ПРОБЛЕМЫ ВЫСшЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Окорочкова Е.Б.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА РОССИЯН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА
Кризисные явления в российском обществе обусловили актуализацию вопросов формирования и закрепления у населения страны качеств гражданственности и патриотизма. В настоящее время патриотизм выступает предметом исследования философского, исторического, культурологического, правового, социологического, педагогического и психологического знания как специфический тип отношения субъекта к окружающей реальности с позиции определённых ценностных приоритетов.
К настоящему времени произошло оформление нескольких научных подходов к рассмотрению природы патриотизма. Традиционно обозначаются следующие из них: эмоциональный, деятельностный, социально-обусловленный, личностный, государственнический и духовно-религиозный [5, 9] .
Позитивную роль в актуализации исследований сыграло признание на государственном уровне того, что утрата патриотизма и связанных с ним национальной гордости и достоинства влечёт потерю себя в качестве народа, обладающего способностью к великим свершениям. Под влиянием запроса практики происходит возрождение интереса к проблематике патриотизма. Вновь значимыми становятся вопросы формирования патриотизма в сознании и поведении российской молодёжи. Патриотическое воспитание призвано на основе использования педагогических форм и методов сформировать и развить у граждан важнейшие морально-психологические и другие позитивные ценности и качества, которые должны обеспечивать возможность реализации созидательного процесса в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [8].
Анализ исследовательского пространства по данной проблеме показывает, что в зависимости от социальных условий определённую вариативность
патриотическому воспитанию придают его задачи, формулируемые на основе понимания всего комплекса связанных с ним условий и ожиданий. В связи с утверждением в стране образовательных учреждений нового типа - кадетских и казачьих школ и корпусов стала вновь интересной разработка вопросов военно-патриотического воспитания, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, идей служения Отечеству.
Проведённые исследования показали, что формирование феномена патриотизма представляет собой достаточно сложный процесс, который содержит в себе разноуровневые и неравнозначные содержательные элементы. В их состав включаются ценностные ориентации, установки, императивы, запреты. Установлено, что они приобретают значительные отличия в зависимости от национального контекста. По сути, речь идёт о том, что патриотизм выступает частью социального менталитета, который рассматривается в качестве особой системы глубинно-психических социально-культурных установок общества, расположенных в национальном сознании и сфере внесознательного [13]. Патриотизм можно трактовать в качестве особой позиции личности в отношении общества и государства, возникновение которой вызвано наличием эмоционально-нравственной связи с совокупностью определённых географических, культурно-исторических, этнических и других представлений о Родине.
Проведённые научные разработки позволили констатировать полифункциональность патриотизма. В силу многоаспектности свойственных патриотизму влияний в состав его функций включаются: мировоззренческая, методологическая, коммуникативная, регулятивная и ценностная [6].
Относительно недавно стали выделять ещё одну функцию патриотизма -защитную. Вводя данную функцию, Т.В. Евлапова расшифровывает её не только как защиту от внешних врагов, но, прежде всего, от разрушающих общество проявлений рутины, застоя, либерализма и космополитизма. Патриотизм позволяет предотвратить механическое встраивание России в принципы и нормы западной цивилизации, которые несовместимы со спецификой и самобытностью России. При этом автор предупреждает, что защита подобного рода не означает создание барьеров во взаимодействии со всем остальным миром. Необходимо выдвижение притягательных и достижимых идеалов и целей, которые были бы способны обеспечить высокую консолидацию всего общества [5].
Отметим, что выделение защитной функции патриотизма представляется вполне обоснованным и органично связанным со всеми остальными функциями и с самой природой патриотизма, который недостаточно рассматривать только с позиции его значимости для отдельной личности. Она должна распространяться и на функционирование всей страны. В русле такого понимания В.И. Лутовинов указывает, что патриотизм, наполняя смыслом жизнь и поведение каждого человека, помогает всем людям объединиться во имя служения Отечеству [10].
