Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация, структура индивидуальной религиозности и неосознаваемые компоненты отношений у последователей учения Виссариона'

Социально-психологическая адаптация, структура индивидуальной религиозности и неосознаваемые компоненты отношений у последователей учения Виссариона Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОТНОШЕНИЙ / INDIVIDUALITY / RELIGIOUSNESS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / UNCONSCIOUS COMPONENTS OF RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пфау Татьяна Вильевна

Описываются результаты исследований, посвященных изучению проблемы личности человека с нетрадиционным вероисповеданием. Исследованы особенности социально-психологической адаптации, осознаваемые и неосознаваемые компоненты отношений у последователей учения Виссариона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Due to large changes in economic, political and spiritual spheres of life of the society we can see easing of the influence and authority of traditional forms of religion and occurrence of a great number of new religious movements. For example, Sergey Torop gets a great popularity as the Teacher of the Community, the founder of the Church of the Last Testament, the famous Vissarion. The religious organization of Vissarion the Church of the Last Testament or Community of Unified Faith is officially registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation. According to the administration of Krasnoyarsk Territory the number of the church members in various cities is from 40 000 to 80 000 people. At this time Vissarion and his confidants live in the Kuragino district in the City of the Sun, which is under construction now. Vissarion came here at the beginning of the 1990s. The other 3000 believers settled down nearby in such villages as Tyuhtata, Cheremshanka, Zharovsk and so on. During the last 5 years more than 100 migrants from various cities of Russia have settled here. The results of this research prove that the followers of the doctrine of Vissarion consider themselves as people adapted, accepting the surrounding reality and themselves. They have a high level of religious self-consciousness and religion has a compensation function, it fills the dependence and uneasiness of these people. But the unconscious level of this group of religiously oriented people contains an inner conflict, which is shown in low ability to prevent stress, instability of many basic requirements of a person. They are greatly interested in magic, in enigmatic and mysterious phenomena, whose perception is influenced more by belief than knowledge. The results of this research also prove the fact that belief in God and existence of the supreme power is characteristic not only for the followers of the doctrine of Vissarion but for the whole group of people examined by us. Personal peculiarities of the followers of the doctrine of Vissarion are characterized by uneasiness, uncertainty and submission. They are mobile, emotional and dynamic in communication that is why they are always satisfied with what they have. The study of the concealed motivation, which lies in the structure of needs, motives, conscious and unconscious relations, proves that the followers of Vissarion are characterized by a wide variety of basic needs concerning, first of all, creation, freedom, interest and love. The followers of Vissarion have a frustrated demand for freedom, knowledge, success, communication, and joy. Even such close people as mother, father and child arouse their negative emotional experience. The followers of The Church of Last Testament display more intensively such factors of stress as threat, fear, and irritation.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация, структура индивидуальной религиозности и неосознаваемые компоненты отношений у последователей учения Виссариона»

Т. В. Пфау

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ, СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОТНОШЕНИЙ У ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ УЧЕНИЯ ВИССАРИОНА

Описываются результаты исследований, посвященных изучению проблемы личности человека с нетрадиционным вероисповеданием. Исследованы особенности социально-психологической адаптации, осознаваемые и неосознаваемые компоненты отношений у последователей учения Виссариона.

Ключевые слова: личность; религиозность; социально-психологическая адаптация; неосознаваемые компоненты отношений.

На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрос. По мнению Р. Белла, в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в нашей отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями [1]. В частности, приобретает большую популярность Сергей Тороп, Учитель общины, создатель Церкви Последнего Завета, известный всем Виссарион. Религиозная организация - Церковь Последнего Завета, или Церковь Единой Веры, Виссариона официально зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации. По информации администрации Красноярского края, количество членов церкви в разных городах насчитывает от 40 до 80 тыс. человек. Реальное же число адептов Виссариона, по мнению религиоведа А. Дворкина [2], значительно меньше - около 10 тыс. человек. На данный момент Виссарион и его приближенные проживают в Курагинском районе, в строящемся Городе Солнца, куда он приехал в начале 1990-х гг. Остальные три тысячи верующих поселились в близлежащих деревнях, таких как Тюхтята, Черемшанка, Жаровск и др. За последние 5 лет здесь обосновалось более 100 переселенцев из разных городов России [2]. Исследования в этой области являются актуальными, так как помогают понять причины ухода людей в нетрадиционные религии, раскрыть проблемы, с которыми сталкиваются люди с нетрадиционным вероисповеданием, и, возможно, помогут предотвратить данное явление.

