УДК 371+159.9:316.6
ББК 74р30+88.52
Власова Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент г. Сургут Vlasova Tatyana Alexandrovna Candidate of Pedagogics,
Associate Professor Surgut
Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе Socio-Psychological Adaptation of the First-Year Students to Study Conditions at Higher Educational Institutions
В статье раскрываются особенности социально-психологической адаптации студентов младших курсов к новым для них условиям обучения в вузе, выявляются трудности адаптационного процесса, их причины и возможные пути преодоления.
The article presents characteristics of socio-psychological adaptation of the first-year students to study conditions at higher educational institutions the difficulties of the adaptation process, the reasons and the ways of overcoming are revealed.
Ключевые слова: социализация, адаптация, социально-психологическая адаптация, адаптированность личности.
Key words: socialization, adaptation, socio-psychological adaptation, personal adaptation.
Актуальной проблемой функционирования вуза является создание условий для успешной адаптации первокурсников к обучению, что способствует сохранению контингента студентов и обеспечивает качество их профессиональной идентификации.
Теоретической основой понятия «адаптация» является представление о ней как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям
окружающей среды, затрагивающей все уровни функционирования человека [1]. В зависимости от уровня взаимодействия человека со средой тот или иной автор рассматривает различные виды адаптации. Физиологическая адаптация (перестройка соответствующих систем организма - Н. Е. Введенский, И. П. Павлов, М. И. Сеченов, А. А. Ухтомский и др.); психологическая адаптация (приспособление к условиям и задачам на уровне психических процессов -П. К. Анохин, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. М. Прихожан); социальная адаптация (система овладения новыми общественными связями - Т. К. Дичев, В. А. Сластенин, Б. Г. Турусбеков).
Следует отметить, что в отечественной психологии и педагогике проблема социально-психологической адаптации рассматривается с помощью категории предметной деятельности и понятия «присвоение», под которым понимается овладение личностью общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования. Категория адаптации как «приспособление» предполагает активность человеческой деятельности, направленной на то, чтобы удовлетворить требования внешней и внутренней среды индивида. Понятие «активность» раскрывается в связи с применением принципа детерминизма (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). С. Л. Рубинштейн, в частности, разрабатывая данный принцип, развивает тезис о единстве сознания и деятельности.
Разработка указанных положений применительно к различным уровням психического нашла отражение в категориях «переживание» (Л. С. Выготский), «личностный смысл» (А. Н. Леонтьев), «отношение человека» (В. Н. Мясищев), «установка» (Д. Н. Узнадзе). Названные категории и связанные с ними концепции указывают на ту интегративную работу, которую выполняет психическое в процессе избирательного превращения всеобщих форм и условий жизнедеятельности в формы субъективного значения и последовательной регуляции на их основе деятельности личности.
Наше исследование затрагивает процессы взаимоотношения человека со средой, поэтому важным для нас является мнение ученых о разграничении по-
нятий социализации и адаптации. Так, определение научного смысла адаптации личности возможно только на основе понятия онтогенетической социализации, если оно, в свою очередь, правильно отражает тот реальный и сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами личностной зрелости.
Социализация понимается, с одной стороны, как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны - процесс воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Собственно социализация определяется как процесс влияния социальных условий на жизнедеятельность индивида с целью включения его в качестве дееспособного субъекта в систему общественных отношений.
Нам близка позиция В. А. Петровского, который отмечает, что «в самом общем виде развитие личности человека можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней» [5, с. 62], и, ориентируясь на концепцию персонализации для построения модели развития личности, представляет адаптацию как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность. В. А. Петровский указывает на то, что каждому из моментов акта персонализации соответствует особый процесс: адаптация - присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление социально-типического; индивидуализация - открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, становление индивидуальности; интеграция - изменение жизнедеятельности окружающих людей, становление всеобщего. Переход на следующую возрастную стадию не является спонтанным, он обусловлен объективными общественными историческими условиями, общей социальной ситуацией развития детства, а не истощением возможностей, которыми
обладает деятельность на предыдущем этапе, и не фактом «перерастания ее ребенком».
Рассмотрев различные точки зрения психологов и педагогов, считаем, что наиболее точное определение адаптации приводит В. А. Петровский. Под адаптацией он понимает первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную общность. Эта фаза предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности [5, с. 62].
Анализ трудов психологов и педагогов показывает, что к настоящему времени сложились два основных понимания сущности адаптации:
а) как приспособления, привыкания организма, личности к константным внешним условиям (М. И. Дьяченко, С. Кабеле, Л. Ф. Железняк и др.);
б) как активного взаимодействия человека и среды, когда личность не только «подлаживается» под требования окружения, но и воздействует на него, вызывая тем самым изменения самой среды (М. П. Карабейников, С. С. Муцинов, Л. Г. Егоров, В. П. Петров, Н. Ф. Феденко и др.).
