УДК: 328.185, 343.35, 342.4, 342.518.5
ББК: 67.401.13
Рашева Н.Ю.
ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА 2018-2020 ГОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Rasheva N.Yu.
FEATURES, PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF CERTAIN DIRECTIONS OF THE NATIONAL PLAN FOR ANTI-CORRUPTION FOR 2018-2020 ON THE TERRITORY OF THE MURMAN REGION
Ключевые слова: антикоррупционное законодательство Мурманской области, мероприятия по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018-2020 годы, социологические методы исследования коррупции в Мурманской области, региональный антикоррупционный мониторинг, совершенствование антикоррупционных мероприятий.
Keywords: anti-corruption législation of the Murmansk région, anti-corruption measures in the Murmansk région for 2018-2020, sociological methods of corruption research in the Murmansk région, regional anti-corruption monitoring, improvement of anti-corruption measures.
Аннотация: указом Президента России от 29.06.2018 г. № 378 утвержден Национальный план по противодействию коррупции на 2018-2020 годы1. Для надлежащего исполнения данного документа, на территории Мурманской области постановлением Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. №76-ПП утвержден план основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018-2020 годы .
К числу основных проблем реализации антикоррупционных механизмов на территории Мурманской области следует назвать подключение Министерства юстиции Мурманской области к информационно-аналитической системе противодействия коррупции, которая создана и функционирует в Администрации Президента РФ. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании защищенной информационно-аналитической системы в области противодействия коррупции, которая позволит обеспечивать не только Администрацию Президента России, но и иные органы власти.
Особое внимание органам власти региона следует уделять антикоррупционному просвещению молодежи, в том числе в рамках работы высших и средних профессиональных учебных заведений.
Для успешной реализации антикоррупционных предписаний необходимо совершенствовать и федеральное законодательство, в частности, нуждается в корректировке форма анкеты, подлежащей представлению гражданами, изъявившими желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы или муниципальной службы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 г. № 667-р , не содержащей сведений о свойственниках.
Цель статьи - правовой анализ особенностей, выявление проблем и предложение перспектив развития реализации Национального плана по противодействию коррупции на 2018-
1 Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.
2 Постановление Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. № 76-ПП (ред. от 15.04.2019 г.) «Об утверждении Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области URL: http://www.gov-murman.ru
3 Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 г. N 667-р (ред. от 27.03.2019 г.) «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином РФ, поступающим на государственную гражданскую службу РФ или на муниципальную службу в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 22. Ст. 2192.
2020 годы на территории Мурманской области.
Ведущий метод, заложенный в основу решения поставленной проблемы, - метод-анализ действующего антикоррупционного федерального и регионального законодательства, регламентирующего противодействие коррупции на период 2018-2020 годы на территории Мурманской области. Кроме того, в работе применен сравнительно-правовой метод научного исследования.
Об антикоррупционной политике современного государства уже шла речь в ряде публикаций автора1, в данной работе будет дана оценка особенностей развития антикоррупционного законодательства в Мурманской области в рамках реализации Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области.
В работе выявлены особенности, проблемы и предложены перспективы реализации Национального плана по противодействию коррупции на территории Мурманской области в рамках плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области.
Abstract: the decree of the President of Russia dated 29.06.2018 № 378 approved the national anti-corruption plan for 2018-2020. For the proper execution of this document, on the territory of the Murmansk region decree of the Government of the Murmansk region from 20.02.2018 g. №76-PP approved the plan of measures on combating corruption in the Murmansk region in 2018 -2020.
The main problems of implementation of anti-corruption mechanisms in the Murmansk region, it should be called the connection of the Ministry of justice of the Murmansk region to the information-analytical system of corruption counteraction, which is created and functions in the administration of the President of the Russian Federation. Currently, we are working on the creation of a secure information and analytical system in the field of combating corruption, which will provide not only the Administration of the President of Russia, but also other authorities.
Special attention should be paid to the authorities of the region to anti-corruption education of young people, including in the framework of higher and secondary vocational schools.
