ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ОКРУГА МОСКВЫ (ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)
PROFESSIONAL ORIENTATIONS OF YOUTH OF NORTHEAST DISTRICT OF MOSCOW (EXPERIENCE OF THE SOCIOLOGICAL ANALYSIS)
Л.В. Власенко
L.V. Vlasenko
ФГБОУ ВПО МГСУ
Определяются факторы, влияющие на выбор вуза выпускниками школ СевероВосточного округа Москвы. Выявлены основные направления для осуществления профориентационной работы.
The factors influencing a choice of high school by graduates of schools of Northeast district of Moscow are defined. The basic directions for realization professional works are revealed.
Система высшего профессионального образования является одной из важных подсистем общества, основная задача которой - качественная подготовка специалистов. В последнее время эта проблема становится все более важной как для работодателей, поскольку они заинтересованы в получении высококвалифицированных специалистов, так и для самих студентов - вероятность получения престижной работы после окончания вуза повышается.
Исследования социальных процессов в области образования и особенно социального поведения молодежи активно реализуются в современной социологии и приобретают большую научно-практическую значимость. Это происходит в ситуации дисбаланса профессиональной структуры подготовки кадров и потребностей рынка труда.
Социологические исследования, реализуемые в высшей школе, где в настоящее время идёт процесс модернизации, дают возможность фиксировать и анализировать происходящие изменения, своевременно и адекватно реагировать на них, оптимизировать.
В настоящее время, кафедра политологии и социологии МГСУ также активно участвует в изучении социальных процессов в области образования и проводит исследования на различных уровнях (внутривузовском, общероссийском).
За период 2010-2011 года кафедрой были реализованы исследования по различной проблематике. Например, в октябре-декабре 2010 года кафедрой было проведено социологическое исследование на тему «Профессиональные ориентации и самоопределение учащейся молодежи г. Москвы и Московской области».
Целью настоящего исследования стала необходимость изучения профессиональной и образовательной ориентации выпускников старших классов школ г. Москвы и Московской области, определения их мотивации к получению высшего образования для создания эффективных предпосылок к самоопределению, на основе совершенствования профориентационной работы вуза.
Данное исследование дало возможность выявить социальную обусловленность и социальное содержание притязаний выпускников в сфере образования, профессиональных и образовательных ориентаций. В рамках исследования был проведен анализ реализованных выпускниками выборов и определены обуславливающие их факторы.
Понятие «социально-профессиональная ориентация» в научный обиход введено М. Н. Руткевичем и широко использовалось исследователями при изучении планов выпускников, их профессионального самоопределения. Если понятие «социальная ориентация» означает определение индивидом своего места в обществе, в общественных отношениях, а в более узком смысле слова - стремление занять свое место в социальной страте, то профессиональная ориентация является частью социальной и представляет собой направленность, устойчивый комплекс установок в отношении различных сторон той или иной профессиональной деятельности (Ф. Р.Филиппов) [1].
Профессиональная деятельность является содержанием профессиональной структуры и частью социальной структуры, которая влияет, прежде всего, на выбор школьником его социальной позиции, а затем и той профессии, которая даст возможность ее достижения. В этом случае, возможность использования престижной профессии для достижения значимой социальной позиции становится серьехным фактором выбора школьника. Престиж профессии заключается в тех ее возможностях, которые находят свое отражение в общественном мнении: социальные и стратификационные возможности (уровень доходов, оплата труда и т. д.), содержательные, творческие возможности, ретроспективные, актуальные и перспективные аспекты профессии [2].
Структура понятия «социально-профессиональная ориентация» достаточно сложна, и кроме вышеперечисленных элементов содержит образовательные ориентации (значимость образования, предпочтение сферы образовательной подготовки). В настоящее время нельзя не учитывать, что привлекательность образования (в том числе и инженерного) в значительной степени будет определять уровень образованности населения, численность и качество квалифицированных работников для различных отраслей народного хозяйства, их дальнейшее развитие.
Для изучения личных планов школьников в сфере образования после окончания школы, их профессиональной направленности необходимо: 1) определить их личные интересы; 2) определить степень их информированности о своей будущей профессии; 3) выяснить факторы, влияющие на выбор школьником образовательного учреждения.
При проведении исследования было опрошено 343 человека, в том числе: учеников школ - 297 человек; гимназий - 16 человек; лицея -12 человек; колледжа - 8 человек; техникума - 2 человека и других - 8 человек.
