не просто побудителем, а мотивационной доминантой в психике человека. Данная роль позволяет переместить эмоции из следствия психических процессов к их началу, т. е. к причине. В этой позиции эмо-
ции представляются источником, лежащим в основе многих известных психических побудителей активности поведения человека, таких как потребности, намерения, желания и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БехтереваН. П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. 383 с.
2. ВилюнасВ. Психология эмоций. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2007. 496 с.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: Хранитель, 2008. 478 с.
4. ДодоновБ. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
5. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1975. 486 с.
6. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. С. 210-224.
7. Петражицкий Л. И. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1907, 2-изд. С. 331.
8. Петражицкий Л. И. Теория и политика права: Избранные труды / Научн. ред. Б. В. Тимошина. СПб.: Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2010. 1032 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. 698 с.
10. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992.
11. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. 269 с.
12. Якобсон П. М. Изучение чувств у детей и подростков: психология чувств. М., 1961. 213 с.
REFERENCES
1. Behtereva N. P. Magija mozga i labirinty zhizni. M.: AST; SPb.: Sova, 2008. 383 s.
2. Viljunas V. Psihologija emotsij. Hrestomatija. SPb.: Piter, 2007. 496 s.
3. Goulman D. Emotsional'nyj intellekt. M.: Hranitel', 2008. 478 s.
4. Dodonov B. I. Emotsija kak tsennost'. M.: Politizdat, 1978. 272 s.
5. Leont'ev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii. M., 1975. 486 s.
6. LiperR. U. Motivatsionnaja teorija jemotsij // Psihologija emotsij. SPb.: Piter, 2007. S. 210-224.
7. Petrazhitskij L. I. Osnovy emotsional'noj psihologii. SPb., 1907, 2-izd. S. 331.
8. PetrazhitskijL. I. Teorija i politika prava: Izbrannye trudy / Nauchn. red. B. V. Timoshina. SPb.: Uni-versitetskij izdatel'skij konsorcium «Juridicheskaja kniga», 2010. 1032 s.
9. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii. M.: Prosveshchenie, 1946. 698 s.
10. Sel'e G. Stress bez distressa. Riga: Vieda, 1992.
11. Tihomirov O. K. Psihologija myshlenija. M.: MGU, 1984. 269 s.
12. Jakobson P. M. Izuchenie chuvstv u detej i podrostkov: psihologija chuvstv. M., 1961. 213 s.
Ю. В. Макаров
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ТРЕНИНГОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
В статье раскрывается содержание основных социально-психологических характеристик личности, живущей в современных социокультурных условиях. Автор рассматривает проблему изучения влияния личностного своеобразия на поведенческую активность субъекта. Особое внимание уделяется проблеме выявления внутренних детерминант, своеобразия представленности ценностно-смысловых компонентов соци-
альной активности человека, для которого психологический тренинг становится способом дальнейшего развития личности.
Ключевые слова: тренинговая технология, социально-психологический тренинг, ценностно-смысловая сфера, поведенческая активность, внутренние детерминанты социального поведения.
Yu. Makarov
Social Psychological Factors of the Interaction of People with Trainings Technologies
An analysis of basic theories of psychological training is given for determining the factors influencing the interaction of people with training technologies.
Keywords: training technology, social psychological training, internal determinants of social behaviour.
Целью развиваемого нами направления, связанного с психологией изучения тренинговых групп, выступает более глубокое понимание социально-психологических характеристик личности, живущей в современных социокультурных условиях. Речь идет о человеке, живущем в обществе, постоянно воспроизводящем новые социальные структуры, с не окончательно сложившейся социально-экономической, политической и идейной конфигурацией. В этих сложных социальных условиях человек стремится к чувству удовлетворенности собственной жизнью. С этой целью он сохраняет и реализует аутентичные ценности, развивает и укрепляет свой жизненный стиль, стремится к самореализации в личной и профессиональной сфере. Современные тренинговые технологии призваны, с нашей точки зрения, укреплять и развивать те особенности поведения, взаимоотношений, профессиональной компетентности и образа жизни, при которых он чувствует востребованность своих потенциальных способностей, переживает полноту жизни. Реализация указанных потребностей человека средствами тренинговых технологий все чаще определяется его творческой субъектной активностью, которая представляется как сложный многоаспектный процесс, связанный с субъективным переживанием психологического времени, обладающий
процессуально-рефлексивной спецификой и мотивационно-смысловой основой. Проблема творческой, преобразующей активности субъекта исследуется в работах К. А. Абульха-новой [1], Г. М. Андреевой [4], А. В. Петровского [16], С. Т. Посоховой [18] и др.
