УДК 159.9:316.6-053.6 ББК 88.362 Ш 78
М.З. Шогенов ЭКСТРЕМИЗМ И НЕТЕРПИМОСТЬ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальных для современного общества вопросов, связанных с проявлениями экстремизма и нетерпимостью. Автор ставит перед собой цель рассмотреть опыт социально-психологического исследования рассматриваемых явлений в среде молодежи. Представлены результаты собственных исследований экстремистского потенциала студенческой молодежи КабардиноБалкарской республики. Объектом анализа в статье являются ценностно-нормативные и поведенческие установки студенческой молодежи. В качестве предмета исследования выступают значимые в соответствии с задачами исследования социально-психологические характеристики молодежи. В заключение автор делает вывод об адекватности и эффективности использованной исследовательской методики и рекомендует ее для дальнейшего мониторинга рассматриваемого явления.
Ключевые слова: молодежь, нетерпимость, нормы, общество, психология, религия, ценности, установки, экстремизм.
M.Z. Shogenov
Extremism and intolerance in the youth environment: experience of social - psychological research
Abstract. The paper is devoted to research of actual questions for a modern society related to displays of extremism and intolerance. The author puts the purpose to examine experience of social - psychological research of the phenomena under study in the youth environment. Results of the author’s researches on students’ extremist potential in the Kabardian-Balkarian Republic are given. The object of the analysis in the paper is value-normative and behavioural installations of students. Significant, according to research problems, social - psychological characteristics of youth are the subject of research. It is inferred that the author’s research technique is adequate and efficient and is recommended for the further monitoring the examined phenomenon.
Key words: youth, intolerance, norms, society, psychology, religion, values, installations, extremism.
Одним из характерных и неотъемлемых явлений общественной жизни современной цивилизации стали экстремизм и терроризм, которые сегодня активно питает молодежная среда.
Рассматривая различные проявления нетерпимости, характерные для современного российской молодежи, в качестве их основной социально-психологической причины можно указать глубокий социокультурный и ценностный кризис переходного периода. Молодое поколение россиян, остро переживающее несоответствие навязываемых культурных стереотипов и норм поведения повседневной реальности, оказалось на пороге существования, не связанного нормой и законом, что послужило почвой для распространения различного рода экстремистских тенденций. Как справедливо отмечает И.М. Ильинский, особая гражданская ответственность исследований проблем молодежи состоит в том, чтобы предотвратить рост неуверенности и тревоги молодежи за собственное будущее, стремление преодолеть, которое вызывает мощную стихийную или организованную социальную агрессию [1. С. 678].
Следует отметить, что в последние годы в России уделяется серьезное внимание исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре общества (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи и проблем ее социализации (И.С. Кон, Ж.Т. Тощенко), влияния социальных условий и различий на выбор профессии и социальное продвижение молодежи (М.Х. Титма, В.Н. Шубкин), системы ценностных ориентаций и особенностей
отношения молодежи к труду, семье, культуре и досугу (Н.М. Блинов, В.М. Боряз, В.Г. Морякович), а также общих проблем молодежи и молодежной политики государства (И.М. Ильинский, Б.С. Павлова, В.И. Чупров).
По мнению ряда авторов, экстремистские проявления в молодежной среде детерминированы, с одной стороны, объективными социальными условиями периода реформ, а с другой, - субъективными факторами, состоянием сознания и поведения самой молодежи в сложных и противоречивых социальных условиях [2], [3], [4], [5], [6].
Отдельные исследователи указывают на появление в ценностной структуре молодежи угрожающих личности агрессивно экстремистских элементов. Свое социальное самочувствие большинство молодых людей определяют как разочарование, пессимизм, неуверенность, растерянность, агрессивность и т.п. [1. С. 238].
Отдавая должное существующим теоретическим исследованиям рассматриваемой проблемы, следует отметить, что на сегодняшний день актуальна потребность разработки методик комплексного выявления и анализа социально-психологических факторов распространения экстремистских тенденций в молодежной среде с целью их дальнейшего мониторинга и разработки различных превентивных программ.
Указанные положения легли в основу программы социально-психологического исследования, разработанного на основе анализа научной литературы с учетом специфических социально-психологических характеристик, способствующие развитию тенденций национальной и религиозной нетерпимости в молодежной среде. Целью было выявление содержания, уровня и направленности национальной и религиозной нетерпимости в молодежной среде, а также оценка возможности применения предлагаемой методики для мониторинга этого явления в обществе.