For the successful implementation of anti-corruption regulations, it is necessary to improve Federal legislation, in particular, the form of the questionnaire to be submitted by citizens who have expressed a desire to participate in the competition for the vacant position of the state civil service or municipal service, approved by order of the Government of the Russian Federation dated 26.05.2005 № 667-p, which does not contain information about the
The purpose of the article is the legal analysis of features, identification of problems and the proposal of prospects of development of implementation of the National anti-corruption plan for 2018-2020 in the Murmansk region.
The leading method, which is the basis for solving this problem, is the analysis of the current anti-corruption Federal and regional legislation regulating anti-corruption for the period 20182020 in the Murmansk region. In addition, the paper applies the comparative legal method of scientific research.
The anti-corruption policy of the modern state has already been discussed in a number of publications of the author, this work will assess the features of the development of anti-corruption legislation in the Murmansk region in the framework of the Plan of basic measures to combat corruption in the Murmansk region.
In the work the peculiarities, problems and proposed the prospects for the implementation of the National plan on corruption counteraction on the territory of the Murmansk region in the framework of the plan of action on combating corruption in the Murmansk region.
1 Рашева, Н.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты как элемент антикоррупционной политики / Н.Ю. Рашева // Advances in Law Studies. 2016. Т. 4. № 3. С. 112-117; Рашева, Н.Ю. Правовое обеспечение противодействия коррупции и деятельность вузов (на примере кафедры гражданского права) / Н.Ю. Рашева // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 10. С. 89-96.
Особенности реализации отдельных направлений национального плана по противодействию коррупции на 20182020 годы на территории Мурманской области
«Коррупция представляет собой сложное, многоаспектное социальное явление, которое оказывает негативное влияние на все сферы жизни государства и общества и не просто снижает эффективность государственных институтов, а подрывает авторитет власти и престиж страны»1.
Одним из важнейших нормативных актов в анализируемом направлении является Региональный план, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. №76-1111 «Об утверждении плана основных мероприятий по противодействию
коррупции в Мурманской области на 2018 -2 „ 2020 годы» (далее - Региональный план), разработанный в целях исполнения Национального плана противодействия коррупции на 20182020 годы (далее - Национальный план), утвержденного Указом Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» и в соответствии со ст. 4 Закона Мурманской области от 26.10.2007 г. № 898-01-ЗМ0 «О противодействии коррупции в Мурманской области»4.
1 Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чи-ханчин [и др.]; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2016. С. 35.
2 Постановление Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. N 76-ПП (ред. от 15.04.2019 г.) «Об утверждении Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018 -2020 годы» [Электронный ресурс] Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области URL: http://www.gov-murman.ru
3 Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. N 27. Ст. 4038.
4 Закон Мурманской области от 26.10.2007 г. N 898-01-ЗМ0 «О противодействии коррупции в Мур-
манской области» (вместе с «Порядком представления
сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы местной администрации, лицами, претендующими на замещение этих должностей», «Порядком проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об
Информация об исполнении в 2018 году Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018-2020 годы (утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. № 76-ПП (в ред. от 31.07.2018 г.) // https://gov-murman.ru/upload/ iblock/18b/ otchet_plan_2018_2020.pdf5.
Координацию деятельности ИОГВ МО в ходе реализации мероприятий Регионального плана призвано обеспечивать Министерство юстиции Мурманской области6.
Во исполнение подпункта «б» пункта 3 данного Указа Президента РФ и Национального плана в Региональный план внесены изменения, предусматривающие проведение мероприятий, содержащихся в Национальном плане. Проект постановления Правительства Мурманской области, которым предусмотрены изменения в Региональный план, обсуждался на заседаниях общественных советов, созданных при исполнительных органах государственной власти Мурманской области, а также размещался в сети Интернет на портале «Открытый электронный регион» (https: // openregi on. gov-murman. т/).
В целях реализации Указа Президента РФ от 15.07.2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» , на основании ст. 64 Устава Мурман-
имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы местной администрации, лицами, претендующими на замещение этих должностей») (ред. от 08.05.2018 г.) // Мурманский Вестник, N 208, 01.11.2007, с. 6.
