УДК 159.923:316.37
Харзинова Виолета Мухамединовна
кандидат юридических наук, доцент, преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖИ И ПРИЧИНЫ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
Kharzinova Violeta Mukhamedinovna
PhD in Law, Assistant Professor, Lecturer, State and Civil Legal Disciplines Department, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF YOUNG PEOPLE AND THE REASONS OF THEIR INVOLVEMENT IN EXTREMIST AND TERRORIST
GROUPS
Аннотация:
В статье раскрываются социально-психологические особенности молодежи, описываются признаки развития самосознания молодых людей, приводятся мнения и суждения специалистов по этой проблематике. Акцентируется внимание на элементах, влияющих на социально-психологическое развитие молодежи, факторах усвоения нравственных, этических, культурных ценностей, причинах становления молодежи объектом вовлечения в экстремистские и террористические группы.
Ключевые слова:
социально-психологические особенности, молодежь, терроризм, экстремизм, нравственные ценности, культурные ценности, экстремистские и террористические группы, пропаганда.
Summary:
The article deals with socio-psychological features of youth, describes the signs of young people's identity development. Some opinions and judgments of experts on the issue are considered. The author focuses on the main elements that affect the socio-psychological development of young people, the main factors of mastering moral, ethical and cultural values. The reasons why young people are involved in extremist and terrorist groups are discussed.
Keywords:
socio-psychological characteristics, youth, terrorism, extremism, moral values, cultural values, extremist and terrorist groups, propaganda.
Рассмотрение социально-психологической характеристики молодежи начнем с критериев, которые выделяют в научном мире. Так, в научной литературе в качестве основных критериев содержания этого понятия определяют: возраст, медицинско-антропологические данные, юридический, психофизиологический факторы, социально-психологические особенности, противоречивость действий и взглядов, профессиональную ориентацию и др. При этом наибольшее предпочтение исследователи отдают такому критерию, как возраст. Все остальные перечисленные критерии в большинстве случаев в научном мире признают второстепенными [1].
С учетом психологических исследований можно предположить, что к молодежи следует отнести лиц в возрасте от 15 до 30 лет. В указанном возрастном отрезке у молодежи вырабатываются определенное самосознание и стиль жизни, которые зависят от воспитания и обучения. Кроме того, определяющее значение для установления дефиниции «молодежь» имеют: промежуточное социальное положение, психологические характеристики этого возрастного периода, тип общественного устройства, культура и свойственные данному обществу закономерности социализации, несовпадение различных видов зрелости.
Признаком развития самосознания молодых людей является появление открытого своего «Я». При этом большую роль в развитии своего «Я» играет социальная среда. Л.С. Выготский указывает, что «самосознание и есть интериоризированное, перенесенное внутрь социальное сознание» [2].
Самосознание молодых людей зависит от тех отношений, которые складываются в обществе. Это положение исходит из того, что молодые люди развиваются как личности в определенной человеческой общности и от системы этой общности зависит самосознание конкретного молодого человека.
Молодой человек начинает искать смысл жизни, и он желает охватить одним разом больше, чем может получить или сделать сегодня, поэтому для него идеи более субъективно приемлемы. В свою очередь, выбирая определенную идею, он делает социальный индивидуально-личностный выбор, который идентифицирует его самоопределение. Совершенно прав
И.С. Кон, когда отмечает, что, сталкиваясь с широким кругом общественных отношений, юноша страстно желает «найти себя» - раскрыть свои реальные, до сих пор не выявленные возможности, выбрать из громадного множества видов деятельности те, которые максимально соответствуют его индивидуальности.
Свобода выбора в современном обществе делает эту задачу весьма трудной. Психологическая трудность процесса идентификации является оборотной стороной свободы выбора [3]. В связи с этим следует отметить, что произошедшая утрата ценностей гражданского общества, выработанных годами в России, усугубила юношеский кризис идентичности и вызвала кризис жизненного самоопределения молодежи как социальной группы. Такая обстановка вызвала у молодежи сомнение, критическую переоценку ценностей и психологическое разрушение представлений о взаимоотношениях в гражданском обществе. Снизился мотив самореализации и повысился мотив жизнеобеспечения «иметь» (например иметь власть, богатство, наслаждения, репутацию, успех). Наибольшее число молодых людей сегодня не имеют каких-либо ценностей. Они не могут обеспечить личную безопасность для себя и своей семьи. Им непривычен определенный порядок. Для них не существуют традиции и обычаи, честность, справедливость, порядочность, долг не являются приоритетными. При этом наиболее значимой проблемой большинства молодежи на территории всей России стали деньги.
