политическая социология и общественная безопасность
УДК 316.654:316.1(476)
И. В. КОТЛЯРОВ,
заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор социологических наук, профессор, директор Института социологии НАН Беларуси, г. Минск
социально-политическая ситуация
КАК ФАКТОР цивилизАцИОННОгО КОДА
В данной статье в понятийно-категориальном контексте рассматривается проблема изучения социально-политической ситуации в стране, влияющей на общественное мнение в регионе. Показано, что в Институте социологии Национальной академии наук Беларуси более двадцати пяти лет проводится социологический мониторинг изучения социально-политической ситуации. Социологическая анкета состоит из нескольких блоков, позволяющих на высоком научном уровне изучать различные аспекты социально-политической жизнедеятельности жителей страны, выявлять важнейшие факторы, влияющие на изменение социально-политической ситуации в Республике Беларусь. Результаты исследований широко используются для принятия эффективных государственных управленческих решений, позволяющих своевременно реагировать на происходящие в стране социально-политические и экономические процессы.
Ключевые слова мониторинг и измерение, социально-политическая ситуация, категории, социологические исследования, общественно-политический и научный дискурс, общественное мнение, цивилизационный код, культура, ценности, безопасность, политические партии и лидеры, конфессии, средства массовой информации.
I. V. KOTLYAROV,
Honored Worker of Science of the Republic of Belarus, Doctor of Sociology, Professor, Director of the Institute of Sociology ofNAS of Belarus
socio-political situation as a barometer of the civilizational code
In this article, the problem of studying of the socio-political situation in a country influencing public opinion in the region is examined in the conceptual-categorical context. It is shown that in the Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus sociological monitoring of the socio-political situation has been carried out for more than twenty five years. The sociological questionnaire consists of several blocks that allow you to study various aspects of the socio-political life of the country's inhabitants at a high scientific level, to identify the most important factors affecting the socio-political situation in the Republic of Belarus. The results of the research are widely used for the adoption of effective state administrative decisions that allow to respond in a timely manner to the socio-political and economic processes taking place in the country.
Keywords: monitoring and measurement, socio-political situation, categories, sociological research, socio-political and scientific discourse, public opinion, civilizational code, culture, values, security, political parties and leaders, faiths, mass media.
XXI век - это время нововведений и хаоса, турбулентности и кризисов, бифуркации и неопределенности, ускорения общественной жизни и новых рисков. Жизнь становится все более сложной и многоплановой. Нет относительно внятных ориентиров. Появляются новые, неизвестные ранее факторы и тенденции, которые влияют на объективную реальность, но анализа которых не найти в монографиях и учебниках по политическим и социальным теориям и технологиям. Полностью обесценились многие морально-нравственные качества. Социально-политические симпатии и антипатии многих членов общества настолько своеобразны, что объединить их под какими-то общими лозунгами и программами становится все труднее, а иногда вообще невозможно.
Состояние современного мира, специфика действующих геополитических и других факторов требуют широкого использования научных методов анализа социальной реальности, выявления возможных негативных последствий достижений научно-технического прогресса, прогнозирования социальных и политических угроз для превентивного реагирования на потенциальные угрозы, кризисы и бифуркации. Данные методы должны отвечать всем требованиям объективности и достоверности, независимости и эффективности, опираться на применение современных научных информационно-телекоммуникационных и других технологий.
Постоянный поиск выходов из сложной социально-экономической ситуации предполагает постоянное и глубокое изучение социальной реальности. Наличие полной, своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах белорусского общества, в жизни каждого гражданина, является необходимым условием его развития. Без организации эффективного управления совершенствованием общества, без социологического сопровождения этих процессов любое государство, любой народ, любая нация будут оставаться кораблем, который не знает, куда плыть, для которого никогда не будет попутного ветра, не будет гостеприимной и надежной гавани.
Поиск современных технологий, методологий и методик исследования систематически идет в Институте социологии НАН Беларуси. Одним из наиболее значимых достижений Института является социологический мониторинг - систематически повторяющиеся социологические исследования, проводимые по специально разработанной методике с применением специализированного инструментария, направленные на выявление важнейших тенденций и закономерностей развития социально-политической ситуации и принятия необходимых управленческих решений [1].
