Н. П. КАСАТКИНА
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА
Ключевые слова: профессиональное образование, профессия, сфера деятельности, образовательное учреждение, престиж профессии, социальные ориентации, профессиональные ориентации, образовательные ориентации
Key words: professional education, profession, sphere of activity, educational institution, prestige of profession, social orientations, professional orientations, educational orientations
Исследования социально-профессиональных ориентаций молодежи в последние годы приобретает большую научно-практическую значимость, особенно в контексте дисбаланса профессиональной структуры подготовки кадров и потребностей рынка труда1. Подобные проблемы весьма актуальны на региональном уровне. Например, в структуре кадровой потребности Республики Мордовия преобладают рабочие профессии, а среди специалистов с высшим образованием наиболее востребованы специалисты аграрного, машиностроительного, строительного и технического профиля. В то же время экономические и юридические специальности сохраняют популярность среди молодежи. Складывающееся таким образом противоречие между потребностями рынка труда и потребностями учащейся молодежи повышает актуальность изучения проблем, связанных с социальными аспектами формирования профессиональных ориентаций этой социальной группы.
Понятие «социально-профессиональная ориентация молодежи» введено в научный оборот М. Н. Руткевичем и широко использовалось в исследованиях, посвященных
КАСАТКИНА Наталья Петровна, старший научный сотрудник сектора региональных систем образования НИИ регионологии Мордовского государственного университета.
планам молодежи на будущее, особенно в связи с выбором дальнейшего пути после завершения неполного либо полного среднего образования2. Структура и сущность этого понятия определяется соотношением двух составляющих его элементов: социальная ориентация и профессиональная ориентация.
Социальная ориентация детально рассмотрена отечественными социологами и понимается в широком и узком смыслах. По мнению Ф. Р. Филлипова, в широком смысле социальная ориентация означает определение индивидом своего места в «социальном пространстве», т. е. относительно существующих в обществе классов, социальных групп, социальных институтов и т. д. В более узком смысле социальная ориентация есть осознание индивидом своего социального происхождения и будущей «социальной позиции», т. е. места и роли в той социальной группе, в которую он намерен войти, а также определение путей достижения этой цели3. Похожей является точка зрения М. Н. Руткевича. Он определяет социальную ориентацию как в широком смысле (поиск своего места в обществе), так и в узком (стремление пополнить определенный социальный слой и приобрести профессию)4. Как видно из определений, социальная ориентация имеет двойственный характер и является не только осознанием настоящего и будущего социального статуса, но и представляет собой действие личности в соответствии с определенными целями5. Ориентация на определенное социальное положение и отражение возможностей его достижения формируют жизненные планы молодежи. М. Н. Руткевич и Л. Я. Рубина отмечают, что в понятии «жизненные планы молодежи» органически сочетаются социальная и профессиональная ориентация6.
Вместе с тем социальная ориентация — это более широкое, включающее профессиональную ориентацию, понятие. Профессиональная ориентация представляет собой направленность, устойчивый комплекс установок в отношении различных сторон той или иной профессиональной деятель-ности7. По словам Ф. Р. Филиппова, социальная ориентация предшествует профессиональной и является ее основой. Выбор будущего социального положения, характера труда предшествует выбору конкретной профессии8.
Основополагающая роль социальной ориентации заключается в том, что профессиональная структура общества является частью ее социальной структуры. Характер их взаимосвязи определяется тем, что профессиональная структура объединяет все многообразие профессий и различных трудовых позиций, связывая систему общественных отношений с трудовой деятельностью общества. Особенность профессиональной структуры состоит в том, что она является проекцией социальной структуры на процессы труда, поскольку она определяет связи между людьми, устанавливающиеся в ходе этих процессов9.
Отражением в общественном сознании существующей иерархии социальных позиций работников является престиж профессий. Ф. К. Канников и О. В. Трунькина, исследуя ориентации учащейся молодежи на инженерную профессию, в содержании социального престижа профессий выделяют несколько основных аспектов, составляющих ядро системы детерминации профессиональных ориентаций. Из них в качестве наиболее важных выделяются содержательность и творческие возможности профессии; социальные и стратификационные возможности профессии (оплата, уровень доходов и т. д.); ретроспективные, актуальные и перспективные аспекты профессии10.
