Научная статья на тему 'Социально-профессиональная мобильность молодежи в интегрированной системе вуз предприятия'

Социально-профессиональная мобильность молодежи в интегрированной системе вуз предприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональная мобильность молодежи в интегрированной системе вуз предприятия»

№ 1, 2009

12) обеспечить условия, в том числе материально-технические, для реализации инновационной образовательной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования;

13) создать в 2009 г. Республиканский фонд поддержки одаренных студентов и лучших преподавателей в сфере высшего профессионального образования.

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ «ВУЗ — ПРЕДПРИЯТИЯ»

Ю. В. Мананникова, заместитель декана факультета инновационных технологий обучения Пензенского государственного университета, доцент

Проблема социально-профессиональной мобильности молодежи, включения ее в трудовую сферу жизнедеятельности имеет сегодня центральный характер, поскольку именно эта социальная группа будет определять качество человеческого потенциала России в ближайшем будущем.

В современных условиях все более актуальными становятся вопросы трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Ситуация на современном российском рынке труда отличается «всплеском» новых, перспективных и востребованных специальностей и, казалось бы, проблема трудоустройства молодых специалистов здесь неуместна. Однако выпускники, выходящие на рынок труда после окончания ПТУ, лицеев, техникумов и колледжей, неизбежно сталкиваются с различными сложностями, в чем можно убедиться на примере факультета инновационных технологий обучения Пензенского государственного университета (ФИТО ПГУ), работающего в рамках интегрированной системы «вуз — предприятия».

ФИТО ПГУ решает задачи обеспечения предприятий квалифицированными кадрами, трудоустройства выпускников

ПТУ, техникумов и колледжей и дальнейшего их обучения в университете. Факультет предназначен для молодых людей, которые уже определились в жизни, работают (или готовы работать) по специальности, полученной в системе среднего или начального профессионального образования, и желают повысить свою квалификацию.

ФИТО успешно сотрудничает более чем с 20 кафедрами университета, в числе его социальных партнеров — около 30 предприятий. В 2008/09 учебном году на ФИТО осуществляется подготовка по следующим специальностям:

030501 — юриспруденция;

032401 — реклама;

080504 — государственное и муниципальное управление;

080505 — управление персоналом;

100101а — автосервис;

10 0101э — сервис автомобильной электроники;

100101ф— сервис на предприятиях нефтегазового комплекса;

150202 — оборудование и технология сварочного производства;

151001 — технология машиностроения;

151002 — металлообрабатывающие станки и комплексы;

190201 — автомобиле- и тракторостроение;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

200503 — стандартизация и сертификация;

210302 — радиотехника;

220201 — управление и информатика в технических системах;

220203 — автономные информационные и управляющие системы;

230101 — вычислительные машины, комплексы, системы и сети;

230102 — автоматизированные системы обработки информации и управления;

230105 — программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Важнейшей задачей ФИТО ПГУ является подготовка высококвалифицированных специалистов. Для ее решения необходимы не только хорошая учебнолабораторная база, эффективная учебная и воспитательная работа, но и научноисследовательская деятельность. Исследование жизненной стратегии и проблем трудоустройства этой категории молодежи имеет особую практическую значимость.

На факультете осуществляется регулярная исследовательская работа с целью сбора сведений для построения «социального портрета» студентов-перво-курсников ФИТО. Кратко рассмотрим полученные результаты.

Основная масса первокурсников ФИТО (64,3 %) — юноши и девушки в возрасте 19—20 лет. Это объясняется тем, что прием студентов на факультет инновационных технологий обучения ПГУ осуществляется из числа выпускников учебных заведений СПО по итогам собеседования.

Что касается места постоянного жительства студентов, то здесь были получены следующие данные: жителями Пензы являются 65 % опрошенных; жителями других городов Пензенской области — 29; в сельской местности проживают лишь 4 % респондентов; остальные (примерно 2 %) оставили вопрос без ответа. Таким образом, основная масса первокурсников ФИТО — это городские жители.

В процессе анкетирования удалось установить потребности респондентов в предоставлении студенческого общежития. Так, было выявлено, что в общежитии нуждаются лишь 6,4 % студентов-первокурсников ФИТО; основная масса опрошенных (93,6 %) не испытывают потребности в нем. Этот аспект объясняется не только тем, что более половины опрошенных постоянно проживают в Пензе, но еще и спецификой процесса зачисления абитуриентов на ФИТО. Данная форма обучения предполагает, что предприятия и организации имеют возможность осуществлять целевую подготовку, заключая трехсторонние договора (предприятие — студент — университет). В этой связи большинство первокурсников ФИТО одновременно являются сотрудниками различных предприятий и организаций Пензы и проблема предоставления общежития частично решается по месту работы респондентов.

