Научная статья на тему 'Аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности'

Аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1682
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
АДДИКТ / АДДИКЦИЯ / ADDICTION / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADDICTIVE BEHAVIOUR / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY TRAIS / ADDICT / DESADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна, Лазаренко Дмитрий Витальевич

В статье рассматриваются два аспекта социализации: осуществляемой в условиях образования и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни. Акцентируется внимание на втором аспекте, связанном с аддиктивным поведением личности. Описывается структура аддиктивного поведения, а также характерные особенности личности, склонной к аддиктивному поведению. Приводятся эмпирические данные, подтверждающие взаимосвязь между чертами личности и наличием у нее склонности к аддиктивному поведению. На примере студентов ОмГПУ и СКГУ представлены различные виды аддикций и степень их выраженности. Делается вывод, что употребление психотропных веществ способствует переходу не только от временной дезадаптации личности к постоянной, но и к аддиктивной реализации как показателю нарушенной социализации человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDICTIONAL BEHAVIOUR AS THE INDICATOR OF THE BROKEN SOCIALIZATION OF THE PERSON

The paper considers the two aspects of socialization: under the conditions education and under the conditions of spontaneous influence of various life circumstances. The attention is focused on the second aspect connected with addictive behaviour of the person. The structure of addictive behaviour and the features of the person with disposition to addictive behaviour are described. The empirical data confirming the correlation between the features of the personality and their disposition to addictive behaviour are cited. With the example of students of Omsk State Pedagogical University and North Kazakhstan State University various kinds and degrees of addictions are presented. The conclusion is that the use of psychotropic substances promotes transition from a person’s temporary desadaptation to the permanent state, and further to addictive realization as an indicator of the broken socialization of the person.

Текст научной работы на тему «Аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности»

УДК 159.9.072

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НАРУШЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Л. Н. Антилогова, Д. В. Лазаренко

ADDICTIONAL BEHAVIOUR AS THE INDICATOR OF THE BROKEN SOCIALIZATION OF THE PERSON

L. N. Antilogova, D. V. Lazarenko

В статье рассматриваются два аспекта социализации: осуществляемой в условиях образования и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни. Акцентируется внимание на втором аспекте, связанном с аддиктивным поведением личности. Описывается структура аддиктивного поведения, а также характерные особенности личности, склонной к аддиктивному поведению. Приводятся эмпирические данные, подтверждающие взаимосвязь между чертами личности и наличием у нее склонности к аддиктивному поведению. На примере студентов ОмГПУ и СКГУ представлены различные виды аддикций и степень их выраженности. Делается вывод, что употребление психотропных веществ способствует переходу не только от временной дезадаптации личности к постоянной, но и к аддиктивной реализации как показателю нарушенной социализации человека.

The paper considers the two aspects of socialization: under the conditions education and under the conditions of spontaneous influence of various life circumstances. The attention is focused on the second aspect connected with addictive behaviour of the person. The structure of addictive behaviour and the features of the person with disposition to addictive behaviour are described. The empirical data confirming the correlation between the features of the personality and their disposition to addictive behaviour are cited. With the example of students of Omsk State Pedagogical University and North Kazakhstan State University various kinds and degrees of addictions are presented. The conclusion is that the use of psy-chotropic substances promotes transition from a person's temporary desadaptation to the permanent state, and further to addictive realization as an indicator of the broken socialization of the person.

Ключевые слова: аддикт, аддикция, аддиктивное поведение, дезадаптация, психоактивные вещества, социализация, черты личности.

Keywords: addict, addiction, addictive behaviour, desadaptation, psychoactive substances, socialization, personality trais.

На современном этапе развития общества, претерпевающего значительные преобразования различных сфер общественной жизни, большие надежды связывают с личностью активной, творческой, способной к самореализации как в профессии, так и в различных социальных направлениях. Это касается, прежде всего, молодежи, которая в силу своих социально-психологических особенностей не отягощена привычками и стереотипами старого. Она легко отзывается на все новое, передовое, готова к новаторским свершениям.

