Т. В. Пфау
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ, СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОТНОШЕНИЙ У ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ УЧЕНИЯ ВИССАРИОНА
Описываются результаты исследований, посвященных изучению проблемы личности человека с нетрадиционным вероисповеданием. Исследованы особенности социально-психологической адаптации, осознаваемые и неосознаваемые компоненты отношений у последователей учения Виссариона.
Ключевые слова: личность; религиозность; социально-психологическая адаптация; неосознаваемые компоненты отношений.
На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрос. По мнению Р. Белла, в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в нашей отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями [1]. В частности, приобретает большую популярность Сергей Тороп, Учитель общины, создатель Церкви Последнего Завета, известный всем Виссарион. Религиозная организация - Церковь Последнего Завета, или Церковь Единой Веры, Виссариона официально зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации. По информации администрации Красноярского края, количество членов церкви в разных городах насчитывает от 40 до 80 тыс. человек. Реальное же число адептов Виссариона, по мнению религиоведа А. Дворкина [2], значительно меньше - около 10 тыс. человек. На данный момент Виссарион и его приближенные проживают в Курагинском районе, в строящемся Городе Солнца, куда он приехал в начале 1990-х гг. Остальные три тысячи верующих поселились в близлежащих деревнях, таких как Тюхтята, Черемшанка, Жаровск и др. За последние 5 лет здесь обосновалось более 100 переселенцев из разных городов России [2]. Исследования в этой области являются актуальными, так как помогают понять причины ухода людей в нетрадиционные религии, раскрыть проблемы, с которыми сталкиваются люди с нетрадиционным вероисповеданием, и, возможно, помогут предотвратить данное явление.
Религиозность представляет собой относительно устойчивую систему субординированных свойств и признаков, фиксируемых в содержании религиозного сознания, религиозного опыта, в мотивах и направленности религиозного поведения, включенности в религиозные отношения. Специфичность религиозности выражается в правилах отношения к Богу, к миру, себе и другим людям, в повседневном поведении в различных областях личной и общественной жизни [1]. З. Фрейд сравнивал религию с детскими неврозами навязчивости. Для него религия - это коллективный невроз, вызванный обстоятельствами, сходными с теми, которые вызывают детский невроз жизни [3]. Э. Фромм понимал данную проблему иначе и трактовал невроз «как личную форму религии или, точнее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимся в конфликте с официально признанными фор-
мами религиозной мысли...» [4. С. 241]. Определение религии Э. Фромма весьма широко: «...под религией я понимаю любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения» [4. С. 236]. То есть всякое служение каким бы то ни было идеалам оказывается религиозностью. Поэтому любой человек является религиозным, а религия - неизбежно присущей всем историческим эпохам. На этом положении Э. Фромма основывается данное исследование, целью которого было изучение личностных особенностей последователей учения Виссариона. Приступая к исследованию, мы предположили, что последователи учения Виссариона - это люди, неадаптированные к жизни, их личностные особенности проявляются в тревожности, повышенной чувствительности, зависимости, покорности, что и заставляет их стремиться уйти от жизненных проблем в религию. Несмотря на высокий уровень религиозного самосознания, неосознаваемые компоненты отношений у последователей учения Виссариона заключаются во фрустрированных потребностях в свободе и карьерном росте.
Для проверки этих гипотез были выбраны четыре методики: 16-факторный личностный опросник Р. Кэт-телла [1]; Методика цветовых метафор И.Л. Соломина (ПДСМ) [6]; опросник «Диагностика социально-
психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда [5]; опросник «Структура индивидуальной религиозности» Ю.В. Щербатых [1]. Полученные данные обрабатывались при помощи методов математической статистики: и - критерий Манна-Уитни, ф - метод углового преобразования Фишера. В исследовании принимали участие две группы испытуемых в количестве 60 человек. Первую группу составили люди верующие, т.е. последователи Виссариона, в возрасте от 35 до 46 лет (средний возраст - 39 лет), все с высшим образованием, пол не учитывался. Во вторую группу вошли люди в возрасте от 33 до 46 лет (средний возраст - 41 год), все с высшим образованием. Пол испытуемых не учитывался. В дальнейшем эту группу людей мы будем называть неверующие, т. е. люди, не принимающие учения Виссариона.
