ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГА, ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА
А. А. Денисова
Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как
иностранного Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, г. Москва, Россия
Статья посвящена системно-ситуационному анализу конфликтов в учебном процессе в высшей школе. Проблема анализируется с учетом данных социологических опросов студентов и преподавателей. Учитывается зарубежный опыт в области обучения школьников и студентов толерантному общению и конструктивному регулированию конфликтных ситуаций. Обосновывается необходимость повышения конфликтологической компетенции преподавателей и управленческого персонала высшей школы.
Толерантность - свойство личности, позволяющее участнику конфликта допускать правомерность иных интересов, иной позиции у оппонента -необходимое условие успешного разрешения конфликта. Толерантность постепенно становится одним из ключевых понятий в разных дискурсах: от политологии, например, когда речь идет о многополярном мире, до сферы межличностных отношений, когда толерантность обсуждается как одно из необходимых условий психологической устойчивости личности в целом и конфликтологической устойчивости в частности. Толерантность является также важной предпосылкой эффективной деятельности личности в конфликтной ситуации. Именно осознание, принятие правомерности наличия у оппонента собственной позиции позволяет выбрать одну из эффективных стратегий поведения в конфликтной ситуации - сотрудничество или компромисс.
С точки зрения конфликтологии особую значимость приобретают профессиональные деформации педагогов. Это негативные изменения индивидуально-личностных характеристик педагогов, произошедшие в результате их профессиональной деятельности. Преодоление профессиональных деформаций должно рассматриваться как резерв роста профессионального мастерства педагогов и управленцев, включающий и обусловливающий повышение конфликтологической компетентности. Влияние профессиональных деформаций педагогов на их конфликтологическую компетентность остается темой, открытой для исследования и имеющей большое практическое значение.
Среди типичных профессиональных деформаций педагогов [4], в наибольшей степени препятствующих, на наш взгляд, толерантному взаимодействию в образовательной среде вуза, отметим педагогическую агрессию (которая проявляется в пристрастном отношении к неуспевающим, «трудным» студентам, нетерпимости по отношению к ним); социальное лицемерие (склонность к
морализированию, вера в свою собственную нравственную непогрешимость); демонстративность (чрезмерная эмоциональность, самопрезентация); ролевой экспансионизм (фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах, преувеличение значения своей роли), авторитарность (преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний), консерватизм (приверженность устоявшимся технологиям обучения, нежелание что-либо менять в профессиональной деятельности). Очевидна связь этих профессиональных деформаций с причинами конфликтов, которые чаще всего возникают между преподавателями и студентами, а также в педагогических коллективах (см. ниже).
Конфликт - многозначное понятие. В общем виде его можно описать как предельно обостренное противоречие. В таком случае в объем понятия включают разногласия, противоречивые намерения, несовпадающие установки и ожидания, конкуренцию и другие отношения и действия. Понятие специализированное -социальный конфликт - определяется как наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия. Он отражается в противодействии субъектов конфликта и сопровождается негативными эмоциями по отношению друг к другу. Суть конфликта - не только в возникновении противоречия, но и в способе его разрешения.
Неудачи в разрешении конфликтов в учебном процессе в высшей школе вступают в противоречие с принципами личностного подхода в педагогике, с педагогической толерантностью и гуманизацией процесса учебного взаимодействия. Поэтому конфликтологическая компетентность (способность действующего лица в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта) постепенно осознается в качестве обязательного условия профессиональной компетентности педагогов и представителей администрации высшей школы.
В Российском университете дружбы народов, где обучаются студенты, аспиранты и стажеры со всего мира, являющиеся носителями значительно различающихся культур, формирование или развитие умений толерантного взаимодействия традиционно признается одной из приоритетных задач.
Разработка программ формирования/развития конфликтологической компетентности педагогов - сложная инновационная задача: они (программы) должны интегрировать знания из области педагогики, педагогической психологии, этнической психологии и конфликтологии, социологии образования и ряда других наук. В этом случае они позволят в полной мере (с учетом специфики высшей школы) решить поставленные задачи.
