УДК 378
М.И. Джаубаева JI.A. Филимонюк
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в полиэтнической образовательной среде вуза.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, конфликт, конфликтологическая компетентность, этнокультурная компетентность, полиэтническая среда.
Marina Dzhaubaeva Ludmila Filimonyuk
SOCIAL-PSYCHOLOGIAL ADAPTATION OF STUDENTS TO TRAINING IN THE POLYETHNIC EDUCATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL
Annotation. The article presents the features of social-psychological adaptation of first-year students to training in the polyethnic educational environment of high school.
Keywords: social-psychological adaptation, conflict, conflictological competence, ethno-cultural competence, polyethnic environment.
Система сопровождения социально-психологической адаптации молодежи к обучению в вузе успешно действует во всех развитых странах, способствуя гармоничному вхождению молодых специалистов в профессиональную среду. Кризисный момент перехода молодежи из одной образовательной среды в другую должен сопровождаться квалифицированной помощью, способной существенно облегчить этот процесс.
Зачастую первокурсники демонстрируют не очень высокий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях учебной деятельности в вузе, о трудностях овладевания профессиональными навыками и умениями. С началом обучения в вузе у них меняется образ жизни, возникает необходимость растановки приоритетов. Нередко ошибочно распределяется учебное и свободное время, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой, возникают трудности межличностного характера.
В процессе взаимодействия студентов в полиэтнической среде вуза иногда возникают конфликтные ситуации, которые могут разрешиться позитивно или перерасти в конфликт. Каждый студент имеет на начальном этапе обучения в вузе различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах организации студенческой жизни. Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного студента является его конфликтологическая компетентность, которая включает набор определенных знаний и умений.
Несмотря на наличие достаточного количества теоретического материала, анализа работ зарубежных и отечественных психологов, социологов и конфликтологов по проблеме конфликтов, технологии предотвращения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении в полиэтнической молодежной среде на сегодняшний день изучены недостаточно полно. Кроме того, прослеживается слабая конфликтологическая подготовка студентов, неумение на практике управлять конфликтами в коллективе, находить оптимальные способы их разрешения и предупреждения.
Рассматривая проблему развития общекультурной компетенции в студенческом коллективе, нельзя не отметить социально-психологические особенности полиэтнической молодежной среды: совместную учебную деятельность; наличие общих интересов, целей и задач; единую организацию и управление; относительную устойчивость и длительность функционирования [2; 3; 4].
Важность проблемы адаптации студента к новым условиям жизни и деятельности часто недооценивается. Зачастую считается, что любой человек достаточно быстро - за 1-2 недели - способен © Джаубаева М.И., Филимонюк Л.А., 2014
Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия
приспособиться к измененным условиям, и не учитывается, что мы имеем дело с коренной перестройкой образа жизни [1]. Действительно, большинство людей достаточно успешно справляется с предъявлением повышенных требований к своему организму, однако такое приспособление имеет определенную физиологическую и психологическую цену, уменьшить которую и сделать приспособление более эффективным можно с помощью специальных мероприятий.
Мы считаем важным изучение особенностей учебной, социально-психологической адаптации и конфликтологической компетенции первокурсников, поскольку эти вопросы тесно связаны между собой.
Изучение учебной адаптации начинается с исследования мотивации, так как без мотивации деятельности нет. В 2012-2013 учебном году нами была проведена серия исследований на базе Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (СКФУ). Исследование мотивации выбора вуза показало, что на интерес к специальности указывают 34,76 % опрошенных. Считают свой выбор сделанным случайно 20,34 %, из-за желания уехать за границу -14,63 %, по совету знакомых - 29,47 %.
Не жалеют о выборе через два месяца обучения 78,92 % студентов; не жалеют, но появляются некоторые сомнения 8,38 % опрошенных. Таким образом, мотивация к обучению была первоначально и сохранена на первом этапе адаптации.
Отмечают, что их жизнь существенно изменилась после начала обучения 66,18 % опрошенных. В качестве основных изменений главным образом называют отсутствие свободного времени для встреч с друзьями, жизнь в другом городе, проявление большей ответственности и самостоятельности, знакомство с интересными людьми, изменение режима дня.
На занятия ходят с удовольствием в среднем 54,81 % студентов, принимавших участие в анкетировании, но их число существенно колеблется для разных специальностей и направлений подготовки. 15,66 % респондентов говорят о том, что ходят на занятия для того, чтобы не было проблем. Появилась новая категория студентов, которые ходят на занятия для получения необходимого количества баллов - 10,23 % опрошенных. Трудности в процессе обучения испытывают 35,39 % студентов.
Основной причиной возникающих трудностей единицы студентов называют нерегулярное посещение занятий, ранее эту причину отмечали 25,92 % студентов. Также мешает достичь успехов в учебе неорганизованность и неумение планировать свое время; боязнь и неумение выступать перед аудиторией; неуверенность в своих силах. Так, неумение планировать свое время отметили 66,27 % первокурсников, страх перед публичным выступлением - 71,84 %, неуверенность в собственных силах-43,69 %.