Совсем недавно ученые Института сделали еще один принципиально новый ход в своих исследованиях и попытались спрогнозировать, какой видят свою страну в будущем жители Республики Беларусь. Прогнозированием социология, как правило, не занимается, и поэтому социологический проект «Беларусь-2030» был первым на постсоветском пространстве, а может быть, даже в мировой социологической науке [1-3].
Следующим важным ходом развития социологической науки стал проект «Цивилизационный код белорусского общества». Как показали исследования, белорусские нация и государство имеют свои исторические, национальные и социокультурные традиции, ценности и особенности, идеологию и менталитет, которые во многом детерминируют современное состояние общества и влияют на формирование его будущего. Исследователи Института социологии НАН Беларуси вышли на идею важности и необходимости выявления степени влияния различных субъективных факторов и объективных причин на формирование настоящего и будущего национального государства, создание парадигмы цивилизационного кода белорусского общества [4-6].
Таким образом, важно, прежде всего, понять, что такое цивилизационный код. Предлагается следующее авторское определение. Цивилизационный код - это исторически сложившаяся система (набор) знаков, символов, средств антропологического и социокультурного характера, определенных коммуникаций (отношений), элементов самовыражения, своеобразных маркеров, формирующих социальное пространство национальной реальности, благодаря которым передается социальный опыт и смысл жизни от поколения к поколению, идеалы цивилизации воспроизводятся в преемственности людей, которые адекватно воспринимают и реагируют на происходящие пространственно-временные процессы [4; 5].
Одним из важнейших объектов социологических исследований цивилиза-ционного кода белорусского общества являются социально-политическая ситуация, экономические, политические и социальные процессы, происходящие в Республике Беларусь. Многие ученые дефиницию «социально-политическая ситуация» относят к числу недостаточно разработанных в содержательном плане понятий. Однако без уточнения данной категории очень трудно решать теоретические и методологические вопросы любого социологического исследования. Причем прежде всего следует дать определение понятия «социально-политическая ситуация».
По нашему мнению, социально-политическая ситуация - это комплекс и результат взаимодействия факторов и условий, выражающих соотношение и расстановку социально-политических сил, ход и направленность социальных процессов, состояние социально-политических отношений, непосредственно связанных с достижением социальных и политических целей, решением задач, удовлетворением стремлений, желаний и потребностей социальных субъектов в определенных пространственно-временных рамках. Социально-политическая ситуация - это своеобразный индикатор, позволяющий достаточно четко увидеть истинный характер процессов, происходящих в государстве и обществе, судить о их динамике.
Социально-политическую ситуацию как объект социологического исследования можно рассматривать как событие, как явление и как результат политической и социальной деятельности общества в определенных пространственно-временных рамках. Такой многомерный подход позволяет
представить социально-политическую ситуацию как социальную систему, как процесс реализации социально-политических целей и как объект целенаправленного воздействия.
Социально-политическая ситуация является специфической системой, выступающей в форме целостной социальной системы, органичного единства индивидов, социальных общностей, социальных организаций и их связей и отношений друг с другом на основе обеспечения специализированных видов деятельности и их результатов по социально-политическому и духовному преобразованию социальных объектов в соответствии с имеющимися идеалами и вновь формирующимися интересами и потребностями индивидов в решении имеющихся проблем развития социумов и общества.
Социально-политическая ситуация обладает собственной относительно устойчивой структурой, связи и взаимодействие элементов которой определяют процесс ее функционирования, а также внешними и внутренними факторами, воздействие которых детерминирует ее характеристики и факторы [7].
Исследования параметров ситуации, предпринятые известным английским социальным психологом, профессором Оксфордского университета Майклом Аргайлом и его коллегами, позволили выделить следующие факторы в качестве определяющих: цели; правила; роли; наборы элементарных действий (репертуар элементов); последовательность поведенческих актов; концепты-знания, необходимые для понимания ситуации; физическая среда с ее пространственными и материальными параметрами; язык с ее пространственными и материальными параметрами; язык и речь; трудности взаимодействия и навыки их преодоления. М. Аргайл подчеркивал, что эти характеристики, понятно, не являются абсолютно автономными и независимыми друг от друга, они связаны друг с другом (как, например, роли и правила, последовательности поведения и репертуар элементов). Однако между всеми характеристиками есть и более глубокая внутренняя взаимосвязь, так что они образуют определенную систему; это означает, что возможны только определенные комбинации целей, правил и т. д. и что одна черта влечет за собой другие [8, р. 64].