5 Информация об исполнении в 2018 году Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018-2020 годы (утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. № 76-ПП (в ред. от 31.07.2018 г.) // https://gov-murman.ru/upload/iblock /18b/otchet_plan_2018_2020.pdf
6 Постановление Правительства Мурманской области от 29.05.2009 г. N 229-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Мурманской области» (ред. от 08.05.2019 г.) // Мурманский Вестник, N 103, 10.06.2009, с. 4.
7 Указ Президента РФ от 15.07.2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» (ред. от 19.09.2017 г.) (вместе с «Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте РФ», «Типовым
ской области1 в регионе образована Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области (далее -Комиссия) . Функции по обеспечению деятельности Комиссии возложены на Министер-
«-» 3
ство юстиции Мурманской области .
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 раздела 1 Национального плана на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области рассматриваются, в частности, вопросы о повышении самостоятельности органа Мурманской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений. На основании решения Комиссии губернатором Мурманской области подписано распоряжение от 02.10.2018 г. № 154-РГ «О внесении изменений в распределение обязанностей между заместителями губернатора Мурманской обла-
4
сти» , в соответствии с которым координация и контроль деятельности Министерства юсти-
положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений», «Типовым положением об органе субъекта РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений») // Собрание законодательства РФ. 2015. N 29 (часть II). Ст. 4477.
1 Устав Мурманской области (принят Мурманской областной Думой 26.11.1997 г.) (ред. от 10.12.2018 г.) // Информационный бюллетень «Ведомости Мурманской областной Думы», N 145, 2014, с. 121-157.
2 Постановление губернатора Мурманской области от 05.10.2015 г. N 114-ПГ (ред. от 04.05.2017 г.) «О мерах по совершенствованию организации деятельности по противодействию коррупции в Мурманской области» (вместе с «Положением о Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области», «Положением о порядке рассмотрения Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Мурманской области, и урегулирования конфликта интересов») [Электронный ресурс] Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области» URL: http://www.gov-murman.ru
3 Постановление Правительства Мурманской области от 29.05.2009 г. N 229-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Мурманской области» (ред. от 08.05.2019 г.) // Мурманский Вестник, N 103, 10.06.2009, с. 4.
4 Распоряжение губернатора Мурманской обла-
сти от 02.10.2018 г. № 154-РГ «О внесении изменений в распределение обязанностей между заместителями губернатора Мурманской области» [Электронный ресурс] Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области URL: http://www.gov-murman.ru
ции Мурманской области в части реализации функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений остается исключительно за губернатором Мурманской области.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 17 Национального плана при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера все лица, претендующие на замещение должностей или замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах), должны использовать специальное программное обеспечение «Справка БК».
В связи с этим на официальном сайте Правительства Мурманской области размещена Инструкция о порядке заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» (https://gov-murman.ru/about/antikor/metod/). Все лица, обязанные подавать сведения о доходах, ознакомлены с данной информацией.
Проанализируем результаты социологического исследования состояния коррупции в Мурманской области в рамках регионального антикоррупционного мониторинга.
Во исполнение требований подпункта «а» пункта 3 раздела I Национального плана проведено социологическое исследование в целях оценки уровня коррупции в Мурманской области в 2018 году. По заказу Министерства юстиции Мурманской области обществом с ограниченной ответственностью ООО «Стратегия» (г. Иваново, государственный контракт от 04.09.2018 г. № 21-МЮ/2018, цена контракта: 78 200,00 руб.)5.
Материалы социологического исследования размещены на сайте Правительства
5 Проведение исследования коррупции в Мурманской области социологическими методами в рамках регионального антикоррупционного мониторинга: отчет о работе, контракт от 04.09.2018 г. № 21-МЮ/2018, Мурманск, 2018 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gov-murman.ru/upload/ iЫock/63b/Otehet-Mшmanskaya-oЫast-2018.pdf
Мурманской области (https://gov-murman.ru/ upload/iblock/63b/Otchet-Murmanskaya- oblast-2018.pdf)1. Результаты исследования представлены членам Общественного совета при Министерстве юстиции Мурманской области в декабре 2018 года.