На первом этапе исследования появились результаты, частично опровергающие выдвинутые гипотезы, а именно психологическая адаптация оказалась выше развита у последователей Виссариона, конструктивные механизмы которой позволяют адекватно реагировать на изменение социальных условий жизни (Иэмп = 301, р < 0,05). Это обусловливается более высоким уровнем принятием себя (Иэмп = 295, р < 0,05), высоким приня-
тием окружающей действительности (Иэмп = 292, р < 0,05), отсутствием стремления к доминированию (Иэмп = 321, р < 0,05). Последователи Виссариона в большей степени склонны относиться к религии как к образцу моральных норм поведения, у них высокий уровень религиозного самосознания (Иэмп = 171, р < 0,01). Они испытывают больший интерес к магии, к загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знания (Иэмп = 132, р < 0,01). Скорее всего, последователи учения Виссариона ищут в религии поддержку и утешение. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя зависимость и неуверенность людей. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение. Результаты исследования показали также, что вера в Бога и признание существования высшей силы характерны для всей обследованной нами группы людей, а не только для последователей учения Виссариона.
Личностные особенности последователей учения Виссариона отличаются тревожностью, неуверенностью, покорностью (Иэмп = 138, р < 0,01). Для них характерно отсутствие удовлетворения многих жизненных потребностей и стремлений (Иэмп = 130, р < 0,01). Они подвижны, эмоциональны и динамичны в общении, поэтому их всегда удовлетворяет то, что у них есть (Иэмп = 100, р < 0,01). Также последователи Виссариона характеризуются наличием интеллектуальных интересов (Иэмп = 143, р < 0,01).
Изучение скрытой мотивации, которая заключается в структуре потребностей, мотивов, осознаваемых и неосознаваемых отношений, позволило доказать, что последователи учения Виссариона характеризуются широким спектром базовых потребностей, связанных, прежде всего, с творчеством (ф* = 2,93; р < 0,01), свободой (ф* = 1,96), увлечением и любовью (ф* = 1,87). Карьера (ф* = 3,24; р < 0,01) и материальное благополучие (ф = 2,24; р < 0,01) не относятся к числу их базовых потребностей. Актуальные потребности последователей Виссариона ассоциируются с такими ситуационно обусловленными потребностями, как люди (ф* = 2,52; р < 0,01), творчество (ф* = 2,84; р < 0,01), техника (ф* = 2,87; р < 0,01). У людей, не принимающих учение Виссариона, актуальные потребности ассоции-
руются с будущем и связаны с карьерой (ф* = 3,78; р < 0,01) и спутником жизни (ф* = 4,02; р < 0,01). Будущее у последователей Виссариона ассоциируется с трудом (ф = 1,59), процессом самосовершенствования (ф = 1,59) и школой (ф = 3,58; р < 0,01). Возможно, в деревнях, в которых проживают виссарионовцы, есть проблемы с обучением их детей. Люди, не принимающие учение Виссариона, в будущем стремятся к карьерному росту (ф* = 2,87; р < 0,01) и построению эффективных отношений с сотрудниками (ф* = 2,87; р < 0,01). У последователей Виссариона фрустрированы потребности в свободе (ф = 1,77), новых знаниях (ф = 1,87), успехе (ф* = 3,92; р < 0,01), в общении с людьми (ф* = 2,40; р < 0,01), радости (ф* = 2,40; р < 0,01). Даже близкие люди, такие как мать (ф* = 2,40; р < 0,01), отец (ф = 1,87), ребенок (ф = 1,59), вызывают у них негативные эмоциональные переживания. Счастливыми таких людей назвать трудно. У людей, не принимающих учение Виссариона, фрустрированной оказалась потребность в управлении людьми (ф = 3,59; р < 0,01). Последователи Церкви Последнего Завета обладают гораздо меньшей стрессоустойчивостью, так как у них ярче выражены такие показатели стресса, как угроза (ф* = 2,71; р < 0,01), страх (ф* = 2,40; р < 0,01), раздражение (ф = 4,39; р < 0,01). Одним из источников стресса у них выступает отсутствие карьерного роста (ф* = 3,18; р < 0,01).
Сделаем выводы. С точки зрения Э. Фромма, даже самая иррациональная ориентация, когда ее разделяет значительное число людей, дает индивиду чувство единства, определенной безопасности и стабильности [4. С. 165]. Наше исследование доказало, что на уровне сознания последователи учения Виссариона считают себя людьми адаптированными, принимающими окружающую действительность и самих себя. У них высокий уровень религиозного самосознания, и религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя зависимость и тревожность этих людей. Но на неосознаваемом уровне у данной группы религиозно ориентированных людей наблюдается внутренний конфликт, проявляющийся в низкой стрессо-устойчивости, фрустрированности многих базовых потребностей личности. Наши исследования по данной проблеме продолжаются с учетом пола у последователей учения Виссариона и при помощи других методов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; Сова, 2005. 671 с.
2. Последний Завет: СПб.: Общество Ведической Культуры, 1997. 456 с.
3. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1989. 345 с.
4. Фромм Э. Душа человека. М.: Наука, 1992. 261 с.
5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт пси-
хотерапии, 2002. 490 с.
6. Методика цветовых метафор И.Л. Соломина (ПДСМ). М.: Иматон, 2001.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 июня 2010 г.