УДК 316.6
Мурашкин Михаил Михайлович
Murashkin Mikhail Mikhailovich
аспирант кафедры «Общая психология» Пензенского государственного университета
PhD student, General Psychology Department, Penza State University
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS OF ADDICTIVE BEHAVIOUR IN FOREIGN STUDENTS
Аннотация:
Summary:
Статья содержит результаты анализа теоретических подходов к феномену аддикции в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Акцент делается на социально-психологических факторах аддиктивного поведения иностранных студентов в контексте их адаптации/дезадаптации к новым для них условиям жизнедеятельности.
The article presents results of the analysis of theoretical approaches to the phenomenon of addiction in the works of Russian and foreign researchers. The author discusses social and psychological factors of addictive behaviour of foreign students in the context of their adaptation / disadaptation to new conditions of life.
Ключевые слова:
Keywords:
миграция, адаптация, аддикция, аддиктивное поведение, социально-психологические факторы ад-диктивного поведения, иностранные студенты.
migration, adaptation, addiction, addictive behaviour, social and psychological factors of addictive behaviour, foreign students.
Миграция как социальное явление имеет относительно небольшую историю изучения. В настоящее время проблемы, связанные с миграционными процессами, являются актуальными для мирового сообщества. Для большинства регионов Российской Федерации этот вопрос также важен. Масштабность миграционных потоков порождает большое количество проблем социального, экономического, политического характера. Государственным учреждениям на всех уровнях приходится решать вопросы, связанные с регистрацией и учетом мигрантов, а также с их обучением и адаптацией. Последнее требует проведения исследований и разработки инструментария, необходимого для работы в этом направлении. Несмотря на накопленный опыт теоретического и практического изучения проблем данной сферы, остаются недостаточно разработанными многие вопросы, например касающиеся показателей успешности адаптации и дезадаптации мигранта в новой для него культурной среде. Огромный исследовательский интерес представляют проблемы адаптации иностранных студентов.
В условиях этнокультурной адаптации иностранные студенты сталкиваются с проблемами усвоения норм, ценностей, языка принимающего сообщества, а также с социально-психологическими стереотипами и установками. Культурные особенности общества могут являться стрессо-генными факторами, порождающими поведение, свойственное дезадаптивному типу социального реагирования и способствующими возникновению таких феноменов, как культурный шок, аккультурационный стресс и т. д. [1]. Адаптационные механизмы не всегда носят адекватный характер и в ряде случаев реализуются через девиантное поведение, в том числе через такую его форму, как аддикции [2].
Проблема аддиктивного поведения в современных условиях достигла огромных масштабов. Существует множество форм и видов зависимости человека. В первую очередь речь идет о употреблении психоактивных веществ (ПАВ) (химическая зависимость). На сегодняшний день к списку химических зависимостей добавились новые социокультурные аддикции, такие как гемблинг, клаб-бинг, работоголизм, ургентная аддикция, сексуальные и пищевые формы зависимости [3].
Феномен аддикции достаточно хорошо изучен и описан как в отечественной, так и в зарубежной литературе. К настоящему моменту накоплен большой объем данных, объясняющих специфику различных аспектов данной проблемы. Большая часть исследований была реализована в рамках медицины, изучались клинические аспекты зависимости. Исследователями выделены предпосылки, способствующие развитию аддиктивного поведения (А.С. Беличева, Н.В. Дмитриева, Ю.А. Клейберг [4], Ц.П. Короленко, Д.В. Лазаренко, В.Д. Менделевич). Описаны стадии развития психологической зависимости (А.В. Ананьев, Р.Л. Кастер, Р.Дж. Розенталь, К.С. Янг).
С позиции психоаналитического подхода (представители - А. Адлер, Э. Берн, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон) причиной аддикций являются неразрешенные внутриличностные конфликты, возникшие на той или иной стадии психосексуального развития. В раннем психоанализе
акцент делался на первостепенном значении принципа удовольствия в употреблении ПАВ. Альфред Адлер, постулирующий идею о комплексе неполноценности как источнике самосовершенствования личности, считал, что аддиктивное поведение является способом бегства от реальности и диктуется стремлением преодолеть свою неполноценность.
Целесообразной кажется идея Э. Эриксона, согласно которой наркотизация и алкоголизация являются проявлениями кризиса идентичности. Применив этот подход к студентам-мигрантам, необходимо отметить, что, попав в чужую страну, под влиянием культуры принимающего сообщества молодые люди нередко испытывают кризис этнической идентичности. Через алкоголь происходит поиск внешних границ своего «я», совершаются попытки выстраивания модели общения с представителями другой культуры. Немаловажным является следующий факт: при ослаблении эго-идентичности возрастает уровень подверженности влиянию со стороны окружения. Отечественные ученые (И.Ю. Гусев, Н.В. Дмитриева, Ю.Ю. Кушнерова [5], Н.В. Твердохле-бова, Д.В. Четвериков, А.А. Ярышева) отмечают, что при зависимом поведении у молодых людей происходит трансформация эго-идентичности, формируется аддиктивная идентичность.
