Социальная сфера
УДК 316.334.22+001.895(57 1.56+571.65)
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ (НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕХОДА НА ИННОВАЦИОННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ)
Г. В. ТОЛСТЫХ,
доктор исторических наук, заведующий отделом Е-mail: ire2000@mail. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова
Инновационный этап развития, в который входит экономика страны, предъявляет особые условия к социально-трудовой сфере в условиях Крайнего Севера. В статье рассматриваются демографические показатели развития Дальневосточного федерального округа, увязывая решение проблемы повышения уровня жизни с задачей увеличения доли занятых. Недостаток подготовленных кадров требует преобразований.
Ключевые слова: социально-трудовая сфера, инновационная экономика, уровень и качество жизни, население региона, проблема занятости.
Переход на инновационный этап развития -одна из важнейших стратегических задач развития экономики Российской Федерации. В то же время в центре всех социально-экономических реформ должен находиться человек, поэтому проблемы инновационного развития тесно увязаны с задачами социального порядка. Это особенно актуально для такого слабозаселенного и богатейшего природно-сырьевыми ресурсами региона, как Северо-Восток страны.
Годы рыночных реформ в России резко сократили вложения в социальную сферу, что сопровождалось износом основных фондов. Качество предоставляемых услуг не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В структурной модернизации нуждается не только экономика, но и особенно социальная инфраструктура. За годы реформ схемы размещения производительных сил и расселения населения претерпели значительные изменения.
В советский период финансирование социальных затрат осуществлялось согласно государственным планам и стандартам. Значительную долю затрат осуществляли сами предприятия через свои отраслевые планы (детсады, оплата санаторных путевок, отдыха детей, профилактика производственных заболеваний и многое другое). В настоящее время в соответствии с распределением полномочий между уровнями власти развитие социальной сферы относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Поэтому финансирование социальной сферы оказалось в прямой зависимости от самодостаточности последних.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*
31
Дефицитность и дотационность бюджетов большинства субъектов Федерации приводят к усилению региональных различий в социальном развитии, особенно в регионах с проблемными экономико-географическими особенностями и ранее приобретенным отставанием в развитии социальной сферы. Как результат - ухудшение характеристики человеческого потенциала, рост миграции в регионы с лучшими условиями жизни [2].
Исторически сложилось, что развитие социальной сферы в районах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока заметно отставало от центральных и западных районов страны. Это было вызвано тем, что Северо-Восток в 1930-1970-х гг. входил в зоны пионерного освоения и индустриализации, сопровождавшиеся большим притоком населения, за которым создание соответствующей развитой социальной инфраструктуры просто не успевало. Усугублялось положение и общим настроем: дать продукцию, выполнить производственный план любой ценой и остаточным принципом распределения на развитие социального блока. Груз этих исторических подходов и наслоение ложных подходов к затратности всего социального не преодолен до сих пор. Это видно хотя бы по значительной доле ветхого жилья в зоне БАМа или Республики Саха (Якутия).
Нельзя не заметить устремления крупного капитала главным образом в центральные районы страны, что сопровождается оттоком населения из восточных регионов. В ближайшие годы представляется чрезвычайно важной задачей приостановить миграцию квалифицированных и адаптированных к экстремальным условиям Севера кадров, которая происходит вследствие слабого финансирования социальной сферы и относительно высокой стоимостью жизни по сравнению с западными районами. Разделение полномочий между федеральным центром и регионами привело к тому, что бремя социальных проблем ложится на уровень субъектов Федерации без достаточного учета их финансового и экономического потенциалов.