Важным индикатором социально-политической ситуации является безопасность. Лет тридцать назад никто даже не мог подумать, что будет страшно пройти по Елисейским полям в Париже, прогуляться по Лазурном берегу в Ницце, войти в Брюссельское метро, что-то купить на рынке в Берлине, что тебя могут убить, избить, изнасиловать в центре столиц европейских государств, что в Норвегии молодой человек выйдет на улицу и начнет расстреливать прохожих. Стало системой, что в центре Европы постоянно горят и взрываются автомашины, гибнут сотни мирных людей. Как отмечают некоторые политики и социологи, сегодня в Европе никто не чувствует себя полностью безопасным на улицах городов, в парках и на стадионах.
«В мире идет настоящая война», - заявил Папа Римский Франциск. Так он прокомментировал жестокое убийство французского священника Жака Аме-
ля во время захвата исламскими террористами католического храма на севере Франции. Понтифик отметил, что нам постоянно говорят о проблемах с безопасностью, хотя на самом деле то, что происходит, характеризуется словом «война». Нам нужно перестать бояться признать правду. Мы находимся в состоянии войны.
А как дела в Беларуси в сфере безопасности? Во время социологических интервью, проводимых во время чемпионата мира по хоккею в Минске, один из французских болельщиков сказал, что Минск - очень интересный и оригинальный город: очень спокойный и очень современный. И добавил, что хотел бы жить в Минске.
Но это просто слова, хотя и нашего французского гостя. А что говорят результаты социологических исследований, проведенных научными сотрудниками Института социологии НАН Беларуси в октябре 2017 года? Мы задавали нашим респондентам вопросы и получили следующие ответы (табл. 1).
Таблица 1. Распределение ответов респондентов об уровне безопасности в Беларуси, %
Вариант ответа Чувствуете ли Вы себя в безопасности
в собственном жилище на улицах Вашего населенного пункта в общественных местах (на стадионах, концертах и т. д.)
Да, всегда 58,7 36,4 31,5
Чаще да, чем нет 32,3 47,0 43,9
Чаще нет, чем да 4,9 10,6 12,9
Нет, никогда 1,1 1,9 2,2
Затрудняюсь ответить 2,2 3,3 8,6
После сравнения социологических исследований по проблемам безопасности в Беларуси и в других странах мира, можно сделать вывод, что наша страна является одной из самых безопасных стран не только в Европе, но и во всем мире.
Если говорить о предпосылках террористических актов в Берлине и Брюсселе, Ницце и Париже, то у нас ничего подобного в принципе быть не может. Беларусь является живым воплощением толерантности, морали и терпимости к разным народам и культурам, нациям и традициям, взглядам и конфессиям. Диалог и уважение пронизывают все белорусское общество и являются эффективными средствами взаимопонимания людей, наций, конфессий. Ведь именно диалог выступает наиболее благоприятной основой для развития международных, межэтнических и межнациональных отношений. Как результат, все нации, все культуры в Беларуси являются равноправными и равноуважа-емыми, и межнациональных и межконфессиональных конфликтов в Беларуси нет и быть не может.
Социально-политическая ситуация зависит от многих факторов, но, прежде всего, от тех, которые непосредственно влияют на жизнь людей: от работы магазинов и столовых, школ и больниц, библиотек и кинотеатров, почты и транспорта. Если вам испортил настроение кондуктор в автобусе, не вовре-
мя выдали заработную плату, а молоко в магазине оказалось испорченным, то это повлияет на настроение одного человека, а вектор направлений этих характеристик влияет на общую ситуацию. А если еще этим воспользуются деструктивные силы, то это еще больше может обострить ситуацию в каждом конкретном регионе, а в сумме - по стране в целом.
Ученые Института социологии в октябре 2017 г. спросили у респондентов об удовлетворенности качеством услуг по месту их проживания (табл. 2).
