Научная статья на тему 'Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты'

Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL AND PENITENTIARY PSYCHOLOGY / SOCIO-POLITICAL PSYCHOLOGY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PHENOMENA / PSYCHOSOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сухов Анатолий Николаевич

В данной статье речь идет об образовании самостоятельной подотрасли «Пенитенциарной психологии», которую следует назвать «Социально-пенитенциарной психологией», исторический очерк.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article it is a question of formation of independent subsector «Penitentiary psychology» which it is necessary to call «Social and penitentiary psychology», a historical sketch.

Текст научной работы на тему «Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты»

СОЦИАЛЬНО-ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

А. Н. Сухов

Аннотация: в данной статье речь идет об образовании самостоятельной подотрасли «Пенитенциарной психологии», которую следует назвать «Социально-пенитенциарной психологией», исторический очерк.

Ключевые слова: социально-пенитенциарная психология, социально-политическая психология, социально-психологические явления, психосоциальная работа.

Summary: in this article it is a question of formation of independent subsec-tor «Penitentiary psychology» which it is necessary to call «Social and penitentiary psychology», a historical sketch.

Keywords: social and penitentiary psychology, socio-political psychology, social and psychological phenomena, psychosocial work.

В данном случае речь по существу идет об образовании самостоятельной подотрасли такой науки, как пенитенциарная психология, которую следует называть «социально-пенитенциарная психология». Прецеденты,связанные с подобным подходом к названию, имеются [1]. Например, есть учебное пособие, которое называется «Социально-политическая психология».

В качестве аргументов, пригодных для обоснования социально-пенитенциарной психологии, можно привести следующие обстоятельства.

Традиционно личность осужденного является основным объектом пенитенциарной психологии. В принципе повы-

шенное внимание к личности осужденного вполне оправданно как в научном, так и в практическом плане.

Однако когда мы начинаем анализировать факторы, определяющие ресоци-ализацию осужденных, то обязательно обращаемся к возможностям социальной психологии.

Дело в том, что личностный подход имеет ограничения. Несмотря на это в последнее время отмечается бум, связанный с изучением именно структурных характеристик личности осужденных.

Очевидно, так проще. Кроме того, на обозначившийся трэнд в значительной степени оказывает влияние фактор, связанный с увлечением психоанализом, гештальт-психолигией и т. п.

И это вполне понятно. Запрещенные в советское время западные психологические школы на самом деле пригодны для эффективного практического использования. Они—не мертворожденные технологии, и не нуждаются в рекламе и продвижении. Однако их применение, как правило, не выходит за личностно-групповые границы. В то же время за пределами этого остается масса неизученных или слабоизученных социально-психологических явлений.

Справедливости ради следует констатировать, что в советское время в центре внимания находились именно они: среда, малые группы, конфликты, групповые эксцессы, общение, адаптация осужденных и т. д.

В связи с этим есть все основания для того, чтобы социально-пенитенциарная

Методология и теория юридической психологии

9

психология получила статус самостоятельной отрасли.

Опыт по созданию аналогичной отрасли есть. Имеется в виду учебное пособие А.Н. Сухова «Социальная психология преступности» [2]. На основе этого разработаны и читаются соответствующие курсы.

Традиционные подходы, ориентированные на понимание индивидуального или группового криминального поведения, не в состоянии объяснить масштабы, характер, механизмы и формы проявления современной преступности, под контролем которой в значительной степени оказались государственные институты, экономика и общество.

Использование старых теоретических схем для анализа современной преступности приводит к поверхностным, нередко примитивным выводам, уводящим в сторону от действительности, выгодным коррумпированной части руководителей правоохранительных органов и тем более криминальным структурам.

Представляется, что сегодня наиболее приемлемый подход для анализа современной преступности в России — это социально-психологический взгляд на природу данного социального явления. В свою очередь, в качестве основы концептуальной модели понимания преступности может стать теория деформации социальных отношений, институтов, общества и личности. Учет именно этого обстоятельства позволяет понять истинные причины, механизмы и масштабы криминализации государства, экономики и общества.

