Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация младших школьников в различных условиях обучения'

Социально-психологическая адаптация младших школьников в различных условиях обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1015
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PRIMARY SCHOOL AGE / CONDITIONS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матюшичева Мария Ильинична

Статья посвящена результатам эмпирического исследования особенностей социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте в учреждениях начального общего образования, с различными условиями обучения: с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, с углубленным изучением математики. В разработанной модели социально-психологической адаптации представлены структурные компоненты школьной тревожности, самоотношения, положения в социуме. Подтвердилось предположение о том, что специфическая образовательная среда оказывает влияние на возможности адаптационных ресурсов, связанных с индивидуальными особенностями личности, так и с позицией в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матюшичева Мария Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN VARIOUS LEARNING ENVIRONMENTS

The article presents results of empirical research of social-psychological adaptation of primary schoolchildren at elementary schools with various orientations: art end esthetic activity, profound studying of mathematics. The structure of the model of socio-psychological adaptation includes components such as school anxiety, self-evaluation, social position. Our suggest was confirmed, that the specific educational environment can bring influence to bear on possibilities of the adaptation resources interrelated with individual features and social position.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация младших школьников в различных условиях обучения»

Психология

УДК 159.9

аспирант кафедры психологии развития и образования Матюшичева Мария Ильинична

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ

УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена результатам эмпирического исследования особенностей социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте в учреждениях начального общего образования, с различными условиями обучения: с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, с углубленным изучением математики. В разработанной модели социально-психологической адаптации представлены структурные компоненты школьной тревожности, самоотношения, положения в социуме. Подтвердилось предположение о том, что специфическая образовательная среда оказывает влияние на возможности адаптационных ресурсов, связанных с индивидуальными особенностями личности, так и с позицией в обществе.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, младший школьный возраст, условия обучения.

Annоtation. The article presents results of empirical research of social-psychological adaptation of primary schoolchildren at elementary schools with various orientations: art end esthetic activity, profound studying of mathematics. The structure of the model of socio-psychological adaptation includes components such as school anxiety, self-evaluation, social position. Our suggest was confirmed, that the specific educational environment can bring influence to bear on possibilities of the adaptation resources interrelated with individual features and social position.

Keywords: socio-psychological adaptation, primary school age, conditions of education.

Введение. Тенденции развития современного общества, существующие глобальные проблемы, связанные с вопросами воспитания и обучения детей, и необходимость гармонизации личностного потенциала ребенка в социуме, с целью успешной адаптации учащихся уже на этапе начального образования, обуславливают актуальность теоретического и эмпирического исследования социально-психологической адаптации младших школьников в различных условиях обучения.

На современном этапе развития психологической науки, проблема изучения детей младшего школьного возраста в контексте определения системообразующих факторов адаптации, и влияющих не только на формирование и развитие личностных особенностей, но и позицию в обществе, остается недостаточно разработанной. В исследовании социально-психологической адаптации (СПА) учащихся младшего школьного возраста предпринята попытка на эмпирическом уровне выявить специфику развития отдельных параметров СПА, связанных непосредственно с различными условиями обучения.

В разных аспектах исследованиями социально-психологической адаптации занимались ряд зарубежных и отечественных ученых (А.А. Реан, А.А. Налчаджян, С.Т. Посохова, Ю.И. Пушкарев, К. Роджерс, Ф. Б. Скиннер и др.). Так, А.В. Махнач (Институт психологии РАН), формулирует понятие СПА как «процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала ...».

Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью, в частности, к обучению. На личностном уровне, преобладает неравномерность развития отдельных свойств, что проявляется в социальном контексте. И.В. Шаповаленко, рассуждая о позитивных изменениях и преобразованиях в данном возрасте, обобщает, что «это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции» [4].

Под различными условиями обучения в образовательных организациях (школы с разной направленностью) понимаются теоретические положения, отраженные в образовательных программах начального общего образования (1 - 4 классы), реализующиеся на данном этапе.

Изложение основного материала статьи. Эксперимент проводился в 2017 - 2018 гг., на базе средней общеобразовательной школы № 235 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла им. Д. Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, средней общеобразовательной школы № 18 с углубленным изучением математики Василеостровского района Санкт-Петербурга. Общая численность детей составила 114 человек.

Сравнительный анализ образовательной среды каждой из выбранных для исследования школ позволил выявить те значимые условия обучения, принципиальные различия которых могут, по нашему мнению, повлиять на уровень отдельных параметров социально-психологической адаптации.

В школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, одной из основных целей изучения предметов эстетического цикла является развитие у детей способностей к эмоционально-ценностному восприятию (на примере произведений изобразительного, музыкального искусства). Приоритетными образовательными ориентациями выделены: самоопределение, общение, развитие мотивации и смыслов учебной деятельности. «Культурная среда школы» рассматривается как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся (Основная образовательная программа). Мероприятия, реализующиеся в рамках учебного процесса, имеют художественно-эстетическую и патриотическую направленность, поддерживаются и развиваются идеи здорового образа жизни. Программа внеурочной деятельность начальных классов предусматривает театральные игры, рисование, плавание и пр. Форма же проведения занятий может быть игрой, уроком -экскурсией или путешествием, уроком взаимообучения и др. Направления внеурочной деятельности, как составной части Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), содержат духовно-нравственные, социальные, общеинтеллектуальные, общекультурные, спортивно-оздоровительные компоненты.

В школе с углубленным изучением математики, в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, отвечающий требованиям современного информационного общества, инновационной экономики. Планируемым результатом освоения программы

младшими школьниками является достижение социально желаемого уровня личностного и познавательного развития. С целью формирования у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, в основной цикл занятий, с 4 класса, включен предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» (Основная образовательная программа). Программы внеурочной деятельности (для начальных классов) разнообразны: «Музей в твоем классе», «Мы и окружающий мир», «Расчетно-конструкторское бюро», «Введение в робототехнику», «Кисточка», «За руку с английским» и др. Формами проведения занятий являются: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия (в том числе ИКТ -информационно-коммуникационные технологии), интеллектуальные марафоны и пр. Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся проводится по социальным, творческим, информационным и другим направлениям.

В соответствии с гипотезой о том, что различные условия обучения могут иметь непосредственное влияние на отдельные параметры СПА, нами была разработана модель социально-психологической адаптации, структурные компоненты которой включали: адаптационный ресурс (адаптивность / дезадаптивность); эмоциональное благополучие (эмоциональный комфорт, эмоциональная стабильность / эмоциональный дискомфорт, эмоциональная неустойчивость); тревожность; самоотношение (самооценка, принятие себя); социальная адаптация (социальный статус в группе, межличностные отношения).

Комплекс диагностических методик, направленный на выявление специфики компонентов социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте состоял из: экспертной оценки учителями уровня адаптации каждого ученика по Э. М. Александровской (диагностика адаптации к школе); теста школьной тревожности Б. Н. Филлипса (в модификации); диагностики самооценки по методике Дембо - Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан), методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонд.

На первом этапе эмпирического исследования, были обследованы младшие школьники на предмет определения уровня их тревожности в школе. Исследование тревожности в структуре социально-психологической адаптации является одним из наиболее показательных в младшем школьном возрасте, учитывая возрастные особенности детей 2 - 4 классов: сложности в адаптации в первые годы обучения, противоречивость личностных, индивидуальных особенностей, связанных с социализацией к 4 году обучения.

Методика диагностики школьной тревожности Филлипса предполагает установленный перечень вопросов для детей, обработка и интерпретация результатов которых сводится к группировке полученных ответов по факторам тревожности: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения и ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Распределение численности младших школьников по уровням тревожности представлено в Таблице 1.

Таблица 1

Численность младших школьников по уровням тревожности, %

235 школа 18 школа

Кол-во детей, обладающих 2 класс 4 класс 2 класс 4 класс

ВЫСОКОЙ степенью

тревожности, в % («зона риска») 12,5 0 25,0 0

Кол-во детей, обладающих 2 класс 4 класс 2 класс 4 класс

повышенной тревожностью, в % 68,8 47,8 41,7 40,0

Итого: 81,3 47,8 66,7 40,0

Полученные данные позволяют сделать выводы о преобладании повышенной степени тревожности (включая «зону риска») во 2-ых классах школ, в сопоставлении с 4-ми классами. В школе с углубленным изучением математики практически в 2 раза больше детей «группы риска», но в то же время в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, общее количество детей с повышенным уровнем тревожности превосходит.

Факторная составляющая тревожности младших школьников (2 - 4 классы) в исследуемых школах представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Средние значения отклонений по факторам тревожности в младшем школьном возрасте

Факторы Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф5 Ф6 Ф7 Ф8

класс/школа

2 /235 67,9 41,3 58,0 48,1 45,7 42,0 40,7 37,8

4 /235 57,1 29,2 34,1 42,3 56,4 50,0 48,1 40,8

2 /18 39,0 32,1 39,8 38,1 38,1 40,5 32,1 38,6

4 /18 45,8 33,8 41,1 47,9 66,7 53,1 29,7 38,1

Анализ полученных данных по факторам показал, что в структуре тревожности в младшем школьном возрасте, наименьшие средние значения отклонений от нормативных - связаны с переживаниями социального стресса (Ф2), самовыражением (Ф4), физиологической сопротивляемостью стрессам (Ф7), отношениями с учителями (Ф8). Т.е. это те факторы тревожности в структуре социально-психологической адаптации младших школьников, которые на данном возрастном этапе в зоне актуального развития.