Приоритетными для молодежи стали личные ценности: «Я», «моя свобода и безопасность» и «любимые мной люди». На второй план отодвинуты общественные ценности. Ценности для молодых людей варьируются в зависимости от региона, образования, уровня благосостояния. Они стали зависеть от определенных стереотипов и принимаемых молодыми людьми решений, хотя ни ценности, ни решения не отвечают потребностям всей молодежи Российской Федерации.
Одной из основных потребностей молодежи является романтика. Молодые люди стремятся к тому, что им неизвестно, но интересно. Они, рискуя всем, ищут приключения. С одной стороны, это хорошо, поскольку они тяготеют к риску и героизму. Но, с другой стороны, риск и героизм должны быть оправданными и исходить из гражданского долга, человечности, законности, гуманизма, патриотизма, нравственности, морали и т. д.
Риск молодого человека может быть связан с потерей определенных жизненных ценностей: жизни, здоровья, материального благополучия, профессии, должности, карьеры, чести, достоинства, семьи и т. д. Когда молодой человек добровольно ставит такие ценности в состояние крайней опасности, он может легко переступить порог преступности в результате какого-либо срыва. Усиление рисковых положений молодыми людьми возможно в тех случаях, когда они становятся менее зависимыми от таких социальных институтов, как государство, общество, семья, школа, коллектив и т. д. В этом случае молодой человек может стать наиболее уязвимым и легкодоступным для лиц, занимающихся пропагандой экстремизма и терроризма.
В случаях, когда риск сопровождается такими чувствами, как страх и неуверенность в себе и в своих силах, молодой человек поддается пропаганде экстремизма и терроризма, не осознавая тех последствий, которые его ждут, или же осознавая последствия, но считая это состояние менее предсказуемым, чем то, что его может ожидать.
Риск - это такое психологическое состояние молодежи, которое уже не дает выйти из экстремистской или террористической группы в нормальную социальную среду, поскольку он лишает молодого человека осознанности действий в сложившейся обстановке. В связи с этим следует отметить, что молодой человек, начавший проповедовать идеологию экстремизма и терроризма, не сможет вернуться к нормальной обычной жизни самостоятельно и добровольно, поскольку его психологическое состояние противится правильному образу.
Для молодежи характерно стремление к ярким и необычным обстоятельствам в их жизни. Такое стремление и приводит в наше время к демонстрации своей позиции путем асоциальных поступков, с трактовкой их как проявлений «смелости» и «оригинальности». Завышенная самооценка и юношеский максимализм молодых людей мешают правильно оценить действительность. Такое положение приводит молодежь к пессимистическим взглядам и апатии ко всему будущему. Кроме того, социальная активность молодого человека часто приводит к социальной критике. Социальная критика в свою очередь фиксирует внимание молодого человека на том, что он не соответствует тому идеалу, который выстроил для себя.
Социально-психологическими особенностями молодых людей являются оказание сопротивления тем воспитательным процессам, которым они подвергаются со стороны авторитетных для них лиц, и желание их преодоления. В такой период жизни молодые люди и родители отдаляются друг от друга, поскольку родители считают своего ребенка взрослым, но не видят в нем равного себе человека. В связи с этим у молодого человека появляется чувство ненужности и одиночества. Если родители не увидят в молодом человеке равного и не разъяснят, как реализовать себя в обществе, то у него появится возможность воплотить себя и свое «Я» в различных
сферах, при этом не придавая значения тому, что это за сфера деятельности. В Северо-Кавказском регионе при таких обстоятельствах молодой человек часто реализует себя в экстремистских и террористических группах и других незаконных вооруженных формированиях. В такой период жизни для молодого человека настоящей семьей становится группа, которая занимается экстремистской и террористической деятельностью. Он считает, что он там благопотребен и может реализовать себя как взрослый человек. Вместо безразличия родителей он приобретает родных, близких ему по духу людей. Таким образом молодой человек реализует потребность в движении, внимании и потребность ощущать себя нужным [4].