При таком понимании патриотизм нельзя рассматривать в качестве какого-либо случайного образования. Очевидно, что его появление носит закономерный
характер, обусловленный сложными процессами духовного становления индивида. Вместе с тем, причинный ряд становления патриотизма, как свойства личности, им не ограничивается. Анализ многофакторности влияний на процесс патриотического воспитания позволил всё многообразие движущих сил в данной сфере подразделить на внешние и внутренние факторы [4].
В состав внутренних факторов входят: эмоциональный, когнитивный, волевой и праксиологический факторы. Эмоциональный фактор реализуется через устойчивые эмоциональные состояния, любовь к Родине, верность Отечеству, уважение к традициям, культуре, родному языку, гражданам, правопорядку. Когнитивный фактор соответствует мыслительной деятельности субъекта, его познавательной активности в отношении культуры, истории и традиций Родины, Отечества, региона, населённого пункта, учебного заведения и т.д. Волевой фактор связан с готовностью субъекта к реализации к практической деятельности, свидетельствующей о любви и преданности своей стране, государству, народу. Праксиологический фактор характеризуется активностью включения субъекта в реальную деятельность по отстаиванию интересов Родины, страны, народа и т.д.
Наряду с внутренними факторами, значимую роль в этом процессе отводят внешним факторам. К ним относят: характер политики, проводимой государством по вопросам патриотического воспитания населения страны; деятельность образовательных заведений; социокультурную атмосферу или среду; особенности референтной для субъекта группы; позицию семьи. Становление патриотического сознания населения, включая молодёжь, в значительной мере зависит от отношения государства к своим гражданам. Замечено, что патриотизм становится более устойчивой субъектной константой в том случае, когда государство заинтересовано в обеспечении личной и имущественной безопасности граждан, укреплении у них чувства стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Значимым фактором развития патриотизма являются общественные потребности, оформляемые в виде социального заказа на образовательную и воспитательную деятельность учебных заведений. Существенную роль в зарождении и развитии патриотического настроя играет и характер нормативно-правовой системы. Немаловажно в этом же контексте влияние на патриотическое сознание населения социокультурной атмосферы, сложившейся в стране. В рамках данного фактора отметим значимость в становлении патриотических настроений деятельности заведений искусств, культуры и спорта, а также средств массовой информации. Образуя для субъекта референтную группу, определённое влияние на становление и развитие у него патриотического сознания играют родители и друзья. Свойственные им патриотические представления, интересы, образ жизни и прочее во многом определяют процесс воспитания. Рассматриваемый процесс определяется также влиянием со стороны семьи, определяющим решение ряда задач воспитания [4].
Подчёркивая сложность феномена патриотизма, авторы предпринимают попытки структурировать его содержание. В нём обычно выделяют
познавательный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты. Н.В. Машенцева и Д.В. Полежаев в составе патриотизма выделяют четыре основных компонента: гносеологический (познавательный или знаниевый), аксиологический (ценностно-ориентационный), атрибутивный («внешний», знаково-символьный), воспитательный (прежде всего, в деятельностном выражении).
Рассматривая патриотизм на уровне личностных качеств, А.К. Быков включает в его состав любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальную (в том числе религиозную и национальную) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность [2].
В структуре патриотизма выделяют также содержательный, эмоциональный и волевой элементы. Согласно предлагаемой трактовке, содержательный элемент патриотизма обусловлен необходимостью владения его субъектом определёнными знаниями о различных аспектах социальной действительности. Эмоциональный элемент патриотизма отражает его связь с социальными чувствами. Волевой элемент указывает на действенность патриотизма, на то, что данный феномен образует основу активного отношения человека к различным сторонам жизни. Наличие волевого элемента свидетельствует о необходимости побуждения субъекта к активным действиям. Исходя из того, что патриотизм является нравственным качеством, его состав структурируют следующим образом: образовательно-интеллектуальный, чувственно-эмоциональный и действенно-практический элементы. Сущность образовательно-интеллектуального компонента патриотизма увязывается со сформированностью представлений субъекта о жизни, истории страны, социальном устройстве общества, природе и т.д. Чувственно-эмоциональный компонент патриотизма увязывается с переживанием субъектом отношений к родной стране, которые проявляются: в чувстве любви к семье, родной улице, городу, краю, культуре, языку и т.д. страны, в уважении к её историческому прошлому, в восхищении народным творчеством, природой родного края и т.д. Действенно-практический компонент патриотизма обнаруживается в соответствующей деятельности, предусматривающей умение использовать знания о родной культуре, бережное отношение к природе, положительное отношение к труду на общую пользу, проявление заботы о людях и т.д.
