Следует всегда помнить, что любое внешнее воздействие является управляющим сигналом, который необходимо выбирать, сообразуясь с биологическим возрастом, соматическими особенностями, определенными с использованием приборов и соответственно соматометрической методике [4; 5]. Также нужно учитывать индивидуальный вариант биологического развития по интенсивности изменения функциональных показателей в течение года [5; 7].
Подбирать варианты, сочетания и дозировать тренировочные нагрузки важно, опираясь на знания о выраженности компонентов массы тела (его структурных особенностей), а также с учётом пола, возраста и варианта индивидуального биологического развития [11; 12].
Постоянные наблюдения за своим организмом - это реальная «подсказка» тренеру и самим спортсменам о том, на какие индивидуальные особенности следует обращать внимание по мере физического развития и совершенствования спортивного мастерства. Зачастую (к великому сожалению) тренеры обращают внимание лишь на результаты соревнований, и по ним судят об эффективности тренировочного процесса.
Проводимые дополнительные обследования лиц разного пола и различных спортивных специализаций в сочетании с изучением описательной анатомии (учебники: «Анатомия человека» М.Ф. Иваницкого и пр.) показывают, что совокупность на первый взгляд разрозненных разделов анатомического материала имеет прямой выход для помощи в организации и проведении полноценной индивидуальной физической подготовки. Преподаватели и тренеры различных дисциплин и видов спорта - лыжного,
Библиографический список
конькобежного спорта, гимнастики, лёгкой атлетики - обязаны работать в комплексе со своими подопечными («студент-преподаватель», «студент-тренер»), в таких базовых дисциплинах, как анатомия, спортивная морфология или биомеханика, а также использовать анализ результатов самооценки. Можно сделать вывод, что такой комплексный индивидуальный подход является самым перспективным! Необходимо добавить, что уход с преподавательской работы опытных специалистов (пусть даже и в возрасте!), набор молодых преподавателей без опыта тренерской и прочих видов деятельности (особенно на спортивных специализациях) высвечивает со всей яркостью проблему кадров в системе высшего образования.
Особенностью предлагаемого комплекса измеритель-но-расчётно-графических работ и его отличием от традиционного подхода является то, что студент самостоятельно проводит необходимые измерения. Измерения и результаты расчётов сравниваются с нормативными (табличными), заносятся в «треугольник соматотипирования» [4; 5; 7; 9], и в виде аббревиатуры записываются на графике в рабочей тетради. Результаты последующих измерений вносятся в дальнейшем в этот же треугольник соматотипирования. Создаётся наглядная динамика показателей, характеризующая тренировочный процесс, который является управляющим «рычагом», воздействующим как на отдельную «рабочую» систему, так и на организм в целом. Такое применение на практике результатов предлагаемого комплекса измерительно-расчётно-графических работ способствует как индивидуализации подхода на тренировках, так и оптимизации тренировочного процесса с целью улучшения результатов.
1. Таранцова А.В. Донозологическая диагностика и профилактика хронических социально значимых заболеваний: монография. Москва - Ростов-на-Дону, 2015.
2. Ушаков И.Б. Адаптационный потенциал человека. Вестник Российской Академии медицинских наук. Москва, 2004; 3: 3-13.
3. Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Диссертация ... доктора медицинских наук. Москва: ГЦОЛИФК, 1984.
4. Дорохов Р.Н., Петрухин В.Г. Новый метод оценки соматического типа. Морфология - физической культуре, спорту, авиакосмической медицине: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва: МГАФК, 2001: 78-82.
5. Дорохов Р.Н., Сулимов А.А. Современные аспекты спортивной морфологии. Смоленск, 2007.
6. Бубнов Н.В., Лёшин А.О. Метрологическое обеспечение исследований в спорте: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2010.
7. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология: учебное пособие. Москва, 2002.
8. Дорохов Р.Н., Рыбчинская Л.П. Телосложение спортсмена: учебно-методическое пособие. Смоленск, 1976.