В структуре понятия «социально-профессиональная ориентация», кроме перечисленных элементов, важнейшей составляющей является образовательная ориентация. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи, по словам М. Х. Титмы, осуществляется посредством предпочтений в системе образования. Поэтому значимость образования — это относительно самостоятельный субъективный критерий предпочтения сферы профессиональной подготовки11. Ценностные представления об образовании классифицируются в зависимости от выполняемых им функций. Образование выступает легитимным способом достижения множества целей. В структуре терминальных ценностей образование является ценностью само по себе и связано с получением знаний, удовлетворением когнитивных потребностей, духовным самосовершенствованием и т. д. Образование рассматривается и как процесс деятельности. Обучение в конкретном учебном заведении может привлекать качеством образования, средой, в которой проходит учеба.
Для изучения социально-профессиональных и образовательных ориентаций, представлений о престижности профессий учащейся молодежи нами было проведено социологическое исследование «Профессионально-образовательные стратегии выпускников 11-х классов школ Республики Мордовия». Исследование проводилось методом анкетного опроса. Объем выборки составил 520 чел. при генеральной совокупности в 4 580 чел. и вероятности превышения пятипроцентной ошибки выборки в 4,0 %. Была использована многоступенчатая гнездовая выборка по типам общеобразовательных учреждений и типам населенных пунктов.
Согласно исследованию, в ближайшие жизненные планы абсолютного большинства учащихся, заканчивающих 11-й класс, входит продолжение образования в профессиональных образовательных учреждениях. Данные исследования подтверждают ориентацию большинства учащихся на получение образования в вузе (91,3 %). Подобная направленность образовательной ориентации связана с представлениями выпускников об образовании, обеспечивающем наилучшие возможности в жизни. Полученные в ходе исследования данные показывают, что многие выпускники (45 %) в качестве такового рассматривают высшее образование. Причем из всех трех уровней высшего профессионального образования в качестве наиболее перспективного выделяется уровень специалитета (26,6 %), на бакалавриат и магистратуру указали 6 и 12 % респондентов соответственно.
Наряду с этим число считающих, что уровень магистратуры дает наилучшие возможности в жизни, превышает количество аналогичных ответов относительно послевузовского образования (аспирантура, адъюнктура, ординатура и т. д.) (8,3 %). Возможно, это связано с низким уровнем информированности о послевузовском образовании, поскольку его получение опосредовано получением диплома о высшем образовании. С другой стороны, недооценка послевузовского образования как источника наилучших возможностей в жизни свидетельствует о низком престиже науки, научно-исследовательской деятельности у молодежи.
Данные исследования позволяют констатировать также установку на получение второго высшего образования. Эта тенденция была выявлена в исследованиях российского высшего образования, проведенных еще в начале
2000-х гг., например, Независимым институтом социальной политики, Государственным университетом — Высшей Школой Экономики. Согласно этим исследованиям, рост количества образовательных программ второго высшего и численности обучающихся позволил говорить о «буме второго высшего образования»12. Наше исследование показало, что более 30 % опрошенных считают, что получение двух высших образований обеспечит наилучшие возможности в жизни.
Кроме устойчивой ориентации выпускников на получение высшего образования, данные исследования подтвердили более низкий престиж учебных заведений, обучающих рабочим профессиям. О том, что эти довузовские уровни профессионального образования обеспечивают наилучшие возможности в жизни, заявили только 5,5 % респондентов. Всего 4,8 % планировали поступить в учебные заведения среднего и начального профессионального образования. Следует отметить, что среди отвечавших высока доля тех, кто затруднился ответить на этот вопрос (10 %). Это позволяет сделать вывод о том, что практически у каждого десятого выпускника нет четких представлений о роли образования как ресурса обеспечения лучших жизненных шансов.
Ориентации одиннадцатиклассников относительно выбора конкретного учебного заведения отражают востребованность региональных вузов, особенно государственных. Большинство учащихся планировало обучение в Мордовском государственном университете или Мордовском государственном педагогическом институте. Безусловный приоритет принадлежит университету — крупнейшему вузу республики, куда планировали поступать 78,9 % опрошенных выпускников. Другие вузы, расположенные на территории Мордовии, пользовались меньшей популярностью, особенно те из них, в которых обучение ведется исключительно на платной основе.
Выбор учебного заведения обусловлен комплексом мотивов. Определяющую роль здесь играет уверенность респондентов в том, что в этом учебном заведении дают хорошее, качественное образование. Частота выбора этой альтернативы значительно превышает другие и составляет 64,5 %. Высокая значимость этого мотива свидетельствует об ориентации выпускников получить не формальное подтверждение диплома о высшем образовании или профессии, а реальное
желание пополнить свой образовательный капитал. Немаловажную роль играют специфика учебного заведения, набор предоставляемых образовательных программ, поскольку практически каждый пятый выпускник выбирает учебное заведение потому, что обучение определенной специальности ведется только в нем. Таким образом, образовательный потенциал учебного заведения, его положительный имидж в общественном мнении и распространенность позитивной информации о нем являются важными условиями выбора. Последние особенно важны, так как на такой мотив, как «слышал о нем много хорошего», указали 29,9 % опрошенных. «Совет знакомых, родственников» отметили 21,4 %.
