ФГОС второго поколения
УДК 37.06
М.В. Бывшева,
А.Н. Шулика
J ^
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ:
модель со-бытия и со-действия
Как развитие социально-педагогического партнерства образовательного учреждения и микрорайона влияет на качество воспитательного процесса?
S_____________________________________________________г
Аннотация. В статье рассматриваются основания проектирования воспитательного процесса школы на основе возможностей социально-педагогического партнерства в микрорайоне. Партнерские отношения в условиях образовательного пространства школы реализуются через минипроекты, участниками и адресатами которых выступают обучающиеся, их родители и педагоги.
Ключевые слова: адаптивная школа, жизненный опыт, социально-педагогическое партнерство, проект, общественно-активная школа, школа здоровья.
Abstract. Theoretical basis of the designing education»s process of the school on base of the possibilities social-pedagogical partnership in micro-district. The Partner»s relation in real condition educational space schools is realized through micro-projects, participant and addressee which emerge training, their parents and teachers.
Keywords: adaptive school, life experience, social-pedagogical partnership, project, public-active school, school of health.
Сегодня общество развивается быстро и интенсивно, в связи с этим закономерны и изменения в российской образовательной политике, касающиеся повышения качества образования, доступности общего образования для всех и для каждого, его ориентированность на будущее. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», подчеркивается, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития», это в итоге должно обеспечить выпускникам школы возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны. Многими специалистами в области образования признается, что важнейшим условием достижения целей современного образования является эффективное социальное партнерство, направленное на решение актуальных проблем микросоциума.
С позиций современного социального менеджмента социальное партнерство рассматривается как особый тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации важнейших социально-экономических интересов основных групп общества. Оно формируется как закономерный результат развития гражданского общества и показатель его экономической, социальной, политической и нравственной зрелости и стабильности. Важнейшими характеристиками соци-
ального партнерства являются равноправие и полно-мочность сторон в постановке и обсуждении проблем (задач), норм законотворчества, добровольность принятия обязательств при заключении договоров и соглашений, полная ответственность за выполнение принятых на себя обязательств, равноправие в достижении договоренности без ущемления интересов какой-либо из сторон на основе их позитивного взаимодействия [2, 7, 8, 9].
Проектирование модели социально-педагогического партнерства, обеспечивающей обогащение опыта школьников, базируется на следующих теоретических основаниях:
- идеи и теоретические представления современного образования, основанные на системности и комплексности социальных (в том числе образовательных) явлений (А. Г. Асмолов, Э. В. Ильенков, Е. И. Холостова и др.), теории социального партнерства (Л.Н. Глебова, А. А. Федулин и др.);
- исследования педагогического проектирования в контексте совершенствования педагогической и управленческой деятельности и развития образования в целом (В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Е. А. Ямбург и др.);
- концепции социализации личности и социального воспитания отечественных ученых (К. А. Абульханова-
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
41
ФГОС второго поколения
Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Л. И. Божович,
В. С. Мухина, А. В. Петровский и др.).
Отвечая требованиям социального и государственного заказа, школа № 26 воспитательный процесс выстраивает через активизацию партнерских отношений в ближайшем образовательном пространстве микрорайона, что обусловлено необходимостью разрешения ряда противоречий:
- между высокой социальной значимостью привлечения широкой общественности к воспитанию детей и подростков и отсутствием эффективных методов и технологий совместной деятельности индивидуальных и коллективных субъектов образовательного пространства школы в рамках микрорайона;
- между важностью сочетания в воспитательной системе микрорайона факторов влияния со стороны различных типов и видов образовательных, спортивных и культурных учреждений, учреждений здравоохранения и недостаточным выявлением и использованием социально-педагогического потенциала местного сообщества;
- между необходимостью освоения педагогами -представителями различных общественных институтов, культуры взаимодействия, способствующей созданию условий для обогащения жизненного опыта подрастающего поколения и сохраняющимися стереотипами в воспитательной работе с населением.
Для разрешения выделенных противоречий педагогический коллектив в настоящее время работает над основным проблемным вопросом: каковы условия и технология взаимодействия индивидуальных и коллективных субъектов микрорайона школы, обеспечивающих эффективную социализацию обучающихся в процессе воспитания? Постановка данной проблемы соответствует одному из направлений программы развития школы на 2010-2013 гг. в рамках темы «Школа социального опыта - путь к саморазвитию и самореализации», реализуемой ОУ в условиях сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений академической площадки Уральского отделения РАО [4, 5].