В современных психоаналитических теориях употребление ПАВ рассматривается как функция невротических защитных механизмов. Химические вещества выступают в качестве средства преодоления напряжения, эмоциональной боли, давления со стороны внешнего социального окружения. В случае с мигрантами подавляются еще и переживания по поводу своей культурной некомпетентности, переживания, сопровождающие феномен «расставания с родиной», «культурный шок». Под действием ПАВ обозначенные состояния сменяются состояниями позитивной направленности. Таким образом, посредством чередования психологических состояний формируется механизм зависимости.
Сторонники бихевиорального направления считают, что на поведение человека влияет его социальное окружение. Бихевиористы отмечают, что основным фактором подростковой наркомании является социальная дезадаптация (М. Хольмберг). В рамках данного направления было выдвинуто предположение о том, что аддиктивное поведение может формироваться под влиянием других людей и зависит от частоты контактов с ними (С.В. Березин, К.С. Лисецкий). Данный подход не объясняет, почему некоторые подростки, живущие в неблагополучной семье и имеющие контакт с наркоманами, не становятся наркозависимыми под чужим влиянием.
Представители когнитивного подхода (Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, Дж. Келли, Г. Олпорт, Л. Фестингер) в качестве причин аддиктивного поведения и аддикций выделяют рассогласованность между личностными свойствами, что приводит к внутриличностному конфликту. Как следствие, происходит снижение адаптационных возможностей и в качестве компенсаторных средств адаптации личность начинает использовать аддиктивные агенты.
А. Маслоу и К. Роджерс - известные представители гуманистического направления в психологии, отмечают, что каждая ситуация неконгруэнтности между я-концепцией и реальностью приводит к возрастанию уязвимости личности и подверженности ее внешним влияниям. Согласно концепции А. Маслоу, основным механизмом возникновения и функционирования аддикции является неудовлетворение базовых потребностей, что препятствует самоактуализации личности.
Анализ отечественных исследований показывает, что в нашей стране аддикция рассматривается как некоторая система, включающая в себя нарушенные инстинкты и нарушающая работу смысловой, мотивационной, ценностной сфер. Личность подвергается настолько сильным изменениям, что человек начинает чувствовать, что не может прожить без аддиктивных агентов.
Следует отметить, что изучение аддикций проводилось в основном на подростках [6]. Исследования на выборке студентов представлены в меньшей степени. Например, Т.Н. Башировой и А.Н. Грязновым были выделены следующие особенности личности студентов, склонных к ад-диктивному поведению: уход от реальности как способ защиты; тревожность; трудноизменяемое поведение, необязательность, поверхностный характер общения; стремление произвести хорошее впечатление; боязнь трудностей и их плохая переносимость; стремление к обвинению других и оправданию себя; уход от ответственности; подчинение влиянию других, отсутствие самостоятельности [7].
На наш взгляд, особого рассмотрения требуют социально-психологические факторы аддик-тивного поведения у иностранных студентов, так как возрастает популярность программы студенческого обмена и все больше иностранных студентов прибывают в Россию с целью обучения. Очевидно, что остаются открытыми вопросы о социально-психологических факторах, влияющих на формирование и развитие аддиктивного поведения у иностранных студентов, а также вопросы специфики проявления аддикций в условиях адаптации к условиям жизни в принимающем сообществе.
Нами было проведено исследование аддиктивного поведения студентов на базе Пензенского государственного университета. Всего в исследовании приняло участие 200 студентов, из них 100 человек - иностранные русскоговорящие студенты в возрасте 18-25 лет из Туркменистана, Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана, 100 человек - студенты, являющиеся гражданами России, в возрасте 17-24 лет.
Были использованы следующие методики:
1. Опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова.
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда. Получены следующие результаты: в группе иностранных студентов у 36 % опрошенных
выявлен умеренный уровень склонности к аддикции, у 21 % - высокий уровень. В группе российских студентов выявлены следующие диагностируемые показатели: умеренный аддиктивный риск представлен у 27 % исследуемых, выраженный - у 36 %. Был проведен опрос с целью обозначения видов аддикции. Респонденты в обеих группах отметили, что имеют пристрастие к курению и/или алкоголю.