Невозможность реализации материальных и духовных потребностей приводит к про-тестному поведению молодежи. Такое поведение молодого человека способствует тому, что он ищет легкие пути получения денег для реализации своих выдуманных идей и достижения поставленных перед собой целей. Самым легким способом получения материальной выгоды для молодых людей, которые стали жертвами пропаганды экстремизма и терроризма, является проведение террористических актов, взрывов. При этом молодой человек думает только о том, что он получит материальную выгоду для себя и выполнит указания «старшего брата» по террористической или экстремистской группе. Тому свидетельствует, например, террористический акт, совершенный в г. Беслане.
Все вышеперечисленное указывает на то, что определяющим звеном социально-психологической характеристики российской молодежи является кризис социальной идентичности. При этом он влияет, с одной стороны, на возраст и психическое развитие, а с другой - на деформацию современного общественного сознания молодежи России.
Основным элементом, влияющим на социально-психологическое развитие молодежи, является общественное сознание. Во многом сознание молодых людей определяется той группой, с которой они общаются, поскольку они не хотят выделяться и стремятся сохранить отношения с группой [5]. Такое сознание молодежи носит нерациональный характер. Кроме того, молодыми людьми психологически позитивно воспринимается такое объединение, как «мы» или «мы братья», «мы сила». Всякое противостояние такой социальной группе объединяет молодых людей, и понятие «мы братья» становится ключевым принципом психического формирования.
Отметим здесь, что для противостояния экстремистским и террористическим взглядам следует разработать систему контрпропаганды в форме молодежного движения (организации), имеющего свои цели и задачи по развитию молодых людей в физическом, умственном, интеллектуальном, моральном отношении. Социальное развитие молодежного движения может тогда стать более привлекательным для молодого человека, чем экстремистский и террористический взгляд. Следует напомнить, что в свое время для молодых людей такой организацией являлся «Комсомол». Ликвидировав эту организацию, государство не предложило какой-либо молодежной организации, которая заменила бы ее.
Сегодня молодежь становится объектом пропаганды террористических и экстремистских взглядов, поскольку нет других устоявшихся идей, которые пропагандировали бы государственность, патриотизм, порядочность, честность, долг, достоинство и т. д. В свою очередь, следует отметить, что патриотизм, порядочность, честность, уважение традиций, знание и уважение истории, собственной культуры не возникают и не могут возникнуть сразу, ниоткуда. Они должны являться составной частью психического образования и одновременно частью субъективных представлений молодого человека. В связи с этим полагаем, что перечисленные свойства должны быть сформированы временем. Молодой человек должен иметь четкое незыблемое знание о том, что есть отечество, которое при необходимости следует защищать; есть история культуры, которую следует беречь; есть традиции, обычаи, обряды, которые следует соблюдать.
Традиции, обряды, обычаи молодым людям следует знать не поверхностно, не на уровне слухов, а как информацию, полученную из объективных источников. Кроме того, молодому человеку следует знать историю государства и народа, к которому он принадлежит. Без знания истории страны, своего народа невозможна передача потомкам духа преемственности поколений, культуры, традиций, обрядов, обычаев народа. Все это вместе формирует патриотическое чувство у молодого человека.
На указанные обстоятельства на заседании Совета по межнациональным отношениям 3 июля 2014 г. обратил внимание Президент РФ В.В. Путин. Он отметил, что приоритеты государственной молодежной политики должны быть четко сформулированы и направлены на формирование всестороннего развития гармоничной личности, в которой сочетаются любовь к своей большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. Для формирования всесторонне развитой молодежи следует пересмотреть сегодня молодежную государственную политику. То, что заложено в молодежной государственной политике государством, недостаточно для воспитания молодых людей в том духе, о котором говорит В.В. Путин [6].
Все вышеперечисленные обстоятельства имеют большое значение для подрастающего молодого поколения. В совокупности они закладывают и развивают в молодом человеке устойчивость, избирательность в своих действиях. Сознание молодого человека должно формироваться с учетом общественных, социальных, правовых, нравственных ценностей. В противном случае молодые люди перестают воспринимать все объективные ситуации, явления, процессы правильно.
Одним из основных факторов усвоения нравственных, этических, культурных и иных ценностей являются социальные нормы. Обычаи, традиции являются основными правилами психологического развития молодых людей, поскольку они с детства усваивают их. В зависимости от того, как молодой человек их освоил, у него развиваются общественная психология и внутренний мир.
