УДК 37.013.42 ББК Ч-31
ГСНТИ 14.07.05
Код ВАК 13.00.01
О. А. Круковская
Москва
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
АННОТАЦИЯ. Определяется основное содержание социально-педагогической профилактики наркотической зависимости обучающейся молодежи, которая включает в себя использование потенциала социума и собственного потенциала личности обучающегося. Социально-педагогическая модель профилактики является новым подходом в решении одной из самых острых проблем в превентивной педагогической практике.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профилактика; социально-педагогические условия; наркотическая зависимость; внутренний потенциал; личность; социальные институты.
O. A. Krukovskaya
Moscow
THE SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DRUG ABUSE PREVENTION IN EDUCATION ENVIRONMENT
ABSTRACT. The article describes the contents of the socio-pedagogical drug abuse prevention in educational institutions. The main purpose of socio-pedagogical drug abuse prevention is the utilization of social resources in order to accomplish the goals of drug abuse prevention. In the author’s opinion the main efforts are to be concentrated on the potentials of social institutions and on the inner potential of the students. Socio-pedagogical model of drug abuse prevention is a new approach in solving the most acute problem in preventive pedagogical practice.
KEY WORDS: prevention; socio-pedagogical conditions; drug addiction; inner potential; personality; social institutions.
Результаты исследований отечественных ученых и официальная социально-педагогическая практика свидетельствуют о том, что профилактика молодежной наркомании имеет прежде всего социальную основу, поскольку его участники: педагоги, родители, подростки - находятся между собой в социально регулируемых отношениях и реализуют свои контакты в социальных институтах воспитания, каковыми являются образовательные учреждения, семья, досуговые учреждения.
Также нельзя отрицать того факта, что в благоприятных условиях личность формируется по социально-положительному типу, а в неблагоприятных - становится носителем асоциальных установок. Отсюда следует, что успешная профилактика наркомании предполагает создание предпосылок, благоприятных условий для оказания квалифицированной помощи в развитии личности, становлении индивидуальности в человеке, а также формирования психологического и нравственного иммунитета против употребления наркотиков, что возможно при ее позитивной социально-педагогической направленности, в содержание которой может входить все, что связ с утверждением альтернативной наркотикам жизнедеятельности:
- формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни, развитие коммуникативных умений и навыков, создание для этого благоприятных условий в привлека-
тельных для молодежи формах (фестивали, диспуты, спортивные мероприятия и т.д.);
- формирование положительной самооценки, целеустремленности, гражданской ответственности, самоуважения и эмпатии через создание среды совместной деятельности обучающихся и педагогов, администрации образовательного учреждения (движение студенческих отрядов, студенческое самоуправление, волонтерское движение и т.д.);
- активизацию позитивных ресурсов личности, раскрытие ее потенциалов.
Таким образом, особенностью социально-педагогического подхода является акцент на специальное создание определенных условий, способствующих эффективной профилактике подростковой наркомании.
Под социально-педагогическими условиями, способствующими успешной социально-педагогической профилактике наркозависимости подростков, мы понимаем следующее:
- обеспечение максимального использования потенциала социальных институтов (семья, образовательные учреждения, здравоохранение, службы социальной защиты, правоохранительные органы, общественные организации) и их взаимодействие;
- активизация собственного потенциала личности учащегося;
- включение учащихся в совместную социально-значимую деятельность.
Рассмотрим социально-педагогические условия подробнее:
Обеспечение максимального использования потенциала социальных институтов (семья, образовательные учреждения, здравоохранение, службы социальной защиты, правоохранительные органы, общественные организации) и их взаимодействия.
Для изменения и нивелирования воздействия наркотической субкультуры на подрастающее поколение необходимы усилия всех заинтересованных ведомств и учреждений. Социальные аспекты изучаемой проблемы раскрыты в трудах Э. А. Бабаяна, С. А. Беличевой, И. С. Кона, М. А. Ковальчук, В. Т. Лисовского, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, Д. И. Фельдштейна. В них выделены тенденции развития проблемы, подтверждающие необходимость согласования усилий различных социальных институтов общества в процессе профилактики наркомании в молодежной среде [2].
Будучи явлением комплексным, включающим в себя социальный, медицинский, психологический компоненты, молодежная наркомания оказалась в положении дитяти, которое «без глаз» при семи няньках. «Имена» этих «нянек» известны: здравоохранение, образование, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения, служба занятости населения, семья. Однако несогласованность их усилий, а зачастую и узковедомственные интересы и озабоченность честью мундира или просто неосведомленность приводят к их полной беспомощности в борьбе против распространяющейся молодежной наркомании и алкоголизма. Таким образом, одна из важнейших проблем профилактики молодежной наркомании — консолидация усилий учреждений и ведомств, так или иначе имеющих к ней отношение[1].