Для выяснения, насколько выпускники ориентированы на получение высшего образования, нам было необходимо определить, является ли оно особой, значимой для них ценностью. Ценности существуют в сознании каждого человека как особые ориентиры, с которыми он соотносит свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения человека, социальной группы, в том числе, и типы отношений к образованию, выбору профессиональной деятельности.
По результатам проведенного анкетного опроса было отмечено, что значимость высшего образования среди опрошенных, высока. В структуре профессиональных на-
мерений выпускников лидирующее место занимает стремление получить высшее образование. В данном исследовании большинство респондентов, т.е. 171 человек, что составило 49,9%, выразил желание получить гуманитарное образование, вторую позицию занимает инженерно-техническое образование - 136 человек (39,7%) и третье место - естественно-научное направление - 48 человек (14,0%).
Анализируя полученные ответы и сравнивая их с результатами исследований, проведенных в других регионах, например, в Кемеровской, Новосибирской областях, Алтайском крае [3], нами была отмечена общая тенденция выбора респондентами гуманитарного образования. Это обстоятельство отмечается и Независимым институтом социальной политики при проведении подобных исследований. Такие гуманитарные специальности как - экономика, менеджмент, право, выбирает 39,1% абитуриентов, другие гуманитарные специальности еще 8,6 % респондентов, на втором месте по осуществленному выбору находятся технические специальности - 26,3% [4] .
Эта ситуация, на наш взгляд, обусловлена, во-первых, традиционно-слабой подготовкой учеников по таким предметам как математика, физика, химия в общеобразовательных школах; во-вторых, снижением уровня престижа инженерной профессии (ситуация 1990-х годов, приведшая к закрытию многих промышленных предприятий, недостаточно высокие зарплаты и т. д.).
Выбор вуза является достаточно сложной процедурой, как для школьника, так и для его родителей. Немногие из школьников имеют четкие ориентиры и определенную направленность при осуществлении выбора. Вследствие этого, одна из задач исследования состояла в необходимости определения тех характеристик ВУЗа, которые будут являться преимущественными при его выборе школьниками и других факторов, напрямую не связанных с ВУЗом и его средой: близость к дому, советы родителей, родственников, личный пример друзей и знакомых.
Для определения тех характеристик ВУЗа, которые влияют на его выбор школьниками, и других значимых факторов, был задан вопрос: «Какие характеристики ВУЗа Вы будете принимать во внимание в первую очередь, выбирая место поступления?».
В результате анализа полученных данных мы смогли выделить наиболее значимые для респондентов характеристики: 1) Качество образования - 60,9%; 2) Возможность получения высокооплачиваемой профессии - 53,6%; 3) Количество бюджетных мест - 52,8%; 4) Престиж, репутация вуза - 48,1% (Рис. 1)
Молодые люди понимают, что образование является важным каналом социальной мобильности и легитимным способом достижения целей. Они осознают, что образование является одной из важнейших терминальных ценностей и является ценностью само по себе, так как связано с получением новых знаний, удовлетворением когнитивных потребностей, духовным самосовершенствованием. Но, выделяя такие характеристики ВУЗа как первоочередные, необходимо отметить, что они ориентированы, прежде всего, на социальные и стратификационные возможности профессии. Подобная направленность их образовательной ориентации связана с представлениями выпускников об образовании, как особым потенциалом для формирования их жизненного пути и достижения наиболее высокого социального статуса.
Подобная направленность образовательной ориентации связана с представлениями выпускников об образовании как особом потенциале для формирования жизненных планов и достижения наиболее высокого социального статуса.
Близость к дому - 240 чел.
Качество образования - 209 чел.
Приобретение высокооплачиваемой профессии - 184
Количество бюджетных мест - 181
Престиж, репутация ВУЗа - 165 чел.
Гарантированное трудоустройство по специальности - 146 чел.
Советы родимтелей, родственников - 121
Стоимость платного обучения - 92 чел.
Ожидаемая насыщенность, увлекательность студенческой жизни - 78 чел.
Личный пример друзей и знакомых - 53
Наличие общежития и иной инфраструктуры -43 чел.
□ Предпочитаемые характеристики ВУЗа
и I
70%
60,9%
53,6%
52,8%
48,1%
42,5%
35,3%
26,8%
22,7%
15,5%
12,5%
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 10
0
Рис. 1. Характеристики ВУЗа и другие значимые факторы, влияющие на его выбор
Стремление к обучению в конкретном ВУЗе может зависеть не только от его характеристик, но и от внешних факторов (личный пример друзей, близость к дому и т. д.). Для большинства опрошенных (70%), наиболее значимым фактором при выборе ВУЗа, является его территориальная близость. «Гарантированное трудоустройство по специальности» также является для молодежи важной причиной выбора конкретного вуза, об этом говорят 42,5% респондентов.