В реальной жизнедеятельности социальная активность личности проявляется в неразрывном единстве собственных отдельных внутренних процессов — ценностей, потребностей и социальных ориентиров. Поэтому мы подробнее остановимся на концепциях, которые отводят личности главную роль в детерминации социально активного поведения.
В современной социальной психологии в настоящее время существует огромное количество теорий, объясняющих с различных точек зрения поведение человека и по-разному понимающих локализацию факторов его поведенческой активности. В общих чертах их можно разделить на три направления.
Сторонники первого направления отводят главную роль в стимулировании поведения биологическим детерминантам. Эту теорию в основном поддерживают сторонники психоанализа. Главная движущая сила поведения для них — это инстинкты. З.Фрейд [25] настаивал на том, что всякая активность человека определяется инстинктами.
У А. Адлера (2002) это стремление к власти, а у Э. Фромма (2000) — стремление к общению, к самосохранению.
К представителям этого направления относят также и В. Мак-Даугалла, который считает, что причиной социального поведения являются врожденные инстинкты, реализующиеся в социальных стремлениях и желаниях.
Представителями второго направления являются психологи бихевиористы. Э. Торндайк трактовал человека как биологический организм, а его поведение — как рефлекторную реакцию на стимул.
Основное положение теории в целом сводится к следующему. Налаживание отношений с окружающими людьми, отмечает В. Н. Панфёров, происходит по законам психологической, социально-психологической и социальной деятельности, то есть «партнёра по совместной деятельности выбирают по конкретным качествам своей личности» [15, с. 57].
Поведение человека — это своеобразная функция от вознаграждения, тип и объем человеческого поведения зависит от типа и объема вознаграждения и наказания, которое оно доставляет [15, с. 25].
Но изучение детерминант активности человека невозможно без обращения к индивидуальному своеобразию личности, к ее внутреннему миру, к ее ценностям, установкам и социальным ориентациям.
Проблема изучения влияния личностного своеобразия на поведенческую активность в нашем исследовании — это проблема выявления внутренних детерминант, своеобразия представленности ценностно-смысловых компонентов социальной активности человека, для которого психологический тренинг стал способом дальнейшего развития личности. Для нашего исследования большое значение имеет, с одной стороны, выявление личностных свойств, опосредующих ведущие мотивы в структуре поведения, с другой стороны, определение смысловых образований, обладающих способностью к интеграции личностных свойств.
В. А. Ядовым разработана теория диспо-зиционной регуляции социального поведения личности. Согласно этой теории, готовность личности к определенному способу действий или жизненные позиции, направленность интересов, ценностные ориентации, социальная установка, субъективное отношение, доминирующая мотивация и т. п. — все это не что иное, как диспозиции личности — «фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом» [28, с. 25]. Диспозиции личности представляют собой продукт столкновения потребностей и ситуаций — условий, в которых эти потребности могут быть удовлетворены, и закрепляются в личностной структуре в результате онтогенеза [29, с. 79].Эти диспозиционные образования не хаотичны, но образуют систему — некоторую иерархию, которая включает в себя четыре уровня:
1-й уровень — это элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки лишены модальности («за» или «против») и не осознаваемы.
2-й уровень — социальные фиксированные установки. Социальная установка обладает сложной структурой и содержит три компонента: эмоциональный (оценочный), когнитивный и поведенческий.
3-й уровень — общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки. Направленность личности представляет собой идентификацию с той или иной областью социальной деятельности. Социальные установки этого уровня также содержат три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
4-й уровень — высший уровень диспози-ционной иерархии — образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих це-
лей. В свою очередь, имеется иерархия и в системе ценностей. Вершину ее составляет «жизненный идеал» — образ желаемого будущего. «Ценностные ориентации так или иначе согласуются с идеалом, формируя собственную иерархию жизненных целей, более отдаленных, относительно близких и ближайших, а также ценностей — средств или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона» [29, с. 47].
