Научная статья на тему 'Философские и личностные смыслы обучения на основе индивидуальных учебных планов'

Философские и личностные смыслы обучения на основе индивидуальных учебных планов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО / СОЦИАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ / ФИЛОСОФСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / ДОМИНАНТНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЕКТ / ВЫБОР / МОТИВАЦИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / INDIVIDUAL EDUCATION PLAN / INTERRELATION OF EDUCATIONAL / SOCIAL AND PERSONAL ASPECTS OF LEARNING / PHILOSOPHICAL AND PERSONAL MEANINGS / DOMINANT LIFE PROJECT / CHOICE / MOTIVATION / SELF-COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерлягова Елена Васильевна

В статье рассматриваются философские и личностные смыслы обучения на основе индивидуальных учебных планов, раскрываются принципы конструирования индивидуальных учебных планов, приводятся конкретные результаты этой работы. Статья может быть использована педагогическими коллективами школ, внедряющих технологию индивидуальных учебных планов и переходящих на новые ФГОС в старшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND PERSONAL MEANINGS OF LEARNING BASED ON INDIVIDUAL EDUCATIONAL PLANS

The article comprises the philosophical and personal meaning of learning process based on individual educational plans, describes the principles of individual educational plans’ design and referees the specific achievements of such activity. This article might be utilized by schoolteachers who implement the technology of Individual Education Plan and the new Federal State Educational Standards (FGOS) in senior classes.

Текст научной работы на тему «Философские и личностные смыслы обучения на основе индивидуальных учебных планов»

ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД

УДК 37

Философские и личностные смыслы обучения на основе индивидуальных учебных планов

В статье рассматриваются философские и личностные смыслы обучения на основе индивидуальных учебных планов, раскрываются принципы конструирования индивидуальных учебных планов, приводятся конкретные результаты этой работы . Статья может быть использована педагогическими коллективами школ, внедряющих технологию индивидуальных учебных планов и переходящих на новые ФГОС в старшей школе.

Ключевые слова: индивидуальный учебный план, взаимосвязь общеобразовательного, социального и личностного аспектов обучения, философские и личностные смыслы, доминантный жизненный проект, выбор, мотивация, самопознание

Актуальность данной темы обусловлена инновационными процессами в образовании, которые усиливают внимание к индивидуализации в обучении, и для осуществления которой используются разнообразные средства, в том числе и индивидуальный учебный план, интегрирующий социальный, общеобразовательный и личностный аспекты в обучении Индивидуальный учебный план представляет собой средство, обеспечивающее освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося [8].

Идея индивидуального учебного плана рассматривается в личностно ориентированном контексте, в котором она предстает продуктом собственной твор-ческо-преобразовательной деятельности ребенка как субъекта своей жизни, автора собственной судьбы (Е . А. Александрова, Е. Н . Селиверстова, А. Н . Тубель-ский и др.). Взаимосвязь социального, общеобразовательного и личностного аспектов индивидуального учебного плана можно интерпретировать как взаимосвязь философских и личностных смыслов реализации учащимся своей образовательной программы

© Стерлягова Е . В . , 2016

Е.В. Стерлягова

Личностным смыслам в большей степени отвечает взаимосвязь общеобразовательного и личностного аспектов обучения, поскольку в них заключено профессиональное самоопределение, понимание своих возможностей, запросов — в первую очередь образовательных, мотивов и целей . В этой дуальности общеобразовательное выступает важнейшим средством удовлетворения ожиданий и реализации ближайших перспектив ученика Социальное видится нами как несколько отдаленное, выражающее связь человека с социумом, референтными группами, будущей профессией, и отражает в значительной степени философские ожидания и смыслы Соотношение личностного и философского смыслов через призму индивидуального учебного плана можно представить как взаимосвязь уровня актуального развития ученика и зоны его ближайшего развития, что отвечает культурно-историческому развитию человека . Индивидуальный учебный план, являясь репрезентацией школьного образования, является индивидуальной интерпретацией школьника в его учебной деятельности . Этот вывод опирается на идею нетождественности текста исходного и текста усвоенного: поскольку «знак (содержание образования, индивидуальный план . — Е.С) вряд ли может быть передан в той же форме, в какой он существовал изначально» [3, с . 5] и качество усвоения этого содержания образования в значительной мере зависит от мотивации (интерпретации субъектом учебного материала, а шире — содержания образования)