Главным ресурсом для выполнения программы развития педагогический коллектив школы определяет построение плодотворных социально-партнерских отношений в микрорайоне, поскольку это дает ощутимый эффект социализации учащихся, развития их склонностей и способностей в приобретении социального опыта и имеет достаточный потенциал для становления компетентностей и получения личностно значимых результатов школьников и выпускников.
Объективными предпосылками применения данного подхода в конкретных условиях жизнедеятельности школы являются следующие позиции.
Во-первых, школа расположена в небольшом локальном микрорайоне, значительно удаленном от социокультурного центра мегаполиса.
Во-вторых, школа, являясь активным субъектом микросоциума, на протяжении последних семидесяти лет решает воспитательные задачи в отношении жителей микрорайона (как детей и подростков, так и их родителей), тем самым является ядром воспитательной системы микрорайона.
В-третьих, по опросам общественного мнения, педагогическая система школы имеет довольно высокий рейтинг в социокультурном поле микрорайона, что достигается за счет ее традиций и репутации педагогов.
В-четвертых, в школе сложилась стабильная система взаимосвязанных органов самоуправления (Совет школы, Педагогический совет, Методический совет, Ученический совет школы, Совет по профилактике зависимостей), которая имеет выходы на взаимодействие с субъектами образовательного процесса школы и коллективными субъектами микросоциума.
И, наконец, инфраструктура микрорайона к настоящему времени сложилась таким образом, что в ней многообразно представлены социокультурные учреждения - потенциальные партнеры школы в воспитании детей и подростков, которые могут быть условно разделены по направлениям:
- образовательные учреждения в системе непрерывного образования (общеобразовательная школа и муниципальный детский сад), а также учреждения дополнительного образования, имеющие художественно-эстетическую направленность (Дом детского творчества) и спортивную направленность (детско-юношеский спортивно-технический клуб и детско-юношеская спортивная школа);
- учреждения культуры (Культурно-досуговый центр микрорайона);
- учреждения здравоохранения (детская поликлиника);
- учреждения физкультуры и спорта (спортивный комплекс регионального уровня).
Таким образом, сегодня воспитательная система школы готова на базе социального партнерства на качественно новом уровне решать задачи в отношении оптимизации условий образовательной среды школы как культурно-образовательного пространства содействия и со-бытия детей и взрослых в направлении их саморазвития и самореализации, где существенное значение приобретает социальный опыт школьников.
Как известно дети и подростки, находясь в педагогической системе школы, испытывают множество воспитательных воздействий и влияний. Они возникают, как правило, одновременно и вместе с тем автономно, при этом конкретный школьник всегда оказывается в пересечении множества рассогласованных социализирующих воздействий [1,3].
Школа, принимая на себя ответственность за обогащение социального опыта детей и подростков, обуславливает тем самым специфическую педагогическую стратегию, которая определяет успех конкретных «тактик» воспитания, которыми родители и педагоги обеспечивают результат социализации учащихся. Основными педагогическими стратегиями, позволяющими реализовать идею школы социального опыта, призваны стать: стратегия социального самовыражения ребенка в деятельности, стратегия общности и коллективизма, стратегия выведения ребенка к цели «быть самим собой». Данные стратегии охватывают целостную систему процесса овладения социальным опытом: деятельность детей и подростков по освоению социально значимого содержания; общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей; содержание и структуру
42
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
ФГОС второго поколения
Модель партнерства:
Спортивный комплекс птицефабрики «Свердловская»
ГУПСО «Птицефабрика «Свердловская»
МОУ ДОД
«Дом детского творчества»
Координационный совет
МОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа «СТК «Радуга»
Педагогический Методический
совет совет
МБОУ-СОШ № 26
КДЦ
«На Варшавской»
Совет школы Совет
по профилактике Ученический зависимостей
МОУ ДОД «Детско- Совет школы
юношеская спортивная МДОУ детский сад №177
школа № 12» Координационный совет
МУ Поликлиника № 13
Рис. 1. Структура социально-педагогического партнерства в образовательном пространстве школы
его самосознания. В воспитательной системе школы особое место занимает социализация учащихся, которая не является отдельным изолированным актом, но пронизывает все формы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Принципы воспитания личности, стремящейся к саморазвитию и самореализации, на которые опирается педагогический коллектив школы, указывают векторы «восхождения к индивидуальности»:
- принцип единства воспитания с жизнью;
- принцип педагогического взаимодействия с семьей школьника;
- принцип приоритетности социального опыта школьника;
- принцип ценностно-смысловой направленности воспитания;
- принцип социальной общности и сотрудничества.
Обогащение жизненного опыта школьников достигается на основе комплексного подхода к построению социально-педагогического партнерства в микрорайоне. Ориентирами для построения социально-педагогического партнерства в образовательном пространстве школы стали следующие педагогические модели: адаптивная модель, школа социального опыта, общественно-активная школа, школа здоровья.