Именно в этом аспекте молодежь можно рассматривать как субъект, т. е. активный, деятельный, способный проявить инициативу, самостоятельно принимать и реализовать решения и определять перспективу своей жизнедеятельности.

Однако об активности молодежи в реализации жизненных планов можно говорить лишь в том случае, когда ею успешно пройдены этапы социализации, под которой понимают процесс усвоения и активного воспроизведения личностью социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности [5].

Социализация, как известно, может проходить как в условиях образования и воспитания, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов.

В условиях образования личность, как правило, включается в социальный мир ценностно-нормативной системы требований и правил, овладение которой приводит к социально приемлемым способам

поведения, отражает основу формирования нравственного сознания, выражающегося в наличии у человека нравственных убеждений и принципов, понятия социальной ответственности, долга, что ведет к соответствующей регуляции своего поведения.

В условиях же стихийного влияния на личность различных жизненных факторов возможны определенные отклонения в поведении человека, одним из которых является аддиктивное поведение, под которым понимается вид отклоняющегося саморазрушающегося поведения, связанный с состоянием измененного сознания, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества [8, с. 286 - 287].

Структуру аддиктивного поведения личности можно представить следующим образом (рис.).

Человек, встречаясь с какой-либо жизненной трудностью, проблемой, попадая в конфликтную ситуацию, начинает определенным образом реагировать на нее, проявляя определенную активность (физическую, психическую). Иногда этой активности бывает недостаточно, и неразрешенная проблемная, конфликтная ситуация начинают вызывать у человека напряжение. Будучи не в состоянии должным образом реагировать, отвечать, он вынужден уходить от этой ситуации, от этой реальности. Но возникшее напряжение не исчезает и продолжает «давить» на человека, мешая ему выполнять основную деятельность, препятствуя удовлетворению различных потребностей. В зависимости от личностных особенностей данное напряжение будет сниматься разными путями.

Нередко в силу неспособности рационально мыслить и видеть социально полезные пути выхода из ситуации человек прибегает к неадекватным способам, а именно: к употреблению различных психоактивных веществ, которые на определенное время снимают это напряжение, но постепенно в силу привыкания к этим веществам должный эффект не наступает. В этом случае человек добавляет другие психоактивные вещества или меняет их, чтобы получить удовольствие,

поддержать соответствующие эмоции, избавиться от существующего напряжения. Поддержание определенных эмоций, сопровождающееся уходом от реальности, становится с каждым разом все более и более необходимым. Этот процесс происходит на первых этапах параллельно с основными видами деятельности, а затем начинает подменять их, навязывая человеку все большую и большую вовлеченность в обладание аддиктивным агентом.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Рис. Структура аддиктивного поведения личности

Следует подчеркнуть, что длительный период патологического пристрастия к психоактивному веществу приводит к приращению, сплетению и переходу одной привычки, пристрастия в другие.

Анализ научной литературы [3; 4; 6; 7; 9; 11] позволяет констатировать, что аддикты - это личности с устойчивым стремлением к изменению психофизического состояния, со сниженной переносимостью трудностей, им присуще стремление уходить от ответственности в принятии решений. Им свойственна потеря ранее значимой системы ценностей, а также низкая переносимость фрустраций, социальная инфантильность.

Опираясь на исследование Е. А. Чеверикиной [10, с. 7] и собственные наработки [1; 2] в изучении социально-психологических особенностей студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ, мы выделили среди этих особенностей следующие: неустойчивое эмоциональное состояние, тревожность, зависимость от мнения окружающих и высокая зависимость от объекта привязанности; затрудненный самоконтроль, сложность перенесения трудностей; деформированная структура ценностных ориентаций; сниженная оптимистическая, познавательная, трудовая и альтруистическая мотивации.

Проведенное нами исследование склонности к ад-диктивному поведению студентов Омского государственного педагогического университета и СевероКазахстанского государственного университета им. М. Козыбаева позволило выявить степень выраженности различных аддикций как у российских, так и казахстанских студентов (таблицы 1, 2).