С учетом такого подхода создавалась новая программа повышения квалификации преподавателей и администраторов высшей школы «Управление конфликтами в полиэтнической образовательной среде». Программа, рассчитанная на 72 академических часа, разработана и прошла апробацию на факультете повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного РУДН, ее содержание обсуждалось на краткосрочных семинарах в Пятигорском лингвистическом университете и Краснодарском государственном университете.
Цель программы - овладение практическими методами компетентного содействия разрешению конфликтов с учетом их специфики в сфере высшего образования.
Программа предполагает формирование (развитие) установок и умений на нескольких уровнях:
- уровне развития необходимой социально-психологической компетентности (связанном с характеристикой «конфликтность-неконфликтность» личности преподавателя или администратора);
- уровне формирования (развития) профессиональной компетентности (связанном с «психологической устойчивостью-неустойчивостью личности» и с такой важной характеристикой личности, как конфликтоустойчивостъ, в частности);
- уровне формирования (развития) конфликтологической компетентности педагога и администратора как необходимой составляющей его социальнопсихологической и профессиональной компетентности.
В электронной программе тестирования с этой целью были собраны психологические тесты, необходимые для оценки личностных качеств педагогов и администраторов, актуальных с точки зрения конфликтологии. Созданы терминологический словарь учебного курса, конспект курса лекций и сопровождающие его задания, а также компьютерный практикум по разрешению конфликтов в сфере высшего образования. Практическим материалом для заданий послужили специально отобранные (методом интервью, опроса, анализа материалов средств массовой информации) описания реальных конфликтных ситуаций в полиэтнической образовательной среде высшей школы.
В целом, программа ориентируется на выработку следующих знаний, практических умений и качеств:
- умение определять области конфликтогенного взаимодействия в образовательной среде;
- осведомленность о существующих ограничениях в межличностном общении между представителями разных культур;
- осведомленность о профессиональных деформациях личности педагогов и возможностях их преодоления;
- умение диагностировать причины конфликта, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон;
- умение компетентно вырабатывать и применять на практике стратегии поведения в ходе конфликтного взаимодействия;
- умение определять очевидные и скрытые мотивы и последствия конфликта;
- умение эффективно общаться в условиях острого конфликтного взаимодействия.
Предполагаемые социальные результаты реализации такой программы повышения квалификации следующие:
- будут созданы предпосылки для формирования социальной среды в сфере высшего образования, где ксенофобия, национальная нетерпимость и конфликты, в том числе на национальной почве, будут признаваться недопустимыми и общественно порицаемыми явлениями, и только толерантное взаимодействие будет признаваться в качестве нормы;
- будет оказано реальное влияние на формирование мировоззрения будущих лидеров — студентов университетов — с учетом принципов толерантности и компетентного разрешения конфликтных ситуаций;
- будет повышено качество образования за счет повышения интереса студентов к учебным предметам в результате предупреждения или же компетентного разрешения конфликтов с преподавателями и администрацией.
При разработке программы повышения квалификации мы столкнулись с тем, что пока анализ конфликтов в сфере высшего образования представлен немногочисленными работами, в основном в области социологии образования. Между тем, как это подтверждают исследования и, в частности, описания и интерпретация собранных нами реальных конфликтных ситуаций в высшей школе («карты конфликтов»), в этой области существуют типичные уровни конфликтного взаимодействия, выделяются также типичные причины конфликтов. Так, наиболее распространенной причиной конфликтов студентов с преподавателями признается «необъективность оценки», далее следуют (в порядке убывания): «различия в мировоззрении», «расхождения во мнениях по поводу предмета», «личная неприязнь преподавателя», «неуважительное отношение преподавателя к группе в целом», «непосещаемость лекций», «поведение на занятиях», «оскорбление и унижение со стороны преподавателя», «плохая успеваемость» [5]. Эти оценки схожи, но не полностью совпадают с мнением учащихся 11-х классов, в порядке убывания: «несправедливо ставят оценки», «скучные уроки», «мне не нравятся некоторые предметы», «непонятно объясняют материал», «несовременные взгляды учителей» [2].