Безусловно, что заниматься профилактикой наркозависимости на информационном и технологическом уровне могут только специально обученные для этой деятельности люди. Также очевидно, что профилактика подростковой наркомании не является прерогативой только педагогической науки. Этим делом занимаются юристы, медики, психологи и другие заинтересованные лица, однако именно педагогический аспект предупреждения становится в последнее время основополагающим, так как он в наибольшей степени отражает происходящие в обществе изменения, и создает реальную возможность для максимальной самореализации каждого человека.
Все вышесказанное позволяет нам в профессиональной деятельности каждого ведомства выделить собственный социально-педагогический компонент:
Сфера охраны правопорядка (отделы по предупреждению преступлений несовершеннолетних, участковая служба, госнарко-контроль и др.):
- оказание правовой помощи, обеспечивающей соблюдение прав ребенка (подростка);
- информирование о состоянии наркотизации населения, типичных ситуациях, способствующих вовлечению в круг наркоманов;
- разъяснение незаконности хранения, распространения наркотических веществ, мере ответственности за нарушение анти-наркотического законодательства;
- информирование подростков о существовании связи между употреблением наркотиков с совершением преступлений;
- информирование о формах правовой поддержки в случае предложения наркотика (телефон доверия, адрес).
2. Сфера здравоохранения (центр медицинской профилактики, планирования семьи и др.):
- оказание социально-реабилитационных услуг в специализированных центрах (отделениях), комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья больных наркоманией и со-зависимых людей ближайшего социума;
- информирование подростков, родителей о последствиях употребления наркотиков для здоровья человека, его потомства;
- разъяснение в подростковой среде психофизиологических механизмов возникновения наркозависимости с учетом особенностей возраста.
3. Образовательно-воспитательная сфера:
- включение информации о предупреждении наркомании в образовательную деятельность (на уроках биологии, химии, литературы, валеологии и др.);
- проведение организационно-просвети-тельскрй работы по профилактике наркоманий и токсикоманий в школах, средних специальных и высших учебных заведениях на основе следующих принципов (Науменко Ю. В.):
а) антинаркотическая пропаганда должна проводиться регулярно и целенаправленно, так как бессистемные, эпизодические мероприятия не позволяют сформировать стойкие, правильные и желаемые убеждения у детей и подростков;
б) подбор информации должен соответствовать полу и возрасту объекта профилактической работы;
в) полное исключение запугивания обучаемых, искажения и ложной информации о негативных последствиях употребления психоактивных веществ и какого-то оправдания причин их употребления;
г) выработать отрицательное отношение к наркотикам, алкоголю и токсикантам не
только путем разъяснения негативных последствий приобщения к ним, но и на основе возможных отрицательных последствий их поведения, формирования умственных, интеллектуальных способностей в реализации поставленных подростками и юношами целей и задач их перспективного роста и развития;
- включение подростков в разнообразные виды социально-полезной деятельности;
- целенаправленное формирование социально значимых качеств личности подростка, необходимых для его успешной социализации;
- включение подростков в разнообразные виды социально полезной деятельности;
- создание комфортной среды жизнедеятельности подростка в образовательном учреждении, способной оказать влияние на развитие сферы его интересов;
- организация физкультурно-оздоровительной работы, привлекательной для подростков, заполнение свободного времени подростка конструктивными формами досуга;
- своевременная диагностика и психологопедагогическое сопровождение кризисных ситуаций (периодов) в жизни подростка;
- развитие творческого потенциала детей и подростков за счет предоставления различных факультативов, кружков, спортивных секций, студий, клубов по интересам и т.д.;
- просвещение родителей подростков о путях и способах вовлечения в потребление психоактивных веществ;
- информирование родителей о типичных признаках потребления подростком наркотиков.
4. Сфера досуга:
- развитие инфраструктуры безнаркоти-ческого молодежного досуга (клубы, спортивные мероприятия, массовые праздники);
- поддержка молодежных социальных инициатив (волонтерское движение, анти-наркотические акции и т.д.);
- обеспечение подростка информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг [3].
Опыт изучения личности наркозависи-мых подростков свидетельствует, что именно слабая актуализация потенциала личности явилось одним из серьезных факторов наркотизации [1].
Исходя из этого современные стратегии профилактики наркотической зависимости, на наш взгляд, должны быть ориентированы на активизацию позитивных ресурсов личности, раскрытие ее потенциалов:
- потенциал разума — способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться. Цель - обеспечение детей объективной информацией о действии наркотиков, формирование отношения к этой про-
блеме;
- потенциал воли — способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства. Обращение к собственной личности и ее составляющим, которые могут вести к наркологической или другим зависимостям, обусловливает необходимость рассмотреть элементы зависимого поведения. При этом нужно побудить детей к изучению собственной личности, сильных и слабых ее сторон, сформировать способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы;
- потенциал чувств — формирование умения сопереживать окружающим и понимать их чувства, повышение «эмоционального интеллекта», а также умение элиминировать чувства вины, страха, неуверенности в себе;
- общественный потенциал — способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень социальной компетентности. Цель - помощь в социальной адаптации подростка, что проявляется в том, что подросток учится:
1) устанавливать контакты с другими, строить эффективное общение и развивать партнерские отношения;
2) принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим, быть способным обратиться при необходимости за помощью к другим.
