Научная статья на тему 'Особенности ценностно-потребностной сферы личности и репродуктивных установок женщин, сохраняющих беременность'

Особенности ценностно-потребностной сферы личности и репродуктивных установок женщин, сохраняющих беременность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
544
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уразаев А. М., Мамышева Н. Л., Шелехов И. Л., Борщевская Т. И.

В статье подчеркивается важность изучения материнства, как социально-ролевой функции женщины. Рассматривается взаимосвязь личностно обусловленных ценностных систем и репродуктивных установок. Отмечается актуальность данного направления психологических исследований, важных для понимания механизмов регуляции психического состояния женщины в период беременности и после родов, а также разработки комплексных психокоррекционных и реабилитационных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emphasizes importance of studying of motherhood, as socially-role function of the woman. Are considered interrelation caused by features of the person of systems valuable orientation and reproductive installations. The urgency of the given direction of psychological researches for understanding of mechanisms of regulation of a mental condition of the woman is marked during pregnancy and after sorts, and as development of complex programs of correction of mentality and rahabilitation programs.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-потребностной сферы личности и репродуктивных установок женщин, сохраняющих беременность»

7. Романюк А.И. Демографическое будущее развитых государств: между детерминизмом и свободой выбора // Социс. 1999. № 3.

8. Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория // Социс. 2000. № 11.

9. Уразаев А.М., Попова Ю.Н., Мамышева Н.Л., Мануйлова О.А. Формирование социального и психологического портрета современных

молодых женщин в период репродуктивной активности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2002. Вып. 3 (31).

10. Агарков А.П., Мамышева Н.Л., Миневич В.Б., Неронова Л.И. Психологическая служба для беременных (методические рекомендации). Томск, 1995.

11. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.

12. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психол. журн. 2001. № 1.

13. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщин в период беременности и родов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.

14. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.

15. Психология личности. Хрестоматия. Т. 2: Отечественная психология. Самара, 2002.

16. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психол. исслед. в психонев-

рол. М., 1980.

17. Лакин Г.Д. Биометрия. М., 1980.

А.М. Уразаев*, Н.Л. Мамышева**, И.Л. Шелехов*, Т.И. Борщевская***

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И РЕПРОДУКТИВНЫХ УСТАНОВОК ЖЕНЩИН, СОХРАНЯЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ

‘Томский государственный педагогический университет “Сибирский государственный медицинский университет ‘‘‘Женская консультация родильного дома № 3, г. Томск

Психология материнства - одна из мало разработанных отечественной наукой областей. Актуальность его психологического исследования продиктована остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости (на 500 тыс. родов приходится 10 тыс. абортов, а с 1992 г. в ряде регионов России, в том числе и в Томске, смертность значительно превышает рождаемость [1, 2]); значительным числом распадающихся семей, увеличением числа социальных сирот, ростом случаев жестокого обращения с ребенком; неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине.

Материнство - одна из социальных функций, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена биологически, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на его содержание у каждой конкретной женщины [3, 4]. Особо важным этапом становления материнского социально-ролевого поведения является период беременности [5].

По мнению отечественных авторов [6], беременность следует признать уникальным состоянием, требующим глубокого психологического исследования, поскольку это состояние представляет собой психологический кризис взрослого возраста, ини-

циированный радикальными телесными изменениями, непатологическими по своей природе. Глубокие психологические трансформации, происходящие в этот период, имеют огромное значение для всей последующей жизни женщины и психического развития ребенка, особенно на ранних этапах онтогенеза [7]. К психологическим новообразованиям периода беременности можно отнести внутреннюю картину беременности, восприятие и родительское отношение к будущему ребенку, которое, по мнению многих авторов, зарождается уже при решении вопроса о сохранении плода [6].

Детальное изучение психологического состояния беременной женщины позволяет сформировать научно обоснованный подход к решению целого ряда актуальных практических задач, среди которых разработка системы диагностических мероприятий, направленных на своевременное выявление групп риска развития психических нарушений, а также психотерапевтическая помощь женщинам с осложненной беременностью и подготовка семейных пар к родам, профилактика и коррекция девиантного материнства.