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «удовлетворены ли вы качеством услуг по месту вашего жительства?», %
Сфера услуг Вариант ответа
да нет
Здравоохранение 45,0 41,4
Образование 55,4 23,9
Пенсионное обеспечение 28,3 32,5
Жилищно-коммунальное обслуживание 38,7 43,3
Организации досуга и отдыха 45,5 30,0
Социальная защита 32,7 30,8
Объекты культуры (кинотеатры, библиотеки, музеи, театры и т. д.) 53,1 24,6
Общественный пассажирский транспорт 57,3 24,8
Интересно проследить отношение жителей страны к данным факторам ци-вилизационного кода в целом и социально-политической ситуации в частности. На отношение, например, к системе здравоохранения влияет доступность медицинских услуг. Есть весьма очевидный круг задач здравоохранения, который должен быть строго и приоритетно, а значит, достойно, обеспечен государством и законом. Это очень важно, однако здравоохранение начинается не с доли расходов на него в ВВП, хотя это очень важно, а с отношения врача к людям, которым требуется его помощь.
Что может сделать нашу жизнь еще лучше, еще прекраснее, социально-политическую ситуацию - более стабильной и предсказуемой? Как бороться за лучшее будущее? Научными сотрудниками Института социологии НАН Беларуси в октябре 2017 г. был задан респондентам вопрос: «Что помогает бороться и справляться с жизненными проблемами и сложностями?» Полученные ответы представлены в табл. 3.
Как показывают социологические исследования, одним из важнейших факторов, влияющих на социально-политическую ситуацию в любом обществе, является семья. У каждого человека в жизни много самых различных задач. Однако большинство из них похожи друг на друга: создать семью, родить и вырастить детей, которые будут окружены любовью и заботой отца и матери, беречь и чтить родителей, уважать старших, получить хорошее образование и работу, которой будешь гордиться, любить Родину - большую и малую, преумножать ее честь и богатства, содержать в чистоте землю, на которой живешь. Однако не у всех это получается. Оказывается, человек имеет те ценности, которые в него заложила семья, прежде всего родители.
В Беларуси подавляющее число граждан самую большую надежду в сложном положении возлагают на семью. Около половины респондентов (46,4 %) считают, что семья помогает во всех жизненных ситуациях, около трети (32,1 %) - в большинстве случаев. За сложный прошлый год число тех, кто особые надежды возлагает на семью, увеличилось на семь пунктов. В настоящее время, когда весь мир волнуют проблемы однополых браков, только 1,6 % жителей Беларуси поддерживают подобный брачный союз. Только 2,0 % респондентов заявили, что они не против, если кто-то из членов их семьи будет жить в однополом незарегистрированном браке. Так называемую «шведскую» семью поддерживает только 1,4 % респондентов. Для подавляющего числа граждан Беларуси нормальная, традиционная семья - это даже не ячейка государства, это маленькое государство, это жизнь, это «священная корова», которую никто не имеет права трогать. Действительно, семья развивается и видоизменяется вместе с окружающим миром, активно реагирует на требования времени, отвечает на общественные потребности и сама формирует их. Она была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Во многом благодаря наличию в обществе благополучных семей крепнет и развивается государство, растет благосостояние белорусского народа.
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Что помогает бороться и справляться с жизненными проблемами и сложностями?»
Вариант ответа %
Семья 78,5
Жизненный опыт 61,4
Деньги 61,2
Друзья 56,1
Деловые качества 41,1
Профессиональные знания, умения 39,2
Нравственные качества 38,8
Информированность 38,4
Вера в Бога 37,0
Личный авторитет, известность, репутация 36,9
Наличие нужных связей, знакомств 36,1
Наличие собственности 32,2
Хорошее образование 30,4
Занимаемая должность 23,8
Престиж профессии 21,4
Обращение к закону 21,1
Государство 17,5
Участие в политической жизни 10,5
Однако, как показывает социальная реальность, и здесь имеются определенные проблемы. Около двух процентов граждан заявили, что семья не по-
могает ни в каких ситуациях. В стране каждый пятый ребенок рождается вне брака, каждая восьмая семья состоит в так называемом гражданском браке. На десять зарегистрированных браков приходится примерно семь разводов. В нашей стране есть, пусть и не очень много, брошенные дети. В Армении именно семьи решили эту проблему. Если у ребенка умерли или погибли родители, то его обязательно возьмет кто-то из родственников. В Армении нет детских домов, тогда как для белорусского общества это является проблемой. Вот где огромное поле деятельности, прежде всего для государства и гражданского общества, церкви и общественных объединений.