Незнание своего происхождения, обычаев, традиций и обрядов своего народа способствует тому, что молодежь становится легкой добычей для экстремистских и террористических групп. Например, незнание культурных ценностей молодыми людьми из Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республик и других субъектов Северо-Кавказского федерального округа способствовало ношению ими такой одежды, как хиджаб, вместо шапки, платка и национальной одежды. Хиджаб - это не национальная одежда народов, проживающих на Северном Кавказе. У всех народов Северного-Кавказа есть своя национальная одежда, которая никак не напоминает одеяло или покрывало. Если говорить об истории возникновения хиджаба, то она уходит в далекое прошлое, когда еще не существовала такая религия, как ислам, и люди верили в других богов. Поэтому ислам не является инициатором появления хиджаба, и это не только мусульманская одежда. История указывает, что хиджаб носили иудеи в Древнем Иране, а также в Индии [7]. При этом правила ношения хиджаба у этих народов были намного строже, чем в исламе.
В связи с незнанием своих культурных ценностей молодежь забывает про истинную, правильную веру, которая не позволяет самоутверждаться в обществе путем лишения жизни другого человека. Поэтому возникла необходимость в патриотическом воспитании молодых людей еще в школе, а затем - в учебных заведениях, где они продолжают учебу.
Проведенные исследования показывают, что психосоциальная сущность молодого человека и группы, к которой он принадлежит, идентичны. Психологическое развитие, которое получил молодой человек в детстве, начинает дальше развиваться под влиянием тех социальных групп, с которыми он себя идентифицирует. В группе молодой человек отождествляет себя с другими членами и принимает на себя определенные социальные роли. При этом в структуру отождествления входят социальный и личностный аспекты. Взаимосвязь этих элементов проявляется в том, что личностная идентичность формируется на социальной базе и сохраняет с ней связь через использование языковых категорий, имеющих социально обусловленный характер. В связи с этим следует отметить, что психологическая проблема возникает у молодого человека тогда, когда он выбирает социальную группу, с которой готов идентифицировать себя. Индивидуальность одних молодых людей формируется не совсем осознанно, поскольку есть явления как контролируемые сознанием и волей молодого человека, так и не контролируемые, хотя он действует в сознании. При этом доминирует неосознанность принятых норм, привычек, форм поведения, мышления, которые связаны с групповой принадлежностью. В таких случаях доля активности молодого человека совсем низка. Такое состояние говорит о низкой самооценке. И она, как следствие, влечет за собой повышенную агрессию.
Все вышеперечисленное указывает на то, что основными факторами, влияющими на социально-психологическое развитие молодых людей, являются:
- универсальное возрастное психическое развитие;
- общественное сознание, которое влияет на молодежь;
- социальные элементы общества.
Ссылки:
1. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 108.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 6. Научное наследство / под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1984. 400 с.
3. Кон И.С. Указ. соч.
4. Жигалога Е.А., Харзинова В.М. Религиозный экстремизм как фактор угрозы безопасности современной России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 1 (19). С. 80-83.
5. Харзинова В.М. Проблемы уголовно-правового регулирования незаконных вооруженных формирований // Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 27-28 ноября 2014 г. Махачкала, 2014. С. 260-261.
6. Заседание Совета по межнациональным отношениям [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/46144 (дата обращения: 16.02.2016).
7. Дюрант В. История цивилизации. Т. 12. М., 1977. С. 30.
References:
1. Kon, IS 1984, Finding himself. Personality and its identity, Moscow, pp. 108.
2. Vygotsky, LS & Yaroshevsky, MG (ed.) 1984, Collected Works: in 6 vols., vol. 6, The scientific legacy, Moscow, p. 400.
3. Kon, IS 1984, Finding himself. Personality and its identity, Moscow, pp. 108.
4. Zhigaloga, EA & Kharzinova, VM 2013, 'Religious extremism as a threat to the safety of modern Russia', Krasnodar Bulletin of the University of the Russian Interior Ministry, no. 1 (19), pp. 80-83.
5. Kharzinova, VM 2014, Problems of legal regulation of illegal armed groups, ideological and psychological basis of prevention and prevention of extremism and terrorism in modern Russia: Proc. scientific-practical. Conf. 27-28 November 2014 Makhachkala, pp. 260-261.
6. The Russian Federation Council meeting on international relations 2014, retrieved 16 February 2016, <http://www.krem-lin.ru/events/president/news/46144>.
7. Durant, B 1977, The history of civilization, vol. 12, Moscow, p. 30.