ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2G1G - Т. XVII, № 2 - С. 293
ниях системы здравоохранения и социальной защиты. А в качестве клинических баз для преподавания сестринского дела в психиатрии целесообразно использовать не только профильные, но и соматические стационары.
Литература
1. Здоровье, общество, здравоохранение / А.М. Лукашев [и др.]. М.: «Информэлектро», 2002.
2. Чеканов М.М. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии / М.М. Чеканов. М.: 2006.
3. Бортникова С.М. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии / С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина. Ростов н/Д: 2007.
PSYCHIATRY NURSING BUSINESS TEACHING THE TO STUDENTS OF NURSING EDUCATION
A.V. KRYUCHKOVA, I.V. TESLINOV, N.N. CHAIKINA
Voronezh State Medical Academy after N. N. Burdenko Nurse Business Management Department
In the present article the urgency of the problem of teaching structure of nurse business in psychiatry to the students of higher school nurse business department preparing them for their further professional work in the institutions of public health system services and social protection is discussed
Key words: nurse business, psychiatry, psychosomaty
УДК: 612.014.483+616-08-039.76]:364.444
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Т.А. МАРЧЕНКО, О.Ю. СУПРУНОВА, В.И. ДЕДОВ*
Целью данной работы было выявление актуальных социальнопсихологических проблем населения, проживающего в г. Новозыбков (Брянская обл.), выработка рекомендаций социально-психологической реабилитации и информационной поддержки населения.
Ключевые слова: информация, реабилитация, радиация
По масштабам последствий авария на ЧАЭС признается крупнейшим инцидентом за всю историю развития ядерной энергетики. Мировая цивилизация не имела опыта борьбы с таким мощным, невидимым «противником». Безусловно, были ошибки, провалы, жертвы. Но, вместе с тем, накоплен определенный опыт по защите населения, проживающего на радиоактивнозагрязнен-ных территориях: в частности, радиационной, медицинской и психологической, социально-экономической и правовой.
Преодоление социальных и психологических последствий чернобыльской катастрофы - не менее важная задача, чем реабилитация огромного количества территорий, оказавшихся не пригодными ни для хозяйствования, ни для проживания.
Цель исследования — выявление актуальных социальнопсихологических проблем населения, проживающего в г. Новозыбков (Брянская обл.) выработка рекомендаций социальнопсихологической реабилитации и информационной поддержки населения.
Результаты и их обсуждение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что до сих пор нет оснований говорить о заметных позитивных изменениях социально-психологического состояния населения г. Новозыбков. Необходимо продолжить изучение социально-психологических проблем населения радиоактивно загрязненной территории, анализ которых позволит своевременно определить оптимальные пути их разрешения. На основании самооценки населения состояния своего здоровья, следует обратить внимание на комплекс профилактических и реабилитационных мер в области здравоохранения;
Необходимо также продолжать целенаправленную работу по повышению уровня знаний и у специалистов, и у населения по нормативно-правовым вопросам реабилитации, экологическим, психологическим аспектам жизнедеятельности, в частности, сохранению физического и психического здоровья населения,
проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.
Выявлена необходимость разработки информационных материалов, в которых должен быть представлен перечень рекомендаций о социально-психологической реабилитации и информационной поддержки населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, с помощью средств СМИ. Авторы считают, что тщательно спланированная и правильно поданная информация - один из инструментов в системе мер по снижению психоэмоционального напряжения и оптимизации психофизического статуса населения, проживающего на радиоактивно загрязненной территории. Населению необходима организованная, оперативная, достоверная, однозначная, дозированная информация.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION AND INFORMATIVE SUPPORT OF THE POPULATION LIVING ON RADIOCONTAMINATED TERRITORIES
T.A.MARCHENKO, O.U. SUPRUNOVA, V.I. DEDOV The «Dubna» International University of Nature, Society and Man
This information deals with the vital problem of working out informative materials and the list of recommendations on social and psychological support of the population living on radiocontaminated territories.
Key words: information, rehabilitation, irradiation.
УДК 616.12-008.331.1:613.6.027
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ НА МОДИФИЦИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ
Е.В. ОРЛОВА, Н.В. ТИШКИНА*
В исследовании изучены факторы риска артериальной гипертонии у работников железнодорожного транспорта. Разработана оптимальная программа школы здоровья «Артериальная гипертония». Доказана высокая клиническая эффективность школ здоровья в коррекции модифицируемых факторов риска, профилактике и лечении артериальной гипертонии.
Ключевые слова: артериальная гипертония, школа здоровья
Артериальная гипертония (АГ) - один из основных факторов смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин [2]. Несмотря на это, осведомленность населения о данном заболевании и его осложнениях крайне мала. Необходимость пожизненного приема антигипертензивных препаратов, часто не одного, а нескольких в комбинированной терапии, обусловливает особо низкую комплаентность пациентов к лечению. В этой связи оказывается невозможной эффективная профилактика и лечение данной патологии без достаточной информированности больных и их активного осознанного участия в этом процессе [3]. Одним из методов, повышающих эффективность коррекции факторов риска АГ и выполнения врачебных назначений, является обучение пациентов [1,4]. Однако, пациент, не страдающий АГ, но имеющий факторы риска, потенциально может получить сердечно-сосудистые осложнения, такие инфаркт миокарда и инсульт мозга. При этом получение информации о столь распространенном и опасным своими осложнениями заболевании оказывается необходимым не только лицам, уже страдающим АГ, но и здоровым людям с целью первичной профилактики. Это определяет актуальность внедрения в общую врачебную практику образовательных программ, в том числе школ здоровья «Артериальная гипертония». С формальной точки зрения, школа здоровья «Артериальная гипертония» - это медицинская профилактическая услуга, которая включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» [4]. Школа здоровья «Артериальная гипертония» представляет собой образовательную программу для широкого круга населения, как больных АГ, так и их родственников и людей, не страдающих АГ. Школа здоровья - это особый вид взаимодействия врача и пациента профилактической направленности, в основе которого лежит обучение, т. к. только информированное, добровольное и активное участие человека с его личной внутренней мотивацией является залогом успешной профилактики АГ.
* Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Московская обл., г. Дубна, ул. Университетская, 19, тел. (49621) 22-799. е-шаП:: [email protected]
* Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, кафедра общей врачебной практики (семейной медицины), г. Воронеж, ул. Студенческая, 10