Мнение о безвредности и даже полезности конфликтов, которые могут приводить к оздоровлению отношений, в среде российских психологов стали распространяться в последнее десятилетие. К числу позитивных последствий конфликтов относят: разрядку напряженности между конфликтующими
сторонами, получение новой информации об оппоненте, стимулирование к изменениям и развитию, снятие синдрома покорности у подчиненных, диагностику возможностей оппонентов и др. Применительно к учебному процессу это находит подтверждение в статистических данных социологического опроса: среди
первокурсников, указывающих на наличие конфликтов, 19,9% отмечают, что они в результате конфликта «начинают серьезнее относиться к предмету». Хотя среди пятикурсников подобных ответов уже только 10%. Социологи отмечают, что эти данные зависят от причины конфликта и его глубины. Однако необходимо и понимание того, что любые конфликты, сопровождающиеся негативными эмоциями, травмируют участников и могут иметь неопределенные последствия. Известно, что в ходе конфликта происходит снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата, после завершения конфликта ослабляется сотрудничество, сложно восстанавливаются доверительные отношения. Снятие постконфликтной напряженности требует иногда специальных мер. Кроме того, субъекты конфликта - учитель и ученик - заведомо не равны по своему социальноролевому статусу, часто - по уровню личностного развития. Молодые люди редко обладают достаточным жизненным опытом и способностью к прагматическому осмыслению конфликтной ситуации, часто не распознают ситуации как конфликтные. Присутствие при конфликте других студентов приводит к тому, что конфликт разрастается, приобретая характер межролевой конфронтации. Публичность конфликта имеет большой воспитательный резонанс. Именно поэтому за возникновение, ход и исход конфликта отвечает педагог [2].
Необходимо также учитывать отрицательное влияние конфликта с педагогом на отношение студентов к учебной деятельности. Оценка конфликта как «неразрешимого» сказывается на отношении студента к учебному предмету: в таком случае резко увеличивается доля ответов «перестаю интересоваться учебным предметом». Особенно это касается конфликтов, которые возникают на уровне межличностных отношений. Таким образом, интолерантные проявления в сфере межличностных отношений студент-педагог оказывают резко негативное влияние на учебный процесс в целом и снижают качество и эффективность образования.
Курсы конфликтологии, которые доступны студентам в разных вузах, значительно варьируются по содержанию и количеству учебных часов. Были бы полезны, на наш взгляд, также меры по просвещению студентов в области практических умений организации толерантного общения и компетентного разрешения конфликтов в полиэтнической среде:
- изучение зарубежного опыта организации толерантного общения и компетентного разрешения конфликтов в молодежной среде;
- разработка и сопровождение постоянно действующего сайта в сети Интернет для формирования практических умений студентов в области толерантного общения и компетентного разрешения конфликтов;
- обмен студентами с зарубежными вузами для ознакомления с организацией деятельности по формированию толерантного сознания в образовательной среде и проведения совместных тематических мероприятий.
Преподавателям и администраторам высшей школы необходимо владеть знаниями о том, что провоцирует и что влечет появление межэтнического компонента конфликтов в студенческой среде. Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии проявляются преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как повышенный эмоциональный фон, алогичность, неясный для «оппонентов» символизм. Наиболее болезненны и эмоционально насыщены конфликты, возникающие в результате ущемления ценностей этноса. Часто конфликты между нормами и ценностями разных культур происходят в учебной среде, на бытовом уровне, в ходе повседневного общения. Как наиболее конфликтогенные в этом отношении указываются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение «аборигенов», и наоборот.
