психологические исследования
психология индивидуальности
УДК 316.614.6
Руденский Евгений Владимирович
Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии НГПУ, [email protected], Новосибирск
социально-психологическая виктимология личности как психотехническая система социальной терапии виктимной личности
Аннотация: в статье представлена характеристика социально-психологической виктимо-логии личности как психотехнической системы социальной терапии виктимной личности в единстве теории виктимогенеза личности как теоретико-методологического основания психотехнической системы, психотехнической теории терапевтической социализации, психотехники социально-психологической диагностики виктимности, психотехники клинико-социологиче-ского метода социальной терапии, психотехники терапевтического социально-психологического тренинга, конструктивистской педагогики онтогенетической социализации как психотехнической дидактики. Социальная терапия виктимной личности представлена как социально-психологическая технология девиктимизации (снижения виктимности) личности.
Ключевые слова: социально-психологическая виктимология личности, онтогенетическая виктимизация личности, онтогенетическая социализация личности, социально-психологическая виктимность, виктимогенез личности, виктимный тип личности, клинико-социологиче-ская методология, диагностико-терапевтический эксперимент, социальная терапия виктимной личности, виктимный тип личности, психотехническая система социальной терапии.
Rudensky Evgeny Vladimirovich
Doctor of sociological sciences, candidate of pedagogical sciences, professor of chair of the general psychology and history of psychology of NGPU, [email protected], Novosibirsk
social and psychological viktimologiya
of the personality as psychotechnical system social
therapy of the viktimny personality
Abstract. Hhe characteristic of a social and psychological viktimologiya of the personality as psychotechnical system of social therapy of the viktimny personality in unity of the theory bhkthmo-генеза is submitted to the personality as teoretiko-methodological basis of psychotechnical system, psychotechnical theory of therapeutic socialization, psychoequipment of social and psychological diagnostics of a viktimnost, psychoequipment of a kliniko-sociological method of social therapy, psychoequipment of therapeutic social and psychological training, constructivist pedagogics of ontogenetichesky socialization as psychotechnical didactics. Social therapy of the viktimny personality is presented as social and psychological technology of a deviktimization (decrease in a viktimnost) to the personality.
Keywords: social and psychological viktimologiya of the personality, ontogenetichesky victimization of the personality, ontogenetichesky socialization of the personality, social and psychological viktimnost, BHKrnMoreHe3 persons, viktimny type of the personality, kliniko-sociological methodology, diagnostiko-therapeutic experiment, social therapy of the viktimny personality, viktimny type of the personality, psychotechnical system of social therapy.
Слом социальной системы Советского союза, который произошел в 1991 году, закономерно вызвал разрушение социально-генетических механизмов развития личности, которые сложились в стране за годы советской власти, а новый механизм, адекватный новым социальным отношениям в стране, не сложился. Культурный шок, а затем длительное пребывание страны в состоянии аномии закономерно детерминировали актуализацию деструктивных механизмов социальной генетики личности.
Одним, и мало изученным, деструктивным механизмом социальной генетики личности, является социально-психологический механизм онтогенетической виктимизации личности. Проблема онтогенетической вик-тимизации личности длительное время рассматривалась мной в контексте исследования дефекта социализации личности в интерактивных системах семьи и образования [1].
Концепт «онтогенетическая виктими-зация личности» введен мной в социально-психологический тезаурус для характеристики процесса дефицитно-деформирующего индивидуального развития личности в условиях социально-психологической депри-вации [4].
Социально-психологическая депривация определяет развитие дисгармонии межличностных отношений и ведет к риску социально-психологической деградации личности.
Связь дисгармонии межличностных отношений и деградации личности предстает в исследовании социально-психологической виктимизации личности как фактор риска виктимогенеза личности (дисгармония межличностных отношений) и деструктивная результативность виктимогенеза личности (социально-психологическая деградация личности).
Социально-психологическая виктимиза-ция - это деструктивный механизм зарождения, формирования и развития социально-психологической уязвимости личности к критическим ситуациям социального функционирования: кризисам, конфликтам, социальным фрустрациям и стрессам [5].
