Научная статья на тему 'СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ - ДЕВИЗ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ - ДЕВИЗ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ - ДЕВИЗ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ - ДЕВИЗ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Адмаев Олег Васильевич

доцент, кандидат физико-математических наук, Союз журналистов Красноярского края

г. Красноярск

«Особое внимание хотел бы уделить задачам, которые поставлены в майском Указе, развёрнуты в национальных проектах. Их содержание и ориентиры отражают запросы и ожидания граждан страны. Национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России».

Послание Президента Российской Федерации В.В.

Путина Федеральному Собранию 20.02.2019 [1].

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации является одним из многих помощников Президента страны, восстанавливает нарушенные права граждан, по мере возможности определяет перспективные способы и методы предотвращения потенциальных нарушений прав жителей каждого региона страны.

Татьяна Николаевна Москалькова, ее предшественники и коллеги в субъектах Федерации успешно и сообща решали и продолжают решать возникающие проблемы.

Жители Красноярского края всегда помогали и по-прежнему готовы всемерно помогать Президенту Российской Федерации, Полномочному представителю Президента в Сибирском федеральном округе, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека в Красноярском крае.

«Сегодня в нашем обществе четко обозначился запрос на перемены. Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперед в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела. Зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают, - в городах, районах, селах, по всей стране. Темпы изменений должны нарастать с каждым годом, с ощутимыми для граждан результатами по достижению достойного уровня жизни [2].»

Одним из важных факторов реализации национальных проектов, построенных вокруг человека, является жилье. Правительство Российской Федерации под руководством Д.А. Медведева в целях обеспечения реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» утвердило целевые показатели реализации в период 2019 - 2021 годов региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда [3].

Обществу предстоит войти в следующую стадию своего развития, в котором нравственные основы уголовного процесса, культура, несущая добро в работу правоохранительных органов, будут очень важны [4, 5]. Предстоит определить перспективные производства, подготовить и обучить персонал, поставить перед ним производственные задачи, медленно и аккуратно добиваться эффективных показателей в слаженной работе, причем соблюдая требования техники безопасности, что является актуальным для всех категорий трудящихся. Дети-инвалиды и лица, освободившиеся из мест лишения свободы, вправе рассчитывать на полноправное и рациональное использование своих сил и способностей в уже сложившихся или только формирующихся для освоения новых производственных горизонтов коллективах, например, при техническом осмотре транспортных средств и охране окружающей среды.

Без преувеличения, подобный процесс можно назвать формированием народного единства, которое должно быть скреплено юридически - законами, нормами, правилами. Сохранять утвержденные нормы, следить за их выполнением призван институт Уполномоченного по правам человека, основная цель которого - содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека (http://ombudsmanrf.org).

Работа над Стратегией в области прав человека в данный момент является одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В ближайших планах - реализация нового масштабного проекта по созданию научно-исследовательской и образовательной площадки при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.

Центр «Права человека» в МГЮА имени О.Е. Кутафина

28 января 2019 года Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова приняла участие в заседании Ученого совета Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. Участники заседания обсудили вопросы организации Научно-образовательного центра по правам человека на базе МГЮА. Инициативу создания центра поддержал Президент Российской Федерации В.В. Путин. Центр будет вести образовательную, научно-исследовательскую, методическую, экспертную деятельность в области защиты прав и свобод человека.

- Важным этапом в этом направлении стало создание в прошлом году специального научно-образовательного Центра «Права человека», - говорит Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, научный руководитель данного научно-образовательного Центра Т.Н. Москалькова. - Об этом говорили многие годы, но нас услышал Президент, поддержал и в этом году уже состоялись первые тренинги и первые семинары для уполномоченных. Мы планируем обучать сотрудников Аппарата, членов ОНК, молодых правозащитников, потому что этому не учит ни один вуз, а нужно поднимать уровень профессионализма уполномоченных на максимально высокую ступень. Анализ результатов работы за прошедший год показал, что укрепление правового каркаса прав человека требует решения ряда системных проблем. Это позволило нам выйти на конкретные рекомендации.