В «проблемной» зоне (2 класс 235 школы) - общая тревожность в школе (Ф1), связанная с фрустрацией

потребности в достижении успеха (Ф3). В 4-ом классе (235 школа) общая тревожность в школе уже в большей степени сопряжена со страхами ситуации проверки знаний (Ф5) и страхами, связанными с не соответствиями ожиданиям окружающих (Ф6). В 18 школе, в 4 классе повышенная тревожность, связанная с фактором 5 и фактором 6, проявляется в большей степени.

На втором этапе эмпирического исследования социально-психологической адаптации (СПА) в младшем школьном возрасте, были выявлены доминантные интегральные показатели СПА, общие тенденции развития в младшем школьном возрасте. К интегральным показателям, отражающим уровни социально-психологической адаптации (в соответствии с выбранной диагностической методикой) относятся: адаптация, самовосприятие, принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию. В Таблице 3. представлены наиболее значимые показатели СПА (по результатам эмпирического исследования), отражающие показательные тенденции в развитии младших школьников.

Таблица 3

Интегральные показатели СПА по численности младших школьников, в %

235 школа 18 школа

2 класс 4 класс 2 класс 4 класс

Высокий уровень принятия других 52,6 66,7 76,0 82,1

Высокий уровень стремления к доминированию 52,6 66,7 52,0 53,6

Высокий уровень самовосприятия 21,1 44,4 40,0 64,3

Низкий уровень адаптации 21,1 11,1 12,0 3,6

Низкий уровень самовосприятия 15,8 11,1 8,0 3,6

Полученные эмпирическим путем данные свидетельствуют о наличии доминирующего интегрального показателя в структуре СПА - принятие других, высокий уровень которого непосредственно влияет на успешную адаптацию в любом возрасте. В исследуемой нами возрастной категории, это может быть связано с социальной направленностью на окружающий мир. Тем не менее, высокий уровень стремления к доминированию отображает иную направленность детей в школе с художественно-эстетическим уклоном. Смелость в отстаивании своих идей, потребность в социальных контактах, социальная активность, общительность соотносятся со стремлениями к доминированию [2, С. 226], что непосредственно связано с креативностью. Наше предположение о высоком уровне креативности детей, обучающихся в условиях художественно-эстетического цикла подтверждено множеством научных теоретических и практических исследований. Так, Т. А. Барышева, рассматривает систему образования как фактор развития креативности [1, С. 95 - 100]. Низкий уровень адаптации, в том числе по параметру самовосприятия, может указывать на противоречивость в развитии отдельных свойств социально-психологической адаптации [3]. Показана тенденция к развитию уровня самовосприятия в младшем школьном возрасте. В группах детей с низким уровнем адаптации выявлены взаимосвязи с личностными психологическими особенностями: эмоциональным дискомфортом, эскапизмом - уходом от проблем, неприятием других. При низком уровене самовосприятия, прослеживается положительная динамика по достижении 10 - 11 лет (4 класс), связанная с возрастным развитием.

Третий этап исследования посвящен выявлению уровня самооценки младших школьников в школах с различной направленностью. В Таблице 4. представлены некоторые взаимосвязи и возрастные закономерности.

Таблица 4

Исследование самооценки младших школьников

235 школа 18 школа

Численность, чел., в % 2 класс 4 класс 2 класс 4 класс

Адекватный уровень самооценки 32,0 43,8 52,2 50,0

Заниженный уровень самооценки 12,0 12,5 4,3 0

Повышенный уровень самооценки 56,0 43,8 43,5 50,0

Как свидетельствуют данные Таблицы 4, современные младшие школьники обладают нормальным (адекватным) или повышенным уровенем самооценки. Это может объясняться влиянием различных внешних и внутренних факторов. Так, завышенный уровень самооценки учеников 2-ых классов может быть связан с незрелостью личности, неумением оценивать свои возможности. К предподрастковому возрасту (4 класс) учащиеся могут быть менее сензитивны к оценкам окружающих, но более подвержены сопоставлениям себя с другими. В данном исследовании мы выяснили, что заниженный уровень самооценки связан как с личностными параметрами, такими как уверенность в себе, реалистичная оценка уровня своего интеллекта и др., так и с позицией в обществе, в частности, низким авторитетом у сверстников.

