УДК 316.6
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОГО СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Е.О. Тарасова1, К.В. Юрьев2
Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, Самарская обл., ул. Советская, 45
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected]
Рассматривается проблема изучения социальной активности студентов. Показана актуальность темы с позиций современной общественно-политической ситуации, приоритетов образования и особенностей студенческого возраста. Проведен анализ научной литературы, позволяющий выделить основные подходы к понятию «социальная активность»: деятельность, отношение к жизни и качество личности. Обозначены признаки социальной активности: социально-психологическая готовность личности к деятельности, самодетерминированность, включенность в социальное взаимодействие, просоциальность и др. Выделено, что социальная активность проявляется и развивается в рамках не только учебно-профессиональной, но и внеучебной деятельности. Целью исследования стало определение социального статуса, ценностных ориен-таций и личностных качеств социально активных студентов технического вуза. В нем приняли участие 42 студента механического, инженерно-экономического и электротехнического факультетов. Основным критерием отбора испытуемых было активное участие во внеучебной деятельности вуза и работа в общественных объединениях. В результате был сформирован социально-психологический портрет социально активного студента технического вуза. Это чаще юноша, студент первого или второго курса, предпочитающий руководить, занимающийся спортом или культурно-досуговой деятельностью, посещающий творческие объединения и общественные организации. Социально активный студент в основном хорошо учится. Это экстравертированная личность, эмоциональная, креативная, обладающая лидерскими и коммуникативными качествами, однако имеющая невысокий уровень организаторских способностей. Большинству из них присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя, они считают свои действия важным фактором в своих продвижениях, способны с успехом достигать своих целей в будущем, контролировать свои отношения с другими людьми, вызывая уважение и симпатию. У них преобладают универсальные, личностные и общественные ценности. Результаты данного исследования позволят в дальнейшем подобрать наиболее продуктивные способы и формы развития социальной активности студентов в техническом вузе.
Ключевые слова: социальная активность, просоциальность, уровень субъективного контроля, ценностные ориентации.
Проблема изучения социальной активности студентов не нова, но в последнее время она становится все более актуальной. Можно выделить несколько причин интереса исследователей и практиков к данной теме.
Во-первых, в современной общественно-политической ситуации все больше возрастает роль молодежи вообще и студенческой молодежи в частности, как наиболее передовой части этой возрастной группы. Президент РФ в различных выступлениях и обращениях неоднократно подчеркивал, что необходимо создавать
Елена Олеговна Тарасова, старший преподаватель кафедры педагогики и управления социальными системами.
Константин Валерьевич Юрьев, студент 2-го курса инженерно-экономического факультета.
условия для воспитания активной жизненной позиции и лидерских качеств молодежи, т. к. это инвестиции в будущее России, в укрепление ее конкурентоспособности и развитие гражданского общества. Поэтому поддержка и совершенствование социальной активности молодежи в настоящее время стало одним из главных направлений государственной молодежной политики [1].
Во-вторых, социокультурная направленность является сейчас одним из основных приоритетов образования, и прежде всего профессионального. По мнению директора Института развития образования профессора А.Г. Асмолова, образование сегодня должно выступать как ведущая социальная деятельность общества, порождающая гражданскую идентичность и формирующая менталитет народа, ценности, социальные нормы поведения отдельных личностей, больших и малых социальных групп [2].
В-третьих, студенчество - это специфическая группа, обладающая определенными характеристиками. Среди них И.А. Зимняя выделяет наивысшую социальную активность, сочетание интеллектуальной и социальной зрелости, активное взаимодействие с различными социальными образованиями, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям [3]. При этом социальная активность выступает здесь внутренним условием, предпосылкой и, возможно, потребностью самореализации и самоактуализации молодых людей как субъектов, преобразующих окружающую действительность. Однако не стоит забывать, что нынешняя молодежь (и студенты) более ориентирована на построение карьеры и реализацию личных интересов, чем государственных и общественных приоритетов.
В этом отношении особенно интересно изучить социально-психологические характеристики сегодняшних студентов, что позволит в дальнейшем спроектировать наиболее эффективные механизмы, методики и формы развития тех направлений социальной активности, которые соответствуют политике государства и учитывают современные тенденции.
