УДК 159.9.316.6 ББК Ю9
ВАЖНОСТЬ ОСВОЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
КОВАЛЕНКО Ю.А.1, ФОРТЫГИНА Ю.А.1, КАЗАНЦЕВ Ан.Д.2 1 ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия 2 ФГБОУ ВО ПМГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва, Россия
Аннотация
В статье обращается внимание на проблемы социализации и выработки коммуникативных навыков у молодежи с ограниченными возможностями здоровья, а также способы их решения благодаря поддержке государства, квалифицированной помощи психологов, участию родителей и социума.
Ключевые слова: социализация, коммуникативные навыки, психолог, социальная депревация.
Актуальность. Инвалидность - неизбежное социальное явление, являющееся неотъемлемой частью любого общества и, согласно статистическим данным, прогрессирующее из года в год. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10% населения. В Российской Федерации на сегодняшний день насчитывается более 14 миллионов людей с ограниченными возможностями, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Категория "молодых инвалидов", в которую принято относить лиц с ограниченными возможностями в возрасте от 14 до 30 лет, составляет более 2 миллионов человек, что примерно соответствует 4% всей молодежи страны. Таким образом, статистические данные подчеркивают ответственность, возложенную государственную политику поддержки людей с ограниченными возможностями, одним из важнейших направлений которой является работа с молодыми инвалидами. Помимо общечеловеческих прав, гарантируемых данной категории граждан Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в обязанности государственной политики входит работа с социализацией и коммуникативными навыками, особенно важными в освоении среди молодежи с ограниченными возможностями
[15].
В соответствии с декларацией о правах инвалидов инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей [1]. В данном
определении четко заложены два подхода, в соответствии с которым необходимо осуществлять государственную поддержку лиц с ограниченными возможностями:
медицинский, ориентированный на
исследование дефектов, существующих у человека, и социальный, сконцентрированный на барьерах и препятствиях в окружении человека, ограничивающим реализацию его прав и возможностей и связанный с понятием дискриминации. Оба направления эквивалентно важны, дополняют друг друга и не могут быть редуцированы, несмотря на нередко скептический подход общества и государственной политики к аспекту социализации [5].
Социализация, процесс усвоения поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, неразрывно связанная с коммуникативными навыками, имеет особое значение у молодежи с ограниченными возможностями, чья потребность в освоении навыков общения для самопознания и адекватного развития личности превышает остальные возрастные группы. Считается, что в пубертатный период (14-18 лет), входящий в возрастные рамки согласно определению молодежи с ограниченными возможностями, молодые люди особо нуждаются в создании контактов, общении и осознании себя среди остальных индивидов.
Здесь обнажается одна из основных проблем, с которой сталкиваются молодые люди с ограниченными возможностями: возникшие в результате соматической патологии, болей различной этиологии [10, 14], барьеры лишают их нормального существования в обществе и в
конечном итоге приводят к ухудшению качества жизни. Отсутствие коммуникации и достаточного количества социальных контактов может привести к угасанию интеллектуальных способностей и стремлений у лиц данной категории, а недостаток правовой и информационной помощи - к неиспользованию ими возможностей интеграции в обществе, которыми они располагают, часто сами того не осознавая. Существует термин "социальная депривация", используемый при описании ограничений, которыми сковывается жизнь инвалидов и в большей мере обусловленный низким уровнем жизни страны. Все это приводит к нарушению адаптации [1, 4, 6], еще большей социальной изоляции, нарушающей развитие молодых людей, обладающих зачастую огромным интеллектуальным и коммуникативным потенциалом личности [13], однако нередко не имеющих возможность их должным образом реализовать.
Неразрывно с понятием социализации связаны такие институты как брак, образование [17, 18] и профессиональная деятельность, имеющие преимущественное влияние на становление личности и реализации ее духовного потенциала. По статистике большая часть лиц, имеющих лишь начальное образование - инвалиды, а доля людей с высшим и средним профессиональным образованием среди последних, ничтожно мала. Страдает и профессиональная реабилитация данной категории граждан, что проявляется в недостаточной оплате труда людей с ограниченными возможностями, а также резко ограниченный круг профессий, доступных им. Что касается института семьи, среди молодых людей с ограниченными возможностями в 3 раза больше холостых, в 2 раза меньше лиц, проживающих самостоятельно, по сравнению с остальной молодежью, что говорит об их изначальной несамостоятельности и
зависимости от опеки родных в условиях современного общества.
Вышеуказанное, четко обозначает актуальность развития коммуникативных навыков среди молодежи с ограниченными возможностями как путь к прогрессированию современного общества в целом. Российская Федерация активно участвовала в разработке международной конвенции о правах инвалидов, принятой генеральной ассамблеей ООН в декабре 2006 года, направленной на обеспечивание полного и равного
осуществления инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также на поощрение уважения достоинства инвалидов, недопущение какой-либо дискриминации по признаку инвалидности. Однако, пожалуй, важнейшим документом, регулирующим социальные отношения молодых инвалидов является Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года, утвержденная правительством Российской Федерации от 18 декабря 2006 года, основой которой является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России, что подразумевает обеспечение доступности всех социальных институтов данной категории граждан.
Таким образом, основными целями государственной молодежной политики являются: расширение круга общения молодых людей с инвалидностью за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе, включение людей с ограниченными возможностями в иную, новую для них социальную среду, способствующую овладению комплексом социальных ролей, форм и правил поведения, создание благоприятной
психологической среды, преодоление психологического дискомфорта в общении со сверстниками, снижения тревожности [3] включение людей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей, оздоровление инвалидов, приобщение к активному образу жизни, физической культуре, спорту, воспитание целеустремленности, способности преодолевать трудности, обучение стратегиям совладающего поведения [9, 11, 12].