Цель исследования предполагала решение следующие основных задач:
- определить уровень этнокультурной самоидентификации и значимости национальной принадлежности;
- выявить направление и уровень религиозной самоидентификации;
- раскрыть уровень, направленность и характер мотивации к патриотической и национальной идентификации, а также степень космополитического мировосприятия;
- определить общий уровень аффективности и агрессивности;
- охарактеризовать систему ценностно-нормативных ориентаций;
- рассмотреть состояние социально-политической индифферентности и желания оказывать воздействие на власть;
- выявить отношение к институтам социализации;
- определить уровень культурной, образовательной и информационной изолированности;
- выявить характер мотивации и предпочтения в сферах самореализации;
- рассмотреть формы проявления национальной и религиозной нетерпимости в соответствии с возрастной, социально-территориальной, образовательной и этнической дифференциацией различных групп молодежи.
В соответствии с указанной концепцией исследования была разработана анкета социально-психологического исследования. Опрос проводился с апреля по май 2006 года в трех ВУЗах Кабардино-Балкарии: Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова, Северокавказский институт искусств, Кабардино-Балкарская сельскохозяйственная академия методом анкетирования выборки из студенческой молодежи объемом в 600 человек.
Анализ ценностно-нормативных и поведенческих установок молодежи показал, что в иерархии ценностей опрошенных семья, родные и близкие традиционно занимают ведущее место - 80,48%. Затем следуют ценности образования - 47,5% и материального достатка - 30,05%. Примерно равное значение для молодых людей имеет возможность самореализации - 20,38%, высокий социальный статус, уважение в обществе - 20,21%, уважение среди близких, друзей - 19% и карьера - 19,17%.
Очевидное преобладание у опрошенных традиционных семейных ценностей имеет важное регулирующее значение в условиях современной трансформации общества с точки зрения социализации и социальной адаптации молодежи. Вместе с тем семенные ценности не конфликтуют с такими индивидуалистскими ценностями современного общества как образование, карьера и социальный статус. Следует отметить, что низкий уровень выбора ценности свободы мыслей, действий, вероисповедания (13,99%) говорит не о низкой значимости этой ценности для опрошенных, а, напротив, свидетельствует, на наш взгляд, о неактуальности этой ценности в качестве проблемы.
Важное значение для реализации социального потенциала молодежи имеет уверенность в возможности реализации своих ценностей. Большая часть респондентов либо в большей степени уверены в том, что смогут в будущем реализовать указанные ими ценности. 46,98% и 31,78% соответственно. То есть подавляющая часть опрошенных испытывает уверенность в своих перспективах и возможностях.
Следующим важным этапом анализа социальных установок опрошенных была необходимость выявления преобладающих нормативных установок, выполняющих регулирующую функцию в различных жизненных обстоятельствах. Молодым людям было предложено ответить на вопрос о том, какими принципами они руководствуются в своих действиях и поступках в различных ситуациях.
Во взаимоотношениях с близкими в семье большая часть респондентов руководствуются, прежде всего, интересами и мнением собственной семьи - 69,26%. Затем следуют традициями и обычаи народа - 26,25% и собственными интересами и принципами - 19,86%. Подтверждается факт высокой регулирующей значимости традиционных национальных и семейных ценностей. Семья как институт, семейные отношения, основанные на национальных традициях, продолжают иметь высокую референтную значимость в процессе социализации молодежи.
На работе и учебе опрошенные руководствуются, прежде всего, собственными интересами и принципами - 50,78% и законом - 32,3%. Этот факт свидетельствует о том, что работа или учеба является для молодых людей сферой самореализации, и поведение в данных обстоятельствах подчиненно собственным индивидуалистским ценностям, указанным выше - успех, карьера и социальный статус. Закон, как нормативная система, уходит на второй план, что на наш взгляд, объясняется, с одной стороны, низкой правовой культурой молодежи в целом, а с другой стороны, соответствует ее индивидуалистическим установкам, в жертву которым приносятся некоторые «не соответствующие» им правовые нормы. Здесь также, следует отметить чрезвычайно низкое регулирующее значение в этой сфере национальных традиций и религиозных норм, что коррелирует с выше сказанным.
Во взаимоотношениях с друзьями молодые люди руководствуются, интересами и мнением друзей - 64,42%, также и собственными интересами и принципами - 36,1%. Здесь отражается характерная для молодых людей высокая референтная значимость друзей, ближайшего социального окружения, а также подтверждается приоритет индивидуалистических ценностей.
Среди незнакомых людей, на улице опрошенные руководствуются, прежде всего, традициями и обычаями народа - 31,78%, собственными интересами и принципами -29,88% и законами - 24,53%. Заслуживает внимания факт, что молодые люди в незнакомой ситуации примерно в равной степени руководствуются, как традициями и обычаями народа, так и собственными интересами и принципами. Следование в обществе национальным традициям как результат семейной социализации закономерно молодежи республики и подтверждает результаты предыдущих вопросов. Однако, на наш взгляд, можно отметить тенденцию, в соответствии с которой традиционные нормы поведения и общения постепенно уступают место нормам индивидуалистического характера, направленным на реализацию собственных целей и задач. Эту установку подтверждают
результаты опроса о том, чем руководствуются опрошенные в своих действиях и поступках наедине с собой.