Большинство особенностей в этнических конфликтах носит социокультурный характер. Исследуются психологические причины, ограничивающие возможные способы межличностного взаимодействия между представителями различных этносов. Эти причины могут быть и достаточно «простые», и такие, которые обнаруживаются лишь путем глубокого психологического анализа. Иногда отсутствие взаимопонимания связано уже с тем, что одна и та же мимика или жестикуляция могут иметь в разных культурах различающиеся, даже противоположные, значения. Существуют, например, межкультурные различия в обмене взглядами. Разная интерпретация взгляда представителями различных культур может вызвать между ними взаимную неприязнь. В России не принято слишком долго и пристально смотреть в глаза. Такой взгляд расценивается, в зависимости от ситуации, как вызывающий, недружественный, навязчивый. В культурах с так называемой
«высокой длительностью контакта глаз», к которым относится Афганистан, пристальный взгляд означает внимание и заинтересованность [4, с. 125]. В некоторых странах Африки смех - это показатель изумления или даже замешательства, а вовсе не проявление неуместного веселья [4].
Неумение адекватно действовать в конфликтной ситуации с преподавателем или администрацией вузов осознается самими студентами как проблема: об этом свидетельствуют данные социологических опросов, пока немногочисленных, а также косвенно - материалы студенческих сайтов в сети Интернет. По данным социологического опроса студентов, наличие эпизодических конфликтов с преподавателями фиксирует 37,7% опрошенных (в 2003 г. Центром социологии образования РАО опрошено 1974 студента московских вузов). Особо весомым параметром оказывается значимость тех или иных конфликтов с преподавателями, то есть оценка «возможности разрешить конфликт». Наиболее часто как «абсолютно неразрешимые» студентами называются те конфликты, которые связаны с межличностными отношениями. В качестве их причин указываются: «неприязнь», «оскорбление и унижение», «неуважительное отношение». Важен также и другой тип «неразрешимых конфликтов», который связан с «различиями в мировоззрении». Их считает неразрешимыми каждый третий опрошенный студент. Разрешение лее межличностных конфликтов - процесс, требующий специальных знаний, которыми преподаватели или административные работники в большинстве случаев не обладают. Наиболее же легкоразрешимыми конфликтами между преподавателями и студентами являются те, которые возникли в связи с нарушением норм, регулирующих социально-ролевые отношения в учебной деятельности: посещение лекций, поведение на занятиях.
Все более популярным источником полезной информации для студентов становится Интернет. На вузовских веб-сайтах появляются рекомендации, способствующие бесконфликтному взаимодействию студентов с преподавателями и администрацией, информирующие. Интересно, что, например на площадках неформального общения в сети Интернет студенты делятся друг с другом способами выхода из конфликтных ситуаций с преподавателями или администрацией вузов, просто «изливают душу» (негативные эмоции являются неизбежной составляющей конфликта). Между студентами завязываются живые дискуссии, описываются различные конфликтные ситуации - на занятиях, во время экзаменов, в период учебной практики, в студенческих общежитиях. В большинстве случаев их собственный опыт конфликтного взаимодействия недостаточен для успешного понимания и разрешения конфликта. Такие форумы хочется назвать «галереей педагогических неудач».
В Германии формирование конфликтологической компетентности молодежи начинается со школьной скамьи. Более того, обучение
конструктивному регулированию конфликтов и воспитание установок на их толерантное разрешение в этой стране может быть охарактеризовано как система непрерывного образования. Эта система реализуется через стратегии
политического образования и социального обучения. С этой целью разработан так называемый конфликт-ориентированный подход в образовании. Тренинги
демократического поведения, межкультурного взаимодействия используются начиная со старшего школьного возраста в различных вариантах: тренинги равных,
когда старшие школьники учат конструктивному регулированию конфликтов младших подростков, совместные тренинги педагогов и школьников, групповые тренинги в профессиональном образовании. Наиболее популярны «Тренинг против расизма», «деэскалационный» тренинг Инициативы «Школа без расизма»; продуктивный с точки зрения политического воспитания тренинг «Внимание: толерантность!» и др. Российские студенты после школы приходят в вузы без знаний об основах эффективной деятельности в конфликтной ситуации.
В профессиональном педагогическом образовании в русле конфликт-ориентированного подхода ставится задача обучения педагогов конструктивному регулированию конфликтов, проявляющихся в нарушениях дисциплины. Многочисленные программы «преодоления конфликтов» помогают учителю овладеть технологией «конфликт-менеджмента» в классе [2].