9. Дорохов Р.Н., Королева Л.В. Возрастные изменения антропометрических признаков у школьников в педагогическом аспекте. Известия Смоленского государственного университета. Смоленск, 2014; 3 (27): 286-294.
10. Бубненкова О.М. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию девочек 5-10 лет с ожирением. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2007.
11. Сулимов А.А., Чернякова О.Ю. Типовой подход к физическому совершенствованию школьников: учебное пособие. Смоленск, 1998.
12. Дарданова Н.А. Индивидуализация процесса физической подготовки детей 5-7 лет к школе на основе учётов соматических типов и вариантов биологического развития. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2011.
References
1. Tarancova A.V. Donozologicheskaya diagnostika iprofilaktika hronicheskih social'no znachimyh zabolevanij: monografiya. Moskva - Rostov-na-Donu, 2015.
2. Ushakov I.B. Adaptacionnyj potencial cheloveka. Vestnik RossijskojAkademiimedicinskih nauk. Moskva, 2004; 3: 3-13.
3. Dorohov R.N. Somaticheskie tipy i varianty razvitiya detejipodrostkov: Dissertaciya ... doktora medicinskih nauk. Moskva: GCOLIFK, 1984.
4. Dorohov R.N., Petruhin V.G. Novyj metod ocenki somaticheskogo tipa. Morfologiya - fizicheskojkul'ture, sportu, aviakosmicheskojmedicine: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGAFK, 2001: 78-82.
5. Dorohov R.N., Sulimov A.A. Sovremennye aspekty sportivnojmorfologii. Smolensk, 2007.
6. Bubnov N.V., Leshin A.O. Metrologicheskoe obespechenie issledovanij v sporte: uchebno-metodicheskoe posobie. Smolensk, 2010.
7. Dorohov R.N., Guba V.P. Sportivnaya morfologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.
8. Dorohov R.N., Rybchinskaya L.P. Teloslozhenie sportsmena: uchebno-metodicheskoe posobie. Smolensk, 1976.
9. Dorohov R.N., Koroleva L.V. Vozrastnye izmeneniya antropometricheskih priznakov u shkol'nikov v pedagogicheskom aspekte. Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. Smolensk, 2014; 3 (27): 286-294.
10. Bubnenkova O.M. Netradicionnye podhody k fizicheskomu vospitaniyu devochek 5-10 let s ozhireniem. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2007.
11. Sulimov A.A., Chernyakova O.Yu. Tipovojpodhod k fizicheskomu sovershenstvovaniyu shkol'nikov: uchebnoe posobie. Smolensk, 1998.
12. Dardanova N.A. Individualizaciya processa fizicheskoj podgotovki detej 5-7 let k shkole na osnove uchetov somaticheskih tipov i variantov biologicheskogo razvitiya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2011.
Статья поступила в редакцию 17.03.16
УДК 374
Zolotov A.V., postgraduate, senior teacher, Department of Social Adaptation and Organization of Work with Youth, Kaluga State University n. a. K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia), E-mail: [email protected]
A MODEL OF FORMATION OF A COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PUPILS AT BOARDING SCHOOLS. The article analyzes characteristics of communicative competence of pupils, who study in a boarding school. The author highlights the main problems that arise in the process of interpersonal interaction, communication, and communication among such pupils. The work presents empirical evidence of the researcher's pilot study. The diagnostic methods of the research of features of communicative competence are indicated on an experimental base. A comparative analysis of the communicative competence of the diagnostic features of the
results of boarding schools pupils and secondary school students. The specificity of the organization of the educational process aims to form a communicative competence. The author identifies and experimentally proves the organizational and pedagogical conditions which are necessary to form it. The theoretical model of formation of the communicative competence in pupils of boarding schools includes a set of structural components influencing the efficiency of activities to achieve the objectives of formation of competence. A key component of the model, affecting the success of the formation of communicative competence of pupils of boarding schools, serves an educational development program consisting of a set of business games. The author lists the types and topics of business games, highlights their developing potential and justifies pedagogical appropriateness of their use as a method of formation of communicative competence. The researcher's work helps to identify features of the organization of a business game as necessary conditions to develop the communicative competence in pupils of boarding schools.
