Нуруллина А.И.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Социально-трудовая реабилитация инвалидов: исторический опыт и современность
Проблема социальной защиты и реабилитации инвалидов находится в центре внимания современного российского руководства. Государственная система социального обеспечения стала формироваться еще в раннесоветский период и изучение данного опыта представляет большой научный и практический интерес.
Отправной точкой этого направления политики советской власти можно считать 1918 г., когда по указанию Председателя Совнаркома В.И. Ленина декретом от 26 апреля Народный комиссариат государственного призрения был переименован в комиссариат социального обеспечения1. Фактически это означало переход социальной помощи в виде благотворительности и милостыни в социальное обеспечение за счет государственных бюджетных средств и социального страхования.
Народный комиссариат социального обеспечения (НКСО) являлся самостоятельным государственным органом, изначально отвечавшим за вопросы охраны и поддержки материнства, детства, беспризорности. Впоследствии к этому добавились функции по оказанию помощи «увечным воинам», а также мероприятия по социально-трудовой реабилитации инвалидов, которые складывались частично из мер государственной материальной помощи и мер общественных, опиравшихся в основном на «здоровую самодеятельность» самих инвалидов под общим руководством и при поддержке государственных органов Народного комиссариата социального обеспечения, то есть инвалидов, способных к труду, привлекали к посильной работе»2.
Перед органами социального обеспечения были поставлены две главные задачи: разгрузка государственного бюджета от ассигнования кредитов на социальную помощь и преобразование армии инвалидов в армию труда. Решение этих задач достигалось
1 Декрет о переименовании Народного комиссариата государственного призрения в комиссариат социального обеспечения // URL: www.consultant.ru/
2 Дим. Работа собесов // Вопросы социального обеспечения. 1926. № 2..
История международных отношений и внешней политики №64 год 2022
путем развития протезирования, профессионального обучения и переобучения (профобучение) и включения в трудовые артели, кооперативы.
Согласно декрету СНК от 9 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении инвалидов»3, изучаемой социальной группе присваивалась соответствующая группа инвалидности, в зависимости от которой назначалась пенсия и разрабатывалась программа трудовой реабилитации. В отличии от современной социальной системы в советское время было пять групп инвалидности. Первые три группы, согласно освидетельствованию Бюро медицинской экспертизы, освобождались от трудоустройства. Четвертая и пятая группа группы инвалидности с частичной потерей трудоспособности предполагала обязательную работу в специализированных мастерских, причем последней группе пенсия не назначалась.
Важным средством возвращения инвалидов к труду, наряду с протезированием, профессиональным обучением и переобучением являлось стремление самих масс к труду, быть востребованными в инвалидном кооперативном обществе.
Инвалидная кооперация представляла собой форму объединения специализированных мастерских для инвалидов, где рабочие могли применить знания и навыки, полученные в профшколах, адаптироваться к рабочим инструментам под руководством наставника.
В период введения подобной системы трудоустройства инвалидов на практике органы социального обеспечения сталкивались с рядом трудностей, такими как бесплановость работы, неквалифицированные кадры, незнание потребностей инвалидов с точки зрения их профессиональных способностей и в связи с этим, неэффективное обучение. Такая ситуация продолжалась до 1930 г., когда было утверждено Бюро трудового устройства4. Данное Бюро наладило учет и плановую работу по трудоустройству инвалидов, ввело профессиональный отбор и индивидуальный подход при направлении на обучение и распределении рабочих мест; было организовано взаимодействие с подобными учреждениями в районах, в том числе и контроль за ними.
3 Декрет СНК РСФСР от 08.12.1921 «О социальном обеспечении инвалидов» // URL: www.consultant.ru
4 Положение НКСО РСФСР № 39 от 30.12.1930 «О Бюро трудового устройства при органах социального обеспечения» // Вопросы социального обеспечения. 1930. № 4 (100). С. 14-16.
N5
До этого времени отсутствовала строгая отчетность деятельности социальных органов, зачастую цифры в документах не соответствовали действительности, что не позволяет провести полноценный сравнительный анализ с реалиями нашего времени.
Сегодня положению инвалидов, в том числе его трудоустройству уделяется пристальное внимание как на международном, так и федеральном и региональном уровнях. Основными законопола-гающими документами, регулирующими положение инвалидов в России, является Конвенция о правах инвалидов5, Конституция России, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов»6 и государственная программа «Доступная среда»7. Разработано несколько Интернет-ресурсов, которые значительно упрощают жизнь маломобильных слоев населения. Как отмечалось в докладе Уполномоченного по правам человека Т.Н. Москальковой, «с 1 января 2017 г. введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система - федеральный реестр инвалидов, где для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации»8.
На единой цифровой платформе «trudvsem.ru» в отдельный раздел выведено трудоустройство инвалидов, где можно подобрать подходящие вакансии, а также найти информацию о выплатах, социальных услугах и других мер государственной поддержки9.