Особенно возрастает значение творческой самоорганизации личности, ее способности к саморазвитию и преобразованию жизненного пространства в период кардинальных и стремительных изменений во всех сферах современного общества. При этом не менее важное влияние творческая активность будет иметь в периоды индивидуальных жизненных кризисов, так называемых «застойных» жизненных периодов [1; 16], течение которых неблагоприятно сказывается на самоотношении человека, порождая при этом неадекватные установки в области социального поведения. Определяющим фактором личностных изменений в этих ситуациях выступает чувство субъект-ности [3; 15; 19], которое будет проявляться в процессе активной интерпретации как социальной действительности в целом, так и в конкретных ситуациях взаимодействия с миром, с другими людьми, с самим собой. Понятие «жизненная ситуация» рассматривается в работах Л. И. Анцыферовой [5], Л. Ф. Бурлачука [8], Е. Ю. Коржовой [8] и др. в связи с вопросом о преобладании «внутренних» и «внешних» факторов в детерминации человеческого поведения. Соотношение личностных и ситуативных факторов в ходе взаимодействия человека с жизненной средой исследуется К. Левиным, Л. Россом, Р. Нисбеттом [21]. Эти исследователи ставят вопрос о предсказании поведения человека в сложных критических ситуациях.
Для нас, в первую очередь, — это вопрос о социально-психологических детерминан-
тах решения субъекта об изменении своей жизненной ситуации через обращение к тренинговым технологиям. Понимание психологических факторов этого выбора позволит более глубоко:
- понять личностный смысл участия индивида в тренинговой группе;
- прогнозировать динамику развития и механизмов формирования групповых тренинговых процессов;
- повысить эффективность реализации поставленных целей и задач как индивидуальных, так и тренинговой группы в целом;
- повысить устойчивость приобретаемых в тренинге навыков, знаний и эмоционального опыта в реальной жизни.
Имеется обширная литература, посвященная регулятивным функциям разнообразных состояний готовности личности к определенному способу действий. Р. Кет-телл писал, что личность связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Г. Оллпорт [14], описывая человеческое поведение, создал теорию черт, в которой приоритет в детерминации поведения отдавал личности. Их называют по-разному — жизненная позиция, направленность интересов, социальная установка, ценностная ориентация, субъективное отношение, доминирующая мотивация и т. п. Все это — диспозиции личности, фиксированные в ее социально-политическом опыте предрасположенности восприятия и оценки социально-политических условий жизнедеятельности индивида, а также его способность действовать в этих условиях определенным образом.
Г. Оллпорт [14] утверждал, что зрелая личность обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Такая философия основана на ценностях, то есть на убеждениях человека в том, что по-истине важно в жизни, а что — нет. У разных людей наблюдаются различные комби-
нации ценностей и потому нельзя сказать, что человек попадает под какую-либо одну ценностную ориентацию. Олпорт выделил шесть основных типов ценностей [14, с. 62]:
1. Теоретическая. Предполагает заинтересованность человека в раскрытии истины. Такой человек в высшей мере интеллектуален и избирает для себя деятельность в области науки.
2. Экономическая. Выше всего ценится то, что полезно или выгодно. Исключительная практичность.
3. Эстетическая. Больше всего ценится форма и гармония. При этом человек, исповедующий эту ценность, не обязательно творец или художник, но его наклонности могут проявляться в повышенном интересе к эстетическим сторонам жизни.
4. Социальная. Наивысшая ценность — любовь людей. В чистом виде социальная установка является альтруистической и тесно связана с религиозными ценностями.
5. Политическая. Доминирующий интерес — власть. Это не обязательно касается политической сферы, это — жажда личной власти, влияния во всех сферах деятельности.
6. Религиозная. Независимо от способа самовыражения, религиозная личность видит в мироздании единство и высший смысл.
А. Г. Асмолов [6] выделяет объективные факторы, порождающие различные установки и то содержание, которое разные установки выражают в деятельности. Объективными факторами ситуации деятельности являются мотив (предмет деятельности), цель (осознаваемый предвидимый результат) и условия осуществления действия.
Личность, выступая в качестве субъекта социально-политической жизнедеятельности, нуждается в системе ориентаций. Вопрос о ценностных ориентациях затрагивается в целом ряде философских и психологических работ. По мнению Э. Фромма, «человеческие существа, утратив способность действовать под влиянием инстинк-
тов, но обладая самосознанием, чтобы выжить, нуждались в системе ориентаций и в объекте поклонения. Нет ни одной культуры, в которой не существовала бы такая система ориентаций, не существует и таких индивидов» [26, с. 35].
