УДК 159.923+159.9
Руденский Евгений Владимирович
Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор социальной психологии и клинической социологии, действительный член Академии педагогических и социальных наук, действительный член международной Академии социальной работы, действительный член международной Академии социального прогнозирования, член-корреспондент международной Академии наук высшей школы, [email protected], Новосибирск
дефицит социально-психологической компетентности как триггер онтогенетической виктимизации личности
Аннотация. Раскрывается понимание онтогенетической виктимизации и его триггера - дефицита социально-психологической компетентности. Представлена авторская модель психологической морфологии дефицита социально-психологической компетентности как феномена социально-психологической виктимологии.
Ключевые слова: социальный дизонтогенез личности, онтогенетическая виктимизация , дефект социализации, виктимная личность, личная виктимность, дефицит социально-психологической компетентности.
Rudensky Evgeni Vladimirovich
Doctor of sociological sciences, candidate of pedagogical sciences, professor of social psychology and clinical sociology, full member of Academy of pedagogical and social sciences, full member ofthe international Academy of social work, full member of the international Academy of social forecasting, corresponding member of the international Academy of Sciences of the higher school,[email protected], Novosibirsk
deficiency of social and psychological competence as trigger of ontogenetichesky victimization of the personality
Abstract. The understanding of ontogenetichesky victimization and its trigger - deficiency of social and psychological competence reveals. The author's model of psychological morphology of deficiency of social and psychological competence as phenomenon of a social and psychological viktimologiya is presented.
Keywords: social gH30fflwreHe3 persons, ontogenetichesky victimization, defect of socialization, viktimny personality, personal viktimnost, deficiency of social and psychological competence.
Современные тенденции развития психологической науки таковы, что в сферу ее интересов все более активно расширяется за счет обращения к актуальным проблемам реального российского общества.
А реальность современной России такова, что дисфункции в социализационной системе страны приводят большое количество людей к тому, что уровень их социализиро-ванности не отвечает условиям жизни и не дает возможность полноценно функционировать в обществе. И это потому, что люди становятся жертвами дисфункции социали-зационного механизма онтогенеза личности - социального дизонтогенеза личности.
Социальный дизонтогенез характеризует процесс онтогенетической виктимизации личности как деструктивного типа дефицитной социализации. Детерминирующим основанием, которого является дефект онтогенетической социализации личности.
Дефект онтогенетической социализации приводит человека к состоянию личной вик-тимности. Личная виктимность - это соци-ально-дефицитарная уязвимость человека, создающая основания для трансформации в виктимную личность.
Виктимная личность - это человек-жертва дефицитарной деформации. Деформации, которая возникает и развивается в процессе
критического социального функционирования личности с синдромом личной виктимности.
Синдром личной виктимности - это система взаимосвязанных социальных и психологических качеств личности - дефицитов компетентностей, формирующих социальную уязвимость - дефицит потенциалов адаптивности и риск критического социального функционирования.
Дефицитарная деформация личности является ведущим механизмом онтогенетической виктимизации личности.
Дефицитарная деформация личности возникает в случае, если личность в силу пережитой в раннем детстве социально-психологической депривации имеет социали-зационный дефект онтогенеза и социали-зационный дефект социально-личностной компетентности.
Личность как жертва онтогенетической виктимизации является объектом внимания психологической виктимологии.
Психологическая виктимология - социально-психологическая теория дефици-тарно-интерактивного виктимогенеза -зарождения, формирования и развития социализационного дефекта онтогенеза.
Личность как жертва социализационного дефекта социально-личностной компетентности является объектом внимания социально-педагогической виктимологии.
Социально-педагогическая виктимоло-гия - социально-психологическая теория дефицитарно-интерактивного виктимогене-за - зарождения, формирования, развития социализационного дефекта социально-личностной компетентности.
Механизм зарождения, формирования и развития социализационного дефекта социально-личностной компетентности исследует социально-генетическая виктимология.
Социально-генетическая виктимология -социально-психологическая теория соци-ально-дефицитарного виктимогенеза личности - зарождения, формирования и развития социализационного дефекта социально-личностных компетентностей, который определяет формирование виктимности личности, детерминированного социально-психологической депривацией, деформирующей межличностные отношения и межличностное общение, деформирующее социальную ситуацию развития личности.