Key words: business game, pupils of boarding schools, communicative competence, organizational and pedagogical conditions of formation of communicative competence, model of communicative competence.
А.В. Золотое, ст. преп., аспирант, каф. социальной адаптации и организации работы с молодёжью, Калужский
государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье проанализированы особенности коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений. Автором выделены основные проблемы, которые возникают в процессе межличностного взаимодействия, общения и коммуникации у воспитанников интернатных учреждений. Представлены эмпирические данные экспериментального исследования, диагностические методики исследования особенностей коммуникативной компетентности, обозначены экспериментальные базы исследования. Проведён сравнительный анализ результатов диагностики особенностей коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений и учащихся общеобразовательных школ. Рассмотрена специфика организации образовательного процесса направленного на формирование коммуникативной компетентности, выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия ее формирования. Представлена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений включающая в себя совокупность структурных компонентов влияющих на эффективность деятельности по реализации цели и задач формирования компетентности. Ключевым компонентом модели, влияющим на успешность формирования коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений, выступает образовательная развивающая программа, состоящая из комплекса деловых игр. Автор перечисляет виды и тематику деловых игр, выделяет их развивающий потенциал и обосновывает педагогическую целесообразность их применения как метода формирования коммуникативной компетентности. Выявляет особенности организации деловой игры как условия формирования коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений.
Ключевые слова: деловая игра, воспитанники интернатных учреждений, коммуникативня компетентность, организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности, модель формирования коммуникативной компетентности.
На современном этапе возникла противоречивая ситуация касающаяся регламентации образовательного процесса системы учреждений интернатного типа, сущность которой заключается в том, что для всех образовательных учреждений существует государственная программа, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям, а для интернатных учреждений такой программы нет. В тоже время интернатные учреждения имеют предназначение выполнять социальный заказ государства и общества который имеет своей целью воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный, самостоятельный выбор и в дальнейшем успешно освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ "Об образовании" 2013, ст. 9) [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, одним из требований к личностным результатам освоения обозначено формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [2].
В связи с данной противоречивой ситуацией перед педагогами, воспитывающими и обучающими детей в интернатных учреждениях, наиболее остро встаёт проблема эффективной организации процесса обучения, направленного на формирование коммуникативной компетентности, так как трудности в развитии коммуникативной сферы обусловлены еще и утратой важнейшего источника общения - близких людей.
Изучение особенностей общения и коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений нашло своё отражение в трудах отечественных ученых таких как: Е.А. Стре-белёва и Л.М. Шипицына, Э.А. Минкова, В.С. Мухина, А.М. При-гожин И.В. Дубровина и др.
Проанализировав исследования учёных, посвящённые проблеме общения и формирования коммуникативной компетентности, мы определили, что у воспитанников интернатных учреждений наблюдается комплекс различных нарушений и проблем
в общении, который характеризуется затруднением процесса эффективного межличностного взаимодействия и выражается в различных личностных и психологических проявлениях. Они затрагивают практически все компоненты личностной сферы от психологических аспектов внутреннего мира до проявления различных поведенческих реакций в жизнедеятельности.
С целью более точного и детального выявления особенностей общения и коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений в контексте организации дальнейшей воспитательно-образовательной работы в данном направлении мы продиагностировали 82 ребенка из интернатных учреждений: ГБОУ «Кондровский детский дом-школа», ГБОУ «Азаровский детский дом-школа» ГБОУ «Редькинская санаторная школа-интернат» и 82 ребенка из общеобразовательных школ: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Калуги, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Калуги, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » г. Кондрово Калужской области. Возраст участников исследования 12-16 лет; количество 164 ребёнка; 84 мальчика, и 80 девочек.