Научно-образовательный Центр «Права человека» - это первая дискуссионная площадка, которая будет заниматься фундаментальными исследованиями в области прав человека. Мы развернули целый ряд интересных проектов по правовому просвещению. В частности, в прошлом году мы дали старт вместе с Советом Европы новому проекту по реализации национального проекта по защите женщин до 2022 года.

Применение комбинаторики в задачах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Из множества проблем, стоящих перед Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, в том числе и как научного руководителя Научно-образовательного Центра «Права человека» в МГЮА имени О.Е. Кутафина, выделим четыре направления деятельности:

Таблица 1

№№ 1 2 3 4

Направление деятельности Пенитенциарная система: исполнение наказаний, реабилитация Создание рабочих мест для инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья Соблюдение трудовых прав иностранных граждан Соблюдение трудовых прав выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования

Из общего количества обращений к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, скорее всего, наиболее частыми бывают сочетанные обращения, например, от инвалидов, находящихся в местах лишения свободы; от инвалидов-мигрантов; от инвалидов-мигрантов в студенческом статусе, находящихся в местах лишения свободы.

Для анализа подобных ситуаций воспользуемся элементами комбинаторики: олько одно направление деятельности из четырех: С41=4!/(1!( 4-1)!)=24/6=4.

олучим 4 направления деятельности - это группы {1}, {2}, {3}, {4}. ва направления из четырех:

С =4!/(2!(4-2)!)=24/4=6.

Получим 6 направлений деятельности - это группы {1,2}, {1,3}, {1,4}, {2,3}, {2,4}, {3,4}. ри направления из четырех: С43=4 !/(3 !(4-3)!)=24/6=4.

олучим 4 направления деятельности - это группы {1,2,3}, {1,2,4}, {1,3,4}, {2,3,4}. етыре направления из четырех:

С4 =4!/(4!(4-4)!)=24/24=1. олучим только 1 направление деятельности - это одну группа {1,2,3,4}.

Итого: 4+6+4+1=15.

Из региональных Уполномоченных по правам человека можно рекомендовать кого-либо «курировать» каждое направление в отдельности - необходимо 15 специалистов. Самой многочисленной может быть группа из 4 по 2. Слово «курировать» потребует, конечно, строгого определения, поскольку это обязательно определенный объем работы - четкий, необходимый, результативный, но в то же время достаточный, без лишней деятельности.

Например, студент-инвалид, согласно Таблице 1, попадает в группу {2,4}. Причем обратим внимание на математическую деталь - группа {2,4} эквивалентна группе {4,2}. Студент-инвалид эквивалентен инвалиду-студенту. Но уже для цифр это неверно - число 24 не равно числу 42. Поэтому мы работаем с

числом сочетаний, а не с числом размещений. Причем, например, группа {2,2} не определена - это уже просто группа {2}.

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год представляет собой замечательный ярко выраженный пример использования законодательных документов в качестве дополнительной справочной литературы, расширяющей юридические знания читателей:

Национальный превентивный механизм «Омбудсман+» Субъекты общественного контроля - Стр. 183

По мнению Уполномоченного, в дополнение к существующим механизмам контроля в пенитенциарной системе необходимо формирование в Российской Федерации Национального превентивного механизма предупреждения и выявления унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В настоящее время в Армении, Дании, Молдове, Словении, Казахстане, Узбекистане и других странах действует национальный превентивный механизм (далее — НПМ) «Омбудсман+», при котором мандат НПМ выполняется Офисом Омбудсмана совместно с представителями неправительственных организаций и организаций гражданского общества.

Внедрение модели «Омбудсман+» предполагает, что не только сам Уполномоченный и работники Аппарата будут задействованы в процессе мониторинга соблюдения прав человека в местах несвободы, но и государственные служащие и общественные помощники по договору, которые, получив от Уполномоченного определенные права для осуществления такого мониторинга, смогут посещать учреждения ФСИН России, проверять состояние прав человека, информировать о соблюдении прав обвиняемых и осужденных и мерах, которые необходимо осуществить для улучшения ситуации.