Следовательно, социально-пенитенциарная психология обладает возможностью внести вклад в социально-психологическую интерпретацию и ре-

шение следующих проблем:

- управления исправительными учреждениями;

- организационной культуры, социально-психологического климата, репутации, конфликтов в пенитенциарных организациях;

- мониторинга социально-психологических явлений в исправительных учреждениях;

- социально-психологических явлений в среде осужденных: социально-психологической структуры личности осужденных; общения; стратификации; субкультуры; малых неформальных групп осужденных и т. д.;

- ресоциализации осужденных;

- социально-психологической адаптации освобожденных из исправительных учреждений.

Развитие социально-психологической компетентности сотрудников исправительных учреждений в значительной степени повысит их уровень профессионализма, в частности, конфликтологической компетентности, профессиональной наблюдательности, эффективности ведения переговоров и т. д.

Кроме того, подготовка сотрудников исправительных учреждений в рамках социально-пенитенциарной психологии позволит обеспечить их взаимодействие со службой пробации, которая рано или поздно, но будет все же создана.

Без всякого сомнения, социально-пенитенциарная психология внесеттакже весомый вклад в реализацию психолого-ориентированного подхода к социальной работе с осужденными. При этом у нее есть все предпосылки стать ядром курса «Психосоциальная работа с осужденными» [для бакалавриата]. Что касается подготовки магистрантов по направле-

нию «Социальная работа», то социально-пенитенциарная психология может стать основой для создания курса, а также профиля подготовки слушателей под названием «Социально-психологические технологии работы с осужденными».

Таким образом, есть все основания считать, что социально-пенитенциарная психология имеет право на самостоятельную жизнь и обладает возможностью для реального развития и эффективного применения.

Цель психосоциальных технологий работы с населением, в том числе с осужденными, — профилактика и преодоление типичных негативных социально-психологических явлений в социально-напряженных ситуациях, а также личностное, групповое, семейное и организационное развитие.

Среди возможных уровней применения психосоциальной работы можно выделить: личностный, групповой, семейный, организационный, больших социальных групп [макроуровень]. К сожалению, она преимущественно проводится лишь на личностно-групповом и семейном уровнях.

Сферы применения: образование, здравоохранение, силовые структуры, правоохранительные органы и др.

Виды психосоциальных технологий: диагностические, аналитические, консультационные, информационные, тре-нинговые, психотерапевтические. При этом психосоциальные технологии распадаются на общие и специальные. Они применяются совместно с правовыми, экономическими, медицинскими, педагогическими и управленческо-организационными технологиями.

К общим психосоциальным технологиям относятся те, которые применяются

в условиях, не связанных с риском и сопротивлением. Они рассчитаны на среднестатистического, типичного клиента. К ним относятся психосоциальное сопровождение престарелых, безработных, мигрантов, лиц с ограниченными физическими возможностями и отклоняющимся поведением, находящихся в ситуации кризиса, и т. п.

К специальным психосоциальным технологиям относятся те, которые осуществляются в условиях риска, дефицита времени, сопротивления со стороны клиента, а также учитывают соматические, психиатрические, гендерные, этнические и другие его особенности. В частности, к специальным психосоциальным технологиям относят некоторые виды диагностики преступных групп, массовых беспорядков, оказания помощи в экстремальных ситуациях и т. д. Традиционные технологии здесь не работают. Специальные технологии включают в себя диагностические, консультативные и другие виды.

Многие диагностические методы требуют адаптации с учетом образовательных, возрастных, гендерных, этнических особенностей, а также состояния соматического и психического здоровья клиента.

Итак, на основании приведенного материала вполне можно сделать вывод о том, что социально-пенитенциарная психология и психосоциальная работа с осужденными обладают реальной возможностью внести вклад в повышение эффективности реформирования УИС.

Литература

1. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности. — 2-е изд. — М.: Академия, 2005.

2. Сухов А. Н. Социальная психология преступности. — М., 2007.

3. Сухов А. Н. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. — М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.