В диагностическом исследовании применялись следующие методики:
1. Тест-опросник Т. Лири диагностирует степень выраженности коммуникативных и организаторских качеств в межличностных отношениях.
2. Тест коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) диагностирует умение принимать или не принимать индивидуальность людей в процессе общения.
3. Диагностическая методика Д. Джонсона - Ф.Ф. Джонсона выявляет ориентацию личности в общении при решении жизненных проблем.
Особенности выраженности личностных черт в общении представлены в табл. 1. По результатам теста-опросника Т. Лири были выявлены преобладающие тенденции личностных черт в межличностном взаимодействии воспитанников интернатных учреждений, ими оказались доминирование 34,6% и зависимость 19,2%. У учеников общеобразовательных школ в общении преобладающими тенденциями оказались отзывчивость 25% и уверенность в себе 18,5%. Эти данные свидетельствуют о том,
что у воспитанников интернатных учреждений проявляются существенные эмоциональные затруднения в установлении контактов с другими людьми.
Таблица 1
Особенности выраженности личностных черт в общении
Тенденция выраженности личностных черт Результаты в процентах
ВИУ УОШ
Доминирование 34,6% 16,9%
Уверенность в себе 3,8% 18,5%
Консерватизм 5,7% 3,2%
Скептицизм 3,8% 8,1%
Уступчивость 19,2% 9,6%
Зависимость 25% 4,1%
Конформизм 13,5% 10,5%
Отзывчивость 9,6% 25%
Особенности проявления коммуникативной толерантности представлены в табл. 2. По результатам теста коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) было выявлено преобладание среднего 52% и низкого 34,6% уровней сформированности коммуникативной толерантности. Это говорит о том, что воспитанники интернатных учреждений проявляют нетерпимость по отношению к окружающим в общении они затрудняются встать на позицию собеседника. У учеников общеобразовательных школ выявлено преобладание среднего и высокого уровней сформированности коммуникативной толерантности.
Особенности стратегий решения конфликтов в общении представлены в табл. 3. По результатам методики Д. Джонсона -Ф.Ф. Джонсона было выявлено преобладание стратегии принуждения 44,2% при разрешении конфликтов в общении. У учеников общеобразовательных школ в общении преобладающими стратегиями решения конфликтов в общении оказались сглаживание 41,2% и компромисс 34,7%. Данные по результатам этой методики говорят о том, что воспитанники интернатных учреждений при разрешении конфликтов в общении зачастую прибегают к агрессии и подавлению и затрудняются в применении конструктивных стратегий в разрешении конфликтов.
Таблица 3
Особенности стратегий решения конфликтов в общении
Стратегия решения конфликтов в общении Результаты в процентах
ВИУ УОШ
Избегание 15,4% 9,6%
Принуждение 44,2% 10,5%
Сглаживание 13,5% 41,2%
Компромисс 9,6% 34,7%
Конфронтация 19,2% 4,8%
По результатам диагностического исследования мы провели сравнительный анализ особенностей коммуникативной сферы воспитанников интернатных учреждений и учеников общеобразовательных школ и выявили следующие отличительные особенности, которые затрудняют процесс эффективного общения воспитанников интернатных учреждений и которые следует учи-
тывать при организации процесса формирования коммуникативной компетентности:
- эмоциональная отстранённость и замкнутость в общении;
- проблемы с осознанием социальной роли;
- низкий уровень развития толерантности и эмпатийности в общении;
- агрессивные стратегии в разрешении конфликтов в общении.
С целью систематизации деятельности, направленной на повышение эффективности процесса формирования коммуникативной компетентности в интернатных учреждениях воспитанников интернатных учреждений, нами была разработана теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности. Модель представлена на рисунке 1.