В этом механизме должны найти свое место и субъекты общественного контроля. Важно также продолжить совершенствование правовых основ их деятельности в этой сфере. Так, до настоящего времени Минздравом России не утвержден порядок посещения членами ОНК медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях общего типа и специализированного типа, а также условий проведения беседы с находящимися в этих медицинских организациях лицами, разработка которого предписана пунктом 1.1 статьи 16 Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ1.

1 Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789».

Права инвалидов - Стр. 207

Повышение гарантий прав инвалидов осуществляется и на уровне подзаконных нормативных правовых актов. Так, постановлением Правительства Российской Федерации в Правила признания лица инвалидом внесены изменения в части совершенствования порядка прохождения медико-социальной экспертизы, расширения реабилитационной программы, дополнения списков заболеваний, дающих возможность получить группу инвалидности1.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. № 339 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» // СЗ РФ. 2018. № 16. Ст. 2355.

Иностранные граждане - Стр. 242

Учитывая, что Россия занимает третье место по количеству мигрантов в мире, государство проводит последовательную работу по совершенствованию правового регулирования в данной сфере. В 2018 году Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы. Она предусматривает разработку и реализацию мер по упрощению получения гражданства Российской Федерации, устранению бюрократических проволочек в решении миграционных вопросов, обеспечению притока в страну трудовых ресурсов из-за рубежа.

В рамках совершенствования государственной миграционной политики важное значение имеет принятие Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 163-ФЗ1, которым внесены изменения, предусматривающие уточнение понятия места пребывания иностранного гражданина, принимающей стороны и оснований для учета по месту пребывания.

1 Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 3946.

Трудоустройство граждан - Стр. 98

Согласно данным Росстата1, численность трудоспособных граждан в возрасте 15 лет и старше в декабре 2018 года составила 76,3 млн человек. Большинство из них имеет рабочие места и заработную плату. Вместе с тем в стране еще немало людей, которые не могут найти себе работу согласно своему образованию и квалификации. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в целом по Российской Федерации составила на 1 января 2019 года 693,2 тыс. человек2.

В Российской Федерации за последнее время предпринят ряд мер, направленных на повышение гарантий прав трудящихся и борьбу с безработицей. Изданы федеральные законы, на основе которых с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышен до уровня прожиточного

минимума3. Это важный шаг на пути к реализации Российской Федерацией «Повестки дня устойчивого развития до 2030 года».

1 Занятость и безработица в Российской Федерации в ноябре 2018 года // URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/ IssWWW.exe/Stg/d04/13.htm/ (дата обращения: 09.02.2019).

2 Ситуация на рынке труда Российской Федерации на январь 2019 года // URL: https://www.rostrud.ru/press_center/ novosti/752033/?sphrase_id=4204677 (дата обращения: 09.02.2019).

3 Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» // СЗ РФ. 2018. № 1. Ст. 5; Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"» // СЗ РФ. 2018. № 11. Ст. 1576 (с 1 января 2019 г. установлен в размере 11 280 руб.).

В результате получим Таблицу 2:

Таблица 2

№ №

Направлен ие

деятельнос ти

Объект деятельнос ти

Виды деятельнос ти

Управлени е

Темы грантовых заявок

Исполните ли

Соисполнит ели

Пенитенци арная система: исполнени е

наказаний, реабилита ция

Семья в местах лишения свободы; Образован ие; Работа; Проживан ие

Переписка, возможнос ть общения с родными, поиск места работы перед освобожде

нием, трудоустро

йство и социальная адаптация уже после освобожде ния

1.

Федеральн ый закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об обществен

ном контроле за

обеспечени

ем прав человека в

местах принудите

льного содержани

я и о содействии

лицам, находящим ся в местах принудите

льного содержани я» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

Национальн ый

превентивны й механизм «Омбудсман +»;

Субъекты общественно го контроля.

Уполномоч енные по правам человека

Последоват ели на местах Уполномоч енного по

правам человека в Российской Федерации, члены ОНК

Создание рабочих мест для инвалидов и граждан с

ограничен

ными возможнос

тями здоровья

Инвалиды и граждане с

ограничен

ными возможнос

тями здоровья

Оказание помощи в реализации трудовых прав

Постановл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ение Правитель

ства Российско й

Федерации от 29 марта 2018 г. №

339 «О внесении изменений в Правила

Порядок прохождения

медико-социальной экспертизы, Расширение реабилитаци

онной программы, Дополнение

списков заболеваний,

дающих возможность

Уполномоч енные по правам человека

Последоват ели на местах Уполномоч енного по

правам человека в Российской Федерации

1

2

признания

лица инвалидом » // СЗ РФ. 2018. № 16. Ст. 2355.

