11. Зиммелъ, Г. Философия денег. — М., 1900. — 76 с.
12. Камю, Л. Бунтующий человек. — М., 2008. — 415 с.
13. Кант, Н. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч. : в 6 т. — Т. 6. — М.: Мысль, 1966. - С. 3-48.
14. Лессинг, Т. Философия как действие. — М., 1914. — 114 с.
15. Макиавелли, Н. Государь. История Флоренции. — М., 2009. — 528 с.
16. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. — М.: Политиздат, 1955. — 238 с.
17. Мунъе, Э. Что такое персонализм? — М., 1994. — 128 с.
18. Платон. Государство // Соч. : в 4 т. — Т. 3. — М.: Мысль, 1994. — С. 79—421.
19. Словарь русского языка : в 4 т. — Т. 3. — М.: Русский язык, 1984. — 400 с.
20. Сорокин, П. Л. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 2009. — 544 с.
21. Шпенглер, О. Закат Европы. — М., 2007. — 298 с.
УДК 37.0
Ю.А. Полканова*
Социально-правовые аспекты подготовки молодежи к родительству
В статье раскрыта необходимость подготовки к родительству учащихся системы начального профессионального образования. Автором предложены педагогические условия, реализация которых поможет классным руководителям и мастерам воспитать юношей и девушек системы начального профессионального образования как будущих родителей.
Ключевые слова: учреждения начального профессионального образования, подготовка к родительству.
J.A. Polkanova*. Socially-legal aspects of preparation of young people to parenthood. The
author describes the necessity of students’ preparation to parenthood at the establishments of initial vocational training. The author offers the pedagogical conditions, realization of which will help teachers and masters to bring up the young men and girls at the establishments of initial vocational training as future parents.
Keywords: establishments of initial vocational training, preparation to future parenthood.
По мнению большинства социологов, XX век отмечен кризисом семьи как социального института. Разрушение традиционной идеологии, отсутствие нравственных ценностей, снижение воспитательного потенциала семьи, деградация семейного образа жизни, снижение престижа и потребности иметь детей, неподготовленность молодежи к родительству, а также рост внутрисемейного насилия приводят к утрате традиционных функций семьи. Все негативные явления в брачно-семейной сфере отражаются на подрастающем поколении.
Основной функцией семьи была и остается подготовка молодежи к взрослой жизни, в т.ч. к будущему родительству. Данная проблема не является новой, поскольку всегда осуществлялась в семье в рамках народной педагогики. Однако омоложение браков, низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей заставляют общество уделять более пристальное внимание данной проблеме.
Вопросы семьи и семейного воспитания всегда были в поле зрения отечественных, государственных и общественных деятелей, философов, педагогов. Сегодня эта тема освещается достаточно широко в работах известных социологов, психологов, педагогов. Особое внимание уделяется изучению семейных отношений, условиям воспитания в семье полноценной, способной к саморазвитию личности.
В трудах отечественных и зарубежных педагогов, таких как Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, А.Н. Острогорский, И.Г. Песталоцци, В.А. Стоюнин, К.Д. Ушинский, ставятся вопросы о главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; влиянии семейного уклада на воспитание детей; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования, расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.
В работах Д. Добсона, Э. Ле Сатира, Р. и Дж. Байярда, В. Сатира, Б. Спока, А. Фромма рассматриваются вопросы о влиянии на развитие ребенка внутренней атмосферы, уклада жизни семьи и формы передачи знаний от родителей детям.
П.П. Блонский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий писали о необходимости развития педагогического просвещения среди родителей.
* Полканова, Юлия Александровна, преподаватель, Н(ч)ОУ «Академия бизнеса и информационных технологий». Адрес: г. Вологда, улица Конева, дом 29А, кв.46, E-mail: [email protected].
* Polkanova, Julia Alexandrovna, the teacher, private educational institution «Academy of Business and information technology». The address: fl. 46, 29a, Konev’s street, Vologda, Russia. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12 декабря 2011 года © Полканова Ю.А., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
Социология, философия
О подготовке юношей и девушек к семейной жизни, молодых родителей к воспитанию детей писал И.В. Гребенников [1].