По нашему мнению, ключевым структурным компонентом, влияющим на успешность реализации модели и повышение эффективности формирования коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений, является соблюдение организационно-педагогических условий, среди которых, прежде всего, следует выделить адекватное использование программы, включающей комплекс деловых игр разных видов. Как показывает практика, воспитанники интернатных учреждений наиболее активно и заинтересованно принимают участие в занятиях, которые организуются в различных интерактивных формах. На этих занятиях у детей есть возможность интенсивного общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми, появляется возможность в свободной и непринуждённой обстановке высказываться, выполнить различные задания проявлять творческие способности.
Так, В.П. Щедровицкий отмечает, что деловая игра позволяет задать в процессе обучения предметный и социальный контексты будущей жизни и профессиональной деятельности и тем
самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования коммуникативной компетентности. Основываясь на принципах соревновательности, деловая игра выступает эффективным средством процесса обучения, позволяющая демонстрировать, применять и получать знания, умения, опыт в моделируемой деятельности, а также развить коммуникативные навыки [3].
С учётом выявленных особенностей коммуникативной сферы воспитанников интернатных учреждений, нами была разработана и апробирована образовательная развивающая программа. Содержательный компонент программы составляют деловые игры следующих видов: ролевые, организационно-деятельност-ные, эмоционально-деятельностные, имитационные. В содержание программы вошло тридцать разработанных нами деловых игр по следующим темам: «Общение и его роль в жизни», «Я и другие», «Уверенность и его роль в жизни», «Моя профессия», «Путешествие в мир эмоций и общения», «Образование и его роль в жизни», «Разные взгляды на мир не повод для конфликта» и др. Данные темы отражают те проблемы с которыми сталкиваются воспитанники интернатных учреждений в межличностном взаимодействии и общении.
В рамках проведения формирующего эксперимента воспитанники интернатных учреждений были разделены на контрольную (82ребенка) и экспериментальную группы (86 детей). С участниками экспериментальной группы проводились занятия в форме деловых игр разных видов в период с января 2014 г. по февраль 2016, занятия проводились два раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Результаты формирования личностных черт в процессе общения представлены в табл. 4. По результатам теста-опросника Т. Лири, после формирующего эксперимента было отмечено изменение тенденции проявления личностных черт в общении, преобладающие тенденции к доминированию и зависимости,
Таблица 2
Особенности проявления коммуникативной толерантности
Сумма баллов 1-25 25-50 50-75 75-100 100-135
Уровень высший высокий средний низкий очень низкий
ВИУ УОШ ВИУ УОШ ВИУ УОШ ВИУ УОШ ВИУ УОШ
Результаты в процентах 0% 3,2% 9,6% 18,5% 52% 64,5% 34,6% 13,7 3,8% 0%
Целевой блок
Цель: формирование коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений
Теоретические основы
Методологические подходы:
системный, средовой, личностно-деятельностный.
Педагогические принципы: целенаправленности процесса;
целесообразности; единства сознания и поведения; учета возрастных и психологических особенностей
личности; сотрудничества; сочетание педагогического руководства с инициативой детей.
Рис.1. Модель формирования коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений
сменились в экспериментальной группе на уверенность и отзывчивость, увеличение на 23,2%.
Таблица 4
Особенности сформированности личностных черт в общении
принуждения в решении конфликтов в экспериментальной группе на 21% по сравнению с контрольной, это говорит о том, что в общении преобладающая стратегия принуждения изменилась в экспериментальной группе на сглаживание и компромисс.