С учётом запросов педагогической практики в составе патриотизма выделяют потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой компоненты[12]. Таким образом, в состав патриотизма устойчиво включают элементы, соответствующие определённым знаниям, ценностным позициям, эмоциональным реакциям, потенциально возможной (готовности) и реальной деятельности в отношении и в связи с любовью к малой и большой Родине, с уважением к населяющим их людям, к природе, культуре и обычаям. Различие в содержании выступает основанием для выделения
разных форм патриотизма. Так, различают: полисный патриотизм (проявлялся в античных городах-государствах); этнический патриотизм (основан на чувстве любви к своему этносу); имперский патриотизм (реализовывал единение и целостность империи); государственный патриотизм (основан на чувстве любви к государству).
В зависимости от контекста своего рассмотрения патриотизм приобретает определённые оттенки, позволяющие осуществлять типологизацию его разновидностей. Так, рассмотрение патриотизма в широком этнонациональном контексте позволило построить типологию патриотизма, выключающую государственный, региональный, национальный, националистический, социальный, российский виды патриотизма (Богуславская С.М., Бондаренко И.Ф., Брицкий Г.О., Вдовин А.И., Денисенко М.В., Козлов В.Н., Молдобаев К.К., Рощин С.К., Троицкий Е.С., Шестопал Е.Б. и др.).
По области воздействия патриотизма на сознание различается макроуровень и микроуровень. При рассмотрении на макроуровне (на уровне общества) под патриотизмом подразумевается значимая часть общественного сознания, которая проявляется в коллективных чувствах, настроениях, оценках, в отношении к своему народу, культуре, истории, государству, к основополагающим ценностям. На микроуровне (на личностном уровне) под патриотизмом понимается важнейшая, устойчивая характеристика человека, которая отражается в содержании его мировоззрения, идеалах, нормах поведения [3].
Формирование патриотизма предусматривает установление условий эффективности организации данного процесса, подразделяемых на внешние и внутренние условия. К внешним условиям патриотического воспитания относят: осознание педагогами целей воспитания; их подготовленность к своей профессиональной деятельности; наличие программы (плана) героико-патриотического воспитания; управленческий подход к нему. Эффективность патриотического воспитания повышается при органичном сочетании внешних и внутренних условий его организации. К внутренним условиям относят: осмысление субъектами патриотического воспитания необходимости развития патриотизма и героизма; наличие ценностной установки на овладение необходимыми знаниями и умениями; включение в их выполнение различных видов деятельности и различных ролей, связанных с патриотическими потребностями.
Анализ имеющихся по данной проблеме научных разработок показывает, что исследователи обращались к проблеме критериев патриотического воспитания неоднократно. Так, Е.А. Андреев предлагает подразделять критерии эффективности работы по патриотическому воспитанию на процессуальные критерии и критерии результата. В состав процессуальных критериев им включены реализационно-целевой и практически-результативный. К критериям результата отнесены когнитивный, ценностный, потребностный и деятельностно-поведенческий критерии, позволяющие оценивать состояние важнейших сторон, свойств, качеств той или иной конкретной личности [6].
Элементы совмещения критериев двух типов прослеживаются в типологии О.М. Омарова. Обращаясь к существенным особенностям, условиям, факторам и способам обеспечения эффективности соответствующей деятельности, на примере использования государственной символики России в состав критериев он включил: практико-результативный, оптимально-деятельностный и реализационно-целевой [12].