Религиозность представляет собой относительно устойчивую систему субординированных свойств и признаков, фиксируемых в содержании религиозного сознания, религиозного опыта, в мотивах и направленности религиозного поведения, включенности в религиозные отношения. Специфичность религиозности выражается в правилах отношения к Богу, к миру, себе и другим людям, в повседневном поведении в различных областях личной и общественной жизни [1]. З. Фрейд сравнивал религию с детскими неврозами навязчивости. Для него религия - это коллективный невроз, вызванный обстоятельствами, сходными с теми, которые вызывают детский невроз жизни [3]. Э. Фромм понимал данную проблему иначе и трактовал невроз «как личную форму религии или, точнее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимся в конфликте с официально признанными фор-

мами религиозной мысли...» [4. С. 241]. Определение религии Э. Фромма весьма широко: «...под религией я понимаю любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения» [4. С. 236]. То есть всякое служение каким бы то ни было идеалам оказывается религиозностью. Поэтому любой человек является религиозным, а религия - неизбежно присущей всем историческим эпохам. На этом положении Э. Фромма основывается данное исследование, целью которого было изучение личностных особенностей последователей учения Виссариона. Приступая к исследованию, мы предположили, что последователи учения Виссариона - это люди, неадаптированные к жизни, их личностные особенности проявляются в тревожности, повышенной чувствительности, зависимости, покорности, что и заставляет их стремиться уйти от жизненных проблем в религию. Несмотря на высокий уровень религиозного самосознания, неосознаваемые компоненты отношений у последователей учения Виссариона заключаются во фрустрированных потребностях в свободе и карьерном росте.

Для проверки этих гипотез были выбраны четыре методики: 16-факторный личностный опросник Р. Кэт-телла [1]; Методика цветовых метафор И.Л. Соломина (ПДСМ) [6]; опросник «Диагностика социально-

психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда [5]; опросник «Структура индивидуальной религиозности» Ю.В. Щербатых [1]. Полученные данные обрабатывались при помощи методов математической статистики: и - критерий Манна-Уитни, ф - метод углового преобразования Фишера. В исследовании принимали участие две группы испытуемых в количестве 60 человек. Первую группу составили люди верующие, т.е. последователи Виссариона, в возрасте от 35 до 46 лет (средний возраст - 39 лет), все с высшим образованием, пол не учитывался. Во вторую группу вошли люди в возрасте от 33 до 46 лет (средний возраст - 41 год), все с высшим образованием. Пол испытуемых не учитывался. В дальнейшем эту группу людей мы будем называть неверующие, т. е. люди, не принимающие учения Виссариона.

На первом этапе исследования появились результаты, частично опровергающие выдвинутые гипотезы, а именно психологическая адаптация оказалась выше развита у последователей Виссариона, конструктивные механизмы которой позволяют адекватно реагировать на изменение социальных условий жизни (Иэмп = 301, р < 0,05). Это обусловливается более высоким уровнем принятием себя (Иэмп = 295, р < 0,05), высоким приня-

тием окружающей действительности (Иэмп = 292, р < 0,05), отсутствием стремления к доминированию (Иэмп = 321, р < 0,05). Последователи Виссариона в большей степени склонны относиться к религии как к образцу моральных норм поведения, у них высокий уровень религиозного самосознания (Иэмп = 171, р < 0,01). Они испытывают больший интерес к магии, к загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знания (Иэмп = 132, р < 0,01). Скорее всего, последователи учения Виссариона ищут в религии поддержку и утешение. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя зависимость и неуверенность людей. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение. Результаты исследования показали также, что вера в Бога и признание существования высшей силы характерны для всей обследованной нами группы людей, а не только для последователей учения Виссариона.

