построение диалогических контактов между обучающимися и преподавателями; через открытость студенческого и преподавательского коллективов культуре, обществу, миру [2]. Поэтому в образовательной среде в учебных заведениях обучение построено таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа-«Я» студентов и школьников. При этом создаются специальные условия для проявления личностной инициативы, для преобразования учебно-профессионального обучения, характерного для колледжей на профессионально-исследовательское образование, которое характерно для вузов холдинга.
Не маловажную роль в организации образовательного процесса в колледже и академии играет принцип дифференциации и индивидуализации, который декларируетличность студента как ценность. Анализ деятельности педагогической системы университетского холдинга показал, что реализация принципа дифференциации и индивидуализации обучения позволила разработать и внедрить программу индивидуального развития и саморазвития личности студента.
Перевод обучающихся на индивидуальный график обучения осуществляется преподавателями с целью создания оптимальных условий для удовлетворения интересов, склонностей студентов, предоставления им дополнительных возможностей для реализации творческих способностей и качественного освоения образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.
Принцип единства предполагает общность целей, задач каждого из ступеней образовательных организаций федерального университетского холдинга, преемственность между педагогическими системами этих учебных заведений. Так, в университете разработаны комплексные программы подготовки специали-
Библиографический список
стов, которые охватывают весь учебно-воспитательный процесс и направлены на обеспечение его целостности, непрерывности и разносторонности. Такая сквозная организация обучения способствует предотвращению повтора содержания совпадающих учебных дисциплин и спецкурсов на уровнях среднего и высшего профессионального образования.
Профессиональное образование основывается на комплексе принципов, в числе которых принципы вариативности и альтернативности (образовательных программ, технологий обучения и учебно-методического обеспечения).
Реализация данных принципов в педагогическом процессе требует признания правомерности различных путей реализации целей и задач среднего и высшего профессионального образования на основе функционирования различных типов учебных заведений, использования различных педагогических систем и технологий
Рассмотренные принципы характеризуют стабильное и эффективное функционирование учебных учреждений разного уровня и являются условием для обеспечения их преемственности.
Система выделенных принципов остается открытой и может быть дополнена другими принципами, которые будут положительно влиять на модернизацию федерального образовательного пространства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система отобранных и рассмотренных принципов может служить научно-теоретическим основанием для анализа взаимодействия средних профессиональных и высших учебных заведений, входящих в образовательный холдинг федерального университета.
1. Гнатышина Е.А., Савченков А.В. Преемственность среднего профессионального и высшего образования как социальная проблема. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017; 2: 14 - 17.
2. Максимова Е.А. Структура и задачи образовательного холдинга. Образование и наука. 2013; 2 (101): 18 - 27.
3. Навазова Т.Г. Образовательный холдинг как инновационная организация системы непрерывного профессионального образования. Человек и образование. 2005; 2: 20 - 24.
4. Стоянова Д.Н. Преемственность профессионального образования с помощью создания интегративных программ обучения на государственном, региональном и локальном уровнях. Международный научно-исследовательский журнал. 2016; 1 (43), Ч. 4: 48 - 49.
5. Юлдашева ГГ. Некоторые аспекты принципа преемственности. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Международной научной конференции, Уфа: Лето, 2013: 23 - 25.
References
1. Gnatyshina E.A., Savchenkov A.V. Preemstvennost' srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya kak social'naya problema. Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; 2: 14 - 17.
2. Maksimova E.A. Struktura i zadachi obrazovatel'nogo holdinga. Obrazovanie i nauka. 2013; 2 (101): 18 - 27.
3. Navazova T.G. Obrazovatel'nyj holding kak innovacionnaya organizaciya sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Chelovek i obrazovanie. 2005; 2: 20 - 24.
4. Stoyanova D.N. Preemstvennost' professional'nogo obrazovaniya s pomosch'yu sozdaniya integrativnyh programm obucheniya na gosudarstvennom, regional'nom i lokal'nom urovnyah. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2016; 1 (43), Ch. 4: 48 - 49.
5. Yuldasheva G.G. Nekotorye aspekty principa preemstvennosti. Aktual'nye voprosy sovremennojpedagogiki: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Ufa: Leto, 2013: 23 - 25.