Практика показывает, что для успешной реализации материнской функции, а также предупреждения формирования девиантных форм материнс-

А.М. Уразаев, Н.Л. Мамышева, И.Л. Шелехов, Т.И. Борщевская. Особенности.

кого поведения необходим ряд условий, одним из которых является оптимизация эмоционально-мотивационной сферы личности женщины. Неадекватная мотивация, в основе которой лежит не собственно желание иметь ребенка, а другие мотивы (страх прерывания беременности, желание сохранить семью) определяют подсознательное неприятие ребенка и могут стать фактором, способствующим развитию внутриличностного невротического конфликта.

Исходя из положения С.Л. Рубинштейна [8] о том, что мотивы составляют ядро личности, можно сделать вывод: особенности личности человека и его мотивационная сфера являются взаимоопреде-ляющими.

Мотивация - динамический процесс формирования мотива (основания поступка), побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, предмета, ради которого она совершается. Это также осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности [9].

В западной психологической литературе широко обсуждается вопрос о двух видах мотивации и их различительных признаках: экстринсивной

(обусловленной внешними причинами) и интрин-сивной (внутренней, связанной с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями). Е.П. Ильин [9] считает, что мотивы и мотивация всегда внутренне обусловлены, но могут побуждаться и внешними стимулами. Именно поэтому, отмечает он, западным психологам не удалось выделить экстринсив-ную и интринсивную мотивацию в чистом виде. По сути, речь идет о внутренних и внешних стимулах, побуждающих развертывание мотивационного процесса.

Нами проводилось обследование группы женщин, находящихся на разных сроках беременности - от 6 до 39 недель. Исследование проводилось на базе акушерской клиники СибГМУ и женской консультации родильного дома № 3 им. Н.Н. Семашко (г. Томск). Оно проводилось сплошным методом на добровольной основе.

В исследовании приняли участие 150 беременных в возрасте от 19 до 29 лет. Из них 90 первородящих и 60 повторнородящих. По срокам беременности контингент обследованных распределился следующим образом:

- первый триместр (12 - 14 недель) - 40 пациенток;

- второй триместр (16 - 28 недель) - 40 пациенток;

- третий триместр (30 - 40 недель) - 70 пациенток.

Средний возраст женщин составил 24±6 лет.

Беременные обследовались по единой диагностической программе, включающей опрос (структурированное интервью) и заполнение карты обследования. При обработке и анализе результатов исследования особенностей личности и эмоционального состояния женщины, а также способов реализации женщиной социально-ролевой материнской функции опорой служили имеющиеся в литературе представления [9-14, 15-20] и цели настоящей работы.

Математическая обработка результатов основывалась на широко известных методах [21] парных статистических сравнений, дисперсионного анализа, оценки сопряженности количественных и качественных показателей и др. в соответствии с возможностями компьютерных программ «Statistical и «Microsoft Excel».

Опираясь на данные, полученные в исследовании, можно говорить о том, что ряд пациенток воспринимает ребенка через призму внутриличност-ного конфликта. В частности, наблюдается противоречие между образом идеального ребенка, о котором женщина мечтала во время беременности, и качествами, которыми обладает реально существующий ребенок. Очевидно, что если такой женщине не оказывается своевременная психологическая помощь, направленная на изменение ожиданий и установок по отношению к ребенку, у женщины наступает разочарование и ощущение обманутых надежд, которые приводят к неприятию ребенка матерью и формированию девиантной формы материнского поведения.

Аналогичная картина наблюдается при описании пациентками образа идеальной женщины. В ряду предъявляемых требований (женщина должна быть) указываются взаимоисключающие качества, которые могут быть сгруппированы в дуальные пары: быть независимой, свободной - семейной; волевой -уютной; общительной, иметь много друзей и знакомых - быть домохозяйкой; иметь возможность самореализации - быть домашней. Также указывается, что плохо, когда женщина не реализовала себя в профессии, карьере - уделяет ребенку недостаточно времени; не имеет семьи - уделяет недостаточно времени профессиональной деятельности.