Таблица 6
Особенности сформированности конструктивных стратегий решения конфликтов в общении
Тенденция проявления личностных черт в общении Pезультаты в процентах
КГ ЭГ
Доминирование 34,6% 11,5%
Уверенность в себе 3,8% 27%
Консерватизм 5,7% 3,8%
Скептицизм 3,8% 7,7%
Уступчивость 19,2% 11,5%
Зависимость 25% 7,7%
Конформизм 13,5% 3,8%
Отзывчивость 9,6% 30,8%
Стратегия решения конфликтов в общении Pезультаты в процентах
КГ ЭГ
Избегание 15,4% 7,7%
Принуждение 44,2% 19,2 %
Сглаживание 13,5% 27%
Компромисс 9,6% 30,7 %
Конфронтация 19,2% 15,4%
Результаты формирования коммуникативной толерантности представлены в табл. 3. По итогам теста диагностики коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), после формирующего эксперимента было отмечено увеличение показателей на 18,2% в экспериментальной группе по среднему и высокому уровням сформированности коммуникативной толерантности воспитанников интернатных учреждений.
Представленные эмпирические данные после проведения формирующего эксперимента говорят о том, что у воспитанников интернатных учреждений, входящих в экспериментальную группу повысился уровень уверенности, отзывчивости в общении, по показателям коммуникативной толерантности также отмечено улучшение показателей, у детей изменилась стратегия решения конфликтов в общении от принуждения к компромиссу. Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная и реа-
Таблица 5
Уровень сформированности коммуникативной толерантности
Сумма баллов 1-25 25-50 50-75 75-100 100-135
Уровень высший высокий средний низкий очень низкий
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Pезультаты в процентах 0% 0% 9,6% 11,5% 50% 69,2% 36,6% 19,2% 3,8% 0%
Результаты формирования конструктивных стратегий решения конфликтов в общении представлены в табл. 5. По показателям методики Д.Джонсона - Ф.Ф. Джонсона, после формирующего эксперимента было отмечено уменьшение стратегии
Библиографический список
лизуемая нами программа, включающая комплекс деловых игр, является действенным средством формирования коммуникативной компетентности и возможно дальнейшее ее применение в интернатных учреждениях.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва: Омега. 2014.
2. Федеральный государственный стандарт общего образования. Министерство образования Pоссийской Федерации. Москва: Институт новых образовательных систем, 2013.
3. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. Москва: Hаука, 1995.
4. Бойко B.B. Энергия эмоций в общении. Москва: Юрайт, 2012.
5. Жуков Ю.М., Петровская ЛЛ., Pастянников П^. Диагностика и развитие компетентности в общении. Москва: Издательство МГУ, 2011.
6. Дубровина И^. Психологическое развитие воспитанников детского дома. Москва: Aкадемический проспект, 2011.
7. Егорова МЛ. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях. Дефектология. 2012; 6: 63-68.
8. Минкова Э. A. Особенности общения детей сирот. Санкт-Петербург: Pечь, 2012.
9. Прихожан AM, Толстых H.H. Психология сиротства. Санкт-Петербург: Питер, 2007.
10. Шипицина Л.М. Психология детей сирот. Москва: У-Фактория, 2013.
References
1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon. Moskva: Omega. 2014.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj standart obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Moskva: Institut novyh obrazovatel'nyh sistem, 2013.
3. Schedrovickij G.P. Izbrannye trudy. Moskva: Nauka, 1995.
4. Bojko V.V. 'Energiya 'emocij v obschenii. Moskva: Yurajt, 2012.
5. Zhukov Yu.M., Petrovskaya L.A., Rastyannikov P.V. Diagnostika irazvitie kompetentnosti v obschenii. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 2011.
6. Dubrovina I.V. Psihologicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma. Moskva: Akademicheskij prospekt, 2011.
7. Egorova M.A. Osobennosti predstavlenij vospitannikov detskogo doma o social'nyh otnosheniyah. Defektologiya. 2012; 6: 63-68.
8. Minkova 'E. A. Osobennostiobscheniya detejsirot. Sankt-Peterburg: Rech', 2012.
9. Prihozhan A.M, Tolstyh N.N. Psihologiya sirotstva. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.
10. Shipicina L.M. Psihologiya detej sirot. Moskva: U-Faktoriya, 2013.
Статья поступила в редакцию 15.03.16
УДК 378
Magomedova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]