В стране достаточно много людей, которые считают, что все продается и все покупается, что деньги правят бал. Почти две трети жителей Беларуси убеждены, что наличие денежных купюр помогает решать все или почти все проблемы. Интересно, что в кризис доверие к деньгам как средству спасения в сложные жизненные моменты резко падает. Так было в начале девяностых годов прошлого столетия, так было в кризисный 2011 год. Теперь этот показатель поднялся на одно место вверх и обогнал критерий «друзья».
Четвертое место в ранге социальных институтов, помогающих выжить в трудные минуты, занимают друзья. Друзья - это зеркало души. В настоящее время более половины респондентов убеждены, что друзья всегда поддержат тебя. Много это или мало? Раньше большинство людей считали, что в сложное время важно иметь много настоящих друзей, на которых не оказывает существенное влияние ни время, ни девальвация, ни погода, ни расстояние. Даже была такая пословица - «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Неужели она устарела?
Как утверждают мониторинговые социологические исследования, на социально-политическую ситуацию существенно влияет религия. Именно религиозные фанатики неоднократно развязывали кровопролитные войны. От рук боевиков ИГИЛ уже погибли тысячи иноверцев - шиитов, христиан, ези-дов, множество людей были вынуждены бежать из захваченных террористами регионов. Многие женщины и дети стали пленниками и содержатся в концентрационных лагерях экстремистов. Религиозные фанатики ИГИЛ и наемники из разных стран практикуют массовые казни людей независимо от вероисповедания, оправдывая свои действия «волей Всевышнего».
Даже в соседней Польше идет необъявленная война между двумя мощными политическими силами. Первые убеждены, что Польша должна быть традиционно католической страной, что вера и святой крест - это основные атрибуты настоящего польского патриота. В распоряжении католического лагеря находится мощное оружие в лице государства. И оно с помощью нормативных актов и законов внедряет в школы католическое образование и способствует размытию границ между церковным и мирским в государственных делах. С другой стороны выступают политические силы, которые хотели бы видеть Польшу светским государством и требуют уважения его идеологической нейтральности. Все это влияет на ситуацию в стране.
А что же у нас? В современной Беларуси роль Православной церкви, Католического костела, Протестантского собора, Еврейской синагоги в воспитании у людей нравственности и толерантности трудно переоценить. Конфессии эффективно выполняют возложенные на них функции, особенно в области формирования социальных, семейных, культурных идеалов и предпочтений, моральных, нравственных и духовных ценностей и ценностных ориентаций. Церковь учит любви к ближним и уважению к старшим, милосердию и взаимопомощи, терпимости и справедливости, толерантности и «памяркоуна-сщ», что очень важно в современных условиях. Так получилось, что других авторитетных социальных институтов, кроме семьи, способных формировать в людях, прежде всего, у молодежи, нравственные ценности, сегодня практически нет. Белорусское государство и церковь, не подменяя друг друга, многое делают для духовного совершенствования белорусского общества и народа.
Республика Беларусь как светское демократическое государство признает церковь как один из важнейших социальных институтов, сохраняющий духовные и культурные ценности белорусского народа. Церкви гарантируется свобода внутренней организации, исполнения культовых обрядов и иных видов деятельности, а также право церковной юрисдикции на своей канонической территории в рамках законодательства Республики Беларусь. С другой стороны, церковь признает роль белорусского государства как гаранта сохранения духовных и культурных традиций народа, в том числе исторически сформировавшихся под влиянием церкви. Отношение церкви к государству базируется на принципе уважения к нему как социальному институту, призванному обеспечивать общественный порядок, защищать национальные интересы и нравственность, охранять духовные и культурные ценности белорусского народа.
Социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси в октябре 2017 г., показывают, что среди верующих Беларуси с православием отождествляют себя 75,9 %, с католицизмом - 10,6 %, с протестантизмом - 1,9 % опрошенных. Есть представители буддизма (0,5 %), ислама (0,3 %), иудаизма (0,3 %). Причем чуть больше трети респондентов считают, что выжить им в сложнейших ситуациях помогает именно вера в Бога. 17,8 % опрошенных убеждены, что она помогает во всех случаях, 19,2 % - в большинстве случаев, 23,6 % - только в некоторых ситуациях.