Как видно из таблицы 1, студенты-девушки из Казахстана (п1) в большей степени, чем студенты-девушки из России (п2), склонны к гэмблингу, трудо-голии, алкогольной, наркотической зависимости, компьютерной и Интернет-зависимости как на уровне выраженной аддикции, так и на уровне тенденции к ней. Практически не выявлено различий в проявлении склонности к зависимости от людей и отношений, сексуальной аддикции. В случае адреналиномании и любовной аддикции наблюдаются незначительные различия.

В целом же можно констатировать, что студенты-девушки из Казахстана в большей степени, чем студенты-девушки из России, склонны к аддиктивному поведению.

Сходные результаты были получены и при сравнении выборок студентов-юношей (п3 и п4).

Как видно из таблицы 2, студенты-юноши из Казахстана в большей степени, чем студенты-юноши из России, склонны к гэмблингу, трудоголии, интернет-зависимости, компьютерной зависимости и к зависимости от людей и отношений. В то же время отсутствуют значимые различия в выборках в выявлении склонности к адреналиномании, сексуальной, любовной, алкогольной и наркотической аддикциям.

Для определения случайности/неслучайности выявленных различий мы использовали критерий Фишера ф, который позволил констатировать, что различия между казахстанскими и российскими студентами, склонными к аддиктивному поведению, незначительны.