Прежде всего, следует определиться с терминологией. В научной литературе нет однозначного отношения и существует множество подходов к понятию «социальная активность». Анализ философских, социологических и психолого-педагогических источников позволил выделить три основных подхода:
1) сознательная, добровольная, целенаправленная, инициативно-творческая деятельность (действия), направленная на прогрессивное преобразование окружающей среды и самой личности (В.Т. Лисовский, В.З. Коган и др.) [4, 5];
2) сознательное, творческое, субъективное отношение к жизни, активная жизненная позиция человека (Е.А. Ануфриев, А.В. Петровский и т. д.) [6, 7];
3) черта, свойство, морально-волевое качество личности (В.Ф. Бехтерев, Н.В. Савин и т. п.) [8, 7].
На основании анализа научной литературы можно также обозначить признаки социальной активности:
- социально-психологическая готовность личности к деятельности [5];
- самодетерминированность (источник, внутреннее, осознанное побуждение);
- включенность в социальное взаимодействие (проявляется в деятельности, общении, познании);
- просоциальность (направленность на позитивное преобразование личности и общества);
- ценностная значимость для личности и общества;
- наличие у носителя активности следующих качеств: самоорганизованность, социальная инициативность, ответственность, энергичность, настойчивость, коммуникабельность, продуктивность, интерес к общественной работе, требовательность к
себе и окружающим, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений и лидерских качеств [9, 7].
Эти характеристики в полной мере относятся и к социальной активности студентов, но здесь специалисты добавляют четвертый подход - компетентность (совокупность освоенных студентом компетенций, обеспечивающих его готовность взаимодействовать с социальной средой) [10].
Мы знаем, что ведущей для студентов является учебно-профессиональная деятельность, в рамках которой проявляется и развивается социальная активность. Однако участие во внеучебной деятельности и общественных объединениях также создает оптимальные условия и является эффективной формой ее реализации.
Целью нашего исследования стало определение социального статуса, ценностных ориентаций и личностных качеств социально активных студентов технического вуза. В нем приняли участие 42 студента механического, инженерно-экономического и электротехнического факультетов. Основным критерием отбора испытуемых было активное участие во внеучебной деятельности вуза и работа в общественных объединениях.
Наши активисты - это 62 % юношей и 38 % девушек, что отражает в целом преобладание студентов мужского пола в вузе. Половина из них учится на инженерно-экономическом факультете (50 %), 28,6 % - на механическом, 21,4 % - на электротехническом.
Из них 38,5 % - первокурсники, 35,3 % - студенты второго, 7,1 % - третьего и 19,1 % - выпускного курса, что указывает в целом на снижение активности студентов старших курсов по сравнению с младшими.
Поручения респондентов распределились следующим образом: 26 % - руководители (старосты групп, председатели секторов и студсоветов на факультете и в университете), 23 % - участники спортивного сектора, 19 % - представители творческих объединений, по 16 % - члены культурно-досугового сектора и волонтеры общественных организаций.
Из них 42,2 % являются хорошистами, 36,7 % учатся удовлетворительно, у 21,1 % преобладают отличные оценки. Можно предположить, что социально активные люди, организующие других, могут, как правило, организовать и себя, но их приоритеты не уходят в сторону учебной деятельности, как у отличников.
Среди опрошенных 67 % - экстраверты, 33 % - интроверты, 55 % - эмоционально нестабильны, 45 % - уравновешены, эмоционально устойчивы.
У 28 % представителей студенческого актива преобладают лидерские качества, по 26 % ориентированы соответственно на межличностное общение и творческую деятельность, 12 % находятся в поиске себя и только 8 % являются исполнителями.
Более половины испытуемых имеют достаточно низкий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, при этом высокие коммуникативные показатели продемонстрировали 34 %, а организаторские - 22 % участников исследования. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей
Коммуникативные склонности, % Уровни развития Организаторские склонности, %
31 Низкий 40
21 Ниже среднего 12
14 Средний 26
14 Высокий 12
20 Очень высокий 10
Изучение уровня субъективного контроля показало, что 57 % опрошенных - интерналы, т. е. берут ответственность за свою жизнь, 43 % - экстерналы, полагающие, что происходящие с ними события являются результатом действий внешних обстоятельств или других людей [11]. При этом у большинства из них высоки показатели в области производственных отношений - 68,2 %, у 58,6 % - в области достижений, у 52,9 % - в сфере межличностных отношений.