Несовершенство межбюджетных федеративных отношений, по признанию первых руководителей государства, снижает заинтересованность и самодеятельную инициативу регионов в развитии промышленного производства и создании новых инновационных продуктов. Например, Республика Саха (Якутия), располагая почти всем спектром природных минералов из таблицы Менделеева, находится в разряде дотационных. Проблема пере-
селения из ветхого жилья, строительство автодорог, социальных объектов могут решаться только при помощи федерального бюджета. В начале 1990-х гг. по инициативе Института региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия) предлагались варианты создания траст-фондов по аналогии с Аляской и Северной Канадой, когда каждому жителю территории с рождения назначаются ежегодные выплаты, исходя из полученной прибыли от добычи полезных ископаемых (это помимо налоговых отчислений государству). Эта идея поддержки не нашла. В настоящее время большинство сырьевых регионов на Северо-Востоке России вынуждены констатировать: рост добычи природных ресурсов не влияет на повышение уровня жизни населения региона.
Рассмотрим несколько важных аспектов влияния социального фактора на перспективы инновационного развития экономики наиболее сложного в климатическом и географическом плане региона -Республики Саха (Якутия).
Летом прошлого года в Якутске проходила научно-практическая конференция «Качество жизни населения регионов Дальневосточного федерального округа и его оценка», в которой принимали участие ведущие российские ученые в этой области. По данным Росстата, уровень бедности населения в 2010 г. составил по республике 19,4 % от численности населения, что значительно выше среднероссийского показателя (13,1 %). В Дальневосточном федеральном округе беднее якутян только жители Амурской области (24,4 %) и Еврейской автономной области (19,8 %). Уровень и качество жизни в нашем регионе предопределены очаговым характером расселения на огромной территории, 83 % которой не имеет круглогодичного транспортного сообщения. Сельское население республики по сравнению с российским показателем превалирует - 34 % в Республике Саха (Якутия) и 26 % - в РФ. Больше всего якутян занято в социальных отраслях бюджетной сферы. По этому показателю республика лидирует в Дальневосточном федеральном округе, значительно превышая среднероссийские цифры.
Касаясь региональных особенностей при установлении потребительской корзины, следует отметить большую разницу в прожиточных минимумах между центральными и отдаленными зонами республики. В арктических улусах, по мнению автора, потребительская корзина вовсе не отражает высокого уровня цен на продукты и услуги ЖКХ. Цены
и качество жизни в отдаленных северных улусах арктической зоны несоизмеримы. Поэтому разработка государственных стандартов качества жизни должна стать ключевым моментом государственной стратегии в этой области как на федеральном, так и на республиканском уровнях. Стандарты должны объективно отражать возникающее подчас стихийное в условиях рынка соотношение доходов и цен на потребительскую корзину. Это несоответствие для малообеспеченных слоев населения должно оперативно компенсироваться государственными дотациями и инвестициями.
Государственная статистика при анализе уровня жизни также должна пересмотреть свои подходы, не основываться только на денежных доходах населения, а использовать показатели качественных оценок социальной сферы конкретного региона.
Качество жизни населения основывается на двух ключевых интегральных индикаторах: качество самого населения и динамика его численности. Республика Саха (Якутия) единственная из всех
дальневосточных регионов сохранила уровень численности населения (по итогам переписей 2002 и 2010 гг.). Об этом свидетельствуют сравнительные данные, представленные в табл. 1 и 2.
Рассматривая качественные характеристики населения, оценивают ожидаемую продолжительность жизни, рождаемость и смертность, образованность. По такому показателю, как ожидаемая продолжительность жизни, Республику Саха (Якутия) опережает лишь Приморский край. В 2009 г. этот показатель соответствовал 66,45 года для Республики Саха (Якутия) и 66,72 года для Хабаровского края [1]. В качестве стратегической цели Правительство Республики Саха (Якутия) поставило задачу к 2020 г. повысить продолжительность жизни с 66,5 до 73,3 года. Это предполагает решение целого ряда комплексных демографических и социальных задач.
В последние годы наметилась достаточно тревожная тенденция, которая требует к себе пристального внимания ученых и практиков. Цифры роста валового регионального продукта должны
Таблица 1
Численность населения регионов Дальневосточного федерального округа в 2000-2010 гг. (с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 г.), тыс. чел.