Все это достижимо с помощью развития групп самопомощи и взаимной поддержки молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; распространения для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной жизни, поддержка
молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь
[4].
В настоящее время существует немало организаций, осуществляющих
приемущественно групповую работу с
молодежью с ограниченными возможностями с целью развития у них коммуникационных навыков. Таковыми являются "Преодоление" (Курганская область), "Вместе мы можем больше" (Волгоградская область), "Подари радугу", проект "Равный равному" (Челябинск) и многие другие. Их работа осуществляется в направлении реабилитации и интеграции инвалидов, в первую очередь детей-инвалидов и молодых людей (из числа инвалидов), в жизнь общества, удовлетворения информационных потребностей молодых инвалидов, пропаганды занятий физической культурой, спортом среди инвалидов, членов их семей, детей-инвалидов и молодых людей (из числа инвалидов), развития творческих способностей. Большая роль в этой работе отводится специалистам различной категории, в том числе специальным психологам и психологам образования. От их умения организовывать коммуникативное пространство для детей и их родителей, создание условий для выработки коммуникативных навыков у лиц с ограниченными возможностями здоровья, уровня взаимодействия психолога с родителями будет зависеть коррекционный эффект [7, 8, 16].
Опыт Российской Федерации и других стран показывает, что развитие способностей у детей и молодых людей с ограниченными возможностями раскрывает в них таланты, порой не доступные остальным. Примеров множество: писатель Кристи Браун, Луи Брайль, основатель тифлопедагогики, Эстер Вергеер, паралемпийская чемпионка, широко известный сейчас Ник Вуйчич, мотивирующий всех людей без исключения.
Таким образом, рациональная организация молодежной политики в сфере обеспечения молодежи с ограниченными возможностями в сфере развития коммуникационных навыков, в частности, служит не только способом социализации данной категории граждан, способствует их вовлечению в общественную жизнь, но и прямо отражает уровень развития страны и влияет на культурное, интеллектуальное и духовное богатство государства. Поэтому очень важно информировать социум о существующих проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья и способах их решения [2].
Список литературы
1. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза / А.С. Авдеенко //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 №2 (13). - С.4-8.
2. Авдеенко А. С. Подготовка студентов-психологов к информированию социума о значимых социально-психологических проблемах и способах их решения / А.С. Авдеенко, Е.В. Соболева //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016- Т. 4 №2 (13). - с. 37-39.
3. Авдеенко А.С. Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста /А.С. Авдеенко // Педиатрический вестник Южного Урала. - 2016. - №1. - с. 27-29
4. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2015 - Т.2 №1 (12). - с. 7-11.
5. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 (7). - с. 47-51.
6. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева //Психология, социология и педагогика. -2014. - №11 (38). - с. 43-47.
7. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова - Челябинск, 2008 - 118 с.
8. Долгова В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений: монография / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Кондратьева, О.А. Шумакова. - Москва, 2012. - 152 с.
9. Сероусова, О.В. Копинг-стратегии, стресс и алексетимия у больных мигренью / О.В. Сероусова, М.И. Карпова, А.И. Долгушина, В.В. Маркова, А.В. Садырин, Д.Ш. Альтман // Уральский медицинский журнал. - 2015. - №2 (125). - с. 5761.
10. Сероусова, О.В. Некоторые функции лимбической системы у больных эпизодической и хронической мигренью / О.В. Сероусова, М.И. Карпова, В.В. Маркова, А.В. Садырин, А.И. Долгушина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3. - с. 179.
11. Соболева Е.В., Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2014. - с. 105-108
12. Соболева Е.В. Опыт социального поведения студенческой молодежи в новых жизненных условиях / Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013. - №1. - с. 85.
13. Соболева Е.В. Развитие личностного потенциала будущего психолога в образовательном процессе вуза дис. ... канд. Психол. наук /Е.В. Соболева. - Екатеринбург, 2014 - 199 с.
14. Узунова А.Н. Характеристика клиники и микроэлементного состава сыворотки крови у детей с ювенильным артритом, сформировавшимся на фоне дисплазии соединительной ткани /А.Н. Узунова, А.В. Аксенов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №6. - с. 188.
15. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. No 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 04.01.99 No 5-ФЗ) // Российская газета [Электронный ресурс] URL: http:// www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html
16. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. - №3 (17). - с. 92-94.
17. Шумакова О.А. Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями: дис. ... д-ра психол. наук: / О.А. Шумакова. - Челябинск, 2011 - 400 с.
18. Шумакова О.А. Субъекты профессионального взаимодействия с родителями в образовании / О.А. Шумакова // Научное мнение. - 2011. - №1. - с. 143-146.
THE IMPORTANCE OF COMMUNICATION SKILLS DEVELOPMENT AMONG YOUNG
PEOPLE WITH DISABILITIES*
KOVALENKO Y.A.1, FORTYGINY.A.1, KAZANTSEVA.D.2 1FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia 2 PMGMU, Moscow, Russia
Abstract
The article draws attention to the problems of socialization and the development of communication skills of young people with disabilities, as well as methods for their solutions with the support of the state, the qualified help of psychologists, the participation of parents and society.
Keywords: socialization, communication skills, a psychologist, a social deprivation.
* Научные руководители: к.псих.н., доц. Соболева Е.В., преп. Соболева И.И.