Получение образования представляет собой особый процесс деятельности, в рамках которого молодой человек не только получает знания о будущей профессии, но и формируется как личность под воздействием гуманитарной среды ВУЗа. Потенциальных абитуриентов в этом случае могут привлекать в ВУЗ не только его вышеперечисленные характеристики, но и «ожидаемая насыщенность, увлекательность студенческой жизни». Оказалось, что в нашем исследовании это стало не самым важным для молодых людей (22,7% выборов), как и наличие общежития и иной инфраструктуры (12,5%).
На наш взгляд, это связано с тем, что, во-первых, в настоящее время в школе очень мало времени отводят на проведение совместных мероприятий, и большинство ребят, привыкнув к этой ситуации, не считают внеучебную деятельность нужной и важной для себя; во-вторых, современные информационные технологии поглощают большую часть внеучебного времени молодежи.
Очень важной характеристикой вуза, как уже было отмечено, является наличие бюджетных мест. Это отметили 181 человек (52,8%). О наличии бюджетных мест в ВУЗе ребята спрашивали и в устной беседе, этот вопрос волновал многих абитуриентов. На вопрос: «Рассчитываете ли Вы получить бюджетное место?» большинство ответили: «Да» - 255 человек. «Нет», - ответили всего 30 человек, «затрудняюсь ответить» - 43 и 15 не дали ответа
Не секрет, что количество бюджетных мест в ВУЗах снижается из года в год. Ориентация высших образовательных учреждений на расширение платных услуг, платного образования развивается быстрее роста платежеспособности молодежи и их родителей. Вследствие этого, молодые люди в первую очередь будут ориентироваться на вузы, имеющие бюджетные места, отметая собственные профессиональные предпочтения.
В исследовании мы постарались выяснить, готовы ли абитуриенты учиться на коммерческой основе и каковы источники их оплаты. Для этого в исследовании были сформулированы следующие вопросы: «Если Вы не будете зачислены на бюджетное место в том вузе, в который собираетесь поступить, то согласитесь ли на зачисление в него по контракту?» и «Какое из приведенных ниже утверждений характеризует доход Вашей семьи?».
В целом, что мы и увидели по результатам опроса, материальное положение может оказать определенное влияние на характер планов респондентов: 40,8% не уверены в том, что их родители смогут оплачивать обучение в ВУЗе, но все же, больше половины (54,8%) надеются на материальную поддержку родителей. Желание учиться по контракту, в большей степени выразили те ребята, семьи которых имеют средний достаток и возможность купить все, кроме машины, квартиры и дачи - 28%. 16,3% семей респондентов могут приобрести все кроме квартиры. Не имеет денежных ограничений - 16,9%. Большинство ребят привлекает в вузе наличие бюджетных мест независимо от уровня доходов семьи, «контракт» рассматривается ими как запасной вариант. Кроме этого необходимо отметить, что объективно оценить материальные возможности родителей ребята не всегда в состоянии, и ориентация на получение платного высшего образования может измениться в момент принятия решения самими родителями.
Профессия является особым родом трудовой деятельности, требующей определенной подготовки, специальных теоретических знаний и практических навыков. В ходе проведенных исследований нами было выяснено, что 33,0% опрошенных ребят уже профессионально ориентированы. Они точно знают вуз, в который будут посту-
пать в первую очередь, и есть ребята, которые уже выбрали несколько одинаково привлекательных вузов, в которые будут пытаться поступить. Их количество составляет 115 человек (33,5%).
В ходе проведения исследования, нами выяснялись источники получения информации о выбранном ребятами вузе. В большинстве случаев более 53,9% респондентов обращались к «образовательным порталам и форуму в интернете». Практически одинаково значимыми для молодых людей становятся социальные сети - 28,3% и родственники - 28,9%. Это равенство выборов еще раз подтверждает тезис американского антрополога М. Мид о возникновении нового типа социальных связей, которые определяются стремительным развитием технологий. Именно современный (префигура-тивный) тип культуры заставляет старшее поколение учиться у своих детей, которые в современном обществе электронных коммуникаций могут получать большее количество разнообразной информации и осуществлять большую мобильность, чем их родители. В этом случае М. Мид видит разрыв между поколениями, который характеризуется падением влияния и авторитета старших, что, несомненно, в дальнейшем, не может не влиять и на профессиональный выбор молодежи. В настоящее время, «значи-мыми-другими» для молодежи становятся также их сверстники-друзья. Большой процент был отдан «друзьям, поступающим в вуз» - 26,8% и «друзьям - студентам вуза» -22,7%.
