Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты формирования материнской функции у беременных женщин. . '

Социально-психологические аспекты формирования материнской функции у беременных женщин. . Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
846
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелехов И. Л.

Подчеркивается важность изучения материнства, как социально-ролевой функции женщины. Рассматриваются взаимосвязь личностно обусловленных систем ценностей и репродуктивных установок. Отмечается актуальность данного направления психологических исследований для понимания механизмов регуляции психического состояния женщины в период беременности и после родов, а также разработки комплексных дифференцированных психокоррекционных программ..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шелехов И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author emphasizes importance of studying of motherhood, as socially-role function of the woman. Are considered interrelation caused by features of the person of systems valuable orientation and reproductive installations. The urgency of the given direction of psychological researches for understanding of mechanisms of regulation of a mental condition of the woman is marked during pregnancy and after sorts, and as development of complex programs of correction of mentality and rehabilitation programs.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты формирования материнской функции у беременных женщин. . »

13. Ломов Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб., 2000.

14. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.

15. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми. Л., 1970.

16. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека: Т.1. Л., 1957.

17. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

18. Петровский А.В. Потребность «быть личностью» // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб., 2000.

19. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Психология личности: Хрестоматия. Т. 2. Самара, 2002.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

21. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: Хрестоматия. Т. 2. Самара, 2002.

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М., 1995.

И.Л. Шелехов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИНСКОЙ ФУНКЦИИ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

Томский государственный педагогический университет

В Российской Федерации с 90-х годов XX в. продолжает увеличиваться число бездетных гражданских браков и неполных семей [1]. Отмечается тенденция к росту девиантных форм материнского поведения [2]. По данным современных авторов, прогнозируются обострение демографических проблем, связанных с падением рождаемости, рост количественных показателей социального сиротства и распространенности девиантных форм материнского поведения [2-4].

Современные исследования свидетельствуют об изменении отношения к материнству в сознании женщин [4-7]; а также указывают на отсутствие связи между количеством детей в семье, особенностями реализации женщиной материнской функции и материальным достатком [8-12].

Психология материнства недостаточно изучена отечественной наукой [3, 4, 7]. Актуальность психологического изучения материнства продиктована противоречием между остротой проблем, связанных со значительным числом распадающихся семей, увеличением числа социальных сирот, ростом случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ психологической и социальной помощи семье, и в первую очередь - жен-щине-матери [13-16].

В связи с этим актуальными являются исследования, направленные на выявление закономерностей формирования и реализации материнской функции в современных условиях [4, 8, 9, 11, 12]. Кроме того, перед психологами стоит задача своевре-

менной коррекции девиантных форм материнского поведения. Эта задача требует раннего выявления отклонений в материнском поведении, понимания их причин и изучения закономерностей их формирования [15, 16]. Возрастание психологической и социальной актуальности проблемы обусловлено рядом факторов, одним из которых является недостаточность информации о влиянии личностных особенностей и родительских установок на формирование материнской функции.

Целью данного исследования являлось определение характера влияния личностных особенностей (типа акцентуации личностных черт, системы ценностей) и родительских установок беременных женщин на формирование материнской функции с последующей разработкой комплексных дифференцированных психокоррекционных программ.

В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: на формирование у беременных женщин материнской функции влияют личностные особенности (тип акцентуации личностных черт, система ценностей) и родительские установки. В случае наличия внутриличностного невротического конфликта, вызванного конкурированием ценностей или противоречием между родительскими установками женщины и требованиями социума, возможно возникновение эмоциональных нарушений в период беременности с последующим формированием девиантных форм материнского поведения.

Методологической основой исследования являются структурно-уровневый подход, предложен-

ный М.С. Роговиным [17, 18] и Г.В. Залевским [18, 19], а также положения теории психологии отношений В.Н. Мясищева [20], который определял личность как систему, совокупность, «ансамбль» отношений к социальному окружению и самому себе. Личность, ядром которой является ценностно-пот-ребностная сфера, оказывает значительное влияние на формирование материнской функции.

Следует отметить, что структурно-уровневый подход к исследованию позволяет раскрыть закономерности формирования материнской функции как структурно-уровневого феномена, вскрыть механизмы возникновения девиантных форм материнского поведения и выработать эффективные методы их коррекции.