Таким образом, диагностика учебной адаптации студентов позволяет выявить основные проблемы социально-психологической адаптации, которая рассматривается нами как процесс вхождения индивида в новую социальную среду и ее освоение. В отличие от биологической адаптации в социально-психологической присутствует единство приспособительной и преобразовательной деятельности. У человека преобразуются психологические качества и поведение в ответ на требования среды, и изменяется сама социальная среда в ходе удовлетворения адаптивной потребности.
Надо сказать, что динамика групповых отношений в большой мере зависит от ее композиционного состава: процессы быстрее развиваются в неоднородных группах. Ранее в СКФУ было много групп, в составе которых были только девушки, сейчас большинство групп смешанные, и групповые процессы в них протекают интенсивнее: быстрее происходит и дифференциация, и интеграция. То же самое наблюдается для групп с разнородным этническим составом. Для управления развитием группы уже на первой неделе обучения проводится начальный социально-психологический тренинг, призванный снять настороженность по отношению к новому социальному окружению. Оказалось, что
такое очень несложное психологическое воздействие оказывает значимый эффект. В дальнейшем коррекция групповых отношений также может проводиться с помощью тренинговой работы.
Другой уровень отношений, который важен для процесса обучения, - это отношения студента с преподавателями. Согласно исследованию с большинством преподавателей хорошие отношения у 80,11 % опрошенных студентов, хорошие отношения с 1-2 преподавателями у 5,35 %; считают, что преподаватели и студенты безразличны друг другу 12,28 % студентов. В качестве основной причины возникновения трудностей в учебной деятельности 4,22 % опрошенных называют несложившиеся отношения с преподавателем. Однако надо понимать, что студентам проще рассказать психологу о несложившихся отношениях с товарищами, чем с преподавателям. В подобной ситуации важна роль куратора, как, впрочем, и в других вопросах, связанных и с учебной, и с социально-психологической адаптацией.
Исследования показали, что большинство первокурсников знают своего куратора (2 человека ответили, что не знают). В основном он воспринимается как информатор в организационных вопросах (77,31 % опрошенных), но он также помощник в учебе (28,77 %), контролер учебной деятельности (23,65 %), человек, помогающий разобраться в сложных жизненных ситуациях (19,82 %). Кроме того, в графе открытых ответов фигурирует: «Просто хороший человек». Именно куратор первым может узнать о неблагополучии в отношениях с товарищами или с преподавателем. Часто он сам и разрешает ситуацию.
Одним из важных компонентов социально-психологической адаптации является адаптация в полиэтнической среде. Исследование показало, что этот блок вопросов в наибольшей степени вызывает затруднения: некоторые студенты избегают отвечать на вопросы, связанные с межэтническими отношениями. Испытывают неприязнь к представителям других национальностей 21,11 %, не испытывают - 61,73 % студентов, принимающих участие в анкетировании. Не определились - 17,16 % опрошенных. Но при этом, оценивая конкретную ситуацию, ответили, что относятся положительно к тому, что в их доме живут представители других национальностей - 27,74 %; нейтрально - 61,29 %; отрицательное - 10,97 %. Считают для себя возможным вступить в брак с человеком другой национальности 41,33 % и столько же считают, что национальность при выборе мужа или жены не имеет никакого значения. Не считают подобное для себя возможным в настоящее время 22,95 %.
Таким образом, восприятие межнациональных вопросов своеобразное: у него есть два плана -более общий и более частный, конкретный, что затрудняет анализ ответов. Стереотипы чрезвычайно сильно проявляются в этой сфере отношений. При этом стереотипы - это часто незнание, а оно и порождает тревогу, беспокойство.
Таким образом, после шести месяцев обучения студенты отмечают влияние социальной среды на отношение к представителям других национальностей: 21,36 % опрошенных студентов считают, что они стали более толерантными. Возможно, это не изменение толерантности - определить это понятие точно студенты не могут, что также показало наше исследование, но они осмыслили происходящие в себе изменения, что и отражает преобразующую функцию социально-психологической адаптации.
Библиографический список
1. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998. - 389 с.
2. Филимонюк Л.А., Шахназарян А. Становление профессиональной культуры студентов через реализацию социально-педагогических проектов // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40). - С. 55-56.
3. Филимонюк Л.А., Джаубаева М.И. Пути формирования компонентов этнокультурной компетентности молодежи в поликультурном регионе // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5(42). - С. 22-24.
4. Филимонюк Л.А. Образовательная полиэтническая среда вуза и ее влияние на формирование личностных этнопсихологических характеристик студентов // Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом: материалы третьей международной научно-практической конференции (28.10.2013). - Пермь, 2013.-284 с.