Самый высокий уровень доверия в Беларуси среди трех важнейших конфессий наблюдается у Православной церкви. Она в рейтинге доверия стабильно занимает второе место после Президента страны. В стране ни одна капля крови не пролилась в межконфессиональных конфликтах. Как неоднократно отмечал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, в этом огромная заслуга Православной церкви. Причем ее авторитет признается как верующей, так и неверующей частью населения, как православными, так и представителями других конфессий, что свидетельствует о большом потенциале ее влияния на социальный климат в стране.
Очень важно сделать так, чтобы как можно больше людей нашло дорогу к Храму, чтобы эта дорога стала потребностью человеческой души. Тем более что более 2/3 респондентов заявили, что современному человеку нужна религия, так как, по мнению 32,1 % опрошенных, она способствует нравственному улучшению людей, 25,8 - помогает сохранить культуру и традиции народа, объединяет людей, 22,4 - дает человеку утешение и смирение, 16,8 % - помогает найти смысл жизни.
Только тринадцатое место в рейтинге наиболее эффективных социальных институтов в контексте цивилизационного кода белорусского общества занимает образование. 8,5 % респондентов ответили, что оно помогает решению наиболее сложных проблем во всех случаях, 21,9 - помогает в большинстве, 27,2 % - помогает в некоторых случаях. 14,4 % жителей страны убеждены, что оно не помогает никогда.
Мониторинговые социологические исследования показали беспрецедентный спрос на образование в Беларуси в целом и высшее образование в частности. Подавляющее большинство жителей страны понимают необходимость и важность совершенствования профессиональных знаний и навыков, осознают ценность образования как социального капитала, как ресурса личного и профессионального развития.
Многие респонденты прекрасно понимают, что высшее образование необходимо современному человеку для того, чтобы получить хорошую, интересную, перспективную работу. Таких людей в общем объеме выборки оказалось более половины. Еще четверть населения страны считает, что диплом о высшем образовании нужен человеку для того, чтобы получить специальные знания и стать хорошим профессионалом. Треть убеждены, что без высшего образования нет перспективы в жизни, не реально сделать хорошую карьеру. Но то, что образование находится в самом низу турнирной таблицы социальных институтов, помогающих людям выжить в сложные моменты, говорит о серьезном кризисе в данной общественной сфере.
На политическую деятельность как инструмент решения многочисленных проблем возлагает особые надежды небольшое число граждан Республики Беларусь. Как показали результаты мониторингового исследования, только каждый десятый респондент (последнее место) считает, что участие в политической жизни сможет помочь справиться с жизненными проблемами. Ответить на вопрос: «Почему так негативно многие граждане страны относятся к политической деятельности?» помогает анализ влияния важнейших политических субъектов - политических партий страны на общественные процессы в Республике Беларусь.
Как показывают мониторинговые социологические исследования, проводимые Институтом социологии НАН Беларуси, белорусская многопартийная система стремительно деградирует. Она находится в состоянии глубочайшей бифуркации, стоит на пороге системного кризиса, который проявляется в деформациях всех ее подсистем и блоков, всех уровней порядка. В стране так
и не сложилось нормальное гражданское общество, с политическими партиями, имеющими внятные, отличные друг от друга программы и идеологию, ориентированную на определенные социальные слои и группы. Для современных белорусских партий характерны низкая интенсивность политической конкуренции и отсутствие значительного числа сторонников, неопределенность электоральных правил и скудость политической мысли, отсутствие связи с обществом и нежелание считаться с имевшимися в нем традициями и тенденциями, низкий уровень внутрипартийной демократии и неопреде -ленность партийной тактики и стратегии, отсутствие знаковых фигур и т. д. Лидеры белорусских партий совершенно не понимают, что такое своевременная и адекватная реакция на внутриполитические проблемы и внешнеполитические риски, что такое «игра на опережение». Мало жителей нашей страны видят среди белорусских политических партий ту силу, которая способна защитить их интересы, понять их желания и потребности, эффективно представлять их на высшем государственном уровне. В понятии простых людей они и партии существуют в параллельных мирах, которые никогда не сойдутся. Партиям нет никакого дела до их жизни, проблем и бед. Как результат, граждане Беларуси не чувствуют реальной потребности в партиях, а значит, в белорусском обществе отсутствует спрос на них [9].