В данном исследовании материнская функция рассматривается как система, имеющая внутреннюю организацию. Такая организация может быть представлена как биологический уровень (инстинкт продолжения рода) и уровень социальный (семейные и этнокультурные особенности воспитания и обучения ребенка, социальные требования и установки). Нарушение структуры межуровневых отношений (конфликт между биологическим и социальным), конкуренция между ценностью ребенка и другими значимыми для женщины ценностями [21] изменяют процесс формирования материнской функции, что обусловливает возникновение эмоциональных нарушений в период беременности. Признаком неблагополучия личности является тревога, а внутри-личностный конфликт проявляется характерным сочетанием низкой реактивной и высокой личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).

В соответствии с целью и задачами исследования использовался следующий методический аппарат: структурированное интервью, опросники, психодиагностические методы (восьмицветовой тест М. Люшера, цветовой тест отношений Эткинда, методика PARI (Parental attitudere search instrument), шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, шкала оценки значимости эмоций (Б.И. Додонов, 1995), опросник MMPI (опросник Mini-Mult), характерологический опросник К. Леонгарда, опросник С. Бем, методика «Шкала терминальных и инструментальных ценностей» (М. Рокич), методика УСЦД (уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах), роза «качества жизни» (И.А. Гунда-ров, 1995)). Математическая обработка результатов основана на известных, уже применявшихся методах [22], в соответствии с возможностями компьютерных программ «Statistica» и «Microsoft Excel».

Исследование проводилось по единой диагностической программе в течение 2002-2004 годов на базе акушерской клиники Сибирского государственного медицинского университета (г. Томск) и

женской консультации родильного дома № 3 им.

Н.Н. Семашко (г. Томск). Исследование выполнялось на добровольной основе, испытуемые включались в группу по следующим критериям:

- информированное согласие женщины получить психологическую подготовку к родам и последующему общению с ребенком;

- поведенческие и аффективные расстройства в период беременности;

- наличие угрозы прерывания беременности для выявления психогенного фактора (стремление к прерыванию беременности).

Из выборки исключались лица, состоявшие на психиатрическом и наркологическом учете, а также женщины моложе 18 и старше 40 лет.

В исследовании приняли участие беременные женщины в возрасте от 19 до 37 лет в количестве 150 человек (39 пациенток акушерской клиники СГМУ (г. Томск); 111 пациенток женской консультации родильного дома № 3 им. Н.Н. Семашко (г. Томск)). Из них 102 первородящих и 48 повторнородящих. По срокам беременности контингент обследованных распределился следующим образом:

1. Первый триместр (12-14 недель) - 28 пациенток.

2. Второй триместр (16-28 недель) - 35 пациенток.

3. Третий триместр (30-40 недель) - 87 пациенток.

Средний возраст женщин составил 28 + 9 лет, в обследованной группе преобладали женщины 2129 лет (62.3 % обследованных). Женщины обследованной группы характеризовались достаточно высоким уровнем образования (незаконченное высшее и высшее образование - 65.9 % от общего числа обследованных), в обследованной группе преобладают женщины, состоящие на момент обследования в зарегистрированном браке - 75.5 %.

Беременные обследовались по единой диагностической программе, включающей опрос (структурированное интервью) и заполнение карты обследования.

Анализ литературы и результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что на принятие женщиной материнской функции оказывает влияние совокупность следующих факторов: тип акцентуации личностных черт, система ценностей и родительские установки, материнское отношение, индивидуальные особенности семейного воспитания, культурный и социальный статус женщины, психологическая готовность женщины к материнству, ее семейный статус, особенности переживания беременности. Неблагоприятное влияние приведенных факторов способствует формированию девиантных форм материнского поведения,

которые могут иметь различную степень выраженности: от провоцирования несчастных случаев или отказа матери от воспитания ребенка до различных форм нарушения материнско-детского взаимодействия, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его психическом развитии. На основе анализа вышеприведенных психологических факторов уже в период беременности возможно прогнозирование особенностей формирования материнской функции и ранняя диагностика нарушений ее реализации, что позволяет своевременно проводить психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия, направленные на устранение нарушений материнско-детского взаимодействия.

Состояние беременности сопровождается психологическим кризисом, включающим в себя осознание и внутреннее принятие себя беременной, симптом противоречивого отношения к беременности, перестройку самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка, принятие своей новой социальной роли матери, опасение относительно успешности реализации материнской функции. Изменение эмоциональной жизни женщины ведет также к изменению внутрисемейных отношений, что сопровождается семейным кризисом.