Статья поступила в редакцию 02.03.19
УДК 371
Dashdiev V.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Dagestan Academy of Education and Culture
(Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIAL AND LEGAL PROBLEMS OF LIFE OF CHILDREN AT BOARDING SCHOOLS. The specifics of children's life in boarding schools is an extremely important problem in modern society. Most often, living conditions in boarding schools are associated with a lot of hardships that children have to endure for many years. The lack of parental attitude and the ability to retire, inability to choose a circle of friends, as well as many other factors - all this inevitably have a negative impact on the development of the child, on his personal qualities, which in adulthood leads to obvious socio-psychological deviations. Therefore, the existing structure of residential care institutions needs certain modifications. Thus, the article examines the social and legal problems facing boarding schools, as well as their pupils, based on the opinions of researchers and teachers; statistics are given on the number of boarding schools in Russia and their pupils.
Key words: boarding schools, social and legal problems, education, educator, socialization, personal qualities.
В.А. Дашдиев, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Дагестанская академия образования и культуры, г. Дербент,
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
Специфика жизни детей в интернатных учреждениях представляет собой чрезвычайно важную проблему в современном обществе. Чаще всего условия жизни в интернатах сопряжены с множеством лишений, которые дети вынуждены претерпевать в течение многих лет Отсутствие родительского отношения и возможности уединиться, неспособность выбирать круг друзей, а также множество других факторов - всё это неминуемо оказывает негативное влияние на развитие ребёнка, на его личностные качества, что во взрослой жизни приводит к явным социально-психологическим девиациям. Потому существующая структура учреждений интернатного типа нуждается в определённых модификациях. Так, в статье рассматриваются и с опорой на мнения исследователей-педагогов анализируются социально-правовые проблемы, стоящие перед школами-интернатами, а также перед их воспитанниками; приводятся статистические данные по числу интернатов на территории России и их воспитанников.
Ключевые слова: школы-интернаты, социально-правовые проблемы, воспитание, воспитатель, социализация, личностные качества.
На протяжении веков дети считались и считаются главным достоянием любого общества. Их воспитанию уделяется основное внимание как семьи и школы, так и государства. Целью воспитания является полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование личности свободной от конформизма и эгоцентризма, уважающей нормы человеческого общежития и достоинства другого человека, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. И от того, каким будет это воспитание и какими будут способы достижения его цели, зависит формирование будущего поколения.
Дети, лишенные родительской опеки - это общегосударственная проблема, одним из аспектов решения которой является специализированная психологическая помощь детям, адаптирующимся в социальной среде. Воспитанники учреждений интернатного типа требуют специального коррекционного воздействия, которое состоит из комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие потенциальных возможностей социального становления.
Тема интернатов и жизни в них мало освещена в литературных источниках, хотя на сегодняшний день социально-правовые нормы жизни в интернатах нарушаются и данная проблема требует более глубокого изучения. Чтобы понять суть возрождения, необходимо погрузиться в жизнь его «обитателей», «обитателей» потому, что жизнь в интернате - это испытание [1].
Проблема социализации детей вызывает всё больше интереса среди исследователей за счёт своей важности. На сегодняшний день определены условия формирования социальных представлений, нацеленных на создания позитивных взаимоотношений между сверстниками и, как следствие, успешную социализацию. Данным вопросом занимались такие учёные, как В. Абраменкова, Б. Ананьев, И. Бех, Л. Выготский, И. Зверева, А. Капская, О. Кононко, А. Мудрик, В. Петровский, С. Рубинштейн и др.
В советское время интернаты назывались общежитиями для учащихся детей и подростков, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. По определению педагогического словаря, «школа-интернат» - это «школа, в которой дети учатся и живут» [2]. Именно в такой коннотации школы-интернаты приступили к созданию общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений нового типа. Для этих целей были выделены лучшие здания существующих средних школ, начато массовое строительство новых школьных помещений по стандартным проектам.
Крайне важной проблемой являются общеобразовательные школы-интернаты, воспитанники которых - это дети с социально-психологическими девиациями, имеющие отклонения в физическом или умственном развитии. Безусловно, такие учреждения достаточно малочисленны, однако это не значит, что ими не стоит заниматься.