- креативный (творческий) потенциал — способность человека к созидательной активности, способность к самовыражению в жизнедеятельности. Цель: развить способность нестандартно мыслить и решать жизненные задачи.
- духовный потенциал — способность развивать духовную природу человека, выражать ценностное отношение. Цель: дать подростку опыт проживания высших состояний любви к себе, ближнему и к миру в целом [2].
Отсутствие необходимого одобрения взрослых и сверстников, неудовлетворенная потребность в самоуважении создают у подростков внутренний дискомфорт, часто становящийся предысторией подростковой наркомании. Однако правильное отношение к таким детям, организующая помощь со стороны родителей и педагогов, нахождение сферы деятельности, в которой подросток может показать успехи, препятствует развитию пристрастия к наркотическим веществам. Установлено, что учащиеся, преуспевающие в каком-либо из видов деятельности (спорт, искусство и другие), реже оказываются среди тех, кто потребляет наркотики [1].
Включение обучающихся в совместную социально значимую деятельность представляет собой условие успешного осуществления профилактической деятельности.
Целенаправленное заполнение свободного времени подростков предполагает такие формы организации досуга, при которых предоставляется возможность реализации потребности самоутверждения на основе социально значимой деятельности.
Установлено, что в подростковом возрасте определяющей является мотивированная общественно полезная деятельность, выражающаяся в развертывании социальной активности, инициативы, самовыражении индивида. Занятия в кружках, клубах, спортивных секциях, посещение дискотек с тематической направленностью, участие в театральных спектаклях способствуют развитию физических, духовных, эмоциональных и интеллектуальных сторон подростка, а самое главное — реализации своего «я».
Подростков рекомендуется включать в социальные отношения через социальнопозитивную среду, которая характеризуется следующими особенностями: содержательной совместной деятельностью, ориентированной на высокие социально-значимые ценности, автономией личности и группы и стимулированием различных форм социальной активности (интеллектуальной, спортивной, эстетической, трудовой, благотворительной и др.); взаимозависимостью в совместной деятельности в коллективе; актуализацией не только межиндивидного взаимодействия, но и взаимодействия индивидов как представителей конкретных групп (способность к групповой идентификации и межгрупповой деятельности); стимулированием кооперативных форм межгруппового взаимодействия [3].
На базе образовательного учреждения необходимо создание волонтерского движения, являющегося одним из эффективных и перспективных вариантов работы по профилактике наркозависимости среди молодежи. Базовый принцип волонтерского движения - насыщенная, интересная, полноцен-
ная жизнь без наркотиков с привлечением в ряды волонтеров молодых людей, входящих в группы риска, имеющих тенденцию к разного рода аддикциям.
Цели волонтерской помощи людям с отклоняющимся поведением:
- формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение);
- интеграция опыта ровесников, ведущих здоровый образ жизни; совершенствование саморегуляции, повышение стрессоустойчи-вости и расширение ресурсов личности;
- выработка жизненно важных умений;
- устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;
- расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности, повышение уровня социальной адаптации [4].
По мнению С. В. Березина, К. С. Лисецко-го, включение подростка в употребление наркотических веществ можно рассматривать как следствие и проявление неэффективной социализации. Мы разделяем позицию ведущих отечественных специалистов в области социальной педагогики (М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик, В. С. Торохтий, Е. П. Никитин) [5] в том, что полем профессиональной социально-педагогической деятельности является создание условий для психологического комфорта и безопасности подростка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, образовательном учреждении, ближайшем окружении и других социумах в целях позитивной социализации.
Таким образом, социально-педагогическая профилактика наркозависимости представляет собой, на наш взгляд, комплексную систему социально-педагогических мер, направленных на создание условий для позитивного развития личности подростка при максимальном использовании потенциала социума и самой личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. БЕРЕЗИН С. В., ЛИСЕЦКИЙ К. С., САМЫКИНА Н.Ю. Первичная профилактика наркомании: учеб. пособие /под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: изд-во «Универс - групп», 2006.
2. БЕРКАЛИЕВ Т. Н. Профилактика наркомании в территориальной системе общего образования: дисс ... канд. пед. наук:13.00.01: СПб, 2006
3. ГРИДНЕВ А. Г. Социально-педагогические условия первичной профилактики подростковой наркомании: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Тамбов, 2005
4. Здоровый жизненный стиль и профилактика молодежной наркомании: тез. докл. II гор. науч.-практ. конф., г. Сочи 21 окт. 2005 г. / под науч. ред. В.В. Колесникова [и др.]. Сочи: СПИ СГУТиКД: МУЗ г. Сочи «Наркол. диспансер», 2005.
5. ТОРОХТИЙ В. С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве. // Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости: коллективная монография / под ред. ИА.Ахьямовой. Екатеренбург: УрГПУ, 2010.
Статью рекомендует д-р пед. наук, канд. психол. наук, проф. В. С. Торохтий