Для беременности и послеродового периода является типичным усиление характерологических свойств личности, возникновение эмоциональных переживаний, а также различных эмоциональных расстройств. Вместе с тем их симптомы в конкретном случае могут быть представлены с различной степенью выраженности. Наиболее ярко вышеуказанная симптоматика, усиленная страхом перед неизвестным, проявляется в течение первой сохраненной беременности. Такое психическое состояние беременной в большей мере обусловлено психогенным фактором - осознанием того, что изменяется вся жизненная ситуация: независимое существование заканчивается, и женщина принимает новую для себя социальную роль - роль матери.

Проведенные исследования подтверждают выдвинутую гипотезу: система ценностей и родительские установки женщины связаны с типом акцентуации личностных черт. Женщины, относящиеся к демонстративному типу личности, на первые места в шкале ценностей ставят следующие терминальные ценности: активная деятельная жизнь (61.0 %), общественное признание (55.0 %), уверенность в себе (54.5 %). У лиц с тревожно-боязливым типом личности доминируют такие терминальные ценности, как здоровье (57.0 %), уверенность в себе (55.0 %), общественное признание (53.0 %). Установлено, что особенности реализации материнской функции обусловлены типом акцентуации личнос-

тных черт. Так, нормативные формы материнско-детского взаимодействия в 68.5 % отмечались при тревожно-боязливом и эмотивном типе акцентуации, девиантные формы материнского поведения чаще (71.5 %) наблюдались у женщин с демонстративным и возбудимым типом акцентуации личностных черт. Выявлена зависимость между типом акцентуации личностных черт и системой предпочтений эмоциональных переживаний; для каждого типа личности характерна определенная аффективная окраска беременности. Признаки внутрилич-ностного конфликта (сочетание низкой реактивной и высокой личностной тревожности) выявлены у 67.5 % (р < 0.05; 1=2.86) обследованных. Невротическая тревога формировалась на основе внутренних противоречий, вызванных конкуренцией равнозначимых ценностей: таких как материнство и карьера, материнство и независимость, материнство и развлечения, материнство и саморазвитие, счастливая семейная жизнь и свобода. Методика УСЦД выявила конкуренцию таких ценностей, как счастливая семейная жизнь и свобода как независимость в поступках и действиях (64.5 %); счастливая семейная жизнь и познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие) (63.5 %); любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и свобода как независимость в поступках и действиях (52.0 %). Данные, полученные в результате проведенного исследования, подтверждают выдвинутую гипотезу о влиянии внут-риличностного невротического конфликта (конкуренция равнозначимых ценностей) на возникновение эмоциональных нарушений в период беременности с последующим формированием девиантных форм материнского поведения.

Наблюдаемые нами девиантные формы материнского поведения были представлены следующими проявлениями: вербальная агрессия по отношению к ребенку, недовольство им, эмоциональное отвержение ребенка (51.2 %); физическое насилие (26.5 %); отказ от ухода за ребенком (22.3 %). Девиантные формы материнского поведения имели взаимосвязь с выраженными формами акцентуации личностных черт. У лиц с выраженными формами акцентуации личностных черт присутствовали те же закономерности: взаимосвязь между типом акцентуации личностных черт и системой ценностей. Но их проявления носили более выраженный характер: отмечалось выделение в качестве основных первых двух - трех терминальных ценностей из всей системы ценностей. Так, лица с демонстративным типом акцентуации личностных черт указывали такие ценности, как активная деятельная жизнь (80.7 %) и общественное признание (72.1 %); пациентки с возбудимым типом акцентуации личност-

ных черт отдавали предпочтение таким терминальным ценностям, как общественное признание (75.3 %), продуктивная жизнь (72.8 %) и любовь (65.5 %). Иные ценности воспринимались как нечто второстепенное и малозначительное, что накладывало определенный отпечаток на характер мировоззрения и снижало адаптационные резервы личности.

Возможно, наличие невротического конфликта, вызванного конкуренцией ценности ребенка с другими значимыми для женщины ценностями, является внутренним фактором, заостряющим черты личности и усиливающим выраженность проявлений девиантных форм материнского поведения.

На основании проведенных исследований сделаны следующие выводы:

1. Проведенные исследования подтверждают выдвинутую гипотезу: личностные особенности (тип акцентуации личностных черт, система ценностей) и родительские установки определяют особенности формирования материнской функции у женщин, находящихся в состоянии беременности. Нормативные формы материнско-детского взаимодействия характерны для лиц с тревожно-боязливым и эмотивным типом акцентуации, девиантные формы материнского поведения чаще наблюдаются у женщин с демонстративным и возбудимым типом акцентуации личностных черт.