получить группу инвалидност и

Соблюден ие

трудовых

прав иностранн ых граждан

Иностранн ые

граждане и лица без гражданст

ва в Российско й

Федерации

Трудовая деятельнос ть

1

Федеральн ый закон от 27 июня 2018 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральн ый закон "О

миграцион ном учете иностранн

ых граждан и

лиц без гражданств

а в Российско й

Федерации "» // СЗ РФ. 2018. № 27. Ст.

3946.

Совершенств ование правового регулирован ия в сфере трудового права

Уполномоч енные по правам человека

Последоват ели на местах Уполномоч енного по

правам человека в Российской Федерации

Соблюден

ие

трудовых

прав

выпускник

ов

профессио Трудоспос

наль-ных обные

образовате граждане в

льных возрасте

организаци 15 лет и

й и старше

образовате

льных

организаци

й высшего

образовани

Трудоустр ойство граждан

3

Федеральн ый закон

от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в

отдельные законодате льные акты Российско й

Федерации

в части повышения минимальн ого размера оплаты труда до прожиточн

ого минимума трудоспосо бного

Повышение гарантий прав трудящихся и борьба с безработице й

Уполномоч енные по правам человека

Последоват ели на местах Уполномоч енного по

правам человека в Российской Федерации

3

4

я

населения» // СЗ РФ. 2018. № 1.

Ст. 5; Федеральн ый закон от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федеральн ого закона "О

минимальн ом размере

оплаты труда"» // СЗ РФ. 2018. № 11. Ст.

___ 1576 ___

Координационный совет в Казани

Поскольку Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации руководствуется Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 25 декабря 1996 года и одобренным Советом Федерации 12 февраля 1997 года, в соответствии со списком изменяющих документов, а данный Федеральный конституционный закон и соответствующие региональные законы определяют порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных в субъектах Федерации, их компетенцию, организационные формы и условия деятельности, то чрезвычайно важно постоянно искать новые методы работы с обращениями и восстановления нарушенных прав граждан, совершенствовать систему правовой защиты в целом.

Жизнь государства и общества не стоит на месте: развиваются технологии, происходят существенные изменения в экономике, политике, социальной сфере, вносятся поправки в законодательство. Соответственно, появляются и новые вызовы правам человека, на которые Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его коллеги обязаны отвечать.

В мае 2019 года в Казани состоялось заседание Координационного совета Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации.

На тренинге для российских омбудсменов рассматриваются конкретные жизненные случаи и находятся быстрые и эффективные методы защиты прав. Происходит обмен опытом, учеба новому, совершенствуется то, что уже наработано. В процессе обучения омбудсменам предстояло в рамках конкретных кейсов рассмотреть жалобу, подобрать релевантный нормативно-правовой материал, актуальную судебную практику по рассматриваемой жалобе и выработать правовой алгоритм действий.

В настоящее время основной задачей Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и сотрудников рабочего Аппарата при работе над Докладом о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год является выявление основных тенденций правозащитной тематики, рекомендаций и предложений, которые требуют особого внимания органов государственной власти [6, 7, 8].

Запросы людей охватывают самый широкий круг социальных вопросов - от неправильного начисления или перерасчета пенсий до проблем при регистрации объектов недвижимости. Президент Российской Федерации неоднократно подчеркивал важность задачи о выполнении в регионах всех социальных обязательств относительно прав граждан, прежде всего пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, детей. Необходимо этого добиваться - в том числе и путем корректировки федеральных нормативных актов, ориентированных на социальные нужды людей.

Паллиативная помощь - важнейшая задача

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова постоянно лично посещает социальные и медицинские учреждения для ветеранов и инвалидов с целью оказания действенной помощи больным людям.

Так специалистами Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации установлено эффективное взаимодействие с Московским многопрофильным центром паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы, руководителем которого является Анна

Константиновна (Нюта) Федермессер - учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера», член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.