Более половины опрошенных молодых людей ответили, что наедине с собой руководствуются в первую очередь собственными интересами и принципами - 55,61%. То есть индивидуалистические ценности являются для современной молодежи республики преобладающими в большинстве жизненных обстоятельств.
Важной задачей, стоявшей перед исследованием, было выявление направленности самоидентификации молодежи, а также уровня мотивации к патриотической идентификации.
На вопрос «Кем Вы считаете себя в первую очередь?» 32,99% молодых людей ответили, что воспринимают себя как независимую уникальную личность, отличную от других. 21,07% ответили, что считают себя представителем своего народа.
Следует отметить, что следующим объектом идентичности для опрошенных является республика - 11,92%. При этом 42,14% молодых людей считают своей Родиной Кабардино-Балкарию. Этот факт, по нашему мнению, свидетельствует о том, что существующая на сегодняшний день в государстве ситуация неопределенности федеративного устройства и отсутствие единой государственной идеологии воспитания молодежи способствует тому, что нынешней молодежи ближе и реальнее патриотическое восприятие собственной республики в рамках федеративной России, нежели всего государства.
Тем не менее при этом 20,9% опрошенных указывают, что для них Родиной является Россия. Собственный дом и семью считают Родиной 18,13% молодых людей, что также подтверждает значимость для опрошенных традиционных семейных ценностей.
Как известно, экстремистские тенденции, характеризующие систему ценностнонормативных установок и идентичность личности, находят свое отражение в поведенческих актах, направленных на различные объекты нетерпимости. На вопрос о том, испытывают ли опрошенные острое, нетерпимое раздражение по отношению к окружающим, 37,65% молодых людей ответили, что никогда не испытывают нетерпимого раздражения по отношению к окружающим, 35,58% опрошенных испытывают раздражение иногда и 21,42% - не имеют собственного мнения.
Можно сделать вывод о том, что нетерпимость в молодежной среде как социальнопсихологическое состояние не выражено, носит ситуативный характер и не имеет осознанной и распространенной направленности, позволявшей говорить о наличии явных экстремистских проявлений у опрошенных.
Это подтверждает тот факт, что 54,75% молодых людей затруднились ответить на вопрос о том, с кем бы им было неприятно работать или жить по соседству.
Более того, исходя из данных, видно, что среди опрошенных крайне незначительная доля проявлений классовой, национальной и конфессиональной нетерпимости. 23,83% опрошенных указали, что проявляют нетерпимость в различных индивидуально значимых ситуациях и это не носит регулярного характера.
В качестве контрольного вопроса молодым людям были предложены пары противоположных утверждений касаемо их ценностных ориентаций и установок, из которых они должны были выбрать то, с которым они согласны.
Первая пара утверждений, показала достаточно высокий уровень лояльности к нынешней власти в республике - 60,02% опрошенных считают, что республиканские власти будут проводить необходимые и действительно полезные для людей реформы. Вместе с тем следует заметить, что примерно равное количество молодых людей обвиняют в своих сегодняшних трудностях как власть, так и себя самого - 39,72% и 42,31% соответственно. То есть кредит доверия к власти у молодых людей довольно высок, а молодежь относится к себе весьма самокритично, что является хорошей основой для активной работы с молодежью.
Важно в этом же контексте, что следующая пара утверждений показала высокий уровень инициативности среди молодежи и стремления к новому в работе и жизни -85,83%. При этом 81,17% молодых людей выступают не за революционные перемены, а постепенные и планомерные преобразования. С этим коррелируют тот факт, что 69,78% опрошенных ответили, что испытывают тягу к экстремальным, возбуждающим ситуациям лишь иногда. Это дает основание утверждать, что общий уровень аффективности и возбуждения в молодежной среде не высок, преимущественно ситуативен и не имеет выраженного объекта.
58,55% молодых людей имеют выраженные индивидуалистские установки и считают, что выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все, что подтверждает вышеприведенные данные.
74,78% опрошенных имеют лояльное отношение к законам и считают, что, несмотря на их несовершенство, законы - основа порядка государства и все граждане обязаны его соблюдать независимо от обстоятельств. 68,74% уверены в том, чтобы достойно жить, необходимо много и честно работать. Это положение подтверждает тот факт, что 65,98% опрошенных молодых людей ответили, что не нарушали в какой-либо форме закон в последнее время. 24,01% ответили, что нарушали.