Индивидуальный учебный план как результат продуктивной деятельности учащегося направлен на осознание и удовлетворение собственных образовательных потребностей, осуществляемых при поддержке педагога Здесь явно и ясно представлена субъектная позиция ученика, которая реализуется через его свободный выбор, основанный на собственных познавательных потребностях и интересах, через выбор учащимся конечных результатов своей образовательной деятельности, что существенно обогащает поле проявлений субъектности

Проблема философских смыслов в современном образовании, обучении, воспитании последовательно разрабатывается учеными Института стратегии развития образования РАО (С. В. Иванова, Н.Л. Селиванова, И .А. Тагунова и другие) [1; 2; 3; 4; 5; 6; 9; 10]. Философский смысл индивидуализации в современном поликультурном пространстве связан с обращением к человеку как целостности, а не только к его социальной проекции — личности . Акцент ставится на развитии «самости» ребенка, формировании его готовности к саморазвитию, обращении к ценностям как к содержанию цели обучения и воспитания, на адаптации ребенка в обществе, на идее педагогической поддержки, индивидуального сопровождения ребенка [9, с 105]

С позиций системного подхода взаимосвязь общеобразовательного, социального и личностного аспектов обучения в индивидуальном учебном плане целесообразно рассматривать в контексте преемственности в обра-

зовании: формирование и глубокое развитие познавательной активности личности, способность к непрерывному поиску и добыванию знания, умение действовать в нестандартных ситуациях и др. [5]-. Индивидуальный учебный план во взаимосвязи философского и личностного смыслов формирует у учащегося ценностное отношение к непрерывному образованию, выражающееся в добровольности и самостоятельности при принятии решений, целеустремленности деятельности, постепенном усложнении требований и т. д . [2]. Обучение на основе индивидуальных учебных планов отвечает современным целям индивидуализации в образовании: у учащегося вырабатываются своеобразные адаптивные механизмы к освоению различных образовательных программ, включая в себя целесообразное использование средств (рациональность в обучении), достижение поставленной цели; актуальность как соответствие потребностям будущей профессии и рынка труда [4].

Отметим, что проблема выявления философских смыслов индивидуализации в обучении и воспитании характерна для европейской педагогики в целом . Как пишет И .А. Тагунова: «В гуманистически-когнитивном направлении решаются задачи поиска механизмов повышения мотивации к обучению у учащихся, их активности в процессе обучения, способов формирования у них метакогнитивных умений» через феномен индивидуальной центрации в обучении и воспитании, концепцию саморегулируемого обучения и др. [10, с . 107] .

Каковы возможности обучения на основе индивидуальных учебных планов в реализации личностных и философских смыслов? Индивидуальный учебный план предоставляют учащемуся самому определять характер познавательной деятельности (репродуктивный, частично поисковый, творческий) . Различное соотношение этих видов деятельности на разных предметах (а индивидуальный учебный план, в первую очередь, — это содержательно-предметное самоопределение на основе осознания жизненных целей) является предпосылкой к развитию специфического личностного опыта — опыта усвоения знаний, опыта деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру и самому себе

Индивидуальные учебные планы имеют следующие дидактические основания: а) индивидуальный характер присвоения субъектом социокультурного опыта (или его части), зафиксированного в содержании образования, б) принципы индивидуализации и дифференциации в обучении, в) избирательность ценностного отношения субъекта к содержанию, формам и методам обучения, г) профильный характер современного школьного обучения, предполагающий самоопределение ученика в выборе будущей профессии, д) личностные и профессиональные предпочтения и возможности учителя, условия образовательной организации Опора на дидактические основания индивидуальных учебных планов позволила сформулировать принципы их конструирования индивидуальных учебных планов:

принцип выбора, принцип взаимного соответствия интересов и потребностей учащихся возможностям образовательной организации, принцип развития мотивации к учению у школьников в процессе обучения по индивидуальным учебным планам, принцип самопознания учеником в образовательном процессе, принцип педагогической доминанты, принцип адекватности средств обучения целям и задачам образовательного процесса Личностные и философские смыслы индивидуальных учебных планов регулируются, в основном, принципами выбора, мотивации и самопознания