Всероссийский Единый урок «Права человека»

5 декабря 2019 года в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова провела Всероссийский единый урок для школьников «Права человека», который проводится по инициативе омбудсмена во всех субъектах РФ уже в третий раз. Это уникальный проект мирового уровня, именно поэтому так важно не упускать любую возможность для защиты прав российских граждан за рубежом и озвучивать позицию нашей страны на международных площадках - международные контакты помогают и способствуют проведению гуманитарной миссии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, порой даже при самых сложных отношениях между государствами.

Международная деятельность

На сегодняшний день действует 18 соглашений о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и омбудсменами зарубежных государств. Такие договоры позволяют правозащитным институтам более оперативно и эффективно помогать гражданам своей страны, оказавшимся в сложном положении за границей.

Евразийский альянс омбудсменов

В декабре 2017 года Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики Оторбаев Кубатбек Табылдиевич, Защитник прав человека (омбудсмен) Республики Армения Арман Тотоян и Председатель Генеральной инспекции Исламской Республики Иран Насер Сераж подписали Меморандум о создании Евразийского альянса омбудсменов. 9 ноября 2018 года полноправным членом альянса стала национальная комиссия по правам человека Монголии.

Одна из задач вновь создаваемой организации - защита прав человека в странах-участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. Альянс открыт для всех омбудсменов Европы и Азии - это первый в истории правозащитный союз, который объединяет усилия государственных правозащитников Европы и Азии.

Альянс гарантирует омбудсменам евразийских государств постоянный рабочий контакт, который позволит оперативно решать проблемные вопросы граждан своих стран за рубежом. Данное объединение не имеет никаких политических целей и носит исключительно гуманитарно-правовой характер.

В декабре 2019 года в ходе заседания Евразийского альянса омбудсменов участники обсудили лучшие практики совместной деятельности, успехи, которыми можно гордиться, и которые были бы полезны друг другу в ходе дальнейшей работы по защите прав и свобод человека на евразийском пространстве. Особое внимание было уделено плану работы на 2020 год, проведению совместных приемов граждан, в том числе в режиме видеоконференций, организации совместных мероприятий по теме защиты прав человека, а также соблюдения прав студенчества.

ЕАО демонстрирует значительный интерес со стороны омбудсменов евразийской географической зоны. В декабре 2019 года произошло очень важное событие - к Евразийскому Альянсу омбудсменов присоединились Защитник граждан Республики Сербия и Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан. Безусловно, расширение интеграционного правозащитного сообщества будет способствовать повышению правовой защищенности граждан наших стран.

Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных в субъектах Федерации -диалог, обратная связь

Координационные советы Уполномоченных по правам человека стали действенной формой сотрудничества коллег между собой [9].

В 2019 году проведено 13 заседаний профильных секций Экспертного совета. На основе разработанных экспертных рекомендаций было подготовлено более 40 предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

На основе Доклада «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Ивановской области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Ивановской области в 2018 году» построим граф взаимодействия (Рис. 1), например, между Уполномоченным по правам человека в Ивановской области и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Генеральной прокуратурой и Уполномоченными по правам человека в субъектах Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Граф из множества объектов, в котором Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации отправлено 8 из 692 запросов по обращениям

Автор данной статьи надеется, что теория графов будет способствовать раскрытию потенциала института Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации.

Значительную организационную помощь и поддержку Уполномоченному по правам человека в Красноярском крае оказывают его руководители - Александр Геннадьевич Хлопонин, губернатор Красноярского края с 2002 года по 2010 год - инициатор объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, создания Территории инициативной молодежи «ТИМ-Бирюса» и Академии биатлона в Красноярске, действующий губернатор Красноярского края Александр Викторович Усс - это проекты «Енисейская Сибирь», «Технологическая долина», развитие Красноярья [10].

В Красноярском крае существует 4 детских психоневрологических интерната, в которых числится 740 человек, и в основном, это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Их права также находятся под защитой Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в Красноярском крае.