Как показывают результаты социологических исследований, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси в июле-августе 2017 г., только 4,2 % жителей страны считают, что участие в деятельности политических партий эффективно. Сторонником какой-либо политической партии считает себя 2,0 %, скорее считает - 3,6 % респондентов. 71,0 % населения страны не относит себя к сторонникам какой-либо политической партии. Белорусским политическим партиям в настоящее время доверяют 17,4 % населения Беларуси, не доверяют - 34,9 %. Если бы в ближайшее время в нашей стране происходили выборы в парламент по «партийным спискам», то 23,7 % избирателей проголосовали бы против всех политических партий. Более половины респондентов вполне вероятно вообще бы не пошли на выборы, так как они ничего не знают о партиях. Более трети населения страны считает, что для Беларуси главное - сильная, эффективная политическая власть, а не многопартийность. Отношение подавляющего большинства населения страны к политическим партиям не просто недоверчивое, в лучшем случае оно безразличное, а в худшем - резко негативное. Самый интересный тренд, который отслеживают сегодня социологи, - продолжение падения рейтинга доверия почти всех политических партий, кроме тех, которым падать уже некуда.
Социологические исследования показали крайне низкий уровень доверия белорусским политическим партиям. Однако является ли такое удручающее положение партий сугубо белорусской проблемой или это общемировой тренд? Может быть, Беларуси давно следовало бы отказаться от партийной системы, так как не видно «света в конце туннеля?» Но, как показали социологические исследования, прощаться с белорусскими политическими партиями
еще очень рано. Вот как ответили респонденты на вопрос: «Как Вы думаете, нужны ли в нашей стране сильные политические партии?» (табл. 4).
Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Как вы думаете, нужны ли в нашей стране
сильные политические партии?»
Вариант ответа %
Да 19,5
Скорее да 28,0
Скорее нет 9,2
Нет 14,1
Характер каждого человека сложен и многогранен. Еще сложнее понять характер народа, всей нации. Тем более такой интересной и самобытной, как белорусы. Многочисленные социологические исследования доказывают, что мы, белорусы, сформировались как нация. У нас своя культурная матрица, свои особенности, свои преимущества. В мире хаоса и злости белорусы стали основой развития межконфессиональных и межнациональных отношений.
Социально-политическая ситуация зависит от личностных качеств как национальной элиты, так и простых членов белорусского общества, традиционных национальных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную, мировоззренческую основу белорусского общества. Постоянно возникает вопрос: какими личностными качествами и национальными ценностями обладают белорусы? Анализируя социально-политическую ситуацию в обществе, важно исследовать наиболее яркие черты национального характера белорусов. Конечно, жители нашей страны разные, однако все-таки можно построить некую социологическую модель личностных качеств и ценностных ориентаций, присущих большинству представителей нации.
Как показывают социологические исследования, белорусскому национальному сознанию свойственна идея патриотизма как высочайшей ценности Родины, забота о сохранении и преумножении ее богатств. Они основаны на любви к земле, на которой белорус родился, на уважении к людям, среди которых вырос, к языку, на котором с детства говорил, на отношении к национальным традициям и обычаям.
Патриотизм формировался с давних времен, когда захватчики приходили на белорусскую землю с самых разных сторон: и с запада, и с востока, и с севера, и с юга, и белорусы давали им отпор. Белорусы изо всех сил защищали и Родину, и свою землю, и родных и близких, соседей и друзей. Особенно ярко патриотизм проявился во времена Великой Отечественной войны. Вся Белоруссия встала на борьбу с захватчиками. Школьные учителя уходили из школьных классов, колхозники - от хлебных нив, на войну шли юные студенты и маститые профессоры. Среди них были безусые юноши, которых война подняла со школьной скамьи, мечтательные девушки, которым еще вчера жизнь казалась безоблачной и доброй.
Память о Великой Отечественной войне, о победе над фашизмом является системообразующим, основополагающим элементом духовного сознания белорусского народа, фактором его сплочения и мобилизации на преодоление имеющихся проблем, на решение стоящих перед ним экономических, социальных и политических задач. Именно эти качества и ценности являются сегодня важнейшим звеном, соединяющим социальные слои и группы белорусского общества. А там, где его нет, этого звена, между боями заливают священный Вечный огонь бетоном.