Личностные особенности последователей учения Виссариона отличаются тревожностью, неуверенностью, покорностью (Иэмп = 138, р < 0,01). Для них характерно отсутствие удовлетворения многих жизненных потребностей и стремлений (Иэмп = 130, р < 0,01). Они подвижны, эмоциональны и динамичны в общении, поэтому их всегда удовлетворяет то, что у них есть (Иэмп = 100, р < 0,01). Также последователи Виссариона характеризуются наличием интеллектуальных интересов (Иэмп = 143, р < 0,01).

Изучение скрытой мотивации, которая заключается в структуре потребностей, мотивов, осознаваемых и неосознаваемых отношений, позволило доказать, что последователи учения Виссариона характеризуются широким спектром базовых потребностей, связанных, прежде всего, с творчеством (ф* = 2,93; р < 0,01), свободой (ф* = 1,96), увлечением и любовью (ф* = 1,87). Карьера (ф* = 3,24; р < 0,01) и материальное благополучие (ф = 2,24; р < 0,01) не относятся к числу их базовых потребностей. Актуальные потребности последователей Виссариона ассоциируются с такими ситуационно обусловленными потребностями, как люди (ф* = 2,52; р < 0,01), творчество (ф* = 2,84; р < 0,01), техника (ф* = 2,87; р < 0,01). У людей, не принимающих учение Виссариона, актуальные потребности ассоции-

руются с будущем и связаны с карьерой (ф* = 3,78; р < 0,01) и спутником жизни (ф* = 4,02; р < 0,01). Будущее у последователей Виссариона ассоциируется с трудом (ф = 1,59), процессом самосовершенствования (ф = 1,59) и школой (ф = 3,58; р < 0,01). Возможно, в деревнях, в которых проживают виссарионовцы, есть проблемы с обучением их детей. Люди, не принимающие учение Виссариона, в будущем стремятся к карьерному росту (ф* = 2,87; р < 0,01) и построению эффективных отношений с сотрудниками (ф* = 2,87; р < 0,01). У последователей Виссариона фрустрированы потребности в свободе (ф = 1,77), новых знаниях (ф = 1,87), успехе (ф* = 3,92; р < 0,01), в общении с людьми (ф* = 2,40; р < 0,01), радости (ф* = 2,40; р < 0,01). Даже близкие люди, такие как мать (ф* = 2,40; р < 0,01), отец (ф = 1,87), ребенок (ф = 1,59), вызывают у них негативные эмоциональные переживания. Счастливыми таких людей назвать трудно. У людей, не принимающих учение Виссариона, фрустрированной оказалась потребность в управлении людьми (ф = 3,59; р < 0,01). Последователи Церкви Последнего Завета обладают гораздо меньшей стрессоустойчивостью, так как у них ярче выражены такие показатели стресса, как угроза (ф* = 2,71; р < 0,01), страх (ф* = 2,40; р < 0,01), раздражение (ф = 4,39; р < 0,01). Одним из источников стресса у них выступает отсутствие карьерного роста (ф* = 3,18; р < 0,01).

Сделаем выводы. С точки зрения Э. Фромма, даже самая иррациональная ориентация, когда ее разделяет значительное число людей, дает индивиду чувство единства, определенной безопасности и стабильности [4. С. 165]. Наше исследование доказало, что на уровне сознания последователи учения Виссариона считают себя людьми адаптированными, принимающими окружающую действительность и самих себя. У них высокий уровень религиозного самосознания, и религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя зависимость и тревожность этих людей. Но на неосознаваемом уровне у данной группы религиозно ориентированных людей наблюдается внутренний конфликт, проявляющийся в низкой стрессо-устойчивости, фрустрированности многих базовых потребностей личности. Наши исследования по данной проблеме продолжаются с учетом пола у последователей учения Виссариона и при помощи других методов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; Сова, 2005. 671 с.

2. Последний Завет: СПб.: Общество Ведической Культуры, 1997. 456 с.

3. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1989. 345 с.

4. Фромм Э. Душа человека. М.: Наука, 1992. 261 с.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт пси-

хотерапии, 2002. 490 с.

6. Методика цветовых метафор И.Л. Соломина (ПДСМ). М.: Иматон, 2001.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.