В последнее время в западной практике важным явлением школьной жизни становится так называемое «школьное посредничество». Специалисты указывают на три обстоятельства, являющиеся, по их мнению, аргументами в пользу такого обучения: интересы самих школ, которые работают в спокойной обстановке; возможность использовать потенциал конфликта для усиления мотивации к учебе, возбуждение интеллектуального любопытства, развитие творческого подхода в решении проблем; подготовка будущих поколений к конструктивному управлению конфликтами в собственной жизни, карьере, семье, обществе, национальных и международных ситуациях. А в Японии эта работа -по воспитанию умений толерантного общения - начинается с детского сада.
В основном и преподаватели, и представители администрации при решении конфликтов ориентируются на свой личный, накопленный за годы педагогической практики опыт, полученный эмпирическим путем, не основанный на систематизированных конфликтологических знаниях. К сожалению, рекомендации в конфликтной ситуации типа «Исключить одного, а другие задумаются!» - не редкость в среде преподавателей, хотя в большинстве случаев именно такое решение конфликта, силовое, в конфликтологии признается наименее эффективным и наиболее негативным по своим последствиям. «Бескомпромиссность» долгие годы оставалась в нашей стране важным понятием идеологического дискурса, что распространилось и на сферу межличностных отношений. Показателен тот факт, что каждый третий опрошенный студент определяет как «неразрешимые» конфликты, связанные с «различиями в мировоззрении».
Наличие эмпатии (способности к эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, пониманию положения другого человека) - качества, важного для предотвращения или компетентного разрешения конфликтов, растет вместе с опытом личности. Уровень эмпатии коррелирует с уровнем мастерства педагогов. Педагоги, отличающиеся низкой эмпатией, классифицируют людей по «стандартным» типам, дают им стереотипные оценки, разделяя неуспевающих учеников на лентяев и тупиц. Напротив, педагоги, обладающие высокой степенью эмпатии, выделяют до 20 типов неуспевающих учеников по разным личностным качествам [8, с. 11]. Чем выше уровень эмпатии, тем чаще в конфликтных ситуациях прибегают к сотрудничеству как пути выхода из конфликта, удовлетворяющего интересы обеих сторон.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцупов А.Я., Балакновский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. -СПб., 2005.
2. Борисова Л.Г. Учитель-ученик: конфликт или сотрудничество? // Управление качеством образования. 2003. № 1. - Новосибирск, 2003.
3. Бочарова Ю.Ю. Конфликт-ориентированный подход в образовании в ФРГ // Международный научный педагогический журнал с библиотекой-депозитарием «Образование: исследовано в мире», 2003: http://oimoim-l.hosting.ru/
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учеб. пособие для вузов. М., 2005.
5. Красова Е.Ю. Педагоги воронежских вузов в социальных контекстах российского кризиса // Вестник Воронежского государственного университета. Гуманитарные науки. № 2. - Воронеж, 2001.
6. Психологическая помощь мигрантам в России: исследования и практика / Под ред. Г.У. Солдатовой и др. М., 2003.
7. Собкин B.C., Федюнина А.В. Студенты о конфликтах с преподавателями: http://w\vw. socioedu.ru/articles
8. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Донецк, 1997.
9. Хасан Б.И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 79-86.
10. Чернявская B.C. Развитие педагогической толерантности. Пособие для психологов и педагогов. М., 2005.
TOLERANCE OF THE PERSON IN A DISPUTED SITUATION: THE POINTS OF VIEW OF SPECIALIST ON DISPUTES, THE TEACHER AND THE
STUDENT
A.A. Denisova
Faculty of Improvement of Professional Skills of Teachers of Russian as Foreign
Language
People’s Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str.,6, 117198, Moscow, Russia
The article is devoted to the system-situational analysis of conflicts between students and teachers in educational process at the universities. The problem is analyzed in view of the given sociological polls of students and teachers. Foreign experience in the field of training schoolboys and students to tolerant dialogue and constructive regulation of conflicts is also analyzed. Necessity of increase of conflictological competence of teachers and managers in the high school is proved.