В соответствии с принципом выбора образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных жизненных, в том числе образовательных, целей, что отражает сущность деятельности человека — способность постановки целей как осознаваемого результата

Выбор и составление индивидуального учебного плана позволяют учащимся осуществить самоопределение по отношению к содержанию образования и поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых каждый школьник будет осуществлять свою образовательную программу, а именно: участвовать в выборе уровня осваиваемого содержания образования, в определении формы обучения, учебной группы, учителя Принцип выбора предусматривает необходимость осознания каждым обучающимся своих целей обучения .

Выбор содержания индивидуального учебного плана должен отражать не сиюминутные интересы учащегося, а его жизненные цели, представляющие собой сплав личностных и философских смыслов В индивидуальном учебном плане должны быть, с одной стороны, удовлетворены познавательные потребности, интересы, амбиции учащегося, с другой — достигнута оптимизация его учебной, психической и физической нагрузок

Для учащегося такая ситуация — зачастую первый серьезный жизненный выбор, предопределяющий во многом степень успешности в определении дальнейшего профессионального пути

Переход на индивидуальные учебные планы позволяет формировать у учащихся такие новые качества субъекта, как навыки целеполагания, планирования этапов собственной жизни, будущей профессиональной деятельности, самоконтроля и самооценки, он расширяет сферу коммуникации старшеклассников и помогает снизить перегрузку учащихся

Осознанный, ответственный выбор — одна из составляющих личностного самоопределения Отметим, что именно личностного, а не профессионального, так как, выбирая индивидуальный учебный план, учащийся выбирает не профессию, а путь достижения жизненной цели

Принцип самопознания лежит в основе выбора, совершаемого обучающимся в процессе формирования и рефлексии реализации своего индивидуального учебного плана В поликультурном мире, благоприятное

развитие которого немыслимо без баланса интересов и ценностей, перед каждым культурным или этническим сообществом и, следовательно, перед каждым человеком, встает проблема идентификации, которая сущност-но связана с самопознанием в социальном, культурном, психологическом, а в итоге — субъектно-личностном плане Влияние самопознания на образовательные результаты сформулировано как дидактическая закономерность [7]. Самопознание в парадигме индивидуальных учебных планов позволяет перенести акцент с результатов обучения на самого обучающегося, его развитие . «Самопознание — не только личностно значимый, но и социально-психологический акт, позволяющий "прийти к себе", осмыслить философию жизни — своей жизни» [7, с 41]

Специфика работы с учащимися по самопознанию в процессе обучения по индивидуальным учебным планам состоит в том, что особое значение приобретают такие сферы личности как мотивационно-ценностная (самопознание собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей), сфера способностей и возможностей (анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов в их жизненном смысле), познавательная сфера (осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач), сфера деятельности (знания, умения, навыки, способности, их использование в жизни и деятельности), и, конечно, сфера собственного жизненного пути (планы на будущее, прогнозирование и самопрогнозирование собственной личности), — то есть комплекс личностных характеристик как тенденция к целостности самопознания Таким образом, самопознание носит активный деятельност-ный характер

Принимая во внимание особую актуальность самопознания для подросткового периода развития личности и возникающие в связи с этим сложности и риски рассматриваемого явления, отметим, что индивидуальный учебный план создает условия для «запуска» этого процесса в условиях школы . Актуализация потребности в самопознании на основе вооружения ребенка средствами самопознания, приемами самоанализа ведет к целенаправленной и системной деятельности учащихся по их саморазвитию

Этому способствует психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения на основе индивидуальных учебных планов, в котором имеют место социальный, культурно-предметный и антропологический аспекты, определяющие соответствующую деятельность осуществляющих его учителей и психологов [1] .

Основными технологиями, на которые опираются педагоги и психологи, осуществляющие тьюторское сопровождение, являются открытые образовательные технологии (Т. М . Ковалева), дающие возможность работать

с разными возрастными категориями учащихся, разным предметным содержанием и в любых организационных условиях, как в урочной, так и во внероучной деятельности Описание некоторых открытых (гуманитарных) технологий можно найти в работах Л . Н . Лесохиной, Л . М . Перминовой .