Министерством науки и высшего образования Российской Федерации ведется мониторинг инклюзивного высшего образования, согласно которому из 4269 выпускников вузов с инвалидностью в течении 2021 г. трудоустроено 2334 человека (54,67% от общей численности выпускников с инвалидностью)10.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с Планом мероприятий по повышению
5 Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г.) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 45-67.
6 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"» // Официальный интернет-портал правовой информации. // URL: http://www.pravo.gov.ru
8 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год Москальковой Т.Н. // URL: https://ombudsmanrf.org/
9 https://trudvsem.ru/vacancy
10 https://stat.miccedu.ru/
История международных отношений и внешней политики №64 год 2022
уровня занятости инвалидов на 2021-2024 гг.11, разработаны меры по развитию и применению дистанционных форм взаимодействия инвалидов с органами службы занятости и другими организациями.
В числе основных мер государственной поддержки можно выделить предоставление пенсии по случаю инвалидности, социальные выплаты, социальная пенсия по инвалидности, набор социальных услуг (лекарственные препараты, санаторно- курортные путевки, бесплатный проезд в транспорте или денежный эквивалент), а также гарантии трудовой занятости (установление квот для приема на работу, организация специализированных рабочих мест, создания условий для предпринимательской деятельности).
Согласно данным Росстата, в 2021 г. насчитывалось 11,4 млн. инвалидов. Наибольший уровень занятости инвалидов отмечается в возрасте 55-59 лет (21,8%), наименьший - в 20-24 лет (1.6%), 25-29 лет (5%), 30-34 (7%)12.
Таким образом, как показывает представленный в статье материал, проблема социальной помощи гражданам, имеющим различные формы инвалидности, всегда стояла в центре внимания нашего государства. Проблемами социальной реабилитации этих людей занимаются специальные структуры, основа деятельности которых была заложена еще в период СССР. Практические задачи, которые сегодня стоят перед Российской Федерацией в области социальной реабилитации инвалидов труда и войны, требуют изучения и обобщения исторического опыта решения данной задачи в раннесовет-ский период. С учетом новых реалий этот опыт может быть использован социальными институтами и на современном этапе.
Библиографический список
1. Декрет СНК РСФСР №100 от 26.04.1918 «О переименовании Народного комиссариата государственного призрения в комиссариат социального обеспечения» // URL: www.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.05.2022).
2. Декрет СНК РСФСР от 08.12.1921 «О социальном обеспечении инвалидов» // URL: www.consultant.ru (Дата обращения: 15.05.2022)
3. Дим. Работа собесов // Вопросы социального обеспечения. № 2. 1926.
4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год Москальковой Т.Н. // URL: https://ombudsmanrf.org/ (Дата обращения: 15.05.2022).
5. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г.) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 45-67.
6. Положение НКСО РСФСР №39 от 30.12.1930 «О Бюро трудового устройства при
11 Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2020 N 2655-р «Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021 - 2024 годы» // URL: www.consultant.ru
12 Росстат. Информация на 1 июня 2021 г.
органах социального обеспечения» // Вопросы социального обеспечения. 1930. № 4 (100). С. 14-16.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"» // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http:// www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 23.02.2022)
8. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2020 № 2655-р «Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021 - 2024 годы» // URL: www.consultant.ru (Дата обращения: 1.03.2022)
9. Росстат. Информация на 1 июня 2021 г.
10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
11. https://trudvsem.ru/vacancy (Дата обращения: 04.03.2022)
12. https://stat.miccedu.ru/ (Дата обращения: 04.03.2022)
References
1. Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR No. 100 dated April 26, 1918 "On the renaming of the People's Commissariat of State Charity into the Commissariat of Social Security" // URL: www.consultant.ru/ (May 15, 2022).
2. Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR of December 8, 1921 "On the social security of the disabled" // URL: www.consultant.ru (May 15, 2022)
3. Dim. The work of social security // Issues of social security. № 2. 1926.
4. Report on the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2017 Moskalkova T.N. // URL: https://ombudsmanrf.org/ (05.15.2022).
5. Convention on the Rights of Persons with Disabilities (concluded in New York on December 13, 2006) // Bulletin of International Treaties. 2013. № 7. P. 45-67.
6. Regulations of the Tax Code of the RSFSR No. 39 dated 12/30/1930 "On the Bureau of Employment under the Social Security Authorities" // Issues of Social Security. 1930. № 4 (100). P. 14-16.
7. Decree of the Government of the Russian Federation of March 29, 2019 No. 363 "On Approval of the State Program of the Russian Federation "Accessible Environment" // Official Internet Portal of Legal Information // URL: http://www.pravo.gov.ru (02.23.2022)
8. Decree of the Government of the Russian Federation of October 15, 2020 No. 2655-r "On approval of the action plan to increase the level of employment of people with disabilities for 2021-2024" // URL: www.consultant.ru (1.03.2022)
9. Rosstat. Information as of June 1, 2021
10. Federal Law of November 24, 1995 No. 181-FZ "On the Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation" // SZ RF. 1995. № 48. Art. 4563.
11. https://trudvsem.ru/vacancy (04.03.2022)
12. https://stat.miccedu.ru/ (04.03.2022)