Кроме того, был осуществлен сбор сведений об образовательных учреждениях, которые окончили респонденты до поступления в Пензенский государственный университет. Оказалось, что 14,1 % респондентов являются выпускниками школ, 0,6 — гимназий, 4,5 — лицеев; все остальные (80,8 %) — это выпускники техникумов и колледжей. Лидирующие позиции здесь занимают:

— Пензенский государственный приборостроительный колледж (31,8 %);

— Пензенский машиностроительный техникум (11,5);

— Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Ба-сулина (11,0);

— Пензенский техникум железнодорожного транспорта (8,10);

— Зареченский многопрофильный колледж (5,70);

— Пензенский государственный автомобильно-дорожный колледж (4,0 %).

Один из вопросов анкеты касался состава семьи респондентов. Ответы распределились таким образом: полную семью, где присутствуют оба родителя, имеют 74,8 % опрошенных; с одним ро-

№ 1, 2009

дителем проживают 24,0; 1,2 % являются сиротами. Из вышеперечисленного видно, что, как минимум, часть студен-тов-первокурсников ФИТО нуждаются в дополнительной социально-воспитательной поддержке со стороны руководства вуза, факультета.

В качестве источников своего дохода 20 % опрошенных указали помощь родителей; 80 % — дополнительный заработок. Стипендию в качестве источника своего дохода не указал ни один из респондентов, так как обучение на ФИТО осуществляется за плату. Основная масса студентов ФИТО являются работниками пензенских предприятий. Образовательный процесс осуществляется по очной форме, позволяющей получить высшее образование без отрыва от производства (обучение проводится в 3-ю смену). Стоимость обучения на 25—30 % ниже, чем на соответствующих специальностях, по которым обучение происходит в 1-ю и 2-ю смены.

Как уже было сказано ранее, заинтересованные предприятия имеют возможность осуществлять целевую подготовку, заключая трехсторонние договоры (предприятие — студент — университет). В частности, такие договоры были заключены с предприятиями: ФГУП НИКИРЭТ, ГУП «СНПО «Элерон», ОАО «Радиозавод», ОАО «Тяжпромармату-ра», ФГУП «ПНИЭИ», ФГУП ПО «Старт», ОАО НПП «Эра», ОАО «Пенз-маш», ОАО «Сура-Лада», ЗАО «Строй-маш», ООО «Нефтепродукты», ООО «Центр маркетинговых коммуникаций», ООО «Электротехторг», ОАО «НПП «Рубин» и др. В соответствии с договорами предприятия взяли на себя обязательства по оплате от 50 до 100 % от общей стоимости обучения за направляемых студентов. При этом студенты обязаны работать на данном предприятии на рабочих специальностях во время обучения в университете, а после получения высшего образования — отработать на «родном предприятии» в качестве спе-

циалистов 3 года (по ряду предприятий — 5 лет). В итоге к моменту окончания работником вуза предприятие получает не только выпускника ПГУ, но и сформировавшегося кадрового специалиста. Таким образом, предприятие решает болезненные для настоящего времени вопросы омоложения кадров и поддерживает перспективы их роста.

Отвечая на вопрос о своем материальном положении, 12,4 % опрошенных оценили его как «хорошее», 67,0 — как «среднее»; 20,6 % — как «плохое». Это объясняется тем, что основная масса студентов ФИТО — из семей, достаток которых «ниже среднего»; такая форма обучения позволяет в какой-то мере «сгладить» материальные трудности, возникающие в процессе получения высшего образования.

На вопрос «Чувствуете ли Вы в себе наклонности лидера, активиста, общественника?» 28,2 % респондентов ответили положительно, 71,8 %— отрицательно.

В процессе анкетирования студентам был задан вопрос «Хотелось бы Вам участвовать в общественной жизни факультета, института, университета?» Оказалось, что для 53,0 % из них важна только учеба, включаться в общественную жизнь они не намерены; 17,8 — хотели бы, но не знают к кому обратиться по этому поводу; не пожелали отвечать 4,2 %; некоторые респонденты (25,0 %) не смогли окончательно определиться с ответом по причине ограниченности свободного времени.

В заключение отметим, что данная тема далеко не исчерпана, поэтому дальнейшее проведение подобных исследований может послужить основой для более крупномасштабного и глубинного изучения заявленной проблемы. Регулярное проведение подобной работы позволит скорректировать процессы социально-профессиональной адаптации и мобильности указанной категории молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.