В гимназии № 1530 «Школа Ломоносова» в процессе психолого-педагогического сопровождения обучения на основе индивидуальных учебных планов используется технология «Доминантный жизненный проект», разработанная В . С . Юркевич [11], как специальное средство фиксации жизненного самоопределения

Доминантный жизненный проект — образовательная технология, содержащая ряд диагностических и формирующих методик, обеспечивающая осознание и продвижение личностных и профессиональных планов, направленная на формирование личности В С Юркевич выделяет три уровня сформированности доминантного жизненного проекта: начальный уровень, на этом уровне цели и задачи представлены в самом общем виде; промежуточный уровень, на котором школьник подробно описывает свои цели и задачи на будущее, однако степень осознания, конкретности и реалистичности задач еще недостаточна; и зрелый уровень, в котором поставлены достаточно конкретные и реалистичные цели, выбраны продуманные действия и средства в определенной последовательности Доминантный жизненный проект содержательно связан с текущей жизнью старшеклассника и не является набором абстрактных идей и лозунгов [11]

Приведем примеры из сочинений «Я через 10 лет», демонстрирующих различный уровень сформированности доминантного жизненного проекта (работы старшеклассников, обучающихся в настоящее время в гимназии № 1530)

Анатолий Б., 10-й класс . Через 10 лет мне хотелось бы открыть свое дело На этот момент я планирую получить высшее экономическое образование Меня увлекают несколько направлений, в которых я хотел бы реализовать свои знания: недвижимость, туризм, PR . Работа «на себя» давала бы мне возможность свободного графика Для меня это важно не только в плане организации свободного времени, но для возможности получения дополнительного образования, связанного с основной деятельностью (маркетинг, базовые знания в области юриспруденции, иностранные языки) Сегодня я углубленно изучаю обществознание и экономику, по выбору — логика, планирую поступать в Высшую школу экономики, но с факультетом пока не определился (начальный уровень).

Антон П., 10-й класс. После шести лет обучения на биологическом факультете МГК я буду работать на ББС — Беломорской биологической станции МГУ В основном я, погружаясь под воду, изучаю различные формы жизни, фотографирую обитателей Белого моря Белое море полно разнообразными организмами, зачастую невидимыми невооруженным глазом Моя мечта — участвовать в большой морской исследовательской экспеди-

ции Сегодня я углубленно изучаю биологию и химию в гимназии, по выбору — дополнительные главы по биологии (этот курс ведет преподаватель медицинского университета) и логика — это очень интересно и развивает мышление (промежуточный уровень).

Олег К., 11-й класс. Через 10 лет мне будет 27 лет. К этому времени я окончу МГИМО, пройду практику в МИДе, посещу страны Ближнего Востока . Я хочу работать в Посольстве РФ в какой-нибудь арабоязычной стране и продолжать дальше изучать арабский язык И даже если мне не удастся связать свою жизнь с работой в посольстве, то арабский язык останется моим профильным языком, так как арабский регион с точки зрения политики очень интересен Я твердо уверен, что моя будущая карьера будет в области международной политики Сегодня изучаю обществозна-ние, право, английский, дополнительно занимаюсь на курсах в МГИМО, учу арабский . В качестве проекта в 10-м классе писал работу по истории международных отношений, читаю много книг по международной политике (зрелый уровень).

Необходимо отметить, что в доминантном жизненном проекте и последующем выборе индивидуального учебного плана учащийся решает не только личностные, но и социальные задачи, так как его жизненные планы неразрывно связаны с социумом, учащийся соразмеряет свои планы с той реальностью, в которой он живет

Как отражаются философские и личностные смыслы индивидуального учебного плана в конкретных результатах обучения, как непосредственных, так и отсроченных? Психологические исследования по изучению структуры учебной мотивации (методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника») свидетельствуют о том, что у учащихся, обучающихся на основе индивидуальных учебных планов, по мере обучения в большей степени актуализируются познавательные мотивы и мотивы саморазвития Количество учащихся, отмечающих эти мотивы как значимые для своего образования, возрастает

Уровень общей тревожности (по методике «Многомерной оценки детской тревожности» Е . Е. Ромицыной) в группах с меняющимся составом значительно не отличается от этого показателя у детей в стабильных группах, а уровень ситуационной тревожности значительно снижен и составляет около 7%, в отличие от сравниваемой группы, где он составляет 16% .