Полученные выше данные относительно нормативной значимости закона для молодых людей указывали на его второстепенное положение и издержки правовой культуры. Однако общий уровень законопослушания в молодежной среде достаточно высок и не допускает ярко выраженных, экстремистских отклонений. Уровень нонконформизма, традиционно характерный для молодого поколения, находится в ограниченных законом пределах.
57,34% уверены в том, что жить необходимо правильно, стараясь не оступиться, потому что после смерти за все придется отвечать. Подобная установка, исходя из общего анализа ценностно-нормативных установок молодежи, скорее всего, на наш взгляд, носит характер суеверия, нежели осознанной религиозной позиции. Кроме того, этому способствует характерная для молодого сознания несформированность собственного мировоззрения и целостности окружающего мира.
Подтверждается высокая значимость национальных традиций - 84,46% молодых людей считают их главным достоянием народа, в соответствии с которыми должен жить каждый его представитель. Этот факт подтверждает сохраняющуюся высокую эффективность семьи и традиционных национальных ценностей в процессе социализации молодежи.
70,12% опрошенных молодых людей ответили, что принцип: «Цель оправдывает средства» в целом соответствует убеждениям. Этот факт мог бы считаться настораживающим при условии высокого уровня аффективности в молодежной среде, ярко выраженной направленной нетерпимости и недоверия к органам власти. Однако общие результаты исследования позволяют говорить о том, что такая позиция в целом не выходит за рамки «нормального молодежного максимализма» и соответствует выявленному факту популяризации индивидуалистических ценностей успеха.
Об этом свидетельствуют также результаты ответов на вопрос о том, какие из поступков в защиту своих интересов могли бы совершить молодые люди. 39,9% ответили, что не решатся на опасные для собственной жизни и семьи противозаконные поступки. 26,42% - затруднились ответить. Остальные ответы распределились следующим образом: «Участвовать в неразрешенном митинге, забастовке, акции протеста» - 16,29%,
«Участвовать в агитационной работе» - 14,68%, «Участвовать в силовом конфликте» -12,09%, «Пожертвовать жизнью во имя общих интересов» - 8,64%, «Другой ответ» -4,15%.
Как видно, при всей целеустремленности и инициативности молодых людей значительная их часть не решится на явные противозаконные и опасные действия, а каждый четвертый из опрошенных не имеет четкой позиции на этот счет. Большая часть
возможных проявлений защиты интересов опрошенных соответствует формам, не противоречащим закону, - агитация, митинг, акция протеста и т.д.
В целом, анализируя ценностно-нормативные и поведенческие установки молодежи республики, можно сделать вывод о достаточно высокой степени адаптации кабардино-балкарской молодежи в современном обществе и низком уровне экстремистского поведения и сознания.
Современная наука располагает необходимым методологическим аппаратом и эффективными информационными технологиями для отслеживания состояния различных социальных явлений. В современном обществе изучение проблема национальной и религиозной нетерпимости среди молодежи представляется весьма актуальной. В рамках настоящего исследования нами была предложена программа конкретного социальнопсихологического анализа рассматриваемой проблемы в среде студенческой молодежи в соответствии с научно обоснованными критериями.
Проведенное исследование показало эффективность примененной методики социально-психологического анализа проблемы проявлений национальной и религиозной нетерпимости в молодежной среде. Результаты свидетельствуют, что программа была выстроена в соответствии с основными требованиями эмпирического исследования, инструментарий был структурирован адекватно исследовательскому проекту, что позволяет рекомендовать ее для дальнейшего мониторинга проблемы и разработки различных превентивных социальных программ.
Примечания:
1. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М., 2001. 694
с.
2. Бахтияров О.Г. Экстремистские ресурсы общества // Психология экстремизма: материалы науч.-практ. конф. Киев, 2002.
3. Бузова Т.В. Феномен религиозного экстремизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Пермь, 1989.
4. Грачев А.С. Политический экстремизм. М., 1986. 435 с.
5. Гречкина Е.Н. Молодежный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительности: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2006. 21 с.
6. Молодежный экстремизм / под ред. А.А. Козлова. СПб., 1996. 546 с.
References:
1. Il’insky I.M. Youth and a youth policy. Philosophy. A history. The theory. M., 2001. 694 p.
2. Bakhtiyarov O.G. Extremist resources of a society // Psychology of Extremism: materials of Scient.-Pract. Conf. Kiev, 2002.
3. Buzova T.V. Phenomenon of religious extremism: thesis for Candidate of Philosophy degree. Perm,
1989.
4. Grachev A.S. Political extremism. M., 1986. 435 p.
5. Grechkina E.N. The youth political extremism in conditions of the transforming Russian reality: thesis for Candidate of Political Science degree. Stavropol, 2006. 21 p.
6. Youth extremism / ed. A.A. Kozlov. SPb., 1996. 546 p.