111!111Й1И1!Ш № 4,
ся в компетенции планового отдела, который осуществляет бенчмаркинговые проекты с национальными и зарубежными институтами, занимается мониторингом положения университета в рейтингах.
Целями бенчмаркинговых проектов, инициированных вузами, могут быть разработка новой бенчмаркинговой методологии; развитие сотрудничества с иностранными партнерами;интернационали-зация образовательных программ; определение международного уровня университета и создание стимулов к постоянному совершенствованию.
Бенчмаркинг часто становится мощным инструментом построения тесных партнерских отношений, способствующих интеграции вуза в другую образовательную культуру. Бенчмаркинговый проект может стать фундаментом для студенческих и преподавательских обменов, разработки совместных образовательных программ, выполнения совместных проектов.
У российских вузов уже есть небольшой опыт осуществления международных бенчмаркинговых проектов. Здесь можно отметить такие проекты, как Российско-британский «МАКЯи»; «Предпринимательский университет» (Е8Ми, Лондонский университет «Метраполи-тан», Нижегородский университет); «Внедрение принципов Болонского процесса в деятельность Нижегородского университета» (Е8МИ, Лондонский университет «Метраполитан», Дублинский университетский колледж, Нижегородский университет).
Таким образом, бенчмаркинг играет важную роль в процессах взаимного сближения образовательных систем и установления продуктивных взаимосвязей между вузами, что в перспективе должно обеспечить конкурентоспособность конкретного вуза, региональной и национальной системы образования, европейского образовательного пространства.
ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ — ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ:
региональный аспект
В. П. Букин, декан факультета инновационных технологий обучения Пензенского государственного университета, профессор
В последнее время в сфере образования Пензенской области активизировалась деятельность, направленная на повышение эффективности и качества профессионального образования как важнейшего условия профессиональной социализации молодежи. Под профессиональной социализацией молодежи мы понимаем процесс освоения индивидом определенных профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. Она предполагает обрете-
ние индивидом профессии, вхождение в профессиональную среду и реализацию накапливаемого профессионального опыта.
Реально оценив ситуацию в системе профессионального образования, Правительство Пензенской области определило три основных вектора развития интеграционных процессов и работодателей области.
1-й вектор — инновация организации управления — включает в себя:
— переход от существования локальных учреждений к интеграции в регио-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
нальную систему профессионального образования;
— разработку моделей управления в условиях изменения нормативно-правовой базы;
— разработку и внедрение нормативного финансирования в учреждениях профессионального образования;
— внедрение современных механизмов и форм повышения квалификации преподавательского и управленческого состава.
2-й вектор — повышение качества профессионального образования. Его
составляющими являются:
— выполнение требований государственных и международных стандартов с учетом региональной специфики;
— переход от предметного типа программ к программам модульного типа, основанным на компетентностном подходе и рейтинговой системе оценивания;
— формирование культурно-образовательной среды, обеспечивающей участие обучающихся в образовательных и социальных проектах.
3-й вектор — ориентация на потребителя. Он охватывает:
— переход от профессий, ориентированных на сохранение учреждений, к заказам потребителей;
— учет программы социально-экономического развития Пензенской области, инвестиционных проектов и муниципальных программ;
— анализ, прогноз рынка труда и разработка механизмов, обеспечивающих установление социального партнерства с работодателями;
— анализ потребностей молодежи, населения и возможность выбора образовательно-профессиональных программ.
Существующая сегодня в Пензенской области система профессионального образования в некоторой степени смогла адаптироваться к сложным условиям социальных перемен. В целом сохранена сеть образовательных учреждений, стабилизировался преподавательский состав, реализуются новые образо-
вательные стандарты, создается база для дальнейшего развития.
Пензенский государственный университет на протяжении многих лет является лидером в системе профессионального образования области. Обладая развитой инфраструктурой, современной материально-технической базой, университет с высоким качеством реализует свыше 200 образовательных программ по 18 группам специальностей.
Структура подготовки специалистов включает в себя программы довузовской подготовки, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также программы профессиональной подготовки. По программам высшего профессионального образования в 2008/09 учебном году в университете и его филиалах обучается около 15,5 тыс. студентов.
За 65 лет работы университетом было подготовлено около 70 тыс. специалистов. Коллектив университета состоит из 2 800 сотрудников и преподавателей. На 77 кафедрах преподают около 150 докторов и свыше 660 кандидатов наук. Подготовка научных кадров ведется по 42 специальностям аспирантуры и 6 докторантуры. В рамках 14 официально зарегистрированных научных школ обучаются 450 аспирантов, 120 соискателей и 15 докторантов.