Исследования уровня утомляемости гимназистов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, показали, что процессы утомления наступают позже по сравнению с традиционной группой, количество ошибок увеличивается незначительно, скорость выполнения заданий не снижается (корректурная проба в модификации А И Кабанова)

К отсроченным результатам обучения на основе индивидуальных учебных планов можно отнести влияние выбора индивидуального учебного плана на реализацию дальнейших жизненных планов, достижение про-

фессиональных и личностных целей В качестве инструмента для определения этой группы результатов нами использовались монографические исследования образования и профессиональной карьеры выпускников гимназии № 1530

Кристина В. С раннего детства хотела стать учителем в младших классах, поэтому жизненный план был определен достаточно рано Временная перспектива хорошо развита уже в среднем школьном возрасте, уже в средних классах хорошо представляла свою дальнейшую жизнь . Развитая эмпатия, всегда была готова прийти на помощь Девиз: «Помогай другим» Базовые ценности: помощь и милосердие к другим людям, любовь, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе Интересы: волонтерство, помощь людям Профессиональные интересы: педагогика, социальная педагогика, иностранные языки, психология Считает себя оптимистом, готова принимать на себя ответственность за свою жизнь (75%), хорошо развита волевая и эмоциональная саморегуляция . Жизнерадостна и активна . Сформирована познавательная мотивация, училась хорошо . Доминантный жизненный проект в 11-м классе был сформирован на зрелом уровне

При выборе индивидуального учебного плана не испытывала трудностей: на профильном уровне иностранный язык (связан с будущей профессией), обществознание (нужно сдавать ЕГЭ и интересно), психология (всегда проявляла интерес к другим людям), логика (развитие мышления) В 10—11 классах написала работу «Стратегии помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», которая получила призовые места на городских конференциях и была удостоена гранта Президента Российской Федерации . В гимназии основала волонтерское движение, помогала детским домам, интернатам, детям из Дома малютки В летнее время обучалась в различных молодежных лагерях, целенаправленно занималась волонтерской деятельностью в реабилитационном центре

Успешно сдала ЕГЭ (русский язык, математика, иностранный язык, обществознание) и поступила на факультет начальных классов с иностранным языком МГПУ, через год ушла (не устроил уровень подготовки) . Заново поступила в СПБ университет, Институт детства, где успешно учится в настоящее время . В настоящее время готовит дипломную работу по теме «Воспитание положительного отношения детей и родителей к детям с ОВЗ». Учит французский язык, планирует продолжать обучение в магистратуре, подрабатывает няней Считает, что ее доминантный жизненный проект реализуется в достаточно высокой степени

Вероника В. В среднем школьном возрасте представляла себе будущее, связанное с творчеством, в частности с музыкой Очень хорошо училась, занималась в музыкальной школе (фортепиано), дополнительно занималась иностранными языками (репетитор) . Думала о поступлении в консерваторию или в университет на специальности, связанные с искусством

Базовые ценности: поиск и наслаждение прекрасным, любовь, семья . Интересы: музыка, литература (поэзия), иностранные языки . Профессиональные интересы: литература, иностранные языки . Оптимистична, достаточно ответственна (в 11-м классе соглашалась принять на себя ответственность за свою жизнь на 50%) Высокий уровень познавательной мотивации

Выбор индивидуального плана: на профильном уровне иностранный язык, русский язык, логика, спецкурс по литературе. Затем уточнение плана — выбор профильного обществознания (очень понравился учитель) Проектные и исследовательские работы: 8-й класс — «Эффект свидетеля» (на английском языке), «Семья в творчестве Цветаевой»; 9-й класс — «Мотив моря в творчестве А. С . Пушкина и М . И . Цветаевой», 10-й класс — «Музыка поэтики . Пастернак и Шопен» . В 11-м классе стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, что открыло иные перспективы поступления в вуз . На олимпиаде «Ломоносов» получила 98 баллов на литературе и 94 балла по русскому языку. Решение о выборе вуза принималось с большим трудом Доминантный жизненный проект был сформирован на среднем уровне, будущее представлялось достаточно размыто

