Научная статья на тему 'Социально-психологический портрет рабочей молодежи'

Социально-психологический портрет рабочей молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / PSYCHOLOGY OF PERSONALITY OF TEENAGER / DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN A PUBERTAT PERIOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлов А. В.

в статье рассматриваются психологические проблемы построения социально-психологического портрета современной молодежи старшего подросткового возраста с учетом возможной криминализации их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in the article the psychological problems of construction of social-psychological portrait of modern youth of senior teens are examined taking into account possible criminalization of their personality.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический портрет рабочей молодежи»

с традиционной культурной и социальной ролью мужчины или женщины, малообщительным и с более высокой способностью к вытеснению тревоги, которая затрудняет формирование устойчивого поведения; сигнально-обособительные татуировки чаще наблюдаются у осужденных, склонных к асоциальным поступкам, трудностями в установлении и поддержании повседневных контактов, отрицающих тревогу; памятные татуировки чаще наносятся осужденными с низкой степенью идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины или женщины, малообщительными, эмоционально неотзывчивыми; сексуально-эротические татуировки в большей степени присущи лицам с высокой способностью к вытеснению,

склонным к асоциальным поступкам и импунитивным реакциям.

Следовательно, исследование под= твердило гипотезу о том, что существует связь между индивидуально-психологическими особенностями личности и различными типами татуировок у осужденных.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что татуировки являются компенсационным явлением, а психологическое содержание, форма знака, функции, которые он выполняет, слиты в единстве. Татуировка представляет собой особый тип психосемиотической регуляции социального поведения и конструирования личности в субкультуре.

Социально-псикологическии портрет рабочей молодежи

Аннотация: в статье рассматриваются психологические проблемы построения социально-психологического портрета современной молодежи старшего подросткового возраста с учетом возможной криминализации их личности.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, психология личности подростка, развитие личности в пубертатный период, Summary: in the article the psychological problems of construction of social-psychological portrait of modern youth of senior teens are examined taking into account possible criminalization of their personality.

А.В. Михайлов

Keywords: secondary professional education, psychology of personality of teenager, development of personality in a pu-bertat period

В последние годы в российском обществе предпринимаются серьезные шаги по поддержанию и развитию образования, которое становится одним из важнейших направлений социальной политики государства.

Влияние человеческого фактора на экономический рост очевидно. Это было подчеркнуто главой Правительства В.В. Путиным в Стратегии развития экономики России до 2020 года на заседании Госсовета РФ.

Структура перестройки производства изменила параметры рынка труда. По данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), в настоящее время от 60 до 80 % вакансий на рынке труда приходится на рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего в настоящий момент составляет 53-54 года [1]. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров. Уже в самое ближайшее время острый дефицит рабочих кадров может стать тормозом развития российской экономики.

По мнению многих независимых экспертов, в ближайшие годы предполагается изменение структуры системы профессионального образования в пользу системы среднего профессионального образования (СПО). Если сегодня количество студентов, обучающихся в вузах, в несколько раз превышает количество тех, кто получает среднее специальное образование в колледжах, техникумах и училищах, то в будущем разница между ними будет все больше сокращаться. На фоне переизбытка специалистов с высшим образованием на рынке труда по-прежнему не хватает квалифицированных рабочих, т. е. структура подготовки кадров не соответствует рынку труда. При этом несоответствие стало еще более ощутимым с приходом кризиса.

Возникает вопрос: «Кто завтра встанет к станку вместо пенсионеров?» Вопрос очень важный и требующий незамедлительного решения. В создавшихся условиях объективно возрастает роль подготовки кадров системы среднего профессионального образования.

В данной статье мы предлагаем сосредоточиться на психологических проб-

лемах, касающихся той части молодежи, которая обучается в средних специальных учебных заведениях. Кто эти подростки, чем они живут, какие у них интересы, насколько они криминализированы в отличие от своих сверстников?