Регион 2000 2005 2009 2010
Республика Саха (Якутия) 957 950 949 958
Камчатский край 366 349 342 321
Приморский край 2 120 2 020 1 982 1 954
Хабаровский край 1 460 1 412 1 401 1 343
Амурская область 923 881 861 828
Магаданская область 194 172 161 157
Сахалинская область 560 526 511 497
Еврейская автономная область 193 187 185 176
Чукотский автономный округ 58 51 49 50
Итого по Дальневосточному федеральному округу 6 832 6 547 6 440 6 284
Всего по Российской Федерации 146 304 142 754 141 915 142 914
Таблица 2
Темпы роста численности населения регионов Дальневосточного федерального округа
в 1970-2010 гг., %
Регион 1970-1979 1979-1989 1989-2002 2002-2010
Республика Саха (Якутия) 127,8 128,4 86,8 100,9
Камчатский край 131,6 123,1 77,0 89,7
Приморский край 114,9 114,2 91,7 94,5
Хабаровский край 116,3 116,5 78,7 93,6
Амурская область 118,1 112,8 85,3 91,8
Магаданская область 132,1 116,5 77,5 85,9
Сахалинская область 106,4 108,4 84,2 91,1
Еврейская автономная область 110,3 113,6 88,4 92,5
Чукотский автономный округ 131,3 118,5 34,2 93,9
Итого по Дальневосточному федеральному округу 118,0 116,4 84,3 94,0
Всего по Российской Федерации 105,7 107,0 98,7 98,4
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
зз
отражаться на росте благосостояния населения. Это необходимое условие для повышения качества жизни в регионе. В Якутии, как и в ряде других регионов Дальневосточного федерального округа, этого, к сожалению, не наблюдается. Экономический потенциал региона должен быть направлен на интересы населения. Мегапроекты и позитивные макроэкономические показатели не должны заслонять реальной картины уровня жизни населения.
Проблема повышения уровня доходов населения тесно связана с другой социальной проблемой -проблемой занятости населения (табл. 3).
Анализ данных, представленных в табл. 3, показывают, что основное количество занятых сосредоточено в бюджетной сфере - работники образования, государственного управления, врачи и социальные работники. Выборка показывает, что в совокупности это 40 % работающего населения. Общая численность зарегистрированных безработных на 30.05.2011 составила 12 792 чел. Уровень общей безработицы (когда человек заявляет, что не имеет места работы, но не регистрируется как безработный) - 9,2 % экономически активного населения, или 46,6 тыс. чел.
Более 60 % безработных живут на селе. При этом наиболее высокий уровень общей безработицы отмечен в Намском (19 %), Верхневилюйском (17,2 %), Сунтарском (16,6 %), Усть-Алданском (15,9 %), Хангаласском, Горном (15,7 %) улусах и лишь в одном арктическом - Булунском (15,5 %).
Правительством Республики Саха (Якутия) была принята трехлетняя Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в республике и 2011 г. был для нее итоговым, завершающим. Мероприятиями программы с объемом финансирования 177 млн руб. (в том числе 168 млн из
федерального бюджета) охвачено 4,4 тыс. чел. Больше всего средств (98,5 млн руб.) предусмотрено на создание собственного дела безработными лицами. Здесь запланировано участие 1 000 чел. и создание 500 рабочих мест для безработных. Уже 478 безработных заключили договоры на организацию своего дела в 138 населенных пунктах Якутии.
Второй по объему финансирования (32,5 млн руб.) стала организация общественных работ и временного трудоустройства 322 работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также безработных граждан, проживающих в монопрофильных населенных пунктах. Третьей по объему финансирования (14,3 млн руб.) стала организация стажировок 500 выпускников учреждений профобразования для приобретения опыта. Кроме того, снизить напряженность на рынке труда должны такие мероприятия программы, как организация опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, обучение женщин, занятых во вредных и тяжелых условиях труда, а также находящихся в отпуске по уходу за детьми, содействие трудоустройству инвалидов, адресная поддержка граждан, изъявивших желание переехать в другую местность для замещения рабочих мест. На трудоустройство менее одной десятой безработных (4,4 тыс. чел.) бюджет потратит 177 млн руб.