Являясь заместителем председателя Общественного совета при Министерстве Мурманской области, позволю коротко остановиться на результатах исследования.
Объекты исследования - население муниципальных образований (физические лица) и представители организаций малого, среднего и крупного бизнеса (руководители, заместители руководителя, главные бухгалтеры или их заместители).
География исследования: муниципальные образования Мурманской области.
Начальным этапом проведенного исследования стало изучение отношения жителей Мурманской области к региональной власти. Анализ результатов опроса показал, что доля людей, доверяющих деятельности исполнительных органов власти региона, составила заметно больше половины - 55,8%. Количество недоверяющих находится на уровне 36%.
Рисунок 1 - Степень доверия респондентов деятельности исполнительных органов власти Мурманской области
В период с 2014-2018 годы в целом наблюдается стабильная динамика развития. При этом, следует отметить, что за последний год оценка степени доверия респондентов к деятельности исполнительных органов
1 Отчет о работе на тему «Проведение исследования коррупции в Мурманской области социологическими методами в рамках регионального антикоррупционного мониторинга», контракт от 04.09.2018 г. № 21-МЮ/2018, Мурманск, 2018 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gov-murman.ru/upload/iblock/63b/ Otchet-Murmanskaya-oblast-2018.pdf
власти Мурманской области имеет позитивные сдвиги - увеличилось количество доверительных отзывов (в 2017 году наблюдался некоторый спад в оценке населением своего доверия к исполнительной власти).
55
58,4
59,4
55,<
11111
2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Рисунок 2 - Динамика оценок доверия жителей Мурманской области к региональной власти 2014-2018 гг., %
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что большинство жителей региона в целом доверяют деятельности органов исполнительной власти по Мурманской области.
Одним из показателей, определяющих отношение населения к деятельности органов государственной власти, является уровень их информационной открытости. В своих ответах на вопрос о доступности информации о деятельности органов исполнительной власти Мурманской области большинство респондентов (39,0%) придерживались средний оценки, в свою очередь, 36,3% выставили низкую оценку по данному показателю. Количество высоких оценок составило немного меньше пятой части 18,1%.
Рисунок 3 - Доступность информации о деятельности органов исполнительной власти Мурманской области (в том числе о том, кем именно и какие решения принимаются, а также открытость механизма и критериев принятия решений в целом)
Сводная статистика по данному показателю за период с 2016 по 2018 годы дает возможность судить о заметном положительном сдвиге в пользу информационной доступности. Так, число низких оценок упало на 10,5%. Увеличилась доля высоких оценок по данной переменной (с 18,1% до
Рисунок 4 - Динамика оценок доступности информации о деятельности органов исполнительной власти Мурманской области 2014-16 гг., %
Таким образом, уровень информационной доступности относительно деятельности органов исполнительной власти находится на среднем уровне, по оценкам жителей Мурманской области.
Начиная изучение уровня коррупции в Мурманской области, в ходе исследования был определен уровень информированности населения о проблемах коррупции, который является важным компонентом, определяющим общее восприятие гражданами степени коррумпированности органов власти. Результаты опроса показали, что 21,4% опрошенных достаточно хорошо осведомлены о коррупции в регионе, еще 38,1% оценивают свою осведомленность на среднем уровне, т.е. общая осведомленность населения о коррупции находится на среднем уровне и составляет 59,5%. Только 33,2% респондентов утверждают, что уровень их информированности по данному вопросу находится на низком уровне.
Рисунок 5 - Уровень осведомленности жителей Мурманской области о коррупции в регионе
Также исследование показало, что почти две трети опрошенных (67%) считают, что коррупция в Мурманской области находится на среднем уровне, при этом 11,5% высказались за то, что в регионе наблюдается высокий уровень коррупции, а 13,1% -что низкий уровень.