Таблица 1

Степень выраженности аддикции студентов-девушек СКГУ (п1 = 66) и ОмГПУ (п2 = 43) в %

~~~~~~—Степень выраженности аддикции Вид аддикции ' — Отсутствие аддикции Тенденция к формированию аддикции Устойчивое наличие аддикции

П1 П2 П1 П2 П1 п2

Алкогольная зависимость 24 54 17 16 59 30

Наркотическая зависимость 20 49 24 14 56 37

Гэмблинг 23 63 21 2 56 35

Зависимость от людей и отношений 85 91 5 2 10 7

Компьютерная и Интернет-зависимость 21 51 17 12 62 27

Трудоголия 14 44 56 42 30 14

Адреналиномания 21 16 35 14 44 30

Сексуальная зависимость 52 44 23 26 25 30

Любовная зависимость 12 19 27 42 61 39

Таблица 2

Степень выраженности аддикции студентов-юношей СКГУ (п3 = 46) и ОмГПУ (п4 = 18) в %

^^^Сотеиень выраженности аддикции Вид Отсутствие аддикции Тенденция к формированию аддикции Устойчивое наличие аддикции

п3 п4 п3 п4 п3 п4

Алкогольная зависимость 33 50 15 22 52 28

Наркотическая зависимость 7 22 41 50 52 28

Гэмблинг 11 22 7 28 82 50

Зависимость от людей и отношений 70 78 17 11 13 11

Компьютерная и Интернет-зависимость 15 50 20 17 65 33

Трудоголия 17 50 7 17 76 33

Адреналиномания 15 28 15 33 70 39

Сексуальная зависимость 20 17 20 50 60 33

Любовная зависимость 13 28 33 50 54 22

Мы попытались определить также наличие взаимосвязи между чертами личности студентов и склонностью их к аддиктивному поведению. Для этого был применен корреляционный анализ с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона. Данные корреляционного анализа представлены в таблице 3.

Как видно из таблицы, наибольшее количество связей наблюдается между выделенными чертами личности и сексуальной аддикцией, компьютерной и Интернет-зависимостью и общей шкалой склонности к аддиктивному поведению. Это означает, что уход от реальности и получение специфических ощущений молодые люди осуществляют посредством просмотра сайтов сексуального содержания; общения в чатах на сексуальные темы, выстраивая отношения по типу «вирта», т. е. виртуального секса. Интернет-зависимость проявляется в стремлении студентов к постоянному участию в сетевых он-лайн играх, форумах; непреодолимой тяге к поиску информации в сети.

Выявлено наличие корреляционной связи между склонностью к сексуальной аддикции у студентов и такими чертами их личности, как свободомыслие, терпимость к неудобствам, экспериментаторство (фактор Q1 - «Консерватизм - Радикализм»); раздражительность, возбужденность, активность, слабое

чувство порядка (фактор Q4 - «Низкая эго-напряжен-ность - Высокая эго-напряженность»). В меньшей степени сексуальная аддикция связана с такими чертами личности, как собранность, сообразительность, проницательность, эрудиция (фактор В - «Низкий интеллект - Высокий интеллект»).

Прослеживается взаимосвязь между склонностью студентов к компьютерной и Интернет-зависимости и такими чертами их личности, как неуверенность в себе, депрессивность, суетливость, погруженность в мрачные раздумья (фактор О - «Гипертимия - Гипо-тимия»); независимость от группы, отсутствие нужды в поддержке людей (фактор Q2 - «Зависимость от группы - Самодостаточность»); возбужденность, раздражительность, активность, несмотря на утомляемость, повышенная мотивация порядка (фактор Q4 -«Низкая эго-напряженность - Высокая эго-напряжен-ность»). В то же время можно констатировать, что склонность к Интернет-зависимости в меньшей степени связана с такими чертами личности, как догматичность, требование от окружающих нести ответственность за свои ошибки, осторожность в поступках (фактор L - «Алаксия - Протенсия»).

ПСИХОЛОГИЯ| Таблица 3

Матрица корреляционного анализа черт личности и форм аддиктивного поведения студентов

Черты личности Формы аддиктивного поведения студентов склонность к аддиктивному поведению

алкогольная наркотическая гэмблинг адреналиномания сексуальная любовная зависимость от людей и отношений компьютерная и интернет-зависимость трудоголия

А ,021 -,019 -,002 ,038 ,137 ,037 ,042 -,020 ,152 -,110

В ,079 ,026 -,023 -,072 -,160* -,028 ,028 ,141 ,083 -,132

С ,004 -,027 ,066 ,003 -,136 ,038 ,009 ,101 -,076 ,119

Е -,111 -,042 -,124 ,068 -,142 -,048 -,141 -,074 -,176* -,161*

Б -,009 -,067 ,010 ,210** ,046 -,025 -,067 ,025 -,029 ,244**

в ,061 -,044 -,047 -,108 -,021 -,011 ,131 ,023 ,008 -,062

Н ,040 ,000 ,069 ,094 -,006 ,107 -,022 ,065 ,032 ,150

I ,025 ,084 ,068 -,005 ,100 ,089 ,068 ,016 ,063 -,129

Ь -,125 -,048 -,134 ,059 -,022 -,067 -,165* -,171* -,168* -,029

м -,130 -,082 ,123 ,059 ,044 -,118 ,032 ,008 ,012 -,033

N ,177* ,073 ,024 -,030 -,137 ,281** ,148 ,127 -,014 ,032

О -,015 ,041 -,030 -,064 ,176* -,087 -,058 ,210** -,036 ,191*

01 ,004 -,005 ,056 ,059 ,185* -,033 -,057 -,038 ,078 ,029

02 ,171* ,217** ,092 -,041 -,071 ,100 ,141 ,160* ,064 -,054

03 ,026 ,013 ,042 ,023 -,032 ,116 ,138 ,083 ,094 -,052

04 -,097 ,006 -,111 -,096 ,172* -,048 -,052 ,204* -,037 -,056

Примечание: * - при р < 0,05; ** - при р < 0,01.

На основе проведенного исследования можно за- показателю нарушенной социализации человека, пре-

ключить, что определенные черты личности могут пятствующей как личностному, так и профессиональ-

влиять не только на переход от временной дезадапта- ному росту и самосовершенствованию. ции к постоянной, но и к аддиктивной реализации как

Литература

1. Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 40 - 43.

2. Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Черты личности как фактор аддиктивного поведения студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. (Серия: Педагогика, психология). 2014. № 3(18). С. 13 - 16.

