- лауреатом III Всероссийского Александро-Невского фестиваля в Москве за лучшее воплощение просветительской идеи в театральной форме (2008 г.);
- лауреатом IV Международного театрального фестиваля «Золотой ключик», Германия, г. Берлин (2010 г.).
И дети, и взрослые оставляли в «Книге отзывов» трепетные и эмоциональные отзывы.
Благодаря театральной деятельности создаются ситуации свободного выбора детьми различных ролей, видов и способов деятельности. Каждый ребенок, независимо от вероисповедания и национальности, может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? - М.: Даниловский бла-говестник, 1999.
2. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.
3. Джуринский А. Н. Воспитание в многонациональной школе. - М.: Просвещение, 2007. - 96 с.
4. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в
России и за рубежом: Учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.
5. Джуринский А. Н. Российская педагогика: история и современность: Монография. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2008.
6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч. в 3 т. - М., 1979. - Т. 1. - С. 70-71.
7. Сурова Л. В. Методика Православной педагогики. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000.
8. Сценическое общение. Сб. статей. - М., 1979.
9. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства / Авт. колл.: Ю. И. Рубина, Т. Ф. Завадская, Н. И. Шевелев (при участии А. П. Ершовой и Л. А. Никольского). - М.: Просвещение, 1983.
10. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для рук. дет. театр. коллективов / Под ред. А. Б. Никитиной. - М.: Владос, 2001.
11. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе: [Сборник]. - М.: ВЦХТ, 2001. (Я вхожу в мир искусств / Репертуар.-метод. б-чка; 6 (46), 2001).
12. Уроки театра на уроках в школе / Сост. А. П. Ершова. - М.: НИИ художественного воспитания АПН СССР, 1990.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКА
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE QUALITIES OF HIGH-SCHOOL STUDENTS
О. В. Куликова
В статье в контексте современной социально-экономической ситуации в условиях процесса модернизации образования и развития профильной школы ставится вопрос о возможности формирования коммуникативных профессионально ориентированных качеств личности старшеклассника в рамках предметов языкового цикла.
Ключевые слова: личностно ориентированное образование, старшеклассник, профильная школа, коммуникативные качества.
С интеграцией нашей страны в мировое экономическое пространство появилась потребность в специалистах, обладающих новыми профессиональными качествами, такими как: отношение к профес-
O. V. Kulikova
In the context of contemporary socio-economic situation, in the conditions of education modernization and development of differentiated education schools, the article raises the question of the possibility of developing communicative professionally-oriented personality traits of high-schoolers which could be developed within linguistic courses programs.
Keywords: personality-oriented education, high-school student, differentiated education school, communication qualities.
сиональному тексту как к коммерческому продукту, значимому для государства, отрасли, фирмы и самого специалиста; отношение к партнеру (иностранцу и россиянину) как к равному партнеру по общению; отношение к
ф
профессиональному общению как к социально и профессионально значимому инструменту профессиональной деятельности; отношение к иностранному и русскому родному языку как к средствам решения профессиональных задач; отношение к родной и инокультуре как к содействующему контексту; отношение к себе как к ответственному представителю фирмы, отрасли, страны (Т. Б. Лесохина).
Мы наблюдаем изменения в портрете специалиста (Т. Б. Лесохина, Е. Ю. Симакова), однако высшая школа не в состоянии одна подготовить студентов к профессиональному общению. Именно поэтому хотелось бы рассмотреть недавно введенное профильное обучение по иностранным языкам. Что можно сделать в его рамках в русле лич-ностно ориентированного образования? Очевидно, необходимо создать профессионально ориентированный курс иностранного языка.
Одним из первых шагов на этом пути является изучение возрастных психологических особенностей учеников предпрофильного и профильного этапов, ориентированных на работу в нефилологической сфере, и, в частности, анализ их готовности к изучению профессионально ориентированного курса иностранного языка. Такая позиция объясняется, на взгляд автора статьи, сниженным вниманием методистов к будущим студентам и специалистам-нефилологам, представляющим наибольшую социальную группу. На сегодняшний день существуют попытки поставить и рассмотреть основные проблемы, связанные с введением профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы, и подчеркивается особая роль языкового образования (И. Л. Бим, М. З. Биболетова, С. Г. Броневещук, Д. С. Ермаков, Л. А. Ми-лованова и др.).
Работа по изучению возрастных психологических особенностей личности старшеклассника проводилась в два этапа:
1) изучение и обобщение литературы, имеющейся на данный момент;
2) анкетирование.
В результате обзора психологической и педагогической литературы был составлен портрет, учитывающий общие психологические качества старшеклассника 15-17 лет.
Это период активного формирования старшеклассника как социальной личности. Старшеклассники - молодые люди, стоящие на пороге юности, готовящиеся переступить порог взрослой жизни. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план: решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старше-
классник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей и т. д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, а главное - свои способности и склонности. Поэтому меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми: обсуждаются перспективы, главным образом профессиональные. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение [1].
В личностном развитии старшеклассники приобретают все больше качеств, связанных со взрослостью. Юноши по сравнению с подростками лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность [2].
В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, то есть способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.
Развитие внимания характеризуется высокой пе-реключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.
В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.
Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся прогрессом общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В обще-
Ф
нии формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей [3]. Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Они начинают осознавать необходимость овладения иностранным языком.
Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к развитию всех видов умственной работы специалиста, включая самые сложные.
В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.
Юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, в целом интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни [4].
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что представляемый психологический портрет старшеклассника разрабатывался как комплексное обобщение опыта в системе личностного социально-психологического моделирования и носит обобщенный характер.
На этапе анкетирования бала выявлена целеустремленность старшеклассников (в связи с развитием возможностей в сфере малого и среднего бизнеса) в науку, технику и смежные с ними отрасли. Кроме того, результаты анкетирования показывают, что за последние годы произошло осознание учащимися значения языкового образования в их будущей профессии. Они психологически готовы к углубленному изучению иностранного языка, готовы к работе на малых предприятиях и хотят организовать свой бизнес.
список источников и литературы
1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: УРАО, 1998.
2. Рождественская Н. А. Как понять подростка: Учеб. пособие для студентов факультетов психологии высш. учеб. заведений по специальностям 52100 и 020400 - «Психология». - 2-е изд. - М.: Российское психологическое общество, 1998.
3. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - Кн. 2: Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие, 4-е изд. - М.: УРАО, 1998.
5. Лесохина Т. Б. Дисциплина «Русский язык и культура речи»: проблемы становления и развития в системе языкового образования в нефилологических вузах. - М.: Билингва, 2005. - 105 с.
6. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб.: Златоуст, 1999. - 472 с.
7. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.
8. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2008. - 25 с.
9. Бондаревская Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов н/Д., 1997. - 28 с.
10. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Законодательные акты Российской Федерации в сфере образования. - М.: Российская академия образования, 2008. - 319 с.
11. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
12. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М.: Российская академия образования, 2002.
13. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998.
14. Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1979.
15. Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
Ф