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, оказали существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних. Изменились качественные характеристики преступных деяний, повысилась степень организованности совершаемых преступлений. Все большее распространение получают факты вовлечения несовершеннолетних в межэтнические конфликты, деятельность религиозных экстремистских организаций.

По различным официальным оценкам, ежегодно в России примерно 500600 тыс. несовершеннолетних совершают не менее 1 млн преступлений, большая часть которых не выявляется и не регистрируется. Одной из типичных, сохраняющихся характеристик преступности несовершеннолетних, является ее повышенная латентность. Экспертами уровень преступности в этой возрастной группе в целом оценивается как в 34 раза более высокий, чем отражаемый статистикой.

Если привести краткий анализ подростковых преступлений за последнее десятилетие, то несовершеннолетние стали более открытыми в своих деяниях, это подтверждается уменьшением количества краж (тайное хищение чужого имущества) и увеличением числа грабежей (открытое хищение чужого имущества). Начиная с 1995-2006 гг. число грабежей увеличилось в 3 раза, а именно на 32,6 %, следовательно, их доля и в

общем числе преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросла с 8,3 % до 11,6 %. Также несовершеннолетние стали более изобретательными, об этом свидетельствует увеличение числа мошенничеств на 5,2 тыс [2].

Одна из опасных тенденций заключается в том, что криминальная деятельность, участие в уголовных группировках становятся в глазах подростков социально престижным занятием. Если ранее такая категория населения, как преступники, ассоциировалась в массовом сознании молодежи с маргинальными слоями общества - людьми, находящимися вне социально значимых сфер деятельности, то в настоящее время ее можно считать самостоятельной социальной группой.

Из изложенного следует:

• изменения подростковой преступности происходят быстрее, чем преступности взрослых, и требуют непрерывного мониторинга и регулирования;

• по нынешнему уровню криминальной деструктивности личности подростка можно судить о характере преступности и других отклонениях в обществе грядущих лет. То, что посеяно сегодня, взойдет завтра.

Потребность общества в сдерживании роста криминализации очевидна, но, в то же время отсутствует достаточно разработанный и апробированный научный инструментарий, позволяющий определить степень и характер криминальной деструктивности личности подростка в пубертатный период.

Учитывая изложенное выше и понимая важность данной проблемы, мы провели психодиагностическое исследование различных социальных групп молодежи г. Рязани в возрасте 14-17

лет, среди них: школьники 9-х классов, студенты Рязанского железнодорожного колледжа - филиала МИИТ и молодые люди, стоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН). Общее количество обследованных составило 177 человек. Данный возрастной интервал обследованных выбран не случайно, именно этот возраст характеризуется выходом подростка из пубертатного периода и постепенным вхождением во взрослую жизнь. Нас интересовали социально-психологические особенности студентов колледжа, т. е. тех, кто завтра будет обслуживать сложные технические системы железнодорожноготранс-порта, а также анализ различных психологических параметров школьников, рабочей молодежи и несовершеннолетних правонарушителей. Главной исследовательской группой были студенты ССУЗ(среднего специального учебного заведения), в частности, их отличия от своих сверстников в школе и тех лиц, которые уже преступили закон.

Были использованы следующие психодиагностические методики: СМИЛ, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО), диагностика межличностных отношений А.А. Рукавишникова (ФИРО), методика исследования самоотношений Р.С. Пантелеева (МИС), а также анкета по выявлению ценностных ориентаций.

Тест СМИЛ особых различий не показал, кроме 3-й шкалы (эмоциональная устойчивость), которая исходя из графика оказалась выше у несовершеннолетних, стоящих на учете в ИДН. Выявлен классический профиль подростка с завышенной 7-й (тревожность), 8-й (аутизм) шкалами, особенно у несовер-

шеннолетних правонарушителей. Отсутствие принципиальных различий между группами показывает, что подростки в основной своей массе гомогенны и многое их связывает.