Автором данной статьи получено Свидетельство на товарный знак №635890 «Детям нужен солнечный город», которое зарегистрировано в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 16 ноября 2017 года. Большую помощь при получении соответствующих охранных документов оказывает красноярское предприятие «Ярпатент» и его директор Яна Валерьевна Дойна.

Навстречу 75-летию Великой Победы

Ветераны постоянно находятся в центре внимания и заботы всех Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. Сохранить историческую память, обеспечить преемственность поколений - в этом тоже состоит их работа.

В годы Великой Отечественной войны в Красноярске лечил раненых выдающийся хирург, доктор медицинских наук, архиепископ Красноярский и Енисейский Лука, в миру Валентин Феликсович Войно -Ясенецкий [11].

Наступило лето 1941 года. В конце июля я был назначен главным хирургом эвакогоспиталя №1515. Этот госпиталь был расположен на трех этажах большого здания, прежде занятого школой (Рис. 2). В нем я проработал не менее двух лет, и воспоминания об этой работе остались у меня светлые и радостные.

Рис. 2. Школа №10, в которой в годы Великой Отечественной войны был расположен эвакуационный госпиталь №1515. Здесь жил и лечил В. Ф. Войно-Ясенецкий

Проблемы обманутых дольщиков, переселение из ветхого и аварийного жилья, жилищно -коммунальный комплекс - данные задачи [3] находятся на постоянном контроле как у специалистов Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, так у региональных Уполномоченных.

Так в декабре 2019 года Наблюдательный совет Федерального фонда защиты прав дольщиков принял решение достроить два дома в Красноярске. В настоящее время объект передают созданному в Красноярском крае региональному фонду помощи обманутым дольщикам, который и будет достраивать проблемные дома. У дольщиков есть выбор: дождаться завершения строительства или получить компенсацию. Красноярский край - единственный регион в Сибирском федеральном округе, где обманутые дольщики получают деньги за недостроенные квартиры.

Экология и рациональное природопользование

Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании к Федеральному Собранию особое внимание уделил экологическим проблемам: «Позитивный эффект от перехода промышленности на наилучшие доступные технологии, на строгие природоохранные стандарты должны почувствовать жители крупнейших индустриальных центров страны. Решение проблем в сфере экологии - это задача для нашей промышленности и науки, ответственность каждого из нас. Призываю самым активным образом включиться в эту работу и молодёжь. Мы должны передать будущим поколениям экологически благополучную страну, сохранить природный потенциал и заповедный фонд России» [1, 2].

В Докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации большое внимание уделяется соблюдению прав человека на благоприятную окружающую среду и пользование природными ресурсами.

Виды растений, животных, находящиеся сегодня под угрозой, могут исчезнуть, если существенно не изменятся политика и практика землепользования, если они не станут менее разрушительными для природных экосистем. Поэтому необходимо изменить наше отношение к использованию ресурсов нашей планеты, сделать их менее разрушительными для окружающей среды.

Главный вопрос исследования эколого-философской статьи [12], посвященной размещению платных парковок, как части экологических проблем крупных индустриальных центров - каким образом, изменяя географическое расположение паркоматов, стоимость одного часа, величину штрафа, другие характеристики, создавать благоприятную для населения окружающую среду? Решение данной задачи становится возможным, если разместить внутри парковочного устройства дополнительное необходимое экологическое оборудование, измеряющее атмосферные показатели городской среды в локальной окрестности каждого паркомата.

Но, наверное, будет неправильно ограничиться только технической и даже экологической составляющими в проблеме платных парковок - в настоящее время очень отчетливо проявляются ее педагогические и философско-нравственные аспекты, в связи с чем необходимо уделить пристальное внимание созданию математической модели в задаче о платных парковках [13, 14, 15].

Рассмотрим пример. В работе [16] каждая точка автомобильной дороги (линия АВ) имеет соответствующие координаты в экологически выбранном пространстве (Рис. 3).

Рис.3. Экологическое нормирование в 3-мерном пространстве

Например, пусть экспериментально установлено, что точке А соответствуют координаты (а1 , а2, а3), точке В - координаты (Ъь Ь2, Ъз). Пусть по оси Х1 измеряются значения формальдегида, по оси Х2 - диоксид азота, по оси Х3 - взвешенные вещества. Полученные результаты каждый раз необходимо сравнивать с контрольными величинами ПДК, которые обозначены как ащдк и Ьщдк.