Очень остро стоит проблема квотирования иностранной рабочей силы, которая является прерогативой федерального центра. В 2007 г. Якутия подала заявку на 15 тыс. чел. Но из Москвы получена квота в 52 тыс. чел. В 2010 г. она составила уже 11,5 тыс. чел. вместо заявленных 15 тыс., в 2011 г. -13-14 тыс. С нынешнего года квота будет сокращена до 5 тыс. по поручению президента республики.
Таблица 3
Численность работников организаций (с учетом малых предприятий, оценка) за январь - март 2011 г.
Вид экономической деятельности Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)
Чел. От числа занятых, %
Образование 66 250 18,9
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 36 927 10,5
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 36 488 10,4
Добыча полезных ископаемых 33 244 9,5
В том числе добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 11 777 3,4
Транспорт и связь 33 020 9,4
Всего по Республике Саха (Якутия) 350 443 100
Одна из причин - рост криминала, венерических заболеваний, межэтнические конфликты, особенно среди выходцев из Киргизии. Большинство прибывших не владеют русским языком, не имеет высоких рабочих квалификаций.
Решение проблем модернизации и инновационного развития экономики во многом зависит от происходящих подвижек в системе профессионального образования. Одна из причин пробуксовки реформ перехода на рыночные отношения в 1990-е гг. - отсутствие подготовленных кадров. По данным государственной статистики, численность обучающихся в учреждениях начального профобразования с 2000 по 2010 г. в Республике Саха (Якутия) снизилась с 77 чел. на 10 000 чел. населения до 66. Для сравнения: этот же показатель в Чукотском автономном округе -129 чел., в Магаданской области - 104 чел., в целом в Дальневосточном федеральном округе - 76 чел. [1]. Система начального профессионального образования нуждается в существенном переоснащении учебно-технической базы.
План приема на подготовку специалистов и рабочих кадров на учебный 2011/12 г. за счет средств госбюджета Республики Саха (Якутия) по образовательным учреждениям всех уровней профобразования составил 8 183 места, в том числе по программам высшего профессионального образования - 736 мест, среднего профессионального образования - 4 181 место (84 специальности) и начального профессионального образования - 3 266 мест (56 профессий).
В республике действуют две межведомственные комиссии по содействию в трудоустройстве выпускников среднего и начального профессионального образования. Проводится сбор вакансий от ведущих компаний Якутии - ОАО «Якутуголь», ОАО АК «АЛРОСА», ООО «Восток-нефтепровод», ОАО АК «Якутскэнерго» и др. Реализуются три целевые программы развития профобразования [3].
В настоящее время остается актуальным вопрос эффективной интеграции системы профессиональ-
ного образования и субъектов реального сектора экономики, а также реализация на практике многоуровневой системы профессионального образования. В некоторых субъектах Федерации (например в Республике Татарстан) реализуется кластерный подход в решении этой задачи, где некоторые учреждения начального и среднего профессионального образования, как правило, имеющие узкую специализацию, включены в состав вузов, тем самым образуют систему непрерывного профессионального образования во взаимодействии с бизнесом. Разрабатывается ряд предложений о создании в Якутии Южно-Якутского и Западного кластеров, а также кластера нефтегазовой промышленности.
Успешно реализуется программа развития Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова на 2010-2019 гг., которая согласована с Президентом и Правительством Российской Федерации. Программа содержит 18 проектов и 98 мероприятий. Она должна к 2020 г. превратить Северо-Восточный федеральный университет в ведущий научно-образовательный и культурный центр Северо-Востока России с развитой инфраструктурой, осуществляющим качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию экономики и социальной сферы региона.
Список литературы
1. Качество жизни населения регионов Дальневосточного федерального округа: стат. справочник. Якутск, 2011.
2. Ратьковская Т. Г. Социальная инфраструктура Сибири: вопросы исследования и развития / под. ред. А. С. Новоселова. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2010.
3 . Толстых Г. В. Об опыте развития многоуровневых образовательных учреждений в новых условиях в Республике Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 20.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
35