Наряду с анализом теоретических и эмпирических исследований, связанных с социально-психологическими аспектами тренинговых групп, большое значение для нашего исследования сыграли идеи социальной психологии инноваций. Проблемы инноваций исследовались в философских и социально-психологических исследованиях М. В. Кроза [11, с. 12-19], А. И. Лапина [12], Б. В. Сазонова [22], Л. М. Подлесной [17], А. Л. Свенцицкого [23], Т. Б. Карцевой [9] и др.
Многообразие исследований особенностей инновационных процессов и их участников указывает на сложность и неоднозначность описания инновационного взаимодействия человека с миром. Тем не менее, общий вывод, который они позволяют сделать, подтверждает актуальность поиска социально-психологических детерминант успешной адаптации личности к новым условиям, свободного оперирования внешними обстоятельствами в соответствии с целями, поставленными самим человеком. При этом на уровне целеполагания субъекта, осознанно организующего собственную жизнь, феноменология перемен, охватывающая все уровни взаимодействия человека с жизненной средой (природный, социокультурный), проявляется особенно ярко.
Перечисленные психологические закономерности инновационного взаимодействия человека с миром указывают, что отношение субъекта к выбору тренинговых технологий различной направленности связано с рядом внутренних и внешних факторов.
К внешним факторам относятся:
- постоянное обновление социального мира, встреча с неизвестным, требующая познания и оценки и, как следствие, пред-
полагающая повышение коммуникативной компетентности субъекта;
- высокий темп современных социальных процессов, требующих перемен, которые лежат в основе индивидуального развития и являются одним из его важнейших условий; данный фактор затрагивает интересы каждого человека и требует постоянного роста личной и профессиональной компетентности;
- конструктивная инновационная активность человека является условием успешной социальной адаптации личности и стабильности общественных институтов, которые невозможно представить без эффективной организации жизненных планов.
Представления о человеке как активном субъекте собственной жизнедеятельности позволяют выделить основные направления процессов его саморазвития. Эта тема рассматривается в работах А. И. Пригожина [20], Л. А. Коростылевой [10], О. С. Совето-вой [24].
Психологический смысл жизненного саморазвития можно определить как включение в общую систему терминальных ценностей, дополнительного уровня личных ценностей, которые стимулируют жизненную активность субъекта. В процессе соотнесения общих терминальных и актуальных личных ценностей человек определяет свою позицию в современном социокультурном пространстве.
Занимая определенную позицию в социуме, человек предвосхищает свое будущее, осознает свои реальные достижения и недостатки, стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности и к общению с другими людьми. В этой ситуации личность выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Здесь актуальной становится потребность в самосовершенствовании, в расширении границ собственных возможностей, а также управление собственным развитием. С этой точки зрения, саморазвитие будет обусловлено
несовпадением Я-реального и Я-идеального, борьбой мотивов, преодолением недостатков с помощью реорганизации деятельности и поведения. Когнитивная составляющая процессов саморазвития состоит в раскрытии индивидуальной специфики жизненных ориентаций в различных ситуациях, где человек будет принимать преимущественно прагматическое или экзистенциальное решение. Результатом саморазвития будет выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям и духовным запросам.
С нашей точки зрения, концептуально схема саморазвития может быть описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, экзистенциаль-
ном, профессиональном и культурном. Поиск оснований для саморазвития в указанных ситуациях может разворачиваться как ситуативное решение, продиктованное жизненными обстоятельствами (ситуативное пространство); как рефлексия бытия и движение в направлении его вечных вопросов (экзистенциальное пространство); как социальное действие, детерминированное локальной целью (профессиональное пространство); как рефлексия собственной жизнедеятельности, включения ее в некоторую социокультурную традицию (социокультурное пространство).
Включение в указанную схему саморазвития личности тренинговых технологий позволяет рассматривать последние как один из современных способов личностного саморазвития. Побуждением к выбору данного способа саморазвития личности выступает потребность в повышении эффективности взаимодействия в различных жизненных ситуациях, потребность в осмыслении своего места в мире, потребность в развитии профессиональной компетентности, потребность в организации жизненных целей и планов в соответствии с современными социокультурными нормами. Кроме того, обращение к миру тренинговых технологий сможет послужить средством интен-
сификации интеллектуальных, коммуникативных, регулятивных и эмоциональных функций личности. Таким образом, в сфере тренинговых технологий наряду с процессом передачи знаний, различных деятельностных навыков и эмоционального опыта происходит и другой процесс — передачи способов саморазвития. Психологический тренинг становится здесь той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы саморазвития.