А если исходить из того, что современное российское общество формируется как общество социально-психологической конкуренции социальных субъектов. Конкуренции, в которой кризис, конфликт и стресс
становятся нормативными компонентами повседневности, проблема социально-психологической виктимности, опять же закономерно, становится актуальной как для личности, как социального субъекта, так и для всей системы социальных отношений социальных субъектов в обществе.
Социально-психологическая виктим-ность личности - это один из базовых концептов социально-психологической викти-мологии личности, указывающий на то, что личность имеет дефицит субъектных качеств личности - дефицит субъектности [6].
Субъектность является характеристикой социально-психологических качеств личности: автономности; активности; аутентичности; адаптивности. То, есть тех качеств, которые развиваются в процессе онтогенетической социализации личности, которая является конструктивным антиподом онтогенетической виктимизации личности.
В процессе онтогенетической социализации личность обретает субъектные качества только при условии, если процесс психического онтогенеза обеспечивает развитие психических функций, а процесс социального онтогенеза формирует социально-личностные компетентности.
Социально-личностные компетентности - социально-коммуникативные, социально-когнитивные, социально-эмоциональные, социально-ролевые, определяют фундаментальное основание зарождения, формирования и развития субъектных качеств личности. Качеств, формирование которых связано с реализацией личностью коммуникативной потребности развития. Это потребность в значимом другом человеке, взаимодействие с которым - социализирующая интеракция - обеспечивает решение задач онтогенетической социализации.
Особенностью онтогенетической социализации является то, что она осуществляется в процессе разрешения проблемных (конфликтных, кризисных, стрессовых и ситуаций социальной фрустрации) ситуаций на основе социальной активности и социально-психологической рефлексии социализирующего субъекта. Рефлексии, в процессе которой социализирующийся субъект осуществляет когнитивное конструирование своих социально-личностных компетент-ностей и социальное конструирование со-
циально-ролевых моделей своего функционирования. Концепция онтогенетической социализации является по своей сути синтезом социально-когнитивного конструктивизма с социально-ролевым конструктивизмом и раскрывает понимание цели социализации в характеристике функционального аспекта социального субъекта.
С точки зрения функциональной характеристики цели онтогенетической социализации личности, полноценное социальное функционирование личности как единство социально-когнитивного функционирования и социально-ролевого функционирования является критерием его успешности и через его оценку определяется уровень со-циализированности личности.
Концепция онтогенетической социализации личности - это концепция субъектно-де-терминированного социально-интерактивного механизма зарождения, формирования и развития субъектных качеств личности. Субъектный детерминизм онтогенетической социализации личности характеризует ее зависимость результативности от социально-субъектных качеств социализатора. В этой роли в процессе онтогенетической социализации выступают родители, педагоги, сверстники, средства массовой информации, социальные институты..., но решающая роль принадлежит степени гармоничности - дисгармоничности межличностных отношений. Виктимогенным фактором являются дисгармоничные межличностные отношения.
Социально-психологическими индикаторами дисгармонии межличностных отношений являются: социально-психологическая напряженность; социально-психологическая отчужденность; нтерпсихическая и интрап-сихическая конфликтность; межличностная и социальная агрессивность.
С. В. Духовновский выделил следующие признаки дисгармонии межличностных отношений: ослабление взаимосвязи между субъектами отношений; ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими; дисбаланс ( нарушение равновесия) между когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами отношений, гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их симбиоз [1].
Индикаторами социально-психологической деградации личности являются: утрата социально-психологической уравновешенности; утрата социально-психологической устойчивости; ослабление социально-психологической активности; повышенная раздражительность и межличностная конфликтность; расстройство социально-когнитивного функционирования; снижение адаптационного потенциала; сужение социальных интересов; развитие благодушия, беспечности, безволия; социально-психологическая дезадаптивность; снижение социального интеллекта; утрата эмоционального интеллекта.
