пятых, необходимо предусмотреть возможные трудности реализации программ музейной деятельности в условиях детского дома, в качестве типичных можно отметить неразвитость мотивационной сферы воспитанников, необходимость дополнительной подготовки педагогов, организация взаимодействия с музейными работниками и другими привлеченными специалистами, дополнительные нагрузки.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что социально-воспитательная деятельность музея детского дома способствует эффективной социализации детей-сирот, поскольку она индивидуально ориентирована, учитывает интересы, потребности, особенности и сложность социального, медицинского и психолого-педагогического статуса воспитанников; создаются условия для активного включения детей в музейную деятельность, предполагающую их субъектную позицию; формируется качественно новая воспитательная среда, комфортное пространство для общения, деятельности, отдыха, релаксации. Все это, в целом, способствует преодолению «закрытости» интернатного учреждения, активизации контактов и взаимодействия воспитанников детского дома со сверстниками, социальными институтами, социумом, что, в перспективе, повышает успешность социальной адаптации выпускников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб.: Центр общественного здоровья, 1994. 178 с.
2. Арнольдов А. И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки). М.: ИПСР РАО, 1999. 136 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
4. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы: пособие. М.: SvR-Аргус, 1994. 207 с.
5. Дементьева И. Г. Социальная адаптация детей-сирот // Социальные исследования. 1992. № 10. С. 17-19.
6. Культурология: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 576 с.
7. Нагорский Н. В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. 2005. № 5. С. 27-34.
8. Осипова И. И. Система предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних: Научно-методическое пособие / Под общ. ред. Э. А. Манукяна. М.: Полиграф сервис, 2005. 258 с.
9.Психология подростка: Учебник / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 479 с.
10. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Гуманит-издат. центр ВЛАДОС, 2000. 253 с.
11. Степанов С. В. Задачи краеведческой и музейной работы в условиях совершенствования содержания образовательного процесса // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования личности в поликультурной среде: Сб. матер. / Под ред. В. Н. Гурова. Ставрополь: СКИПКРО, 2004. Вып. 14. 57 с.
12. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004. 216 с.
13. ЮхневичМ. Ю. Я поведу тебя в музей : учеб. пособие по музейной педагогике. М.: Рос. институт культурологии, 2001. 223 с.
14. Яхно Ю. Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства // Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. 2006.
REFERENCES
1. Averin V A. Psihologija detej i podrostkov. SPb.: Centr obwestvennogo zdorov'ja, 1994. 178 s.
2. Arnol'dov A. I. ZHivoj mir social'noj pedagogiki (v podderzhku aktual'noj nauki). M.: IPSR RAO, 1999. 136 s.
3. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosvewenie, 1968. 464 s.
4. Bocharova V G Pedagogika social'noj raboty: posobie. M.: SvR-Argus, 1994. 207 s.
5. Dement'evaI. G Social'naja adaptacija detej-sirot // Social'nye issledovanija. 1992. № 10. S. 17-19.
6. Kul'turologija: Ucheb. posobie dlja stud. vys. ucheb. zavedenij. Rostov n/D: Feniks, 1998. 576 s.
7. NagorskijN. V. Muzej kak otkrytaja pedagogicheskaja sistema // Pedagogika. 2005. № 5. S. 27-34.
8. Osipova I. I. Sistema predotvrawenija social'nogo sirotstva i pravonarushenij nesovershennoletnih: nauchno-metodicheskoe posobie / Pod obw. red. JE. A. Manukjana. M.: Poligraf servis, 2005. 258 s.
9. Psihologija podrostka: Uchebnik /Pod red. A. A. Reana. SPb.: Prajm-Evroznak, 2003. 479 s.
10. Rozhkov M. I. Organizacija vospitatel'nogo processa v shkole: Ucheb. posobie dlja vuzov / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova. M.: Gumanit-izdat. centr VLADOS, 2000. 253 s.
11. Stepanov S. V Zadachi kraevedcheskoj i muzejnoj raboty v uslovijah sovershenstvovanija soderzhanija obrazovatel'nogo processa // Kraevaja nauchno-issledovatel'skaja laboratorija po problemam formirovanija lichnosti v polikul'turnoj srede: Sb. mater. / Pod red. V. N. Gurova. Stavropol': SKIPKRO, 2004. Vyp. 14. 57 s.
12. StoljarovB. A. Muzejnaja pedagogika. Istorija, teorija, praktika. M.: Vysshaja shkola, 2004. 216 s.
13. Juhnevich M. Ju. Ja povedu tebja v muzej : ucheb. posobie po muzejnoj pedagogike. M.: Ros. institut kul'turologii, 2001. 223 s.
14. Jahno Ju. B. Shkol'nyj muzej kak sostavljajuwaja otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva // Shkola: den' za dnem. Jelektronnyj pedagogicheskij al'manah. 2006.