Второй подход, по нашему мнению, позволяет наиболее адекватно представить всю сложность адаптационного периода студентов - будущих специалистов к новым для них условиям обучения в вузе, выявить его трудности и правильно построить процесс их подготовки к профессиональной педагогической деятельности.
В контексте исследуемой нами проблемы мы разделяем точку зрения Д. Н. Дубровина, который определяет социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, приводящей к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы, отмечая, что адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности. Результатом успешного приспособления студентов к новым условиям, по мнению Д. Н. Дубровина, является адаптированность, складывающаяся из следующих компонентов:
1. «Адаптация». Индивид не только принимает нормы и ценности социальной среды, но и строит на их основе свою деятельность и отношения с людьми, главной целью становится полная самореализация, круг общения и интересов значительно расширяется. Дезадаптация характеризуется недифференцирован-ностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, неприятием норм и ценностей социальной среды; принятие индивидом норм и ценностей по принципу «быть как все».
2. «Самоприятие». Отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному «Я», которая выражается в способности личности оценивать сильные и слабые стороны. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных моментах, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкий показатель приятия себя - видение в себе преимущественно недостаточной самооценки, готовность к самообвинению.
3. «Приятие других». Отражает уровень дружественности-враждебности к другим людям, на позитивном полюсе - это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкий показатель приятия других - критическое отношение к людям, раздражение, ожидание негативного отношения к себе.
4. «Эмоциональная комфортность». Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокий показатель комфортности - это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; низкий показатель комфорта - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.
5. «Интернальность». Отражает, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие показатели интернальности говорят о том, что человек воспринимает происходящие с ним события как результат собственной деятельности (вхождение в режим учебы, способность везде успевать, активность). Низкие показатели интернальности
свидетельствуют о восприятии происходящих с человеком событий как результата действия внешних сил (случая, судьбы и др.). Предрасположенность личности к приписыванию ответственности за результаты своей деятельности внешним силам может проявляться в трудностях самоорганизации.
6. «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели свидетельствуют о склонности к подчинению, мягкости, покорности [3, с 11].
Проведенное нами исследование особенностей социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса, Р. Даймонда, в котором приняли участие 345 первокурсников, позволило выявить все структурные компоненты адаптированности студентов, рассматриваемые нами как итог приспособления студентов-первокурсников к обучению в вузе. Количественные результаты диагностики представлены на рис. 1.
90%
80%
Адаптация
Интернальность Эмоциональная Принятие других Самоприятие Стремление к комфортность доминированию
Рис. 1. Характеристика структурных компонентов адаптированности студентов младших курсов В результате исследования было выявлено, что 68% студентов после двух месяцев обучения являются успешно адаптированными. Это позволяет говорить
о том, что студенты-первокурсники принимают нормы и ценности вуза и строят на их основе свою деятельность и отношения с людьми, их главной целью становится полная самореализация, а круг общения и интересов значительно расширяется. Однако констатируется наличие и дезадаптированных студентов (32%), для которых характерно преимущественное принятие норм и ценностей вуза по принципу «быть как все» или неприятие норм и ценностей новой для них социальной среды.
Адаптированные первокурсники чаще проявляют интернальность, т. е. воспринимают происходящие с ними события как результат собственной деятельности (вхождение в режим учебы, способность везде успевать, активность). Лишь 31% обследованных студентов воспринимают происходящие события как результат действия внешних сил (случая, судьбы и др.), что проявляется в трудностях их самоорганизации.
У большинства студентов преобладают положительные эмоции, ощущение благополучия своей новой жизни. И только 1\3 студентов переживает преимущественно эмоциональный дискомфорт в процессе вузовского обучения.
Значительная часть первокурсников (72%) демонстрирует дружественность к другим людям, что свидетельствует о принятии окружения, одобрении их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Однако 28% первокурсников испытывают критическое отношение к людям, раздражение, ожидание негативного отношения к себе.
Большинство студентов-первокурсников (83%) обнаруживают позитивный полюс самоприятия, что отражает степень дружественности по отношению к собственному «Я», выражающуюся в их способности оценивать свои сильные и слабые стороны. Лишь 17% студентов свойственна недостаточная самооценка, что говорит об их готовности к самообвинению.
Незначительная часть студентов-первокурсников (33%) отличается низкими показателями стремления к доминированию в межличностных отношениях, что свидетельствует об их склонности к подчинению, мягкости и покорности.
Таким образом, общая картина складывающегося адаптационного периода студентов-первокурсников в целом является благоприятной. Однако анализ экспериментальных данных позволяет констатировать, что 30% студентов не используют свои адаптационные возможности в полной мере и являются группой риска. В связи с этим, усилия преподавателей вуза, кураторов студенческих групп, деканов факультетов должны быть объединены и направлены на определение трудностей адаптационного процесса, их причин и возможных путей преодоления.