Доминирование в системе межличностных отношений на всех уровнях социальной системы российского общества дисгармонии и, как следствие, социально-психологическая деградация личности указывают на то, что в обществе формируется деструктивная социально-психологическая дистанция [7]. Деструктивная социально-психологическая дистанция - это социально-психологический индикатор разрыва интерактивного механизма социализации. Разрывая, ведущего к запуску деструктивного механизма онтогенетической виктимизации личности.
Исследование детерминирующих оснований, процессов и механизмов онтогенетической виктимизации личности в условиях социально-психологической депривации коммуникативной потребности развития (КПР), создающей социальную фрустрацию личности, виктимогенную деформацию личности и создающую риск социально-психологической деградации, является областью научных интересов социально-психологической виктимологии личности.
В системе виктимологического знания, которое интенсивно развивается в последние годы, социально-психологическая виктимология личности исследует онтогенетическую виктимизацию личности на основе клинико-социологической методологии, методом диагностико-терапевтического эксперимента.
Социально-психологическая виктимоло-гия личности ориентирована на запросы социально-психологической практики клинических социологов, социальных психологов, социальных педагогов, социальных работников, клинических психологов и социаль-
ных психиатров.
Социально-психологическая виктимо-логия личности исследует детерминанты и механизмы онтогенетической виктимизации личности, разрабатывает теорию виктимоге-неза личности как системно-интегрированного механизма зарождения, формирования и развития социально-психологического типа личности - личности виктима, и на этой основе формирует теоретико-методологическое основание социально-психологической практики - социальной терапии виктимной личности.
Такое понимание социально-психологической виктимологии личности как социально-психологической дисциплины о жертвах социального дизонтогенеза личности (жертвах дефекта онтогенетической социализации личности) характеризует ее как:
- теоретико-методологическую систему гносеологии личной виктимности;
- психотехническую систему социальной терапии виктимной личности.
Интегрирующим основанием, на основе которого эти две системные характеристики социально-психологической виктимоло-гии личности образуют, единство является методологический принцип реципрокной дефицитности. Согласно этому принципу интерпретируются базовые концепты социально-психологической виктимологии личности. А именно: виктимность, виктимиза-ция, виктимогенез, виктимный тип личности.
Но первоначально определим суть концепта «дефицит». Этот концепт определяет суть базового феномена социально-психологической виктимологии личности - дефекта онтогенетической социализации и на основе его интерпретации разрабатывается вся концептуальная система социально-психологической виктимологии личности.
И так, концепт «дефицит» трактуется в социально-психологической виктимологии личности исходя из понимания феноменологии дефицита как характеристики «недостатка важного» или «недостатка необходимого» компонента или качества для полноценного социального функционирования личности.
В психологии существует определение концепта «дефицит» А.Маслоу, который характеризовал его как «пустоту» или «провал» в психологической структуре личности и создающий риск деформации личности [2].
Дефицит как детерминанта деформации, а деформация как детерминанта компенсирующей деструктивной социально-ролевой адаптации, а деструктивная социально-ролевая адаптация как детерминанта социально-психологической деградации, характеризуют феномен «дефицит» как концепт в интерпретации виктимизации личности и личной виктимности [8].
Личная виктимность - социально-психологический индикатор уязвимости к критическим ситуациям социального функционирования личности, детерминированной дефектом онтогенетической социализации -онтогенетической виктимизации, которая характеризуется системой дефицитом психических функций и системой дефицитов социально-личностной компетентности.
Виктимизация - системный процесс прогрессирующего развития дефекта онтогенетической социализации, вследствие увеличения (расширения) системы дефицитов психических функций и системы дефицитов социально-личностной компетентности с одновременной прогрессирующей дефици-тарной деформацией социально-психологической структуры личности и деформацией социально-когнитивного функционирования и социально-ролевого функционирования личности.
Исходным дефицитом, детерминирующим процесс виктимизации, является социально-психологическая депривация как система дефицитов (дефицит конструктивной социально-психологической дистанции; дефицит конструктивной социализирующей интеракции; дефицит социальной поддержки; дефицит социальной эмпатии и т.д.).