Исследование ценностных ориентаций испытуемых позволило выявить наиболее и наименее значимые для них ценности. Результаты ранжирования представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты ранжирования ценностных ориентаций
Ранг Ценности Ранг Ценности
1 Любовь 20 Материальная обеспеченность
2 Уважение 21 Мирная обстановка в стране
3 Здоровье 22 Творчество
4 Общественная активность 23 Чистая совесть
5 Друзья 24 Интересная работа
Таким образом, проведенное исследование дало возможность определить социально-психологический портрет социально активного студента технического вуза.
Это чаще юноша, студент первого или второго курса, предпочитающий руководить, занимающийся спортом или культурно-досуговой деятельностью, посещающий творческие объединения и общественные организации.
Социально активный студент в основном хорошо учится.
Это экстравертированная личность, эмоциональная, креативная, обладающая лидерскими и коммуникативными качествами, однако имеющая невысокий уровень организаторских способностей.
Большинству из них присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя, они считают свои действия важным фактором в своих продвижениях, способны с успехом достигать своих целей в будущем, контролировать свои отношения с другими людьми, вызывая уважение и симпатию.
У них преобладают универсальные, личностные и общественные ценности.
Результаты данного исследования позволят в дальнейшем подобрать наиболее продуктивные способы и формы развития социальной активности студентов в техническом вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. URL: http://www.admhmao.ru/socium/
2. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. URL: http://gigabaza.ru/
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
4. Шункова А.А. Социальная активность как эффективная форма профессиональной самореализации студентов. URL: http://parksgt.tsu.ru/
5. URL: http://psyera.ru/socialnaya-aktivnost-649.htm
6. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности. - М., 1969. - С. 37.
7. Эрик С.Ф. Актуальность проблемы формирования социальной активности подростков в процессе художественно-эстетической деятельности. URL: http:// www.rae.ru/
8. Бехтерев В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся: Учеб. пособие. -Красноярск, 1985. - С. 12.
9. Харламова Е.М. Исследование социальной активности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - Вып. 5.
10. Харламова Е.М. Социальная активность студентов: сущность понятия. URL: http://teoria-practica.ru/
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.
Поступила в редакцию 14.03.2015; в окончательном варианте 14.03.2015
UDC 316.6
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A SOCIALLY ACTIVE STUDENT OF A TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTE
E.O. Tarasova1, K.V. Yuriev2
Samara State University, Syzran Branch 45, Sovetskaya st., Syzran, 446001
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected]
In the article the aspects of the researches of social activity of students are presented. The article reveals the relevance of the subject in terms of modern social and political situation, the priorities of education and the peculiarities of students' age. The analysis of scientific literature has made it possible to mark the basic approaches to the term social activity, such as activity, attitude to life and personality. The characteristics of social activity are defined as social psychological readiness of a person to act, self-determinaton, involvement in social interactions, pro-sociality,etc. As social activity is not restricted to purely academic or professional activity, but also exists outside the educational institutes, it has become the aim of the researches to determine the social status, values and orientations as well as the personal qualities of socially active students of the technical university. The forty-two students of the machinery department, engineering and economy department and electrical engineering department took part in the researches. The main criterion of choice of potential participants of the researches was active participation in non-academic activity and voluntary organizations. As a result, the social-psycological portrait of the socially active student of technical university was formed. As a rule, it is a male, first-year or second-year student, having tendency to leadership, playing sports, taking part in cultural and leisure activity, as well as arts and voluntary organizations. He is mostly a good student. It is an extravert personality, emotional, creative, possessing leaders' and communicative qualities, but with no high level of organizer's facu l-ties. The majority of them have an active position in life, independence, responsibility for themselves, and they consider their actions to be important factors in their progress. They are capable of achievingtheir goals in future, controlling their interactions with other people and to gain sympathy and respect at the same time. Their dominant values are universal, personal and social ones. The results of the researches will make it possible to find the most productive ways and forms of development of social activity of students of technical university in the future.
Keywords: social activity, pro-sociality, level of personal control, values and orientations.
Original article submitted 14.03.2015; revision submitted 14.03.2015
Elena O. Tarasova, Senior Lecturer, Dept. Pedagogy and Social Systems Management. Konstantin V. Yuriev, second-year student, Dept. Engineering and Economy.