МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
персонала работой (качественный и количественный аспект) // Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН»2015, том 17, № 1. стр. 897-901
2.Смирнова А.Ю. Двухкомпонентная модель субъективной незащищенности в сфере труда в зарубежных исследованиях: психологическое содержание и диагностика феномена // Научный журнал. Известия Саратовского университета. Новая серия. 2015. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 4. С. 99-106
3.Смирнова А.Ю. Особенности переживания субъективной незащищенности в сфере труда мужчинами и женщинами // «Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета». 2015. № 4. [Электронный ресурс] http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=41 Смирнова А.Ю. Субъективная незащищенность в сфере труда: детерминанты и последствия // «Изменяющийся мир: общество, государство, личность»: сб. материалов IV международной научной конференции (09 апреля 2015 г.). Часть 1 (разделы 1-10). - Саратов: ИЦ «Наука», 2015.- C. 95-103
4.Смирнова А. Ю. Управление увлеченностью персонала работой в процессе организационных изменений // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 4 [Электронный ресурс], режим обращения http://apriori-journal.ru/joumal-gumanitamie-nauki/last-number.
5D Witte H. Job insecurity: Review of the international literature on definitions, prevalence, antecedents and consequences // Journal of Industrial Psychology. 2005. Volume 31 (4). P.1-6.
6.Huang G.-H., Niu X., Lee C., Ashford S. J. Differentiating cognitive and affective job insecurity: Antecedents and outcomes // Journal of Organizational Behavior. 2012. Vol. 33. P. 752-769.
7.Pienaar J., De Witte H., Hellgren J., Sverke M.. The cognitive/affective distinction of job insecurity: Validation and differential relations // Southern African Business Review. 2013 .Vol. 17 Number 2 P. 1-22.
8.Staufenbiel T., Kenig C. J. A model for the effects of job insecurity on performance, turnover intention, and absenteeism // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2010. Vol. 83. P. 101-117.
© Смирнова А.Ю., 2016
УДК 159.923:316.6
Н.К. Черников
студент 2 курса Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
А.А. Черникова к. пед. н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
г. Барнаул, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения и развития сапопрезентационной компетентности как профессионально значимого качества будущего учителя.
Ключевые слова
Самопрезентация, самопрезентация личности, успешная самопрезентация.
В современном обществе успешность самопрезентации оказывает существенное влияние на социальную и профессиональную конкурентоспособность личности. В связи с этим актуальной задачей современного педагогического образования становится поиск путей и способов формирования у будущих учителей готовности к самопрезентационной деятельности.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
Термин «самопрезентация» (англ. self-presentation) - «самопредставление, самопредъявление, самовыражение, направленное на создание впечатления о себе у аудитории или отдельного человека -первым предложил и описал американский социолог Эрвинг Гоффман (Goffman Erving, 1959), адаптировав символическую перспективу интеракционистов к теории социальных ролей.
Самопрезентация личности - это социально-психологический феномен, проявляющийся в поведении человека в ситуациях социального взаимодействия, особенности которого обусловлены совокупностью индивидуально-психологических, социально-диспозиционных и ситуационных факторов [2, с. 4].
Самопрезентация личности - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, конструирование человеком своего имиджа (образа) для других, с другой - технологию его самоподачи. Процесс самопрезентации имеет свою цель - намеренно произвести желаемое впечатление.
Анализ научной и методической литературы, а также результаты собственных наблюдений за поведением ораторов показали, что в качестве основных инструментов самопрезентации личности можно выделить средства вербального и невербального общения, саморегуляцию и самоорганизацию, оформление внешнего облика и принадлежащих субъекту социальных атрибутов [3, с. 191-192].
Успешная самопрезентация складывается из следующих основных навыков выступающего: установления визуального контакта с аудиторией; формирования благоприятного первого впечатления; создания атмосферы доверия; уверенного поведения и саморегуляции; вербального и невербального общения; аргументации и контраргументации; саморефлексии [1, с. 140]. Успешность самопрезентации во многом зависит от умения оратора устанавливать обратную связь со слушателями. Она отражается в реакции слушателей на воспринимаемую информацию: в их мимике, пантомимике и эмоциональных «всплесках», в вопросах, адресуемых выступающему.
Таким образом, самопрезентационное поведение можно рассматривать как систему габитарных, вербальных и невербальных средств общения, применение которых предоставляет будущему учителю дополнительные возможности для того, чтобы посредством создания благоприятного о себе впечатления решить конкретную задачу и, в конечном счете, достигнуть искомой педагогической цели.
В контексте изучаемой проблемы нами был проведен опрос среди студентов 2 курса ФГБОУ ВО «АлтГПУ» в количестве 100 человек, которые должны были определить наиболее значимую, с их точки зрения, составляющую самопрезентации будущего учителя. Результаты опроса показали, что наиболее важной составляющей имиджа будущего учителя является габитарная, с чем согласились 53% опрошенных, вербальная - 30%, невербальная - 17%. Примечательно, что невербальной составляющей самопрезентации, осуществляющейся посредством визуального контакта, выразительных движений лица и тела, звукового оформления речи и определенным образом организованного пространства, отводится меньшее значение. Общеизвестно, что овладение приемами невербального общения оптимизирует систему воздействия оратора на слушателей, создает условия для успешной самопрезентации. Конечно, внешний облик тоже может нести большую психологическую нагрузку, но, будущий учитель, выражая собственную индивидуальность посредством габитарного имиджа, не должен забывать, что главная его задача - учить, а значит, и его «костюм» должен создавать у учащихся деловой настрой.
Обучение самопрезентации будущих учителей может осуществляться на основе отбора и отработки (в деятельности, максимально моделирующей публичную) совокупности паттернов успешной самопрезентации, а также на основе опыта исполнения социальных ролей, накопленного в процессе социального взаимодействия.
Список использованной литературы:
1. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под науч. ред. В.А. Чикер. - Спб.: Речь, 2007. - 368 с.
2. Пикулёва, О.А. Социальная психология самопрезентации личности: дис. ...доктора психол. наук: 19.00.05 / Оксана Анатольевна Пикулёва. - СПб., 2014. - 426 с.
3. Черникова, А.А., Обласова, О.В. Вербальные и невербальные паттерны самопрезентации в контексте публичного выступления // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2015. - № 4 (53). - С. 189193.
© Черникова А.А., Черников Н.К., 2016