Механизм виктимизации в совокупности с механизмом дефицитарной деформации личности раскрывают закономерности вик-тимогенеза личности.
Виктимогенез личности - это механизм зарождения, формирования и развития дефицитно-деформированного социально-психологического типа личности - личности виктима.
Теория виктимогенеза личности, которая является стержнем всех разделов социально-психологической виктимологии личности, формирует теоретико-методологическое основание психотехнической системы социальной терапии виктимной личности.
Она формирует фундамент пятиуровневой психотехнической системы социальной терапии виктимной личности.
Первый уровень психотехнической системы социальной терапии виктимной личности образует психотехническая теория терапевтической социализации. Второй -психотехническая концепция социально-психологической диагностики виктимности и виктимной личности.
Третий уровень представлен клинико-со-циологической методологией социальной терапии виктимной личности как единство социально-диагностических, социально-аналитических, социально-когнитивных, социально-ролевых методов социальной терапии виктимной личности.
Четвертый уровень - это психотехника терапевтического социально-психологического тренинга.
Пятый - психотехническая дидактика конструктивистской педагогики онтогенетической социализации личности.
В единстве пять уровней психотехнической системы социальной терапии виктим-ной личности ориентированы на решение стратегической цели - девиктимизации личности. Это означает снижение уровня дефицитности психических функций и дефицитов социально-личностной компетентности.
Клинико-социологическая методология социальной терапии виктимной личности -это система методов, формирующих полноценность социального функционирования личности путем снижения дефицитности социально-когнитивного функционирования и дефицитности социально-ролевого функционирования личности.
Социальная терапия виктимной личности - это социально-психологическая практика терапевтической социализации, ориентированной на коррекцию, реабилитацию, абелитами дефицита психической функции и дефицита социально-личностной компетентности, имеющая цель реабилитации полноценного социального функционирования личности.
Социальная терапия виктимной личности как психотехническая система разрабатывается в лаборатории социально-психологической виктимологии, которая создана на базе ГАУ НСО «Центр социально-культурной реабилитации инвалидов». На базе этой же лаборатории ведется практическая подготовка
магистров психолого-педагогического образования по программе «Психологическая и социально-педагогическая виктимология».
Интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности в Лаборатории социально-психологической викти-мологии формирует лабораторный метод развития психотехнической системы социальной терапии виктимной личности. Метод, который позволяет развивать не только социально-педагогическую виктимологию личности, но и формировать профессиональную компетентность магистрантов как социальных терапевтов-виктимологов.
Библиографический список
1. Духновский С. В., Овчарова Н. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Теоретические и эмпирические основы: монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 277с.
2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - Москва: Смысл, 1999. - 425 с.
3. Руденский Е. В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: генезис, феноменология, онтология. Теоретико-экспериментальные основания социально-педагогической виктимологии образования. -Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - 330с.
4. Руденский Е. В. Дефицит социально-психологической компетентности как триггер онтогенетической виктимизации личности // Сибирский педагогический журнал. - №1. - 2013. - С.217-222.
5. Руденский Е. В. Депривационный вик-тимизм как социально-психологический механизм онтогенеза личной виктимности // Мир науки, культуры, образования. - №1(38). - 2013. -С. 141-146.
6. Руденский Е. В. Виктимологический детерминизм как методология исследования проблем профессионального образования и профессиональной занятости молодежи //Профессиональное образование и занятость молодежи - ХХ1век: материалы международной научно-практической конференции (Кемерово, 27-28 марта 2013). -Часть 1. - Кемерово: Изд-во КРИРПО, 2013. -С. 93-97.
7. Руденский Е. В. Дефицит социально-психологической компетентности преподавателя высшей школы: концептуализация феномена социально-психологической виктимологии // Педагогический профессионализм в образовании. - Часть 1. - Новосибирск: Изд-во НГПУ,2013. - С. 84-95.
8. Руденский Е. В. Методологические основания виктимологии образования. Новосибирск: Изд-во ООО «Архивариус-Н»,2004. - 182с.