Затрудняюсь
Высокий
11,5%
ответить --Низкий
Средний
67,0%
Рисунок 6 - Оценка уровня коррупции в Мурманской области
Основными источниками получения информации о коррупции в исполнительных органах власти являются главным образом телевидение (57,4% местные телеканалы и 53,2% федеральные), интернет (56,5%), а также личное общение с друзьями или знакомыми (33,4%). На протяжении трех лет доля телевизионных источников, как федерального, так и регионального значения, падала, в то время, как доля интернета неуклонно росла. В 2016 году она перевалила за половину (в 2015 г. доля интернета составляла 49%), а в 2017 году интернет даже выходил на первое место.
Мурманские обласгныетелеканалы Интернет
Федеральные российские телеканалы Личное общение с друзьями и знакомыми Обл астные, городские и районные газеты Российские газеты и журналы Радио
Специальная литература Иное
Затрудняюсь ответить
57.4
56.5
53,2
33,4
Ш 21,2 14,9
7,5
0,5 0,2 1,3
Рисунок 7 - Основные источники получения информации о коррупции в регионе, %
Выводы социологического исследования следующие (результаты изложены в терминах проводимого опроса):
1. Доля граждан, доверяющих деятельности ИОГВ МО в 2018 году, составляет 55,8% (большая часть этого показателя приходится на ответ «немного доверяю» -31,6%; еще 19,1% приходится на «доверяю» и 5,1% - на «абсолютно доверяю»). В свою очередь, доля предпринимателей, доверяющих деятельности ИОГВ МО, насчитывает 61%.
2. По мнению 23,2% граждан, уровень информационной открытости деятельности ИОГВ МО находится на высоком уровне, еще 43,9% респондентов отмечают, что он находится на среднем уровне. Уровень информационной открытости деятельности ИОГВ МО составляет положительную величину (67,1% поставивших положительную оценку, лишь 25,8% опрошенных решили, что он находится на низком уровне).
Сводная статистика по данному показателю за период с 2015 по 2017 годы дает возможность судить о положительном сдвиге в пользу информационной доступности. Так, за это время число низких оценок упало на 5%. Увеличилась доля высоких оценок по данной переменной (с 7,3% до 18,1%).
3. Доля граждан, сталкивавшихся с проявлениями коррупции в Мурманской области (показатель охвата коррупции), составила 19,1%. Доля субъектов предпринимательской деятельности, сталкивавшихся с проявлениями коррупции, составила13%.
4. 21,4% опрошенных достаточно хорошо осведомлены о коррупции в регионе,
еще 38,1% оценивают свою осведомленность на среднем уровне, т.е. общая осведомленность населения о коррупции находится на среднем уровне и составляет 59,5%. Только 33,2% респондентов утверждают, что уровень их информированности по данному вопросу находится на низком уровне. Также в ходе опроса представители предпринимательской деятельности следующим образом оценили уровень своей осведомленности о коррупции в регионе: 14% ответили, что уровень их информированности об антикоррупционной деятельности находится на высоком уровне, еще 45% - средне информированы (т.е. общий уровень информированности составляет 59%), и только 35% респондентов указали, что они слабо информированы по данному вопросу.
5. Основными источниками получения информации о коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области, по мнению респондентов, являются Интернет и телевидение. За рассматриваемый период именно эти информационные ресурсы чаще других используются респондентами для получения сведений об антикоррупционных мероприятиях, проводимых в регионе, следует отметить, что за последние три года доля интернета, как источника получения информации неуклонно росла, выйдя и у граждан, и у предпринимателей на первое место;
6. Основными причинами возникновения коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области, по результатам опроса физических лиц, являются: нечеткость и противоречивость законов, личные качества чиновников (жадность, аморальность, безответственность), плохая работа правоохранительных органов, слабая судебная система, а также кла-новость чиновников, их зависимость друг от друга, круговая порука, нечеткость и противоречивость законов. Основными причинами возникновения коррупции, по мнению предпринимателей, выступают личные качества чиновников, нечеткость и противоречивость законов, клановость чиновников, а также плохая работа правоохранительных органов, слабая судебная система.