Также в ходе исследования было проведено сравнение социально-психологических факторов аддиктивного поведения иностранных студентов с результатами изучения аддиктивного поведения российских студентов, что позволило конкретизировать факторы с учетом возрастных особенностей и социальных условий, в которых адаптируются студенты-мигранты. В результате анализа диагностических данных, полученных с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда, выявлены следующие тенденции:
1. Низкие показатели по шкале «Адаптивность» в группе иностранных студентов, имеющих выраженный и умеренный уровни аддиктивной склонности, представлены у 23 %. Низкий уровень адаптивности выступает одной из причин, по которой, вероятно, иностранные студенты испытывают трудности в обучении. Низкие показатели по данной шкале в группе российских студентов выявлены лишь у 11 % респондентов, имеющих низкий уровень адаптационных ресурсов, что ограничивает эффективность адаптационного процесса в новых условиях жизнедеятельности.
2. Высокие значения по шкале «Дезадаптивность» отмечены у 28 % иностранных и 6 % российских студентов. Следует отметить, что подобные результаты характерны для студентов-первокурсников.
3. «Непринятие других» отмечается у 12 % иностранных и 3 % российских студентов. В поведении данная тенденция реализуется через отвержение общения с людьми противоположной культуры.
4. «Внутренний контроль» в большей степени выражен у иностранных, чем у российских студентов (33 и 18 % соответственно).
5. Показатели по шкале «Внешний контроль» свидетельствуют о том, что данный фактор в большей степени влияет на иностранных студентов - 47 % (контроль со стороны образовательной среды вуза). Этот фактор действует на 28 % российских студентов из числа опрошенных.
6. Выявлены значимые различия в показателях по шкале «Эмоциональный дискомфорт» (39 % иностранных и 22 % российских студентов).
Таким образом, данные исследования свидетельствуют, что к социально-психологическим факторам, способствующим возникновению и развитию аддиктивного поведения у иностранных студентов, относятся: низкий уровень адаптивных возможностей, дезадаптивность, непринятие других, низкий уровень внутреннего контроля, отсутствие внешнего контроля, наличие эмоционального дискомфорта, ведомость, эскапизм. Различного рода трудности могут возникать как в системе «преподаватель - иностранный студент», так и в системе «иностранный студент - русский студент». Склонность к ведомости увеличивает риск попадания в компанию, употребляющую пАв. Тенденция к эскапизму, или уход от проблем в мир иллюзий, также увеличивает риск возникновения аддикций, так как ПАВ изменяют состояние, выступают в качестве средства преодоления напряжения и эмоциональной боли.
Полученные данные могут быть использованы руководителями учебных заведений при организации социально-психологической помощи иностранным студентам, а также специалистами при разработке тренингов, программ, направленных на адаптацию иностранных студентов.
Ссылки:
1. Константинов В.В. Социально-психологические характеристики адаптации мигрантов в современных условиях. Пенза, 2007. 187 с.
2. Константинов В.В. Адаптационный процесс у мигрантов и их психологические характеристики (на материалах Приволжского федерального округа) // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2 (20). С. 114-122 ; Константинов В.В., Ковалева Н.А. Расставание с родиной: социально-психологическая проблема миграции // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 5. С. 3-15.
3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, 2001. 251 с.
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов. М., 2001. 50 с.
5. Кушнерова Ю.Ю. Взаимосвязь показателей процесса социально-психологической адаптации и структурных элементов эго-идентичности студентов, имеющих склонность к развитию алкогольной аддикции // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 704.
6. Семенов Д.В. Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2001. 19 с.
7. Баширова Т.Н., Грязнов А.Н. Факторы аддиктивного поведения студентов вуза // Казанский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 84-90.
References:
Bashirova, TN & Gryaznov, AN 2011, 'Factors addictive behavior of high school students', Kazanskiy pedagogicheskiy zhur-nal, no. 3, pp. 84-90, (in Russian).
Kleyberg, YA 2001, Psychology of deviant behavior, manual, Moscow, p. 50, (in Russian).
Konstantinov, VV 2007, Socio-psychological characteristics of migrants adapt to modern conditions, Penza, p. 187, (in Russian).
Konstantinov, VV 2012, 'The adaptation process of migrants and their psychological characteristics (on materials of the Volga Federal District)', Vestnik KRAUNTS. Gumanitarnyye nauki, no. 2 (20), pp. 114-122, (in Russian).
Konstantinov, VV & Kovaleva, NA 2013, 'Parting with the homeland. the socio-psychological problem of migration', Psikho-logicheskiy zhurnal, vol. 34, no. 5, pp. 3-15, (in Russian).
Korolenko, CP & Dmitrieva, NV 2001, Psychosocial addictology, Novosibirsk, p. 251, (in Russian).
Kushnerova, YY 2012, 'Correlation of the process of social and psychological adjustment and structural elements of the ego-identity of students who have a tendency to develop alcohol addiction', Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, no. 6, p. 704, (in Russian).
Semenov, DV 2001, Socio-psychological characteristics of adolescents with addictive behavior. PhD thesis abstract, Kursk, p. 19, (in Russian).