3. Бородина Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 24 с.

4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2001. 251 с.

5. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов на/Д.: Феникс, 1998. 512 с.

6. Кушнерова Ю. Ю. Формирование эго-идентичности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе как фактор профилактики алкогольной аддикции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 23 с.

7. Менделевич В. Д. Клиническая (медицинская) психология. М., 2005. 432 с.

8. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. 448 с.

9. Хмелевская О. Е. Психологические предикторы и детерминанты формирования наркотической аддикции личности с нарушением адаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2005. 23 с.

10. Чеверикина Е. А. Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2013. 218 с.

11. Четвериков Д. В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2002. 385 с.

Информация об авторах:

Антилогова Лариса Николаевна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии Омского государственного педагогического университета, Antilogova@yandex.ru.

Larisa N. Antilogova - Doctor of Psychology, Full Professor, Head of the Department of General and Pedagogical Psychology, Omsk State Pedagogical University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лазаренко Дмитрий Витальевич - аспирант кафедры общей и педагогической психологии Омского государственного педагогического университета, mitya1981-07@inbox.ru.

Dmitry V. Lazarenko - post-graduate student at the Department of General and Pedagogical Psychology, Omsk State Pedagogical University.

(Научный руководитель - Л. Н. Антилогова). (Academic advisor - N. Antilogova).

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

УДК 159.923:796.01

ЗАНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА КАК ФАКТОР АККУЛЬТУРАЦИИ

Л. В. Аргентова, Т. Е. Аргентова

PRACTICING NATIONAL SPORTS AS AN ACCULTURATION FACTOR

L. V. Argentova, T. E. Argentova

В статье описаны и сравнительно проанализированы личностные особенности профессиональных спортсменов (тайских боксеров) и профессиональных боксёров, занимающихся другими единоборствами, а также мужчин, профессионально не занимающихся спортом. При этом возраст всех испытуемых-мужчин (спортсменов-профессионалов и любителей спорта) относится к периоду ранней взрослости (20 - 25 лет). Результаты исследования выявили значимые различия в личностных особенностях людей, занимающихся тайским боксом, в сравнении со спортсменами, занимающимися другими единоборствами, и мужчинами, не занимающимися спортом вообще. Делается вывод о том, что занятие новым для нашей страны видом спорта - тайским боксом -в целом благоприятно сказывается на развитии личности спортсмена.

The paper describes and comparatively analyzes the personality features of professional Thai boxers, boxers engaged in other martial arts, and also men who are not professionally involved in sports. The age of all the studied men (professional and amateur athletes) refers to the period of early adulthood (20 - 25 years old). The results of the study revealed significant differences in the personal characteristics of the people involved in Thai Boxing, in comparison with the athletes in other combat sports and the men who do not do sports at all. It is concluded that practicing Muay Thai, which is a new kind of sport for this country, has overall favorable impact on the development of athletes' personality.

Ключевые слова: аккультурация, личность спортсмена, тайский бокс, агрессивность, ценностные ориентации.

Keywords: acculturation, athlete's personality, Thai boxing, aggression, personality factors, value orientations.

Исследования различных проблем межкультурного взаимодействия приобретают в последнее время всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсификации межкультурных коммуникаций, с которыми мы сталкиваемся все чаще.

В настоящее время в нашей стране получают распространение новые для нашей культуры виды спорта, в частности, тайский бокс в России и Кузбассе получил широкое распространение. Сборная команда Кузбасса по тайскому боксу является ведущей сборной России. В неё входят заслуженные мастера спорта международного класса, ведущие спортсмены по версии всемирной спортивной ассоциации «Glory», мастера спорта, кандидаты в мастера спорта и спортсмены, имеющие спортивные разряды.

Известно, что тайский бокс является одним из самых жёстких спортивных единоборств, требующих отличной физической и психологической подготовки. В тайском боксе используется отличная от всех дру-

гих видов единоборств, техника нанесения ударов ногами, локтями и коленями, захватов и бросков. Во всем мире тайские боксеры являются наиболее подготовленными к реальным контактным поединкам.

Тайский бокс тесно связан с философией Буддизма. В федерации спорта по тайскому боксу существуют свои правила и законы, которые непрекословно должны соблюдать спортсмены.

Тайским боксом занимаются люди в начале возраста ранней взрослости (20 - 25 лет, согласно периодизации Э. Эриксона, на которую мы опираемся). Этот возрастной период является оптимальным для максимального физического и психического развития спортсменов в их профессиональной деятельности. Именно в этом возрасте человек осознанно составляет личный профессиональный план, осваивает новую профессию, активно формирует свои ценностные ориентации, выбирает свой жизненный путь [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.