7. В ходе опроса была определена эф-
фективность антикоррупционных мероприятий, проводимых Правительством Мурманской области в 2018 году. В результате было выяснено, что мнения граждан разделились примерно поровну: 32,6% ответили, что она находится на среднем уровне и выше, с ответом затруднилось 13,3% опрошенных (т.е. уровень эффективности находится на уровне 45,9%, при том, что 44% респондентов считает, что эффективность находится ниже среднего уровня). Опрос предпринимательского сообщества выявил такую картину: за высокую и среднюю эффективность было отдано 44% голосов, за низкую - 45%.
8. Определен ряд показателей, характеризующих состояние коррупции в Мурманской области в 2018 году:
- риск коррупции по сравнению с предыдущими годами снизился и составил 15,2% (19,4% в 2016 году);
- спрос на коррупцию несколько снизился. В 2018 году он составил 10,3%, притом, что в начале измеряемого периода, в 2016 году, этот показатель составлял 17,9%;
- интенсивность коррупции в 2018 году составила 1,65 на одного взяткодателя, т.е. находится в интервале 1,5-1,7, который практически не менялся в сравнении с предыдущими волнами исследования;
- средний размер взятки по сравнению с 2016 годом повысился и составляет на момент опроса 10250 рублей на одну условную коррупционную сделку (в 2016 году средний размер составлял 9274 рубля, т.е. рост составил 10,5% за последние два года; следует отметить, что суммарная инфляция за прошедший период составила 14%, таким образом, можно говорить о том, что в относительных величинах сумма взятки не изменяется, или даже немного уменьшается);
- среднегодовой взнос (среднегодовые затраты на взятки) в 2018 году увеличился и составил 16910 руб., а в 2016 году данный показатель насчитывал 14004 рублей, т.е. увеличение составило 12%, что также немного ниже общего уровня инфляции;
- годовой объем рынка коррупции в Мурманской области на 2018 год составил 1306,3 млн. руб., что ощутимо ниже данных за 2016 год (2056 млн. руб.), т.е. можно сказать, что объем рынка коррупции в регионе снизился за прошедший период как в отно-
сительных, так и в абсолютных величинах.
Предложения по совершенствованию антикоррупционных мероприятий (на примере Мурманской области)
Итак, нами сделан вывод, что одним из важнейших нормативных актов в отношении действующих антикоррупционных мероприятий в Мурманской области является Региональный план, разработанный в целях исполнения Национального плана и в соответствии со ст. 4 Закона Мурманской области от 26.10.2007 г. № 898-01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области».
Продолжим далее анализ особенностей исполнения в 2018 году Регионального плана. Так, во исполнение требований подпункта «д» пункта 3 раздела I Национального плана отчет о выполнении в 2018 году Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018-2020 годы рассмотрен губернатором Мурманской области и размещен на сайте Правительства Мурманской области в разделе «Противодействие коррупции» 22 января 2019 года (адрес: Ьйр8://§оу-murman.ru/about/antikor/).
Подпунктом «а» пункта 13 раздела II Национального плана высшим должностным лицам субъектов РФ поручено обеспечить контроль за соблюдением лицами, замещающими государственные должности, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности, требований законодательства РФ о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе за привлечением таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения. В связи с этим, Правительством Мурманской области принято постановление от 26.12.2018 г. № 618-ПП1, устанавли-
1 Постановление Правительства Мурманской области от 26.12.2018 г. N 618-ПП «Об утверждении Положения о порядке получения разрешения представителя нанимателя на участие государственных гражданских служащих Мурманской области на безвозмездной основе в управлении в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиальных органов управления отдельных некоммерческих организаций» [Электронный ресурс] Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области» URL: http://www.gov-murman.ru
вающее порядок получения разрешения представителя нанимателя на участие государственных гражданских служащих Мурманской области1 на безвозмездной основе в управлении в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиальных органов управления отдельных некоммерческих организаций.
Для государственных гражданских служащих Мурманской области проводился тематический семинар по вопросам выявления и урегулирования конфликта интересов. В министерстве функционирует консультативная группа, в компетенцию которой входит разъяснительная работа по вопросам применения антикоррупционного законодательства (количество консультаций в 2018 году составило 860) .