Факторы доступности и престижа учебного заведения составляют следующую по важности группу мотивов выбора места учебы: «реальная возможность поступить в это учебное заведение» — 35,1 %, «престиж получения образования в нем» — 30,5 %. Рассматривая более подробно роль различных факторов доступности поступления в учебные заведения, можно заключить, что территориальный и материальный факторы не расцениваются будущими абитуриентами в качестве значимых барьеров. Так, территориальный фактор (удобное место расположения учебного заведения) как мотив его выбора отметили 13,3 % респондентов, а мотив, связанный с оценкой возможностей родителей оплатить учебу только в этом учебном заведении, отметили 6 % опрошенных.
Низкая значимость материального фактора косвенно подтверждает осознание необходимости платить за образование и в связи с этим готовиться к предстоящим материальным затратам. Однако, независимо от уровня доходов семей опрошенных, большинство из них ориентируется в основном на возможность обучения за счет бюджетного места, а обучение за плату рассматривают как «запасной» вариант. Основная часть выпускников (83,1 %) планировала поступать на бюджетную очную форму обучения. В случае неудачи большинство (62,2 %) согласно было стать студентами коммерческой формы обучения.
Возвращаясь к анализу «престижа получения образования именно в этом учебном заведении», можно предположить, что более трети опрошенных рассчитывают на высокий уровень мобильности в связи с получением образования. В условиях ограниченности регионального рынка труда пре-
стижность полученного образования может стать одним из конкурентных преимуществ молодого специалиста. Кроме того, престиж учебного заведения может иметь важное значение при трудоустройстве за пределами региона.
Таким образом, образовательные ориентации выпускников одиннадцатых классов вполне очевидны. Это получение высшего образования в крупном региональном вузе и желательно за счет бюджетных средств.
Большинство (84,2 %) одиннадцатиклассников окончательно определилось с выбором профессии. Вместе с тем из них только 36,5 % ответили «да», остальные 47,7 % выбрали неоднозначную альтернативу «скорее да, чем нет», предполагающую некую степень неопределенности. Совсем не определились с выбором профессии 5,2 %, а альтернативу «скорее нет, чем да» выбрали 10,6 % респондентов.
Спектр привлекательных для выпускников профессий соответствует устоявшимся в последние годы профессиональным предпочтениям молодежи. Лидируют профессии гуманитарного профиля, из которых наиболее предпочтительными стали юридические и экономические специальности. При ответе на открытый вопрос анкеты «Какая профессия Вас привлекает больше всего?» наиболее часто упоминались экономические (96 чел.), юридические (64 чел.), медицинские (38 чел.), инженерные (30 чел.) профессии. Профессию психолога отметили 28 чел., профессии сферы архитектуры и строительства — 24 чел., профессии, связанные с программированием и компьютерами, — 22 чел. Для ответов характерно также и то, что многие перечисляют в качестве привлекательных сразу несколько профессий совершенно из разных областей деятельности (например, модельер, менеджер, экономист, юрист или инженер, адвокат, программист). Это свидетельствует о неустойчивости и несформированности профессиональных ориентаций.
Привлекательность выбираемой профессии для многих определяется ее соответствием способностям, интересам, чертам характера (48,7 %). Вместе с тем знают все о требованиях, предъявляемых этой профессией к способностям и личным качествам, только 36,7 % опрошенных, не знают совсем — 9,8 %, имеют самое общее представление — 53,6 %. Другими определяющими привлекательность профессии факторами являются направленность труда (работа с тех-
никой, информацией, людьми и т. д.) (41,4 %), оплата труда (41,4 %) и престижность профессии (39 %).
Низкий уровень знаний о профессиях связан с тем, что основным источником информации, повлиявшим на формирование представлений о них, являются рассказы родителей, друзей, знакомых (64,5 %). В связи с этим 72,1 % учащихся при выборе профессии будут прислушиваться к советам отца и матери, хотя решать будут сами. Другими наиболее значимыми источниками информации являются Интернет (39,3 %) и телевидение (33,3 %), роль которых в профессиональном самоопределении молодежи не является однозначной. Более трети опрошенных получили информацию о профессии, наблюдая за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте, а 18,6 % пробовали свои силы в этой профессиональной деятельности. Сравнительно меньше респондентов отметило такие источники информации, как дни открытых дверей в вузах, колледжах, техникумах и т. д. (25,4 %); информация от представителей учебных заведений, приглашающих на обучение (20,2 %). Вместе с тем источники, характеризующие роль профессионального образования по формированию профессиональных ориен-таций, являются гораздо более значимыми, чем занятия по профессиональной ориентации в общеобразовательной школе (8,3 %). Роль печатной продукции, содержащей информацию о профессиях, не пользуется популярностью у молодежи. Так, в качестве основных источников информации печатные СМИ указали 15,9 % опрошенных, специальные брошюры — 15,3 %, рекламные плакаты — 3,7 %.