В словаре русского языка С. И. Ожегова трудность приравнивается к затруднению, препятствию [4, с. 664]. В энциклопедии русского слова затруднение определяется как «препятствие, трудно преодолеваемая помеха; трудность - большой труд, напряжение, усилие» [2, с. 215]. Как видим, затруднение рассматривается в приведенных определениях как препятствие, помеха с практической точки зрения и как напряжение, усилие с психологической точки зрения.
Исследования в данной области (М. Я. Виленского, А. Г. Горшкова, С. М. Годник, В. И. Земцовой, Т. М. Куриленко, В. А. Мельникова, Г. А. Меликосо-ва, И. А. Сыромицкой, Т. С. Поляковой) позволяют выделить дидактические, социально-психологичексие и профессиональные трудности процесса адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Под дидактическими трудностями понимают процесс приспособления к вузовской системе обучения, вхождения студента в особенности учебной деятельности (необходимость усвоения большого объема информации по сравнению со школой, самостоятельная организация учебы и др.). Содержание дидактической адаптации сводится к формированию у студентов-первокурсников рациональных приемов и способов самостоятельной познавательной деятельности не только по заданию преподавателя, но и на основе личных планов, направленных на расширение и углубление профессионального самообразования.
Социально-психологические трудности включают все стороны общения: интеграцию личности со студенчеством, принятие его ценностей, норм, стандартов поведения. Это накладывает отпечаток на личность, сообщает ей вну-
треннюю динамику направленности потребностей. На процесс внутренней переориентированности личности оказывает также влияние фактор межличностных отношений, которые определяют установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формируют уровень его притязаний. Сюда же относят и формирование у студента потребности быть полезным обществу, формирование активной позиции, ценностного отношения к труду, к организации быта и досуга.
Под профессиональными трудностями адаптации понимается идентификация личности студента с будущей профессиональной деятельностью и с социальной ролью, которую ему придется исполнять после завершения обучения в вузе. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности, т. е. целеустремленное, активное, творческое приспособление индивида к характеру и содержанию профессиональной деятельности.
К трудностям адаптации можно отнести и психологические показатели, такие, как недостаток внимания, рассеянность, душевная депрессия, слабая воля.
Приведенные данные характеризуют трудности адаптации по содержанию. По форме трудности могут быть как объективными, так и субъективными. Объективные трудности адаптации, не зависящие от студента, обусловлены особенностями обучения в вузе, субъективные - зависят от его личности.
Итак, адаптация студентов-первокурсников - динамически сложный, многофакторный процесс, связанный с усвоением социального опыта вузовской среды, включением личности в систему межличностного взаимодействия, приобщением к особенностям и ценностям избранной профессии. В этот период, как мы считаем, важно ориентировать преподавателей вуза на выявление возможных затруднений, факторов дезадаптации студентов-первокурсников, что позволит оптимизировать процесс обучения и решать проблему сохранения контингента студентов и расширения их адаптационных способностей.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев / гл. ред. В. В. Усманов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
2. Даль, В. И. Энциклопедия русского языка [Текст] / В. И. Даль. - М. : Эксмо, 2002. - 256 с.
3. Дубровин, Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Дмитрий Николаевич Дубровин. - М., 2006. - 23 с.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 60000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. -М. : ООО Издательство «Оникс»; ООО Издательство «Мир и образование», 2006. - 976 с.
5. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский; ред Э. Я. Альбрехт. - М. : Горбунок, 1992. - 224 с.
Bibliography
1. Ananyev, B. G. A Person as a Subject of Cognition [Text] / B. G. Ananyev / ed.V. V. Usmanov. - 3d edition. - SPb. : Peter, 2001. - 288 p.
2. Dal, V. I. Encyclopedia of the Russian Language [Text] / V. I. Dal. - М. : Eksmo, 2002. - 256 p.
3. Dubrovin, D. N. Psychological Adaptation as a Factor of Personal SelfDetermination [Text] : Abstract of Dissertation. ... Candidate of Psychology : 19.00.07 / Dmitriy Nikolayevich Dubrovin. - М., 2006. - 23 p.
4. Ozhegov, S. I. The Russian Language Dictionary : Approx. 60000 words and Phraseological Expressions [Text] / S. I. Ozhegov; (ed.) L. I. Skvortsov. - М. : «Onix» Limited Company; «The World and Education» Limited Company, 2006. - 976 p.
5. Petrovsky, V. A. Psychology of NonAadaptive Activity [Text] / V. A. Petrovsky, (Ed.) E. Ya. Albrecht. - М. : Gorbunok, 1992. - 224 p.