Механизм зарождения, формирования и развития социализационного дефекта онтогенеза личности исследует культурно-генетическая виктимология.
Культурно-генетическая виктимология -социально-психологическая теория культур-но-дефицитарного виктимогенеза личности, раскрывающая закономерности и механизмы зарождения, формирования и развития социализационного дефекта онтогенеза
А, технологии девиктимизации (минимизации виктимности) - диагностические и терапевтические исследует социально-клиническая виктимология.
Социально-клиническая виктимоло-гия - социально-психологическая теория девиктимизации личности, формирующая теоретические основания социально-психологической терапии личной виктимности.
Психологическая виктимология, соци-аль-но-педагогическая виктимология, социально-генетическая виктимология, культурно-генетическая виктимология, социально-клиническая виктимология являются разделами системы виктимологиче-ского знания - социально-психологической виктимологии.
Социально-психологическая виктимо-логия - это система виктимологических теорий социальной психологии личности сформированных на основе концепций педагогического социологизма онтогенеза личности и концепций социально-когнитивного конструктивизма социогенеза личности.
Социально-психологическая виктимо-логия базируется на дескрипторной методологии, которая определяет основные методологические принципы интерпретации феноменологии, онтологии, морфологии и онтологии виктимогенеза личности. К таким принципам относятся:
- принцип целостности социальной и психической организации личности, формирующий понимание и концептуальную трактовку эталона конструктивной результативности функционирования социализа-ционного механизма онтогенеза личности и определяющий целостность как потенциальную готовность к разрешению проблем социального функционирования и динамического социально-психологического развития личности;
- принцип деформационного детерми-
низма виктимогенеза личности, раскрывающий понимание деформации как нарушения целостности, которая снижает возможности разрешения личностью проблем социального функционирования и создает риск онтогенетической неудовлетворенности, проявляющейся как конфликтное состояние и социальная фрустрация;
- принцип дефицитарности, раскрывающий роль и понимание дефицита как детерминанты виктимогенеза и формирующий понимание исходного дефицита как триггера виктимогенеза личности;
- принцип дифицитарной реципрокно-сти, концептуализирующий понимание того, что исходный дефицит служит основанием для возникновения виктимогенеза как цепи взаимозависимых дефицитов;
- принцип социально-ролевой детерминированности дефицитарной деформации личности, обосновывающий понимание роль и значение деструктивной социальной роли как функционального механизма вик-тимогенеза;
- принцип взаимозависимости процессов виктимогенеза личности: социально-психологическая депривация, социальная фрустрация; дефицитарная деформация, реализующаяся в двух основных направления - социально-дефицитарная деформация (область интересов социально-педагогической виктимологии) и патохарактерологическая деформация (область интересов психологической виктимологии);
- принцип обратимости, определяющий роль девиктимизации личности как решения задач ресоциализации - восстановления социальной и психологической целостности;
- принцип социального активизма, обосновывающий роль и значение активности личности - жертвы в решении задач девик-тимизации.
Социально-психологическая виктимоло-гия развивается на концептуальных идеях социализационно-компетентностной парадигмы онтогенетической социализации личности.
В концептуальной системе социально-психологической виктимологии особое место отводится концепту «дефицит социаль-но-психологиче ской компетентно сти».
Особый статус концепта «дефицит социально-психологической компетентности»
определяется тем, что данный концепт характеризует исходный дефицит виктимоге-неза личности. «Исходный» в данном случае понимается как первопричина, детерминирующее основание всей системы виктимоге-неза личности.
Это обстоятельство требует уточнения сущности концепта социальной психологии «социально-психологическая компетентность».
Словарные трактовки этого концепта имеют следующий вид: социально-психологическая компетентность (от лат. competens - соответствующий, способный) - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Социально-психологическая компетентность является базовым условием функциональной эффективности личности как социального субъекта в системе социализации общества.
Одной из функций социального субъекта является функция интерактивной социализации всех тех, с кем он вступает в межличностные отношения и становится коммуникативным генератором социализационного механизма онтогенеза личности.
Теория онтогенетическая социализации личности является концептуальным основанием для понимания сущности действия механизмов социализации в онтогенезе личности. Она, эта сущность, заключается в том, что социализация - это активная социально-конструктивная деятельность субъекта социализации в процессе его взаимодействия с человеком, который является «значимым другим», социальным эталоном социали-зированности, выполняющим роль генератора, питающего конструктивной энергией - энергией общения социализационный механизм онтогенеза личности.