Примечание. Уровень загрязнения городской среды предполагает число п - количество измеряемых компонент, поэтому при математическом моделировании очень важно учитывать особенности нормирования в соответствующих п-мерных пространствах.

Среди государственных структур, чья деятельность призвана служить решению социальных проблем общества, Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации занимает особое положение.

В содружестве с Научно-образовательным Центром «Права человека» на базе МГЮА имени О.Е Кутафина он может стать заказчиком научных исследований, в частности, по вопросам социальной поддержки незащищенных слоев населения. Такая постановка вопроса в настоящее время становится очень актуальной, прежде всего для научной молодежи, вступающей во взрослую научно -исследовательскую жизнь.

Данные пожелания хорошо согласуются с деятельностью общественных советов региональных министерств и ведомств, представителей выборной законодательной власти, поскольку молодые люди бывают разные - здоровые, больные, находящиеся за пределами нашей страны, в местах лишения свободы или только что ее обретшие [17]. Им всем хотелось бы помочь получить равные возможности для трудовой деятельности. Этой цели также способствуют ассоциации WorldSkills и Abilympics.

Список литературы:

Послание Президента Федеральному Собранию. 20.02.2019.

http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863

Послание Президента Федеральному Собранию. 15.01.2020.

http://www.kremlin.ru/events/president/news/

Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 16 марта 2019 г. № 446-р.

Т.Н. Москалькова, В.В. Черников: Нормотворчество. Научно-практическое пособие. Изд-во: Проспект, 2010.

Т.Н. Москалькова. Нравственные основы уголовного процесса: Стадия предварительного расследования. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва - 1997.

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. http://ombudsmanrf.org/

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 2017. http://ombudsmanrf.org/content/doclad2017

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 2018. http://ombudsmanrf.org/content/doclad2018

Т.Н. Москалькова. О совершенствовании законодательного обеспечения деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 4-7.

Доклад Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае «О проблемах реализации конституционных прав и свобод граждан на территории Красноярского края в 2017 году». - Красноярск, 2018. - 226 с.

Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Я полюбил страдание... Автобиография. — М.: издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2008. — 192 с.

Е.В. Гидзинский. Экологическое нормотворчество как социально-философский аспект проблемы платных парковок // Сборник публикаций научного журнала ''Globus'' по материалам ХХХХ международной научно-практической конференции: «Достижения и проблемы современной науки» г. Санкт-Петербург: сборник со статьями. С-П. : Научный журнал ''Globus'', 2019. Стр. 85-91.

Адмаев О.В. Экологическое нормотворчество как часть экспертной системы транспортного комплекса для урбанизированных территорий (на примере г. Красноярска). Сборник публикаций научного журнала «Chronos» по материалам XII международной научно-практической конференции: «Естественные и технические науки в современном мире» г. Москва: Научный журнал «Chronos», 10.02.2017. Стр. 17-22.

Адмаев О.В. Моделирование неблагоприятных метеорологических условий в Красноярске. Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам XVI международной научно-практической конференции: «Технические науки - от теории к практике» г. Санкт-Петербурга. С-П.: Научный журнал «Globus», 23.01.2017. стр. 4-10.

Адмаев О.В., Гидзинский Е.В. Экологические проблемы в крупных индустриальных центрах: социально-философские аспекты // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 26 декабря 2018 г. - Вологда: ООО «Маркер», 2018. Стр. 100-103.

С.Ф. Зяблов, В.В. Серватинский, О.В. Адмаев. Расчет комплексного показателя экологической безопасности на автомобильных дорогах // Труды Второй Всероссийской ФАМ'2003 конференции. Часть вторая. (Под ред. Олега Воробьёва). Красноярск: ИВМ СО РАН, 2003, - с.85-89.

О.В. Адмаев. Проблемы материнства и детства в пенитенциарной системе. // Сборник научных работ 39-й Международной научной конференции Евразийского Научного Объединения «Стратегии устойчивого развития мировой науки». Москва: ЕНО, май, 2018. Стр. 164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.