С этой точки зрения, объектом саморазвития выступает целостная тренинговая процедура, включающая разнообразный развивающий материал (методы, символы, модели, ситуации, ценности, совместная деятельность, отношения, психологическая атмосфера).
Субъектом саморазвития в данном подходе может выступать как отдельная личность, так и группа (организация), которая находится в процессе выбора, исследования и преобразования указанного объекта. В этом процессе и происходит саморазвитие субъекта тренинговых технологий (личности, группы, организации).
В качестве предмета исследования указанных процессов могут выступать психологические закономерности и механизмы проявлений инновационного потенциала личности/группы/организации в системе взаимодействия с тренинговыми технологиями. Здесь можно предположить, что существуют социально-демографические, психологические и социально-психологические механизмы реализации взаимодействия человека с тренинговыми технологиями. Соответственно специфика указанного процесса будет состоять в тенденции личности
формировать индивидуальные стратегии взаимодействия с тренинговыми технологиями, а впоследствии, в ходе групповой работы будут реализовываться через личностные, межличностные, групповые и организационные феномены.
С позиций понимания психологического тренинга как гуманитарной коммуникативной технологии, проблема соответствия /несоответствия индивидуальных и групповых целей является сложной и многоуровневой.
Можно предположить, что в ее основании лежат социально-психологические факторы, побуждающие тренинговую активность субъекта. Первый — связан с проблемной ситуацией в жизни индивида, которая определяется более или менее напряженным несоответствием индивидуальных или групповых ожиданий среде жизнедеятельности. При этом проблемная ситуация может иметь и внутреннюю локализацию, то есть может возникать как несоответствие требований индивида к самому себе.
В понятие проблемной ситуации включаются также целеполагание, представление о ресурсах, необходимых для достижения цели, техники решения задач. Применительно к настоящему исследованию методологической проблемой является разработка концептуальной модели, описывающей совокупность социально-демографических и социально-психологических факторов, связанных с обращением человека к тренинговым технологиям, с предпочтением технологий определенного типа, с психологической эффективностью тренинговых технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. С. 149.
2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М.: Когито-Центр, 2002.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2000. 373 с.
5. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-19.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 528 с.
7. Бихевиоризм. АСТ — ЛТД, 1998. 704 с.
8. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
9. Карцева Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. 1988. № 5.
10. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
11. Кроз М. В. Социально-психологические характеристики инновационной установки // Психол. журн. 1988. Т. 9. № 2.
12. Лапин Н. И. Теория и практика инноватики. Серия: Новая университетская библиотека. М.: Логос, 2010. 328 с.
13. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. Е. Сурпина. СПб.: Речь, 2000.
14. Оллпорт Г. В. Личность в психологии. СПб.: Ксп+ М; Ювента, 1998. 345 с.
15. Панферов В. Н. Интегративный подход к психологии человека. Психология человека: интегративный подход. СПб., 2000.
16. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 255 с.
17. Подлесная Л. М. Социально-психологические аспекты преодоления барьера к новому: Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Тбилиси, 1978. 21 с.
18. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: Монография. СПб., 2001.
19. Поссель Ю. А. Субъектная индетерминированность социальной направленности личности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 2000.
20. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. С. 270-275.
21. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского / Под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 с.
22. Сазонов Б. В. Инновации в общественной сфере. 2008. Т. 34. 400 с.
23. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. М.: ТК Велби, 2004. 336 с.
24. Советова О. С. Основы социальной психологии инноваций. СПб.: Изд. дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. 152 с.
25. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я. Я и Оно. Тбилиси, 1991.
26. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 2000.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. 608 с.
28. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
29. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
REFERENCES
1. Abul'hanova-SlavskajaK. A. Strategija zhizni. M.: Mysl', 1991. S. 149.
2. Adler A. Ocherki po individual'noj psihologii. M.: Kogito-Tsentr, 2002.
3. Anan'evB. G Chelovek kak predmet poznanija. SPb.: Piter, 2001. 288 s.
4. Andreeva G M. Social'naja psihologija. M.: Aspekt-Press, 2000. 373 s.
5. Antsyferova L. I. Lichnost' v trudnyh zhiznennyh uslovijah: pereosmyslivanie, preobrazovanie situacij i psihologicheskaja zawita // Psihol. zhurn. 1994. T. 15. № 1. S. 3-19.