Говоря о желании получить высшее образование, молодые люди рассматривают различные способы достижения данной цели. На вопрос «Какой способ поступления в ВУЗ кажется Вам наиболее привлекательным для себя?» большинство (268 человек) ответили: «по результатам зачисления ЕГЭ». 74 человека, предпочитают участвовать в вузовских олимпиадах, 27 человек в городских или общероссийских олимпиадах.
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных выпускников школ, лицеев, гимназий ориентированы на получение высшего образования, оно является для них значимой ценностью. У них высока установка на получение качественного высшего образования и приобретение высокооплачиваемой профессии. Именно это определяет их дальнейшие жизненные планы, которые они связывают с повышением своего социального статуса и пополнением тех социально-профессиональных слоев общества, позиция которых определяется высоким уровнем дохода, престижем профессии. К сожалению, при осуществлении выбора профессии, молодежь не всегда соотносит его с собственными интересами и способностями. Подчас на их выбор большое влияние оказывают такие факторы, как наличие бюджетных мест, близость к дому. Что в итоге может привести к отсутствию интереса в работе, невозможности успешной профессиональной самореализации. Будет расти армия непрофессионалов, отбывающих трудовую повинность. Профессиональная ориентация является частью социальной и органически с ней связана. В этом случае социальная ориентация также будет ограничиваться, и возможность реализации социальных целей будет снижаться.
Мы уже отмечали, что основным мотиватором профессионального выбора будет оставаться высокая заработная плата и престиж профессии. Но вместе с тем нельзя забывать и о том, что важным фактором, помогающим правильно осуществить выбор профессии, является четко выстроенная система профессиональной ориентации. Эта работа должна осуществляться на нескольких уровнях: 1. Профориентация в школе, выявление профессиональных предпочтений, работа не только с учениками, но и с родителями; 2. Вузовская профориентация, активное осуществление «шефства» над
школами, средними профессиональными образовательными учреждениями; 3. Система дополнительного образования.
Слаженная работа всех - социологов и профориентационных центров поможет осуществить молодежи правильный выбор, а в итоге, реализовать свои жизненные планы. Работа по изучению профессионального самоопределения выпускников школ Москвы и Московской области на кафедре продолжается, для более глубокого обобщения материала требуется расширение границ исследования.
Литература
1. Социология образования (Л. Н. Коган, M. Н. Руткевич, Л. Я. Рубина, Ф. Р. Филиппов и др.) [Электронный ресурс] // Мир словарей ». - Режим доступа: http://www.mirslovarei.com.
2. Канников, Ф.К. Ориентация молодёжи на инженерную профессию / Ф.К.Канников, О.В.Трунькина // Социологические исследования. СОЦИС. - 2004. - №11. - С.111-115.
3. Социологический ежегодник КемГУ. Сборник отчетов / КемГУ.- Кемерово: Кузбассвуз-издат,2003. 158 с.
4. Доступность высшего образования в России // отв. ред. С. В. Шишкин // Nezavisimyi institut sotsialnoi politiki. - M.: 2004. - 500c.
Literature
1. Sotsiologiaya obrazovaniya (L.N. Kogan, M. N. Rutkevich, L. YA. Rubina, F. R. Filippov i dr. ) // Mir slovarei. - Regim dostupa: http://www.mirslovarei.com.
2. Kannikov, F. K. Orientatsiya molodjozi na inzenernyiu professiju /F. K. Kannikov, O.V. Trunkina // Sotsiologicheskie issledovaniya. SOTSIS. - 2004. - №11. - C.111-115.
3. Sotsiologicheskiy ezegodnik KemGY. Sbornik otchetov / KemGY.- Kemerovo: Kuzbassvuzizdat,2003. 158 c.
4. Dostupnost vishego obrazovania v Rossii // otv.red. S. V. Shishkin // Nezavisimyi institut sotsialnoi politiki. - M.: 2004. - 500c.
Ключевые слова: молодежь, жизненный путь, профессиональные предпочтения, социаль-но-профессионалъные ориентации, профориентационная работа вуза
Keywords: youth, vital necessity, professionalpreferences, professional orientations.
129337, Москва, Ярославское ш., 26, МГСУ, КМК, к.354
тел./факс: (499) 780-48-35 e-mail: vllv <[email protected]>,
Рецензент: Кузина Ирина Геннадьевна, канд. ист. наук, профессор, зав. кафедрой социологии и социальной работы Дальневосточного технического университета