Таким образом, анализ информационной базы, формирующей представления о мире профессий, показывает ведущую роль семьи, близкого окружения и визуальных средств массовой информации. Институт образования в этом процессе играет второстепенную роль.
Особенности профессионально-образовательных ориен-таций выпускников общеобразовательных школ отражают цели, которые они перед собой ставят, желая получить профессиональное образование. Главной целью, что естественно, является получение профессии (66,9 %). Данные исследования подтверждают прагматизм целей учащейся молодежи. Многие хотят получить профессиональное образование ради хорошей зарплаты (56,5 %) и престижной работы (40,3 %),
т. е. доход и престиж являются главными мотивами в получении профессионального образования. В меньшей степени респонденты ставят своей целью реализацию своих способностей (36 %), хотя и исходят при выборе профессии из соображений соответствия ее своим способностям, склонностям и т. д., и меньше всего они ставят перед собой цель стать культурным человеком (7,1 %), что свидетельствует о низкой ценности культуры в сознании молодежи.
Анализ представлений выпускников о престижных и доходных сферах деятельности показал, что юридическую деятельность в качестве престижной респонденты отмечали чаще всего. В десятку наиболее упоминаемых сфер деятельности входят, как правило, непроизводственные (исключение составляют строительство и архитектура), связанные с управлением, экономикой, а также сферы, предполагающие творческие профессии. Рабочие и сельскохозяйственные профессии заняли последние места по числу респондентов, считающих их престижными.
Престижность профессии, по мнению выпускников, определяется в основном способностью приносить высокий доход (70,6 %). Однако, согласно полученным данным, указанные в качестве престижных профессии не оказываются самыми доходными. Так, юридическую деятельность доходной посчитали на 21,4 % меньше опрошенных, посчитавших ее престижной, а рабочие профессии — доходной на 24,6 % больше, чем тех, кто считал их престижными. Такое распределение ответов свидетельствует о том, что доходность профессии в структуре представлений о ее социальном престиже играет далеко не главную роль.
Обобщая полученные данные относительно профессиональных и образовательных ориентаций выпускников одиннадцатых классов, можно сделать вывод о характере их социальных ориентаций. Большинство учащихся ориентировано на повышение социального статуса и пополнение тех социально-профессиональных слоев общества, статус которых характеризуется высоким уровнем образования, престижа и дохода, умственным характером трудовой деятельности. Большинство учащихся выбирает профессии, статус которых выше статуса профессий их родителей: большинство учащихся из семей, в которых родители являются рядовыми работниками (отцы у 39,4 %, матери у 34,9 %). Необходимо
отметить, что не всегда подобные ориентации соответствуют уровню ресурсной обеспеченности семьи (материальный, культурный, образовательный, социальный капитал), что в итоге может привести к проблемам с успешной профессиональной самореализацией.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Соломатина О. Перезагрузка кадров. URL: http://mon.gov.ru/ press/smi/64621 (дата обращения: 24.01.2010).
2 Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003. С. 479.
3 См.: Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Изд-во «Наука», 1980. С. 106.
4 См.: Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы // Социс. 1994. № 10. С. 30—31.
5 См.: Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. М: Изд-во «Наука», 1978. С. 23.
6 См.: Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. С. 141.
7 См.: Исследование образовательных и профессиональных ориентаций: возможности и ограничения качественных методов. URL: http://www.socio-market.narod.ru/diss/Statiya_Research_1.doc (дата обращения: 29.03.2010).
8 См.: Филиппов Ф.Р. Социология образования. С. 180.
9 См.: Подмарков В.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 60.
10 См.: Каников Ф.К., Трунькина О.В. Ориентация учащейся молодежи на инженерную профессию // Социс. 2004. № 11. С. 112.
11 См.: Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР). М.: «Мысль», 1975. С. 161.
12 См.: Клячко Т.Л. Мифы, легенды и реальность российского высшего образования. Демоскоп Weekly от 30 августа — 12 сентября 2004 г. № 167—168.
Поступила 26.05.10.