Диалогическая концепция онтогенетической социализации определяет организационный принцип функционирования со-циализационного механизма онтогенеза, социально-когнитивный конструктивизм его содержание. Все эти характеристики не только определяют социализационный механизм онтогенеза личности как системную социально-психологическую конструкцию, но и показывают функциональную значимость социально-психологической компе-
тентности «значимого другого» - агента социализации. Определения «значимого другого» как агента социализации, уместно, потому, что человек, играющий в межличностных отношениях социализирующую роль, является посредником между социализирующейся личностью и социальной общностью, в которой эта личность должна функционировать.
Социально-психологическая компетентность агента социализации - это интегральный индикатор его социальной зрелости и социальной субъектности. Только при наличии таких качеств агент социализации в состоянии обеспечить адекватный социально-психологический диалог с социализирующейся личностью и способствовать ее конструктивной социализации.
Если же речь на лицо факт дефицита социально-психологической компетентности, то реально возникает угроза социально-психологической депривации социализацион-ного механизма онтогенеза личности.
Угроза риска первичной виктимизации, формирования личной виктимности как социально-психологической уязвимости личности, связанной с нарушением целостности ее социально-психологической структуры и снижению адаптационного потенциала как способности разрешать социальные противоречия и конфликты.
Для личной виктимности характерны состояния интрапсихической конфликтности (невротичности) и чувство личной беспомощности, а также дефицитарная мотивация социального функционирования. Это означает, согласно определению А. Маслоу, что формируется дефицитарная личность.
Дефицитарная личность - это жертва социально-психологической депривации со-циализационного механизма онтогенеза -дефицита социализационного механизма онтогенеза, признаки (симптомы) которой формирую синдром личной виктимности.
Дефицитарная деформация личности, порожденная дефицитом социально-психологической компетентности агента социализации, раскрывает субъективный механизм развития девиантных и психопатических личностей и показывает на социальную ответственность, всех тех, кто включен в со-циализационные процессы общества.
Дефицит социально-психологической
компетентности характеризуется как:
- структурный дефицит социально-психологической компетентности, указывающий на то, что один или несколько компонентов структуры компетентности имеют недостающие компоненты (дефицит коммуникативной компетентности; дефицит интерактивной компетентности; дефицит перцептивной компетентности; дефицит социальной компетентности; дефицит дифференциально-психологической компетентности; дефицит эмоциональной компетентности; дефицит рефлексивной компетентности; дефицит социально-ролевой компетентности);
- компонентный дефицит социально-психологической компетентности, раскрывающий недостатки или утрату основных компонентов социально-психологической компетентности (социально-психологические знания, социально-психологические умения, социально-психологические навыки);
- системный дефицит социально-психологической компетентности, когда присутствует и структурный дефицит, и дефицит компонентный.
Виктимологическая диагностика дефицита социально-психологической компетентности как раздел социально-клинической виктимологии, которая входит в структуру социально-психологической вик-тимологии осуществляется посредством:
- диагностики психосоциальной зрелости;
- диагностики состояния адаптационного потенциала;
- диагностики состояния интернально-сти;
- диагностики социально-психологической адаптированности;
- диагностики социально-коммуникативной компетентности;
- диагностики перцептивно-интерпрета-тивной компетентности;
- диагностики социально-психологической целостности идентичности личности.
Данные диагностические позиции формируются на основе социально-диагностической модели дефицита социально-психологической компетентности, которая представляет собой структуру, построенную на семи осях:
- ось психосоциальной зрелости,
- ось адаптивных потенциалов,
- ось социально-психологической адап-тированности,
- ось локуса контроля,
- ось социально-коммуникативной компетентности,
- ось перцептивно-интерпретативной компетентности,
- ось социально-психологической целостности идентичности личности.
Много осевой подход виктимодиагности-ки дефицита социально-психологической компетентности дает возможность представить всю многогранность проявлений.