Адаптивная школа, которая уникальна, прежде всего, тем, что методы работы с учениками, формы обучения и подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети учатся в том или ином конкретном классе. Не ребенок адаптируется в школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат - разноуровневая система обучения, дающая возможность
каждому ученику реализоваться. Вместе с тем, адаптация педагогической системы носит двусторонний характер. С одной стороны образовательная система в лице образовательного учреждения и конкретного педагогического и ученического коллективов со своими методами, формами, содержанием, технологиями активно приспосабливается к индивидуальным особенностям детей и подростков. С другой, сам учащийся приспосабливается к этой системе, в результате чего происходят качественные изменения в его психофизиологических и социальных характеристиках.
Общественно-активная школа, которая ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие сообщества, привлечение родителей и жителей к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом. Это школа, которая стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микрорайона, поселка, села. В реализацию программ включаются заинтересованные организации, люди, но за школой остается лидирующая роль. Школа дает своим выпускникам не только необходимый уровень академического образования, но и навыки гражданской активности и самореализации, воспитывает чувство ответственности через объединение учащихся, родителей, педагогов, представителей власти, бизнеса и других членов сообщества для достижения общей цели - лучшего будущего для каждого из нас.
Школа социального опыта, которая видит свою цель не в формировании системы знаний, умений и навыков, а в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникативной,
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
43
ФГОС вто/эого поколения
гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности, в развитии индивидуальности каждого ученика и воспитании его как субъ екта социализации. Эта школа стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать об|эаз жизн и детей. При этом существенным отличием такой модели становится ее включение в социем. Зде сь обеспечив ается кросто р раз нообраз-ной детской деятельности, в том числе добровольной и совместной творческой, царит разноаозрастное гза-имодействие, занятия органично выходят за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образотания, культуры и спорта.
Школаздоровия, которая стремитькя к осноеной цели - сформирование духовно б огатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми з на ниями сред ней школы, способной адаптироваться к услмв иям ново й жизни. Принцип к здоровью через образование стал новад на пдавлением в кевременнои педагогкке -непремянное условие достзжкния образовательной и воспитательной цели. Каждый педагог независимо от преподаваемого предмета и должности в школе, должен содействовать реализации здоровьесбкреже-ния, посиольку здоровье не только оТщая ценноить, но и вопрос национальной безопасности страны. Модели школы здоровья имеют рачл ичные варианты, однако болншин ство из нид вкпючактздо ровую среду, связанную с физической и психологической атмосферой, а также ткккми ф акторами нак безопасность, питкние, служба питания и позитивнас атмосфера обучения; школоную м едицинскую службу здо ровья, включающую предупреждение, раннюю идентификацию и уктранеаие проблем со здоровьем; онструк-ции по здо ровью в уеебном ку рсе, ориентированные на повышение понимания учащимися принципов здоровья и измен еиие поведения с ориентациед на здо-ровьо.
Суммируя и уточняя вышо изможенное, можно сформулировать положения, составляющие основу социальео-педагогического падтн ерства школы:
- ледагогическая система школы отражает социальную сущность окружающей среды, ее необходимо ори-ентороваоь на лично сть субдектов об разо ввтелдного
процесса (в первую очередь школьников), признавая ценностью человеческие качеств а;
- ключевая фигура процессе оброзотания - подрастающий человек во всем многообразии его проявлений, поэтому ему необходимо обеспечить здоровьесберега-ющуи сред у, а также возможно сть выбора социальных услови й нс только нобуч ении, н о ив познааои к целом как специфической человеческой деятельности, обе-ипетивающей саморазви тие и самореализацию личности;
- обогащение образа жизни детей и подростков как поле социально-ли чностоого развития о°еспечи-взют взрослке, поэтому их позиция должна включать осознание, прогнозирование и уп равлени е возможными изменениями,их направлением,содержанием путем педвгогичееки целесообразного воияния нн ди-ндмику всдуще й деятольности в разные возрастоые периоды;
- перспектива |эазвития ребенка во всякою возрасте - приобретение им социальных качеств и неха-низмов, этому способствует непрерывное образование с опорой на зону ближайшего развития, с учетом сенз ити воых периодо в в жизни ребенда, одиентация на специфиду динамики иоздастных психологических новообразований;
- активная деятельность школьников, основная на интересе, ли чностном смысле, формирует ответственность, разностороннюю мотивацию, творческую направлееность, стимулируеи освое ние культуры н целом, аоэтому необходимо создание нзсыщееной со-Кытиями среды совместной жизнедеятельности детей и взрослых во всех концентрах социума школы, микрорайона, района,еорода.