Во исполнение требований подпункта «б» пункта 13 раздела II Национального плана в целях повышения эффективности кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Мурманской области и должности государственной гражданской службы Мурманской области, актуализируются сведения, содержащиеся в анкетах, представляемых при назначении на указанные должности и поступлении на такую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов.
Во исполнение требований подпункта «а» пункта 14 раздела II Национального плана на постоянной основе осуществляется контроль за соблюдением лицами, замещающими должности муниципальной службы, требований законодательства о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Кадровыми подразделениями органов местного самоуправления Мурманской об-
1 Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019 г.) // Российская газета, N 162, 31.07.2004
2 Материалы заседания Общественного совета при Министерстве юстиции Мурманской области [Электронный ресурс] Режим доступа: Официальный сайт Министерства юстиции Мурманской области https://minjust.gov-murman.ru/areas-of-activity/obsch_sovet/rab_obs/index.php
ласти (далее - ОМСУ МО)3 на регулярной основе проводится разъяснительная работа, в том числе по вопросу урегулирования возможного конфликта интересов на муниципальной службе. Случаев возможного конфликта интересов в 2018 году выявлено не было.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Мурманской области в целом сформирована достаточная и эффективная антикоррупционная правовая база, необходимая для осуществления ИОГВ МО и ОМСУ МО в отношении мероприятий по профилактике и предупреждению коррупции. Однако современные реалии общества, помимо прочего, требуют внесения изменений в федеральное законодательство.
Так, отчеты ИОГВ (и ОМСУ (п.п. «б» п.14)) о реализации этого подпункта Национального плана показали, что возникли трудности в его исполнении (итоговый доклад по данному пункту Национального плана должен быть представлен полномочному представителю Президента РФ в СЗФО для подготовки сводного доклада Президенту РФ до 1 декабря 2020 года).
Форма анкеты, подлежащей представлению в ИОГВ МО и ОМСУ МО, для граждан, изъявивших желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы или муниципальной службы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 г. № 667-р4, не содержит сведений о свойственниках.
Вместе с тем, в п. 5 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»5 однозначно указано, что гражданин
Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. от 01.05.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
4 Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 г. N 667-р (ред. от 27.03.2019 г.) «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином РФ, поступающим на государственную гражданскую службу РФ или на муниципальную службу в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 22. Ст. 2192.
5 Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) «О государственной гражданской службе РФ» // Российская газета, N 162, 31.07.2004.
не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с государственным гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
На основании изложенного можно сделать вывод, что форму анкеты, подлежащей представлению в ИОГВ МО и ОМ-СУ МО, для граждан, изъявивших желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы или муниципальной службы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 г. № 667-р, целесообразно дополнить содержанием на указание сведений о свойственниках претендентов, изъявивших желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы или муниципальной службы.
Таким образом, в Мурманской области организована и проведена в 2018 году работа по исполнению поручений, содержащихся в Указе Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы». Соответствующие доклады о результатах исполнения настоящего Указа и Национального плана представлены в установленные Национальным планом сроки.
Кроме того, важную роль в анализируемом направлении призвана играть работа
по поддержанию подразделов официальных сайтов ИОГВ МО, посвященных вопросам противодействия коррупции, в актуальном состоянии.
Особое внимание следует уделить развитию антикоррупционного образования и пропаганде, например, возобновив проведение конкурса студенческих работ «Молодежь против коррупции».
Целесообразно рассмотреть вопрос о подключении Министерства юстиции Мурманской области к информационно-аналитической системе противодействия коррупции, которая создана и функционирует в Администрации Президента РФ, что позволит повысить эффективность деятельности органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений Мурманской области. На сегодняшний день ее отсутствие обусловлено отсутствием технической возможности расширения числа участников информационного взаимодействия для обеспечения антикоррупционных проверочных мероприятий (в частности, отсутствие вычислительных и функциональных возможностей программного обеспечения, ограниченность пропускной способности защищенной транспортно-телекоммуника-ционной инфраструктуры). В настоящее время прорабатывается вопрос о создании защищенной информационно-аналитической системы в области противодействия коррупции, которая позволит обеспечивать не только Администрацию Президента России, но и иные органы власти. По мере ее создания будет рассмотрена возможность подключения Министерства юстиции Мурманской области к указанной выше новой информационно-аналитической системе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018 г.) «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 30.12.2008. -К 266.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019 г.) // Российская газета. - 31.07.2004. -N 162.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. от 01.05.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. -2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2019 г.) // Российская газета. - 22.12.2001. - N 249.
5. Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - N 27. -Ст. 4038.
6. Указ Президента РФ от 15.07.2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» (ред. от 19.09.2017 г.) (вместе с «Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте РФ», «Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений», «Типовым положением об органе субъекта РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений») // Собрание законодательства РФ. - 2015. - N 29 (часть II). - Ст. 4477.
7. Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 г. N 667-р (ред. от 27.03.2019 г.) «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином РФ, поступающим на государственную гражданскую службу РФ или на муниципальную службу в РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 22. - Ст. 2192.
8. Закон Мурманской области от 26.10.2007 г. N 898-01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области» (вместе с «Порядком представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы местной администрации, лицами, претендующими на замещение этих должностей», «Порядком проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы местной администрации, лицами, претендующими на замещение этих должностей») (ред. от 08.05.2018 г.) // Мурманский вестник. - 01.11.2007. - N 208. - С. 6.
9. Устав Мурманской области (принят Мурманской областной Думой 26.11.1997 г.) (ред. от 10.12.2018 г.) // Информационный бюллетень «Ведомости Мурманской областной Думы». - 2014. - N 145. - С. 121-157.
10. Постановление Правительства РФ от 05.03.2018 г. N 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия» (вместе с «Положением о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия») // Собрание законодательства РФ. - 2018. - N 12. - Ст. 1678.
11. Постановление Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. N 76-ПП (ред. от 15.04.2019 г.) «Об утверждении Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области. - URL: http://www.gov-murman.ru
12. Постановление Правительства Мурманской области от 29.05.2009 г. N 229-1111 «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Мурманской области» (ред. от 08.05.2019 г.) // Мурманский вестник. - 10.06.2009. - N 103. - С. 4.
13. Постановление губернатора Мурманской области от 05.10.2015 г. N 114-ПГ (ред. от
04.05.2017 г.) «О мерах по совершенствованию организации деятельности по противодействию коррупции в Мурманской области» (вместе с «Положением о Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области», «Положением о порядке рассмотрения Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Мурманской области, и урегулирования конфликта интересов») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области». - URL: http://www.gov-murman.ru
14. Информация об исполнении в 2018 году Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018-2020 годы (утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. № 76-ПП (в ред. от
31.07.2018 г.) // https://gov-murman.ru/upload/iblock/18b/otchet_plan_2018_2020.pdf
15. Материалы заседания Общественного совета при Министерстве юстиции Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный сайт
Министерства юстиции Мурманской области https://minjust.gov-murman.ru/areas-of-activity/obsch_sovet/rab_obs/index.php
16. Проведение исследования коррупции в Мурманской области социологическими методами в рамках регионального антикоррупционного мониторинга: отчет о работе, контракт от 04.09.2018 г. № 21-МЮ/2018, Мурманск, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gov-murman.ru/upload/iblock/63b/Otchet-Murmanskaya-oblast-2018.pdf
17. Противодействие коррупции: новые вызовы : монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чиханчин [и др.]; отв. ред. Т.Я. Хабриева [Текст]. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2016. - 376 с.
18. Рашева, Н.Ю. Правовое обеспечение противодействия коррупции и деятельность вузов (на примере кафедры гражданского права) [Текст] / Н.Ю. Рашева // Юридическая наука: история и современность. - 2013. - № 10. - С. 89-96.
19. Рашева, Н.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты как элемент антикоррупционной политики [Текст] / Н.Ю. Рашева // Advances in Law Studies. -2016. - Т. 4. - № 3. - С. 112-117.