6. AsmolovA. G Psihologija lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitija cheloveka. M.: Smysl. 2007. 528 s.
7. Biheviorizm. AST — LTD, 1998. 704 s.
8. Burlachuk L. F., Korzhova E. Ju. Psihologija zhiznennyh situacij: Uchebnoe posobie. M.: Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1998. 263 s.
9. Kartseva T B. Lichnostnye izmenenija v situatsijah zhiznennyh peremen // Psihologicheskij zhurnal. 1988. № 5.
10. Korostyleva L. A. Psihologija samorealizatsii lichnosti: zatrudnenija v professional'noj sfere. SPb.: Rech', 2005. 222 s.
11. KrozM. V Social'no-psihologicheskie harakteristiki innovatsionnoj ustanovkiz // Psihol. zhurn. 1988. T. 9. № 2. S. 12-19.
12. Lapin N. I. Teorija i praktika innovatiki. Serija: Novaja universitetskaja biblioteka. M.: Logos, 2010.
328 s.
13. Levin K. Teorija polja v social'nyh naukah / Per. E. Surpina. SPb.: Rech', 2000.
14. Ollport G V Lichnost' v psihologii. SPb. : Ksp+ M; Juventa 1998. 345 s.
15. Panferov V N. Integrativnyj podhod k psihologii cheloveka. Psihologija cheloveka: integrativnyj podhod. SPb., 2000.
16. Petrovskij A. V. Lichnost'. Dejatel'nost'. Kollektiv. M., 1982. 255 s.
17. Podlesnaja L. M. Sotsial'no-psihologicheskie aspekty preodolenija bar'era k novomu: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Tbilisi, 1978. 21 s.
18. Posohova S. T. Psihologija adaptirujushchejsja lichnosti: Monografija. SPb., 2001.
19. Possel' Ju. A. Subjektnaja indeterminirovannost' social'noj napravlennosti lichnosti: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2000.
20. Prigozhin A. I. Novovvedenija: stimuly i prepjatstvija (sotsial'nye problemy innovatiki). M.: Politiz-dat, 1989. S. 270-275.
21. Ross L., Nisbett R. Chelovek i situacija. Perspektivy social'noj psihologii / Per. s angl. V. V. Rumyn-
skogo / Pod red. E. N. Emel'janova, B. C. Maguna. M.: Aspekt Press, 1999. 429 s.
22. Sazonov B. V. Innovatsii v obshchestvennoj sfere. 2008. T. 34. 400 s.
23. SventsickijA. L. Sotsial'naja psihologija: Uchebnik. M.: TK Velbi, 2004. 336 s.
24. Sovetova O. S. Osnovy sotsial'noj psihologii innovatsij. SPb.: Izd. dom Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2010. 152 s.
25. FrejdZ. Massovaja psihologija i analiz chelovecheskogo Ja. Ja i Ono. Tbilisi, 1991.
26. Fromm Je. Begstvo ot svobody. M.: Progress, 2000.
27. H'ellL., ZiglerD. Teorii lichnosti. SPb.: Piter, 2003. 608 s.
28. Jadov V A. O dispozitsionnoj reguljatsii sotsial'nogo povedenija lichnosti II Metodologicheskie prob-
lemy sotsial'noj psihologii. M., 1975.
29. Jadov V A. Samoreguljatsija i prognozirovanie sotsial'nogo povedenija lichnosti. L., 1979.
А. П. Якунин
СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОДРОСТКА
Исследуются представления подростков, рассматривается уровень обобщённости образов социальных ролей взрослого в представлениях подростков, излагается критерий оценки смыслового содержания представления подростков, изучается наличие смысловой структуры в представлениях подростков, выделяются индивидуальные типы на основе данной структуры.
Ключевые слова: представление, образ, обобщённость, объём, смысловая структура, индивидуальный тип.
A. Yakunin
The Sense structure in the Conceptions of Teen-Agers
The article investigates the conceptions of the teen-agers, examines the level generalizations of the forms social roles adults in the conceptions of the teen-agers, describes the criterion