Окончила гимназию с золотой медалью (одна из восьми выпускников Москвы 2013 года, получившая медаль сразу по трем показателям: отличная успеваемость, победа на олимпиаде, 100 баллов на ЕГЭ) . Поступила на романо-германское отделение филфака МГУ имени Ломоносова, выучила немецкий язык, в настоящее время приглашена на долгосрочную стажировку в университет Вены Считает, что ее жизненный проект не реализуется в должной мере, потому что видит в себе нереализованные ресурсы Очень жалеет, что не занимается музыкой профессионально

Надежда М. В 6 лет решила стать врачом, в 7 лет — детским врачом, в 10—12 лет — детским хирургом . Цель жизни: получить профессию, приносящую радость и удовлетворение Мотивация: принести пользу людям, помочь им Мечтала поступить в медицинский университет по специальности «хирургия» Уже в 7-м классе сформирован осознанный доминантный жизненный проект с развитой временной перспективой С 8-го класса посещала медицинский кружок при училище. Хорошо представляла свое будущее. (Через 10 лет я закончу институт и уже буду работать по специальности, возможно, буду учиться в аспирантуре... через 20 лет — я уже высококлассный специалист, работаю в хорошей клинике, пациенты. и обязательно семья, дети.»). Интересы: химия, биология, медицина, психология

Оптимистка, общительна, инициативна, умеет налаживать социальные контакты, контролировать свои эмоции Выбор индивидуального плана: биология и химия на профильном уровне, по выбору — химический практикум, дополнительные главы по химии, дополнительные главы по

биологии, трудные задачи по физике Во время обучения в старших классах любила решать задания повышенной сложности, особенно по химии В 10-м классе была готова взять ответственность за свою жизнь на 60%, остальное доверяла родителям Мечта совпадает с жизненной целью и ценностными ориентациями: любимая работа, семья, любовь

Блестяще сдала экзамены, поступила в РГМУ им Н И Пирогова, с 4-го курса занимается научной работой . В настоящее время обучается в аспирантуре Девиз в жизни: «Прежде чем что-либо бросить, вспомни, ради чего ты все начинал» Главным в жизни считает гармонию всех составляющих, здоровье и поддержку близких, осознание смысла собственной жизни, соответствие собственному моральному закону (недавно, когда взяла сына на дежурство в больницу, мама одного ребенка, которого Надежда вытащила из тяжелого заболевания, сказала ее сыну, что его мама лучшая на свете, потому что спасла ее сына, что у его мамы лучшая профессия в мире)

Геннадий З. Долго не мог определиться с целью жизни — увлекали как театр и литература, так экономика и право С увлечением играл в школьном театре, дополнительно занимался иностранными языками . К 9-му классу удалось установить только самые общие преставления о будущем (начальный уровень доминантного жизненного проекта) Общителен, проявлял ярко выраженные лидерские качества Очень хорошо учился по всем предметам

Базовые ценности: высокий социальный статус и управление людьми, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе Выбор индивидуального учебного плана: на профильном уровне история, обще-ствознание, иностранный язык, логика . Во втором полугодии 10-го класса добавил к индивидуальному плану профильный курс права, начал читать юридическую литературу, дополнительно заниматься на курсах МГУ Темы исследовательских работ: «Нужно ли России вступать в ВТО» (9-й класс) и «Плюсы и минусы глобализации» (10-й класс) . К 11-му классу жизненные планы определились окончательно: юридический факультет МГУ имени М В Ломоносова, аспирантура, работа юристом в крупной компании На выпуске из гимназии был готов взять ответственность за свою жизнь на себя на 80% .