(Осознание содеижатия функциониеования социальных связей школы с индивидуальными и коллек-ттвными субъектами кииро райо нн приводит к таму, что пед агогическую направленн ость взаимодейчтвий к мокрое-ци,ме неоиход имо инициировать со стороны школы через следующие механизмы.
Ва-первых, кеобходиюо создание координационного совета в аикрорайоке, деятельность которого будет обеспечивать решение вопросов целенаправ-ле ннвго социалено-педагогическтго взаимодействия
Адаптивная школа Общественно-активная
Моде ль школа
Школа со-бытия и со-действия Школа здоровья
социального опыта
Рис. 2. Научно-практические основания социально-педагогического партнерства в образовательном пространстве школы
44
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
ФГОС второго поколения
субъектов микрорайона. Координационный совет создается по инициативе школы, включает в себя представителей всех заинтересованных социокультурных учреждений микрорайона и представителей общественности. Через функционирование координационного совета обеспечивается устойчивость в реализации идей проекта, связанных с воспитанием подрастающего поколения, через согласование усилий и ресурсов всех заинтересованных субъектов микросоциума.
Вторым механизмом реализации социально-педагогического партнерства видится разработка и реализация ряда социально-педагогических минипроектов, инициированных и внедряемых школой в микрорайоне:
«Со-дружество» включающего проведение социальных акций в микрорайоне;
«Со-звездие» - творческий фестиваль обучающихся и педагогов всех образовательных учреждений;
«Со-участие» - создание и функционирование общественного клуба, в который входят секции объединяющие родителей и педагогов микрорайона школы, а также активное распространение в микрорайоне школьной газеты и функционирование сайта школы;
«Со-здание» - учебно-исследовательские проекты обучающихся и профессиональные проекты педагогов.
Очевидно, что социально-педагогические минипроекты определяют возможность объединения ресурсов всех субъектов образовательного пространства микрорайона школы и предполагают реализацию социально-педагогического, медико-психологического и правового обеспечения работы всех социокультурных учреждений микрорайона с подрастающим поколением в рамках воспитательного процесса. Внедрение социально-педагогических минипроектов позволяет интегрировать усилия участников образовательного процесса, органов муниципального управления и самоуправления школой, а также социокультурных учреждений, расположенных в микрорайоне, повысить правовую и психолого-педагогическую компетентность специалистов системы образования, здравоохранения, спорта, культуры и населения, что в целом обеспечивает формирование единой воспитательной системы микрорайона.
Определение структуры мини-проектов в представленном виде позволяет повысить управляемость процессами взаимодействия между социальными партнерами, но самое главное полнее реализовать имеющийся воспитательный потенциал микрорайона, обеспечивающий построение пространства со-действия и со-бытия детей и взрослых.
Построение воспитательной системы школы на основе социального партнерства позволяет получить следующие результаты:
- формирование в социуме микрорайона культурнообразовательного пространства, обогащающего общечеловеческими целостностями жизненный опыт детей, подростков и взрослых;
- создание действующей модели Координационного совета, включающего представителей социума микрорайона, обеспечивающего реальную совместную социальную деятельность востребованную в микрорайоне;
- накопление обучающимися школы достаточного объема реального личного жизненного опыта, необходимого для их эффективного саморазвития и самореализации во все возрастные периоды, через внедрение новых форм воспитательной работы;
- создание школьной социально-педагогической среды построенной на основе обновления системы методической работы, повышения мотивации к совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса;
- обобщение и распространение инновационного педагогического опыта через социальные акции, творческий фестиваль, общественный клуб, печатные материалы, интернет-ресурсы, семинары и мастерклассы.
Таким образом, социальное партнерство, предполагающее взаимодействие субъектов образовательного процесса школы с различными индивидуальными и коллективными субъектами социокультурного пространства микрорайона, позволяет выявить неиспользованные ресурсы, объединить воспитательные возможности микросоциума в решении проблем социализации подрастающего поколения, транслировать накопленный опыт разработки приоритетных направлений развития образования в микрорайоне.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности//Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - 224 с.
2. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание де-тей//Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 45-52.
3. Голванова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Питер, 2004.
4. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010. С.32-42
5. Давыдова Н. Н., Поляков Л. П.. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, № 3 (2010)
6. Лазарев В. С. Системное развитие школы. Издание второе. - М.: Пед. об-во России, 2003. - 304 с.
7. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. - М: Народное образование, 2002. - 176 с.
8. Сиденко А. С. О иновационим и традиционалним моде-лима наставног процеса // Настава и васпитанье. Бео-град. 2006. № 2.
9. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 216 с.
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
45