На стадии экспертной оценки (учителем) параметра социально-психологической адаптации - упешность социальных контаков, мы определили уровень СПА по взаимоотношениям с одноклассниками.

Таблица 5

Экспертная оценка успешности социальных контактов

Группы низкой адаптации, чел., в % Группы высокой адаптации, чел., в %

2 класс 4 класс 2 класс 4 класс

235 школа 11,1 3,8 74,0 57,7

18 школа 7,1 3,1 71,4 81,2

Экспертная оценка показала, что большинство младших школьников имеют высокий уровень адаптации по параметру СПА - взаимоотношения с одноклассниками. В группах низкой адаптации выявлена минимальная численность учеников (во 2-ых классах). Как видно из Таблицы 4, в 18 школе наблюдается тенденция к снижению численности детей с низким параметрами СПА, и повышению численности детей с высоким уровнем адаптации. В 235 происходит уменьшение численности детей в группах высокой адаптации, что может быть связано с процессами индивидуализации, более интенсивным темпом развития художественно-эстетического восприятия, и как следствие, повышением личностного потенциала.

Выводы. Подводя итоги проведенного эмпирического исследования специфики социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте, в образовательных учреждениях начального общего образования, с различными условиями обучения, можно сделать следующие выводы, приведенные ниже.

Подтвердилось предположение о том, что образовательная среда влияет на отдельные компоненты социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте.

В школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, выявлены противоречия в группах низкой, высокой адаптации, которые, на основе теоретического анализа, мы связываем с высокой степенью развития личностных креативных свойств и характеристик в поведении. Большинство детей обладают повышенным уровнем самооценки, а в группах «риска» - учащиеся 2 - 4 классов, обладающие заниженной самооценкой. Высокий уровень стремления к доминированию (более 50% в классе), повышенная общая тревожность в школе, характеризует учащихся, склонных к эмоционально-ценностному восприятию действительности.

В школе с углубленным изучением математики, получены интересные результаты, связанные с положительной динамикой по многим исследуемым параметрам социально-психлогической адаптации. Так, например, большее количество детей обладает адекватной степенью самооценки, столько же имеют завышенный уровень. Учащиеся, где программа обучения построена на принципах развития личностного и познавательного потенциала, обладают высоким уровнем самовосприятия, принятия других. Тревожность, связанная со страхами ситуации проверки знаний, и не соответствия ожиданиям окружающих (в 4-ом классе) объясняется высокими требованиями образовательной среды.

Литература:

1. Барышева Т.А. Психология развития креативности: теория, диагностика, технологии. Монография / Т.А. Барышева. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. - 316 с.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

3. Матюшичева М.И. Социально-психологический контекст развития креативности в младшем школьном возрасте / М. И. Матюшичева // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2018. - Т4. - №1. - С. 131 - 137.

4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

Психология

УДК: 159.9.07

преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики Полякова Елена Александровна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ МУЖЧИН, ОСУЖДЕННЫХ К ДЛИТЕЛЬНЫМ СРОКАМ НАКАЗАНИЯ ЗА КОРЫСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация. В статье проанализированы научные труды ряда авторов, посвященные изучению жизненного пути человека. Выявлены особенности жизненного пути мужчин, осужденных к длительным срокам наказания за корыстные преступления. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о необходимости применения знаний об особенностях жизненного пути осужденных в работе психолога исправительного учреждения.

Ключевые слова: жизненный путь, осужденные мужчины, корыстные преступления. Annotaition. The article analyzes the scientific works of a number of authors features of the life path of men convicted to long sentences for selfish crimes. Peculiarities of the life path of men convicted to long terms of punishment for thief crimes have been revealed. The results of this study allow us to talk about the need to apply knowledge about the characteristics of the life path of convicts in the work of a psychologist in a prison house. Keywords: the life way, convicted men, thief crimes.

Введение. В настоящее время одним из главных направлений работы уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации является уменьшение количественных показателей рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы. Реализация данного направления работы возможна за счет повышения эффективности психологической, социальной и воспитательной работы с осужденными.

Длительные сроки лишения свободы приводят к тому, что у осужденных теряются или ослабляются социально-полезные связи, затрудняется процесс ресоциализации. Это может способствовать тому, что после освобождения из исправительного учреждения человек не может адаптироваться к жизни на свободе и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.