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева тоже не выявил существенных различий в обследованных группах, и мы его не приводим. Схожесть жизненных установок подростков можно интерпретировать некоторыми общими закономерностями развития молодежи. Все они выросли в одном городе, в одно и то же время, и жизненные стремления у них схожие, т. е. общечеловеческие ценности им не чужды (хотя среди обследованных были подростки, преступившие закон, но они такие же люди, с такими же ценностями, как и их сверстники). На основании этого можно сделать вывод, что криминальные эпизоды в жизни подростка оставляют определенный след, но по большей части не меняют смысложизненных ориентаций личности, и общий процесс их социализации идет дальше.

Методика исследования самоотношений Р.С. Пантелеева [4] (рис.1) дала некоторые различия. Отмечается разброс параметров по 2-й «Самоуверенность», 8-й «Конфликтность» и 9-й «Самообвинение» шкалам. Шкала «Самоуверенность» показывает нам, что более высокие показатели имеют подростки, состоящие на учете в ИДН. По 8-й шкале также видно преобладание показателей у несовершеннолетних правонарушителей. Шкала 9 отразила данные, в которых более высокие показатели у молодых людей, стоящих на учете в ИДН. Общий анализ теста самоотношений показывает, что подростки-правонарушители бо-

лее внутренне конфликтны, у них больше тревожно-депрессивных состояний (8-я шкала), они готовы поставить себе в вину собственные неудачи и промахи (9-я шкала), но внутренне они более самоуверенны и энергичны. Получается неконгруэнтная личность подростка, стоящего на учете в ИДН. При внешней самоуверенности прослеживается внутренняя тревожность.

Представители рабочей молодежи из всех групп обследованных менее конфликтны. Свои силы они расходуют не на самообвинения, а на что-то другое (можно предположить - на овладение своей профессией). Начальная профессиональная деятельность в СПО гасит те внутренние противоречия, которые возникают в пубертатный период, т. е. подростки начинают направлять свои стремления на овладение специальностью, а не на противоправные действия. Овладение специальностью является тем положительные моментом, который продвигает молодежь в позитивном направлении, с одной стороны, а с другой - отводит ее от криминала. Нам видится необходимость развития СПО, которое может занять достойную нишу в воспитании подрастающего поколения. Важную роль в этом должна играть психологическая служба, задачами которой выступают, проведение психодиагностики со студентами для выявления общих и специальных способностей; психологическое консультирование; психокоррекционная работа. Совместно с индивидуальным подходом используется и групповая работа, проведение различных тренинго-вых занятий.

Интересные данные нами были получены при анализе теста диагностики межличностных отношений А.А. Рука-

вишникова (ФИРО) (рис. 2) [3]. Основная идея теста заключается в том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

Данная тестовая методика оценивает поведение в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (С) и аффекта (А). Внутри каждой области принимаются во внимание следующие направления: выраженное поведение индивида (е), т. е. тестируемый оценивает в рамках оценочной шкалы интенсивность личностного поведения в данной области; поведение, требуемое индивидом от остальных (ш), т. е. тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной для него.

На рис. 2 виден разброс параметров по первым двум позициям - включению в поведение и контролю за поведением. Третий параметр «аффект» не дает больших различий. По включению и контролю несовершеннолетние правонарушители показали более

низкие показатели, чем другие тестируемые. Следовательно, молодые люди, стоящие на учете в ИДН, не чувствуют себя комфортно среди людей, имеют склонность их избегать (параметр 1е) и тенденцию общаться с малым количеством людей (параметр У, отсюда можно предположить их склонность к участию в различных субкультурах. По параметру «контроль» получается следующее: индивид избегает принятия решений, взятия на себя ответственности (параметр Се) и не приемлет контроля над собой (параметр у. Таким образом, ни общаться, ни включаться в общий процесс социализации (читать, писать), ни контролировать свое поведение, ни быть контролируемыми они не хотят, т. е., по большому счету, мы получаем «зверьков», загнанных, социально неактивных, которые общаются с себе подобными и в своей «стае», эмоционально закрытых. Но внутренние психические процессы в организме идут, и возникают законные вопросы: «К чему это может привести? В какие действия это перейдет?» Если учесть, что подростки, стоящие на учете в ИДН, ранее уже