Очень хорошо сдал ЕГЭ (русский язык, история, обществознание, иностранный язык), поступил на бюджетное отделение юридического факультета МГУ, окончил университет с красным дипломом, защищался на кафедре конституционного и муниципального права, в настоящее время учится в аспирантуре и работает в Минэкономразвития РФ Девиз: «Существует глубокая связь между счастьем каждого человека и благосостоянием государства, в котором он живет» Решение поступить на государственную службу было глубоко осознанным Считает, что оптимально

выбранный в свое время индивидуальный учебный план в гимназии помог в самоопределении и реализации жизненных планов

Олег С. Во время учебы в гимназии не проявлял особенных способностей Замкнут, скорее пессимистичен, флегматичен, уровень познавательной мотивации средний В 8—9 классах представлял себе желаемое будущее несколько инфантильно, в основном связывая мечты с путешествиями или отдыхом («с друзьями на море. отдых в горах.»). Занимался спортом (плавание, дзюдо, теннис, картинг) Вопрос о продолжении образования дискутировался до начала 11-го класса Базовые ценности: приятное времяпрепровождение, отдых, высокое материальное благосостояние Интересы: спорт, общение, музыка Профессиональные интересы: не определены Выбор индивидуального плана: на профильном уровне математика, обществознание, экономика, логика, математический практикум (выбирал «методом от противного» во многом по настоянию родителей)

Доминантный жизненный проект к началу 11-го класса был сформирован на начальном уровне, будущее представлялось неопределенным Тем не менее была поставлена амбициозная цель — факультет глобальных процессов МГУ имени Ломоносова Дополнительно занимался на курсах при университете Успешно сдал экзамены (русский язык, математика, иностранный язык), поступил в университет на контрактное отделение. Учился средне, окончил университет, в настоящее время работает в крупной компании специалистом в области международных отношений Не очень доволен, ищет другое место работы Считает, что гимназия предоставила возможности, которыми он не смог воспользоваться в свое время в полной мере

Таким образом, индивидуальный учебный план является средством самопрогнозирования и самоидентификации в процессе реализации образовательных, личностных и жизненных планов (школа — вуз — работа), что отражает взаимосвязь социального, образовательного и личностного аспектов обучения

Взаимосвязь личностных и философских смыслов индивидуального учебного плана формирует внутреннюю социально-динамичную «линию жизни» учащегося как ориентир для постоянного самообразования, самосовершенствования, самопонимания и саморазвития

Между философскими и личностными смыслами индивидуальных учебных планов имеет место диалектическая связь: философские смыслы являются руслом развития личностных смыслов, а личностные смыслы — содержанием и условием формования философских смыслов жизни и деятельности учащегося

Литература

1 . Дидактика в современных социокультурных условиях: Уч . пособие / Под ред . И . М . Осмоловской . М . , 2015 . 314 с .

2 . Долгая О.И. Культурологические основы непрерывного образования в Чеш-

ской республике // Педагогика. 2014. № 7. С. 116—123 .

3 . Иванова С.В. О проблеме репрезентации и интерпретации решений в сфе-

ре образования // Ценности и смыслы . 2012 . № 6 (22) С . 4—9.

4 . Ломакина Т.Ю. Современные тенденции развития системы управления ка-

чеством профессионального образования // Отечественная и зарубежная педагогика . 2011 . № 1 . С 165—173 . 5. Орешкина А.К. Теоретико-методологические аспекты формирования проектной деятельности в образовательном процессе непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика 2011 № 1 С 159—164 6 . Осмоловская И. М. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в общеобразовательной школе: Автореф . дис . ... д-ра пед . наук . М . , 2002 . 25 с .

7. Перминова Л.М. Методологическая и инновационная функции самопознания в образовательном процессе // Проблемы современного образования 2011 № 3 С 39—47

8 . Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государст-

венного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012 года № 413 . [Электронный ресурс] URL: http://www. edu . ru/db/mo/Data/d_12/m413 . html (дата обращения 28 . 04. 2013) .

9 . Селиванова Н.Л. Научный поиск в теории воспитания: приоритеты, дости-

жения и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011 . № 1 . С 103—116 .

10 . Тагунова И.А. Подходы к разработке современных теорий обучения и вос-

питания в западных странах // Педагогика . 2016 . № 1 . С. 105—112 .

11 . Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вы-

зовы // Психологическая наука и образование 2011 № 4 С 99—107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.