Некоторые ценности являются лидерами в структуре ценностно-потребностной сферы личности женщины и декларируются как значимые вне зависимости от типа преобладающих личностных черт.

Терминальные ценности:

1) счастливая семейная жизнь;

2) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

3) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

4) здоровье (физическое и психическое).

Инструментальные ценности:

1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

3) жизнерадостность (чувство юмора);

4) чуткость (заботливость).

Приведенные выше ценности носят традиционный, общепринятый характер и обусловлены половым, социокультурным и возрастным факторами. Вместе с тем нами были выявлены взаимосвязи типа акцентуации личностных черт, акцентуаций характера и ценностных шкал, где присутствуют специфические комбинации ценностей.

Результаты исследования мотивации деторождения показали, что ведущие причины отличались разнообразием и представляли собой стремление к реализации биологического инстинкта и значимые социальные потребности.

Ведущими мотивами деторождения у обследуемых беременных были обоюдное желание супругов иметь ребенка (35 %), стремление сохранить семью (34 %). Такие мотивации, как изолированное желание мужа иметь ребенка, отмечались в 14 % случаев; желание женщины иметь ребенка вопреки желаниям мужа - у 9 %; страх прерывания беременности - в 6 %; иные причины - в 2 % случаев.

Анализ выбора женщиной мотива деторождения показал, что у беременных с явным неприяти-

ем ребенка ведущими мотивами были: страх прерывания беременности - 45.5 % случаев; желание мужа иметь ребенка - 36.4 %; стремление сохранить семью - 18.1 %. Среди этих женщин отмечалось наибольшее количество пограничных нервнопсихических расстройств (81.8 %).

У беременных с явным приятием ребенка ведущими мотивациями деторождения были: обоюдное желание супругов иметь ребенка (65 %); желание женщины иметь ребенка - у 25 %. В этой группе расстройств субпсихотического ранга не отмечалось.

Приведенные данные позволяют описать межличностные отношения в семье, оценить степень приятия будущего ребенка женщиной и мотивацию деторождения и связать их с распространенностью психических нарушений у беременных.

Отсутствие гармоничных отношений в семье, когда рождение ребенка призвано исправить эти отношения, разрешить трудную жизненную ситуацию, приводит к снижению степени приятия будущего ребенка и косвенно - к развитию субпсихоти-ческих расстройств, преимущественно невротического и неврозоподобного типа.

Материалы, полученные в исследовании, могут использоваться в качестве основания для разработки перспективных коррекционных программ, направленных на формирование ролевой материнской функции и уточнение иерархии мотивов в материнской мотивационной сфере.

Литература

I. Уразаев А.М., Попова Ю.Н., Мамышева Н.Л., Мануйлова О.А. Формирование социального и психологического портрета современных молодых женщин в период репродуктивной активности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2002. Вып. 3 (31).

Уразаев А.М. и др. Показатели семейного статуса и состояние мотивационной сферы у женщин, планирующих прерывание беременности // Семья на рубеже веков: Мат-лы. междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2000.

Брутман В.И. и др. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психол. 2002. № 1. Брутман В.И. и др. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Там же. 2002. № 3.

Филипова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Там же. 2001. № 1.

Айвазян Е.Б. и др. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстра-генитальной патологией // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. № 3.

Скобло В.Г., Дубовик О.Ю. Система «мать - дитя» в раннем возрасте как объект профилактики // Соц. и клинич. психиатрия. 1992.

Т. 2. № 2.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

10. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопр. психол. 2002. № 5.

II. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.

12. Безрукова О.Н. Репродуктивные мотивации женщин // Социол. исслед. 2000. № 12.

13. Мамышева Н.Л. и др.. Системные детерминанты состояния мотивационной сферы у беременных женщин (в современных социальноэкономических условиях) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2000. Вып. 3 (19).

14. Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. СПб., 2002.

15. Pryse C.R. et al. (Eds.) Motherhood in human and nonhuman primates: Biological determinants. Basel, 1995.

16. Shrock P. Sexual health in pregnancy // Reprod. Life: Adv. Res. Psychosomat. Obstat. and Gynaecol.: Proc. 10 th Int. Congr. Psychosomat.