совершали противоправные действия, то не исключается рецидив, и мы получаем профессиональных преступников. И здесь ведущую позицию занимает психологическая работа, начиная с простого выслушивания подростка о том, что его беспокоит. Работа тонкая, аккуратная, неторопливая, чтобы подросток почувствовал неподдельный интерес, мог довериться психологу и вместе найти пути решения этих проблем, осознавая свои предыдущие противоправные действия и вырабатывая новую антикриминальную линию поведения, новые жизненные цели. К сожалению, данное направление у нас не до конца развито, хотя является ключевым, поэтому в ближайшее время эту задачу нужно решать, иначе «зверьки» вырастут в «матерых зверей».

По 3-му показателю можно сказать

нами применялось и анкетирование, некоторые интересные пункты анкеты мы приводим в данной работе.

Вопрос о том, в какой семье воспитывался подросток, показал, что около половины молодых людей, стоящих на уче-

что все три группы обследованных осторожны при установлении близких эмоциональных отношений. У рабочей молодежи наибольшие показатели по и и Ае -это значит, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним, имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения. Итак, студенты более открыты к общению, чем школьники и правонарушители.

Освоение рабочей специальности дает нам право сделать вывод о том, что подростки начинают открываться миру и открывать мир. Им хочется, чтобы их приняли в свой профессиональный круг. Изучая сложные технические системы, они одновременно изучают пространство вокруг себя и открывают новые горизонты.

В месте с тестовыми методиками

те в ИДН, выросли без отцов (рис. 3а). Показатель безотцовщины - классический пример влияния семьи на личность подростка. Важнейшим пунктом развития личности является семья, и здесь необходимо сплотить усилия по

Рис. 2. Средние оценки характеристик межличностного общения по тесту ФИРО в разных группах испытуемых

Рис. 3а. Средние показатели состава семьи в разных группах испытуемых

0,7000 0,6000 0,5000 0,4000 0,3000 0,2000 0,1000 0,0000

Колледж

□ Полная семья

ИДН

Школьники

Рис. 3б. Гистограмма средних значений встречаемости полных семей, в которых воспитывались испытуемые подростки

повышению ценности семьи, по поддержанию семейного воспитания - важнейшего фактора снижения криминализации подростков. Если провести анализ данного графика и посмотреть на него несколько с другой стороны (рис. 3б), то видно, что только 45,4 % подростков, состоящих на учете в ИДН, воспитывались в полной семье. Это даже меньше половины, большую же часть (54,6 %) представляют половинчатые семьи. Вот та острейшая проблема, которая требует незамедлительного решения. Меры

государства, общественности, всех образованных людей должны быть направлены на уменьшение этих показателей, причем это должно быть не отдельными эпизодами, а планомерной социальной политикой с привлечением профессиональных работников (педагогов, психологов, социальных работников, юристов, медиков и т. д.)

На вопрос: «Чего Вам не хватало в детстве?» (рис. 4) ответы распределились следующим образом.

Основной пик у всех групп тестиру-

Рис. 4. Средние оценки дефицитов, которые испытывали в детстве группы испытуемых

Рис. 5. Средние показатели на вопрос анкеты: «Что нужно, чтобы жить хорошо?» - в разных группах испытуемых

емых зафиксирован на пункте «острых ощущений». В жизни современного подростка заметны дефицит эмоций, нехватка драйва. Можно предположить, что у нас нет хорошей разносторонней программы занятости подростков, им скучно, они ищут выхода своей внутренней энергии во всевозможных субкультурах. Родители заняты зарабатыванием денег, государство - своими государственными делами, всевозможные педагогические структуры едва сводят концы с концами, лишь бы просуществовать, а криминал получает новые кадры. Поэтому нужны

меры по расширению эмоционального фона подрастающего поколения, чтобы молодежь свою кипучую энергию направляла в созидательное русло. Это спортивные секции, военно-патриотические лагеря, всевозможная художественная деятельность (музыка, танцы, молодежный театр), кружки технического моделирования, т. е. все то, что приносит радость познания окружающего мира и нахождения своего места в нем.