Ось психосоциальной зрелости характеризует состояние дефицита социально-психологической компетентности по следующим симптомам:
I. симптом дефицита самодетерминации;
II. симптом дефицита саморегуляции;
III. симптом дефицита силы Эго;
IV. симптом дефицита самоактуализации;
V. симптом дефицита социализации;
VI. симптом дефицита познавательной мотивации;
VII. симптом дефицита психологических защит.
Ось адаптивных потенциалов раскрывает параметры дефицита социально-психологической компетентности по следующим симптомам:
I. симптом дефицита адаптивных способностей;
II. симптом дефицита нервно - психической устойчивости;
III. симптом дефицита коммуникативных особенностей;
IV. симптом дефицита моральной нормативности.
Ось социально-психологической адап-тированности характеризует дефицит социально-психологической компетентности следующими симптомами:
I. симптом дефицита приятия себя;
II. симптом дефицита приятия других;
III. симптом дефицита эмоционального комфорта;
IV. симптом дефицита личной ответственности;
V. симптом дефицита личной автономии;
VI. симптом дефицита копинга.
Ось локуса контроля экспонирует дефицит социально-психологической компетентности посредством выявления симптомов, которые указывают на дефицит ощущений себя в качестве активного субъекта собственной деятельности:
I. симптом дефицита общей интерналь-ности;
II. симптом дефицита интернальности в области достижений;
III. симптом дефицита интернальности в области неудач;
IV. симптом дефицита интернальности в семейных отношениях;
V. симптом дефицита интернальности в области производственных отношений;
VI. симптом дефицита интернальности в области межличностных отношений.
Ось социально-коммуникативной компетентности, представляет дефицит социально-психологической компетентности как систему, включающую:
I. симптом дефицита социально-коммуникативной адекватности;
II. симптом дефицита ситуационно-коммуникативной устойчивости;
III. симптом дефицита ситуационно-коммуникативной выносливости;
IV. симптом дефицита коммуникативно-статусной децентрации;
V. симптом дефицита совладания с социальной фрустрацией;
VI. симптом дефицита принятия коммуникативных неудач.
Ось перцептивно-интерпретативной компетентности, формирует понимание дефицита социально-психологической компетентности как системы, включающей такие дефициты, как:
I. симптом дефицита взаимопознания;
II. симптом дефицита взаимопонимания;
III. симптом дефицита взаимовлияния;
IV. симптом дефицита социальной автономности;
V. симптом дефицита социальной адаптивности;
VI. симптом дефицита социальной активности.
Ось социально-психологической целостности идентичности личности как субъекта общения, представляет феноменологию дефицита социально-психологической компетентности как единство:
I. симптом дефицита конструктивной функции агрессивности;
II. симптом дефицита конструктивной функции тревоги;
III. симптом дефицита конструктивной функции внешнего я-отграничения;
IV. симптом дефицита конструктивной функции внутреннего я-отграничесния;
V. симптом дефицита конструктивной функции нарциссизма;
VI. симптом дефицита конструктивной функции сексуальности.
Осевая характеристика дефицита социально-психологической компетентности - это экспозиция концепта социально-психологической виктимологии с позиции дескриптивной методологии. Экспозиция, которая представляет дефицит социально-психологической компетентности как системное дефицитное состояние субъекта общения. Состояния, которое формирует затруднение в реализации социализационной функции и создает риск социально-психологической депривации социализационного механизма онтогенеза личности. Риск лишения социализирующуюся личность конструктивной энергии общения.
Таким образом, дефицит социально-психологической компетентности - это исходный дефицит, являющийся триггером
социально-психологической депривации социализационного механизма онтогенеза личности. И, в тоже время - это триггер онтогенетической виктимизации личности.
Библиографический список
1. Руденский Е. В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: генезис, феноменология, онтология. Теоретико-экспериментальные основания социально-педагогической виктимологии образования. -Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2003. -330 с.
2. Руденский Е. В. Методологические основания виктимологии образования. - Новосибирск: Изд-во «ООО Архивариус-Н», 2004. - 182с.
3. Руденский Е. В. Теоретические основания виктимологии образования. - Новосибирск: Изд-во «ООО Архивариус-Н», 2006. - 144с.
4. Руденский Е. В. Критический конструктивизм виктимологии образования как методология рефлексии актуальных проблем педагогики профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом: Научно-образовательный журнал. - N° 1(1). - 2009. -С. 22-25.
5. Руденский Е. В. Педагогическая социология как теоретическое основание конструктивистской педагогики профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом: Научно-образовательный журнал. -№ 1(4). - 2011. - С. 16-22.