2. Существует зависимость между типом акцентуации личностных черт и эмоциональными переживаниями; для каждого типа личности характерна определенная аффективная окраска беременности. Так, у лиц с возбудимым типом акцентуации во время беременности на фоне ровного эмоционального состояния периодически возникают непродолжительные фазы раздражительности и злобно-тоскливого настроения, при котором появляется аффективная взрывчатость и агрессивность. Для беременных женщин с сензитивным типом личности характерен страх возникновения угрозы прерывания беременности и тревожно-боязливые опасения за исход родов (слабости родовой деятельности, боли, тяжелых послеродовых осложнений).

3. Для каждого типа акцентуации личностных черт характерна определенная система терминальных и инструментальных ценностей, а также спе-

цифические родительские установки.

4. Внутриличностный конфликт (конкуренция равнозначимых ценностей, таких как материнство и карьера, материнство и независимость, материнство и развлечения, материнство и саморазвитие, счастливая семейная жизнь и свобода) способствует возникновению эмоциональных нарушений в период беременности с последующим формированием девиантных форм материнского поведения.

5. У женщины-матери с выраженной акцентуацией личностных черт значительно увеличивается вероятность риска возникновения девиантных форм материнского поведения.

На основании полученных данных разработаны комплексные дифференцированные психокоррекционные программы:

1. Программа I содержит методику коррекции и оптимизации комплекса установок на взаимоотношения матери и ребенка у женщин в период беременности. Программа рассчитана на использование в психологической практике в условиях женской консультации или акушерской клиники.

2. Программа II представляет собой методику коррекции шкалы ценностей и установок на реализацию материнской функции. Данная методика рассчитана на женщин, находящихся в состоянии беременности, а также может быть использована для коррекции нарушений материнско-детского взаимодействия в случае наличия у женщины девиантной формы материнского поведения.

Таким образом, разработанные программы рассчитаны на широкий возрастной диапазон и позволяют оказывать психологическую помощь женщинам, находящимся на различных этапах репродуктивного цикла: беременность - подготовка к родам - послеродовой период - коррекция девиантных форм материнского поведения.

Результаты проведенного исследования дополняют существующие теоретические представления о психологии материнства и позволяют предложить оптимальные модели психологической подготовки женщин к реализации материнской функции, профилактики и коррекции девиантных форм материнского поведения.

Литература

1. Малышев Е.А. Семья и свобода // Семья на рубеже веков. Мат-лы междунар. научн.-практ. конф. Пермь, 2000.

2. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал, 2000, Т. 21. № 2.

3. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии 2002, № 3.

4. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. М., 2002.

5. Борщевская Т.И., Мамышева Н.Л., Мануйлова О.А., Мидуков В.З., Попова Ю.Н., Уразаев А.М. Роль условий социализации в формировании у женщин мотивов сохранения и искусственного прерывания беременности // Проблемы социальной психологии XXI столетия. Мат-лы междунар. симпозиума. Ярославль, 2001. Т. 1.

6. Уразаев А.М., Попова Ю.Н., Мамышева Н.Л., Мануйлова О.А. Формирование социального и психологического портрета современных молодых женщин в период репродуктивной активности // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 3 (31). «Психология», 2002.

7. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

8. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Обществ. науки и современность. 2000. № 4.

9. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1.

10. Hertzer K. Warum schreit das Baby ständig? // Psychologie heute. Dezember 2001.

11. Levend H. Warum ein Kind? // Psychologie heute. Juni 2003.

12. Levend H. Warum kein Kind? // Psychologie heute. Juni 2003.

13. Simpson S.W., Howes R.A., Goodwin T.M., Robins S.B., Bookwalter J.G., Bookwalter D.K., Rizzo A.A. Psychological factors and hyperemesis

gravidarum // Journal of women's health and gender-based medicine. Jun 2001, Vol. 10, Issue 5.

14. Sentker Ralf. Stress in Kinderzimmer // Psychologie heute. Februar 2003.

15. Исенина Е.И. Предпосылки качеств матери у беременных женщин (III триместр) // Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции. СПб., 2000.

16. Безрукова О.Н. Репродуктивные мотивации женщин. // Социологические исследования. 2000, № 12.

17. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. Научно-методическое пособие. М., 1977.

18. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования. Томск, 1988.

19. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, в норме и патологии). М.; Томск, 2004.

20. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. М., Воронеж, 1998. (Серия «Психологи Отечества»).

21. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности // Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003.

22. Берестнева О.Г., Уразаев А.М., Муратова Е.А., Кубарев Е.Н., Воробьева Н.Г. Математические методы в психологии. Томск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.