Во многих интернатах детей зачастую просто истязают. Вероятно, они могли бы быть намного счастливее до появления в их жизни этого учреждения. Говорить о соблюдении прав ребёнка при таком положении вещей не приходится. Известны случаи жестокого издевательства над воспитанниками интернатов. На одно из таких учреждений в Подмосковной области было возбуждено уголовное дело по факту многочисленных побоев и своего рода пыток детей. Например, неугодные им дети были вынуждены провести ночь в постели, усыпанной крапивой. Подобный случай выявлен в интернате, расположенном в Ивановской области. Директор учреждения, знавшая о том, что её подопечных вынуждают заниматься проституцией, ничего существенного не предпринимала, скорее всего, потому, что она, вероятно, и являлась главным инициатором этого дела. Это далеко не единственные случаи подобного рода поведения воспитателей интернатов; зафиксированы случаи, когда дети просто не выдерживали такого обращения и кончали жизнь самоубийством. А сколько существует детских домов, в которых не проводится контроль работы воспитателей, в которых детям не на кого надеяться и не от кого получить поддержку? К сожалению, очень много.
В обыденной жизни мы часто слышим: «Куда катится нынешняя молодёжь?», «Какие озлобленные и жестокие дети!», «Детская преступность всё набирает и набирает обороты» и т. д. Естественно, виноватыми во всех этих бедах, по мнению общества, являются сами дети. Но лишь немногие из этих людей решатся заглянуть вглубь проблемы, выявить причины такого поведения молодёжи, определить, откуда идут корни озлобленности и жестокости детей [3].
Психика людей сильно подвержена внешнему влиянию и особенно ярко это влияние проявляется в детском возрасте, когда сама психика только-только начинает формироваться и подстраиваться в соответствии со сложившейся на данный момент ситуацией. Заметим, что в интернатах у нас воспитываются дети, которым требуется повышенное внимание, и в большей степени от воспитателей, то есть от взрослых зависит, какими эти дети выйдут оттуда и кем они станут. Базируясь на бесценном педагогическом наследии, оставленном нам педагогом Янушем Корчаком, следует обозначить несколько наставлений в помощь будущим воспитателям и тем, кто уже занят в этой сфере деятельности:
1. Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчёт в том, на что ты способен сам.
2. Обеспечь детям свободу гармонического развития всех духовных сил, помоги им высвободить всю полноту скрытых возможностей, воспитай в них уважение к добру, к красоте, к свободе. Ребёнок имеет право желать, домогаться, требовать, имеет право расти и созревать, а, достигнув зрелости, приносить пло-
ды. А цель воспитания: не шуметь, не рвать башмаки, слушаться и выполнять приказания, не критиковать, а верить, что все они ему во благо. Ты полагаешь, ребёнок - это пустяки, сирота-птенец, выпавший из гнезда, умри он и никто не заметит, порастает могилка травой? Попробуй, испытай, и ты убедишься, что это не так, и заплачешь. Заповедь «люби ближнего своего» - это гармония, простор, свобода.
3. Каковы твои обязанности? - Быть бдительным. Если хочешь быть надзирателем, можешь ничего не делать. Но если ты воспитатель, у тебя шестнадцатичасовой рабочий день без перерывов и без праздников, день, состоящий из работы, которую нельзя ни точно определить, ни заметить, ни проконтролировать. Внешний порядок, кажущаяся воспитанность, дрессировка напоказ требуют только твёрдой руки и многочисленных запретов. И дети всегда мученики страха за их мнимое благополучие; страх этот - источник тягчайших несправедливостей. Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться - тиран.
4. Хороший воспитатель от плохого отличается количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда. Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает лишь раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что всё неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на детей. Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над незначительным эпизодом, за ним может стоять целая проблема. Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, господствующей церкви, в силу укоренившейся традиции, приятного обычая, под железным диктатом существующих условий. И он знает, что диктат этот имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам. Плохой воспитатель полагает, что дети должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила. Умный воспитатель не куксится, когда не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих.
5. Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в маленький мир чистых, нежных, открытых сердец, чьи симпатии и доверие легко снискать, вскоре разочаровывается. И вместо того, чтобы винить тех, кто ввёл его в заблуждение и самого себя, что поверил, он будет дуться на детей, подорвавших его веру в них. А разве они виноваты, что тебе показали заманчивые стороны работы и скрыли шипы? Среди детей столько же плохих людей, сколько и среди взрослых; только у детей нет нужды или возможности себя проявить. Всё, что происходит в мире взрослых, есть и в мире детей. Здесь имеются представители всех типов людей и образы всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых. Среди них есть ласковые, пассивные, добродушные, доверчивые - вплоть до самых злостных, явно враждебных и полных двуличной инициативы или притворно уступчивых, конспиративно злостных малолетних преступников и интриганов [4].
Согласно статистическим данным, в нашей стране на данный момент существует 422 дома ребёнка для 35 тысяч детей, 745 детских домов для 84 тысяч детей и 237 школ-интернатов для 71 тысяч детей. При этом в России ежегодно появляется около 100 тысяч детей, которым необходима опека. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребёнка (с рождения до 3 лет), после в детские дома и школы-интернаты [4].
В числе воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% одиноких родителей, 7% - родители которых сами отказались от своих детей.
Для нормальной социализации и общего развития ребёнка необходимы соответствующие условия. В первую очередь, нужно добиться того, чтобы окружение начало способствовать созданию данной среды. Здесь важно учитывать сферу быта, физическое здоровье, специфику отношения к окружающим, обращать внимание ребёнка на его личные успехи [5].
Современные исследователи, считают, что в условиях интерната особенно важным является формирование социальной компетентности, а так же формирование адекватной самооценки, оценки других людей в обществе. Необходимо прививать такие качества личности, которые обеспечивают успешность в современной жизни:
- осознание и принятие элементарной человеческой морали, кодекса чести, понимание порядочности;
- уважение к труду, осознание ценности труда, необходимого для достижения целей;
- умение работать в группе, коллективе;
- формирование коммуникативной культуры, умения следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации;
- умение делать осознанный и ответственный выбор;
- формирование универсальных навыков различных видов деятельности,
- умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач и др. [6].
Для реального достижения поставленных целей необходима совместная работа воспитателей, социальных педагогов, психологов. При этом надо понимать, что в большинстве интернатов среда обитания сиротская, казарменная. Условия жизни детей не позволяют им развиваться как личностям.
Попадая в эти учреждения, дети, как правило, уже имеют отклонения физического и психического характера. Чаще всего наблюдаются задержка умственного развития, нарушения половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Такой ребёнок в общении нервозен, старается добиться внимания и в то же время его отторгает, впадает в агрессивность или отчуждается, не умеет быть внимательным, любить. Всё это приводит к тому, что ребёнок относится к окружающим недружелюбно, преимущественно отрицательно.
В условиях детского дома у ребят возникают своеобразные отношения друг с другом. В семье существует чувство фамильного «мы». Это нравственная сила создает у ребёнка состояние защищенности. Без родительского покровительства у ребят стихийно складывается интернатское «мы и чужие», «мы и они». От «чужих» все обособляются, но и в своей группе ребёнок обособлен.
Библиографический список
Из-за отсутствия любви и заботы, отсутствия родительского попечительства и тепла ребята могут жестоко обращаться со своими сверстниками, обижать младших. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев. В школе они негативно относятся к одноклассникам, живущим в семьях [7 - 9].
Ребёнок в интернате должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в их среде создает постоянную напряженность, тревожность, агрессию. В интернатах и детских домах распространены онанизм, гомосексуализм, сексуальные отклонения. Все это результат нервных расстройств недостающей любви, отсутствие положительных эмоций.
В интернатах нет помещения, где бы ребёнок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки.
Без внутреннего самососредоточения формируется определенный стандартный социальный тип личности. У детей, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте»), сведены к нулю ответственность и бережливость.
1. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. Москва, 1993.
2. Антонян Ю.М., Самичев Е.Г Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. Москва, 1993.
3. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. Киев, 1986.
4. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. Москва, 1998.
5. Актуальные проблемы современного детства. Москва, 1993.
6. Старостина Е.Н. Проблемы социализации детей-сирот. Available at: http://открытыйурок.рф/статьи/662877
7. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. Осадчая и др.; Под ред. академика РАН В.И. Жукова. Москва: Издательство РГСУ 2009.