Значимость семьи для человека и ее огромное воспитательное влияние отмечают многие современные ученые (Ю.П. Азаров, H.H. Верцинская, A.C. Спиваковская, Т.В. Лодкина, О.Е. Черствая и другие).
Сегодня у большинства современных родителей в достаточной мере не проявляется направленность на реализацию семейных ценностных ориентаций; слабо сформированы взгляды, суждения, оценки и доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок. Семья как институт социализации не может в полной мере организовать подготовку молодого поколения к будущему материнству и отцовству. Поэтому данный процесс делегируется учебным заведениям (школам, профессиональным училищам, лицеям, техникумам, вузам).
Подготовку к родительству иногда связывают с формированием готовности к браку, супружеству.
В научной литературе широко освещается понятие «готовность» как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий; момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости, позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта.
Анализ научной литературы по данной проблеме помог сформулировать понятие «готовность к родительству» как комплекс знаний, умений и навыков, направленных на формирование осознанного материнства и отцовства.
Готовность к родительству — это результат подготовки. Мы разграничиваем данные понятия. В нашем исследовании «подготовка к родительству» — это комплекс воздействий на подрастающее поколение с целью включения их в позитивные детско-родительские отношения, формирование готовности будущих отцов и матерей к родительству.
Родительство, по Р.В. Овчаровой, — это интегративное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Ответственное родительство понимается как духовно-нравственная и социальная потребность личности, ее ориентация на ценностное воспитание детей, подготовка к позитивным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим отношениям в семье, субъективному ощущению себя родителем, эффективному взаимодействию в семье и формированию ценностных установок родительства [2].
Согласно Семейному кодексу, семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. А забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ст. 38 конституции) [3].
Семья, как и любое учебное заведение — это посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания собственного ребенка. В законе Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» в п. 2 ст. 14 записано, что родители и учебное заведение должны обеспечить формирование человека-гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества; интеграцию личности в системе мировой и национальных культур.
Сегодня молодые люди испытывают дефицит знаний по организации семейной жизни, семейного воспитания, большинство из них некомпетентны в вопросах родительства.
К особой категории молодежи можно отнести учащихся профессиональных училищ, поскольку они, по мнению ряда ученых, в силу низкой социальной активности, размытости моральных и нравственных границ личности, отсутствия четкой цели в жизни, низкой самооценки не способны осознать необходимость формирования готовности к материнству и отцовству. Кроме того, по данным нашего исследования, в их семьях работа по подготовке к родительству не ведется или осуществляется от случая к случаю, что делает актуальной помощь молодым людям в повышении уровня психолого-педагогической культуры, в ориентации их на семейные ценности, в формировании родительских установок.
Организация процесса подготовки к родительству в рамках нашего исследования осуществлялась в трех направлениях: работа с учащимися, родителями и педагогическим коллективом.
Опираясь на работы И.В. Гребенникова, в процесс подготовки молодежи к родительству были включены следующие аспекты: 1) социальный; 2) нравственно-этический; 3) правовой; 4) психологический; 5) педагогический; 6) физиологический; 7) хозяйственно-экономический.
Особое внимание уделялось изучению социальных и правовых аспектов данного процесса. Проведенный перед началом занятия опрос показал, что большинство юношей и девушек (около 82 %) не обладают нужной информацией: не знают Семейного кодекса Российской Федерации, путаются в некоторых понятиях, например «гражданский брак», «зарегистрированный брак», порой подменяя одно другим, и т.д.
Правовой аспект подготовки молодежи к родительству ориентирован на ознакомление с основами законодательства о браке и семье, с важнейшими положениями семейного права, обязанностями супругов по отношению друг к другу, детям, обществу.
С помощью программы «Педагогические аспекты влияния семейного уклада на формирование готовности к родительству» мы пытались повысить уровень знаний учащихся в вопросах семьи, брака, родительства; помочь учащимся осознать, что рождение детей — это необходимое условие полноценно прожитой жизни, как для мужчины, так и для женщины; ориентировать их на семейные ценности, дать необходимые правовые знания.