Пик новых впечатлений у школьников можно объяснить тем, что у них все еще впереди, им не хватает впечатлений

от пережитого, какие есть у студентов и у тех, кто состоит на учете в ИДН. На рис. 5 представлены ответы на вопрос анкеты: «Что нужно, чтобы жить хорошо?»

В этом пункте анкеты наметилось несколько пиков. Для всех групп обследуемых очень большое значение имеет дружба, что характерно для данного возраста. Второй пик - это хорошее образование. Больше всего это понимают студенты, школьники пока сидят за партами и строят планы на будущее. Третий пик - это наличие семьи, что показывает присутствие социализации у всех групп тестируемых. Общепсихологические свойства личности (такие как, способности и воля) занимают у всех групп одну из последних позиций. Серьезным негативным проявлением у подростков является нежелание много работать. Следует отметить, что рабочая молодежь более остро понимает ценность образования и наличия семьи, чем другие группы обследованных. Такие образом, современные подростки хотят дружить, иметь хорошее образование, семью, но при этом мало работать, не пользоваться знакомства-

ми, не проявлять свои волевые качества и не рассчитывать на свои способности. В данном случае важна роль просветительской работы, необходимо разъяснять и обязательно показывать на примерах важность трудовой деятельности.

Следующий важный вопрос анкеты -«Что мешает жить хорошо?» (рис. 6). Школьникам мешают в основном внешние обстоятельства: предательство, требования общества, безразличие окружающих.

Для студентов также характерны основные внешние критерии помех: ложь, безразличие общества и внутренний признак - плохой характер. У лиц, состоящих на учете в ИДН, на первом месте плохой характер и только потом предательство и безразличие общества. Если сделать общий анализ 3 графиков, то железнодорожники менее подвержены факторам влияния. На основании этого рабочая молодежь более стабильна, она начинает находить свой путь и меньше обращать внимания на раздражающие факторы. Освоение рабочей специальности приносит уверенность и повышает

стрессоустойчивость.

Вопрос анкеты: «Главное в жизни -это...» - философский (рис. 7). Тут наши графики пересекаются, образуя сложное переплетение. У всех групп обследуемых на первом месте стоит здоровье. Важность этого факта бесспорна. Следующий пик - это семья. Далее приблизительно на одном уровне - образование и любовь. Подростков меньше интересуют связи, положение и интересная работа, т. е. вопросы карьеры еще не созрели. Общение тоже в аутсайде-

рах. Деньги, как и на рис. 5, в середине списка. В данном примере прослеживается корреляция с тестом СЖО, и на первый план выступают общечеловеческие ценности («здоровье», «семья», «образование»). Это внушает оптимизм. Даже подростки, состоящие на учете в ИДН, тянутся к лучшему, так что не все потеряно. Важно направить их к этому, а точнее, развернуть и показать истинные жизненные цели и тем самым отвести от криминала.

В вопросе: «Чтобы жить хорошо, нуж-

Рис. 7. Средние показатели на вопрос анкеты: «Главное в жизни - это...» - в разных группах испытуемых

Рис. 8. Средние оценки параметра «Чтобы жить хорошо, нужно быть.» - в разных группах испытуемых

но быть...» опять ценность здоровья выступает на первый план (рис. 8). Вторую позицию занимает показатель «радоваться жизни», что характерно для подросткового возраста. Далее идут «быть образованным» и «быть общительным». Студенты и подростки, состоящие на учете в ИДН, менее, чем школьники хотят быть богатыми и иметь высокий социальный статус.

О престиже профессий глазами подрастающего поколения можно судить, исходя из рис. 9.