В.А. Беляева рассматривала критерии патриотизма в качестве одной из высших ценностей молодого человека. В состав значимых критериев ею были включены: обладание субъектом высоким духовным идеалом, стремлением его отстаивать и воплощать в жизни, жизненной установкой на самопожертвование, на служение Отечеству и ближнему, стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию [1]. В.И. Лутовинов среди критериев патриотического воспитания выделяет патриотическое сознание и патриотическую деятельность. В первой группе он относит патриотические знания, взгляды, убеждения, чувства, ценности, ориентации, идеалы, мотивация. В состав второй группы помещаются непосредственные проявления активности, качества и свойства поведения, конкретные действия личности, характеризующие патриотическую направленность и потребность реально служить Отечеству. Сформированность компонентов сознания рассматривается как условие патриотического поведения и деятельности [10].
Основы рассмотрения вопросов патриотизма в рамках психологического знания были заложены в трудах Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ковалёва и других отечественных исследователей. При этом на первый план научных интересов выходил вопрос о формировании патриотических чувств, который рассматривался с позиции стимулирования собственной деятельности субъекта и его эмоционального отношения к соответствующему аспекту реальности. Анализ современных исследований по патриотизму показывает, что в них активно используются психологические категории - сознание, самосознание, чувства, эмоции, мотивы и др. Значительный интерес психологов-исследователей вызывает зафиксированная тесная связь патриотизма с национальной и культурной идентичностью [11]. Вместе с тем, следует признать, что данный феномен до сих пор не попадал в эпицентр исследовательских изысканий. Очевидно, что обращение к прикладным аспектам феномена патриотизма требует более детальной конкретизации их психологических оснований.
Итак, проведённый анализ теоретических источников показал, что к настоящему времени сформированы междисциплинарные представления относительно природы патриотизма, его функций, факторов и условий формирования, содержательного наполнения и структурной организации, форм обнаружения, направлений, принципов организации, критериев и признаков эффективности формирования и т.д. Однако в научной литературе отсутствует целостное рассмотрение психологической характеристики патриотизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева, В.А. Инновационная система духовно-нравственного воспитания специалиста в образовательном пространстве вуза / В.А. Беляева // Российский научный журнал. 2007. №1. С. 117-120
2. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. 2006. №2. С. 37-42.
3. Вежевич, Т.Е. Расширенное воспитательное пространство как целостная среда субъектного становления патриота / Т.Е. Вежевич // Вестник Читинского гос. ун-та. 2009. №6. С. 79-93.
4. Данилов, П.В. Формирование и воспитание патриотических чувств / П.В. Данилов // Организация работы с молодежью. 2013. №9.
5. Евлапова, Т.В. Патриотизм как ценностное основание национальной идеи России / Т.В. Евлапова // Вестник гос. муниципального управления. 2011. №1. С. 42-45.
6. Ильичёв, Н.М. О сущности, содержании и значении патриотизма / Н.М. Ильичёв // Вестник Российского философского общества РАН. 2002. №3 (23). С. 87-89.
7. Котова, И.Б. Жизненный ресурс личности как психологическое условие позитивного мироощущения / И.Б. Котова, И.В. Гроза // Прикладная психология и психоанализ. 2012. №2. С. 6.
8. Левашов, В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В.К. Левашов // Вестник РАН. 2005. № 2. С. 99-102.
9. Лукинова, И.А. О некоторых нерешенных проблемах в исследовании феномена патриотизма / И.А. Лукинова // Вестник ун-та российской академии образования. 2012. №2. С. 123-140.
10. Лутовинов, В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию [Электронный ресурс] / В.И. Лутовинов. http://www.smolpedagog.ru/article%2065.html
11. Малинкин, А.Н. «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания / А.Н. Малинкин // Социологический журнал. 2001. №4.
12. Омаров, О.Н. Патриотическое воспитание учащейся молодёжи средствами государственной символики России / О.Н. Омаров // Известия Дагестанского гос. пед. ун-та. 2009. №2. С. 21-26.
13. Полежаев, Д.В. Феномен менталитета в социально-гуманитарном знании: историографические заметки / Д.В. Полежаев // Личность. Культура. Общество. М.: Изд-во ИФ РАН, 2009. Т. XI. Вып. 2 (48-49). С. 496-501.