Совместно с юношами и девушками, обучающимися в учреждениях начального профессионального образования, были исследованы Семейный кодекс Российской Федерации, Конституция Российской Федерации.
Социальный аспект подготовки учащихся к родительству раскрывает политику государства в области брачно-семейных отношений, демографии; содержит данные о семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.
Так, с юношами и девушками, обучающимися в профессиональных училищах, рассмотрены цели, задачи, принципы и механизмы семейной политики Российской Федерации; исследованы проблемы современных родителей. Проведены занятия по формированию семейных ценностей, раскрыта значимость воспитания ребенка в семье.
Особое внимание уделялось работе с детьми из неблагополучных семей, поскольку подготовкой к родительству в таких семьях практически никто не занимается.
Взяв за основу классификацию методов воспитания и обучения, предложенную Ю.К. Бабанским, мы остановились на следующих из них [4]:
— методы формирования сознания (лекция, беседа как обсуждение, дискуссия и диспут, пример);
— методы организации деятельности и формирования опыта поведения (поручение);
— методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение);
— методы контроля, самоконтроля и самооценки (анкетирование, тестирование, наблюдение).
Применение активных методов обучения (игра) и методов коллективного анализа ситуации
(кейс-метод) в сочетании с традиционными (беседа, дискуссия, диспут) повысило результаты.
Следующее направление нашей деятельности — работа с родителями, основной целью которого стало оказание помощи в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни, в частности к родительству. Реализация поставленной цели возможна при решении следующих задач:
1) формирование активной педагогической позиции родителей;
2) вооружение родителей педагогическими и правовыми знаниями;
3) активное участие родителей в воспитании детей.
Сотрудничество между родителями и училищем начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей.
В рамках нашего исследования работа с родителями сводилась к проведению родительских собраний в группе, поскольку именно в таком небольшом составе, возможно, более детально обсудить возникшие проблемы в воспитании. Тематика занятий содержала вопросы, касающиеся подготовки детей к родительству (половое воспитание, взаимоотношения в семье, влияние личного примера родителей, стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка, родительские установки и ожидания, правовые вопросы охраны материнства и детства).
Использование такой формы педагогического просвещения, как конференция, помогло нам расширить, углубить и закрепить знания родителей о воспитании детей как будущих отцов и матерей. Являясь научнопрактическими, они проводились один раз в год и предусматривали активное участие родителей.
Наиболее эффективной формой работы является посещение семей учащихся, которое позволило определить тип семейного уклада и особенности воспитания данного ребенка как будущего родителя.
Обмен информацией относительно конкретных форм родительского содействия возможен и при проведении индивидуальных тематических консультаций по правовым вопросам.
Взаимный интерес родителей и педагогов, равный вклад и ответственность являлись необходимыми условиями успешного партнерства. Любая работа с родителями эффективна, если она ориентирована на конкретные потребности родителей в той или иной информации.
Работа с педагогическим коллективом учебного заведения, как одно из направлений нашего исследования, было направлено на оказание помощи в организации учебной и внеклассной деятельности с включением информации правового характера, способствующей формированию родительства у учащихся начального профессионального образования. Такие консультации носили индивидуальный характер.
Таким образом, процесс подготовки учащихся начального образования к будущему отцовству и материнству представляет собой комплекс взаимодействий между родителями, педагогами и сверстниками, в результате, которого происходит формирование знаний, умений и навыков, необходимых для формирования готовности к родительству. Участие и заинтересованность всех звеньев учебно-воспитательного процесса обеспечит повышение уровня готовности к родительству и осознанию учащимися себя как будущих отцов и матерей.
В процессе педагогического воздействия на учащихся мы наблюдали изменение уровня готовности их к родительству. Положительная динамика свидетельствует о том, что на процесс формирования отцовства и материнства можно повлиять со стороны (через воспитательную систему учебного заведения). Кроме того, нам удалось доказать, что на данный процесс оказывает влияние и семейный уклад.
Список литературы
1. Гребенников, Н.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1971. — 32 с.
2. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен. — М.: МПСИ, 2006. — 496 с.
3. Конституция Российской Федерации. — М.: АСТ; Астрель, 2005. — 64 с.
4. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012