Пензенский государственный университет активно осуществляет целевую контрактную подготовку специалистов для предприятий и организаций региона. С этой целью им заключены договоры с Федеральными агентствами по промышленности, по атомной энергетике, аэрокосмическим агентством о приеме в 2008 г. 287 и в 2009 г. 196 студентов по 27 специальностям для предприятий оборонно-промышленного комплекса.
В 2003 г. по инициативе президента Ассоциации промышленников и товаропроизводителей Ю. А. Оленина (ФГУП ПО «Старт») и ректора Пензенского государственного университета В. И. Вол-чихина создан факультет инновационных технологий обучения (ФИТО). Эта мера
111!111Й1И1!Ш № 4,
была связана с переменами в стране и регионе, когда резко возрос дефицит в специалистах на промышленных предприятиях и появился государственный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных рынком труда.
На факультете в основном обучаются студенты, которые уже работают на промышленных предприятиях и в научных организациях Пензы и Пензенской области по специальностям, полученным в системе среднего профессионального или начального профессионального образования, и желают повысить свою квалификацию по приобретенной специальности.
Основные направления деятельности факультета
1. Образовательная деятельность
Организация образовательного процесса осуществляется по гибкому перечню специальностей и направлений подготовки (по 13 специальностям).
Перечень специальностей ФИТО формируется ежегодно в соответствии с заявками промышленных предприятий и научных организаций Пензенской области, а соответствующие подразделения и выпускающие кафедры ПГУ корректируют учебные планы и образовательные программы.
Обучение новым, перспективным и высокодефицитным специальностям, открытым на ФИТО, создает широкие возможности для реализации профессиональных устремлений каждого молодого человека.
Несмотря на то что с момента создания ФИТО прошло всего 5 лет, популярность этой формы обучения постоянно возрастает. Ежегодный прием на факультет составляет от 150 до 300 чел.
По состоянию на 1 ноября 2008 г. на ФИТО обучаются 847 студентов. Повышенным спросом со стороны абитуриентов и работодателей пользуются технические специальности.
Результаты деятельности ФИТО за 5 лет показали, что данная форма об-
учения является чрезвычайно выгодной для быстроразвивающихся и мобильных производств, обеспечивая предпосылки для дальнейшего динамического развития региона.
2. Социальное партнерство факультета
Развитие социального партнерства — одна из эффективных форм реализации государственной политики в сфере повышения качества профессионального образования Пензенской области.
По согласованию с Правительством Пензенской области в апреле 2006 г. между ПГУ и 10 крупными промышленными предприятиями было подписано соглашение о стратегическом социальном партнерстве с созданием консорциума «Учебно-научно-производственный комплекс содействия инновационному развитию региона», цель которого заключается в интеграции учебной, научной и производственной деятельности.
Основными задачами функционирования и развития системы социального партнерства являются:
— участие работодателей в подготовке рабочих кадров и специалистов (корректировка учебных планов и образовательных программ с учетом требований преподавателей);
— предоставление возможности специалистам, выпускникам УСПО и УНПО, работающим по приобретенным специальностям, повышения квалификации посредством получения высшего образования в ПГУ без отрыва от производства;
— улучшение материально-технической базы образовательного процесса (обеспечение учебного и научного процесса современным оборудованием);
— привлечение в систему образования ПГУ дополнительных внебюджетных финансовых средств.
Социальные партнеры ПГУ имеют возможность осуществлять целевую подготовку, заключая трехсторонний договор: предприятие — студент — университет.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Согласно заключенным договорам предприятия взяли на себя обязательства по оплате от 50 до 100 % от общей стоимости обучения за направляемых студентов. Количество студентов, обучающихся за счет предприятий, возросло с 40 в 2003 до 458 чел. в 2008 г., что составляет 50 % от общего контингента факультета. При этом были заключены контракты, в соответствии с которыми направляемые студенты обязуются работать на данном предприятии по рабочим специальностям во время обучения в университете, а после получения высшего образования — отработать на этом предприятии в качестве специалиста 3 года (по ряду предприятий — 5 лет). В итоге к моменту окончания работником вуза предприятие получает не только выпускника ПГУ, но и сформировавшегося кадрового специалиста. Таким образом, оно решает болезненные для настоящего времени вопросы омоложения кадров и поддерживает перспективы их роста.