8. Козлова Е.А. Каким образом социально-экономические характеристики семьи связаны с благополучием ребёнка? Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 331 - 333.
9. Швалюк Я.А. Поощрение и наказание в системе методов педагогической коррекции. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 108 - 109. References
1. Belyakov V. V. Sirotskie detskie uchrezhdeniya Rossii: Istoricheskij ocherk. Moskva, 1993.
2. Antonyan Yu.M., Samichev E.G. Neblagopriyatnye usloviya formirovaniya lichnosti v detstve i voprosy preduprezhdeniya prestupnosti. Moskva, 1993.
3. Bazhenov V.G. Vospitaniepedagogicheskizapuschennyh podrostkov. Kiev, 1986.
4. Buyanov M.I. Rebenok iz neblagopoluchnoj sem'i: Zapiskidetskogopsihiatra. Moskva, 1998.
5. Aktual'nye problemy sovremennogo detstva. Moskva, 1993.
6. Starostina E.N. Problemy socializacii detej-sirot. Available at: http://otkrytyjurok.rf/stafi/662877
7. Opyt i problemy zhizneustrojstva detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popechitel'stva, v sovremennyh usloviyah. Osadchaya i dr.; Pod red. akademika RAN V.I. Zhukova. Moskva: Izdatel'stvo RGSU, 2009.
8. Kozlova E.A. Kakim obrazom social'no-'ekonomicheskie harakteristiki sem'i svyazany s blagopoluchiem rebenka? Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 331 - 333.
9. Shvalyuk Ya.A. Pooschrenie i nakazanie v sisteme metodov pedagogicheskoj korrekcii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 108 - 109.
Статья поступила в редакцию 03.03.19
УДК 378
Ivanov P.V., senior teacher, Stavropol Pedagogical Institute (Yessentuki, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL BASES OF RESEARCH OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS AMONG ADULTS. The article is dedicated to a problem of methodological substantiation of information culture formation in adult learners. In the field of questions posed to researchers by the modern pedagogical community, a significant position is taken by the methods of formation of information culture in adult students. It is established that an adult student achieves quality and significantly reduces the time of mastering new information, if it pursues a practical goal, which sets itself. The problem of formation of information culture in adult students is considered at three levels: philosophical, general scientific and specific scientific. At the philosophical level, the provisions of dialectical materialism, pragmatism, information theory are applicable to it. At the general scientific level it should be considered in line with the value approach. At the specific scientific level, competence-based, personality-oriented approaches are significant. Research methods include theoretical analysis, collection and processing of empirical data, observation, survey, modeling, experiment, its reflection.
Key words: researching methodology, information culture, adult pupils, philosophic, common to scientific and concrete scientific levels, dialectic materialism, pragmatism, information theory, values, competence, personal approaches, researching methods, theoretical analysis, gathering and treatment of empiric facts, observation, interrogation, modelling, experiment, reflection.
П.В. Иванов, ст. преп., филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ессентуки, E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья посвящена проблеме методологического обоснования формирования информационной культуры у взрослых обучающихся. В поле вопросов, которые ставит перед исследователями современное педагогическое сообщество, значимую позицию занимают способы формирования информационной культуры у взрослых обучающихся. Установлено, что взрослый обучающийся достигает качества и существенно сокращает время овладения новой информацией, если преследует практическую цель, которую ставит перед собой. Проблема формирования информационной культуры у взрослых обучающихся рассмотрена на трех уровнях: философском, общенаучном и конкретно-научном. На философском уровне к ней применимы положения диалектического материализма, прагматизма, теории информации. На общенаучном уровне ее следует рассматривать в русле ценностного подхода. На конкретно-научном уровне значимыми являются компетентностный, личностно-ориентированный подходы. Методы исследования включают теоретический анализ, сбор и обработку эмпирических данных, наблюдение, опрос, моделирование, эксперимент, его рефлексию.
Ключевые слова: методология исследования, информационная культура, взрослые обучающиеся, философский, общенаучный, конкретно-научный уровни исследования, диалектический материализм, прагматизм, теория информации, ценностный, компетентностный, личностно-ориентированный подходы, методы исследования, теоретический анализ, сбор, обработка эмпирических данных, наблюдение, опрос, моделирование, эксперимент, рефлексия.