В процессе воспитания на традициях самоотверженной защиты Родины происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых сфер личности с ценностями и смыслами, определяющими и направляющими человека на созидательное и творческо-преобразующее осмысление социально-политических реалий. Необходимо сохранить патриотические качества, беречь память о своих дедах и прадедах, грудью заслонивших страну. Особенно это важно сегодня, когда в одной из сопредельных стран идет гражданская война, а другие соседние государства входят в блок НАТО.
Как показывают социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси, первые места сегодня у белорусов занимают
такие личностные качества, как:
уважение к окружающим людям 76,2 %
ответственность 74,5 %
исполнительность 73,5 %
уважение к коллегам 70,7 %
дисциплинированность 69,5 %
самоуважение 68,2 %
работоспособность 68,1 %
самостоятельность 67,1 %.
Среди лидеров важнейших ценностей белорусского народа следует выделить две основные группы. Первая - здоровье (70,7 %), семья (66,7 %), дети (60,2 %), вторая - с огромным отрывом от первой - материально обеспеченная жизнь и достаток (39,9 %), душевный покой, комфорт (36,4 %), любовь (36,1 %), дружба (33,3 %).
Традиционным для белорусского общества всегда был коллективизм, когда люди осознавали общий интерес как свой личный, шли на помощь друг к другу в трудную минуту, когда слово «талака» в деревне было не просто звуком. Прошли годы, и теперь иногда даже соседи по лестничной клетке не знают друг друга. Теперь модным, даже престижным стало понятие «индивидуализм». Мы сделали, как утверждают некоторые, шаг в Европу.
И все же, когда начинают сравнивать личностные качества европейцев и белорусов, то у европейцев на первые места выходят деловые, у нас - морально-нравственные и социально-психологические (человеческие) качества. Белорусов постоянно критикуют, что у них мало предпринимательских черт. Действительно, среди важнейших ценностей белорусов в аутсайдерах нахо-
дятся предприимчивость (35,3 %), креативность, творческий подход во всем (35,2 %), умение рисковать (31,7 %).
Но зато по-прежнему, несмотря на все шажки в сторону, белорусов от многих народов отличает наличие таких качеств и ценностей, как стремление нести добро и любовь к Родине, социальная солидарность и доброжелательность, справедливость и толерантность, дисциплинированность и самоуважение, стремление к профессиональному развитию и бережливость, творчество и трудолюбие.
В целом жители Беларуси с оптимизмом смотрят в будущее. Это необходимо беречь.
Социология открывает человека для человека.
Список использованных источников
1. Беларусь на пути в будущее: социологическое измерение / И. В. Котляров [и др.] ; ред-кол.: И. В. Котляров (гл. ред.) [и др.] ; Ин-т социологии Нац. акад. наук Беларуси. - Минск : Беларус. навука, 2015. - 499 с.
2. Котляров, И. Беларусь между прошлым и будущим / И. Котляров // Белая вежа. - 2014. -№ 7. - С. 92-105.
3. Котляров, И. На пути к будущему. Социологические тренды / И. Котляров // Беларус. думка. - 2015. - № 1. - С. 89-96.
4. Белорусское общество в контексте цивилизационно-культурного кода / И. В. Котляров [и др.] ; редкол.: И. В. Котляров (гл. ред.) [и др.] ; Ин-т социологии Нац. акад. наук Беларуси. -Минск : Беларус. навука, 2017. - 392 с.
5. Котляров, И. В. Цивилизационная парадигма белорусского общества: теоретико-методологические основания / И. В. Котляров // Вес. Нац. акад. навук Беларусг Сер. гумаштар. на-вук. - 2016. - № 4. - С. 20-32.
6. Котляров, И. В. Зачем ломать цивилизационный код белорусского общества (социологическое измерение) / И. В. Котляров // Иппокрена. - 2017. - № 1. - С. 126-139.
7. Котляров, И. В. Политическая социология: теория, история, методология, методика : в 2 т. / И. В. Котляров. - Минск : МИУ, 2004. - Т. 1. - 286 с. ; Т. 2. - 284 с.
8. Toward a psychology of situations: an interpersonal perspective / ed. D. Magnusson. -Hillsdale, N. J. : Erlbaum, 1981. - 286 p.
9. Котляров, И. В. Социология политических партий / И. В. Котляров. - Минск : Беларус. навука, 2011. - 400 с.
Поступила 15.12.2017 г.