3. Профориентационная работа факультета
На факультете постоянно ведется профессиональная ориентационная работа с молодежью образовательных учреждений Пензенской области в целях повышения престижа факультета, привлечения к обучению в университете выпускников СПО и НПО для обеспечения высококвалифицированными кадрами предприятий и организаций региона.
Профориентационная работа проводится согласно ежегодно разрабатываемому плану по следующим направлениям:
— встречи и тематические беседы преподавателей и руководителей факультета с обучающимися и их родителями в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
— проведение совместных научнопрактических конференций и технических выставок;
— участие в деятельности Ассоциации промышленников и товаропроизводителей Пензенской области;
— участие в работе советов образовательных учреждений СПО и НПО и совете директоров;
— привлечение молодежи города к организационно-массовым мероприятиям университета («День открытых дверей», «Ярмарка вакансий» и т. п.);
— издание и распространение рекламных материалов (буклетов, информационных листов, презентаций, рекламных роликов и др.);
— размещение и постоянное обновление материалов о ФИТО на сайте университета.
4. Интегрированное образовательное пространство факультета
Главная цель создания интегрированного образовательного пространства — удовлетворение потребности предприятий региона в высококвалифицированных специалистах из числа выпускников учреждений среднего и начального профессионального образования.
Задачами его создания являются:
— реализация инновационной политики Российской Федерации и Федеральной программы развития образования;
— развитие социального партнерства с промышленными предприятиями и учебными СПО и НПО;
— широкое использование инновационных технологий и совместных образовательных проектов с учреждениями СПО и промышленными предприятиями;
— содействие социальной адаптации выпускников университета.
Направления деятельности:
— координация совместной деятельности системы «Университет — Поставщик — Потребитель» в подготовке специалистов, востребованных промышленностью региона;
— интеграция образовательной, научной и производственной деятельности в рамках консорциума «Учебно-научнопроизводственный комплекс содействия инновационному развитию региона»;
— создание учебного центра многоуровневой и многопрофильной подготовки специалистов на базе промышленных предприятий;
— трудоустройство выпускников образовательных учреждений СПО.
5. Основные поставщики абитуриентов факультета
Основным критерием по отбору образовательных учреждений СПО для интеграции их в единое образовательное пространство является соответствие направлений профессиональной подготовки учреждений специальностям факультета.
Главными поставщиками абитуриентов стали Пензенский государственный приборостроительный колледж, Заречен-ский многопрофильный колледж, Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина, Пензенский автомобильно-дорожный колледж, Пензенский машиностроительный колледж, Пензенский строительный колледж.
6. Специфика обучения на факультете
На обучение в университет принимаются выпускники УСПО и УНПО, имеющие дипломы о среднем профессиональном или начальном профессиональном образовании.
Обучение производится в третью учебную смену.
Молодые люди уже работают в сфере материального производства по приобретенной в УСПО или УНПО специальности.
Обучение в университете осуществляется по приобретенному ранее направлению подготовки с использованием инновационных технологий с сокращенным сроком.
Обучение ведется по востребованным специальностям в соответствии с заявками предприятий.
Образовательные программы специальностей факультета отличаются приоритетом самостоятельной работы студентов над учебным материалом.
Организация учебного процесса факультета характеризуется повышенной ответственностью преподавателей за
развитие у студентов навыков самостоятельной работы и креативного мышления.
Обучение осуществляется в основном за счет средств промышленных предприятий.
7. Перспективныге направления развития факультета
Расширение круга социальных партнеров в соответствии с программой стратегического развития Пензенской области до 2021 г.
Расширение поставщиков абитуриентов из числа образовательных учреждений СПО и НПО федерального и регионального подчинения.
Совершенствование деятельности Учебного центра многоуровневого и многопрофильного обучения для промышленных предприятий Пензенской области и создание новых моделей взаимодействия с образовательными учреждениями СПО и НПО, предприятиями и учреждениями.
Увеличение контингента обучаемых за счет повышения престижа подготовки кадров на факультете.
Улучшение качества подготовки специалистов за счет совершенствования образовательного процесса в рамках создаваемого университетского комплекса.
Совершенствование инновационных форм обучения и самостоятельной работы студентов за счет внедрения дистанционного обучения.
Совершенствование форм мотивационного стимулирования преподавателей и сотрудников факультета.
Непрерывное совершенствование реализуемой в университете системы менеджмента качества в предоставлении образовательных услуг.
Привлечение в систему образования университета дополнительных внебюджетных финансовых средств.
Повышение качества научно-методической и исследовательской деятельности факультета.