УДК 17.021.3
Иванов Андрей Иванович
доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры административного права Ессентукского института управления, бизнеса и права editor@hist-edy.ru
Баландина Наталья Викторовна
кандидат физико-математических наук, доцент, докторант Георгиевского технологического института editor@hist-edy.ru
СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Рассматривается роль самодостаточности в контексте её временных и пространственных характеристик. Рассмотрены социально - ролевые ожидания и ориентации личности, детерминирующие атрибутивность самодостаточности в составе социальной экзистенции.
Ключевые слова: самодостаточность, личность.
Ivanov Andrey Ivanovich
Doctor of Medicine, Professor, Professor of the Department of Administrative Law of the Essentuki Institute of Management, Business and Law editor@hist-edy.ru
Balandina Natalya Viktorovna
PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Doctoral Candidate of the Georgievsk Institute of Technology editor@hist-edy.ru
SOCIAL ROLE EXPECTATIONS AND PERSONALITY ORIENTATIONS
The role of self-sufficiency in the context of its temporal and spatial characteristics has been considered. Social role expectations and orientations of the person, determining the attributiveness of self-sufficiency in the composition of social existence have been analyzed.
Key words: self-sufficiency, personality.
Деятельность по реализации целей самодостаточности, должна не просто воспроизводить активность человека, но постоянно расширять сферу человеческих возможностей. Новизна подхода состоит в анализе функций самодостаточности как идеального объекта, как комплекса значений, интерпретирующих смысл человеческого бытия. Любая подсистема самодостаточности контролируется такой системой, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет наименьшее количество энергии при создании управляющего воздействия. В экзистенциальном преломлении, каждое действующее лицо в схемах институционализации, продуцирует стремление к получению максимального удовлетворения от совершённого действия и его результата, и если это достигается во взаимодействии с другими действующими лицами, то первый будет стремиться к продолжению действия.
В социально стратифицированных обществах выделяется иерархическая классификация различных типов самодостаточности. Здесь речь идёт о распространенных, традиционно ценностных благах и ожиданиях, а также о стремлении к особому положению для избранных. В качестве критериев концептуальной организации самодостаточности обозначены такие, как объективация, инновационность, дематериализация и автономия. Рациональность самодостаточности связана с верифицируемостью её теоретических результатов, их принципиальной проверяемостью на практике и возможностью экспериментального подтверждения [1, с. 12-37]. Возможность достижения и осознания самодостаточности как реализованной потребности, зависит от финансовых и административных решений, ресурсов конкретной социальной системы. Философское исследование системного характера самодостаточности связано с необходимостью временного абстрагирования от её конкретной целостности и расчленения единого на отдельные элементы. Активную сторону отношений обозначает субъект, выполняющий разные, в том числе и противоречащие друг другу социальные роли. Противоречивый характер, таким образом, имеет и результат самодостаточности. С одной стороны, определяемая в терминах реальной пользы, она содействует развитию человека, выявляя положительный смысл наиболее ценных ориентиров. С другой, несовместимость, в структуре мотивов деятельности, первичных и вторичных оценок, переоценок, ставит под сомнение возможность, а в ряде случаев - и необходимость стремления к самодостаточности, в схемах социализации индивида и группы.
В качестве базовой, в системе ценностей самодостаточности, выступает экзистенциально насыщенная картина приоритетов ценности творческого труда, ценности успеха и ценности свободы. Необходимо подчеркнуть взаимосвязь отмеченных ценностных ориентаций в составе самодостаточности, и значение этого ценностного набора для самосовершенствования, саморазвития и самореализации экзистенциального потенциала интенциональности личности. Перечисленные
ценностные ориентации, в структуре самодостаточности, способствуют постановке реальных целей и задач деятельности, а также подчеркивают приоритет одних целевых установок перед другими, отодвигая на второй план целевую установку на достижение максимальных благ, выделяя приоритетное значение целей не материального характера. В то же время, ценностные ориентации самодостаточности формируют её характер и направленность, как атрибута социальной экзистенции и позволяют оценить параметры её многогранности, творчества и свободы.
Прежде всего, в структуре оценок представлены общесоциальная, экономическая, культурная ценность самодостаточности, морально-нравственное её значение, а также составляющие духовного мира личности. В связи с этим, необходимо обратить внимание на аксиологический парадокс, который заключается в том, что оценка самодостаточности, как и возможностей по её реализации, колеблется в диапазоне от глубоко положительных, до категорически отрицательных характеристик. Строго говоря, самодостаточность включает в себя эксплицитно выраженное усилие, направленное на достижение взаимопонимания относительно всех критериев рациональности, выдвигаемых сферами референции, и, следовательно, противостоит остальным, более ограниченным и менее рефлексивным типам действия. Если целью самодостаточности является приспособление своего поведения к социальным нормам или выражение собственной индивидуальности, то координация действий зависит от согласия относительно норм нравственности и состава предписываемых ролей [2, с. 315].
Нравственность самодостаточности находит свою опору в совокупности таких общечеловеческих норм и принципов, как доброжелательность, честность, порядочность, духовность, доверие, гуманистический альтруизм. Установлено, в частности, что на современном этапе социального развития, духовное здоровье и благополучие общества во многом зависят от степени осознания каждым ответственности за результаты своей деятельности, признания необходимости соблюдения этических норм и правил. Это потребовало, в качестве дополнения к рекомендациям по экспликации экзистенциальной атрибутивности самодостаточности, ввести положение об обязательной оценке её перспективных форм, в том числе, в интересах научного социального прогнозирования.
Анализ моделей самодостаточности, основанных на совокупности таких подходов, показывает, что каждое направление формирует свое нормативное видение этических основ деятельности индивидов и групп. Утилитаризм глобализирует социальное творчество самодостаточности в реализации идей и принципов всеобщего блага. Деонтология настраивает субъекта, в его ориентациях и действиях - руководствоваться нравственными универсальными законами. Этика гуманизма и ненасилия способствует поиску компромисса между потребностями индивида и общества. Дальнейшее развитие этих этических направлений в русле их синтезирования могло бы стать универсальной моделью нормативной этики самодостаточности.
Широко распространённым методом этической практики самодостаточности является разработка этических кодексов социальных групп и объединений. К интеллектуальным методам этического воздействия на самодостаточность относятся - обучение основам духовного мировосприятия в системе семейного и школьного воспитания, а также организация просветительских программ культурологического и искусствоведческого просвещения для старших возрастов. Высшей духовной формой самодостаточности и, прежде всего в нормативном измерении социальных ожиданий, считается возвышение личности до мотивов добровольного служения. Подчеркнем закономерный характер процедуры смены моделей самодостаточности, сопровождающейся повышением устойчивости социальной структуры. Расширенное изучение прогностических характеристик самодостаточности предполагает философский анализ: а) противоречий, возникающих при реализации функциональных аспектов самодостаточности в системах социального управления; б) самодостаточности, как процесса и результата соцокультурного развития; в) интересов и ценностей индивидов и социальных групп, участвующих в отношениях по поводу достижения самодостаточности. Со стороны социальных ожиданий, самодостаточность структурирована объективными свойствами, атрибутированными агентам или институтам социализации. Каждый из них имеет неравную вероятность реализации поставленных целей. Субъективные схемы восприятия и оценивания социальных ожиданий по поводу самодостаточности, описываются понятиями, выражающими состояние отношений индивида с символами власти и культуры конкретного социума.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Швейцер А. Культура и этика. М., 2003.
2. ВыготскийЛ.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. М., 1993. Т. 3.