Obstat. and Ginaecol. Stokholm, 14-17 June 1992. Garnforth, 1992.

9.

М.А. Холодная, О.Г. Берестнева. Специфика когнитивного обеспечения интеллектуальной...

17. Verny T. (Ed.) Pre- and perinatal psychology: An introduction. N.Y., 1987.

18. Ajzen I., Fishbein M. Understanding attitudes and predicting social behavior. Engelwood Cliffs, N.Y., 1980.

19. Blacher J. Sequential stages of parental adjustment to the birth of a child with handicaps: Fact or artifact? // Mental Retardation. 1984. Vol. 22.

№ 2.

20. Sigel I.E. A conceptual analysis of beliefs // Siegel I. (Ed.) Parental Belief Systems: The Psychological Consequences for Children. Hillsdale, N.Y., 1985.

21. Берестнева О.Г., Уразаев А.М., Муратова Е.А. и др. Математические методы в психологии. Томск, 2001.

М.А. Холодная*, О.Г. Берестнева**

СПЕЦИФИКА КОГНИТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

‘Институт психологии РАН, г. Москва “Томский государственный педагогический университет

Задачи интеллектуального развития личности, полноценной реализации интеллектуального потенциала, своевременного выявления и сохранения интеллектуальных резервов страны в настоящее время приобретают статус государственных и объединяют усилия психологов, педагогов, социологов, экономистов, политиков и многих других специалистов. В психологии накоплен огромный эмпирический материал по проблеме отсутствия интеллектуальной продуктивности при наличии потенциальных познавательных способностей. Высокий уровень развития интеллекта и проявления одаренности в детском и юношеском возрасте не являются гарантом экстраординарных научных, технических или социальных достижений во взрослости [1-6].

Обширный материал в области изучения интеллекта до сих пор не позволяет определить конкретные компоненты когнитивной сферы, которые способствуют человеку максимально продуктивно использовать свои возможности. Успешность самореализации высокоинтеллектуальных субъектов неоднозначна, о чем свидетельствует целый ряд исследований. Огромный вклад в интеллектуальную продуктивность вносят личностные, мотивационные факторы, способность к гипернапряжению, специфические особенности саморегуляции и организации индивидуальных свойств личности [1-8].

Вопрос эффективной самореализации личности в интеллектуальной деятельности до настоящего времени остается актуальным и малоизученным. Выявлены факты успешного обучения студентов и их продуктивного участия в научной студенческой работе при низких (90-98 ед.) значениях ^ или при наличии медленного неточного стиля принятия решения в ситуации неопределенности и т.д. [4, 5].

Все вышеперечисленные особенности свидетельствуют, что интеллектуальные способности находятся в системе сложных нелинейных взаимосвязей, к тому же могут иметь кумулятивный эффект и проявляться иногда в комплексе, иногда в единичном варианте в зависимости от индивидуальной жизненной ситуации или социальных влияний.

В данном исследовании в рамках изучения специфики когнитивного обеспечения интеллектуальной деятельности лиц с высокими и сверхвысокими значениями уровня интеллекта решались три задачи:

- найти различия в интеллектуальных показателях по группе успешных в реально ориентированных видах интеллектуальной деятельности и группе успешных в учебной деятельности в условиях вузовской подготовки;

- выявить характер соотношения (влияния) разных типов интеллектуальной успешности и пола, с одной стороны, и результативных (в виде показателей уровня психометрического интеллекта) и стилевых (в виде показателей таких когнитивных стилей, как полезависимость/поленезависимость, импульсивность/рефлективность, ригидность/гибкость познавательного контроля) характеристик интеллектуальной деятельности, с другой стороны;

- определить симптомокомплекс интеллектуальных качеств, необходимый для успешной интеллектуальной самореализации в реальных видах деятельности, как целостную систему нелинейных взаимосвязей результативных и стилевых особенностей индивидуального интеллекта.

В качестве испытуемых выступали успешно обучающиеся студенты, магистры и аспиранты наиболее престижных факультетов вузов г. Томска в возрасте от 21 до 27 лет. Выборка состояла из 127 человек. При этом 39 из них имели реальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.