Итак, кем, по мнению подростков, престижно быть. На первом месте у всех групп - бизнесмены. Еще два пика -экономисты и банкиры (следует заме-

быть, после этого наше общество начнет понимать важность и нужность преподавательского труда.

На основании анализа эмпирических данных попробуем представить некоторые черты социально-психологического портрета современного подростка в пубертатный период. Молодым людям не хватает острых ощущений, очень важны ценности здоровья и образования. Они верят в любовь и дружбу.

тить, что тем, кто состоит на учете в ИДН, не очень нравится профессия банкира). Поворот нашего общества в сторону капитализма заметен даже в молодежной среде. На последнем месте, как это ни прискорбно, профессия учителя, т. е. человека, который из подростка пытается сделать бизнесмена, экономиста, банкира. Возникает законный вопрос, почему же учителем быть непрестижно. Причины - и общая социально-экономическая ситуация в стране, и внутренне процессы, происходящие в сознании подростков, и те наглядные примеры из СМИ, где учителей показывают в негативном свете. Следует отметить, что в России 2010 год назван Годом учителя. Может

У современной молодежи сложилось своеобразное отношение к деньгам. Не имея собственного официального опыта зарабатывания, они еще не знают «по чем она, копеечка». В семье родители не заложили основ трудолюбия, и подростки не знают цену деньгам. В данном случае важно через привитие уважения к труду показать социальную ценность денег. В свое время К. Маркс писал, что «деньги - это мера труда». Необходимо

Рис. 9. Средние показатели престижности профессий в различных группах испытуемых

через труд вывести молодое поколение к этой ценностной ориентации. Только трудясь, можно получить соответствующий денежный эквивалент и удовлетворить свои материальные потребности, не используя другие, в том числе криминальные, пути достижения денег. Современные подростки деньги берут «в тумбочке» (если она, конечно, есть у родителей). Мы пришли к капитализму, а деньги остались в социализме. Молодежь не понимает, что такое деньги и труд. И здесь выходит еще одна задача для психологической службы - разъяснить подростку важность социальной функции труда. Овладение рабочей профессией дает тот импульс развития, заполняет те внутренние пустоты, которые образовались в структуре личности подростка и тем самым отводит его интересы от противоправных действий.

Интересным фактом остается то, что для всех групп исследуемых важны общечеловеческие ценности: «здоровье», «образование», «семья», т. е. здравый смысл преобладает над подростковыми увлечениями.

Если проводить сравнительный анализ между группами, то подростки-правонарушители отличаются от своих сверстников (школьников и студентов) тем, что:

• менее ответственны и самоконтролируемы;

• имеют тенденцию к общению с малым количеством людей, из этого вытекают субкультуры;

• в детстве им больше, чем остальным, не хватало питания, внимания, игрушек, сладкого и одежды.

Представители рабочей молодежи более устойчивы к мешающим факторам, они ценят дружбу, понимают

важность образования и значимость семьи. Будущие специалисты железнодорожного транспорта более заняты и устремлены на овладение своей специальностью, т. е. у них уже начинает складываться картина мира и формируются навыки взрослой жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что для решения рассмотренных задач разработан ряд мер по качественной модернизации существующей в России сети образовательных учреждений среднего профессионального образования, в связи с чем появилось соответствующее направление в рамках национального проекта «Образование».

В данной статье мы попытались показать возможности использования социально-психологического портрета молодежи для организации и проведения указанной системы мероприятий.

Литература

1. http://www.rost.ru/projects/education/ 11214/aed8.shtml

2. Мясников М.Н. Статистическое изучение структурных изменений преступности несовершеннолетних в Российской федерации//Экономические науки, 2008. № 4 (41). С. 378.

3. Фетискин Н.П., Козлов В.В, Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. М.: Изд-во института психотерапии, 2002.

4. Фурманов И.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. М., 1992.

5. Сочивко Д.В., Полянин Н. А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения . М.: МПСИ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.